Научная статья на тему 'Основы реализации средообразующей функции государственного регулирования в дорожном строительстве'

Основы реализации средообразующей функции государственного регулирования в дорожном строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / строительство / автомобильные дороги / government regulation / building / roads

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Светлана Викторовна

В условиях необходимости расширения и модернизации дорожной сети страны одной из ключевых функций государственного регулирования дорожного строительства становится средообразующая функция. Государственно-частное партнерство рассматривается как оптимальная форма реализации средообразующей функции государственного регулирования в дорожном строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the need to expand and upgrade the road network of the country one of the key functions of the state regulation of road building is an environment-forming function. The author considers public-private partnership as an optimal form of implementation of the environment-forming function of the government regulation in road building.

Текст научной работы на тему «Основы реализации средообразующей функции государственного регулирования в дорожном строительстве»

УДК 692 С.В. БЕЛЯЕВА

ББК 65 старший преподаватель

Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

e-mail: belyaeva-sv@mail.ru

ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В условиях необходимости расширения и модернизации дорожной сети страны одной из ключевых функций государственного регулирования дорожного строительства становится средообразующая функция. Государственно-частное партнерство рассматривается как оптимальная форма реализации средообразующей функции государственного регулирования в дорожном строительстве.

Ключевые слова: государственное регулирование, строительство, автомобильные дороги.

S.V. BELYAEVA

Senior Instructor,

Voronezh State University of Architecture and Construction

e-mail:belyaeva-sv@mail.ru

FUNDAMENTALS OF IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENT-FORMING FUNCTIONS OF GOVERNMENT REGULATION IN ROAD BUILDING

With the need to expand and upgrade the road network of the country one of the key functions of the state regulation of road building is an environment-forming function. The author considers public-private partnership as an optimal form of implementation of the environment-forming function of the government regulation in road building.

Keywords: government regulation, building, roads.

В настоящее время в России деятельность организаций дорожно-строительной сферы самостоятельна, а государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно и с обязательным законодательным обеспечением. Отраслевое управление, сложившееся в пореформенный период, определяется законодательными положениями, важнейшим элементом которых является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Актуальность исследуемой темы определена изменением подхода к государственному регулированию дорожно-строительной отрасли, что проявляется в дозволительной

направленности гражданско-правового законодательства.

В современных условиях функции государства в инвестиционно-строительной сфере многообразны и сложны (рис. 1).

В контексте изучаемой проблемы наибольший интерес вызывают экономические функции современного государства (рис. 2).

Средообразующую функцию государственного регулирования дорожного строительства можно конкретизировать следующим образом:

1. Создание правовой основы развития дорожно-строительного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровне (разработка стандартов и нормативов (классификация автомобильных дорог, нормативы затрат на строительство, ремонт и содер-

© С.В. Беляева, 2011

жание автомобильных дорог, нормативы определения платы за проезд по платным дорожным объектам и т.д.), а также законодательных актов).

2. Обеспечение инвестиционного климата в регионе (формирование правовой основы развития строительного комплекса на региональном уровне, создание и расширение дорожной сети в целях повышения инвестиционной привлекательности региона).

3. Регулирование конфликтов между субъектами производственных отношений (создание правовой основы в отношениях между государством и частными инвесто-

рами, регулирование отношений между государственным заказчиком и исполнителями работ).

Перераспределительная функция государственного регулирования дорожного строительства включает:

1. Налогообложение доходов и имущества (контроль за выполнением налогового законодательства, создание системы субсидирования и налоговых льгот в дорожном строительстве).

2. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий (создание федеральных и региональных целевых программ).

Экономические Социальные Политические Осуществляемые в духовной сфере

Функции государства

Рис. 1. Функции государства в инвестиционно-строительной сфере

Рис. 2. Экономические функции государственного регулирования

Одной из составляющих средообразующей функции государства является создание правовой основы развития дорожного строительства на федеральном и региональном уровне. Результаты проведенного корреляционного анализа статистических данных свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между динамикой принятия нормативно-правовых документов и объемом строительства как на федеральном, так и на региональном уровне. Следовательно, можно сделать вывод о целесообразности упрочнения законодательной базы для улучшения условий функционирования дорожной отрасли как в России в целом, так и на уровне субъектов Федерации.

Дорожно-строительная отрасль является одним из важнейших катализаторов развития экономики страны. Отставание в развитии автомобильных дорог от потребностей экономики страны приводит к существенным потерям ВВП России (около 6% ВВП России). Региональная неравномерность в развитии дорожной сети сдерживает выравнивание уровней социально-экономического развития регионов России. Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» предусматривались масштабные инфраструктурные инвестиции — 4,65 трлн р., в том числе около 2 трлн в 2010-2012 гг. [2]. При этом более 73% этих средств планировалось направить

на капитальный ремонт и строительство автодорог, в среднем по 650 млрд р. в год.

Однако в результате мирового финансового кризиса финансирование транспортных проектов сокращается в 2,3 раза от запланированного на 2010 г. уровня — до 219,6 млрд р. В 2011 г., по оценкам Минэкономразвития, бюджетные расходы на транспортную отрасль будут на 66% меньше запланированных — 217,5 млрд р., в 2012 г. они снизятся на 70% — 216,6 млрд р. [3]. Эти показатели свидетельствуют о том, что основной инвестиционный источник — бюджеты всех уровней — не справляется с возрастающими проблемами в автодорожной отрасли.

Затраты на содержание, развитие и управление дорожной сетью должны покрываться за счет налогов, а также неналоговых поступлений от эксплуатации платных дорог и имущества автомобильных дорог.

Реализация средообразующей функции государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности должна основываться на оптимальном механизме регулирования дорожного инвестирования и строительства.

В результате анализа и обобщения имеющейся информации по данной проблематике нами выявлены основные механизмы инвестирования в объекты дорожного хозяйства (рис. 3).

Рис. 3. Механизмы инвестирования в объекты дорожного хозяйства

Одним из наиболее перспективных вариантов реализации средообразующей функции государственного регулирования экономики является использование механизма государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве.

В настоящее время в России принят ряд правовых документов, позволяющих эффективно использовать частные инвестиции при реализации проектов строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог.

Проект строительства и эксплуатации платных дорог на основе государственно-частного партнерства, как и любой другой инвестиционный проект, включает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также необходимую проектную документацию и описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Такой проект ограничен во времени, имеет определенную цель, в процессе его реализации посредством вложения определенного количества ресурсов и благодаря четкой организации работ создаются уникальные объекты недвижимости (продукты). В результате изучения терминологии современного российского законодательства, научной литературы в области управления проектами предлагаем инвестиционный проект платной дороги трактовать как обоснование экономической целесообразности, бюджетной эффективности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, включающее необходимую проектную документацию и описание практических действий по осуществлению инвестиций в строительство (в определенных законодательством случаях — реконструкцию) платной автомобильной дороги.

В настоящее время в России в рамках выполнения средообразующей функции государственного регулирования принят ряд правовых документов, позволяющих эффективно использовать частные инвестиции при реализации проектов строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог. К таким документам относятся федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ, федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации» № 257-ФЗ, федеральный закон «О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 145-ФЗ.

В целях повышения инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства законом предусмотрена возможность привлечения частных инвестиций в проекты по созданию и эксплуатации платных автодорог на основе концессионных соглашений. Отношения, возникающие в рамках концессионных соглашений, регулируются федеральным законом «О концессионных соглашениях».

К гарантиям прав концессионеров отнесена их возможность действовать от имени Российской Федерации при заключении сделок по выкупу земельных участков для государственных нужд. Также к числу гарантий относится установление предельного размера арендной платы за земельные участки, по которым проложены платные автодороги, что способствует стабилизации финансовых отношений сторон по концессионному соглашению; установление Правительством Российской Федерации единого для всех видов платных автодорог перечня транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда, и ряд других [1].

Законодательство также закрепляет гарантии прав пользователей платных автодорог. Помимо принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда вводится регулирование платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Предельный ее размер определяется уполномоченными государственными или муниципальными органами на основе единой методики, утверждаемой Правительством РФ. В случае эксплуатации автомобильной дороги на платной основе по концессионному соглашению конкретный размер платы устанавливается концессионером.

В число основных требований к принятию решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе входит точное и подробное описание бесплатного альтернативного проезда, определение срока действия решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе. Законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность прокладки альтернативной бесплатной трассы в процессе строительства (реконструкции) автомобильной дороги, эксплуатация которой будет осуществляться на платной основе. Это позволит в полной мере обеспечить конституционные права граждан на свободу передвижения.

Эффективность реализации средообразующей функции государственного регулирования в дорожном строительстве предлагаем рассматривать как совокупную эффективность всех предложенных к реализации проектов строительства и реконструкции дорог, в том числе на коммерческой основе. Инвестиционный проект платной дороги должен обладать финансовой, экономической и бюджетной эффективностью.

Основываясь на анализе нормативной и методической литературы, мы предлагаем следующую систему эффективности инвестиционного проекта платной дороги:

1. Эффективность проекта строительства и эксплуатации платной дороги:

- финансовая эффективность — определяется соотношением затрат и результатов, обеспечением требуемой нормы доходности проекта;

- социально-экономическая эффективность — влияние реализации инвестиционного проекта платной дороги на развитие окружающей территории, дорожной отрасли и сопряженных отраслей народного хозяйства за счет высокого мультиплицирующего эф-

фекта деловой активности, благодаря чему обеспечивается рост валового регионального продукта, улучшается качество жизни населения.

2. Эффективность участия в проекте:

- бюджетная эффективность — превышение доходов бюджета от участия в проекте над соответствующими расходами;

- коммерческая эффективность — финансовые последствия осуществления проекта для концессионера.

Расчеты показали, что реализация проектов на основе государственно-частного партнерства в дорожной отрасли позволит снизить затраты на содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования за 20-летний период в 2-3 раза по сравнению с существующей системой закупок, как за счет уменьшения опережающего роста цен на строительные материалы и дорожные работы, так и за счет формирования долгосрочных стабильных отношений на рынке дорожных работ, позволяющих обеспечить развитие подрядных организаций и заинтересовать их в снижении накладных расходов, повышении производительности труда и качества дорожных работ. Применение механизма государственно-частного партнерства в дорожной отрасли позволит привлечь в отрасль инвестиции и обеспечить инвестиционную привлекательность регионов России. Для успешной реализации механизма государственно-частного партнерства необходимо государственное обеспечение основ взаимодействия с частным инвестором.

Список использованной литературы

1. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ст. 3126.

2. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. М., 2009.

3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. Ст. 5977.

Bibliography (transliterated)

1. O kontsessionnykh soglasheniyakh: feder. zakon ot 21 iyulya 2005 g. № 115-FZ // Sobranie zakonoda-tel'stva RF. 2005. № 30. St. 3126.

2. Rossiya v tsifrakh: kratkii statisticheskii sbornik. M., 2009.

3. Transportnaya strategiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 22 noyab. 2008 g. № 1734-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. № 50. St. 5977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.