Научная статья на тему 'Основые аспекты формирования адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества'

Основые аспекты формирования адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTABILITY AS A PERSON AND SOCIETY'S RELATIONS / АДАПТИВНОСТЬ КАК ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / SOCIALIZATION / CONTRADICTIONS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовцева Марина Викторовна

В статье показана теоретическая и практическая значимость рассмотрения адаптивности как отношения личности и общества. Обосновывается, что формирование адаптивности позволяет оптимизировать определенные типы противоречий, возникающих на системном, информационном и деятельностном уровнях бытия человека и общества. Описываются основные факторы формирования адаптивности на примере социализации студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

basic aspects of adaptability forming as a person and society's relations while students' socialization process

The article shows theoretical and practical importance of adaptability as a person and society's relations. It is proved that adaptability forming allows optimizing certain types of the contradictions arising on the system, information and behaviour levels of life of a person and society. Major factors of adaptability forming are described on the example of students' socialization.

Текст научной работы на тему «Основые аспекты формирования адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества»

УДК 42(07):372 ББК 74.102.12

Ростовцева Марина Викторовна

соискатель г. Красноярск Rostovtseva Marina Victorovna

Applicant for a Degree Krasnoyarsk

Основные аспекты формирования адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества.

Basic Aspects of Adaptability Forming as a Person and Society’s Relations While Students’ Socialization Process

В статье показана теоретическая и практическая значимость рассмотрения адаптивности как отношения личности и общества. Обосновывается, что формирование адаптивности позволяет оптимизировать определенные типы противоречий, возникающих на системном, информационном и деятельностном уровнях бытия человека и общества. Описываются основные факторы формирования адаптивности на примере социализации студенчества.

The article shows theoretical and practical importance of adaptability as a person and society’s relations. It is proved that adaptability forming allows optimizing certain types of the contradictions arising on the system, information and behaviour levels of life of a person and society. Major factors of adaptability forming are described on the example of students’ socialization.

Ключевые слова: адаптивность как отношение личности и общества, социализация, противоречия, студенчество.

Key words: adaptability as a person and society’s relations, socialization, contradictions, students.

Перемены, произошедшие за последние годы в различных сферах жизнедеятельности российского общества, резко изменили всю систему социальных отношений. Это непосредственным образом отразилось на процессе социализации студенческой молодёжи России, на содержании основных форм и траекторий ее взаимодействия с современным обществом. Именно поэтому для характеристики современного студенчества значение приобретает исследование факторов формирования основных социально-культурных, информационных, профессиональных, ценностных и иных аспектов жизнедеятельности студенческой молодежи в тесной взаимосвязи с социально-философским осмыслением ее взаимоотношений с обществом. Методологические предпосылки и перспективы научного поиска в данном направлении связаны преимущественно с прогрессом исследований в области проблем адаптации, поскольку в условиях ре-

формирования социальных отношений обостряется проблема включения и приобщения личности к социальной среде, актуализируются вопросы повышения адаптивных возможностей, способностей и свойств личности.[1]

В научной литературе, посвященной адаптационной тематике, в качестве свойства, определяющего возможности и способности живых организмов к адаптации, выделяется адаптивность. Социально-философское содержание данной категории раскрывается посредством философской рефлексии над понятиями «адаптация» и «приспособляемость», на основе чего адаптивность рассматривается в широком значении - как свойство систем, в более узком аспекте - как индивидуально-личностное свойство человека. Однако формирование и реализация адаптивности происходит через опыт социокультурного взаимодействия, социальных отношений между различными объектами социальной реальности. На основе этого в данной работе адаптивность понимается нами как отношение между личностью и обществом, проявляющееся в качестве одной из форм их жизнедеятельности и бытия, что обосновывается на примере социализации студенческой молодежи.

Поскольку студенчество является реальным и потенциальным ресурсом социально-экономического обновления общества, в современных условиях приоритетными становятся такие аспекты его социализации как высокая профессиональная компетентность, самостоятельность, творческая инициатива, предприимчивость, высокая лабильность и адаптивность. Однако реализация и развитие этих способностей зависит от определенных социальных условий и отношений в обществе. Это связано с тем, что само понятие «отношение», которое является всеобщей формой бытия и одним из фундаментальных понятий объективной диалектики, вскрывает определенные особенности взаимодействия объектов социальной действительности на самых различных уровнях, начиная с анализа всеобщих связей и кончая конкретными типами взаимодействия, каковым является социализация личности.

Таким образом, возникает необходимость в осмыслении адаптивности в новом онтологическом статусе - как отношения личности и общества, и реше-

нии вопроса о ее роли в процессе социализации. Это может быть достигнуто, с одной стороны, через более тщательную проработку сущности, механизмов и результирующих эффектов адаптивности, как специфического отношения молодого поколения и общества, с другой стороны - через разработку и изучение вопросов социализации, исходя из представления о противоречивых тенденциях в отношениях студенчества и социума. Данные аспекты являются ключевыми как для практики воспитания и личностного развития человека, так и для общественной практики.

Исходя из существующего многообразия теорий и положений, автором работы были выделены две общенаучные парадигмы - эволюционная и индивидуально-личностная, которые мы считаем наиболее перспективными для решения задач настоящего исследования. Взаимосвязь эволюции и адаптивности прослеживается в ходе анализа процесса адаптации системы, вызывающего в ней соответствующие качественные и количественные изменения, что детерминирует ее эволюционное развитие. Эта идея берет свое начало с работ Ч.Дарвина, Ж.Б.Ламарка, И.П.Павлова и др. В результате эволюционного развития объект-система приобретает свойство - адаптивность, дальнейшее функциональное значение которой может принимать три основные смысловые вариации: условие, определяющее тенденцию адаптации или дезадаптации системы; потенциал системы, определяющий возможности ее самоорганизации и саморегуляции; принцип построения системы. В работах ряда отечественных и зарубежных ученых (Т.Парсонс, Н.Н.Моисеев, В. Н. Садовский) подчеркивается значимость адаптивности социальной системы, каковой является общество, проявляющейся в том, что обладая данным свойством, социум будет сопротивляться любым изменениям изнутри и снаружи, которые могут сильно деформировать его и, возможно, погубить [1].

Представления ученых о сущности адаптивности как свойства конкретной личности находят свое отражение в эволюционном, субстанциональном и формально-логическом подходах, на основании чего нами выделены три ее составляющие компоненты: качественная (совокупность черт и характеристик лично-

сти, образующих интегральное личностное свойство, определяющее способность к адаптации), количественная, выражающаяся через диагностику уровня развития адаптивности, и внешняя, реализуемая через адаптивные стратегии поведения личности.

Адаптивность как свойство объектов (личности и общества) может проявлять себя только в отношении, поскольку само свойство обозначает способность определенным образом относиться к другим. Обращаясь к фундаментальным положениям объективной диалектики бытия, раскрывающимся в работах А.Я.Райбекаса, А.И.Уемова и др., мы считаем необходимым обозначить, что для отношения характерно то, что в нем не появляется ничего такого, чего бы не было у его сторон, хотя отношение и является универсальным способом не только существования, но и развития предметов и явлений. На основании этого мы рассматриваем адаптивность как отношение, которое люди определяют, формируют и развивают друг с другом, с обществом и средой обитания, в которой они живут.

Сущность адаптивности, как отношения личности и общества раскрывается с позиции системного, информационного, культурного и деятельностного подходов. С позиции системного подхода в историческом бытии человечества личность и общество образуют свое системное единство как комплекс взаимосвязанных элементов в рамках заданного качества, а социальная жизнь предстает в виде совокупности взаимообусловленных социальных связей и отношений, детерминированных движением системы к предзаданной цели. Об этом говорится в работах А.С.Фреша, В.Г.Афанасьева, Г.С.Батищева и других. В понятии «личность-общество» как целого отображается нераздельность их бытия и их единство. Обосновывая целесообразность понимания адаптивности мы считаем необходимым подчеркнуть различие понятий «адаптация» и «адаптивность» которое заключается в том, что первое является односторонним процессом, направленным на приспособление личности к обстоятельствам окружающей реальности, адаптивность же предполагает взаимную связь человека и общества, которые соответствующим образом целенаправленно воздействуют

друг на друга. Формирование адаптивности, таким образом, позволяет решать объективные системопорождающие противоречия: между определенным типом личности и определенным типом социума, а также противоречие, возникающее на уровне внутренней структуры системы, связанное с целенаправленным функционированием ее компонентов [2].

Методология культурного подхода имеет свое значение в аксиологическом аспекте формирования адаптивности на уровне оптимизации проблемы соотношения ценностей личности и общества. Данная проблема актуализируется в процессе социокультурной адаптации. Ценностная система является важнейшим компонентом культурного пространства, основанием и регулятором социально-культурных отношений. Так считают Д.Ли, Л.С.Выготский, О.Г.Дробницкий, Т.Г.Стефаненко. Опираясь на теории натуралистического психологизма, персоналистического онтологизма, социологическую концепцию ценностей М. Вебера, а также на современные теории ценностей, можно выделить специфику и механизмы формирования адаптивности, включающие самоидентификацию, инкультурацию, интерионализацию, осознание и распредмечивание социокультурных ценностей. Формирование адаптивности, таким образом, создает условие, благодаря которому происходит согласование ценностной картины мира личности с культурным содержанием жизни общества, что делает возможным его обогащение, конкретизацию, совершенствование. Адаптивность обеспечивает согласованность процесса самореализации личности в новой культурной среде на уровне построения человеком собственного «ценностного пространства» с процессом конструирования обществом нормативноценностных регулятивов.

Ориентация философии на науку, как процесс познания объективных законов, явлений и сущностей приводит к актуализации изучения адаптационных явлений с точки зрения информационного аспекта. Мы считаем важным отметить, что отношения между личностью и обществом имеют свою информационную специфику, основанную на активном отображении значимых информационных параметров социальной реальности, что приводит к созданию опреде-

ленной картины социально-информационного мира как формы, в которой функционирует общественное и индивидуальное сознание. Социальная информация является наиболее сложной и совершенной формой информации, а ее специфика проявляется как аспект и результат отражения обществом всех форм движения материи и, в частности, социальной формы, что обнаруживает себя как в сфере общественного сознания, так и в сфере общественного бытия. Именно сознание является той структурой, через которую «преломляется знание» в системе информационных отношений личности и среды. Играя в жизни человека роль информационного механизма взаимодействия со средой, сознание обеспечивает приспособление к окружающему миру, а в совокупности со способностью к сложной трудовой деятельности, дает человеку огромные адаптивные возможности. Анализ современных научных концепций позволяет констатировать, что специфика адаптивности может определяться, через обращение к определению качественной стороны информации, которая раскрывается с позиций аксиологического, семантического (М.К.Бочаров, Г.Фреге) и выделяемого в его рамках семиотического, прагматического подходов. Противоречие между личностью и обществом с позиции информационного подхода, которое может быть оптимизировано адаптивностью - это противоречие специфического, присущего данной системе способа выработки, хранения и использования информации в процессе непрерывных информационных отношений. Формирование адаптивности способствует установлению информационной связи между человеком и социумом, при этом сама информация обладает ценностью, как для личности, так и для общества; целесообразностью; продуктивностью, с точки зрения ее содержания, определяющего динамику развития личности и общества. [3]

Обосновывая деятельностный аспект адаптивности, мы опирались на методологические проблемы теории деятельности как целесообразного адаптивного процесса, описанные в работах О.К.Тихомирова, С.Д.Смирнова, В.В.Давыдова, О.А.Митрошенкова, К.Х.Момджяна и др. Социальный характер деятельности неизбежно утверждается в ходе ее трудовой и практической фор-

мы реализации, приобретая характер адаптивно-адаптирующей, что обусловливает универсальность отношений человека и общества. Адаптивность, по нашему мнению, обеспечивает интеграцию процессов приспособления человека к обществу, и преобразования, видоизменения его через создание условий и средств, отсутствующих или недостаточно представленных в этой среде. Одно из направлений в построении адаптивности с позиции деятельностного подхода мы видим в конкретизации поведенческих стратегий, отражающих общую направленность адаптационных процессов в системе «личность-общество». Несмотря на то, что ценность адаптивности относительна, социально и исторически обусловлена, она может обнаруживать себя в двух основных тенденциях функционирования системы: продуктивной, проявляющейся в ценностной, информационной, целедостиженческой результативности в деятельности; и гомеостатической, которая проявляется в «цене» адаптации и характеризуется с точки зрения расходования природных, социальных, психологических ресурсов, так что не нарушается гармоничное функционирование системы.

Таким образом, адаптивность как отношение между личностью и обществом основана на факторах развития культурно-ценностного, информационного, деятельностного и др. компонентов и форм взаимодействия людей, где каждая из сторон в таком отношении может добиться осуществления преследуемых интересов и целей посредством другой стороны отношения. Адаптивность является онтологической основой как экзистенциального бытия и деятельности человека, так и общества в целом, поэтому ее формирование может обуславливать оптимизацию проблем, касающихся становления личности и развития общества в процессе социализации.

Поскольку личность - это и объект, и субъект социальных отношений, постольку решение многих проблем социализации, и в частности, вопроса о соотношении объективного и субъективного ее аспектов, лежит в русле совершенствования социальных отношений между личностью и обществом.

Отношение человека к социуму детерминировано его социальным статусом и ролью, которые являются структурными элементами социальной органи-

зации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Однако человек является не только участником общественного отношения, но и определенным образом относится к социальной действительности, что отражает момент "пристрастности" занимаемой позиции личности, которое в научной литературе обозначается через понятия аттитюда, диспозиции, социальной установки. Структурными компонентами аттитюдов являются когнитивный (суждения оценочного характера, мнения об объектах); аффективный (включает в себя чувства относительно социального объекта); и конативный (поведенческий, включает в себя тенденции готовности к поведению относительно социальных объектов. Таким образом, при построении адаптивности как отношения личности и общества необходимо учитывать описанные психологические структуры личности, которые определяют отношение к социальным институтам, нормам и ценностям общества.[4]

«Проявления отношения» общества к личности, в свою очередь, обусловлены определенным конкретно-историческим уровнем его развития (материальной, политической, культурной, правовой и другими сферами), а также формированием условий социализации. Последние включают в себя множество видов социальных воздействий, которые условно можно объединить в две большие группы: объективно-заданные (культурно-историческая специфика общества, непосредственное окружение человека), и целенаправленно воздействующее на его развитие (общественное воспитание, образование, средства массовой информации и т.д.). В отдельную группу автор работы выделяет специфику социализационных норм общества и социального контроля, которые обусловлены параметрами социальности данного общества: культурой, социальными и правовыми регулятивами, ценностями. Именно последние обуславливают внутреннюю противоречивость отношений личности и общества, столкновение субъективного и объективного аспектов социализации. Данное противоречие находит свое отражение в попытках ученых найти соотношение понятий «социализация» и «адаптация», в работах М.В.Ромма, Б.Д.Парыгина и др. Мы предлагаем свое решение данного вопроса через рассмотрение адаптив-

ности как специфического отношения личности и общества, которое позволяет эффективно реализовать две основные функции социализации: обеспечение всестороннего, протяженного по времени вхождение человека в объективный мир - социум, и становление человека в своей самотождественности, самоидентичности, индивидуальности, но именно в качестве члена данного общества. Таким образом, личность гармонично выступает как субъект и объект социализации, т.е. как полноправный член общества, и в то же время как творец своего внутреннего мира.

Социализации студенчества представляет собой процесс включения молодого поколения в сферу социальных отношений на основе освоения и воспроизводства: знаний и опыта (когнитивный аспект); норм и ценностей (нормативно-ценностный аспект); социальных функций, обеспечивающих эффективное взаимодействие с обществом (деятельностный аспект) [5].

Актуальность исследований студенчества обусловлена с одной стороны проблемами, с которыми сталкивается высшая школа в современных экономических и социально-политических условиях развития общества. С другой стороны, проблемы студенческой молодежи порождаются отношением к молодежи как к социальной группе, а именно: полной неопределенностью в вопросах молодежной политики, незрелостью и незавершенностью стратификационных процессов в российском обществе.

Объективный аспект социализации студенчества обусловлен спецификой вузовской среды, задача которой, в первую очередь, «сделать студента частью социума». В данном аспекте нами выделены три группы социальных факторов, определяющие процесс социализации в вузе. Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом, которые порождают появление новых каналов социализации: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни и т. д. Они определяют возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом. Факторы среднего уровня - система высшего образования, реформирование которой на сегодняш-

ний день призвано скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности. Адаптивность, по нашему мнению, будет способствовать формированию воспитательных и образовательных траекторий социализации студенческой молодежи, что позволит личности «безболезненно» осуществлять полноценную самореализацию, «самоопределение» своего места в среде высшего учебного заведения как полноправного ее члена. К третьей группе факторов, определяющих направление социализации студенчества, мы отнесли факторы микроуровня - влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, студенческую группу, преподавательский состав вуза. Роль адаптивности в данном контексте обосновывается с точки зрения определения траекторий и принципов воспитания, цели педагогически направленной социализации, которая видится в создании соответствующих демократических, гуманистических субъект - объектных отношений в системах "студент - студент", "студент - родитель", "студент - преподаватель».

Отношение студента к обществу определено природой созданного им «социального пространства», представленного в следующих формах: 1) знание (информированность) молодого человека об определенных нормах и факторах действительности, на основе чего формируется познавательное отношение об объектах; эмоциональное отношение к действительности; поведение в сфере конкретных отношений. Адаптивность, по нашему мнению, создает основания для интеграции указанных форм, выступая своеобразным механизмом социализации. Результирующими эффектами адаптивности, на наш взгляд, будут являться сформированность гуманистических ценностей, установок, достигнутый уровень профессиональной образованности; социальная адаптированность личности; обретение социальной идентичности, что, в свою очередь, будет определять положительные тенденции развития социума, его будущее.

Библиографический список:

1. Вишневский, Ю.Р., Ковалева, А.И., Луков, В.А. Практикум по социологии молодежи [Текст] / Ю.Р.Вишневский, А.И.Ковалева, В.А. Луков. - М.: Социум, 2000.- С. 19.

2. Кон, И.С. Ребенок и общество: - Историко - этнографическая перспектива [Текст] / И.С.Кон. - М.,: Наука, 1998. - 270с.

3. Кузьмин, В.А. Молодежь на пути в XXI век [Текст] / В.А.Кузьмин. - М.,: Содружество социол. ассоциаций, 1992. - 285с.

4. Москаленко, В.А. Социализация личности [Текст] / В.А.Москаленко. - Киев, В.школа, 2007. - 200с.

5. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576с.

Bibliography

1. Kon, I.S. Child and Society: Historico-Ethnographic Prospect [Text] / I.S. Kon. - М: Science, 1998. - 270 p.

2. Kuzmin, V.A. The Youth on the Way to XXI Century [Text] / V.A.Kuzmin. - М: Fellowship of Sociological Associations, 1992. - 285 p.

3. Moskalenko, V.A. Personality Socialization [Text] / V.A. Moskalenko. - Kiev: Higher School, 2007. - 200 p.

4. Slastenin, VA., Isaev, I.F., Shiyanov, E.N. Pedagogics: Tutorial for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions [Text] / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Under the Editorship of V.A. Slastenin. - М: "Academy" Publishing Centre, 2002. - 576 p.

5. Vishnevsky, Yu.R., Kovaleva, A.I., Lukov, V.A. Practical Work on the Youth Sociology [Text] / Yu.R. Vishnevsky, A.I. Kovaleva, V.A.Lukov. - М: Society, 2000. - 19 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.