Научная статья на тему 'Основы регулирования кредитных отношений банком России и государством на современном этапе развития экономики Российской Федерации'

Основы регулирования кредитных отношений банком России и государством на современном этапе развития экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
кредит / Банк России / государство / экономика / регулирование / credit / politics / Bank / state / economy / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Патимат Гаджиевна, Хасбулатова Зарема Магомедаминовна

На современном этапе развития экономики страны абсолютной необходимостью является соблюдение установленных нормативов и законов во всех областях деятельности общества, в особенности – в сфере банковского дела, и, в частности, кредитования. В данной статье рассматриваются основные способы регулирования кредитных отношений со стороны Центрального Банка и государства. В современной России существует и применяется большое количество нормативно-правовых актов (НПА), направленных на регулирование деятельности различных финансовых и кредитных организаций, в зависимости от содержания, относящихся к конкретных уровням государственного устройства, основой которого является Конституция Российской Федерации (РФ, Россия), принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. Тенденции развития коммерческих банков (КБ) и степень регулируемости их деятельности напрямую зависят от величины полномочий и функциональности такого мегарегулятора, как Национальный банк, и масштабности участия государства в сфере кредитных отношений банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF REGULATION OF CREDIT RELATIONS BETWEEN THE BANK OF RUSSIA AND THE STATE AT THE CURRENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

At the present stage of development of the country's economy compliance with the established standards is an absolute necessity and laws in all areas of the company's activities, especially in the field of banking and, in particular, lending. This article discusses the main ways of regulating credit relations on the part of the Central Bank and the state. In modern Russia exists and is a large number of legal acts (PPA), aimed at regulating the activities of various financial and credit institutions, depending on the content of specific levels of government, which is based on the Constitution of the Russian Federation (RF, Russia), adopted by popular vote 12.12.1993 g. considering the amendments introduced by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 and 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL. Trends in the development of commercial banks (CB) and the degree of regulation of their activities directly depend on the size of the powers and functionality of such a mega-regulator as the national Bank, and the scale of state participation in the sphere of credit relations of the banking system.

Текст научной работы на тему «Основы регулирования кредитных отношений банком России и государством на современном этапе развития экономики Российской Федерации»

УДК 336.71

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12226

ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАНКОМ РОССИИ И ГОСУДАРСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исаева Патимат Гаджиевна

к.э.н., доцент кафедры «Аудит и экономический анализ» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала Хасбулатова Зарема Магомедаминовна студентка 3 курса профиля «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала

Аннотация. На современном этапе развития экономики страны абсолютной необходимостью является соблюдение установленных нормативов и законов во всех областях деятельности общества, в особенности - в сфере банковского дела, и, в частности, кредитования. В данной статье рассматриваются основные способы регулирования кредитных отношений со стороны Центрального Банка и государства.

В современной России существует и применяется большое количество нормативно-правовых актов (НПА), направленных на регулирование деятельности различных финансовых и кредитных организаций, в зависимости от содержания, относящихся к конкретных уровням государственного устройства, основой которого является Конституция Российской Федерации (РФ, Россия), принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.

Тенденции развития коммерческих банков (КБ) и степень регулируемости их деятельности напрямую зависят от величины полномочий и функциональности такого мегарегулятора, как Национальный банк, и масштабности участия государства в сфере кредитных отношений банковской системы.

Ключевые слова: кредит, Банк России, государство, экономика, регулирование.

FUNDAMENTALS OF REGULATION OF CREDIT RELATIONS BETWEEN THE BANK OF RUSSIA AND THE STATE AT THE CURRENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Isaeva Patimat Gadzhievna

PhD, associate Professor of department of «Audit and economic analysis»

Dagestan State University Russia, Makhachkala Hasbulatova Zarema Magomedaminovna student of department of «Finance and credit» Dagestan State University Russia, Makhachkala

Annotation. At the present stage of development of the country's economy compliance with the established standards is an absolute necessity and laws in all areas of the company's

activities, especially in the field of banking and, in particular, lending. This article discusses the main ways of regulating credit relations on the part of the Central Bank and the state.

In modern Russia exists and is a large number of legal acts (PPA), aimed at regulating the activities of various financial and credit institutions, depending on the content of specific levels of government, which is based on the Constitution of the Russian Federation

(RF, Russia), adopted by popular vote 12.12.1993 g. considering the amendments introduced by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 and 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL.

Trends in the development of commercial banks (CB) and the degree of regulation of their activities directly depend on the size of the powers and functionality of such a mega-regulator as the national Bank, and the scale of state participation in the sphere of credit relations of the banking system.

Keywords: credit, politics, Bank, state, economy, regulation.

Конституция РФ (далее - Конституция) - главный документ, обладающий

высшей юридической силой, который регулирует правовые отношения между гражданами и является единым на всей территории нашего государства.

Так, согласно статье 71, а именно пунктам «е-з», «л», Конституции устанавливаются базовые правила банковской, налоговой и, в целом, финансовой политики Российской Федерации [1].

Уровнем, следующим за Конституцией России, являются Федеральные Законы РФ (ФЗ, Закон), основополагающим из которых выделяют Гражданский кодекс РФ (ГК).

Общие принципы функционирования финансово-кредитных учреждений страны, отношения между ними и населением, конкретизация видов договорных обязательств, включая кредитные, заемные, связанные с ценными бумагами и прочие, прописаны во второй части ГК РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ с редакцией от 18.03.2019, с изменениями от 03.07.2019, а именно в 42 главе (параграфы 1-3) [2].

Помимо вышеописанного НПА особое внимание при рассмотрении основ процесса регулирования банковского сектора экономики, в том числе сферу кредитов, отдается Федеральному закону "О банках и банковской деятельности от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция)», который полностью посвящен определению общих положений работы кредитных, банковских и финансовых организаций на территории нашей страны с подробным описанием порядка регистрации и лицензирования, обслуживания клиентов, контролем за осуществлением деятельности, отчетностью и взаимодействии всей банковской системы с тенденциями развития России [3].

Также следует отдельно выделить ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция), в котором подробно изложены понятия банковской системы страны, структура управления Банком, процесс эмиссионного выпуска денег, направления денежно-кредитной политики (ДКП) государства и, что немаловажно для темы статьи, надзор и банковское регулирования за финансовыми и кредитными организациями [4].

К дополнительным регулирующим кредитные отношения (КО) НПА причисляют Закон «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.2004 г. с редакцией от 31.12.2017 г. [5] и Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 с редакцией от 31.12.2017 г., в главах 2 и 3 которого подробное описание даётся необходимости ведения учета и его регулирования [6].

Частично регулирующими КО нормативно-правовыми актами являются:

ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998 г. (ред. от 31.12.2017) [7];

ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. (ред. от 23.04.2018) [8];

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-Ф3 от 10.12.2003 г. (ред. от 03.04.2018) [9];

и пр.

Имеющими важное значение в кредитном секторе экономики помимо вышеперечисленными являются различные Указы Президента РФ, Положения ЦБ РФ, Постановления Правительства РФ и подведомственных им учреждений, акты международного уровня и договорные соглашения, затрагивающие сферу государственных финансов. К одному из таких НПА относится Положение Банка России от 29.03.2018 N КБН-2018 "О Комитете банковского надзора Банка России", утвержденном решением Совета директоров Банка России с протоколом от 02.03.2018 N 4. В этом документе раскрывается сущность контролирующего органа банковской системы России, основной задачей которого является аудит и регулирование деятельности кредитных организаций на территории нашей страны [10].

Исполнение других немаловажных Положений ЦБ также имеет большой вклад в развитие функционала коммерческих банков с возможностью дальнейшего наблюдения за соблюдением установленных норм, поскольку они с детальной точностью регулируют как порядок предоставления разного вида ссуд (кредитов) клиентам, так и операции на мировом рынке.

Если проследить за тенденцией развития банковского законодательства Российской Федерации, можно заметить значительные улучшения, связанные с внесением множества поправок в имеющиеся нормативно-правовые акты и разработкой новых Законов на различных уровнях государственного управления, подтверждением чему являются преимущественно позитивные экспертные оценки Малюковой Е. С. изменений ФЗ «О банках и банковской деятельности», произведенных 27 декабря 2019 года, к основным из которых относят работу с электронными деньгами и, как следствие, деятельность кредитных бюро, усовершенствование безопасности личных данных в клиентской базе и др. [12, С. 60-70].

Для более точной характеристики банковской политики в сфере регулирования кредитными отношениями следует привести данные о количество организаций, имеющих право на осуществление банковских операций за последние три года (см. Таб. 1).

Таблица 1 Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций по данным Банка России на начало 2020 года_

Показатель На На На

31.12.2017 г. 31.12.2018 г. 31.12.2019 г.

Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских 623 561 484

операций

в том числе:

имеющих лицензии (разрешения), предоставляющие право на:

Привлечение кладов населения 515 468 400

осуществление операций в иностранной 609 547 475

валюте

Проведение операций с драгметаллами 157 149 214

Число кредитных организаций с

иностранным участием в уставном 174 160 141

капитале, имеющих право на

осуществление банковских операций

Число филиалов действующих кредитных организаций на территории РФ 1098 890 709

из них:

Сбербанка России 94 93 90

Зарегистрированный уставный капитал

действующих кредитных организаций, млрд. руб. 2383,2 2635,1 2655,4

Депозиты, кредиты и прочие

привлеченные кредитными организациями 49412,2 53513,8 59782,1

средства, млрд. руб.

Кредиты, депозиты и прочие размещенные

средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным 52816,0 55809,6 62302,4

организациям, млрд. руб.

Источник: Федеральная служба государственной статистики [11].

Анализируя данные таблицы 1 можно сделать следующее заключение: происходит ужесточение политики государственного банка в отношении КБ, выражающемся в сокращении общего числа кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций с 2017 года, где количество таких КО было 623, до 2019 года, где это значение опустилось до 484.

Аналогичная картина наблюдается так же с общим числом филиалов действующих кредитных организаций на территории РФ, которое сократилось с 2017 года до 2019 года на 389.

Следует заметить, что размер зарегистрированного уставного капитала действующих КО увеличился с 2383,2 млрд. руб. в 2017 г. до 2655,4 млрд. руб. в 2019 г.

Однако нельзя утверждать, что политика имеет лишь сдерживающую направленность, так как, рассматривая приведенную ниже диаграмму о структуре вкладов (депозитов) и прочих привлеченных средств КО, заметна улучшающаяся динамика последних лет (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Структура вкладов (депозитов) и прочих привлеченных кредитными организациями средств на начало 2020 года (источник: Федеральная служба государственной статистики) [11].

Исходя из числовых показателей рисунка 1, мы можем сделать вывод о увеличении вкладов (депозитов) привлеченных КО средствам в российской валюте за период с 2017 по 2019 год, где данные по отношению к такому же критерию в иностранной валюте соответственно менялись с 72.0% до 76.3%. Помимо прочего, в таблице 2 приводятся статистические данные об изменениях финансовых результатах КО, сравнение которых позволяет нам заметить увеличение как общего объема прибыли или убытков, полученных действующими КО с 789661 млн. рублей в 2017 г. и 2036844 млн. рублей в 2019 г., так и удельный вес действующих КО, которые имели прибыль - 75,0% и 84,4% в 2017 и 2019 годах соответственно (см. Таб. 2).

Таблица 2 Финансовые результаты деятельности кредитных организаций по данным Банка России на начало 2020 г.

Показатель На 31.12.2017 г. На 31.12.2018 г. На 31.12.2019 г.

Общий объем прибыли (+)/убытков (-),полученных действующими кредитными организациями, млн. руб. 789661 1344829 2036844

Объем прибыли кредитных организаций, имевших прибыль, млн. руб. 1561647 1919407 2196398

Удельный вес действующих кредитных организаций, имевших прибыль, % 75,0 79,3 84,4

Объем убытков кредитных организаций, имевших убытки, млн. руб. 771985 574578 159555

Удельный вес действующих кредитных организаций, имевших убытки, % 25,0 20,7 15,6

Источник: Федеральная служба статистики [11].

Если рассматривать экономику России на сегодняшний день, особое значение приобретает понятие рационального кредитования с сопутствующими ему принципами, основной сутью которых являются надежная оценка участников кредитных отношений, качества обеспечения и условий кредита, уровень доходности кредитной организации и снижение риска.

Таким образом, исходя из нашего исследования, можно прийти к заключению о том, что регулирование деятельности кредитных организаций на современном этапе российского экономического развития, в особенности сферы их отношений, происходит путем контроля и надзора со стороны Банка России государства в целом с помощью банковского законодательства и четко регламентирующих функционирование кредитных учреждений нормативно-правовых актов, предотвращающих появление различного рода рисков для всех участников экономического процесса.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. ГК РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2017) // СЗ РФ. 1996. № 5 ст. 410. 70.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ред. от 31.12.2017).

4. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018).

5. Федеральный закон «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.2004 г. (ред. от 31.12.2017).

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 (ред. от 31.12.2017).

7. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998 г. (ред. от 31.12.2017).

8. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. (ред. от 23.04.2018).

9. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. (ред. от 03.04.2018).

10. Положение Банка России от 29.03.2018 N КБН-2018 "О Комитете банковского надзора Банка России" (утв. решением Совета директоров Банка России, протокол от 02.03.2018 N 4).

11. Федеральная служба государственной статистики (электронный ресурс) https://www.gks.ru/

12. Малюкова Е.С. Правовое регулирование кредитных отношений // В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы III международной научно-практической конференции. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.