УДК 33.336
Козичева М.А.
магистрант 3 курс Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Омск)
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Аннотация: наличие у предприятия дебиторской и кредиторской задолженности является неминуемым следствием системы расчетов с контрагентами. Организации необходимо выбирать таких партнеров, которые способны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. В статье рассмотрены понятия и методы анализа дебиторской и кредиторской задолженности, влияние задолженностей на финансовое состояние организации, выделены основные особенности и методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностью, управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
Управление финансовой деятельностью организации предполагает грамотное распределение активов и стратегическое планирование. В этих аспектах работы значительное место занимают такие понятия, как дебиторская и кредиторская задолженность как источники формирования активов, которые нуждаются в непрерывном учете, контроле, анализе и своевременном исполнении обязательств.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике нередко, а точнее постоянно, возникают ситуации, когда по тем или иным причинам организация не может взыскать долги с контрагентов, либо сама не может своевременно рассчитаться по своим обязательствам.
Одной из негативных сторон сегодняшней экономической ситуации является существенное увеличение рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа. Поэтому проблеме дебиторской и кредиторской задолженности во всех организациях уделяется повышенное внимание, ведь от этого зависит конкурентоспособность компании.
С точки зрения экономистов Суриковой Е. А., Раздерищенко И. Н. [7, с. 231], современная система бухгалтерского учета должна формировать необходимую информацию о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами. Контроль за состоянием долговых обязательств - одно из условий успешной деятельности любой организации. Платежеспособность предприятия - залог его собственного благополучия, поэтому следует организовывать контроль за дебиторской задолженностью.
Экономисты Савицкая Г. В., [5, с.236], Г. П. Герасименко [2, с.338] считают, что изменение величин дебиторской и кредиторской задолженностей влияет на финансовое состояние организации через его основные характеристики: имущественное положение, финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность, деловую активность.
По мнению экономиста Фирсовой И.В. [8, с.256], для устойчивого положения компании необходимо иметь и поддерживать достаточный объем свободных денежных средств. Достичь это можно грамотной организацией учета и разработкой эффективной методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые позволят повысить эффективность управления в целом. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности проводится в развитие анализа платежеспособности. Своевременное погашение дебиторской и кредиторской задолженности и их соотношение во многом определяет финансовое состояние организации.
Управление кредиторской задолженностью предполагает установление таких взаимоотношений с контрагентами, которые ставят сроки и размеры платежей организации последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей. Таким образом, речь идет об одновременном управлении движением дебиторской и кредиторской задолженностями.
Наиболее оптимальной ситуацией считается равенство дебиторской и кредиторской задолженностей, так как кредиторская задолженность - источник финансирования дебиторской задолженности.
Управление дебиторской задолженностью отражается на прибыльности организации и определяет дисконтную и кредитную политики для покупателей, пути ускорения возвращения долгов, выбор условий продажи, которые обеспечивают гарантированное поступление оплаты от покупателей.
Несмотря на общее понимание цели управления дебиторской задолженностью, в литературе нет единых взглядов на способы ее достижения. Наиболее обширный перечень управленческих мероприятий представлен в научных трудах экономистов Афанасьевой Т.В. и Полунина А.А. [1, с.39]: в него входят анализ финансовой деятельности контрагента, разработка кредитной политики организации, страхование дебиторской задолженности.
К основным типичным проблемам управления дебиторской задолженностью относят:
- отсутствует информация о сроках погашения задолженности дебиторами;
- не определена работа с просроченной дебиторской задолженностью на предприятиях;
- отсутствует информация о росте затрат, связанных с увеличением дебиторской задолженности и др.
К основным методам управления дебиторской задолженностью относят классификацию дебиторской задолженности по срокам оплаты с целью выявления контрагентов, не соблюдающие сроки платежа, и обложения процентом просроченные платежи.
Классификация задолженности по срокам погашения дает возможность определить, какие счета относятся к нормальной задолженности, срок погашения которой не наступил или составляет меньше месяца и неоправданной. Неоправданной называется просроченная задолженность контрагентов. Чем больше срок просроченной задолженности, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение денежных средств в такую задолженность создает угрозу неплатежеспособности предприятия [3, с.189].
К одному из методов управления дебиторской задолженностью относят оценку платежеспособности покупателя при предоставлении товара с отсрочкой платежа. При оценке необходимо учесть честность контрагента и его финансовую устойчивость при помощи следующих критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлых периодах, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости.
В том случае если за контрагентом имеется неоплаченная задолженность, то необходимо удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут оплачены платежи, и потребовать залог в поддержку сомнительных счетов.
Управлять дебиторской задолженностью также возможно за счет определения сроков кредита, предоставляемого покупателям. Сроки кредита связаны с затратами и доходом, связанным с дебиторской задолженностью. В том случае, если сроки кредита жесткие, то у компании будет малая доля дебиторской задолженности и потерь от безнадежных долгов, но такая политика может привести к уменьшение объемов продаж и отрицательной реакции контрагентов [4, с.89].
Сроки погашения дебиторской задолженности следует увеличить в том случае, если предприятию необходимо распродать товары, либо если предприятие занимается сезонными продажами.
В том случае, если у предприятия имеется большая сумма просроченной задолженности и компании - должники не собираются погашать свои обязательства, возможно использовать предприятия, занимающиеся взысканиями долгов.
Также одним из методов управления дебиторской задолженностью является использование факторинга. Сущность факторинга заключается в том, что специальное агентство (фактор) и организация заключают договор о продаже невзысканной дебиторской задолженности. Организация обязана известить дебитора, что фактор купил их долги. Фактор оплачивает организации номинальную сумму долга со скидкой.
При использовании факторинга организации необходимо помнить о недостатках данного метода, а именно [6,
с.290]:
- увеличение убытков в связи с неполным получением суммы долга;
- потеря контроля над дебиторами;
- потеря потенциальных покупателей.
Своевременное выставление счетов дебиторам является важным вопросом в управлении дебиторской задолженности.
Счета покупателям необходимо отправлять в течение суток со времени их составления. С целью ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, в то время, когда их заказ еще обрабатывается на складе. В любом случае, предприятие должно выставлять счета на большие суммы незамедлительно.
В том случае, если покупатели и заказчики погасили свои обязательства ранее оговоренного срока, то предприятию необходимо разработать скидки контрагентам, но делать это следует только в том случае, если досрочная оплата долга приведет к росту прибыли и ее размер будет больше, чем сумма скидки.
Если покупатели нарушают оговоренные сроки оплаты счетов, организации следует разработать и ввести систему штрафов, которые необходимо прописать в договоре.
За нарушение сроков оплаты на длительный срок следует ввести систему штрафов, но это необходимо сразу оговорить в договоре.
Грамотное управление дебиторской задолженностью решает следующие задачи на предприятии:
- рост продаж в результате предоставления отсрочки платежа и, следовательно, увеличение прибыли;
- повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежей;
- определение размера риска неплатежеспособности покупателей;
- определение предполагаемого резерва по сомнительным долгам;
- предоставление рекомендаций по работе с неплатежеспособными покупателями.
Управление кредиторской задолженностью связано с анализом соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей. Отсрочка платежей по договорам с кредиторами в днях должна быть больше отсрочки платежей, предоставленных дебиторам. Такие условия делают возможным своевременное, без дополнительных расходов на неустойки и штрафы, выполнение своих обязательств и обеспечение достаточного для деятельности запаса товаров и материалов.
Для расчета максимального размера отсрочки платежа применяются показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, как быстро организация получает оплату от покупателей, рассчитывается как отношение выручки к средней дебиторской задолженности за год.
Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает, сколько раз за год организация погасила среднюю величину своей кредиторской задолженности, рассчитывается как отношение себестоимости продаж к средней кредиторской задолженности за год.
Рассчитав показатель оборачиваемости кредиторской задолженности в днях, можно определить максимальную величину отсрочки платежа для покупателей.
Просроченная кредиторская задолженность влечет за собой не только снижение репутации, но и риск потери бизнеса. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании предприятия банкротом при наличии признаков его несостоятельности. Именно
почему важно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности и не допускать появления просроченной кредиторской задолженности.
Но на практике возникают случаи, когда кредиторская задолженность может быть списана на прочие доходы организации, а именно (п.18 ст. 250 НК РФ):
- истечение срока исковой давности;
- исключение кредитора из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией.
Срок исковой давности составляет 3 года со дня возникновения обязательства.
Применение вышеуказанных действий является одним из элементом управления кредиторской задолженностью. Но необходимо помнить, что взыскание задолженности в судебном порядке повлечет для фирмы дополнительные расходы.
Таким образом, правила управления кредиторской задолженностью заключаются в следующем:
- необходимо рассчитать рациональный объем кредиторской задолженности и следить за соотношением обязательств;
- не допускать появления просроченной кредиторской задолженности, которая влечёт за собой риск несостоятельности и банкротства;
- рассчитывать показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и корректировать условия по отсрочке платежа с покупателями и поставщиками;
- проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности и своевременно регулировать задолженности предприятия.
Действенное управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации является залогом его обеспеченности оборотными средствами, необходимыми для непрерывной деятельности. Управление кредиторской задолженностью играет важную роль, так как значительно снижает риск несостоятельности и банкротства предприятия.
Список литературы:
1. Афанасьева Т.В., Полунин А.А. Регулирование дебиторской и кредиторской задолженности в целях укрепления финансовой устойчивости организации. / Афанасьева Т. В., Полунин А. А. // Вестник МичГАУ. - 2014. - № 6.
- С. 38 - 41.
2. Герасименко Г.П. Финансовый анализ: учебное пособие / под ред. Герасименко Г.П., Э. А. Маркарьяна, С. Э. Маркарьяна. - М.: КноРус, 2015. - 534 с.
3. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности / Ефимова О. В., Мельник М. В. // учебное пособие. - М.:Омега-Л, 2013-388 с.
4. Полюшко Ю.Н. Некоторые аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности компании / Полюшко Ю. Н. // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. - № 11 (35). - С. 88-93.
5. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая //: учебник.
- М.: Дрофа, 2014. - 608 с.
6. Солдатова А.П., Солдатова Л. И. Анализ задолженности контрагентов как база поиска для управления дебиторской задолженностью / Солдатова А.П., Солдатова Л. И. // Экономика и социум. - 2015. - № 3 (16). - С. 276 - 296.
7. Сурикова Е. А., Раздерищенко И.Н. Дебиторская задолженность: сущность, анализ и управление / Сурикова Е. А., Раздерищенко И.Н. // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 231 - 240.
8. Фирсова И. В. Актуальные вопросы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия / Фирсова И. В. // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. - 2014. - № 7. - С. 255 -260.