Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осипова Анастасия Андреевна

В статье представлены результаты исследования функциональных резервов центральной нервной системы студентов специальности «Лечебное дело» на начальном этапе обучения в вузе. Выявлено разновременное включение различных звеньев центральной нервной системы в процесс вегетативного обеспечения адаптации, что отражает как межсистемные функциональные взаимодействия в организме, так и индивидуальные. Напряжение механизмов адаптации у студентов на I курсе сменяется более эффективным течением адаптационных процессов к условиям профессионального обучения на II курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осипова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF 1ST YEAR STUDENTS DURING THE ACADEMIC YEAR

The article presents the results of a study of the functional reserves of the central nervous system of students of the specialty «General Medicine» at the initial stage of study at the university. Different-time inclusion of various links of the central nervous system in the process of vegetative provision of the adaptatiоn is revealed, which reflects both intersystem and individual functional interactions in the body. The tension of adaptation mechanisms among students in the 1st year is replaced by a more effective course of adaptation processes to the conditions of vocational training in the 2nd year.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

УДК 611.81-057.875

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Осипова Анастасия Андреевна,

студент

Научный руководитель — А. С. Миненкова, старший преподаватель кафедры фундаментальной медицины Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлены результаты исследования функциональных резервов центральной нервной системы студентов специальности «Лечебное дело» на начальном этапе обучения в вузе. Выявлено разновременное включение различных звеньев центральной нервной системы в процесс вегетативного обеспечения адаптации, что отражает как межсистемные функциональные взаимодействия в организме, так и индивидуальные. Напряжение механизмов адаптации у студентов на I курсе сменяется более эффективным течением адаптационных процессов к условиям профессионального обучения на II курсе.

Ключевые слова: функциональные резервы, центральная нервная система, адаптация, профессиональное обучение, студенты.

FUNCTIONAL STATE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF 1ST YEAR STUDENTS

DURING THE ACADEMIC YEAR

Osipova Anastasiya Andreevna,

student

Scientific supervisor — A. S. Minenkova, Senior Lecturer of the Fundamental Medicine Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article presents the results of a study of the functional reserves of the central nervous system of students of the specialty «General Medicine» at the initial stage of study at the university. Different-time inclusion of various links of the central nervous system in the process of vegetative provision of the adaptatwn is revealed, which reflects both intersystem and individual functional interactions in the body. The tension of adaptation mechanisms among students in the 1st year is replaced by a more effective course of adaptation processes to the conditions of vocational training in the 2nd year.

Key words: functional reserves, central nervous system, adaptation, professional training, students.

В живых системах физиологические процессы подвержены закономерным ритмическим колебаниям, называемым биологическими ритмами. Это самоподдерживающиеся автономные процессы, возникающие при взаимодействии организма со средой, в ходе которого происходит непрерывное наложение внешних ритмов на ритмы внутренние. Результатом такой суммации является ритмичность функционального состояния тканей, органов, систем и организма в целом [1].

Функциональное состояние центральной нервной системы обеспечивает фоновые процессы поведенческой деятельности. В связи с этим осуществление прогностической диагностики функционального состояния ЦНС студентов в течение года является чрезвычайно

эффективным способом определения степени их учебной адаптации и профессиональной пригодности [2].

На сегодняшний день существуют несколько способов оценки функционального состояния ЦНС. Наиболее простым и объективным методом является оценка результативности выполнения сенсомоторных реакций [3].

Перед нами стояла цель: исследование функционального состояния центральной нервной системы студентов в течение первого учебного года. Исходя из цели, мы обозначили следующие задачи: определить функциональное состояние центральной нервной системы девушек, обучающихся на I курсе специальности «Лечебное дело», и сравнить функциональное состояние их цен-

тральной нервной системы в начале и в конце учебного года.

Все участники данного исследования подписывали информированное согласие.

В лонгитюдном исследовании принимали участие 10 девушек-студенток I курса специальности «Лечебное дело» Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Ката-нова. Критериями, влияющими на отбор студентов, являлись: возраст 18 лет, отсутствие опыта обучения в среднем профессиональном и высшем учебном заведениях. Критериями исключения были: нарушения зрительной и слуховой сенсорных систем, наличие у студента острых и хронических заболеваний на момент исследования.

Обследование проводилось двукратно - в ноябре и в марте, в первой половине дня, в спокойной обстановке, при отсутствии отвлекающих факторов. Обследуемый находился в максимально удобной для него позе, ему были объяснены цели и ход выполнения процедуры исследования.

Функциональное состояние ЦНС определяли по показателям ПЗМР (простой зрительно-моторной реакции) и ПСМР (слухо-моторной реакции), так как методика определения времени простой сенсомоторной (двигательной) реакции позволяет судить о функциональном состоянии ЦНС, а также оценить скорость протекания нервных процессов и уровень активации ЦНС при обработке сигналов в зрительной или слуховой сенсорных системах.

Для проведения данных исследований использовали программу Neuro (Вишняков А., 2001) в режиме «Простая зрительная сенсомо-торная реакция» и «Простая слуховая сенсо-моторная реакция», адаптированную к OC Windows 10 [4].

Обработка и анализ результатов проводился по скорости и стабильности ударов пальцами ведущей руки по клавише «Пробел» в ответ на предъявляемый стимул.

Каждому из испытуемых предлагалось выполнить нагрузку зрительной и слуховой сенсорной модальности. Темп предъявления стимулов - навязанный, псевдослучайный.

После инструкции обследуемому в псевдослучайном порядке предъявляли 30 прямоугольников (зрительно-моторная реакция, ПЗМР), надевали наушники и в псевдослучайном порядке предъявляли 30 звуковых сигналов (слухо-моторная реакция ПСМР).

В ходе проведения исследования фиксировались показатели:

1) латентный период сенсомоторной реакции (ЛП СМР, мс), отражающий среднюю скорость сенсомоторных реакций человека, быстродействие;

2) стандартное (среднеквадратичное отклонение (СКО, мс), которое является показателем стабильности сенсомоторного реагирования, позволяет оценить уровень церебрального гомеостаза, стабильности реакции;

3) ошибка средней (ОС, мс), отражающая среднее время моторного периода сенсомотор-ной реакции;

4) коэффициент вариации (КВ, %), который отражает степень вариативности данных;

5) количество пропущенных сигналов (P, шт.), отражающее продуктивность сенсомо-торной реакции.

По результатам ПЗРМ было выделено пять классов, отличающихся друг от друга функциональным состоянием центральной нервной системы (табл. 1, 2):

- 1 класс - низкий уровень функциональных возможностей ЦНС;

- 2 класс - сниженный уровень функциональных возможностей ЦНС;

- 3 класс - средний уровень активации ЦНС;

- 4 класс - уровень функциональных возможностей ЦНС высокий;

- 5 класс - уровень функциональных возможностей ЦНС высокий.

У лиц 4 и 5 классов состояние, благоприятное для деятельности.

Классы функционального состояния центральной нервной системы (простая зрительная сенсомоторная реакция)

Показатели Диапазоны значений

Класс 1 Класс 2 Класс 3 Класс 4 Класс 5

Латентный период зрительной сенсомоторной реакции, мс 270-500 250-269 212-256 201-211 150-200

Среднеквадратичное отклонение зрительной сенсомоторной реакции, мс 71-200 59-70 46-58 29-45 12-28

Таблица 2

Классы функционального состояния центральной нервной системы (простая слуховая сенсомоторная реакция)

Показатели Диапазоны значений

Класс 1 Класс 2 Класс 3 Класс 4 Класс 5

Латентный период слуховой сенсомоторной реакции, мс 281-500 236-280 187-235 146-187 100-145

Среднеквадратичное отклонение слуховой сенсомоторной реакции, мс 81-500 61-80 40-60 26-39 15-25

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета прикладных программ Excel и Statistica 10. Проверка на нормальность распределения осуществлялась тестом по методу Шапиро -Уилка. В связи с тем, что полученные данные не соответствовали критериям нормального распределения, в качестве меры описания была использована медиана (Me), меры рассеяния - квартили (Q1-Q3). Чтобы оценить статистическую значимость качественных показателей зависимых групп, применялся критерий Вилкоксона. Для оценки статистической значимости количественных показателей независимых групп применяли метод четырехпольных таблиц, при этом брался критерий Хи-квадрат Пирсона для ожидаемых частот >10. Критический уровень значимости принят при р<0,05.

Тест простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) отражает функциональное состояние ЦНС в ответ на световой стимул. Результаты теста интерпретировали на основе следующих показателей: латентный период, среднеквадратичное отклонение, ошибка средней, коэффициент вариации, пропущенные сигналы. По-

считали медиану и верхний и нижний квартили ^1^3) для каждого показателя для возможности сравнения качества реакций в начале учебного года и в конце.

Различия латентного периода ПЗМР в группе студентов осенью и весной явились статистически значимыми (р = 0,01). Различия среднеквадратичного отклонения ПЗМР в группе студентов осенью и весной явились статистически незначимыми (р = 0,07). Пропущенных сигналов при проведении тестирования зафиксировано не было, что означает высокую продуктивность работы у всех студентов. Результаты представлены в таблицах 3, 4.

Таким образом, видно, что групповые показатели скорости и стабильности зрительно-моторного реагирования по простой зрительно-моторной реакции имеют тенденцию к снижению к концу года. Это можно связать с тем, что студенты I курса находились на стадии адаптации. Исследование в начале учебного года выпало на период «стабилизации» работоспособности, поэтому значения показателей были наиболее оптимальными. Причиной ухудшения показателей весной

может быть нарастающая утомляемость и понижение работоспособности, что можно объяснить снижением осцилляторных возможностей циркадных ритмов из-за короткого светового дня зимой.

Очевидно, что в начале учебного года групповые показатели скорости и стабильности реакций были выше, чем в конце.

Различие латентного периода ПСМР в группе студентов осенью и весной явились статистически значимым (р = 0,03). Различия среднеквадратичного отклонения ПСМР в группе студентов осенью и весной явились статистически незначимыми (р = 0,59). Пропущенных сигналов при проведении теста за-

фиксировано не было, что означает высокую продуктивность работы у всех студентов в группе. Результаты представлены в таблицах 5, 6.

При сравнении данных показателей можно сделать вывод, что групповые показатели латентного периода и среднеквадратичного отклонения по простой слухо-моторной реакции значительно ухудшились весной, по сравнению с осенними.

Подводя итог, можно отметить, что данные исследований ПЗМР и ПСМР свидетельствуют о снижении функционального состояния ЦНС весной.

Таблица 3

Функциональное состояние ЦНС в течение учебного года студентов I курса, по данным простой зрительно-моторной реакции (медиана (25 %^75 %), п=10)

Начало и конец учебного года Латентный период, мс Среднеквадратичное отклонение, мс Ошибка средней, мс Коэффциент вариаций, % Пропущено сигналов, шт.

осень 236,22 (228,54-259,34) 44,97 (42,72-81,93) 8,43 (7,82-14,94) 0,1 (0,1-0,2) 0

весна 267,73 (247,91-294,56) 98,61 (44,26-118,29) 18,12 (8,51-21,52) 0,3 (0,2-0,4) 0

р 0,01* 0,07 0,07 0,01* 0

Примечание: * - уровень статистической значимости различий между показателями ПЗМР в группе у студентов осенью и весной.

Таблица 4

Функциональное состояние ЦНС студентов I курса в течение учебного года, по данным простой зрительно-моторной реакции (количество человек ( %))

Начало и конец

Латентный период зрительной сенсомоторной реакции, мс

учебного года 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс

Осень 2/10 20 % р1 = 0,0734 р2 = 0,0142 р4 = 0,0734 1/10 10 % Р5 = 0,0179 Р7 = 1,0000 6/10 60 % р8 = 0,0179 _ 1/10 10 % 3/10 30 % р1 = 0,1025 р2 = 0,1025 р3 = 1,0000 2/10 20 % р5 = 1,0000 р6 = 0,1025 2/10 20 % р8 = 0,1025 3/10 30 % _

Весна 5/10 50 % р1 = 0,0005 р2 = 0,0039 2/10 20 % Р5 = 0,1025 3/10 30 % _ _ 6/10 60 % р1 = 0,0179 р3 = 0,2821 1/10 10 % р6 = 0,0004 _ 3/10 30 % _

р 0, 0005* 0, 0734 0, 2821 - - 0, 2821 0,0734 - 1, 0 -

Среднеквадратичное отклонение зрительной сенсомо-торной реакции, мс

Примечание: * - уровень статистической значимости различий между показателями ПЗМР в группе у студентов осенью и весной.

Функциональное состояние ЦНС в течение учебного года студентов I курса, по данным простой слухо-моторной реакции реакции (медиана (25 %), п = 10)

Начало и конец Латентный период, Средреквадратичное Ошибка сред- Коэффициент Пропущено

учебного года мс отклонение, мс ней, мс вариаций, % сигналов, шт

осень 247,03 59,49 10,83 0,2

(229,68-283,18) (41,56-104,17) (7,62-19,15) (0,1-0,5) 0

весна 324,75 159,14 29,05 0,4

(273,41-427,16) (70,78-289,64) (12,97-52,82) (0,2-0,6) 0

р 0,03* 0,059 0,059 0,09 0

Примечание: *- уровень статистической значимости различий между показателями ПСМР у студентов осенью и весной

Таблица 6

Функциональное состояние ЦНС студентов I курса в течение учебного года, по данным простой слухо-моторной реакции (количество человек ( %))

Начало и конец учебного года Латентный период слуховой сенсомоторной реакции, мс Среднеквадратичное от торной слонение слуховой сенсомо-реакции, мс

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс

Осень 3/10 30 % р1 = 0,1382 р2 = 0,1025 р3 = 0,0004 4/10 40 % р5 = 0,0020 р6 = 0,0001 2/10 20 % р8 = 0,0734 1/10 10 % - 3/10 30 % р1 = 0,0004 р2 = 0,0039 р3 = 0,0004 1/10 10 % р5 = 0,0001 р6 = 1,0000 5/10 50 % р8 = 0,0001 1/10 10 % -

Весна 7/10 70 % р1 = 0,0027 р2 = 0,2031 1/10 10 % р5 = 0,0734 2/10 20 % - - 7/10 70 % р1 = 0,0027 р3 = 0,2031 1/10 10 % р6 = 0,0734 - 2/10 20 % -

р 0,8973 0,0001* 1,0000 - - 0,8973 1,0000 - 0,0734 -

Примечание: * - уровень статистической значимости различий между показателями ПСМР у студентов осенью и весной

С позиции физиологии полученные результаты можно связать с тем, что умственная деятельность студентов характеризуется высокими мозговыми нагрузками, которые обусловлены концентрацией внимания на ограниченном явлении или объекте [5]. В конце учебного года у студентов наблюдается нервное переутомление и, как следствие, снижение сенсомоторных реакций, так как учебная нагрузка предопределяет существенную мобилизацию психофизиологических функций, а также рост функциональной подвижности нервных процессов в начале и снижение к концу учебного года, ближе к каникулярному периоду [6].

По данным вышеописанного исследования можно наблюдать, что показатели зрительно-моторной реакции и показатели слухо-моторной реакции в конце учебного года у студентов в группе ниже, чем в начале. Тем не менее, время реакции каждого человека явля-

ется индивидуальным показателем, результаты сенсомоторных тестов отражают индивидуальные особенности реагирования испытуемых [7].

На основании вышесказанного можно резюмировать, что адаптация студентов-первокурсников к обучению в медицинском вузе происходит на фоне интенсификации обучения, увеличения объёма учебной нагрузки и сопровождается значительной нагрузкой, оказываемой на адаптационно-компенсаторные системы организма, ведь адаптация - это приспособительная деятельность, обеспечивающаяся физиологическими процессами, которые происходят на клеточном, органном, системном и организменном уровнях существования [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно отметить следующее:

1) функциональное состояние центральной нервной системы девушек, обучающихся на I

курсе специальности «Лечебное дело», характеризуется низкими показателями стабильности нервных процессов, высокими показателями продуктивности. Скорость зрительного сенсомоторного реагирования средняя, слухо-моторного - низкая;

2) скорость сенсомоторного реагирования у девушек-студенток в течение года снижается. Стабильность и продуктивность функционального состояния центральной нервной системы осенью и весной не различаются.

Библиографический список

1. Ашофф Ю. Свободнотекущие и захваченные циркадианные ритмы // Биологические ритмы. М.: Мир, 1984. Т. 1. С. 54-69.

2. Цороев С. С. Психофизиологические факторы учебного труда студента и динамика его работоспособности в течение года // Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник трудов конференции. 2018. С. 327-330.

3. Фролова А. С., Кротенок К. С. Гендерные различия сенсомоторного реагирования студентов медицинского университета с разным типом вегетативной регуляции // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018(5). С. 58-63.

4. Вишняков А. А. Neuro: Исследование нейродинамических характеристик человека. Абакан, 2001.

5. Севрюкова Г. А. Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2005. № 3. С. 20-24.

6. Покровский В. М. Физиология человека: учебное пособие. М., 2003. 656 с.

7. Нехорошкова А. Н. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях // Медико-биологические исследования. 2015. № 9. С. 43.

8. Соболев В. И. Оценка рекреационной эффективности зимних каникул на психофизиологическое состояние студентов-первокурсников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 358-364.

© Осипова А. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.