Научная статья на тему 'Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации'

Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1803
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / LEGAL STATUS / PERSON / CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафина Светлана Борисовна

В статье рассматривается правовой статус человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и в конституциях республик в составе РФ. Анализируются особенности регулирования прав и обязанностей человека и гражданина, содержащиеся в разных республиканских конституциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of a person and a citizen regularized in the Constitution of the Russian Federation and in the constitutions of republics within the RF is considered in the article. Features of regulation of a person’s and a citizen’s rights and duties, contained in different republican constitutions, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации»

Право

Светлана САФИНА

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается правовой статус человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и в конституциях республик в составе РФ. Анализируются особенности регулирования прав и обязанностей человека и гражданина, содержащиеся в разных республиканских конституциях.

The legal status of a person and a citizen regularized in the Constitution of the Russian Federation and in the constitutions of republics within the RF is considered in the article. Features of regulation of a person’s and a citizen’s rights and duties, contained in different republican constitutions, are analyzed.

Ключевые слова:

правовой статус, человек, гражданин, экономические, социальные, культурные, духовные права, обязанности; legal status, person, citizen, economic, social, cultural, spiritual lights, duties.

САФИНА Светлана Борисовна — к.ю.н., , доцент; заведующий кафедрой

государственного и административного права БАГСУ при Президенте РБ svetlаnаsаfinа@ mail.ru

Институт прав и свобод человека и гражданина занимает цен -тральное место в системе конституционного законодатель -ства России. Конституция Российской Федерации 1993 г в ст. 2 закрепляет положение, что человек, его права и свободы явля -ются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Глава «Права и свободы чело -века и гражданина» является 2 - й по счету в Конституции РФ и рас -полагается сразу же после главы «Основы конституционного строя». Помимо этого, Конституцией установлено правило, согласно кото -рому гл. 2 не может изменяться Федеральным Собранием путем внесения в нее поправок, а в случае если все -таки изменение гл. 2 будет необходимо, Конституция РФ будет пересмотрена.

Закрепленный в федеральной Конституции правовой статус лич -ности впервые за всю историю конституционного строительства России соответствует международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина, а ч. 4 ст. 15 Конституции РФ про -возглашает приоритет норм международного права в российской правовой системе.

В силу федеративного строения Российского государства Конституция РФ разграничивает пределы ведения федерации и ее субъектов. Как известно, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в РФ относится к предметам ведения РФ, а значит, эти вопросы могут регламентироваться только федераль ными конституционными и федеральными законами. В то же время защита прав и свобод человека и гражданина относится к совмест ному ведению РФ и ее субъектов, что означает регламентирование указанной сферы не только федеральными законами, но и прини маемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Все это обусловливает наличие конституционно правового законодатель ства о правовом статусе личности в субъектах РФ, и в республиках в составе РФ в частности.

Конституции республик в составе РФ воспроизводят в своих тек -стах многие федеральные конституционные нормы о правовом ста -тусе личности, что является вполне допустимым и оправданным.

В каждой из конституций республик правовой статус человека и гражданина регламентируется во 2 - й главе конституции (по ана -логии с федеральной конституцией), за исключением Степного уложения (Конституции) Калмыкии, где конституционный текст

вообще не делится на главы, а в качестве структурных элементов конституции выступают только статьи. Во многих кон -ституциях республик главы о правовом статусе личности называются «Права и свободы человека и гражданина», в неко торых конституциях — «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».

В конституциях республик Удмуртия и Чувашия соответствующие главы назы -ваются «Защита прав и свобод человека и гражданина», что является точным обо значением сферы совместного ведения РФ и ее субъектов, содержащейся в п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. При этом соответ -ствующая глава в Конституции Удмуртии состоит всего из четырех статей, закре -пляющих преимущественно принципы правового статуса.

В Конституции Республики Адыгея пра -вовой статус личности регулируется в раз деле II, состоящем из гл. 1 «О правах и сво -бодах человека и гражданина» и гл. 2 «Об обязанностях гражданина». Конституция Республики Алтай также в разделе II еще больше конкретизирует правовой статус человека и гражданина. Раздел состоит из гл. 1 «Об общих положениях», гл. 2 «О гражданских и политических правах и свободах гражданина и человека», гл. 3 «Об экономических, социальных и куль турных правах гражданина и человека», гл. 4 «О гарантиях прав и свобод гражда нина и человека» и гл. 5 «Об обязанностях гражданина и человека».

Закрепляя правовой статус гражданина, конституции республик в составе РФ по -разному используют термин «граждане». В большинстве республиканских консти туций (Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Саха — Якутия, Чечня) термин «граждане» употребляется безотносительно к государству: «граждане имеют право на ...», «граждане вправе ...», «обязанность каждого гражданина ...». Конституции республик Адыгея и Чувашия используют термин «граждане» в связке с РФ: «граждане Российской Федерации». Немало республик (Карачаево - Черкесия, Хакасия, Тыва, Марий Эл) употребляют в своих текстах словосочетания «граждане Российской Федерации, проживающие в республике.» либо «граждане Российской Федерации в республике.».

Особым образом этот вопрос урегулиро -ван в Кабардино - Балкарии. Статьи кон -

ституции этой республики закрепляют права и обязанности, используя словосо -четание «граждане Кабардино - Балкарии». Как известно, закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вводил институт гражданства республики, т.е. признавал двухуровневое гражданство в России. Но принятый впоследствии Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» не подтвердил существование республикан -ского гражданства. На сегодняшний день гражданство в РФ является единым и одноуровневым, в связи с чем использо вание словосочетания «граждане респу блики» видится некорректным. Исходя из того, что регулирование правового статуса человека и гражданина относится к пред метам ведения исключительно РФ, регу лировать права, свободы и обязанности граждан РФ в конституциях республик в составе РФ юридически неверно.

В связи с этим также следует отме -тить и Конституцию Республики Татарстан, в ст. 21 которой установлено, что «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, явля ется гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновре -менно является гражданином Российской Федерации». Однако в разд. II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» конституции используется словосочетание «граждане в Республике Татарстан».

Во всех республиканских конституциях в соответствующих главах воспроизведены закрепленные в федеральной Конституции принципы правового статуса человека и гражданина. При этом в республиканских конституциях отмечается, что перечисле ние в конституции республики основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление закрепленных в Конституции РФ других общепри -знанных прав и свобод человека и граж данина (например, ст. 48 Конституции Республики Дагестан). Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ, защищаются в респу блике согласно общепризнанным прин ципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ и кон ституцией республики (ст. 16 Конституции Удмуртии и ст. 14 Конституции Чувашии).

Некоторые республиканские кон ституции практически повторяют гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы чело века и гражданина», например консти туции республик Бурятия, Ингушетия, Карачаево Черкесия, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Хакасия, Марий Эл. Но есть и довольно много особенностей в регулировании этого института другими республиканскими конституциями.

Если закрепление личных прав и сво -бод человека, политических прав и свобод гражданина практически повторяет пере чень соответствующих статей федераль -ной Конституции, то в сфере социальных, экономических, культурных и духовных прав можно встретить определенное раз нообразие. Некоторые республики закре пляют в своих конституциях, что госу дарственные пенсии и социальные посо бия устанавливаются федеральными и республиканскими законами (Карачаево Черкесия, Чеченская Республика), а в республике может устанавливаться дополнительное социальное обеспечение (Карелия). Может устанавливаться запрет на передачу зданий, сооружений и обо рудования государственных и муници пальных медицинских и образовательных учреждений в иные формы собственности (Карачаево -Черкесия). Некоторые республики провозглашают право на экологи чески безопасные для жизни и здоровья окружающую природную среду, продукты питания и предметы бытового назначения (Карелия, Адыгея).

В конституционном закреплении прав человека в сфере семьи, материнства и детства тоже можно встретить нормы, отличные от федеральных. Например, «в Республике Ингушетия граждане имеют право на вступление в брак и построе ние семейных отношений на основе национальных традиций и обычаев» (ст. 37 Конституции Ингушетии). Или: «Республика гарантирует трехлетний отпуск по уходу за ребенком, оплачивае мый в размере, установленном республи канским законом» (ст. 41 Конституции Кабардино - Балкарии).

Особенное внимание уделяется положе -нию детей. Устанавливается, в частности, что дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состоя -ния родителей (конституции республик Башкортостан и Карелия). Конституция

Тывы содержит специальную ст. 32 «Права ребенка». В конституции Адыгеи закре -пляется, что труд по воспитанию детей является основанием для социального обеспечения в соответствии с законом.

Не обходят конституции внима -нием и инвалидов. Так, Конституция Башкортостана устанавливает, что никто не может нести ущерб вследствие своей инвалидности.

Во многих конституциях республик про возглашаются национальные и этнические права и свободы. Например, в Республике Алтай народам, проживающим на ее тер ритории, обеспечивается защита от пося гательств на их этническую самобытность, гарантируется защита исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования корен ного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного про живания. Практически все республики воспроизводят федеральную норму о сво боде определения и указания своей нацио -нальной принадлежности. Дополнительно республиканские конституции могут уста навливать, что оскорбление националь -ного достоинства преследуется по закону (Алтай, Саха — Якутия), что республика гарантирует реализацию права на указа ние своей национальной принадлежно сти (Башкортостан). Гражданам титуль -ной национальности, проживающим за пределами республики, оказывается содействие в обеспечении национально культурных и образовательных потребно стей (Мордовия). А в ст. 59 Конституции Республики Коми употребляется понятие «жители»: «Республика Коми покрови -тельствует своим жителям в случае их вре менного пребывания за пределами респу блики».

Интересная норма содержится в ст. 36 Конституции Республики Алтай: «Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку невладения государ ственными языками».

Большое разнообразие можно наблю -дать в закреплении сферы духовных прав и свобод. Гарантируется право свободно исповедовать любую религию, в основе которой нет идей человеконенавистни чества, национальной и расовой розни (Алтай). Государство поддерживает тради ционные для народов республики религи озные конфессии и движения (Кабардино -Балкария).

В некоторых республиках принима ются меры по сохранению и развитию культуры, науки, духовных ценностей, историко культурного наследия, само бытности традиций, обычаев всех наро дов, населяющих республику (Алтай). Не допускаются цензура и монополизация средств массовой информации (Саха — Якутия). Устанавливается также, что рас пространение информации, несовмести мой с морально нравственными и нацио нальными традициями и устоями наро дов республики, преследуется по закону (Кабардино- Балкария). Запрещается пропаганда насилия и порнографии (Чеченская Республика).

С особенностями закрепляют респу бликанские конституции и обязанности человека и гражданина. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает ряд обязанностей, таких как обязанность каждого уважать самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народа республики, содействовать их возрождению, сохранению и развитию, заботиться о сохранении жизни и здо -ровья других лиц, уважать нравственно -этические ценности и нормы взаимоотно шений, сложившиеся в условиях Севера, заботиться о воспитании своих детей, готовить их к общественно полезному труду, растить их достойными членами общества. При этом здесь нельзя не отме -тить некое сужение права на альтернатив ную гражданскую службу, закрепленного федеральной Конституцией. В редакции ст. 27 Конституции Республики Саха (Якутия) это выглядит следующим обра зом: «Представители коренных малочис ленных народов Севера имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с федеральным законом».

Конституция Республики Алтай в ст. 60 устанавливает следующую обязанность землепользователей: «Землепользователи, учитывая своеобразие горной террито -рии республики, обязаны бережно отно ситься к земле, повышать ее плодородие и рационально использовать природные ресурсы».

Существует и обязанность уважать государственные символы. Статья 64 Конституции Татарстана устанавливает, что «долг каждого в Республике Татарстан

— уважительно относиться к государствен -ным символам Российской Федерации и Республики Татарстан. Публичное про -явление неуважения к государственным символам Республики Татарстан влечет ответственность, предусмотренную зако ном». Аналогичная норма закрепляется в ст. 65 Конституции Алтая: «Каждый дол жен уважительно относиться к государ ственным символам: флагу, гербу и гимну Республики Алтай. Надругательство над государственными символами преследу -ется по закону».

Анализируя содержание норм респу -бликанских конституций о правовом статусе личности, можно сделать сле -дующие выводы. Во- первых, права и свободы человека и гражданина как конституционно правовой институт закрепляются в каждой из конституций республик. Во вторых, главы или разделы, регулирующие указанный институт, про изводны от соответствующей главы феде ральной Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Республиканские конституции воспроизводят практически все статьи Конституции РФ о правовом статусе личности. В третьих, наличие осо бенностей на республиканском уровне наблюдается только при закреплении социальных, экономических, культур ных и духовных прав и свобод человека и гражданина. В четвертых, в конституциях некоторых республик имеются незначи тельные отступления от положений феде рального законодательства, что, впрочем, не несет никаких правовых последствий. В пятых, часть республиканских консти туций содержит ряд полезных положений, особенно в духовно нравственной сфере, к сожалению, не имеющих аналога в феде ральной Конституции.

Как уже отмечалось, регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ относится к сфере ведения федерации. Республики в составе РФ осуществляют защиту закрепленных прав и свобод. При этом расширение правового статуса лич ности, улучшающее положение чело века и гражданина, вполне приемлемо. Конституционные нормы некоторых республик дополняют и конкретизируют федеральную Конституцию, чем создают неповторимость и своеобразие собствен ных конституционных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.