Научная статья на тему 'Особенность структуры обобщенного значения личных форм глагола в паремиях (опыт семантико-грамматического исследования языкового сознания русского народа)'

Особенность структуры обобщенного значения личных форм глагола в паремиях (опыт семантико-грамматического исследования языкового сознания русского народа) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
620
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кацюба Лариса Борисовна

Статья посвящена рассмотрению семантической структуры глагольных личных форм в паремиях, которые являются выражением языкового сознания народа. Вскрыто противоречие между формально-грамматическим значением названных форм и их философским обобщенным осмыслением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенность структуры обобщенного значения личных форм глагола в паремиях (опыт семантико-грамматического исследования языкового сознания русского народа)»

Ш 141.2-2

ОСОБЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ ОБОБЩЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА В ПАРЕМИЯХ (ОПЫТ СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ РУССКОГО НАРОДА)

Л.Б. Кацюба

Статья посвящена рассмотрению семантической структуры глагольных личных форм в паремиях, которые являются выражением языкового сознания народа. Вскрыто противоречие между формально-грамматическим значением названных форм и их философским обобщенным осмыслением.

Паремии, совершенные по форме и глубокие по содержанию произведения устного народного творчества, выражают многовековой опыт народа. Всеобщность, постоянность, непрерывность народного опыта, который был и будет всегда, назидательный характер паремий и их проекция в будущее обусловлены обобщенностью содержания. Обобщенность - одна из фундаментальных черт паремиологического текста. Труд и быт народа -это корни тех ситуаций, которые «стимулировали» рождение произведений фольклора, в частности, пословицы.

Паремии рождались в определенной, конкретной ситуации. Ситуация лежит в основе паре-миологического текста и служит неким инвариантом для того или иного варианта паремиии. В конкретном тексте зафиксировался отголосок той «свободной» ситуации, по случаю которой паремия произносилась, говорилась.

Но далеко не каждая ситуация «стимулировала» возникновение пословицы. Это была ситуация общения людей в процессе трудовой деятельности, бытовая, житейская ситуация, либо отражающая взаимоотношение людей в социуме и т.д., то есть та, которая повторялась каждодневно, в труде, в быту, в общении, отражая все стороны человеческой жизни. Такая «живая» ситуация являлась идеальной «площадкой» для наблюдения человека за самим собой как членом некоего сообщества и за другими членами коллектива, позволяя при этом вырабатывать с помощью особой системы мировоззрения народа суждения, взгляды, обобщения, нравственные законы.

Большой отвлеченный смысл, глубинное содержание паремий отвечает определенному кругу ситуаций, которые актуальны для человека, узнаваемы и повторяемы им. Вестником социокультурной ситуации, знаком ситуации стали формы 3 лица глагола, которые, являясь господствующими в исследованных текстах, утверждают идею личного активного деятеля, не участвующего в речи.

Обобщенность содержания паремии отражена в определенной языковой форме: «действия, обо-

значенные глаголами, приписываются не одному конкретному лицу, хотя могут сочетаться с существительными или местоимениями, а всем или многим действующим лицам»1. Поэтому необходимо помнить, что обобщение, господствующее в паремии, имеет разную природу: нужно различать обобщенность грамматическую и обобщенность содержательную, философскую, которая гораздо шире и глубже. Содержательная обобщенность охватывает все паремии, несмотря на наличие в них субъекта, лица и грамматическую отнесенность личного значения глагольных форм. Те паремии, в которых субъект представлен лексически и глаголы формально имеют определенно-личное значение, тоже несут в себе обобщенность различной степени (высшая степень обобщенности, высокая степень обобщенности, невысокая).

Паремии с лексически не представленным субъектом, лицом, глаголы в которых имеют форму неопределенно-личную, обобщенно-личную и даже безличную, имеют, как правило, высокую или очень высокую степени обобщенности. Наличие или отсутствие субъекта, или лица, обусловливает лишь степень обобщенности содержания паремии. Как видим, в паремиологических текстах ярко проявляется противоречие между грамматическим значением личных форм глагола и содержательной обобщенностью паремии. Обобщенность личного значения процессуальных единиц характеризуется тремя степенями: 1) высшая степень обобщенности (действия, приписываемые всем и каждому независимо от ситуации, свойственные субъекту всегда, независимо от ситуации); 2) высокая степень обобщенности (действия, проявляемые большим количеством людей в определенной жизненной ситуации, либо свойственные субъекту обычно, как правило, в определенной жизненной ситуации); 3) невысокая степень обобщенности (действия, приписываемые небольшому числу людей или лицам в определенной ситуации, или некоторым лицам, субъектам с определенными свойствами, качествами в определенной жизненной ситуации при определенных условиях).

Под этим углом зрения мы рассматриваем взаимодействие степени обобщенности личного значения глагола с анализируемыми формами. Степень обобщенности глагольных форм полностью раскрывается в тексте паремии.

1. Своеобразие обобщенного значения и степени его проявления в формах 3 лит глагола.

В ходе проведенного анализа выявлено, что паремии с глаголами в форме 3 лица имеют самую высокую степень обобщенности (эти формы оказались самыми частотными по употреблению и анализируются нами в первую очередь). В процентном соотношении это выглядит так: высшую степень обобщенности имеют 67 % паремий с глагольным компонентом в форме 3 лица; высокую степень обобщенности - 30 % паремий с данной глагольной формой; невысокую степень обобщенности имеют менее 3 % паремий.

Взаимодействие форм 3 лица со степенями обобщенности личного значения глагола вскрывает некоторые противоречия.

Высшую степень обобщенности имеют глаголы в форме 3 лица, которые в формальнограмматическом отношении представлены различными типами значений:

• формально определенно-личным: И красное солнышко на всех не угождает; Всякая птица своим голосом поет; Ласковое слово многих прельщает; На чужбине и собака тоскует; Отрезанный ломоть к хлебу не пристанет;

• формально неопределенно-обощенно-личным: Цыплят по осени считают; Слепого в вожаки не берут; Достают хлеб горбом, достают и горлом; Думают думу без шуму; По вестям и гонца встречают; За очи и князя бранят. В последнем типе примеров анализируемые формы глаголов являются глаголом-предикатом особых структурно-семантических моделей, которые

А.М. Пешковский называл «две особые формы мышления говорящего по-русски человека»2. По словам Л.Н. Чумак, «передавая общие суждения, выводы, обозначая типичные жизненные ситуации, данные предложения являются наиболее характерной формой выражения пословиц...»3 (однако, как показал наш материал, паремии этих синтаксических моделей составляют всего около 15 % от текстов с глагольным компонентом в форме 3 лица). А также

• безличным значением: Молву поветрием носит; Счастливому и промеж пальцев вязнет; Где воды не было, там сухо.

Высокую степень обобщенности проявили единицы, которые имеют

• формально определенно-личное значение: Мимо яблоньки яблочко не падает; И дурак ездит в карете, а и с умом ходит пешком; Через золото слезы льются;

• формально обобщенно-личное значение: По платью встречают, по уму провожают; И с топора не богатеют, а горбатеют; Дочерьми кра-

суются, сыновьями в почете живут; На рогоже сидя, о соболях не рассуждают;

• безличное значение: Богатому сладко естся, да плохо спится; Много было докуки, да не пришло в руки.

Невысокую степень обобщенности обнаружили единицы, обозначающие действия, которые приписываются небольшому количеству людей, либо лицам, субъектам в определенной ситуации или наделенным некоторыми, свойственными им, качествами, определенной характеристикой. Продуктивно здесь представлены глаголы

• с формально обобщенно-личным значением, большинство из которых имеют форму единственного числа: От волка бежал, да на медведя попал; Звал на честь, а посадил на печь; Отняли хорошее, да жалуют худым; Жарко желают, да руки поджимают;

• с формально определенно-личным значением: Богатство ум дает; Правда прежде нас померла; Хохлатые куры двором ведутся.

Важно отметить, что логическая, философская обобщенность охватывает все выделенные нами типы паремий сложных конструкций с глаголами в форме 3 лица так же, как и все паремии одночастных структур, несмотря на наличие в них субъекта.

В исследовании глагольной семантики в паремиях сложной синтаксической структуры, где субъект может быть выражен только в одной из частей сложного предложения, в обеих частях сложного предложения или не представлен вообще, вопрос о степени обобщенности решается на логико-смысловом уровне. В каждом таком факте учитывается смысл всей паремии в целом, и значение формы определяется в соответствии с приведенным выше критерием определения степени обобщенности глагольных форм в паремиях.

Так, высшая степень обобщенности оказалась продуктивной для большинства таких исследованных единиц: Рыба ищет где глубже, человек где лучше; Не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что идет к чему; Где зудит, там и чешут.

Высокая степень обобщенности также достаточно продуктивна: Чему учился, тому и пригодился; Чего не видят, тем и не бредят; Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит; Сыта свинья, а все жрет; богат мужик, а все копит.

Невысокая степень обобщенности продуктивна в основном для конструкций, одна из частей которых - предложение с глаголами с обобщенноличным значением: Женился, да сам себе подивился, что ни богу, ни людям не сгодился; Только славу ведут, что рано встают; И сед, да ума нет; и молод, да держит волость.

Активность проявления высшей и высокой степеней обобщенности у процессуальных единиц в форме 3 лица глубоко закономерна. Содержание

Фразеология

паремий этого типа в основном носит морально-этический характер и выражает

• нравственно-социальный опыт: Кривое веретено не исправится; В тихом омуте черти водятся; Трещина в горшке скажется;

• наблюдение, сделанное на основе жизненного опыта: Народ недаром говорит; Лиса семерых волков проведет; Болезнь человека не красит;

• морально-нравственный закон: Правда тяжелее золота, а на воде всплывает; От порядка не нищают; От добра добра не ищут;

• совет, поучение, пожелание: Домашние мысли в дорогу не годятся; Лыком по парче не шьют; Вслед гостя не потчуют; После поры не точат топоры

и другие подобные философские сентенции, подтвержденные жизненным опытом, которые лежат в основе обобщенности «многозначного» содержания паремий, открывающего «простор для воображения».

2. Своеобразие обобщенного значения и степени его проявления в Формах 2 лииа глагола в паремиях.

Анализ форм 2 лица с точки зрения определения их значения проводится в соответствии с положением о специфике обобщенного значения личных форм глагола в паремиях. Содержательная, философская обобщенность присуща всем паремиям, независимо от наличия или отсутствия в них лексического субъекта и формальной грамматической отнесенности личного значения форм глагола.

Поскольку в большинстве паремий глагольные формы 2 лица имеют обобщенно-личное значение (около 92 %), содержательная обобщенность паремии гармонично соотносится с обобщенностью личного значения процессуальных единиц, которая, аналогично проявленной в формах 3 лица, характеризуется тремя степенями (высшей, высокой и невысокой) и которая полностью реализуется в тексте паремии.

В результате проведенного анализа оказалось, что высокочастотной и наиболее характерной для форм 2 лица явилась высшая степень обобщенности. Если говорить о процентном соотношении, то высшую степень обобщенности имеют 80 % единиц; высокую степень обобщенности - 18 % единиц; 2 % единиц имеют невысокую степень обобщенности.

Господство высшей степени обобщенности, которое наблюдается в проанализированных фактах, объясняется грамматическими особенностями форм 2 лица. Например, еще Ф.И. Буслаев, который глубоко изучил и описал личные формы глагола, отмечал потенциальную личную неопределенность форм 2 лица: «У нас местоимение ты может употребляться вместо кого-нибудь вообще (выделено нами. - Л.К.). Такое обозначение неопределенного лица вторым дает общему понятию свежесть непосредственного отношения к лицу

слушающему»4. Под такой «неопределенностью» в паремии мы понимаем широкую обобщенность 2 лица, то есть отнесенность или обращенность к любому, всякому, каждому (обычно не названному) деятелю.

В определении типов степеней обобщенного значения форм 2 лица важную роль играет наклонение. Значение личных форм в изъявительном и повелительном наклонении у глаголов 2 лица различные. Как показал исследованный материал, глаголы в форме изъявительного наклонения составили 52 %, глаголы в форме повелительного наклонения - 48 %. Как видно, пословичная речь одинаково активно использует формы 2 лица и изъявительного и повелительного наклонения.

Личные формы 2 лица изъявительного наклонения имеют значение реального действия с множеством дополнительных оттенков значения (сознательности, целеустремленности, созидательно-сти и других), обращенного к собеседнику, причем обращенность к потенциальному собеседнику, к адресату речи производится в относительно мягкой форме (напишешь, вывезешь, любишь, пойдешь, научишься, подстрелишь, догадаешься, поёшь, принесешь и т.д.).

Высшую степень обобщенности имеют личные формы глаголов, которые обозначают действия, отнесенные к любому, всякому, каждому, независимо от ситуации, и которые в формальнограмматическом плане представлены формально обобщенно-личным значением: Родинки не смоешь; Шила в мешке не утаишь; Не разгрызя ореха, ядра не отгадаешь; Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь; Как поживешь, так и прослывешь; Около чего потрешься, того и наберешься.

Высокую степень обобщенности имеют единицы, которые обозначают действия, отнесенные, свойственные большому количеству людей, лиц, находящихся в определенных условиях, в определенной ситуации, и представлены формально обобщенно-личным значением: В меду и подметку съешь; Когда ищешь лису впереди, то она назади; Что не видишь, тем и не бредишь; С кем живешь, тем и слывешь. Эта группа близка по значению к предыдущей; в зависимости от личного опыта говорящего единицы могут быть квалифицированы как единицы с высокой или с высшей степенью обобщенности.

В единичных фактах невысокую степень обобщенности обнаружили глагольные единицы, которые обозначают действия, присущие ограниченному числу людей, находящихся в определенной ситуации. Речь вруна подытоживают: Врешь хорошо, да не в одно слово; К лицемеру обращаются: Часто кадишь - святых зачадишь. Оступившегося поучают: Не в том куту сидишь, не те песни поешь. Кумишься, сватаешься, а проспишься - спохватишься - говорили о ненадежной, непроверенной, скоротечной дружбе и другие

факты. Глагольные единицы в них формально имеют обобщенно-личное значение. Также невысокую степень обобщенности получают формы, сочетающиеся с существительным с характерной формой обращения в функции субъекта в контексте с диалогической структурой - это единичные факты в нашем материале: Жена, а жена, любишь ли меня? -А? -Аль не любишь? -Да. - Что да? -Ничего.

Как видим, в большинстве паремий с глагольным компонентом в форме 2 лица изъявительного наклонения наблюдается господство высшей степени обобщенности.

В.В.Виноградов отмечал, что еще

«Н.П.Некрасов в работе «О значении форм русского глагола» назвал форму 2 лица повелительного наклонения «общей (выделено нами. - Л.К.) личной формой глагола в русском языке», и далее автор «Грамматического учения о слове» цитирует: «...при ее посредстве «глагол и без особенной формы относится ко всякому лицу или предмету как лицу второму, будь это одно или даже несколько лиц»5. Отсюда можно предположить, что обобщенность 2 лица повелительного наклонения заложена в его природе.

Форма императива жестко выражает волю говорящего, направленную на адресата. Она обязательно сопровождается интонацией побуждения, превращая паремию в выражение приказа или запрета (сказывай!; не ходи!; не продавай!; помышляй!; подай!; не твори; знай и т.д.).

Практически в 100% паремий с формами 2 лица повелительного наклонения глаголы имеют высшую и высокую степени обобщенности. В таких паремиях субъект лексически не выражен, а глагольные лексемы имеют формально обобщенно-личное значение: Говори с другими поменьше, а с собою побольше!, Жалуй своих, а там и чужих!; Не моли лета долгого, моли теплого; Держись друга старого, а дома нового!; Не бойся врага умного, бойся друга глупого!; Не купи двора, купи соседа. В единичных фактах глаголы имеют формально определенно-личное значение (это примеры с существительным в форме обращения в функции субъекта) и характеризуются невысокой степенью обобщенности: Жена, ты любить не люби, а приглядывай!; Вы, братцы, помогите, а (мы поедим); Кущшка, кума, купи себе ума - да на свои денежки.

Глаголы с лексически невыраженным субъектом в паремиях, из контекста которых он (субъект) восстанавливается, также имеют невысокую степень обобщенности, поскольку обозначают действия, приписываемые небольшому количеству людей в определенной жизненной ситуации: Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, са-ма-то какова?; Вот тебе кокуй, с ним и ликуй! -обращение к женщинам; Режь наши головы, не тронь наши бороды - прошение старообрядцев, обращенное к царю; Первый звон - чертям разгон,

другой звон - перекрестись, третий звон - обо-локись - напутствие верующим; Наживи свою болячку, да и лечи ее! - ответ больного на многочисленные советы псевдодокторов.

В формах повелительного наклонения интересно наблюдение за единицами, имеющими формально определенно-личное значение, сочетающимися с субъектом-местоимением. Выраженный лексически, субъект-местоимение не смог нейтрализовать возможность обращения ко всякому, любому деятелю, напротив, реализовал ее при помощи отвлеченной, абстрактной сущности местоименного слова. В таких примерах глаголы в большинстве своем имеют высокую степень обобщенности, несмотря на проявленное формально определенно-личное значение: Раньше вставай да сам наживай!; На бога надейся, а сам не плошай!, За своею думкою и сам не поспеешь.

Необходимо подчеркнуть, что паремиям сложных синтаксических конструкций с формами 2 лица изъявительного и повелительного наклонения так же, как и паремиям одночастных структур, содержащих анализируемые формы, присуща широкая логическая обобщенность, несмотря на наличие или отсутствие в них субъекта, лица и независимо от типа сложной конструкции. Тип степени обобщенности личного значения форм в этих конструкциях определяется в соответствии с приведенным выше критерием определения степени обобщенности глагольных форм.

Высшая степень обобщенности свойственна большинству исследованных форм в паремиях модели сложного предложения:

• с соотношением одинаковых форм лица (числа, наклонения): изъявительное наклонение, форма ед.ч. - Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь - больше увидишь; Пора, что гора: скатишься, так оглянешься; Что хлестнешь, то и уедешь; повелительное наклонение, форма ед.ч. - За правду не судись; скинь шапку, да поклонись!; Молод - кости гложи, стар - кашу ешь; Как ни живи, только бога не гневи!;

• с соотношением одинаковых форм лица, но

разных форм наклонения: изъявитель-

ное/повелительное, форма ед.ч. - В каком народе живешь, того обычья и держись; Чего себе не хочешь, того и другому не твори; повелительное/изъявительное, форма ед.ч. - Друга ищи, а найдешь - береги; Хвались урожаем, когда рожь в засеку засыплешь!;

• без соотношения форм лица (числа, наклонения): изъявительное наклонение - На правду да на смерть, что на солнце: во все глаза не взглянешь; Правда, что шило в мешке - не утаишь; повелительное наклонение - Держи девку в темноте, а деньги в тесноте; Не смейся чужой беде, своя на гряде. Господство высшей степени обобщенности у глаголов в форме 2 лица зиждется на «человеческом» факторе, который ярко проявился в исследованных паремиях. Мысли, суждения,

Фразеология

которые заключены в них, несут морально-этический посыл, содержат житейскую мудрость. В паремиях с формами 2 лица активно используется возможность напрямую обратиться к слушающему, к собеседнику, адресату, к потенциальному субъекту действия для осуществления дидактических функций паремиологического текста. Обращенность к адресату или воля говорящего выражаются в форме

•умозаключения, совета, пожелания, просьбы, сожаления (мягкие, спокойные формы обращения и побуждения): Людских речей не переслушаешь; Каково поживешь, таково и прослывешь; Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь; Погоняй коня не кнутом, а овсецом;

• предостережения, предупреждения, рекомендации (строгие формы обращения и побуждения): Старцу пакости не твори; Зла за зло не воздавай; Не оставляй на завтра дела, а оставляй хлеба!; Жену выбирай не глазами, а ушами;

•наказа, приказа, запрета, повеления, отказа (жесткие, категоричные формы обращения и побуждения): Не строй церкви, пристрой сироту!; Не за свое дело не берись!; Продай хоть ржи, а долгу не держи!; Сначала думай, а под конец делай!, основанных на жизненном опыте, лежащем в основе долголетия пословицы и объясняющем обобщенность, всеобщность ее содержания. Жизненные законы, наблюдения, опыт воплощены в обращенности к собеседнику и воле говорящего, который не просто констатирует те или иные правила жизни, а передает их собеседнику в определенной форме.

3. Своеобразие обобщенного значения и степени его проявленш в Лотах 1 лииа глагола в паремиях.

Анализ форм 1 лица с точки зрения определения их значения, как и анализ форм 2 лица и форм 3 лица, проводился в соответствии с положением об особенности обобщенного значения (и степеней его проявления) личных форм глагола в паремиях. Судя по результатам анализа, паремии с синтаксической конструкцией простого и сложного предложения с глаголами в форме 1 лица единственного и множественного числа имеют невысокую степень обобщенности, которая явилась наиболее характерной для этих форм. В процентном соотношении взаимодействие форм 1 лица со степенями обобщенности личного значения глаголов выглядит следующим образом: высшую степень обобщенности имеют 8 % единиц; высокая степень обобщенности выпала на 12 % единиц; невысокую степень обобщенности имеют 80 % единиц.

Господство невысокой степени обобщенности в значении форм 1 лица в паремиях объясняется особенностями форм 1 лица. С одной стороны, формы 1 лица аккумулировали в себе значение имплицированных личных местоимений, которые, при общей высокой степени обобщенности значе-

ния, присущей всем местоимениям, обладают невысокой степенью обобщенности. В этих формах ясно проявляется отношение к говорящему, к субъекту и их потенциальная «определенность». С другой стороны, обобщенное содержание паремий, в лоне которых функционируют формы 1 лица, насыщает эти формы обобщенностью и относят их к любому субъекту речи. Именно в контексте паремии формы личных глаголов приобретают обобщенно-личное значение, и «я» в этом случае «расширяется на все бытие и находит себя же во всяком»6.

Высшую степень обобщенности имеют единицы, которые обозначают действия, приписываемые любому, всякому деятелю - субъекту речи, независимо от ситуации. В формальнограмматическом плане они имеют формально обобщенно-личное значение (все глаголы имеют форму только множественного числа): Что пождем, то и поживем; Прошлого поминаем, грядущего чаем; И бога хвалим и грешим; На одно солнце глядим, да не одно едим.

Высокую степень обобщенности имеют единицы, которые обозначают действия, приписываемые большому числу людей, находящихся в определенной ситуации. Глаголы в большинстве фактов имеют форму множественного числа и формально обобщенно-личное значение: Как живем, так и умираем; Что наживем, то и проживаем; От того терплю, кого больше люблю; В чем застану, в том и сужу.

Невысокую степень обобщенности обнаружили большинство глаголов в форме единственного и множественного числа, которые обозначают действия, приписываемые небольшому количеству людей, находящихся в определенных условиях, ограниченных конкретной жизненной ситуацией, либо отдельным лицам, имеющим личные качества, им присущие, свойственные, ими проявляемые в рамках отдельно взятой ситуации: Гроз твоих не боюся, а ласка не нужна; Чую, где ночую, да не знаю, где сплю; И мы видывали, да и не завидовали; Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим.

Как видно из приведенных фактов, наиболее частотной для форм 1 лица глаголов в паремиях явилась невысокая степень обобщенности. Однако, несмотря на этот факт, всем формам 1 лица глагола в паремиях в разной степени присуща обобщенность личного значения. Господство невысокой степени обобщенности у глаголов в форме 1 лица основывается на факторе личного восприятия действительности субъектом - лицом говорящим и действующим. В отличие от паремий с формами 2 лица и 3 лица, паремии с формами 1 лица заключают в себе мысли, суждения, мнения, опыт, которые часто носят глубоко личный, внутренний, интимный характер, описывая частные переживания, стремления, жалобы, чаяния субъекта, лица. Низкая частотность в целом форм 1 лица глагола в паремиях обусловливается невы-

сокой степенью обобщенности личного значения форм 1 лица.

Таким образом, приведенные факты обнаруживают диалектическое противоречие между грамматической и содержательной обобщенностью глагольных единиц в паремиологическом тексте, которое разрешилось в исследованных формах на семантико-грамматическом уровне. Формально исследованные единицы могут иметь определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное и безличное значение, а в философском осмыслении все они имеют обобщенное значение разной степени.

1 Чепасова А.М., Казачук И.Г. Русский глагол: Уч.-практ. пос. Челябинск, 2000. С. 56.

2 Чумак Л.Н. Реализация культурного компонента значения на синтаксическом уровне // Мир русского слова. 2000. № 2. С. 64.

3 Там же.

4 Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. 4-е изд. М.: Русский язык, 2001. С. 376.

5 Там же. С. 480.

6 Фурсов А. Педагогические письма отца Павла Флоренского // Духовно-нравственное воспитание. 2001. № 1. С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.