Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНЫМ НАГРУЗКАМ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНЫМ НАГРУЗКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / тренированность / работоспособность / функциональная система / двигательные качества / многолетняя тренировка / индивидуальные особенности

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исаков Александр Игоревич, Пожарова Галина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы теоретического обоснования адаптационных возможностей систем организма юношей к воздействию тренировочных нагрузок с учетом физиологических закономерностей их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНЫМ НАГРУЗКАМ»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНЫМ НАГРУЗКАМ

Исаков Александр Игоревич, Пожарова Галина Владимировна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: pojarovagalina@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теоретического обоснования адаптационных возможностей систем организма юношей к воздействию тренировочных нагрузок с учетом физиологических закономерностей их развития.

Ключевые слова: адаптация, тренированность, работоспособность, функциональная система, двигательные качества, многолетняя тренировка, индивидуальные особенности.

С целью изучения мнения специалистов и выявления современного состояния исследуемого вопроса проводился анализ, обобщение литературных источников: определение методических подходов к решению проблемы адаптационных возможностей систем организма юношей к воздействию тренировочных нагрузок с учетом физиологических закономерностей их развития; сбор уже известной информации, которая могла бы служить основой для собственных исследований.

Адаптационные реакции формируются значительно быстрее у юных спортсменов, имеющих непродолжительный стаж занятий спортом. Применение в их тренировке упражнений и программ, не предъявляющих предельных или околопредельных требований к функциональным системам, вызывает бурную реакцию со стороны органов и систем, достаточную для стимуляции адаптационных реакций [1].

По мнению Е.Я. Бондаревского (2014) для детей характерно более быстрое развитие утомления при повышающейся интенсивности мышечной работы, что связано, прежде всего, с большей у них по сравнению со взрослыми напряженностью функционирования системы кровообращения и дыхания и меньшим коэффициентом полезного действия их организма [2].

Восстановительный период после малых и средних нагрузок протекает у детей быстрое, чем у взрослых, что обусловлено, видимо, большей мобильностью вегетативных центров. После интенсивных, продолжительных

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

нагрузок у них, наоборот, отмечается замедление восстановительных процессов, особенно выраженное в подростковом возрасте [4].

И.А. Григорьянц (2014) отмечает, что процесс врабатывания сердца у детей носит сложный и гетерохронный характер. Увеличение ЧСС в самом начале мышечной работы выражено не так резко, как у взрослых. В целом же период врабатывания сердца по ЧСС у детей короче, чем у взрослых. Кроме того, у них намечается отставание перестройки электрических процессов миокарда от механических, что свидетельствует о недостаточной срочности рефлекторной регуляции метаболизма миокарда. Это подтверждается и более медленной у них перестройкой фазовой структуры сердечного сокращения на гипердинамический режим. Не случайно, что у них скорость подъема артериального давления меньше, чем у взрослых [3].

Состояние устойчивой работоспособности у детей достигается более выраженным, чем у взрослых, учащением сердцебиений и дыханий при меньшем росте артериального давления и глубины дыхания.

Поскольку в процессе полового созревания осуществляется перестройка нервной и гуморальной регуляции дыхания, внешнее дыхание подростков отличается большой вариабельностью параметров. При этом С.Н. Евсеев (2014) отмечает, что мышечная нагрузка у детей сопровождается большим напряжением вегетативных функций и осуществляется с меньшим коэффициентом полезного действия, о чем свидетельствуют данные легочной вентиляции, поглощения кислорода из литра вентилируемого воздуха, а также такие показатели, как кислородный пульс, ватт/пульс и др. [5].

В практике спорта следует учитывать, что у детей при последовательном выполнении ряда возрастающих нагрузок нередко реакция на первую (более слабую) нагрузку бывает такой же, как и на вторую (вдвое большую), или даже более выраженной.

Комплексному подходу, с одновременным изучением состояния сердечнососудистой, нервно-мышечной, дыхательной, выделительной и прочих систем, как более точному в управлении тренировочном процессе, следует всегда отдавать предпочтение при врачебно-педагогических наблюдениях за юными спортсменами [6].

И.Я. Гуревич (2015) считает, что признаками благоприятной реакции организма на нагрузку являются:

1) увеличение частоты сердечных сокращений и величины артериального давления во время выполнения упражнений максимальной интенсивности при неизменном или несколько сниженном минимальном артериальном давлении;

2) быстрое возвращение указанных параметров к исходному уровню;

3) стабильность или повышение мышечной силы, жизненной емкости легких и других функциональных показателей в точение всей тренировки (допускается снижение жизненной емкости легких на 100-200 мл и силы мышц кисти на 3-8 кг, что расценивается как признак незначительного утомления);

4) сохранение работоспособности до конца тренировки [4].

»

90

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Признаками же чрезмерной нагрузки, которые должны насторожить врача и тренера, будут:

1) неустойчивость или извращение кривой пульса, дыхания и артериальное давление (нередко на графике создается своеобразный перекрест-ножницы: максимальное артериальное давление в период наибольшей нагрузки падает, минимальное артериальное давление, частота сердечных сокращений и дыхания увеличиваются). Снижение пульсового давления (разница между максимальным и минимальным артериальное давление) характеризует крайнюю степень утомления сердца;

2) снижение жизненной емкости легких на 300-500 мл и мышечной силы к концу тренировки;

3) значительное ухудшение результатов пробы Штанге, Розенталя, Ромберга, резкое учащение ЧСС при ортостатической пробе;

4) на электрокардиограмме - нарушение ритма, функции проводимости, снижение амплитуды зубцов.

5) изменение в картине крови, в частности снижение содержания гемоглобина и количества эритроцитов, лейкоцитов с резким сдвигом влево, уменьшение лимфоцитов, исчезновение эозинофилов; появление большого количества белка в моче.

Недостаточный уровень тренированности или отсутствие у спортсменов способности в течение нужного времени поддерживать достаточно высокий функциональный уровень организма характеризуется неустойчивыми результатами при выполнении нагрузок (результативность то повышается, то снижается) и большими колебаниями изучаемых физиологических параметров. О недостаточной специальной тренированности, связанной нередко и с переутомлениями, говорит сочетание сохраняющейся или снижающейся от повторения к повторению работоспособности со значительным ухудшением приспособляемости и нагрузкам.

У подростков-акселератов, имеющих большую массу, опорно-двигательный аппарат вполне удовлетворительно адаптируется к физическим нагрузкам. Вместе с тем у отдельных представителей этого типа может быть непропорционально малое сердце (гипоэволютивное), которое приспосабливается к мышечной работа хуже, чем нормальное. На фоне совершенной адаптации одних систем может сохраняться сравнительно слабый адаптационный эффект со стороны других систем и органов [3].

Слабые звенья адаптации могут быть результатом врожденных задатков, как, например, уже рассмотренное гипоэволютивное сердце. Но могут приобретаться и самим спортсменом. Это наблюдается в тех случаях, когда нарушается тренировочный режим, допускаются ошибки в распределении нагрузки на длительный период тренировки.

Так, если юному спортсмену предлагаются уже на ранних этапах спортивной специализации чрезмерные нагрузки для выполнения разрядных норм, может наступить перенапряжение. При этом будет страдать не только

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

сердце, по и другие органы (печень, почки иммунная система). Или, например, в результате частых переохлаждений во время тренировок возникают хронические воспалительные процессы верхних дыхательных путей. Дальнейший спортивный рост в этом случае будет зависеть от того, как скоро спортсмен избавится от простудных заболеваний [7].

Рост тренированности у юных спортсменов сопровождается менее выраженным, чем у взрослых, уменьшением частоты сердечных сокращений, при этом наблюдается увеличение периода напряжения в покое. Однако по отношению к увеличивающемуся в процессе тренировки сердечному циклу период изгнания у тренированных спортсменов уменьшается, т. е. у них наблюдаются признаки регулируемого варианта гиподинамии, отсутствующие у нетренированных детей. Изменение продолжительности и соотношения отдельных фаз сердечного сокращения свидетельствует о том, что у юных спортсменов, специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественного развития выносливости, наблюдаются закономерные изменения, отражающие повышение экономичности работы сердца в условиях относительного мышечного покоя и при мало интенсивной мышечной работе. Изменение соотношения фаз сердечного сокращения может служить показателем адаптации к тренировочным нагрузкам [8].

При планировании тренировочных нагрузок юным спортсменам необходимо учитывать, что кислородный долг у них возрастает быстрее: выполнение равной со взрослыми тренировочной нагрузки приводит у подростков и юношей к большему накоплению молочной кислоты в мышцах.

Таким образом, теоретические предпосылки раскрытия потенциальных резервов адаптации детей и подростков к спортивным нагрузкам мы находим в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих человеческий организм как целостную функциональную систему. В функциональной системе заложены предпосылки для обеспечения полноценного функционирования с получением полезного адаптивного результата на всех этапах возрастного развития. Такими потенциальными предпосылками являются целостность системы, структурное ее соответствие функции, соподчиненность различных уровней системы (иерархичность), внешние и внутренние связи.

Системная организация адаптивных реакций предполагает возможность их осуществления и на уровне физиологически и морфологически незрелого организма. Концепция системогенеза дает этому следующее объяснение: в ходе индивидуального развития ребенка адаптируются системы, обеспечивающие его выживание. При оценке адаптивных возможностей детей и подростков к физической нагрузке необходимо выделять не столько абсолютные сдвиги в работе отдельных систем и органов, сколько показатели их согласованности, интегративной функции, обеспечивающей сам адаптационный эффект. Чем выше уровень интеграции, координированности сложных регуляторных процессов, тем эффективнее адаптация.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 144 с.

2. Бондаревский Е.Я. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 2014. - № 4. - С. 46-49.

3. Григорьянц И.А. Основы системной подготовки спортсменов высшей квалификации // Спортивный психолог. - 2010. - № 3. - С. 16-21.

4. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств: учебное пособие. - Минск: Вышэйная школа, 2015. - 256 с.

5. Евсеев С.Н. Особенности процесса формирования двигательных действий спортсмена с помощью тренажеров // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 34-36.

6. Ежов П.Ф. Планирование подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах на основе педагогического контроля / П.Ф. Ежов, А.А. Зайцев // Социально-экономическое явление и процессы. - 2013. - № 12. -С. 202-206.

7. Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста: учебное пособие / под ред. М.М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2016. - 321 с.

8. Пожарова Г.В. Функциональная адаптация студентов факультета физиической культуры к учебному процессу / Г.В. Пожарова, Е.Е. Елаева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.