Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ КОРЕННОГО И НЕКОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ (НА ПРИМЕРЕ АБАКАНА)'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ КОРЕННОГО И НЕКОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ (НА ПРИМЕРЕ АБАКАНА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Врач
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / НЕВРОЛОГИЯ / ШКОЛЬНИКИ / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Костюченко Ю.Р., Чудинова О.В.

Исследование этнических особенностей функционирования центральной нервной системы (ЦНС) - актуальная проблема современной медицины. Цель. Изучение особенностей функционального состояния ЦНС у школьников коренного и некоренного населения Хакасии по параметрам простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР). Материал и методы. Обследованы случайные выборки школьников 12-17 лет обоего пола, коренного и некоренного населения города Абакана. Функциональное состояние ЦНС оценивали методом ПЗМР с использованием аппаратно-программного комплекса УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Сравнивали показатели 2-х групп, сформированных с учетом этнической принадлежности: коренное (хакасы) и некоренное (европеоиды) население. Функциональное состояние ЦНС оценивали по показателям среднего времени ответной реакции (уровень быстродействия) и его среднеквадратического отклонения (уровень стабильности), по интегральным параметрам, отражающим уровень безошибочности и уровень сенсомоторных реакций (уровень активации ЦНС). Показатели обработаны в программе Statistiсa 12 (США). Результаты. У большинства школьников коренного и некоренного населения Хакасии преобладает удовлетворительное функциональное состояние ЦНС. Выявлены этнические различия функционирования ЦНС в виде преобладания инертности и неуравновешенности нервных процессов, более низкой концентрации и устойчивости внимания у подростков коренной этнической группы. Заключение. Выявленные тенденции к ухудшению ряда показателей ПЗМР у части школьников коренного населения Хакасии (снижение концентрации и устойчивости внимания, замедление простых зрительно-моторных реакций) указывают на преобладание процессов торможения в ЦНС, состояние утомления, снижение умственной работоспособности и когнитивной деятельности у данного контингента подростков. Полученные результаты подтверждают актуальность данной проблемы и свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Костюченко Ю.Р., Чудинова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF SCHOOL STUDENTS OF THE INDIGENOUS AND INDIGENOUS POPULATION OF THE KHAKASIA (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF ABAKAN)

The study of ethnic features of the functioning of the central nervous system (CNS) is an urgent problem of modern medicine. Purpose. Study of the features of the functional state of the CNS in schoolchildren of the indigenous and non-indigenous population of Khakassia by the parameters of a simple visual-motor reaction. Material and methods. We examined random samples of schoolchildren 12-17 years old of both sexes, indigenous and non-indigenous population of the city of Abakan. The functional state of the central nervous system was assessed by the method of a simple sensorimotor reaction using the hardware-software complex UPFT-1/30 «Psychophysiologist». We compared the indicators of 2 groups, formed taking into account ethnicity: the indigenous (Khakass) and nonindigenous (Caucasians) population. The functional state of the central nervous system was assessed according to the indicators of the average response time (level of response rate) and its standard deviation (level of stability), by integral parameters reflecting the level of error and the level of sensorimotor reactions (level of central nervous system activation). The indicators were processed in the program «Statistica 12» (USA). Results. Most schoolchildren of the indigenous and non-indigenous population of Khakassia have a satisfactory functional state of the central nervous system. Ethnic differences in the functioning of the central nervous system were revealed in the form of a predominance of inertia and imbalance of nervous processes, a lower concentration and stability of attention in adolescents of the indigenous ethnic group. Conclusion. The revealed tendencies towards the deterioration of a number of indicators of a simple visual-motor reaction in some schoolchildren of the indigenous population of Khakassia (a decrease in concentration and stability of attention, a slowdown in simple visual-motor reactions) indicate the predominance of inhibition processes in the central nervous system, a state of fatigue, a decrease in mental performance and cognitive activity in this contingent of adolescents. The results obtained confirm the urgency of this problem and indicate the need for further research in this direction.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ КОРЕННОГО И НЕКОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ (НА ПРИМЕРЕ АБАКАНА)»

THE HEALTH STATUS OF CHILDREN BORN AFTER VARIOUS ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES

Professor O. Filkina, MD; E. Vorobyeva, MD; Professor A. Malyshkina, MD; N. Dolotova, MD; Z-B. Arekhova

V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health of Russia

To study the health of children born after assisted reproductive technologies (ART) is an urgent task of medicine.

Objective: to investigate the features of social and biological histories, morbidity, and anthropometric measures in children born after ART with transfer of cryopreserved and native embryos.

Subjects and methods. The investigation enrolled 313 children and their mothers. Group 1 included 153 children born after cryopreserved embryo transfer (CET); Group 2 consisted of 160 children born after native embryo transfer (NET). The data was copied from the individual case records when using ART (Form No. 111-1/y-03) and neonatal (Form No. 097/y) and infant (Form No. 112/y and Form No. 003/y) ones. Social and biological history data, morbidity, and neonatal anthropometric measures (body weight, body height, and head and chest circumferences) were analyzed.

Results. Mothers of children born after CET and NET did not differ in age, social and obstetric history. The mean anthropometric measures of full-term singletons born after CET were significantly higher than those after NET. Children who were born at less than 34 weeks showed no differences in the neonatal anthropometric measures according to the ART method. The structure of neonatal morbidity did not depend on the ART method; both after CET and NET, brain ischemia held the lead in the structure of morbidity, prematurity ranked next, and congenital pneumonia, unspecified occupied the third place.

Key words: neonatology, pediatrics, assisted reproductive technologies, embryo cryopreservation, children's health, anthropometric measures, morbidity. For citation: Filkina O., Vorobyeva E, Malyshkina A. et al. The health status of children born after various assisted reproductive technologies. Vrach. 2021; 32 (8): 62-65. https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-12 06 aBTopax/About the authors: Filkina O.M. ORCID: 0000-0003-2228-748X; Vorobyova E.A. ORCID: 0000-0003-2820-9714; Malyshkina A.I. ORCID: 00000002-1145-0563; Dolotova N.V. ORCID: 0000-0002-2449-0580

изп

оа

ики

https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13

Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения Хакасии (на примере Абакана)

Л.С. Эверт1, 3, доктор медицинских наук, Т.В. Потупчик2, кандидат медицинских наук, Ю.Р. Костюченко2,

О.В. Чудинова3, кандидат биологических наук Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера, Красноярск 2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России 3Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан

E-mail: potupchik_tatyana@mail.ru

Исследование этнических особенностей функционирования центральной нервной системы (ЦНС) - актуальная проблема современной медицины. Цель. Изучение особенностей функционального состояния ЦНС у школьников коренного и некоренного населения Хакасии по параметрам простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР).

Материал и методы Обследованы случайные выборки школьников 12-17 лет обоего пола, коренного и некоренного населения города Абакана. Функциональное состояние ЦНС оценивали методом ПЗМР с использованием аппаратно-программного комплекса УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Сравнивали показатели 2-х групп, сформированных с учетом этнической принадлежности: коренное (хакасы) и некоренное (европеоиды) население. Функциональное состояние ЦНС оценивали по показателям среднего времени ответной реакции (уровень быстродействия) и его среднеквадратического отклонения (уровень стабильности), по интегральным параметрам, отражающим уровень безошибочности и уровень сенсомоторных реакций (уровень активации ЦНС). Показатели обработаны в программе Statistiсa 12 (США).

Результаты. У большинства школьников коренного и некоренного населения Хакасии преобладает удовлетворительное функциональное состояние ЦНС. Выявлены этнические различия функционирования ЦНС в виде преобладания инертности и неуравновешенности нервных процессов, более низкой концентрации и устойчивости внимания у подростков коренной этнической группы. Заключение. Выявленные тенденции к ухудшению ряда показателей ПЗМР у части школьников коренного населения Хакасии (снижение концентрации и устойчивости внимания, замедление простых зрительно-моторных реакций) указывают на преобладание процессов торможения в ЦНС, состояние утомления, снижение умственной работоспособности и когнитивной деятельности у данного контингента подростков. Полученные результаты подтверждают актуальность данной проблемы и свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований в данном направлении.

Ключевые слова: педиатрия, неврология, школьники, коренное население, центральная нервная система, сенсомоторные реакции.

Для цитирования: Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Костюченко Ю.Р. и др. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения Хакасии (на примере Абакана). Врач. 2021; 32 (8): 65-72. https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13

8'2021

ВРАЧ

Изучение характеристик сенсомоторной деятельности в настоящее время является одним из перспективных направлений в исследовании физиологических параметров организма. Сенсомоторная деятельность обеспечивается сложной функциональной системой, включающей большое количество различных по содержанию и значимости звеньев. Важнейшим условием полноценного функционирования сенсорных систем является координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта. Основные функциональные блоки реализации сенсомоторной деятельности и психические процессы, лежащие в основе выполнения сенсомоторных тестов, организованы работой нейронов разных областей мозга. Важным является использование метода измерения показателей сен-сомоторных реакций для психофизиологического изучения как когнитивной, так и эмоционально-личностной сферы человека [17].

Метод регистрации сенсомоторных реакций используется в первую очередь для оценки функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), динамики нервных процессов. Компоненты сенсомо-торного реагирования тесно взаимосвязаны с высшими психическими функциями, что обусловливает возможность использования сенсомоторных тестов для оценки функционального состояния ЦНС человека. От функционального состояния ЦНС во многом зависит эффективность адаптации к условиям среды, уровень физического и психического развития подростков и, следовательно, их здоровье и качество успеваемости. Способность ЦНС быстро организовывать оптимальную функциональную систему и устойчиво удерживать ее состояние, определяющая готовность учащихся к учебному процессу и состояние когнитивной деятельности, связана с особенностями протекания нервных процессов [17].

Сенсомоторная деятельность (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель) — типичная и многообразная форма целенаправленной активности человека, предполагающая взаимодействие сенсорных и двигательных компонентов психической деятельности [9]. Поступление от анализаторов сенсорной информации приводит к запуску определенных двигательных программ, а также активизирует отделы ЦНС, ответственные за контроль над этими программами и их корректировку. Сенсомоторные реакции являются важнейшими в группе двигательных реакций на конкретные воздействия. Многие российские и зарубежные ученые используют сенсомоторные тесты для изучения когнитивных процессов [21], для оценки функционального состояния ЦНС [10, 29], сенсорной чувствительности [1], развития моторики [2], психофизиологических и нейрофизиологических параметров функционирования головного мозга [12].

Сенсомоторные реакции характеризуются, в первую очередь, таким психофизиологическим понятием,

как «время реакции», под которым обычно понимают интервал времени между появлением сигнала и ответной реакцией. Это комплексное образование, которое определяется суммарной совокупностью скорости следующих элементов [9, 18]:

♦ возбуждения рецептора и посылки возникшего импульса в соответствующий чувствительный центр;

♦ переработки сигнала в центральной нервной системе;

♦ принятия решения о реагировании на сигнал;

♦ передачи сигнала к началу действия по эфферентным волокнам;

♦ развития возбуждения в мышце и преодоления инерции тела или его отдельного звена.

Временные показатели сенсомоторных реакций характеризуют состояние нервных процессов организма и его индивидуально-типологические особенности и рассматриваются как интегральные показатели функционального состояния ЦНС. Время сенсомоторных реакций, являясь достаточно простым и точным нейрофизиологическим показателем, отражает нейродинамические свойства нервной системы, общий уровень работоспособности и активности ЦНС [13].

По мнению ряда исследователей, существует взаимосвязь между простыми сенсомоторными реакциями и особенностями внимания [5]. Так, анализ эффективности выполнения простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) позволяет судить об уровне произвольного внимания [16]. Количество ошибок при выполнении сенсомоторных тестов в первую очередь связано с концентрацией внимания. Кроме того, оно зависит и от таких факторов, как объем и переключение внимания, оперативная память, мышление, личностные особенности обследуемых [6, 9]. Ошибочные сенсомоторные реакции могут быть связаны с проблемами в регуляции психофизиологических процессов, обеспечивающих когнитивную деятельность [18, 25].

Имеется много данных о связи времени реакции человека с показателями тестов интеллекта [15, 28]. Предполагается, что уровень интеллекта во многом отражает уровень дифференцированности репрезентативных когнитивных структур и их способности к дальнейшей дифференциации. В свою очередь время реакции (в особенности время сложной реакции) является важным показателем дискриминативной способности мозга [8].

Время реакции существенно изменяется с возрастом и характеризует степень морфофункционального созревания ЦНС ребенка. Анализ исследований показывает, что время всех типов реакций закономерно уменьшается в восходящем онтогенезе ввиду увеличения скорости обработки информации в нервной системе в процессе развития [26]. Подростковый период

характеризуется интенсивным формированием и перестройкой нервной системы, специфическими особенностями морфологического и функционального созревания регуляторных и мотивационно-эмоциональных систем мозга. Данные возрастные особенности организма вызывают высокое напряжение эндокринной, вегетативной и психической регуляции, определяют особенности поведенческой и когнитивной деятельности подростков [7].

В последнее время сенсомоторные тесты все чаще применяются при проведении психофизиологических исследований в различных возрастно-половых группах детской популяции [11, 15, 23, 27]. Однако следует подчеркнуть малочисленность исследований, посвященных изучению показателей сенсомоторных реакций и функционального состояния ЦНС у лиц подросткового и юношеского возраста различных этнических групп, проживающих в различных регионах России и разных странах [22]. Так, попытка исследования функционального состояния ЦНС у подростков различных этнических групп, проживающих в условиях северо-востока России (Магаданская область), была предпринята Т.П. Бартош и соавт. (2013) [3].

С.К. Сарыг и соавт. (2012) изучали функциональное состояние ЦНС тувинских студентов по тесту ПЗРМ [20]. Авторы установили, что значимые показатели ПЗМР у студентов находятся в пределах средних и низких значений, предположив, что причиной относительно низкого уровня функционирования ЦНС является, с одной стороны, воздействие совокупности факторов учебной деятельности, а с другой — влияние климатических условий проживания и этнических особенностей свойств нервной системы тувинских студентов.

Таким образом, изучение указанных аспектов позволит дополнить и расширить фундаментальные знания об особенностях состояния функциональных систем организма подростков различных этнических групп, проживающих в разных регионах [19].

Цель исследования — определить особенности функционального состояния ЦНС у школьников коренного и некоренного населения Хакасии по параметрам ПЗМР.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Работа выполнена на базе Медико-психолого-социального института (МПСИ) ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан). Методом случайных выборок обследованы подростки 12—17 лет обоего пола — учащиеся 4 общеобразовательных учреждений города Абакана, административного центра Республики Хакасия. Общее число обследованных составило 202 человека (средний возраст — 14,5+1,2 года). Исследование одобрено комитетом по биомедицинской этике и поддержано грантом РФФИ (№18-29-22032/20). В соответствии

с этическими стандартами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации родители/опекуны школьников младше 14 лет и подростки в возрасте старше 15 лет давали свое согласие (или не согласие) на участие в исследовании, подписывая информированное согласие

Функциональное состояние ЦНС у школьников оценивали при помощи ПЗМР с использованием аппаратно-программного комплекса УПФТ-1/30 «Психофизиолог» [24]. Анализируемые показатели сравнивали в 2 группах, сформированных с учетом этнической принадлежности: 1-я группа (n=103) — некоренное население (европеоиды), 2-я группа (n=99) — коренное население (хакасы). Этническая принадлежность школьника определялась с учетом национальности матери.

Функциональное состояние ЦНС оценивали по следующим показателям: среднее время ответной реакции (уровень быстродействия) и его среднеквадратиче-ское отклонение (уровень стабильности). Кроме того, был предусмотрен расчет интегральных оценок, отражающих уровень безошибочности и уровень сенсомо-торных реакций (уровень активации ЦНС). Все уровни были распределены по шкале от «низкого» (нулевого и первого) до «высокого» (пятого).

В процессе обработки полученных данных использован модуль непараметрических статистик программного пакета статистического анализа Statistka 12 (США). Уровень значимости различий (р) для бинарных признаков оценивался по критерию х2 Пирсона. Различия считали статистически значимыми при р<0,05. Формой представления полученных результатов были: % доля, абсолютное значение критерия х2 и статистическая значимость различий (р).

с-\

Таблица 1

Уровень активации ЦНС у школьников коренного и некоренного населения по данным ПЗМР; п (%)

Table 1

The level of CNS activation in indigenous and non-indigenous schoolchildren according to the data of a simple visual motor reaction; n (%)

Уровень активации ЦНС 1-я группа (n=103) 2-я группа (n=99) р (х2)

Низкий (0) 4 (3,9) 17 (17,2) 0,0020 (9,57)

Низкий (1) 22 (21,4) 16 (16,2) 0,3447 (0,89)

Сниженный (2) 14 (13,6) 19 (19,2) 0,2819 (1,16)

Средний (3) 54 (52,4) 42 (42,4) 0,1547 (2,03)

Выше среднего (4) 7 (6,8) 5 (5,0) 0,5998 (0,28)

Высокий (5) 2 (1,9) 0 0,1635 (1,94)

Примечание. Здесь и в табл. 3-5: р - статистическая значимость различий

по критерию х2 Пирсона.

Note. Here and in Table 3-5: p is the statistical significance of differences according to Pearson's х2 test.

8 2021 ВРАЧ 6

Результаты анализа количественных признаков представлены в виде выборочного среднего (М), медианы (Ме), интерквартильного размаха (Q25—Q75) и стандартного отклонения. Достигнутый уровень значимости различий (р) для количественных показателей при попарном сравнении двух не связанных групп определялся по и-критерию Манна—Уитни. Критический уровень статистической значимости при проверке нулевой гипотезы принимали при 95% уровне значимости (р<0,05).

Количественные значения показателей ПЗМР у школьников коренного и некоренного населения

Quantities of a simple visual motor reaction in indigenous and non-indigenous schoolchildren

Таблица 2

Table 2

Количественные показатели ПЗМР

Группа

M

Me

25%o 75%o

Стандартное отклонение

P

Интегральный показатель надежности

1-я (n=103) 65,72

70

57

78

19,09

2-я (n=99) 55,03

Оценка уровня активации 1-я (n=103) 0,35 0,50 0 ЦНС

2-я

Число пропущенных стимулов

1-я (n=103) 0,01

2-я

Число упреждающих реакций

1-я (n=103) 0,76

2-я

Суммарное число ошибок

1-я (n=103) 0,77

2-я

СВР, мс

1-я (n=103) 260,35 248,0 227,0 280,0

2-я

Оценка быстродействия, отн.ед.

1-я (n=103) 0,35 0,50 0,10

2-я

2-я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка стабильности реакций, отн.ед.

2-я

Медиана времени реакции, мс

2-я

Мода времени реакции, мс

2-я

Амплитуда моды времени реакций, %

2-я

Минимальное время реакции, мс

2-я

Максимальное время реакции, мс

2-я

64

47

77

28,56

0,0234

0,52

0,26

n=99) 0,28 0,12

0,01

0,52

0,26

0,0360

0

0,10

n=99) 0,06

0,51

0,5387

1,0

n=99) 0,95

1,0

1,0

n=99) 1,01

0

0

2,0

n=99) 291,64 259,0 231,0 311,0

0,50

n=99) 0,28 0,10 0,01

0,50

СКО времени реакций, мс 1-я (n=103) 64,73 51,0 36,0

69,0

n=99) 85,94 57,0 42,0 93,0

1-я (n=103) 0,59 0,50 0,50 0,75

n=99) 0,50

0,50

0,10

0,75

1-я (n=103) 244,26 235,0 218,0 260,0

n=99) 270,67 241,0 220,0 273,0

1-я (n=103) 217,43 225,0 195,0 255,0

n=99) 191,82 225,0 195,0 255,0

1-я (n=103) 36,(

34,0 31,0 43,0

n=99) 31,25 33,0 23,0 43,0

1-я (n=103) 177,96 184,0 171,0 195,0

n=99) 152,34 177,0 156,0 194,0

1-я (n=103) 449,30 402,0 333,0 482,0

n=99) 381,30 395,0 311,0 463,0

Примечание. СКО - среднеквадратичное отклонение.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из важных параметров оптимального функционирования ЦНС, от которого зависит способность адаптироваться к условиям окружающей среды, является исходный уровень ее активации [4]. Уровень активации ЦНС зависит от показателя среднего времени ответной реакции и его среднеквадратичного отклонения. Согласно полученным нами данным, у большинства школьников в обеих группах обследования регистрировался средний (третий) уровень активации ЦНС: в 1-й группе — у 52,4% (у 54 из 103 подростков); во 2-й группе — у 42,4% (у 42 из 99 подростков). Различия между сравниваемыми группами не достигали уровня статистической значимости, за исключением наиболее низкого, нулевого, уровня активации ЦНС. Число таких школьников было выше среди представителей коренного населения — 17,2% (у 17 из 99 подростков) против 3,9% (у 4 из 103 подростков) у некоренного (табл. 1).

Наличие более низкого уровня активации ЦНС у хакасских школьников, представляющих коренное население, подтверждался и более низкими значениями количественного показателя «оценка уровня активации ЦНС» — 0,28 против 0,35 отн. ед. у некоренных школьников (р=0,0360) (табл. 2).

Количественные значения показателя среднего времени реакции (СВР, мс) были выше у школьников коренного населения в сравнении с некоренным — соответственно 291,64 и 260,35 мс (р=0,0414) (см. табл. 2).

Более низкая скорость ПЗМР может быть связана с некоторой инертностью нервных процессов и преобладанием процессов торможения в ЦНС и, возможно, является особенностью функционирования ЦНС у подростков коренного населения.

Уровень стабильности реакций, оцениваемый по СКО времени реакции и зависящий от показателя СВР, указывает на устойчивость регуляторных механизмов и уравновешенность нервных процессов [19, 24]. Низкие значения этого

1,10

1,39

0,4691

1,10

1,52

0,4465

53,91

104,77

0,0414

0,26

0,26

0,0250

47,87

74,76

0,0532

0,28

0,32

0,0519

48,28

99,61

0,0674

52,17

94,44

0,2058

11,51

17,37

0,1746

40,75

72,13

0,0590

239,65

237,89

0,2500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

68 ВРАЧ 82021

показателя свидетельствуют об уравновешенности, а высокие — о неуравновешенности нервных процессов. Неуравновешенность нервных процессов может привести к снижению концентрации и устойчивости внимания [19].

Анализ уровня стабильности реакции в сравниваемых группах показал, что около 40% обследованных в каждой группе продемонстрировали средний уровень стабильности реакции. Однако в группе школьников коренного населения данный показатель имел более высокие количественные значения, чем в группе некоренного населения (85,94 мс против 64,73 мс соответственно; р=0,0532), что указывает на меньшую уравновешенность нервных процессов у данного контингента обследованных (см. табл. 2).

Количественным эквивалентом стабильности реакций является показатель «Оценка стабильности реакций», выражаемый в относительных единицах. Как показал проведенный нами анализ, средние значения данного параметра были выше у школьников некоренного населения в сравнении с коренным — 0,59 и 0,50 отн. ед. (р=0,0519) (см. табл. 2), что свидетельствует в целом о более высоком уровне стабильности реакций у некоренного детского населения.

Уровень безошибочности сенсомоторных реакций (оценивается по суммарному количеству допущенных ошибок) связан с концентрацией внимания [17]. По результатам сравнительного анализа уровня безошибочности у школьников сравниваемых групп установлено, что данный показатель, а, следовательно, и связанная с ним концентрация внимания, был ниже у школьников коренного населения. В данной группе оказалось больше число лиц со сниженным, вторым, уровнем безошибочности реакций — 6,1% (у 6 из 99 подростков) против 1,0% (у 91 из 103 подростков) в группе некоренного населения (р=0,0480). Кроме того, среди коренных школьников была несколько меньше доля обследованных с высоким и выше среднего уровнем безошибочности сенсомоторных реакций в сравнении с представителями некоренного населения. Число обследованных, имевших средний уровень безошибочности реакций, было сопоставимым в обеих сравниваемых группах (табл. 3).

Выявленную тенденцию к более низкой концентрации внимания и более низкому уровню безошибочности сенсомоторных реакций у коренных школьников подтверждают и большие средние значения таких количественных показателей, как суммарное число ошибок, число пропущенных стимулов и число упреждающих реакций (см. табл. 2).

Уровень быстродействия, оцениваемый по показателю СВР, свидетельствует о подвижности нервных процессов и быстроте реагирования, имеющих важное значение для выполнения работы в условиях, требующих экстренного переключения действий и быструю поочередную смену возбудительного и тормозного процес-

сов [4, 19]. Высокая подвижность нервных процессов сопровождается оптимальным течением адаптационных процессов, большей устойчивостью к воздействию стрессорных факторов [15].

Средний уровень быстродействия чаще регистрировался у школьников некоренного населения — у 52,4% (у 54 из 103 подростков), чем у коренного — у 43,4% (у 43 их 99 подростков) (р=0,2010). Напротив, коренные школьники значимо чаще характеризовались низким (нулевым) уровнем быстродействия — 17,2% против 3,9% в группе некоренного населения (р=0,0020). Выявленные особенности показателя быстродействия указывают на преобладание процессов торможения в ЦНС и состояние утомления у части школьников коренного населения, ведущие к замедлению реагирования на стимулирующие воздействия. Статистически значимых различий между группами обследованных по другим градациям уровней быстродействия не выявлено (табл. 4).

С N

Таблица 3

Уровень безошибочности сенсомоторных реакций у школьников коренного и некоренного населения по данным ПЗМР; п (%)

Table 3

The level of error-free sensorimotor reactions in indigenous and non-indigenous schoolchildren according to the data of a simple visual motor reaction; n (%)

Уровень безошибочности сенсомоторных реакций 1-я группа (n=103) 2-я группа (n=99) р (х2)

Низкий (0) 4 (3,9) 17 (17,2) 0,0020 (9,57)

Низкий (1) 4 (3,9) 5 (5,0) 0,6878 (0,16)

Сниженный (2) 1 (1,0) 6 (6,1) 0,0480 (3,91)

Средний (3) 12 (11,6) 10 (10,1) 0,7238 (0,12)

Выше среднего (4) 30 (29,1) 19 (19,2) 0,0996 (2,71)

Высокий (5) 52 (50,5) 42 (42,4) 0,2509 (1,32)

с-\

Таблица 4

Уровень быстродействия у школьников коренного и некоренного населения по данным ПЗМР; n (%)

Table 4

The level of speed in indigenous and non-indigenous schoolchildren according to the data of a simple visual motor reaction; n (%)

Уровень быстродействия 1-я группа (n=103) 2-я группа (n=99) р (X2)

Низкий (0) 4 (3,9) 17 (17,2) 0,0020 (9,57)

Низкий (1) 21 (20,4) 16 (16,2) 0,4375 (0,60)

Сниженный (2) 15 (14,6) 18 (18,2) 0,4868 (0,48)

Средний (3) 54 (52,4) 43 (43,4) 0,2010 (1,64)

Выше среднего (4) 6 (5,8) 3 (3,0) 0,3358 (0,93)

Высокий (5) 3 (2,9) 2 (2,0) 0,6832 (0,17)

8'2021 ВРАЧ 69

Для оценки функционального состояния ЦНС используются 2 статистических параметра: среднее СВР и его СКО. Причем уровень функциональных возможностей ЦНС определяется по среднему СВР, а церебральный гомеостаз — по СКО. Функциональное состояние ЦНС зависит от уровня ее активации. Оптимальное значение функционального состояния ЦНС соответствует высокому и выше среднего уровню активации ЦНС, удовлетворительное — среднему и ниже среднего, неудовлетворительное — низкому.

Оценка функционального состояния ЦНС школьников по результатам теста ПЗМР показала, что у большинства обследованных обеих групп регистрировалось удовлетворительное функциональное состояние ЦНС: в 1-й группе — у 66,0% (у 68 из 103 подростков), во 2-й группе — у 61,6% (у 61 из 99 подростков), при этом статистически значимые различия оцениваемых характеристик отсутствовали (табл. 5). Неудовлетворительное функциональное состояние ЦНС несколько чаще регистрировалось у школьников некоренного, а оптимальное — у школьников коренного населения, хотя выявленные различия не достигли уровня статистической значимости (см. табл. 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, у большинства школьников как коренного, так и некоренного населения Хакасии преобладает удовлетворительное функциональное состояние ЦНС. В то же время проведенное исследование выявило наличие различий по этнической принадлежности ряда показателей сенсомоторной реакции у обследованных подростков. Установлено преобладание инертности и неуравновешенности нервных процессов, более низкая концентрация и устойчивость внимания у подростков коренной этнической группы.

В полученных нами результатах сравнительного анализа показателей сенсомоторных реакций выявлены статистически значимые различия подростков коренной этнической группы в сравнении с некоренной: так, у представителей коренного населения установлен

Таблица 5

Функциональное состояние ЦНС у школьников коренного и некоренного населения по данным ПЗМР; n (%)

Table 5

The CNS functional state in indigenous and non-indigenous schoolchildren according to the data of a simple visual motor reaction; n (%)

Функциональное состояние ЦНС

1-я группа (n=103)

2-я группа (n=99)

р (х2)

Неудовлетворительное

22 (21,4) 16 (16,2) 0,3447 (0,89)

Удовлетворительное

68 (66,0) 61 (61,6) 0,5149 (0,42)

Оптимальное

9 (8,7)

5 (5,0) 0,3023 (1,06)

более низкий уровень активации ЦНС, более продолжительное СВР и СКО времени реакций, у них ниже средние значения показателя быстродействия.

Кроме того, школьники коренного населения отличались сниженной концентрацией и устойчивостью внимания, о чем свидетельствовала более низкая степень безошибочности сенсомоторных реакций, подтвержденная большим числом лиц с низким (нулевым) и сниженным (вторым) уровнем безошибочности реакций. Для них характерно большее число пропущенных стимулов, большее число упреждающих реакций и более высокие средние значения СКО времени реакции, свидетельствующие о неуравновешенности нервных процессов у данного контингента обследованных.

Наши данные согласуются с результатами исследования И.В. Мыльниковой и соавт. (2018) по оценке психофизиологических показателей ЦНС у детей сельской местности различных этнических групп, установившими, что среди детей-бурят 11—14 лет по сравнению с детьми славянской этнической группы чаще встречаются лица с инертностью нервных процессов (52,1+7,2 и 22,5+6,6% соответственно; р=0,003) [14].

В результате проведенного исследования выявлены тенденции к ухудшению значений ряда показателей ПЗМР у части школьников коренного населения Хакасии — снижение концентрации и устойчивости внимания (по уровню безошибочности и стабильности), замедление ПЗМР (по уровню быстродействия). Эти данные указывают на преобладание процессов торможения в ЦНС, состояние утомления, снижение умственной работоспособности и когнитивной деятельности у данного контингента, несмотря на удовлетворительное в целом функциональное состояние ЦНС.

Полученные результаты подтверждают акту ал ь-ность проблемы этнических особенностей функционирования ЦНС и их влияния на здоровье в исследуемом онтогенетическом периоде, свидетельствуют о важности ее дальнейшего изучения в целях оптимизации мероприятий профилактической и коррекционной направленности в подростковой и юношеской популяции

коренных жителей Хакасии.

* * *

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Исследование не имело финансовой поддержки.

Литература/Reference

1. Айдаркин Е.К. Исследование особенностей взаимодействия зрительной и слуховой систем в условиях сенсомоторной интеграции. Проблемы нейро-кибернетики. 2005; 1:125-8 [Aidarkin E.K. Research of features of interaction of visual and auditory systems in the conditions of sensorimotor integration. Problems of neurocybernetics. 2005; 1: 125-8 (in Russ.)].

2. Анисимова И.О., Фарбер Д.А. Возрастная динамика центральной организации тонких движений рук в младшем школьном возрасте. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб, 1999; с. 145-8 [Anisimova I.O., Farber D.A. Age dynamics of the central organization of fine hand movements in primary school age. Psychophysiological bases of social adaptation of the child. St. Petersburg, 1999; p. 145-8 (in Russ.)].

3. Бартош Т.П., Бартош О.П., Максимов А.Л. и др. Нейродинамические показатели старшеклассников различных этнических групп Магаданской области. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2013; 2: 51-8 [Bartosh T.P., Bartosh O.P., Maksimov A.L. et al. Neurodynamic indicators of high school students of various ethnic groups of the Magadan region. Reproductive health of children and adolescents. 2013; 2: 51-8 (in Russ.)].

4. Гиндюк А. Особенности психофизиологических реакций инвалидов по слуху в связи с факторной нагрузкой производственной среды. Наука и инновации. 2014; 7 (137): 65-8 [Gindyuk A. Features of psychophysiological reactions of the hearing impaired in connection with the factor load of the production environment. Science and Innovation. 2014; 7 (137): 65-8 (in Russ.)].

5. Грибанов А.В., Канжин А.В., Иорданова Ю.А. и др. Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Экология человека. 2008; 4: 28-32 [Gribanov A.V., Kanzhin A.V., lordanova Yu.A., et al. Features of behavioral response and sensorimotor organization in children with attention deficit hyperactivity disorder. Human ecology. 2008; 4: 28-32 (in Russ.)].

6. Грибанов А.В., Канжин А.В., Подоплекин Д.Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ. Архангельск, 2006 [Gribanov A.V., Kanzhin A.V., Podoplekin D.N. Essays on sensorimotor activity of a child with ADHD. Arkhangelsk, 2006 (in Russ.)].

7. Дубровинская Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста. Физиология человека. 2015; 41 (2): 113-22 [Dubrovinskaya N.V. Psychophysiological characteristics of adolescence. Human physiology. 2015; 41 (2): 113-22 (in Russ.)].

8. Ендриховский С.Н., Шамшинова А.М., Соколов Е.Н. Время сенсомотор-ной реакции человека в современных психофизических исследованиях. Сенсорные системы. 1996; 10 (2): 13 [Yendrikhovsky S.N., Shamshinova A.M., Sokolov E.N. Time of human sensorimotor reaction in modern psychophysical studies. Sensor systems. 1996; 10 (2): 13 (in Russ.)].

9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб, 2003 [Ilyin E.P. Psychomotor organization of a person. St. Petersburg, 2003 (in Russ.)].

10. Канжин А.В., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций у детей-северян при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Экология человека. 2005; 5: 14-6 [Kanzhin A.V., Gribanov A.V. Features of visualmotor reactions in Northern children with attention deficit hyperactivity disorder. Human ecology. 2005; 5: 14-6 (in Russ.)].

11. Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности. Экология человека. 2009; 10: 19-22 [Kanzhina N.N., Gribanov A.V. Audiomotor reactions in primary school children with different levels of anxiety. Human ecology. 2009; 10: 19-22 (in Russ.)].

12. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека. Психологический журнал. 2000; 21 (3): 132-6 [Korobeynikova I.I. Parameters of sensorimotor reactions, psychophysiological characteristics, academic performance and human EEG indicators. Psychological Journal. 2000; 21 (3): 132-6 (in Russ.)].

13. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: Нейрософт, 2007 [Mantrova I.N. Methodological guide to psychophysiological and psychological diagnostics. Ivanovo: Neurosoft, 2007 (in Russ.)].

14. Мыльникова И.В., Ефимова Н.В., Дьякович О.А. Психофизиологические характеристики центральной нервной системы детей сельской местности различных этнических групп Сибири. Экология человека. 2018; 7: 17-23 [Mylnikova I.V., Efimova N.V., Dyakovich O.A. Psychophysiological characteristics of the central nervous system of rural children of various ethnic groups in Siberia. Human ecology. 2018; 7: 17-23 (in Russ.)]. DOI: 10.33396/1728-0869-2018-7-17-23

15. Нехорошкова А.Н. Интеллектуальная деятельность тревожных детей в условиях ограничения времени. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2014; 1: 84-8 [Nekhoroshkova A.N. Intellectual activity of anxious children under time limit. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. 2014; 1: 84-8 (in Russ.)].

16. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8-11 лет с высоким уровнем тревожности. Экология человека. 2011; 5: 43-8 [Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V. Features of visual-motor reactions of children aged 8-11 years with a high level of anxiety. Human ecology. 2011; 5: 43-8 (in Russ.)].

17. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015; 1: 38-48 [Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V., Deputy I.S. Sensomotor reactions in psychophysiological studies (review). Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. 2015; 1: 38-48 (in Russ.)].

18. Никандров В.В. Психомоторика. СПб, 2004 [Nikandrov V.V. Psychomotorika. St. Petersburg, 2004 (in Russ.)].

19. Николаева Е.Н., Гуляева Н.А., Колосова О.Н. Оценка функционального состояния ЦНС по параметрам зрительно-моторной реакции у подростков. Здоровье и образование в XXI веке. 2018; 20 (9): 32-6 [Nikolaeva E.N., Gulyaeva N.A., Kolosova O.N. Assessment of the functional state of the central nervous system by the parameters of visual-motor reaction in adolescents. Health and education in the XXI century. 2018; 20 (9): 32-6 (in Russ.)].

20. Сарыг С.К., Будук-оол Л.К., Ховалык А.М. Характеристика функционального состояния нервной системы тувинских студентов по тесту простой зрительно-моторной реакции. Мат-лы VII Сибирского съезда физиологов 27-29 июня 2012 г. Красноярск, 2012 [Saryg S.K., Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M. Characteristics of the functional state of the nervous system of Tuvan students on the test of a simple visual-motor reaction. Proceedings of the VII Siberian Congress of Physiologists June 27-29, 2012 Krasnoyarsk, 2012 (in Russ.)].

21. Сергиенко Е.А. Современное исследование когнитивных процессов. Психологический журнал. 2002; 23 (2): 19-35 [Sergienko E. A. Modern research of cognitive processes. Psychological Journal. 2002; 23 (2): 19-35 (in Russ.)].

22. Тарасова О.Л., Казин Э.М., Федоров А.И. и др. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности. Физиология человека. 2017; 43 (1): 45-54 [Tarasova O.L., Kazin E.M., Fedorov A.I. et al. Complex assessment of neurodynamic and vegetative indicators in adolescents: age, gender and typological features. Human physiology. 2017; 43 (1): 45-54 (in Russ.)]. DOI: 10.7868/ S0131164616060199

23. Тарасова А.Ф., Селиверстова Н.В., Жданкина Л.В. Исследование времени простой и сложной акустико-моторной реакции учащихся. Физиология и психофизиология мотиваций: межрегиональный сборник научных работ. Воронеж, 2000; 4: 52-4 [Tarasova A.F., Seliverstova N.V., Zhdankina L.V. Investigation of the time of simple and complex acoustic-motor reaction of students. Physiology and psychophysiology of motivations: interregional collection of scientific papers. Voronezh, 2000; 4: 52-4 (in Russ.)].

24. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог»: методический справочник. Таганрог: НПКФ «Медиком МТД», 2015 [The device of psychophysiological testing UPFT-1/30 «Psychophysiologist»: methodological reference. Taganrog: NPKF «Medikom MTD», 2015 (in Russ.)].

25. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны. Вопросы психологии. 1995; 4: 65-114 [Chuprikova N.I. Reaction time and intelligence: why they are related. Questions of psychology. 1995; 4: 65-114 (in Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development. Exp Brain Res. 2006; 169 (1): 122-5. DOI: 10.1007/s00221-005-0291-8

27. Gamble A.L., Rapee R.M. The Time-Course of Attentional Bias in Anxious Children and Adolescents. J Anxiety Disord. 2009; 23 (7): 841-7. DOI: 10.1016/j. janxdis.2009.04.001

28. Harrington D.L., Lee R.R., Boyd L.A. et al. Does the Representation of Time Depend on the Cerebellum? Effect of Cerebellar Stroke. Brain. 2004; 127 (3): 561-74. DOI: 10.1093/brain/awh065

29. Takarae Y., Luna B., Minshew N. Patterns of Visual Sensory and Sensorimotor Abnormalities in Autism Vary in Relation to History of Early Language Delay. J Int Neuropsychol Soc. 2008; 14 (6): 980-9. DOI: 10.1017/ S1355617708081277

82021 ВРАЧ

FUNCTIONAL STATE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF SCHOOL STUDENTS OF THE INDIGENOUS AND INDIGENOUS POPULATION OF THE KHAKASIA (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF ABAKAN)

L. Evert'-3, MD; T. Potupchik2, Candidate of Medical Sciences; Yu. Kostyuchenko1; O. Chudinova3, Candidate of Biological Sciences

'Federal Research Center «Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences», Research Institute of Medical Problems of the North, Krasnoyarsk

2Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Ministry of Health of Russia

3N.F. Katanov Khakass State University, Abakan

The study of ethnic features of the functioning of the central nervous system (CNS) is an urgent problem of modern medicine.

Purpose. Study of the features of the functional state of the CNS in schoolchildren of the indigenous and non-indigenous population of Khakassia by the parameters of a simple visual-motor reaction.

Material and methods. We examined random samples of schoolchildren 12-17 years old of both sexes, indigenous and non-indigenous population of the city of Abakan. The functional state of the central nervous system was assessed by the method of a simple sensorimotor reaction using the hardware-software complex UPFT-1/30 «Psychophysiologist». We compared the indicators of 2 groups, formed taking into account ethnicity: the indigenous (Khakass) and non-indigenous (Caucasians) population. The functional state of the central nervous system was assessed according to the indicators of the average response time (level of response rate) and its standard deviation (level of stability), by integral parameters reflecting the level of error and the level of sensorimotor reactions (level of central nervous system activation). The indicators were processed in the program «Statistica 12» (USA).

Results. Most schoolchildren of the indigenous and non-indigenous population of Khakassia have a satisfactory functional state of the central nervous system. Ethnic differences in the functioning of the central nervous system were revealed in the form of a predominance of inertia and imbalance of nervous processes, a lower concentration and stability of attention in adolescents of the indigenous ethnic group.

Conclusion. The revealed tendencies towards the deterioration of a number of indicators of a simple visual-motor reaction in some schoolchildren of the indigenous population of Khakassia (a decrease in concentration and stability of attention, a slowdown in simple visual-motor reactions) indicate the predominance of inhibition processes in the central nervous system, a state of fatigue, a decrease in mental performance and cognitive activity in this contingent of adolescents. The results obtained confirm the urgency of this problem and indicate the need for further research in this direction. Key words: pediatrics, neurology, schoolchildren, indigenous population, central nervous system, sensorimotor reactions.

For citation: Evert L., Potupchik T., Kostyuchenko Yu. et al. Functional state of the central nervous system of school students of the indigenous and indigenous population of the Khakasia (on the example of the city of Abakan). Vrach. 2021; 32 (8): 65-72. https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13 06 aBTopax/About the authors: Evert L.S. ORCID: 0000-0003-0665-7428; Potupchik T.V. ORCID: 0000-0003-1133-4447; Kostyuchenko Yu.R. ORCID: 00000001-6233-6472

изп

оа

ики

https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-14

Эффективность долгосрочных контролируемых лечебных физических нагрузок в комплексной терапии пациенток с артериальной гипертонией и избыточной массой тела

Т.И. Петелина, доктор медицинских наук, К.С. Авдеева, кандидат медицинских наук, С.Г. Быкова,

Н.А. Мусихина, кандидат медицинских наук, Л.И. Гапон, доктор медицинских наук, профессор, Л.И. Зырянова, Е.В. Зуева, А.Е. Щербинина

Тюменский кардиологический научный центр, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, Томск E-mail: petelina@infarkta.net

Цель. Оценить влияние долгосрочной дозированной лечебной физкультуры (ЛФК) на амбулаторном этапе на параметры суточного мониторирования АД (СМАД), состояние органов-мишеней и метаболические индексы структуры тела у пациенток с артериальной гипертонией (АГ).

Материал и методы. В исследовании участвовали 164 женщины, которые были разделены на 3 группы: 1-я группа (контрольная) - 42 женщины без АГ; 2-я - 62 женщины с АГ; 3-я - 60 женщин с АГ и абдоминальным ожирением. Во всех исследуемых группах проводились СМАД на аппарате BPLaB (производитель ООО «Петр Телегин», Россия); оценка метаболических индексов структуры тела; исследование эластических свойств сосудистой стенки методом сфигмографии на аппарате Vasera VS-1000 Series (Fukuda Denishi, Япония) с оценкой показателей скорости распространения пульсовой волны по артериям эластического типа справа или слева; лабораторные исследования крови - уровни половых гормонов (эстроген, прогестерон, тестостерон) на анализаторе IMMULITE 1000 (Siemens Diagnostics, США). В течение 12 мес использовалась адаптированная методика ЛФК для пациенток с АГ. Результаты. Период долгосрочных контролируемых лечебных физических нагрузок в течение 12 мес оптимально контролирует достижение и сохранение целевых уровней показателей СМАД - систолического и диастолического АД, а также обеспечивает снижение параметров площади, массы и объема висцерального жира в группе пациенток с АГ.

Заключение. Долгосрочный амбулаторный этап ЛФК формирует стойкую мотивацию на осознанный контроль состояния здоровья у пациенток и способствует поддержанию основных параметров СМАД на целевом уровне. Оптимизация метаболических индексов структуры тела у пациенток с АГ в период менопаузы нуждается в дополнительном учете состояния гормонального профиля пациенток.

Ключевые слова: кардиология, артериальная гипертония, метаболические индексы, долгосрочные лечебные физические нагрузки.

Для цитирования: Петелина Т.И., Авдеева К.С., Быкова С.Г. и др. Эффективность долгосрочных контролируемых лечебных физических нагрузок в комплексной терапии пациенток с артериальной гипертонией и избыточной массой тела. Врач. 2021; 32 (8): 72-78. https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.