Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ОСОБЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные унитарные предприятии / внутренний аудит / правовая основа внутреннего аудита. / state unitary enterprises / internal audit / legal basis for internal audit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баташова Анна Федоровна, Шаповалов Роман Васильевич, Гладкина Екатерина Максимовна

В статье анализируются особенности правового регулирования контроля деятельности государственных унитарных предприятий, правовая и организационная основа внутреннего аудита унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баташова Анна Федоровна, Шаповалов Роман Васильевич, Гладкина Екатерина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERNAL AUDIT IN STATE UNITARY ENTERPRISES

The article analyzes the features of legal regulation of control over the activities of state unitary enterprises, the legal and organizational basis for internal audit of unitary enterprises.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК 657.6

Баташова Анна Федоровна Batashova Anna Fiodorovna

канд. экон. наук, доцент Candidate of Economics, Associated Professor Шаповалов Роман Васильевич Shapovalov Roman Vasilyevich

Студент Student

Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НИИ)

The Shakhty Road Institute of SRSPU (NPI) Гладкина Екатерина Максимовна Gladkina Ekaterina Maksimovna

аспирант graduate student

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Rostov State University of Economics

ОСОБЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

PECULIARITIES OF INTERNAL AUDIT IN STATE UNITARY

ENTERPRISES

Аннотация: В статье анализируются особенности правового регулирования контроля деятельности государственных унитарных предприятий, правовая и организационная основа внутреннего аудита унитарных предприятий.

Abstract: The article analyzes the features of legal regulation of control over the activities of state unitary enterprises, the legal and organizational basis for internal audit of unitary enterprises.

Ключевые слова: государственные унитарные предприятии, внутренний аудит, правовая основа внутреннего аудита.

Key words: state unitary enterprises, internal audit, legal basis for internal audit.

Деятельность государственных унитарных предприятий регламентируется законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которому, унитарным предприятием считается организация, которая распоряжается государственным и муниципальным имуществом, и, в то же время, является коммерческой структурой с самостоятельным балансом, может

VМеждународная научно-практическая конференция осуществлять имущественные и другие права, выступать истцом и ответчиком в суде [1]. Таким образом, предприятия данной организационно-правовой формы занимают промежуточное положение межу коммерческими организациями, такими, например, как публичные акционерные общества и бюджетными организациями. Двойственность в порядке владения и распоряжения имуществом породила множество пробоем в деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, одна их которых - неэффективная деятельность, обусловленная в том числе, проблемой контроля.

Информация о способах и метода контроля за деятельностью унитарных предприятий приведена в статье 26 «Контроль за деятельностью ...». Положения статьи довольно расплывчато определяют необходимость и обязательность контроля. Так обязательность внешней аудиторской проверки независимым аудитором допускается только в случаях, когда необходимость проверки установлена собственником имущества.

Внутренний контроль согласно закона осуществляется органом, назначаемым собственником. Отчетность по окончании годового периода должна быть предоставлена органам государственной власти на уровне федерации, субъекта федерации либо муниципалитета, то есть по сути дела, владельцу имущества [1].

Очевидная неэффективность механизмов управления и контроля государственным имуществом в правовых рамках унитарных предприятий привела к тому, что в 2019 году был разработан и подписан федеральный закон о запрете функционирования данного вида предприятий и запрете создания новых предприятий в данной организационно-правовой форме. Созданные до даты вступления в сиу закона предприятия ликвидируются или реорганизуются в срок до 1 января 2025 года. Исключение составляют предприятия в нескольких стратегически важных государственных сферах (к которым не относится отрасль ЖКХ и ресурсообеспечение), а также, при необходимости, устранения чрезвычайных ситуаций [2].

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Таким образом, внутренний аудит в унитарных государственных и муниципальных организациях до момента их реорганизации или ликвидации может быть организован по образу и подобию как коммерческих, так и бюджетных организаций.

Принципы и методы организации внутреннего аудита в секторе государственного управления приведены в ряде регламентных документов (табл. 1). Данные стандарты разработаны в отношении проверки распорядителей бюджетных средств, но так как по новому законодательству об аудите (современная редакция закона «Об аудиторской деятельности») ГУПы и МУПы не подлежат обязательному аудиту, данные стандарты могут использоваться при организации служб внутреннего аудита по распоряжению собственника государственного или муниципального имущества [3].

Таблица 1. Стандарты внутреннего аудита в бюджетной сфере

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита Дата утверждения, НПА

«Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» Приказ Минфина РФ от 5 августа 2020 г. №160н

«Реализация результатов внутреннего финансового аудита" Приказ Минфина РФ от 22 мая 2020 г. №91н

«Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» Приказ Минфина РФ от 21 ноября 2019 г. №196н

«Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» Приказ Минфина РФ от 18 декабря 2019 г. №237н

«Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» Приказ Минфина РФ от 21 ноября 2019 г. №195н

Заметим, что в 2025 году, когда унитарные предприятия прекратят свое существование, часть из них, с большой долей вероятности, будет преобразована в публичные акционерные общества. В этом случае деятельность таких организаций попадет под статью 87.1 о внутреннем контроле и внутреннем аудите в публичном обществе закона «Об акционерных обществах».

VМеждународная научно-практическая конференция

Основные положения данной статьи устанавливают:

- обязательность управления рисками и внутреннего контроля в обществе;

- закрепление функции организации внутреннего контроля за советом директоров или наблюдательным советом;

- обязательность внутреннего контроля в форме внутреннего аудита;

- обязательность наличия структурного подразделения. осуществляющего внутренний аудит, назначения должностного лица, ответственного за аудит;

- обязательность заключения трудового договора с руководителем подразделения внутреннего аудита, условия которого утверждаются советом директоров или наблюдательным советом;

- возможность осуществления внутреннего аудита сторонней организацией, в случае если она предусмотрена уставом или другими внутренними документами общества [4].

Деятельность служб внутреннего аудита в акционерном обществе будет регламентироваться следующими документами:

- концептуальной базой профессиональной практики Института внутренних аудиторов, включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита Института внутренних аудиторов (МПСВА);

- концепцией COSO «Интегрированная концепция построения системы внутреннего контроля» (2013);

- документом COSO «Применение COSO, используя модель «Трех линий защиты»;

- профессиональным стандартом «Внутренний аудитор», утвержденным Минтруда РФ (2015).

Таким образом, особенность внутреннего аудита в государственных унитарных предприятиях в настоящее время заключается в его правовой неопределенности, которая, тем не менее, будет ликвидирована в процессе реорганизации предприятий и приобретении ими правового статуса публичных акционерных обществ.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Библиографический список:

1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС Консультант Плюс.

2. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» // СПС Консультант Плюс.

3. Методические рекомендации по организации внутреннего аудита в секторе государственного управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2017/07/main/Metod_rekomendatsii_po _organizatsii_VA.pdf (дата обращения 22.02.2021).

4. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СПС Консультант Плюс.

© А.Ф. Баташова, Р.В. Романов, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.