Научная статья на тему 'Особенность интернет-коммуникаций: никнейм как лингвокультурный феномен'

Особенность интернет-коммуникаций: никнейм как лингвокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
742
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / НИКНЕЙМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОНОМАСТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС / INTERNET COMMUNICATION / NICK / EFFECTIVE COMMUNICATION / LINGUA-CULTURAL SPACE / ONOMASTIC PARADOX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якунина Марина Леонидовна

В статье ставится и решается проблема экстралингвистического и лингвистического классификационного описания такого коммуникативного феномена современной лингвистики, как никнейм, представляющий собой виртуальное (компьютерное) имя собственное, условное или вымышленное, художественный образ, который пользователи создают для личного общения в сети. Никнейм позиционируется как новое лингвокультурное явление в ономастике, отличается уникальностью. Смешение различных лингвокультурных тенденций в образовании ников создаёт ономастический парадокс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Communications Peculiarity: Nickname as a Lingua-Cultural Phenomenon1"Evrika" lyceum (Cheryomushki, Sayanogorsk)

The article raises the problem of extralinguistic and linguistic classification of such a communicative phenomenon of modern linguistics as a nickname, which is a virtual (computer) proper name, conditional or fictional, artistic image that users create for personal communication in the network. Nickname is positioned as a new phenomenon in lingua-cultural onomastics, a unique feature. Mixing different lingua-cultural trends in making-up nicknames creates onomastic paradox.

Текст научной работы на тему «Особенность интернет-коммуникаций: никнейм как лингвокультурный феномен»

УДК 81:572

ОСОБЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ: НИКНЕЙМ КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

М. Л. Якунина

Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье ставится и решается проблема экстралингвистического и лингвистического классификационного описания такого коммуникативного феномена современной лингвистики, как никнейм, представляющий собой виртуальное (компьютерное) имя собственное, условное или вымышленное, художественный образ, который пользователи создают для личного общения в сети.

Никнейм позиционируется как новое лингвокультурное явление в ономастике, отличается уникальностью. Смешение различных лин-гвокультурных тенденций в образовании ников создаёт ономастический парадокс.

Ключевые слова: Интернет-коммуникация, никнейм, эффективность общения, лингвокультурное пространство, ономастический парадокс.

В связи с неуклонным и бурным развитием инновационных IT-технологий, неотъемлемой частью жизни современного человека уже давно стала Всемирная сеть - Интернет. Веб-пространство оказало неоспоримое влияние на коммуникативную сферу. Человек XXI века имеет огромные возможности заочного, виртуального общения: смс-сообщения, чаты, форумы в социальных сетях и пр. Эта молодая область человеческой деятельности ставит перед исследователями множество нерешенных вопросов. По замечанию Л. Ю. Шипициной, «появление новых форм взаимодействия между людьми, дистанцированными друг от друга, внесло свои коррективы и в традиционные области языка. Интернет лингвистически неоднозначен, это сложнейший конгломерат из разного рода стилей и жанров» [1, с. 68].

Изучение интернет-дискурса, на наш взгляд, является наиболее актуальным, так как именно в данной области в настоящее время происходят значительные изменения. Именно интернет-язык стал для многих молодых людей средством общения номер один. Его главная черта - комбинирование диалогового общения и речевого взаимодействия коммуниканта с несколькими партнёрами одновременно. Обычно пользователь является участником сразу нескольких бесед, вследствие этого очевидна необходимость неких имён-идентификаторов. Язык выступает тут как «единственное средство формирования и функционирования веб-контента и веб-личности, поэтому человек и общество актуализируются в Интернете в исключительно вербальной сущности» [2, с. 9]. Роль такого персонального воплощения в виртуальном мире выполняет в первую очередь никнейм (виртуальное имя), а также аккаунт, представляющий собой учётную запись, содержащую всю сопутствующую никнейму информацию (реальное имя, пол, возраст, место проживания, интересы и др.). Данный тандем служит для создания целостного образа пользователя в Интернете.

В современной русской антропонимической культуре каждый человек имеет трёхчленную официальную структуру именования, представленную личным именем, отчеством и фамилией. Выбор отчества и фамилии строго регламентирован. Выбор личного имени также ограничен устойчивым реестром. Полное совпадение именований разных людей в рамках одного социума заставляет носителей имён искать дополнительные возможности самообозначения либо с помощью «хронологических маркеров» (первый - второй, младший - старший), либо с добавлением к имени прозвища. И только виртуальное пространство Интернета позволяет человеку выбрать себе имя «по вкусу», обозначив свою индивидуальность с помощью никнейма.

Стоит отметить, что толкование понятия «никнейм» отсутствует в «печатных» (традиционных) толковых словарях, поэтому мы обратились за сведениями о значении термина в современных электронных словарях, воспользовавшись для этого интернет-ресурсами. В свободной энциклопедии Википедия этот термин объясня-

» (ник; англ. nickname - первоначально «кличка, прозвище», от среднеанглийского an eke name - «другое имя», перешедшее в одинаково звучащее «a nick name»); здесь же находим и такую дополнительную информацию: никнейм - сетевое имя, псевдоним, применяемое(-ый) пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах) [3].

В «Словоборге. Народном словаре современного русского языка» приводится следующее толкование: «Ник - Ник - Nick. Nickname. Прозвище, псевдоним. Как правило, псевдонимы пользователи используют при общении в сетевых сообществах (чатах, форумах). Псевдоним пользователь выбирает себе сам при регистрации в сообществе» [4].

По определению М. Г. Чабаненко, «никнейм» - условное либо вымышленное имя для идентификации в сети. Этот лингвист характеризует никнейм как «художественный образ из символов, создаваемый пользователем для общения и самопрезентации в чатах, социальных сетях и подобных ресурсах» [5, с. 13]. Учёный утверждает: «Никнейм, юзерпики/аватарки и, в меньшей степени, подпись и название дневника для меня являются важ-

ной частью восприятия сетевых собеседников. При этом если подпись всё же воспринимается как отражение не только жизненной позиции, но и настроения, то никнейм и аватар для меня - часть выражения внутренней сути существа. Почти как имя и знак» [5, с. 13].

Во всех приведенных дефинициях можно выделить общее: никнейм - это псевдоним со специфической сферой использования, коей является виртуальное пространство, всемирная сеть Интернет.

Вслед за цитируемым исследователем, под никнеймом мы будем понимать антропоним, «неофициальное личное имя, самостоятельно присваиваемое его носителем с целью сокрытия личности, являющееся результатом креативной деятельности, используемое в различных сферах опосредованной молодежной коммуникации, осуществляемой в письменной форме» [5, с. 21].

Никнейм следует отличать от смежных с ним интернет-терминов, таких как аккаунт (учётная запись пользователя), логин, аватар, а также от лингвистических терминов, связанных с функцией называния человека и его идентификации: прозвище, кличка, псевдоним, автоним.

Соотнесем данные термины с опорой на предложенные в Википедии дефиниции.

- Учётная запись - запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе.

- и (от англ. account - 'учётная запись, личный счет') - английские варианты к приведенному русскому термину.

- Учётка (разг.) и акк (сленговый варваризм), используемые в компьютерном обиходе как синонимические варианты к приведенным официальным названиям учётная запись и

- Логин (от англ. login - 'начало сеанса'). Употребление этого термина, встречающееся в речи пользователей Интернета в качестве синонима к учётной записи, ошибочно, так как логин - это не сама учётная запись, а только её имя. Логин - это идентификационное имя или имя учётной записи, необходимое для входа на сайт или в ту или информационную структуру.

- (от англ. avatar - 'воплощение божества') - картинка небольшого размера, используемая пользователем Интернета для своей персонализации, то есть для дополнительного выражения им своей индивидуальности, своего настроения, создания нужного впечатления для других пользователей. Основная цель ава-тара - публичное представление пользователя, созданное им самим, в виде небольших статичных картинки, фотографии, графического изображения или анимированных (совершающих какие-либо движения) рисун-чато-графических изображений. Часть пользователей старается отразить в аватарах какие-то специфические черты своего характера, чем помогают создать достаточно точное впечатление у собеседников о своём внутреннем духовном мире и статусе (этому же служит и никнейм). Аватар является желательным (но необязательным) атрибутом участника веб-форумов, он размещается рядом с каждым постом (ответом) участника на темах форума. Однокорневыми вариантами к аватару являются

- ('картинка пользователя': от англ. user - 'пользователь' picture - 'картинка') - небольшое статичное или анимированное изображение, представляющее пользователя, его alter ego либо игрового персонажа в блогах и форумах. Аватар и юзерпик в речевом употреблении являются полными синонимами, отличие заключается лишь в частотности их применения: первое - более частотное, чем второе.

- - неофициальное имя человека, животного, предмета и т. п. В отличие от имени, прозвище, как правило, отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение их носителей и прочее, а также фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Прозвища могут даваться в разные периоды жизни и во многих случаях могут быть известны довольно ограниченному кругу лиц.

- - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах). С распространением Интернета использование псевдонимов стало как никогда актуально: практически каждый пользователь Сети имеет псевдоним, который принято называть ником.

Таким образом, синонимами никнейма являются логин, прозвище, псевдоним, однако два последние из них отличаются сферой использования, а логин является частью учётной записи Интернет-пользователя, он создаётся формально для регистрации пользователя в Сети. В отличие от логина, никнейм всегда несёт в себе смысл, возвращая «ониму то его исходное содержание, когда собственное имя рассказывало о собственнике» [6].

Заметим, что на выбор никнейма коммуникантом оказывает влияние ряд экстралингвистических факторов: уровень общей культуры автора, его социальное положение, сфера профессиональной деятельности и познавательных интересов, возраст, национальность, гендерная принадлежность и т. д. Процесс создания никнейма, несмотря на индивидуальный характер, отражает систему социально-культурных ценностей пользователя Сети. В этом смысле никнеймы характеризуются как языковые формы выражения установок их создателей.

Интернет-культура не имеет закрепленного традицией антропонимикона (реестра личных имён), поэтому каждый коммуникант имеет возможность выбрать себе оним по своему усмотрению.

Исследователи никнеймов выделяют следующие тенденции в образовании сетевых имён:

1. Никнеймы могут полностью совпадать с именем коммуниканта: Петр, Svetl@na, РусЛаН, Gena.

2. Никнеймы могут возникать за счёт перехода общеупотребительных лексем или их сочетаний в разряд они-мов: Лыжная мазь, СветоотражающийЭЛЕМЕНТ, БутерБродсМаслоМ, МагнитнаяБуря, Kofe s molokom, Твоя судьба.

3. Использование в качестве никнеймов имён представителей культурного и историко-политического дискурса: cesar, Клеопатра, Юнона, Апполоша, НИФФЕРТИТИ, Romanov.

4. В. Ю. Бойко отмечает также тенденцию возрождения в интернет-пространстве культуры язычников, что проявляется в актуализации имён славянских богов и мифологических существ (Перун, Ярило, ВелеС, ЛАДУШКА, Хорс, ВИЙ, Домовой, Русалка_Алка), а также отождествлении себя с природными объектами и явлениями (ЯСоЛныШко, ЗаРя, шепот ветра, Вечерняя*Звезда, Одинокаялуна, РАДуга, лужа (слякоть) [7, с. 31].

5. В качестве никнейма часто используются прецедентные высказывания: Что наша жизнь? - Игра; я_не_трус_но_я_боюсь; волквовечейшкуре; Интим не предлагать; Крытый медным тазом; Группа Крови; Чучело-Мяучело; достучаться до небес; безумныйшляпнНИК; последний герой.

6. Наблюдается также тенденция использования в качестве сетевого имени иноязычных лексем: Cherry Lips, SWEETY, Jump, to justdoit, PUSH THE BUTTON.

7. В образовании «сетевых» имён противоположной описанным явлениям выступает тенденция десемантиза-ции (утрата словом лексического значения) и симплификации (упрощение) онимов: АБ, ktyf, Ijkggc, fsfs, н-г-н, 1рп4, 12345, 3838.

Таким образом, типологическое разнообразие никнеймов является итогом проекции на интернет-дискурс разных этапов развития культуры: архаического, традиционного и современного, что делает этот антропоним уникальным лингвокультурным явлением.

В рамках настоящего исследования мы изучили «местный» языковой материал, для чего сформировали картотеку никнеймов учащихся Лицея «Эврика» п. Черемушки г. Саяногорска Республики Хакасия и пользователей сайта «Черемушки.ру» (http://cheremushki19.ru/). Исследование проведено в сентябре 2012 г. в рамках научно-исследовательской деятельности старшеклассников (направление инновационной деятельности «Одаренные дети»). Представим некоторые итоги.

Среди никнеймов учащихся Лицея отчетливо выделяется такая группа, в которую входят такие онимы, как PaRaZiTka - паразитка, irkabalbes - Ирка балбес, Malen'kaya Pacost' - маленькая пакость, error - ошибка, Kisliy080897 - кислый. Их семантика позволяет заключить, что коммуниканты, выбрав подобные условные (вымышленные) имена для самоидентификации в сети, характеризуют сами себя иронически (насмешливо -уничижительно), самокритично выражают свою внутренную суть.

При просмотре рубрики «Комментарии» в новостной ленте сайта «Черемушки.ру» за последний год собрано всего 65 никнеймов. Подавляющее число комментариев написаны анонимно, то есть обозначены словом «гость». Однако нами замечено, что комментарии продуктивные, достаточно объёмные и содержательные, как правило, они имеют подпись. Авторы не только заявили о своей точке зрения, но и идентифицировались, самообозначились. Основные тенденции в образовании никнеймов сайта «Черемушки.ру» представлены в таблице.

Таблица

Основные тенденции в образовании никнеймов сайта «Черемушки.ру»

№ п/п Языковые формы, основные тенденции Примеры Соотношение (в %) Комментарии

1. Никнейм полностью совпадает с настоящим именем или отчеством кристина, Николай, aleksandrovna, ТатьянаЛ, Григорьевич 22 % Пользователи открыты для общения

2. Вариант настоящего имени анастейша, ina, Гога 8,6 % Возможно несоблюдение правил орфографии

3. Настоящее имя с добавлением графических элементов Валентина-Z, Надежда-Я 8,6 % Графический элемент указывает на отчество или фамилию

4. Новообразования на основе общеупотребительных лексем Разгуляя, Гостяка 8,6 % Окказиональные имена

5. Использование имён литературных героев, персонажей кино, комиксов и проч. Чеширский кот 4,3% Отражена доминирующая черта характера пользователя

Продолжение табл.

6. Религиозные, языческие, мистические онимы lucifer 4,3% Возрождение культурных традиций

7. Отождествление с объектами и явлениями природы Кашкара, Vishenka92, Malinka, aleksZMey, ELk@ 22 % Отражены предпочтения пользователей

8. Иноязычные лексемы Zonder, elver 8,6 % Доминирование английского языка в компьютерном дискурсе

9. Принадлежность к этнической группе или месту проживания черемушкинец 4,3% Место проживания для человека имеет особое значение

10. Случайный набор графических элементов Гость3434534 4,3% Десемантизация

Анализ таблицы свидетельствует об очевидном преобладании тенденции полного или частичного совпадения никнейма с именем или отчеством (первые три группы в целом - более 40% от общего числа никнеймов). Достаточно много обнаруживается и никнеймов (четвёртая часть всех собранных примеров), обозначающих причастность к форуму на сайте, а также отношение к жизни в целом или к обсуждаемой проблеме в частности.

Первая тенденция объясняется относительной открытостью коммуникантов, нежеланием прятаться под маской и отсутствием боязни быть узнанным жителями посёлка. Вторая подчёркивает общественную активность, неравнодушное отношение к обсуждаемому материалу, что очевидно, так как «случайные» посетители покидают сайт, не оставляя ни имени, ни комментария.На наш взгляд, наиболее оригинальным никнеймом из нашей картотеки является Чеширский кот. Данное виртуальное имя привлекло к себе внимание ещё и своеобразными высказываниями и общим творческим подходом его носителя к комментируемым фактам и явлениям. Комментарии данного пользователя содержат конкретные предложения по совершенствованию того или иного мероприятия, в них видна забота о родном поселке, неравнодушие к его проблемам. Как известно, Чеширский Кот (англ. Cheshire Cat, также Масленичный Кот в переводе В. Набокова) - это персонаж книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Постоянно улыбающийся кот, умеющий по собственному желанию телепорти-роваться, быстро исчезать или, наоборот, постепенно растворяться в воздухе, оставляя на прощанье лишь улыбку («Видала я котов без улыбки. Но улыбку без кота!..» - замечание Алисы в русской анимационной экранизации книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»), занимает Алису не только забавляющими её разговорами, но и порой чересчур досаждающими философскими измышлениями. Активный пользователь сайта, выбрав данный никнейм, подчеркнул особенность своих комментариев: это философские рассуждения, конструктивные критические замечания. После его «телепортации» - выхода из сети - остаётся на прощание лишь «улыбка». Впечатление усиливает размещенная рядом аватарка.

Подводя итог всему сказанному, можно утвержать, что никнейм - лингвокультурный феномен, так как результатом его образования является смешение различных лингвокультурных тенденций, что создаёт своеобразный «ономастический парадокс». Как явление искусственной номинации никнейм обладает рядом свойств, позволяющих говорить об особом месте никнейма в ономастической лексике.

Полагаем, что обозначенные в данной статье проблемы имеют свои перспективы и требуют дальнейших научных разработок.

Библиографический список

1. Шипицина, Л. Ю. Понятие жанра компьютерно-опосредованной коммуникации / Л. Ю. Шипицина // Вестн. Помор. ун-та. Сер. «Гума-нит и соц науки». - 2009. - № 3. - С. 68-74.

2. Трофимова, Г. Н. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук / Г. Н. Трофимова. - М., 2004. - 32 с.

3. Никнейм // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Никнейм. / (дата обращения: 29.08.2012).

4. Словоборг. Народный словарь современного русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://slovoborg.su/ (дата обращения: 18.05.2012).

5. Чабаненко, М. Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: автореф. дис. канд. фил. наук / М. Г. Чабаненко. - Кемерово, 2007. - 21 с.

6. Рут, М. Э. Антропонимы: размышления о семантике / М. Э. Рут // Известия Уральского государственного университета. - 2001. - N° 20. - Екатеринбург, 2001. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.philology.ru/linguistics (дата обращения: 13.05.2012).

7. Бойка, В. Ю. Нжнэймы у беларусюм штэрнэт-дыскурсе / В. Ю. Бойка // Шостыя танкаусгая чытанш: матэрыялы да канферэнцьи. Мшск, 2008. - 324 с.

© Якунина М. Л., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.