УДК: 930
Б. М.Бекимбетов
Кандидат исторических наук, доцент ТашГАУ НФ
Г.Нукус, Узбекистан
ОСНОВЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Аннотация
Формирование ценностей и нравственных установок в природоохранной деятельности в условиях Приаралья имеет важное прикладное значение. В статье утверждается, что наравне с экономическими приоритетами в обновлении общества важную функциональную нагрузку имеют формы и характер экологической просвещенности населения. Постановка вопроса показывает насущность социального партнерства по охране природы и улучшения жизненной среды обитания в регионе.
Ключевые слова:
экологическая культура, Аральское море, приаралье, государственные управление,
международные организации
Ситуация вокруг Аральского моря и происходящие вокруг него изменения в последние десятилетия ХХ стали рассматриваться мировым сообществом как один из самых серьезных, если не сказать катастрофических, антропогенных экологических кризисов современности. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2000 года Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов подчеркивал, что «Аральский кризис вышел за рамки центрально-азиатского региона, он приобрел общепланетарное значение, чье пагубное влияние сказывается на изменении климата, биологического баланса, на здоровье населения и генофонде будущих поколений людей» [1].
До Ю60 года Арал был полноводным внутренним водоемом, занимавший 4-е место после Каспийского моря, Великих озер (США и Канада) и озера Виктория (Африка). Это была жемчужина посреди песков крупнейших пустынь Каракумов и Кызылкумов. Здесь были развиты судоходство с действующими морскими портами Муйнак и Аральск, рыболовство - знаменитые аральские лещи, усачи, осетровые, шемая и др. Дельта Амударьи, крупнейшей реки Центральной Азии, и Сырдарья, впадавшие в Аральское море, отличались биоразнообразием, рыболовством, ондатроводством, производством камыша и многосторонней жизнью местного населения, связанной с водной инфраструктурой.
Однако широкомасштабное развитие орошаемого земледелия для создания хлопковой независимости бывшего СССР потребовало зарегулирования стока рек и водозабора для этих целей. По мере наращивания орошаемых площадей постепенно сокращалось поступление воды в Аральское море, начался процесс его усыхания и осолонения, что привело к практически полной деградации исторически сложившейся экосистемы, а с ней и социально-экономическому и духовному кризису всего Приаралья. К середине 1980-х годов Аральский кризис стал известен во всем мире и вошел в число важнейших проблем охраны окружающей среды.
Экологические проблемы сегодняшнего дня не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развития, ориентированный на достижение экономического прогресса без учета социальных и духовно-нравственных аспектов. Рост экономического производства рассматривался как единственное средство удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения. До недавнего времени тенденции экономического развития определяли линии поведения в сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов и ряд других факторов вызвали глобальный экологический кризис в Приаралье, создали угрозу самому существованию человека. Только с достижением национальной независимости Республикой Узбекистан проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер, поскольку от
перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит жизнеобеспечение в регионе.
Прирородоохранная деятельность в период национальной независимости стала одной из приоритетных направлений политики нашего государства. На первом этапе обновления и развития страны (1991-2000 гг.) были созданы нормативно-правовые акты природоохранной деятельности в Узбекистане. В частности, были приняты Законы Республики Узбекистан «Об охране природы» (1992), затем ряд других законов («О воде и водопользовании», «О лесе», «О недрах», «Об охраняемых природных территориях» и т.д.). 24 мая 1993 года Кабинет Министров РУз принял постановление «Об утверждении положения о фондах охраны природы», в 1996 году был принят Закон РУз «Об охране атмосферного воздуха», в 1997 году - «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране и использовании растительного мира».
Государственное управление в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов в Республике Узбекистан регулируются рядом других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан. Согласно Закону «Об охране природы» и в соответствии с требованиями «Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы», утвержденного Постановлением Олий Мажлиса №232-1 от 26 апреля 1996 года данный комитет, как специально уполномоченный и надведомственный орган, осуществляет государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и государственное управление охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов [2].
Сегодняшнее состояние общества, которое стало свидетелем коренных преобразований не только экономической и социально-политической сфере, но и во всей системе ценностных и поведенческих мотивов человеческой деятельности, предполагает формирование совершенно новых ориентиров и установок в сфере охраны природы и окружающей среды. Оно обуславливает изменение подходов и отношения к окружающей среде, а также формированию совершенного нового экологического мировоззрения, экологической этики. Формируя совершенно новое общественное мнение и психологию масс, важно иметь ввиду и создание новых общественных установок, ориентируемые на сохранение и увеличение разрушенного биоразнообразия Приаралья. Для этого важно не только стремление общества на экологическое самообразование и самосовершенствование, важно также создание экономических и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. В Узбекистане для этого сформирована целостная система охраны природы и экологической ситуации, была налажена связь с международными институтами по охране окружающей среды и сохранению биоразнообразия.
Первыми шагами независимого Узбекистана в рамках суверенных прав и международных обязательств по глобальной охране окружающей среды явились ратификация и присоединение к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (1999), Конвенции ООН о биологическом разнообразии (1995), Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (1994), Венской Конвенции об охране озонового слоя, Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1995) и Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Республика Узбекистан является также участницей еще 12 международных соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и 3 конвенций непосредственно касающихся вопросов сохранения биологического разнообразия [3].
В годы независимости Узбекистан продемонстрировал не только приверженность выполнению своих обязательств по этим правовым актам, но и осуществлял ряд масштабных исследований, подготовку стратегий, программ и планов действий. На рубеже 2000-х годов были разработаны наиболее значимые документы по этому направлению, в частности, «Национальный План действий по охране окружающей среды на 1999-2005 гг.» (НПДООС, 1998 г.), «Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием» (НПД, 1999 г.), «Национальная стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия» (1999 г.), «Концепция и стратегия по устойчивому развитию» (2000 г.), «Обзор результативности экологической деятельности» (2001 г.) [4].
В контексте охраны окружающей среды на межгосударственном уровне в Центральной Азии правительством Узбекистана и других государств (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркмения)
подписано ряд соглашений, которые в настоящее время являются основанием для управления и организационных мероприятий на региональном уровне. С развитием программы бассейна Аральского моря были созданы Межгосударственный совет по проблемам бассейна Аральского моря (МГСА) для координации программы и Международный фонд спасения Аральского моря (МФСА) для мобилизации финансовых ресурсов. В феврале 1997 году МГСА был объединен с МФСА. Рабочим органом МГСА был Исполнительный комитет [5].
Другим направлением стала разработанная в свое время стратегия Всемирного банка по линии Международного банка реконструкции и развития (МБРР) по финансовому содействию республике на 2008-2011 годы. Разработанная стратегия основывалась на программе Республики Узбекистан по повышению благосостояния населения на 2007-2010 годы, которая была утверждена Президиумом Кабинета Министров в августе 2007 года.
При всем разнообразии функционирования международных организаций и форм сотрудничества, Узбекистан с приобретением независимости начал осуществлять ряд целевых проектов по улучшению экологического состояния в Приаралье, предотвращению деградации земель и повышению их сельскохозяйственного потенциала, оздоровлению населения, обеспечению его чистой питьевой водой, созданию местным жителям условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Особое внимание при этом уделяется расширению социальной защиты населения, в первую очередь женщин и детей.
Формирование основ природоохранной деятельности в условиях экологической нестабильности в Приаралье не имеет тенденции развития без общественно установленных ценностных ориентиров и норм поведения по охране среды обитания и жизненной среды человека. Экологическое мировоззрение имеет традиционные корни, в то же время оно трансформируется в силу глобализационных процессов, особенно в сфере экообразования и экопросветительства. Эти системы - взаимодополняющие и разнохарактерные, несут в себе важную функцию при формировании поведенческих стереотипов и установок экологического мировоззрения.
По нашему мнению, также важно учитывать экономическое составляющее в формировании экологического мировоззрения. Например. при стабильном экономическом развитии, которое наблюдается в Узбекистане за последнее десятилетие, большую актуальность приобретает вопрос использования имеющихся ресурсов и расширения сфер с использованием уникального потенциала природы и культурного наследия, в том числе Каракалпакстана [6]. В 2008 году было принято постановление Совета Министров Республики Каракалпакстан «О создании Государственного биосферного резервата в низовьях Амударьи». В этой связи ученый-специалист О.Доспанов выдвигал предложения по развитию экотуризма, напрямую связывая с вопросами ценностных и поведенческих ориентаций, повышению уровня экологической культуры общества. «В реализации планов будущего биосферного резервата должна отражаться прямая взаимосвязь между эффективностью охраны природы и благополучием населения», которая обусловит общественную поддержку охраны природы, «способствует продвижению и популяризацию охраны окружающей среды в обществе, повышает важность и необходимость всех природоохранных учреждений в глазах общества» [7].
Выдвигаемые предложения лишь один из примеров, где не последнюю роль играет экологическое мировоззрение и экологическая грамотность населения. Сохранение облика неповторимой природы нашего края, создание новых оазисов посреди пустыни, наглядная иллюстрация трагических последствий рукотворной экологической катастрофы в Приаралье - все это требует не только материальных ресурсов, уровня знаний и навыков предприимчивости, но и определенной системы мировоззрения и понимания основ мироздания. То есть, отмечая важность экономической основы развития в сфере охраны природы и жизненной среды обитания человека, нужно учитывать и тот факт, что и в этой сфере особую важность имеют именно вопросы нравственности и мироощущения. В свете последних выступлений главы нашего государства о формировании здорового образа жизни и здорового поколения, особо важна разработка государственных образовательных стандартов по экологическому просвещению для дошкольных и других образовательных учреждений, наладить широкую пропаганду среди населения, разработать меры по
углублению социального партнерства институтов гражданского общества и государственного управления по охране природы и формирования экологической стабильности в Приаралье. Список использованной литературы:
1. Каримов И.А. За процветание Родины - каждый из нас в ответе. - Т.: Узбекистон, 2001. - С.104.
2. http://www.uznature.uz/
3. Стратегия и план действий по развитию потенциала для совместного выполнения обязательств по глобальным экологическим конвенциям ООН.
4. http ://www.uznature .uz/rus/naturelaw.html
5. http://www.ecoindustry.ru/news/view/11141.html
6. Доспанов О.Т. Перспективы развития экологического и этно-археологического туризма в будущем биосферном резервате в Каракалпакстане. Материалы научно-теоретической конференции «Проблемы сохранения биоразнообразия на охраняемых природных территориях Узбекистана. Н., 2008. - С.89.
7. Там же. - СС. 90-91.
© Бекимбетов Б. М., 2020
УДК: 63.33 (М-22)
З.Т. Мамбетниязова
старший преподаватель ТашГАУ НФ Г.Нукус, Узбекистан
К ВОПРОСУ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАКАЛПАКОВ
Аннотация
В данной статье даются некоторые сведения о комплексном типе хозяйства предков каракалпаков на всем протяжении их исторического развития.
Ключевые слова:
хозяйство, земледелие, рыболовство, скотоводство, культура, комплексный тип, цивилизация.
Summary
This article provides some information about the integrated type of farming ancestors of the Karakalpaks throughout their historical development.
Key words:
Agriculture, agriculture, fishing, cattle, a complex type, civilization.
Каракалпакстан расположен в низовьях Амударьи, в Хорезмском оазисе. Территория нынешнего Каракалпакстана, как часть некогда могущественной Хорезмской цивилизации, претерпела все ее взлеты и падения, население его испытало и расцвет и угасание. Через территорию Каракалпакстана проходили древнейшие караванные пути, пролегал знаменитый Шелковый путь, связавший Восток с Западом. Одной из главных особенностей истории Средней Азии и Казахстана - это исторически сложившееся взаимодействие населения оазисов и степи, взаимовлияние кочевников-скотоводов и земледельцев.
Ранними и средневековыми предками каракалпаков являются племена кочевников и полуоседлого населения степной периферии хорезмских государств - обитателей степей Приаралья; это были скотоводы, занимавшиеся отчасти земледелием и владевшие примитивной техникой орошения. Они с древнейших времен, еще с эпохи бронзы, традиционно вели комплексное хозяйство, скотоводческо-земледельческое, а в некоторых районах, таких как дельты Амударьи и Сырдарьи, еще и рыболовное. Этот хозяйственно-культурный тип был выделен С.П.Толстовым еще по археологическим материалам, а этнографические исследования убедительно доказывают, что характерными его представителями