Научная статья на тему 'Основы построения системы управления стратегией социально-экономического развития муниципального образования.'

Основы построения системы управления стратегией социально-экономического развития муниципального образования. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1536
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / STRATEGIC MANAGEMENT / MUNICIPALITIES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / POPULATION LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянов С. В.

Статья посвящена проблемам эффективного управления стратегией социально-экономического развития муниципального образования. Автором предлагается модель системы стратегического управления и методика расчета ее ключевого элемента интегрального показателя качества жизни населения, служащего для определения исходного положения города и оценки эффективности предлагаемых стратегических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андриянов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of developing a system of management of a socio-economic development strategy in a municipality

The article broaches the issues of effective management of a socio-economic strategy in a municipality. The author proposes the model of a strategic management system and the calculation procedure for integral showing of population life quality as its key element. This showing is used to determine an actual town situation and to evaluate effectiveness of suggested policy decisions.

Текст научной работы на тему «Основы построения системы управления стратегией социально-экономического развития муниципального образования.»

С. В. Андриянов

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой экономики, организации производства, управления Брянского государственного технического университета.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор И. А. Кузовлева

Статья посвящена проблемам эффективного управления стратегией социально-экономического развития муниципального образования. Автором предлагается модель системы стратегического управления и методика расчета ее ключевого элемента - интегрального показателя качества жизни населения, служащего для определения исходного положения города и оценки эффективности предлагаемых стратегических решений.

Основы построения системы управления стратегией социально-экономического развития...

Ключевые слова: стратегическое управление, муниципальные образования, социально-экономическое развитие, качество жизни населения.

The article broaches the issues of effective management of a socio-economic strategy in a municipality. The author proposes the model of a strategic management system and the calculation procedure for integral showing of population life quality as its key element. This showing is used to determine an actual town situation and to evaluate effectiveness of suggested policy decisions.

Key words: strategic management, municipalities, socio-economic development, population life quality.

Одной из тенденций развития мирового сообщества в последнее десятилетие стало устойчивое движение России в различных областях жизни государства: экономике, социальной и политической сферах, культуре и спорте. Сегодня становится очевидным, что российское общество обладает достаточным потенциалом для решения сложных социально-экономических задач. Между тем острые текущие проблемы уступают свое место проблемам стратегического развития большинства социально-экономических систем. В такой ситуации приобретает особую значимость использование в управленческой деятельности инструментов и механизмов стратегического менеджмента.

Активный переход к построению систем стратегического управления развитием характерен для организаций различной природы, будь то крупные промышленные холдинги или малые торговые компании, федеральные службы или муниципальные унитарные предприятия. Муниципальные образования, представляя собой сложную социально-экономическую структуру, становятся в настоящее время важным объектом стратегического управления.

Принятие в 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» перенесло ответственность за развитие отдельных территорий на плечи местных властей. К сожалению, вместе с этой ответственностью муниципальные администрации получили множество острых социальных и экономических проблем и не получили достаточных средств и полномочий для их немедленного решения. С появлением новой редакции Федерального закона от

6 октября 2003 г. был ликвидирован ряд недостатков и противоречий схемы местного самоуправления в России. В частности, была предложена модернизированная типология муниципальных образований, включающая два класса первого уровня (муниципальные районы и городские округа) и три класса второго уровня (городские и сельские поселения, а также межселенные территории).

Наибольшими возможностями реализа-ции функций стратегического управления развитием обладают муниципальные образования первого уровня. Однако следует отметить, что муниципальные районы и крупные городские округа в большинстве своем обладают достаточным социально-экономическим потенциалом для обеспечения устойчивого развития, в то время как для средних и особенно малых городов, получивших статус городских округов, проблема построения системы стратегического управления стоит сегодня как нельзя остро.

По нашему мнению, стратегическое планирование развития городской системы, реализацию и контроль разработанной стратегии необходимо рассматривать в рамках проекции стратегических решений на четыре плоскости: качество жизни населения, модель взаимодействия администрации и стейкхолдеров города, организация внутренних процессов местной администрации и финансово-бюджетная сфера. Необходимо также выделить ряд элементов, выступающих в роли обеспечивающих компонентов (рис. 1).

Плоскость «Качество жизни населения» выступает опорным элементом системы стратегического управления муниципальным образованием. В ее основе лежит раз-

4Т4ДИВ1 УПМЛ.МЛПЕИКГГТАТКГНКй

II, Ю1 КШ.ТЛ У11ГЛВ.1 КМИЛ СТРАТ1 I II ки

ни киши

Г.1ЕМН1

Фн

[1Ш

■ 4,1 ( 11! 4,1 или 11М.1ГК ЬЧШШ ■: К II I м

■ - ------т и||| 141 lld.ll Hl.il Нанпипя

1 Ш П1'1М*ЕЕР№и ! , ь пака uif.lL ыгчлмьоэшмтг

¿зяш цачт ы ангы иишишп

!__..............! риапн! 1

ТЪихнлпн чIкф. 1 ■'11 икшн г-ЯШШ^ВЗЕПНа £

ШЛЯПНИ

I [• ■■ Е » фИ№НЕМЦ|П>

РЛЧИ|№ У _______

Рис. 1. Ключевые аспекты построения системы стратегического управления развитием

муниципального образования

работка системы показателей социально-экономического развития города или района и интегрального показателя качества жизни населения, выступающего компонентом связывания отдельных стадий стратегического управления: анализ исходного социально-экономического положения территории и SWOT-aнaлиз, разработка стратегических альтернатив и обоснование выбора стратегии развития, оценка эффективности предлагаемых программ и прогнозирование дальнейшего развития муниципального образования, мониторинг и контроль за выполнением целевых стратегичес -ких программ.

Проекция стратегии развития города на плоскость «Финансы» позволяет отразить хозяйственную составляющую деятельности муниципального образования. Работа по оценке бюджетной эффективности отдельных элементов стратегии проводится по

двум направлениям: разработка плана по финансовому обеспечению программы развития и прогнозирование дополнительных поступлений, связанных с ее реализацией. Выходным параметром предлагаемого механизма является чистый дисконтированный бюджетный поток.

В современных социально-экономических условиях одним из приоритетных направлений деятельности местной администрации становится управление взаимоотношениями со всеми стейкхолдерами муниципального сообщества. С точки зрения системного подхода город можно охарактери-зовать как систему взаимодействий субъектов разного рода: администрация, население, органы власти регионального и федерального уровней, муниципальные предприятия и учреждения, коммерческие и некоммерческие частные предприятия и организации. При этом выделяются следующие типы

Основы построения системы управления стратегией социально-экономического развития..,

взаимосвязей: финансы, товары и услуги, управленческие отношения, социальные услуги, партнерство, РЯ.

Цель проецирования стратегии развития города на плоскость «Взаимодействие» заключается в разработке «карт взаимодействий», отражающих ключевые аспекты системы взаимоотношений с отдельными категориями субъектов, и построении программ дальнейшего развития этих отношений.

Плоскость «Внутренние процессы» позволяет оценить влияние предлагаемых стратегических решений на четыре аспекта деятельности местной администрации: организационная структура, корпоративная культура, мотивация труда работников и повышение кадрового потенциала организации. Помимо этого, в рамках рассматриваемой плоскости происходит установ-

ление центров ответственности за реализацию отдельных этапов реализации стратегии по каждой из социально-экономических макроподсистем муниципального обра -зования с выделением сферы ответственности работников, отделов и подразделений за создание, поддержку и развитие системы взаимоотношений с различными категориями субъектов местного сообщества.

Одним из ключевых элементов разработки эффективной стратегии социально-экономического развития города и ее успешной реализации является активное использование интегрального показателя качества жизни населения как основного ориентира управления стратегией, что соответствует миссии любого муниципального образования. Мы предлагаем следующую методику расчета (рис. 2).

Частные показатели Частные индексы Балльная оценка

[P,N] P<P)f I(N)] показателя [В(Р), В(М)]

RISQ (Relative Integral Интегральный Частный обобщающий

Showing of Quality) 4— балльный показатель *— балльный показатель

жизни населения [R] [В] [В(в)]

Рис. 2. Алгоритм расчета относительного интегрального показателя качества жизни населения

Частные показатели отражаются состояние каждой из основных сфер функционирования города или иного муниципального образования: демография, образование, здравоохранение, культура и спорт, экология, жилье, труд, экономика, бюджет, инвестиции (рис. 3).

Предлагаемый показатель Я180 носит относительный характер, расчет частных

индексов в зависимости от целей анализа может быть произведен на основе значений частных показателей по региону, аналогичному округу или муниципальному образованию за базовый период.

В соответствии с рассчитанным значением частного индекса городу присваивается от -3 до 3 баллов по каждому из позитивных (£(р)) и негативных (В (м)) показателей.

Демография Жилье

Образование 1руд

Здравоохранение RISQ жизни населения Экономика

Культура и спорт Инвестиции

Экология Бюджет

Рис. 3. Факторы определения качества жизни населения

2 1

На основании балльных оценок рассчитывается частный обобщающий балльный показатель, позволяющий сравнить муниципальные образования по конкретному фактору качества жизни населения.

Б

(я)

1

(

п + т

пк тк

Л

(М ) ]

}=1

(1)

где Бк(я) - частный обобщающий балльный показатель к-й группы, пк и тк - количество позитивных и негативных показателей в группе соответственно.

Интегральный балльный показатель (Б) представляет собой сумму частных обобщающих показателей. Переменная а отражает количество факторов, характеризующих качество жизни населения.

Б = 1Б^

(я)

(2)

к=1

Исходя из минимального и максимального количества присваиваемых баллов по каждому из показателей можно определить отрезок числовой прямой, к которому принадлежит интегральный балльный показатель: Б е [ -3 х а;3 х а] . Для более удобного восприятия полученных результатов мы предлагаем рассчитать относительный интегральный показатель качества жизни населения следующим образом (Л):

Я =

Б

3 х а

х 100%.

(3)

Разделение базовых показателей на две категории позволяет отразить социально-

экономическое положение одного или нескольких муниципальных образований на плоскости, измерениями которой являются «условия жизни» (ось абсцисс) и «уровень жизни» (ось ординат). Расчет координат муниципального образования производится следующим образом:

п

ЪБ,,С) X Б

( Ь )

X =

7=1

У =

1=1

(4)

3 х п 3 х т

где Б(С - 7-й балльный показатель, относящейся к категории условия жизни, Б(Ь) - у-й балльный показатель, относящейся к категории уровень жизни, п - число показателей условий жизни, т - число показателей уровня жизни.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что предлагаемые решения могут служить основой дальнейшего совершенствования системы управления стратегией развития муниципального образования, что особенно актуально в современных российских условиях. В частности, показатель RISQ определяет стратегические ориентиры развития системы города или района. Применяемый подход к построению модели муниципального образования и механизма стратегического управления изначально ориентирован на малые и средние городские образования, однако может быть адаптирован к особенностям муниципальных образований иных категорий.

7=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.