Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К КРИЗИСНЫМ УСЛОВИЯМ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К КРИЗИСНЫМ УСЛОВИЯМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АДАПТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / РЕЕСТР ДАННЫХ / РЕГИСТРАЦИЯ РЕЦИПИЕНТОВ / ОХВАТ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева Евгения Валерьевна

В условиях продолжающегося экономического кризиса, вызванного не только пандемией, но и общей эконмической ситуацией, остро стоит вопрос поддержания падающего благосостояния населения страны. Этот вопрос актуален не только для развивающихся стран, но и для стран с развитой экономикой. Всемирный банк совместно с другими международными организациями настоятельно рекомендует проводить совершенствование национальных систем социальной защиты на основе усиления способности системы адаптироваться к изменяющимся условиям. Чем быстрее система адаптируется, тем эффективнее предпринимаемые меры по борьбе с бедностью. В мировой практике наиболее успешным с позиции гибкости и быстроты адаптации признан механизм социального страхования. Но он охватывает только лиц, занятых в формальном секторе экономики. Определено, что адаптивные механизмы должны быть связаны с операционными системами социальной защиты. Это касается систем регистрации ведения реестров получателей помощи, создание и ведения информационных баз данных о населении, позволяющих предугадывать будущие потребности в помощи. Выделено, что особое внимание следует уделить лицам, занятым в неформальном секторе экономики, так как сбор информации об этой группе лиц вызывает особые трудности. Определено, что неразрешенным остался вопрос о системном привлечении общественности к осуществлению социальной защиты населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SAFETY NETA ADAPTATION TO CRISIS CONDITIONS

In the conditions of the ongoing economic crisis caused not only by the pandemic, but also by the general economic situation, the issue of maintaining the declining welfare of the country's population is acute. This issue is relevant not only for developing countries, but also for countries with developed economies. The World Bank, together with other international organizations, strongly recommends that national social protection systems be improved by strengthening the system's ability to adapt to changing conditions. The faster the system adapts the more effective the measures taken to combat poverty are. In world practice, the mechanism of social insurance is recognized as the most successful in terms of flexibility and speed of adaptation. But it covers only employees in the formal sector of the economy. It is determined that adaptive mechanisms should be associated with operational systems of social safety. This concerns registration systems for maintaining registers of recipients of assistance, the creation and maintenance of information databases on the population, allowing to predict future needs for assistance. It is highlighted that special attention should be paid to employees in the informal sector of the economy, since collecting information about this group of people causes particular difficulties. It was determined that the issue of systemic involvement of the public in the implementation of social safety remained unsolved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К КРИЗИСНЫМ УСЛОВИЯМ»

Агеева Е.В. 1

1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия

Особенности адаптации социальной защиты населения к кризисным условиям

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Агеева Е.В. Особенности адаптации социальной защиты населения к кризисным условиям // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 12. -С. 4485-4498. Сот 10.18334/се.1 5.12.1 13927

АННОТАЦИЯ:

В условиях продолжающегося экономического кризиса, вызванного не только пандемией, но и общей эконмической ситуацией, остро стоит вопрос поддержания падающего благосостояния населения страны. Этот вопрос актуален не только для развивающихся стран, но и для стран с развитой экономикой. Всемирный банк совместно с другими международными организациями настоятельно рекомендует проводить совершенствование национальных систем социальной защиты на основе усиления способности системы адаптироваться к изменяющимся условиям. Чем быстрее система адаптируется, тем эффективнее предпринимаемые меры по борьбе с бедностью. В мировой практике наиболее успешным с позиции гибкости и быстроты адаптации признан механизм социального страхования. Но он охватывает только лиц, занятых в формальном секторе экономики. Определено, что адаптивные механизмы должны быть связаны с операционными системами социальной защиты. Это касается систем регистрации ведения реестров получателей помощи, создание и ведения информационных баз данных о населении, позволяющих предугадывать будущие потребности в помощи. Выделено, что особое внимание следует уделить лицам, занятым в неформальном секторе экономики, так как сбор информации об этой группе лиц вызывает особые трудности. Определено, что неразрешенным остался вопрос о системном привлечении общественности к осуществлению социальной защиты населения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная защита, пандемия, экономический кризис, адаптивная социальная защита, реестр данных, регистрация реципиентов, охват населения, рынок труда

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

ОБ АВТОРЕ_

Агеева Евгения Валерьевна, доцент кафедры финансов и финансовых институтов, кандидат экономических наук, доцент (evginia@mail.ru)

- 4485 -

<n

(NI Ol 10

Ageeva E.V. 1

1 Baikal State University, Russia

«¡t

<n

Social safety neta adaptation to crisis conditions

CITE AS:

Ageeva E.V. (2021 ) Osobennosti adaptatsii sotsialnoy zaschity naseleniya k krizisnym usloviyam [Social safety neta adaptation to crisis conditions]. Kreativnaya ekonomika. 15. (12). - 4485-4498. doi: 10.18334/ce.1 5.12.1 13927

ABSTRACT:_

In the conditions of the ongoing economic crisis caused not only by the pandemic, but also by the general economic situation, the issue of maintaining the declining welfare of the country's population is acute. This issue is relevant not only for developing countries, but also for countries with developed economies. The World Bank, together with other international organizations, strongly recommends that national social protection systems be improved by strengthening the system's ability to adapt to changing conditions. The faster the system adapts the more effective the measures taken to combat poverty are. In world practice, the mechanism of social insurance is recognized as the most successful in terms of flexibility and speed of adaptation. But it covers only employees in the formal sector of the economy. It is determined that adaptive mechanisms should be associated with operational systems of social safety. This concerns registration systems for maintaining registers of recipients of assistance, the creation and maintenance of information databases on the population, allowing to predict future needs for assistance. It is highlighted that special attention should be paid to employees in the informal sector of the economy, since collecting information about this group of people causes particular difficulties. It was determined that the issue of systemic involvement of the public in the implementation of social safety remained unsolved.

KEYWORDS: social protection, pandemic, economic crisis, adaptive social protection, data registry, recipients registration, population coverage, labour market

JEL Classification: I31, I32, I38, J21

Received: 02.12.2021 / Published: 25.12.2021

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Ageeva E.V. (evginia@mail.ru)

- 4486 -

Введение

Экономическая ситуация, складывающаяся в мире и в нашей стране, приводит к необходимости пересмотра сложившихся ранее экономических связей, политических установок и парадигм развития общества. Экономический кризис и разразившаяся пандемия коронавируса привели к резкому сокращению как государственных доходов, так и доходов бизнеса и домохозяйств. Реальные доходы населения с 2020 года стали сокращаться. Несмотря на рост номинальных доходов, рост инфляции в стране привел к сокращению реальных доходов населения, остающихся после уплаты обязательных платежей. На этом фоне возрастает роль и значение социальной защиты населения как института, призванного обеспечить защиту от бедности и доступ к основным социальным услугам.

Происходящие изменения в экономике носят отнюдь не краткосрочный характер. Мы сталкиваемся с многоаспектными проблемами - замедленный рост занятости, рост инфляции, отсутствие продовольственной безопасности, неудачи в накоплении человеческого капитала и изменение климата та [1-4] (Spiridonova, Mrochko, Mrochko, 2020; Leonov, 2020; Tsvetkov, Dudin, 2020). Темпы инфляции в заголовках быстро выросли в США и на некоторых развивающихся рынках развивающихся стран. В большинстве случаев рост инфляции отражает несоответствия спроса и предложения, связанные с пандемией, и более высокие цены на сырьевые товары. В некоторых странах с формирующейся рыночной и развивающейся экономикой рост цен ожидается и в дальнейшем, что связывают с давлением из-за повышенного уровня цен на продовольствие, запаздывающими последствиями повышения цен на нефть и обесцениванием обменного курса и, как следствие, растущих цен на импортные товары. И в будущем прогнозировать уровень инфляции достаточно проблематично в первую очередь из-за будущего развития пандемии, продолжительности перебоев в поставках товаров и возможных инфляционных ожиданий.

Все вышеперечисленные факторы в итоге приводят к важной проблеме -усиление бедности среди населения. И как следствие, в дополнение к повышению устойчивости финансового сектора странам необходимо адаптировать национальные системы социальной защиты населения, чтобы обеспечить их достаточную гибкость для удовлетворения возросших и временных потребностей, связанных с экономическими спадами и пандемией.

Социальная защита как гарант защиты прав человека на минимальный уровень доходов и обеспечения необходимыми социальными услугами при-

- 4487 -

сутствует практически в каждой стране мира. Но лишь треть государств мира, жители которых составляют 28% мирового населения, имеют полноценные системы социальной защиты, включающие все виды социального обеспечения в соответствии с определением, данным Конвенцией МОТ № 102 [5].

Механизмы социальной защиты необходимы для смягчения социальных последствий во время серьезных экономических спадов. Без системы социальной защиты экономические кризисы могут привести уязвимые домохозяйства к бедности, ухудшить положение и без того бедных, вызвать необратимые потери человеческого капитала и активов домохозяйств и вызвать социальные волнения. Программы социальной защиты обеспечивают сглаживание потребления и защиту от бедности и уязвимости и являются эффективным инструментом преодоления воздействия крупного кризиса на бедных и уязвимых людей.

Активно вопросами развития с методологической точки зрения занимаются международные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международная организация труда (МОТ), Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ). При поддержке Всемирного банка был достигнут прогресс в создании и укреплении систем социальной защиты и программ социальной защиты, которые могут служить основой для сети социальной защиты, которая может стать более гибкой в ответ на потрясения [1, 2, 5, 6, 13] (Бртйопоуа, Мтоекко, Мтоекко, 2020; ГаШтап, 2020).

Совместными усилиями этих организаций было определено, что минимальный уровень социальной защиты должен включать по меньшей мере четыре основные социальные гарантии: важнейшие медицинские услуги, гарантии дохода всего населения детского, взрослого и престарелого возраста. Минимальный уровень социальной защиты является экономически приемлемым и может быть введен, сформирован или обеспечен в любой стране с учетом национальных условий.

В двухмерной стратегии МОТ отражены ясные ориентиры в отношении перспектив социального обеспечения независимо от уровня развития той или иной страны. Эффективная национальная стратегия по расширению сферы охвата социального обеспечения с учетом национальных условий должна быть направлена на обеспечение защиты всего населения путем гарантий минимального дохода и доступности важнейших медицинских услуг (горизонтальное измерение) и постепенного повышения степени защиты в соответствии с актуальными нормами социального обеспечения МОТ (вертикальное измерение) [5, 6]. При этом анализ действующей практики видоизменения систем социальной защиты в экономически развитых странах показывает, что

- 4488 -

они связаны в основном с ужесточением требований к реципиентам, сокращением объемов помощи и общей совокупности расходов на материальную поддержку [7] (Скеткавоуа, 2018).

При этом остаются важные проблемы с точки зрения расширения охвата, динамизма систем, а также гибкости и масштабируемости таких программ. Особую озабоченность с точки зрения повышения гибкости и эффективности национальных систем социальной защиты вызывают изменения на рынке труда, связанные с появлением новых форм занятости и способов извлечения доходов [8, 9] (Кгеепко, Бойпотоуа, 2021; Ву1коу, 2017). Эта проблема дальнейшего развития национальной системы социальной защиты получила отражение в работах отечественных ученых [10-12] (Ботоеу, 2021; БкиЬепкоуа, БЫеккт, 2021; ВаШеуа, 2003). Как отмечает В.К. Фальцман, в годы предстоящего кризиса задача состоит в том, чтобы ограничить «расползание» бедно- £

о

сти, не допустить ее перерастание в стадию нищеты, когда состояние эконо-

о

мики начинает отрицательно сказываться на здоровье населения, и сокращать наметившийся рост активного долголетия людей [13] (ГаШтап, 2020).

Цель исследования - на основе анализа эмпирических данных сформулировать основные стратегические направления дальнейшего развития социальной защиты населения как инструмента обеспечения стабильности экономического роста и роста благосостояния общества. Рабочей гипотезой стало предположение, что на современном этапе нужны новые, более чувствительные к переменам механизмы организации социальной защиты.

В ходе исследования автор обращался к источникам по теме совершенствования социальной защиты населения в целом. Методологической основой был избран интерпретационный метод анализа литературы. Также в статье были использованы такие эмпирические методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и др., базирующиеся на изучении имеющихся исследований.

Результатом (новизной) исследования стал вывод о необходимости развития адаптивной социальной защиты населения на основе развития гибких операционных систем, способных не только чутко реагировать на внешние изменения, но и способных прогнозировать будущие потребности в помощи и уязвимые группы получателей.

Коронавирусный период преподал нам главный урок - ни правительства стран, ни общество оказались не готовы к резким длительным негативным изменениям в экономике и обществе. На фоне резкого сокращения покупательской способности доходов населения и роста бедности среди домо-хозяйств остро встает вопрос о возможных мерах поддержки общества со

- 4489 -

стороны государства за счет государственных или общественных фондов. Однако надо понимать, что и доходы государственного бюджета и бизнеса также сокращаются, поэтому поднимается вопрос о механизмах, способных

от

сгладить последствия экономического кризиса для населения, с одной стороны, и способных стать стимулом, рычагом, стимулирующим переход к фазе экономического роста в экономике, с другой стороны.

Социальная защита является производительным фактором и служит также фактором обеспечения социального мира. Именно создание и развитие грамотной системы защиты граждан позволило в свое время экономически развитым странам мира проводить структурные изменения в экономике без боязни осложнения социальной обстановки в обществе [12] (Batueva, 2003).

Построение финансового механизма социальной защиты граждан в первую очередь зависит от парадигмы социальной защиты населения, принятой правительством и государством. В мировой экономической науке возможны различные варианты построения государственной социальной защиты, но во все большей степени общество склоняется к более либеральным моделям. В каждой из них существует сочетание социального страхования работающих и предоставления материальной помощи из средств государственного бюджета, поддержанные вариантами социального обслуживания.

При построении системы социальной защиты встает вопрос об экономической и финансовой ее доступности для общества. Это было и остается одним из важнейших вопросов дебатов, развернувшихся вокруг реформ социального обеспечения во многих странах. Хотя структура финансирования социальной защиты напрямую отражается на структуре производства и влияет на рынки труда и средств производства, необходимо отметить, что социальная защита в основном остается механизмом перераспределения финансовых средств от экономически активного к неактивным группам населения.

В результате по итогам последних лет мы видим, что сейчас системы социальной защиты в мире стали де-факто инструментом управления кризисами низких доходов как в развитых, так и в развивающихся странах, хотя большинство программ были изначально разработаны для решения проблемы хронической бедности населения.

Главный урок предыдущих продовольственного, топливного и финансового кризисов в период с 2007 по 2009 год, по оценкам Всемирного банка, заключается в том, что меры социальной защиты, включая прием и регистрацию реципиентов, должны разрабатываться и вводиться в действие в обычное (докризисное) время и что системы социальной защиты должны быть

- 4490 -

изначально более адаптируемыми и гибкими перед лицом серьезных проблем в период экономических спадов.

В странах с развитой экономикой таким эффективным механизмом, легко адаптируемым в сложных условиях, является социальное страхование, которое обеспечивает эффективные механизмы реагирования на кризис (автоматические стабилизаторы). Кроме того, к такому механизму можно отнести активные программы на рынке труда, которые можно быстро развернуть для решения проблемы роста безработицы. Однако такие меры связаны с занятостью в формальном секторе (работа по найму в рамках трудового договора), которая ограничена в развивающихся странах. В этих странах преобладает неформальная занятость, на которую, как правило, не распространяется система социального страхования.

Практика последних трех лет показала, что в странах со средними и низ- ^ кими доходами социальная защита показала слабую адаптивность ввиду низкой мобилизации внутренних доходов. Это и стало основным препятствием S для эффективной работы систем социальной защиты и их способности реа-

го

гировать на кризис.

Таким образом, встает вопрос о создании адаптивной социальной защиты, способной решать вопросы снижения хронической бедности и повышения устойчивости благосостояния домашних хозяйств в период кризисных явлений, оставаясь при этом устойчивой к потрясениям.

Адаптивная социальная защита, по мнению Всемирного банка, формируется вокруг двух областей, связанных с подготовкой к кризисам, на основе синергизма между социальной защитой, адаптацией к климату и управлением рисками стихийных бедствий: 1) повышение устойчивости домохозяйств ex ante, чтобы бедные и почти бедные домохозяйства могли лучше противостоять сильным потрясениям, и 2) повышение способности сетей социальной защиты реагировать на серьезные потрясения за счет внедрения более гибких и масштабируемых программных проектов и более динамичных систем доставки, включая использование систем раннего предупреждения и определенных триггеров для активации реагирования и высвобождения ресурсов на случай непредвиденных обстоятельств программы или дополнительные средства [14].

С учетом этих факторов социальная защита может получить потенциал для еще более значительной роли в смягчении последствий какого-либо кризиса. Готовность на уровне программ требует разработки программ, подходящих для борьбы с хронической бедностью, но которые можно «адаптировать» и быстро наращивать в ответ на экономический спад. С этой целью важно

- 4491 -

иметь хотя бы одну хорошо отлаженную программу с широким охватом населения, подходящую для устранения социальных последствий экономического кризиса [15] (Grosh Margaret, Colin Andrews, Rodrigo Quintana, Claudia Rodriguez-Alas, 2011).

Внедрение гибких конструкций программ позволит быстро адаптироваться к возросшему спросу за счет корректировки критериев таргетинга;

2 увеличения реципиентов или уровня пособий; введения расслабляющих условий; оптимизации процессов рассмотрения жалоб и возмещения ущерба для управления ошибками при определении цели (что может иметь решающее значение для управления социальной напряженностью во время кризиса).

При этом необходимо также предусмотреть расширение связей с общественностью для объяснения программных изменений как во время кризиса, так и после его окончания. Это позволит донести причину введения «оговорок о прекращении действия» для сокращения программ после того, как кризис отступит.

Развитие адаптивной социальной защиты невозможно без наличия в стране хоть какой-то системы социальной защиты. Наличие этой системы обеспечивает инфраструктуру готовности, на которой могут быть построены и скорректированы или расширены конкретные программы помощи. Кроме того, нужны такие составляющие операционные системы, как информационно-пропагандистская деятельность; прием и регистрация; оценка потребностей и условий; право на участие и зачисление; выплата пособий или оказание услуг (при наличии); а также мониторинг и управление бенефициарами, включая выход из программы. Эти вспомогательные надстройки позволяют программам социальной защиты работать как в обычные, так и в кризисные времена, так что «нужные люди получают нужные суммы переводов в нужное время» с минимально возможными затратами.

Чтобы быть готовым к экономическому спаду, важно, чтобы операционные системы обладали способностью быстро выявлять новые уязвимые группы и нацеливаться на них; чтобы пособия и другие виды поддержки могли быть доставлены быстро, предсказуемо и с низкими транзакционными издержками большему количеству получателей; и чтобы системы управленческой информации для мониторинга и управления реципиентами соответствовали базовым управленческим стандартам, а также могли обеспечить взаимодействие между отдельными лицами и программными агентствами по всей цепочке назначения и выплаты. Технологические инновации в использовании больших данных, биометрии и цифровых платежей в значительной

- 4492 -

степени способствовали развитию систем социальной защиты за последнее десятилетие.

Именно этим операционным системам сейчас необходимо уделить особое внимание. Создание реестров или баз данных с социально-экономической информацией на уровне домохозяйств и отдельных лиц для системы социальной защиты с оперативными данными и информацией для определения уязвимости является серьезной проблемой в большинстве стран.

В условиях нарастающего кризиса в ситуации сильного шока скорость и эффективность работы программы социальной защиты зависит от текущего охвата действующих и потенциальных реципиентов, актуальности информации, которая собирается и хранится в реестре. Для выявления новых уязвимых слоев населения, возможность включения оперативной информации

о потенциальных реципиентах для быстрого получения пособий в шоковой ^

о

ситуации.

Связанная с этим проблема заключается в том, что традиционные методы 8 определения уровня бедности для программ социальной защиты, включая косвенные проверки нуждаемости, не способны выявлять внезапные изменения в уровне благосостояния домохозяйств. Во многих странах реестры, на которых построены механизмы таргетинга, как правило, используют общедоступные базы данных по уровню официальных доходов населения.

В кризисных ситуациях также актуальным становится расширение возможностей доступа людей в состоянии нужды к системе регистрации в качестве потенциальных реципиентов в любое время поблизости от места своего проживания. В большинстве стран, как правило, имеющиеся реестры реципиентов ограничены из-за ограниченного фискального пространства (сложно собрать информацию о лицах, занятых в неформальном секторе), а также в связи с применяемыми жесткими критериями приемлемости потенциальных реципиентов и ограниченными административными возможностями, включая отсутствие точек доступа по всей стране для подачи заявок В некоторых странах отсутствие формальной идентификации (основных систем идентификации) ограничивает возможность людей получать доступ к ряду услуг и социальным выплатам, поскольку они не могут доказать, что они такие, какими они себя называют. Это широко распространенная проблема, усугубляющая проблему низкого охвата в странах с низким уровнем дохода.

Еще одна проблема - это система доставки пособий. В частности, хотя платежные системы являются областью стремительных инноваций, сегодня они могут представлять собой еще одно узкое место, поскольку программы социальной защиты во многих странах используют различные методы доставки

- 4493 -

в зависимости от доступности и наличия частных поставщиков (например, наличные в конвертах, платежи через банковскую систему, смарт-карты, дебетовые карты, карты предоплаты, сотовые телефоны). Например, в Мозамбике платежи производятся вручную, а в Марокко почтовое отделение является уполномоченным агентством по выплатам социальной защиты [16] (Leite Phillipe, Tina George, Changqing Sun, Theresa Jones, Kathy Lindert, 2017). Тем не менее цифровые платежи между правительством и физическими лицами $ находят все большее распространение и имеют потенциал для более эффективной, прозрачной и надежной доставки даже в средах с низкой пропускной способностью.

Заключение

В условиях кризисных и пандемийных явлений в мировой экономике особую роль приобретают национальные системы социальной защиты населения, поскольку именно они позволяют сгладить падение доходов населения и поддержать платежеспособный спрос. Отсутствие финансирования самой системы социальной защиты - серьезная проблема, особенно в странах с низким уровнем дохода. В развивающихся странах отсутствие финансовых возможностей и/или низкая мобилизация внутренних доходов не позволяют программам и системам социальной защиты достичь необходимого масштаба и охвата, чтобы стать значимым инструментом реагирования на кризис.

Но помимо проблемы поиска источников финансирования социальной защиты необходимо уделить особое внимание операционным системам, обеспечивающим информационное и техническое сопровождение социальной защиты. На национальном уровне следует продолжить разработку комплекса мер политики по адаптации к местным пандемическим и экономическим условиям, стремиться к максимальной устойчивой занятости и поддержанию доверия к политическим рамкам. Поскольку пандемия сохраняется и бюджетное пространство ограничено в некоторых странах, социальная защита и материальная поддержка должны стать все более целенаправленными к наиболее пострадавшим и обеспечить переподготовку и поддержку системы для эффективного перераспределения средств. Необходимо развивать адаптивную социальную защиту, способную быстро реагировать на кризисные условия, и также быстро возвращаться к прежним установкам.

Кроме того, актуальным остается вопрос внедрения в государственную систему социальной защиты формы общественной поддержки в виде некоммерческих организаций. Общественность всегда приходит на помощь, когда наблюдается дефицит государственного участия [17] (БаЪапоу, Kesaeva, 2017).

- 4494 -

Но пока нет четкого понимания, как можно встроить общественную поддержку в общую систему.

Таким образом, в условиях кризиса социальная защита может стать реальным методом в решении проблем в накоплении человеческого капитала, содействии новым возможностям экономического роста и сокращении неравенства, используя зеленые технологии и цифровизацию.

ИСТОЧНИКИ:

1. World Economic Outlook: Recovery during a Pandemic - Health Concerns, Supply Disruptions, Price Pressures. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2Q21/1Q/12/ world-economic-outlook-october-2021 (дата обращения: 17.1Q.2Q21).

2. Спиридонова Г.В., Мрочко Л.В., Мрочко О.Г. Мировая креативная эконо- ^

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О)

3-24-33.

мика: состояние и прогнозы // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2020. - № 3(27). - с. 24-33. - doi: 10.24151/2409-1073-2020-

3. Леонов С.Н. Состояние консолидированных бюджетов и динамика государственного долга дальневосточных субъектов Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. - 2020. - № 3. -с. 371-382. - doi: 10.17150/2500-2759.2020.30(3).371-382.

4. Цветков В.А., Дудин М.Н. Сценарии развития глобальной экономики и основных центров экономического притяжения после окончания пандемии COVID-19 (OECD, BRICS, ASEAN, Лига арабских государств) // Проблемы рыночной экономики. - 2020. - № 2. - с. 6-22. - doi: 10.33051/2500-23252020-2-6-22 .

5. Социальное обеспечение для всех: стратегия Международной организации труда; создание минимальных уровней социальной защиты и всеобщих систем социального обеспечения. / Международная организация труда; Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стр. - Москва : МБТ, 2013. - 84 с.

6. Browne J., Immervoll H. Mechanics of replacing benefit systems with a basic income: comparative results from a microsimulating approach. OECD Social, employment and migration working papers. - 2018. - № 201

7. Черкасова Т.В. Трансформация социальной защиты населения в европейских странах // Контентус. - 2018. - № 1(66). - c. 1-6.

8. Киреенко А.П., Содномова С.К. Адаптация подоходного налогообложения к изменениям рынка труда // Известия Байкальского государственного университета. - 2021. - № 2. - c. 167-178. - doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(2). 167-178 .

- 4495 -

Былков В.Г. Особенности функционирования мирового рынка труда в условиях экономического кризиса // Baikal Research Journal. - 2017. - № 3. -c. 16. - doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).16.

Сомоев Р.Г. Модульный анализ системы социальной защиты населения в целях ее финансового обеспечения // Социогуманитарные аспекты цифровой трансформации: человек и общество. - 2021. - № 1. - с. 132-142. Шубенкова Е.В., Шичкин И.А. Механизм обеспечения достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов в рамках региональных интеграционных объединений // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 2. - с. 81-86. Батуева Е.В. Финансовый механизм социальной защиты безработных граждан. / Дисс. на соис. науч.ст. канд.экон. наук. - Иркутск, 2003. - 190 с. Фальцман В.К. О неотложных социально-экономических мерах в период «коронакризиса» // Проблемы прогнозирования. - 2020. - № 5(182). - с. 1419. - doi: 10.1134/S1075700720050056 .

The State of Social Safety Nets 2018. - Washington, DC: World Bank, 2018. - 43 p. Grosh Margaret, Colin Andrews, Rodrigo Quintana, Claudia Rodriguez-Alas Assessing Safety Net Readiness in Response to Food Price Volatility. / SP. Discussion Paper 1118. - Washington, DC: WorldBank, 2011. - 44 p. Leite Phillipe, Tina George, Changqing Sun, Theresa Jones, Kathy Lindert Social Registries for Social Assistance and Beyond: A Guidance Note and Aslndependent Evaluation Group World Bank Group Asessment Tool. / Social Protection and Labor Discussion Paper No. 1704. - Washington, DC: WorldBank, 2017. Сабанов З.М., Кесаева Р.Э. Организационно-правовые аспекты экономической деятельности в сфере социальной защиты населения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2017. - № 1. - c. 25-28. - doi: 10.18500/1818-9601-2017-171-25-28.

REFERENCES:

The State of Social Safety Nets 2018 (2018). Washington, DC: WorldBank.

Sotsialnoe obespechenie dlya vsekh: strategiya Mezhdunarodnoy organizatsii tru-da; sozdanie minimalnyh urovney sotsialnoy zashchity i vseobshchikh sistem sotsialnogo obespecheniya [Social security for all: strategy of the International Labour Organization; creation of minimum levels of social protection and universal social security systems] (2013). Moscow: MBT. (in Russian).

Batueva E.V. (2003). Finansovyy mekhanizm sotsialnoy zashchity bezrabotnyh grazhdan [Financial mechanism of social protection of unemployed citizens] Irkutsk. (in Russian).

- 4496 -

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

10.

11.

12. 13.

14.

15.

16.

17.

Bylkov V.G. (2017). Osobennosti funktsionirovaniya mirovogo rynka truda v uslovi-yakh ekonomicheskogo krizisa [Features of global labor market functioning in terms of economic crisis]. Baikal Research Journal. 8 (3). 16. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).16.

Cherkasova T.V. (2018). Transformatsiya sotsialnoy zashchity naseleniya v ev-ropeyskikh stranakh [Transformation of social protection of the population in European countries]. Contentus. (1(66)). 1-6. (in Russian).

Faltsman V.K. (2020). O neotlozhnyh sotsialno-ekonomicheskikh merakh v period «koronakrizisa» [On urgent socioeconomic measures during the corona crisis]. Problems of forecasting. (5(182)). 14-19. (in Russian). doi: 10.1134/ S1075700720050056 .

Grosh Margaret, Colin Andrews, Rodrigo Quintana, Claudia Rodriguez-Alas (2011). Assessing Safety Net Readiness in Response to Food Price Volatility Washington, DC: WorldBank

Kireenko A.P., Sodnomova S.K. (2021). Adaptatsiya podokhodnogo nalogoob-lozheniya k izmeneniyam rynka truda [Adapting income taxation to the labor market changes]. Bulletin of Baikal State University. 31 (2). 167-178. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(2).167-178 .

Leite Phillipe, Tina George, Changqing Sun, Theresa Jones, Kathy Lindert (2017). Social Registries for Social Assistance and Beyond: A Guidance Note and Aslndependent Evaluation Group World Bank Group Asessment Tool Washington, DC: WorldBank.

Leonov S.N. (2020). Sostoyanie konsolidirovannyh byudzhetov i dinamika gosu-darstvennogo dolga dalnevostochnyh subektov Rossiyskoy Federatsii [State of consolidated budgets and dynamics of public debt of the far Eastern Federal subjects]. Bulletin of Baikal State University. 30 (3). 371-382. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2020.30(3).371-382.

Sabanov Z.M., Kesaeva R.E. (2017). Organizatsionno-pravovye aspekty ekonomi-cheskoy deyatelnosti v sfere sotsialnoy zashchity naseleniya [Organizational and legal aspects of economic activity in the field of social protection of the population]. Saratov University News. New Series. Sociology. Political science (Izvestiya of Saratov University. New Series). 17 (1). 25-28. (in Russian). doi: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-25-28.

- 4497 -

<n

IN

o> 10

o>

<J\

l/l

Shubenkova E.V., Shichkin I.A. (2021). Mekhanizm obespecheniya dostoynogo tru-da i sotsialnoy zashchity trudovyh migrantov v ramkakh regionalnyh integrat-sionnyh obedineniy [Ensuring decent work and social protection for labour migrants in regional integration]. Innovation and Investment. (2). 81-86. (in Russian).

Somoev R.G. (2021). Modulnyy analiz sistemy sotsialnoy zashchity naseleniya v tse-lyakh ee finansovogo obespecheniya [Modular analysis of the social protection system of the population for its financial support]. Sotsiogumanitarnye aspek-ty tsifrovoy transformatsii: chelovek i obschestvo. (1). 132-142. (in Russian).

Spiridonova G.V., Mrochko L.V., Mrochko O.G. (2020). Mirovaya kreativnaya ekonomika: sostoyanie i prognozy [World creative economy: state and forecasts]. Ekonomicheskie i sotsialno-gumanitarnye issledovaniya. (3(27)). 24-33. (in Russian). doi: 10.24151/2409-1073-2020-3-24-33 .

Tsvetkov V.A., Dudin M.N. (2020). Stsenarii razvitiya globalnoy ekonomiki i os-novnyh tsentrov ekonomicheskogo prityazheniya posle okonchaniya pandemii COVID-19 (OECD, BRICS, ASEAN, Liga arabskikh gosudarstv) [Scenarios for the development of the global economy and major centers of economic attraction after the end of the COVID-19 (oECD, BRICS, ASEAN, League of Arab States)]. Problemy rynochnoy ekonomiki. (2). 6-22. (in Russian). doi: 10.33051/2500-2325-2020-2-6-22 .

World Economic Outlook: Recovery during a Pandemic - Health Concerns, Supply Disruptions, Price PressuresInternational Monetary Fund. Retrieved October 17, 2021, from https://www.imf.org/en/Publications/WEO/ Issues/2021/10/12/world-economic-outlook-october-2021

- 4498 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.