Парамонова А.Е.
Аспирант, кафедра культурологии Уральский государственный педагогический университет
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»: ВОССОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ГЕОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
Национальная Доктрина образования РФ утверждает необходимость полноценного воспитания и образования для каждого ребенка. А это значит, что, обучаясь в школе, дети должны получить представление о мире во всей его целостности. Мир и его явления должны быть представлены учащимся не только в физических, химических, математических, биологических и языковых характеристиках, но так же и духовных, эстетических, культурологических.
Культурологический характер курса «Основы православной культуры» - это гарант его светскости и образовательной необходимости. Повторим, что Доктрина образования в несколько задач вкладывает утверждение о необходимости «сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [7], а так же «сохранения языков и культур всех народов Российской Федерации» [7]. Известно, что трансляция культурной информации подрастающим поколениям посредством образования - один из ведущих способов сохранения и поддержки культурных традиций и ценностей. Однако эффективность этого способа проявляется не в простой фиксации информационного объема потомками, но в эмоциональном отклике, позитивном отношении, желании воспроизводить и передавать далее культурные традиции, ценности.
Создать целостный образ русской культуры во всем многообразии ее явлений и проявлений - задача сложная и неоднозначная. Считаем, что в данном случае уместно говорить о таком феномене как «образ геокультурного пространства». Преподавание курса «Основы православной культуры» видится нам как попытка воссоздания целостного образа геокультурного пространства России. Для пояснения обратимся к самому термину «геокультурное пространство».
Исследованием феномена геокультурного пространства, иначе - метагеографией, занимались такие исследователи как Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, Н.П. Анциферов и другие.
Данные исследователи утверждают, что любое геокультурное пространство необходимо изучать в связи с природой, которая накладывает на него свой отпечаток, а так же во всей целостности его элементов. «Понятие «гуманитарная география» включает в себя политическую географию, этнографию, географию культуры и культурных ландшафтов, географию религий» [1, 13].
Метагеография, выделенная Д.Н. Замятиным - одна из новых областей географии. В контексте данной науки любое геокультурное пространство, жизненная среда достаточно большой группы людей рассматривается как культурный ландшафт [5], который представляет собой совокупность природных и культурных компонентов, пространство, освоенное утилитарно, семантически и символически.
Каждая страна уникальна не только с точки зрения своего географического положения, исторических событий, политического устройства, условий экономики и особенностей языка, но с точки зрения особенностей культуры, а так же взглядом на культуру из вне, сторонним наблюдателем. Другими словами, каждое геокультурное пространство, будь то страна, регион или город, имеет свой неповторимый образ в сознании отдельного человека и целого общества.
По нашему мнению, понятие «образ геокульутрного пространства» тесно связано с таким понятием, как «впечатление». Метагеография, по словам Д.Н. Замятина, представляет собой «синтетическую, научно-художественную область, в которой изучаются фундаментальные основы образного взгляда на географическое пространство» [3, 6].
Без сомнения, культура является продуктом определенного пространства. Образ любого геокультурного объекта строится из многих элементов, культурных реалий, каждая из которых в той или иной степени создает представление о данном пространстве. Культурные проявления пространства могут исследоваться через изучения языка, быта, традиции, а так же через памятники искусства, или их совокупность. Для каждого геокультурного пространства тот или иной элемент образа (или несколько таких элементов) становятся доминирующим, а главное, репрезентирующим данное пространство. Именно такие яркие элементы влияют на тот образ геокультуного объекта, который отложится в сознании человека или общества.
Образ геокультурного пространства создается не только и не столько естественными условиями данного пространства. Человек (и/или человечество) как существо, способное творить, на основе этих естественных условий создает определенный текст. Обращаясь к теории геокультурного пространства и метагеографии, мы выходим на уровень метагеографии России, на котором попытка воссоздать геокультурный образ страны напрямую приводит к поиску и систематизации культурообразующих факторов. Для этого мы обратились к исследованию И.Я. Мурзиной, которая предлагает систему регионообразующих факторов, рассматривая регион именно как целостное геокультурное пространство, со своими природно-географическими и историко-культурными реалиями [6, 13]. По нашему мнению, данная система факторов может стать основой для целостной характеристики любого геокультурного пространства. Мы попытались представить данные факторы в виде, адаптированном для характеристики любого геокультурного пространства.
1. Географический фактор. То есть описание природных условий и ресурсов, характерных для данной территории.
2. Историко-культурный фактор. То есть история заселения и освоения геокультурного пространства, формирование типов культуры и доминирующего типа личности, представление о национальном характере.
3. Демографическая составляющая. То есть проблемы расселения населения и т.д., а так же те или иные формы организации социальной жизни и способы освоения природного мира.
4. Этнокультурная составляющая. То есть рассмотрение культуры отдельных этнических групп (система ценностей, язык, религиозные верования, обряды, традиции), проживающих на данной территории, а так же процессы межкультурного взаимодействия этносов. Сюда же можно отнести и духовную составляющую.
5. Социально-политическая составляющая. Речь идет об идентичности, как эмоциональной, национальной и - для некоторых видов геокультурного пространства -наднациональной. Кроме того, это социальные мифы, которые определяют жизнь данного геокультурного пространства.
6. Ценностно-ориентирующая составляющая. То есть анализ системы ценностей, существующих в данном геокультурном пространстве, а так же значимых для конкретных периодов особенностей культуры данного пространства.
7. Политико-экономические системы.
Известно, что в Стандарте образования выделяется несколько образовательных областей, каждая из которых представляет собой определенный фрагмент представления о мире в целом и о России в частности. Условно можно было бы определить, какие из предметов «отвечают» за характеристику того или иного фактора образующего геокультурное пространство России (например, дисциплина как «Обществознание»
предполагает знакомство с политико-экономическим фактором, а «География» - с географическим, экономическим положением и природно-климатическими условиями страны), однако попытка определить какие же дисциплины предполагают знакомство с этнокультурным фактором, включающим систему ценностей, религиозные верования, обряды, традиции, дают представление об идентичности, эмоциональной, национальной и наднациональной, а так же социальных мифах, которые определяют жизнь данного геокультурного пространства, представляется затруднительной. Несомненно, трансляция вышеуказанной информации происходит в процессе изучения таких предметов как «Литература», «История», «Обществознание», «Мировая художественная культура», однако в настоящее время наблюдается тенденция на приоритет информационного объема, тогда как культурный подтекст теряет свое значение, приобретая статус межпредметной связи. Отсюда происходит мнение о том, что культурообразующая основа, давшая импульс историческим событиям нашей Родины или художественному творчеству не заслуживает основательного и конкретного изучения.
Однако это не так. Выше мы уже говорили о возможности выделения культурных доминант метагеографического образа для любого геокультурного пространства. Для России таковой доминантой является религиозный фактор, а конкретно - фактор православной культуры. Именно поэтому ошибочным является фрагментарное и бессистемное изучение ее явлений и артефактов.
Мы определяем православие как культурообразующую религию России. История и культура - плод человеческих усилий, национальная история и культура - продукт общества с определенными традициями и ценностями. Известно, что культура - человеческое измерение реальности. Человек рождается уже в существующем, измененном в ходе человеческой деятельности социокультурном пространстве. Это мир предметов, мир ценностей, мир коммуникаций. В процессе социализации происходит присвоение человеком культуры. Но человек осваивает культуру деятельностно. Так происходит трансляция ценностей, традиций, нравственных и эстетических норм и идеалов. Мы полагаем, что общечеловеческие ценности всегда имеют национальный оттенок, который обусловлен особенностями национальной религии. И если мы обратимся к традициям и ценностям русской культуры, то увидим их основание в Православии. На философско-методологическом уровне к определению сущности ценностей русской культуры обращались Н.А. Бердяев, С.Булгаков, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, П. Флоренский и многие другие религиозные мыслители. Они понимали ценности русской культуры в контексте религиозного мировоззрения, и основой данных ценностей являлся Божественный Закон.
И.Ильин выделяет четыре основных фактора, которые повлияли на формирование русского национального характера: первозданный духовный образ народа, климатические, географические и геополитические условия, природные свойства восточно-славянского этноса, воспитание православием. И одним из главных факторов формирования национальных ценностей и традиций философ называет фактор религиозный. Именно на Православии зиждется система русских национальных традиций и ценностей, русского национального характера И. Ильин утверждал, что ценности русской культуры - это религиозно-этические ценности. Религиозно-этические ценности являются духовными ценностями, исторически сложившимися в национальной культуре, их можно рассматривать как народное достояние [4]. Кроме того, данные ценности могут рассматриваться и как механизм культурной идентификации, формирующий самосознание. В своем исследовании «Нравственный идеал русской культуры» Н.А. Чепурнова последовательно доказывает, что российская нравственно-этическая система базируется на православном христианстве [8]. Поэтому мы вправе утверждать, что духовно-нравственными ценностями русской культуры являются религиозно-этические ценности Православия. Русская культура - понятие в первую
очередь духовное, нежели материальное. Это заложено самой русской философской традицией. Данные положения позволяют нам рассматривать русскую культуру в контексте православного мировоззрения.
В 2004 году А.А. Глуханюк провела культурологический анализ значимости традиций православного воспитания для современной молодежи России, в ходе которого выяснилось, что для «российской молодежи свойственно восприятие православия в качестве национальной характеристики русского народа» [2,11]. Автор исследования последовательно доказывает необходимость и востребованность традиций православного воспитания для современной молодежи как один из возможных путей к национальной идентичности.
Отметим, что трансляция ценностей и традиций культуры тем лучше будет приниматься и восприниматься личностью, чем плотнее данные традиции и ценности связаны с понятием «нормы» адекватным данному геокультурному пространству. Если основание традиций, ценностей и стереотипов поведения для геокультурного пространства России лежит в православной культуре, значит их трансляция не должна и не будет вызывать отторжение.
Однако дело в том, что трансляция основ православной культуры подрастающему поколению России представляет собой как бы «возвращение к истокам», через вековой временной промежуток. На сегодняшний день мы сталкиваемся с отрицательной стереотипизацией общественного представления, когда принято считать религиозное основание культуры ее несомненным недостатком.
Если бы православная культура не прерывала своей традиции, не возникло бы представления о ней, как о религиозном пережитке, так как, при внимательном обращении к ее этико-гуманистической системе (прот. С. Булгаков, И. Ильин, К. Леонтьев, Н. Лосский, В. Соловьев, С. Трубецкой, и др.), становится очевидным, что православная культура - культура воспитания человеческого достоинства, где человек - венец творения - предстает не только как биологический организм, но как духовное существо, уникальная личность, способная к творчеству, святости, бессмертию. «Православное сознание исходит, по существу, в понимании человека из глубокого чувства его ценности», - писал В. Зеньковский.
Православная культура дает представление об истоках отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой, предлагает универсальную систему нравственных, эстетических, поведенческих норм и идеалов, вмещает в себя все проявления человеческого бытия.
Литература
1. Анциферов Н.П.Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга. - М., 1981
2. Глуханюк А.А. Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи: автореф. дисс. канд. культурологии. - Екатеринбург [б. и.], 2005. - 24 с.
3. Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. - М.: Владос, 2004. - 348 с.
4. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. -М.: Искусство, 1993. - 329 с.
5. Каганский В.П. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: Наука, 1997. - 486 с.
6. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания: монография./Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2003. - С. 13
7. Национальная Доктрина образования РФ [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
8. Чепурнова Н.А. Нравственный идеал русской культуры: автореф. дисс. канд. филос. наук. - Н.Новгород [б. и.], 2005. - 29с.