Научная статья на тему 'Особая жестокость как способ насильственного преступления'

Особая жестокость как способ насильственного преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5604
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особая жестокость как способ насильственного преступления»

ОСОБАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

КАК СПОСОБ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Ю.В. Радостева, аспирант кафедры уголовного права Уральской государ-

ственной юридической академии

Уголовно-правовое понятие «особая жестокость» как способ насильственного преступления, так же, как и дефиниции, сходные с ним: «садизм», «издевательство», «жестокое обращение», рассматриваются в действующем законодательстве как оценочные, то есть их содержание определяется правоприменителем индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств совершения преступления. Разъяснения же относительно их содержания, даваемые Верховным Судом РФ, охватывают лишь примерный перечень составляющих их явлений. В связи с этим ошибки в субъективном восприятии рассматриваемого способа осуществления преступного замысла порождают и ошибки в квалификации всего преступления1.

Общим же свойством рассматриваемых способов посягательства является, несомненно, большая степень общественной опасности как применяемого насилия, так и личности, его применяющей, что подтверждается включением данного способа в число обстоятельств, отягчающих наказание (п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Вместе с тем особая жестокость как обстоятельство, отягчающее наказание, рассматривается в качестве признаков объективной стороны - способа и обстановки совершения преступления.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»2 разъяснено, что признак особой жестокости наличествует, в частности, в случаях, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и т.д.). Особая жестокость также может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые

страдания3. Анализ приведенных проявлений особой жестокости показывает, что сущность данного способа совершения преступного деяния заключается в умышленном причинении потерпевшему физических или нравственных мучений и страданий. С учетом изложенного можно дать следующее определение особой жестокости как способа совершения преступления:

Особая жестокость как способ совершения преступления - совокупность умышленно применяемых виновным приемов, направленных на причинение потерпевшему физических ши психических страданий.

Анализ преступлений, где в качестве одного из способов их совершения предусмотрена особая жестокость, показал, что нередко наряду с данным понятием используются близкие ему: «садизм», «издевательство»,

«истязания» и др. (например, п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ, ч. 2 ст. 302 УК РФ), что порождает вопрос о их соотношении между собой.

Такой способ совершения преступления, как садизм, предусмотрен в качестве обстоятельства, отягчающего наказание (п. «и» 4.1 ст. 63 УК РФ). В судебной психиатрии садизм рассматривается как самостоятельное психическое расстройство, связанное с сексуальными переживаниями, которые испытывает лицо, мучая и истязая свою жертву4. Согласно Приказу Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. № 311 «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» садизм является проявлением расстройств половой идентификации, соединенным с переживанием боли, унижения, установления зависимости как необходимого источника полового удовлетворения или его стимуляции.

Понятие «садизм» связано не столько с фактом проявления жестокости и причинения страданий другому человеку, сколько с возникающим при этом желанием полностью и абсолютно поставить под свой контроль потерпевшего и получить удовлетворение, являющееся психологической основой жестокости. Как отмечено Э. Фроммом «желание причинить другому боль не является сущест-

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

венным в садизме. Все его различные формы выявляют существенный импульс полностью подчинить другого человека своей власти, сделать беспомощным объектом своей воли, стать его богом и иметь возможность делать с ним что угодно. Унизить его, поработить -лишь средства достижения этой цели, и самая радикальная цель - заставить его страдать, ибо нет большей власти над человеком, чем принуждать его терпеть страдания и чтобы он не мог защититься против этого»5.

Таким образом, «садизм» понятие скорее не юридическое, а медицинское, хотя в обыденном понимании имеет достаточно широкую трактовку. Но неотъемлемым свойством садизма является его внешнее проявление именно через причинение потерпевшему особых страданий. Исходя из этого, очевидно, что садизм является более узким понятием, чем особая жестокость. Садизм - одна из форм особой жестокости, выражающейся в наслаждении мучениями жертвы.

Сказанное позволяет сделать вывод об из-лишности включения частных проявлений общего в число обязательных, квалифицирующих признаков и обстоятельств, отягчающих наказание, тем более что это может привести к судебным ошибкам. Так, признаки проявлений особой жестокости в объективной стороне состава преступления, умысел на осуществление преступного деяния с особой жестокостью как квалифицирующего обстоятельства подлежат отдельному доказыванию при расследовании преступления и отражении его в приговоре. Обязанность доказывания этого признака состава преступления вытекает из общих положений уголовно-процессуального законодательства, включающего в предмет доказывания обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (п. 6 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Эти обстоятельства требуют своего подтверждения соответствующими доказательствами, так как включаются законом в круг вопросов, подлежащих обязательному разрешению при постановлении приговора (п. 6 ч. 1 ст. 299; п. 3 ст. 307 УПК РФ). Соблюдение указанных требований уголовного и уголовно-процессуального закона при отсутствии на сегодняшний день единого подхода к использованию уго-ловно-правовых дефиниций может привести к двойному учету одних и тех же признаков, что повлечет вынесение несправедливого приговора. Л.А. Андреева и П.Ю. Константинов в подтверждение данного высказывания приводят следующую ситуацию. «Например, в ходе предварительного и судебного следствия будет

установлено, что в процессе изнасилования жертве из садистских побуждений были причинены телесные повреждения, носящие характер истязания. Действия виновного будут квалифицированы по п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ (изнасилование, совершенное с особой жестокостью), применение данного квалифицирующего признака значительно усилит наказание за изнасилование. Вместе с тем садизм самостоятельно не предусмотрен в качестве квалифицирующего признака ст. 131 УК РФ, и суд, руководствуясь ч. 2 ст. 63 УК РФ (установившей правило, согласно которому отягчающее обстоятельство, предусмотренное в качестве признака преступления, само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания), сможет признать совершение садизма в качестве обстоятельства, отягчающего наказание»6.

Отличительной чертой оценки насильственного воздействия по признаку страданий является их применение более или менее продолжительное время. Это обстоятельство обусловливает и соответствующие способы их причинения, которые в большинстве случаев и выступают показателем особо жестокого способа совершения преступления.

Одним из способов особо жестокого совершения преступления являются истязания. В словаре В. Даля истязание определяется как «мучение, мука или пытка», а глагол «истязать» как «жестоко обращаться, жестоко мучить, пытать»7.

В отличие от ранее действующего законодательства УК РФ 1996 г. на законодательном уровне определяет истязание как причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в ст.ст. 111, 112 УК РФ.

Систематическое нанесение побоев означает совершение трех и более актов избиения потерпевшего. Неоднократное нанесение легких телесных повреждений или побоев не может рассматриваться как истязание, если по одному или нескольким эпизодам обвинения, дающим основание для квалификации действий лица как систематических, истек срок давности для привлечения к уголовной ответственности8. Из приведенного разъяснения высшей судебной инстанции можно сделать вывод о том, что при определении признаков истязания, все эпизоды следует рассматривать в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности и неразрывной

172

Вестник ЮУрГУ, № 5, 2006

Радостева Ю.В.

Особая жестокость как способ насильственного преступления

взаимосвязи с субъективной направленностью совершаемых действий, объединенных единым умыслом, возникшим до начала выполнения объективной стороны9.

К иным насильственным действиям можно отнести длительное причинение боли щипанием, сечением, причинением множественных, в том числе небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и другие аналогичные действия, которые должны либо совершаться систематически либо носить длительный характер, представлять собой непрерывный процесс, причиняющий потерпевшему особые мучения и страдания10.

По итогам рассмотрения понятия и содержания истязания нами делается вывод о том, что оно является одним из проявлений особой жестокости как родового понятия, объединяющего совокупность приемов, направленных на умышленное причинение потерпевшему физических и психических страданий. Данный вывод подтверждается и определением особо жестокого способа убийства (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ) высшей судебной инстанции, который не требует дополнительной квалификации по ст. 117 УК РФ, поскольку законодатель учел его при конструировании квалифицирующего признака объективной стороны.

Под мучением как способом совершения насильственного преступления и проявлением особой жестокости понимается причинение страданий путем длительного лишения потерпевшего возможности удовлетворять физиологические потребности организма, например, длительное лишение пищи, питья или тепла, помещения или оставления потерпевшего в неблагоприятных для организма условиях (с повышенным шумовым или световым воздействием, неподходящей температуре и т.д.). Употребление данного понятия альтернативно с понятием «издевательство» в п. «б» ч. 2 ст. 111 и п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ наряду с более широким «особая жестокость» вызывает недоумение. «Подобная конструкция приводит к выводу, что законодатель считает это различными способами совершения преступления. Если продолжить эту мысль, то получается что убийство, совершенное путем мучения потерпевшего, не может быть ква-

лифицировано по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку там в качестве способа лишения жизни указана лишь жестокость. Но подобное предположение абсурдно. С этим согласен и Пленум Верховного Суда РФ, который в своем постановлении от 27 января 1999 г., давая разъяснения по вопросам квалификации убийств, отнес к особой жестокости и мучительный способ лишения жизни потерпевшего»11.

С учетом изложенного мы поддерживаем мнение авторов12, что понятие «особая жестокость» является более широким по отношению к понятиям «садизм», «издевательство», «мучения», «истязания» и включает их в себя, раскрывая при этом различные свои проявления. В связи с чем предлагаем изменить редакции статей, предусматривающих в качестве способа совершения преступления «особую жестокость» и частные ее проявления путем исключения последних из числа обязательных и квалифицирующих признаков состава преступления, а также из числа обстоятельств, отягчающих наказание.

1 Андреева Л.А., Константинов П.Ю. Влияние жестокости преступного поведения на уголовную ответственность. - СПб., 2002. - С. 28.

2 Российская газета. - 1999. - № 24. - 9 февраля.

■’ Аналогичное определение особой жестокости содержится и в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного Кодекса Российской Федерации // Российская газета. - 2004. - № 136. - 29 июня.

4 Андреева Л.А., Константинов П.Ю. Указ. соч. - С. 40.

5 Фромм Э. Душа человека. - М., 2004. - С. 260.

6 Андреева Л.А., Константинов П.Ю. Указ. соч. - С. 41.

7 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1989. - Т. 2.

8 П. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 сентября 1979 г. «О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. -М., 1995.-С. 453.

9 По мнению Кондрашовой Т.В., этот срок не может превышать фактического года. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. -Екатеринбург, 2000. - С. 237.

10 Там же. - С. 237.

51 Там же. - С. 206.

12 Андреевой Л.А., Константинова П.Ю., Кондрашовой Т.В. и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.