Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеева Ю.С., Лебедева Т.Р., Лубышев Е.А., Кубенин С.С.

Цель исследования - определить влияние режима учебного дня в условиях дистанционного обучения в период самоизоляции на психофизиологическое состояние студентов подготовительной медицинской группы. Методика и организация исследования. В ходе изучения оценивалось психофизиологическое состояние студентов 1-го курса, обучающихся на факультете гуманитарных и социальных наук по специальностям «Философия» и «Социология» РУДН, возраст обследуемых находился в диапазоне 17-19 лет. Дистанционные занятия физической культурой в университете были организованы с учетом медицинских показателей обучающихся. Результаты исследования и выводы. В процессе освоения учебной программы университета выявлен «критический период»: начальный период адаптации, как ответной реакции на новые для студентов условия обучения и предложенной учебной и внеучебной нагрузки в нестандартном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергеева Ю.С., Лебедева Т.Р., Лубышев Е.А., Кубенин С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS TO CONDITIONS OF ENFORCED SELF-ISOLATION DURING DISTANCE LEARNING

Objective of the study was to determine the influence of the academic day in terms of distance learning during self-isolation on the psychophysiological state of students attributed to the preparatory health group. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 1st-year students (17-19 years old) studying at the Faculty of Humanities and Social Sciences at People's Friendship University of Russia, majoring in "Philosophy" and "Sociology". The students were split into 2 groups: Group I - boys (37 subjects) and Group II - girls (46 subjects). The study was conducted at the beginning of the academic year in the autumn and spring periods, that is, under the stressful impact the enforced self-isolation. Results and conclusion. The study enabled to identify a "critical period" in mastering the university curriculum: the initial period of adaptation, as a response to new learning conditions for students and the proposed curricular and extracurricular workload in a non-standard format.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

особенности адаптации психофизиологического состояния студентов к условиям вынужденной самоизоляции в период дистанционного обучения

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: Zhuravleva-yus@rudn.ru

Поступила в редакцию

Кандидат биологических наук, доцент Ю.С. Сергеева1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Р. Лебедева1 Кандидат педагогических наук Е.А. Лубышев1 С.С. Кубенин1

1Российский университет дружбы народов, Москва

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS TO CONDITIONS OF ENFORCED SELF-ISOLATION DURING DISTANCE LEARNING

PhD, Associate Professor Y.S. Sergeeva1 PhD, Associate Professor T.R. Lebedeva1 PhD E.A. Lubyshev1 S.S. Kubenin1

1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить влияние режима учебного дня в условиях дистанционного обучения в период самоизоляции на психофизиологическое состояние студентов подготовительной медицинской группы. Методика и организация исследования. В ходе изучения оценивалось психофизиологическое состояние студентов 1-го курса, обучающихся на факультете гуманитарных и социальных наук по специальностям «Философия» и «Социология» РУДН, возраст обследуемых находился в диапазоне 17-19 лет. Дистанционные занятия физической культурой в университете были организованы с учетом медицинских показателей обучающихся. Результаты исследования и выводы. В процессе освоения учебной программы университета выявлен «критический период»: начальный период адаптации, как ответной реакции на новые для студентов условия обучения и предложенной учебной и внеучебной нагрузки в нестандартном формате.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, самоизоляция, пандемия, психологическая адаптация, адаптация, физическое здоровье, студентки.

Abstract

Objective of the study was to determine the influence of the academic day in terms of distance learning during self-isolation on the psychophysiological state of students attributed to the preparatory health group. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 1st-year students (17-19 years old) studying at the Faculty of Humanities and Social Sciences at People's Friendship University of Russia, majoring in "Philosophy" and "Sociology". The students were split into 2 groups: Group I - boys (37 subjects) and Group II - girls (46 subjects). The study was conducted at the beginning of the academic year in the autumn and spring periods, that is, under the stressful impact the enforced self-isolation.

Results and conclusion. The study enabled to identify a "critical period" in mastering the university curriculum: the initial period of adaptation, as a response to new learning conditions for students and the proposed curricular and extracurricular workload in a non-standard format.

Keywords: distance learning, self-isolation, pandemic, psychological adaptation, adaptation, physical health, female students.

Введение. Комплексное системное изучение студентов в процессе их учебной деятельности на сегодняшний день занимает ключевое место в области теоретических и практических проблем, решаемых психологией и физиологией. Обязательной является оценка здоровья обучающегося, как результат сложного взаимодействия демографических, медико-биологических, социальных, экономических, экологических и других факторов.

В связи с указом мэра Москвы от 29 марта 2020 года № 34-УМ, постановлениями Правительства, президента, министерства образования РФ, связанными с мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [3-6], все студенты очного обучения Росссийского университета дружбы народов (РУДН) были переведены на дистанционное обучение.

Нетипичный образ жизни, возникший в процессе вынужденной самоизоляции, способствовал формированию

защитных механизмов и запуску адаптационных процессов. Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость служит его приспособительным реакциям и, следовательно, защите его наследственно закрепленных констант [7].

Цель исследования - определить влияние режима учебного дня в условиях дистанционного обучения в период самоизоляции на психофизиологическое состояние студентов подготовительной медицинской группы.

Методика и организация исследования. В ходе изучения был определен контингент выборки - студенты 1-го курса, обучающиеся на факультете гуманитарных и социальных наук по специальностям «Философия» и «Социология» РУДН, возраст обследуемых находился в диапазоне 17-19 лет. Студенты были разбиты на группы: I группа - юноши (37 человек) и II - группа - девушки (46 человек). Исследование проводилось в начале обучения в осенний

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I-

и в весенним периоды, то есть в состоянии стрессогенного воздействия вынужденной самоизоляции.

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек проводилось измерение основных ге-модинамических показателей в состоянии покоя (частота сердечных сокращений в минуту (ЧСС), артериальное давление (АД) аускультативным методом по Н. С. Короткову), а также запись электрокардиограммы во втором стандартном отведении в состоянии покоя и в ортоположении. Вначале рассчитывался интегральный показатель - адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы (Г. Л. Апанасенко, 1988 г).

Оценку толерантности к гипоксически-гиперкапниче-ской устойчивости проводили по результатам проб Штанге и Генчи. Уровень тревожности определялся по Ч. Д. Спил-бергеру, Ю. Л. Ханину, самооценка функционального состояния - по В. А. Доскину. Диагностика самооценки психических состояний проводилась по Г. Айзенку. Определение физической работоспособности проводилось при помощи пробы Руфье (30 приседаний в течение 45 с).

Дистанционные занятия физической культурой в университете были организованы с учетом медицинских показателей обучающихся, что предполагает деление студентов на учебные группы: основную, подготовительную и специальную. Со студентами подготовительной медицинской группы проводились занятия с использованием видео, презентационных материалов, подготовленных кафедрой физического воспитания и спорта для размещения во время проведения занятий на платформе MS TEAMS. Посещение занятий по семестровому расписанию было обязательным.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ антропометрических параметров выявил, что у 89 % обследованных студентов масса тела изменяется в период самоизоляции в большую сторону. Результаты полученных данных свидетельствуют о том, что длина и масса тела девушек достоверно выше в весенний период (р<0,05). У студентов мужского пола показатели роста (175,1±0,3 см) и веса (73,8±0,06 кг) также значительно выше, чем в осенний период. Сравнительный анализ полученных данных показал, что студенты не имеют достоверных различий в показателях возраста.

Так, масса и площадь поверхности тела, а также ИМТ достоверно выше (87,7 %) у исследуемых девушек в весенний период, схожая тенденция наблюдается и у группы юношей. Система кровообращения является индикатором адаптационных реакций всего организма, так как ее работа отражает фон вегетативной регуляции, вегетативной реактивности, вегетативного обеспечения деятельности, а также активность уровней нейрогормональной регуляции функций (A. Grossman, 1987, Н. А. Агаджанян и соавт., 2001).

В I группе ЧСС составила - 84,3±0,3 уд/мин, во II группе -79,5 ±0,2 уд/мин. У студентов первой группы данный показатель был достоверно выше в очный период обучения, чем в дистанционный.

Значения САД в весенний период были следующими: в первой группе - 124,6±0,4 мм рт. ст., во второй группе -109,2±0,2 мм рт. ст. Диастолическое артериальное давление - 78,2 ±0,2 мм рт. ст., в весенний период - 73.3±1,2 мм рт. ст., во II группе - 64,3±0,7 мм рт. ст., причем во второй группе показатель достоверно отличался от значений очного периода обучения.

Таким образом, в условиях относительного покоя показатели гемодинамики у студентов соответствуют нормативам возраста. Пределы колебаний исследуемых показателей не выходят в данном случае из границ нормы. При этом различие показателей АД и ЧСС прежде всего является следствием цикличности функций, основу которой составляет генетически запрограммированная способность организма к переключению молекуляр-

ных механизмов с одних биосинтезов на другие в соответствии с внутренними биологическими часами [2, 7].

Исходя из оценки уровня физического состояния (УФС) следует, что показатели исследуемых групп соответствуют показателям высокого уровня. При этом адаптационный потенциал в группах охарактеризован «удовлетворительной адаптацией» и находится в пределах значений 1,50-2,59. Но следует отметить, что самые низкие показатели омечены у юношей независимо от исследуемого периода.

Анализ распространенности отклонений от величины, характеризующей состояние удовлетворительной адаптации (до 2,1 балла и ниже) в сторону напряжения ее механизмов, показал, что максимальное число обследуемых, адаптационный потенциал которых оценивался как удовлетворительный, было представлено в группе здоровых (88,6 %), на 12,8 % меньше в I группе (75,8 %) и на 20 % достоверно меньше, чем в контроле, во II группе (р<0,05). Таким образом, напряжение механизмов адаптации нарастает с увеличением степени нарушений привычного режима учебного дня в связи с вынужденной изоляцией.

Оценка физического развития в первую очередь должна основываться на оценке резервов систем организма, выявляемых по реагированию физиологических систем человека в ответ на разные по интенсивности нагрузки и функциональные пробы. Степень и динамика изменения физиологических параметров при тестировании, а также скорость и полнота их восстановления отражают адаптационные способности человека, резервные возможности его организма [4].

Проба Штанге, как и другие респираторные нагрузки (проба Генчи, увеличение мертвого пространства, ИГТ и др.), оказывает на организм сложное физиологическое воздействие [1, 5]. Анализ показателей оценки пробы Штанге показал, что более длительное время задержки дыхания характерно для студентов в осенний период, что свидетельствует об их более высокой устойчивости к гипоксии и гиперкапнии.

При этом время задержки дыхания у студенток первой группы во втором семестре уменьшилось в сравнении с первым семестром на 9,7 %; а у второй - на 12,8 %, соответственно. Это свидетельствует о большей стабильности регуляции дыхательной системы у студенток в осенний период.

Исходя из результатов изучения психофизиологического статуса в различные периоды года следует отметить, что в показателях самооценки своего состояния наблюдались достоверные изменения. В показателях оценки самочувствия выявлено ухудшение показателей в период самоизоляции у первой группы. У девушек наблюдались изменения, схожие с результатами юношей - самооценка, самочувствие и настроение. При этом у второй группы выявлена резкая динамика показателей уровня самочувствия в сторону ухудшения, а уровень активности ниже у юношей по сравнению с девушками, при этом настроение было выше в период вынужденной самоизоляции. Обследуемые девушки по уровню ситуативной тревожности имеют более высокие значения в сравнении с юношами, наблюдаются показатели высокого уровня ситуационной тревожности в весенний период. Помимо этого, в данный период выявлены наиболее высокие результаты уровня личностной тревожности, что свидетельствует о подъеме у них степени беспокойства, озабоченности и нервозности.

При определении физической работоспособности ИРД у обучающихся обеих групп отмечен удовлетворительный результат (от 6,0-8,00). Но у исследуемых юношей в весенний период данный показатель охарактеризован как «плохой» и составил 8,2 усл. ед.

Вывод. В процессе освоения учебной программы университета выявлен «критический период» - начальный пери-

48

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

од адаптации, как ответной реакции на новые для студентов

условия обучения и предложенную учебную и внеучебную на- 1.

грузку в нестандартном формате.

Публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН.

Литература

1. Абитов Р.Н., Низамова А.Х., Урмитова Н.С. Принципы функционирования и достоинства дистанционного обучения, как новой 2. формы информационного обучения // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики. Матер. 11-й междунар. науч.-практ. конференции. Казань, 2017. С. 113.

2. Ияд С.А. Хамад. Физиологические особенности и критерии оцен- 3. ки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе: авто-реф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2005. 16 с.

3. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической 4. деятельности: дис. ... докт. биол. наук. Томск, 2008. 263 с.

4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003. 544 с. 5.

5. Олейников Н.Н. Индивидуализации траектории обучения в системе дистанционного сетевого обучения // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2016. № 53-2. С. 135-143.

6. Суворова В.В. Психофизиология стресса: учеб. пособие. М.: Пе- 6. дагогика, 1975. 208 с.

7. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин и 7. др. М.: НГМА, 2001. 526 с.

References

Abitov R.N., Nizamova A.Kh., Urmitova N.S. Printsipy funktsion-irovaniya i dostoinstva distantsionnogo obucheniya, kak novoy formy informatsionnogo obucheniya [Distance learning: functioning principles and advantages a new form of informational learning]. Nepre-ryvnoe professionalnoe obrazovanie kak faktor ustoychivogo razvitiya innovatsionnoy ekonomiki [Continuous professional education as factor in sustainable development of innovative economy]. Proc. 11 internat. research- practical conference. Kazan, 2017. P. 113. lyad S.A. Hamad. Fiziologicheskie osobennosti i kriterii otsenki urovnya adaptatsii studentov k protsessu obucheniya v vuze [Physiological features and criteria for rating students level of adaptation to academic learning process]. PhD diss. abstract. M., 2005. 16 p.

Litvinova N.A. Rol individualnykh psikhofiziologicheskikh osobennostey studentov v adaptatsii k umstvennoy i fizicheskoy deyatelnosti [Role of students' individual psychophysiological characteristics in adaptation to mental and physical activity]. Doct. Diss. (Biol.). Tomsk, 2008. 263 p. Nikolaeva E.I. Psikhofiziologiya. Psikhologicheskaya fiziologiya s osnovami fiziologicheskoy psikhologii [Psychophysiology. Psychological physiology with basics of physiological psychology]. Textbook. M.: PER SE; Logos publ., 2003. 544 p. Oleynikov N.N. Individualizatsii traektorii obucheniya v sisteme distantsionnogo setevogo obucheniya [Individualization of learning trajectory in distance network learning system]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. Yalta, 2016. No. 53-2. pp. 135-143. Suvorova V.V. Psikhofiziologiya stressa [Psychophysiology of stress]. Study guide. M.: Pedagogika publ., 1975. 208 p. Aghajanyan N.A., Tel L.Z., Tsirkin V.I. et al. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. M.: NSMA publ., 2001. 526 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИН 36-55 ЛЕТ

Доктор педагогических наук, профессор И.А. Грец1 Соискатель И.А. Живуцкая1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шукаева1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Булкова1

1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

УДМ^С 796.055.2+572.51

Ключевые слова: женщины второго периода зрелого возраста, физические качества, возраст.

Введение. Данные современных научных исследований свидетельствуют о снижении показателей физических качеств, ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата женщин старше 36 лет [1, 2].

Цель исследования - выявить взаимосвязь показателей физических качеств, с увеличением возраста женщин второго периода зрелого возраста.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет спорта». В ходе осуществления констатирующего педагогического эксперимента определены показатели физической подготовленности женщин 36-55 лет (п=104).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о взаимосвязи между возрастом и изучаемыми показателями физических качеств исследуемых женщин. Выявлена достоверно значимая связь исследуемых параметров в каждой возрастной подгруппе.

В частности, с увеличением возраста устойчиво растет теснота отрицательной связи в показателях, характеризующих силу (г=-0,549, г=-0,595, г=-0,638, г=-0,782, р<0,01), общую (г=-0,613, г=-0,646, г=-0,744, г=-0,795, р<0,01), специальную гибкость в плечевых (хват: г=-0,524, г=-0,638, г=-0,675, г=-0,801, р<0,01; индекс Х1: -0,487* (р<0,05), г=-

RELATIONSHIP OF INDICES OF PHYSICAL QUALITIES WITH INCREASE IN AGE OF 36-55-YEAR-OLD WOMEN

Dr. Hab., Professor I.A. Gretz1 Candidate I.A. Zhivutskaya1

PhD, Associate Professor A.V. Shukaeva' PhD, Associate Professor Т.М. Bulkova1 'Smolensk State University of Sports, Smolensk

Поступила в редакцию 21.01. 2022 г.

0,584**, r=-0,591**, r=-0,613**, p<0,01; индекс Косса: r=-

0.459. (p<0,05), r=-0,563**, r=-0,601**, r=-0,627**, p<0,01) и тазобедренных суставах: шпагате с правой ноги: r=-0,436 (p<0,05), r=-0,640, r=-0,728, r=-0,753, p<0,01); шпагате с левой ноги: r=-0,422 (p<0,05), r=-0,579, r=-0,778, r=-0,801, p<0,01) в возрастных группах 36-39, 40-44, 45-49, 50-54, соответственно.

Необходимо отметить, что теснота связи в показателях, определяющих аэробную и силовую выносливость с увеличением возраста, снижается: в беге 2 км (r=0,603, r=0,556 (p<0,01), r=0,423, r=0,387 (p<0,05), подъеме туловища из положения лежа на спине за 1 мин (r=-0,653, r=-0,516, r=-0,507 (p<0,01), r=-0,453 (p<0,05) в возрастных группах 36-39, 40-44, 45-49, 50-54 года, соответственно.

Следует констатировать выраженное возрастное ухудшение показателей физических качеств силы и гибкости, умеренное - общей выносливости.

Вывод. Таким образом, установлена взаимосвязь между увеличением возраста обследуемых женщин и снижением показателей физических качеств, преимущественно силы и гибкости. Литература

1. Никитина Я.А., Баснукаев А.С. Функциональное состояние женщин 36-55 лет, занимающихся оздоровительной ходьбой // Достижения науки и образования. 2020. № 12 (66). С.70-72.

2. Структурирование программ аквафитнеса, ориентированных на улучшение физического состояния женщин молодого и зрелого возраста / А.В. Шаравьева, Т.Н. Шутова, И.М. Бодров и др. // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 3. С. 98-103.

Информация для связи с автором: grets-irina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.