Научная статья на тему 'Особенности адаптационного периода у студентов-первокурсников в условиях новой образовательной среды'

Особенности адаптационного периода у студентов-первокурсников в условиях новой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ТЕХНИКУМ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ГРУППА / ЛИЧНОСТЬ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ADAPTATION / TECHNICAL COLLEGE / STUDENTS / COMPETENCES / GROUP / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цораева Светлана Владимировна

Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации вчерашних школьников к образовательной среде техникума. Автор раскрывает сущность адаптации студента первокурсника, определяет систему ключевых задач, стоящих перед СПО для преодоления трудностей привыкания обучающихся первого года обучения к новым условиям. Растущие требования к уровню подготовленности выпускников, происходящее сегодня активное реформирование всех значимых сфер государственной и общественной жизни, усиливающаяся конкуренция на рынке услуг, появление новых специализаций и квалификаций усложняют и педагогические задачи, в-частности, в выстраивании в группе обучающихся работы, ориентированной на формирование полноценной личности и будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE ADAPTATION PERIOD FIRST-YEAR STUDENTS IN THE NEW EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the issue of ensuring the successful adaptation of yesterday's students to the educational environment of the College. The author reveals the essence of adaptation of the first year student, defines the system of key tasks facing the to overcome the difficulties of habituation of students of the first year of study to new conditions. The growing requirements for the level of preparedness of graduates, the ongoing reform of all important spheres of state and public life, increasing competition in the market of services, the emergence of new specializations and qualifications complicate pedagogical tasks, in particular, in building a group of students work focused on the formation of a full-fledged personality and future specialist.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптационного периода у студентов-первокурсников в условиях новой образовательной среды»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Цораева С.В. Email: Tsoraeva663@scientifictext.ru

Цораева Светлана Владимировна - преподаватель, кафедра правовых дисциплин, факультет права и организации социального обеспечения, Владикавказский торгово-экономический техникум, г. Владикавказ

Аннотация: статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации вчерашних школьников к образовательной среде техникума. Автор раскрывает сущность адаптации студента - первокурсника, определяет систему ключевых задач, стоящих перед СПО для преодоления трудностей привыкания обучающихся первого года обучения к новым условиям.

Растущие требования к уровню подготовленности выпускников, происходящее сегодня активное реформирование всех значимых сфер государственной и общественной жизни, усиливающаяся конкуренция на рынке услуг, появление новых специализаций и квалификаций усложняют и педагогические задачи, в-частности, в выстраивании в группе обучающихся работы, ориентированной на формирование полноценной личности и будущего специалиста.

Ключевые слова: адаптация, техникум, обучающиеся, компетенции, группа, личность, приспособление.

PECULIARITIES OF THE ADAPTATION PERIOD FIRST-YEAR STUDENTS IN THE NEW EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Tsoraeva S.V.

Tsoraeva Svetlana Vladimirovna - Lecturer, DEPARTMENT OF LEGAL DISCIPLINES, FACULTY OF LAW AND ORGANIZATION OF SOCIAL SECURITY, VLADIKAVKAZ TRADE AND ECONOMIC COLLEGE, VLADIKAVKAZ

Abstract: the article is devoted to the issue of ensuring the successful adaptation of yesterday's students to the educational environment of the College. The author reveals the essence of adaptation of the first - year student, defines the system of key tasks facing the to overcome the difficulties of habituation of students of the first year of study to new conditions.

The growing requirements for the level ofpreparedness of graduates, the ongoing reform of all important spheres of state and public life, increasing competition in the market of services, the emergence of new specializations and qualifications complicate pedagogical tasks, in particular, in building a group of students work focused on the formation of a full-fledged personality and future specialist.

Keywords: adaptation, technical college, students, competences, group, personality, adaptation.

УДК.1174

Переход вчерашних школьников в условия обучения новые и отличные от прежних - всегда большой стресс, который очень важно преодолеть достаточно быстро. Одним из условий полноценного усвоения обучающимся необходимых

знаний, умений и навыков является адаптация к новой образовательной среде, как характерный этап первого года обучения в техникуме.

Зачастую абитуриент, поступив в образовательную организацию, тяжело привыкает к новой обстановке. Для многих неожиданно сложна коммуникация с ребятами в группе, преподавателями, непонимание трудностей со стороны родителей, сложность изучаемых дисциплин, а часто - просто страх выступлений перед новым коллективом.

Все перечисленное порождает неуверенность, недоверие к одногруппникам, преподавателям и кураторам, негативное восприятие образовательного процесса в целом. В то время, как способность быстро адаптироваться - есть залог формирования качественно образованного, полноценного специалиста. Вот почему начало обучения в техникуме можно назвать сложным и ответственным периодом в жизни каждого обучающегося.

Уже в первые дни обучения у ребенка выстраиваются отношения с окружением, формируется роль в группе, определенный социальный статус, развивается и укрепляется система ценностей.

Обнаружив способность приспосабливаться в новом коллективе, обучающийся раньше становится частью окружающей среды, осознает свою принадлежность к ней, легче принимает ее требования, нормы и правила, формирующие позитивное личностное развитие.

Адаптация — естественный процесс и результат приспособления к новому образу жизни к новым условиям существования. Она предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающих в себя как комплекс субъективных факторов, зависящих от самих студентов, так и объективных, зависящих от внешних обстоятельств, таких, как организация учебной деятельности. То есть это -приспособление к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения студента -вчерашнего школьника.

Некоторые ученые выделяют 3 адаптационные формы обучающихся к образовательной среде техникума: формальная адаптация(как правило, связана с когнитивно-информационным приспособлением личности к новой социальной группе, условиям обучения, трудовому распорядку образовательной организации, установленным правилам поведения, к установленным правам, обязанностям и запретам); социальная адаптация (выражается в формировании и взаимодействии неформальных групп обучающихся, как в образовательной среде техникума, так и вне ее); образовательная адаптация, связанная с особенностями восприятия нового учебного материала, формам и методам дидактического процесса в СПО, вариативным способам подачи учебного материала преподавательским составом техникума [1,с.103].

Проводя аналогию, можно сказать, что первокурсник в условиях среднего профессионального образовательного учреждения взаимодействует с окружающими условиями, определяющими поведенческие социальные установки. Разумеется, в значительной степени, первокурсник уверенней себя чувствует, когда у него появляются первые определенные достижения в образовательной деятельности, поэтому организация образовательного процесса должна быть нацелена на формирование эффективного методологического инструментария, учитывающего особенности первого года обучения, специфики коммуникативных и личностных особенностей первокурсников. Закономерным итогом станет успешное освоение и понимание дидактических методов, используемых в образовательном процессе [2,с.63].

Среднее образование для молодого человека - новая ступень профессионального становления, пополнения интеллектуального багажа, активного формирования самообучения и самообразования. Но к такому образовательному процессу в СПО студент должен быть готов. В последние годы отчетливо прослеживается низкий уровень готовности выпускников школ к освоению программ даже среднего

профессионального образования, которые, казалось бы, во многом являются продолжением вчерашней школьной учебы.

Для многих первокурсников характерен репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности, Активность учащегося определяется занимательностью учебного содержания. Его способность к самоуправлению познавательной деятельностью не сформирована. Такой студент стремится понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу, часто - лишь в ответ на оказываемую ему позитивную поддержку, стремясь получить хорошую отметку, удовлетворить свой кратковременный познавательный интерес. Все это мешает успешной адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу, замедляет процесс формирования профессионально-направленных знаний и умений, большинства компетенций.

Взгляд на адаптацию студента-первокурсника через педагогическую призму позволяет оценить творческое приспособление обучающихся к новым технологиям, новым формам обучения, используемым в образовательном процессе .

В результате происходящей адаптации у обучающихся:

- развиваются умения и навыки полноценного усвоения учебного материала;

- формируются и укрепляются нравственно-волевые качества;

- появляется стремление к самопознанию и саморазвитию;

- формируется социальная компетентность.

Воспитательная работа в группе должна быть нацелена на выработку у первокурсников ответственности, инициативности и организованности, что, в конечном итоге, будет формировать позитивную установку к образовательному процессу, к будущей профессиональной деятельности.

Новая для студента-первокурсника образовательная среда, выступая элементом социокультурного пространства, включает в себя формальные и неформальные группы обучающихся, педагогический и административный состав техникума. Все эти составляющие способны как осложнить, так и облегчить адаптационный этап.

Мы убеждены, что сегодня среднее профессиональное образование, в первую очередь, должно решать ключевые потребности рынка труда, а потому отвечать запросам работодателей. Причиной тому - растущие требования к уровню подготовленности выпускников; происходящее реформирование всех значимых сфер государственной и общественной жизни; усиливающаяся конкуренция на рынке услуг; появление новых специализаций и квалификаций. Поэтому наша педагогическая задача состоит, в-частности, в выстраивании в группе обучающихся работы, ориентированной на формирование полноценной личности и будущего специалиста.

Думается, для этого перед образовательной организацией должны быть поставлены и, в конечном итоге, достигнуты, такие задачи, как: достижение высокого уровня общих и профессионально-специализированных компетенций; создание условий для скорейшей социально-психологической адаптации обучающихся; помощь в формировании достойной и равной позиции в учебной группе; умение позитивно разрешать конфликтные ситуации; владение высокой коммуникативной культурой; формирование ответственного отношения к учебе и труду.

Таким образом, адаптация обучающегося к условиям обучения в техникуме является сложным, многоаспектным процессом, характеризующимся сложностями первого года обучения, учет которых позволит свести к минимуму нежелательные последствия для первокурсника. Грамотное и внимательное выстраивание работы с обучающимися позволит обеспечить их интерес к образовательному процессу, готовность к получению новых знаний, укрепит желание стать настоящим профессионалом в будущей практической деятельности.

Список литературы /References

1. Фортова Л.К. Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза // Молодой ученый. 2019. №10. С. 63-65.

2. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психо лого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3 (164). С. 103-104.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ

НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Конакова Л.А. Email: Konakova663@scientifictext.ru

Конакова Люба Аскербиевна - учитель карачаево-балкарского языка и литературы, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гимназия № 1, г.о. Нальчик

Аннотация: в статье представлен опыт функционирования школьного театра, спецификой которого является тесное взаимодействие с учащимися младших классов.

Автор актуализирует такое направление театрализованной деятельности, как работа с карачаево-балкарскими сказками, играющими ведущую роль в народной педагогике Кавказа.

Публикация нацелена на распространение позитивного опыта работы педагогов -энтузиастов, формирующих ключевые компетенции подрастающего поколения посредством оригинальных подходов и решений.

В статье прослеживается роль национального детского театра не только как источника развития эмоциональной сферы детей, но и мощного ресурса, помогающего младшим школьникам разрабатывать свою собственную систему нравственных ценностей, а педагогам и родителям успешно преодолевать детскую агрессию и жестокость.

Ключевые слова: родной язык, воспитательная деятельность, театральное направление, культура народа, обычаи и традиции народа.

THEATER ACTIVITY AT SCHOOL AS A MEANS OF ACQUISITION OF CHILDREN TO THE ORIGINS OF NATIONAL

CULTURE Konakova LA.

Konakova Lyuba Askerbievna - teacher of the Karachay-Balkarian language and literature, MUNICIPAL GOVERNMENT EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 1, NALCHIK

Abstract: the article presents the experience of the functioning of the school theater, the

specificity of which is the close interaction with students of primary grades.

The author actualizes such a direction of the theatrical activity as work with Karachai -

Balkarian fairy tales, which play a leading role in the popular pedagogy of the Caucasus.

The publication is aimed at spreading the positive work experience of enthusiastic teachers

who form the key competencies of the younger generation through original approaches and

solutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.