Научная статья на тему 'Основы модульного проектирования в женской одежде сложных форм'

Основы модульного проектирования в женской одежде сложных форм Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3182
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ОДЕЖДЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК / МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / MODULE / MODULAR DESIGN OF CLOTHING / TECHNICAL DRAWING / MODULAR DESIGN

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Брезгина С. А.

Рассмотрена возможность применения модульного проектирования для получения сложных модельных конструкций одежды. Предложена последовательность получения модельных конструкций одежды с использованием модулей. Показано многообразие модулей в одежде. На конкретном примере показан способ построения сложной модельной конструкции одежды с драпировкой. Предложены возможные пути решения задач формообразования женской одежды сложных форм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF MODULAR DESIGN IN WOMEN''S CLOTHING OF DIFFICULT FORMS

The possibility of using a modular design for complex model designs of clothes. Proposed sequence obtain model designs clothes using modules..The variety of modules in clothes. A specific example shows how to build a complex model design clothes with drapery. The possible ways of solving the problems of formation of complex forms of women's clothing

Текст научной работы на тему «Основы модульного проектирования в женской одежде сложных форм»

УДК 687.016

ОСНОВЫ МОДУЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ

СЛОЖНЫХ ФОРМ

С.А. Брезгина

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.

Рассмотрена возможность применения модульного проектирования для получения сложных модельных конструкций одежды. Предложена последовательность получения модельных конструкций одежды с использованием модулей. Показано многообразие модулей в одежде. На конкретном примере показан способ построения сложной модельной конструкции одежды с драпировкой. Предложены возможные пути решения задач формообразования женской одежды сложных форм

Ключевые слова: модуль, модельная конструкция одежды, технический рисунок, модульное проектирование.

BASES OF MODULAR DESIGN IN WOMEN'S CLOTHING OF DIFFICULT FORMS

S.A. Brezgina

St. Petersburg state University of Economics (SPbSEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21; The possibility of using a modular design for complex model designs of clothes. Proposed sequence obtain model designs clothes using modules..The variety of modules in clothes. A specific example shows how to build a complex model design clothes with drapery. The possible ways of solving the problems of formation of complex forms of women's clothing

Keywords: module, modular design of clothing, technical drawing, modular design.

При проектировании сложных модельных конструкций одежды возникает множество вопросов, связанных с построением, а именно переводом исходной базовой конструкции в модельную. Современная одежда часто имеет «изюминки» в виде усложненных конструктивных узлов, получить которые техническими приемами моделирования на первый взгляд невозможно. Но, как показывает опыт, при правильном подходе данный вопрос решается технически почти всегда[1].

Выполнять данные задачи представляется возможным, используя приемы так называемого модульного проектирования изделий.

Использование модуля - (от лат.тос1и1ш - маленькая мера) - условной единицы, принимаемой для координации размеров фигуры человека, частей здания или комплекса, предметов быта и др.- издавна используемый приём. Например, народный орнамент состоит из небольшого числа повторяющихся элементов. В архитектуре разных народов, возникнув вследствие технической необходимости, модуль стал одним из средств архитектурной композиции, которое используется для приве-

дения в гармоническое соответствие размеров целого и его частей (например, золотое сечение в античной архитектуре, Модулор в практике Ле Корбюзье). В настоящее время широкое распространение, например, получили приемы модульного обучения - способа организации учебного процесса на основе блочномодульного представления учебной информации. САПР одежды также предпочитают весь процесс проектирования одежды разбивать на программные модули: например, в САПР Сот-Шпэс: Рабочее изделие - оформление лекал, конструктивное моделирование, градация лекал, формирование комплектов, Раскладка -программа построения раскладки и другие.

В современной одежде есть предметы, которые собираются из модулей - отдельно обработанных частей одежды, соединяющихся между собой крючками, бантами, «молниями», потайными застёжками... Модули одежды -части рукава, капюшон, части деталей переда и спинки, как правило, имеют простые геометрические формы или близкие к ним. При соединении их друг с другом получаются, например, короткая юбка, юбка средней длины, длинная юбка, платье (рис.1).

1 Брезгина Светлана Аскольдовна - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры "Индустрии моды и красоты" СПбГЭУ, моб.: +7 905 223 46 90, e-mail: sbrezgina@mail.ru

Модули могут быть выполнены в виде ромбов, звёзд, цветов, птиц и соединяться между собой в предметы одежды. Вариации бесконечны, особенно при использовании материалов разных цветов для «лица» и «изнанки», выборе видимых способов соединения и др.

Итак, использование модуля — это далеко не новый приём, удачно использующийся для выделения более простых элементов в сложном, способствующий подробному отдельному их описанию и изучению. Таким образом, отметим целесообразность использования модулей и в модельной конструкции одежды для более простого ее выполнения.

0 а 0

г І ■- Ей

1 кл

Актуальным направлением в работе над модельной конструкцией одежды представляется выделение отдельных модельных узлов -модулей, уточнение или разработка методики их проектирования, построение и дальнейшее их пристраивание к деталям/шаблонам базовых конструкций одежды. В данной статье рассматривается последовательность получения таковой, целесообразность использования которой доказывает большой практический опыт.

При проектировании новой модели одежды требуется иметь определенный объем информации о ней. Эта информация включает ряд характеристик о модели и служит основным источником знаний о ней. Большая роль здесь отводится правильно выполненному техническому рисунку модели. По техническому рисунку удобно проводить детальный анализ модели, легко выделить отдельные модули, он позволяет правильно выбрать прибавки и является основным источником информации при техническом моделировании. Технический рисунок следует выполнять с использованием каркасного рисунка фигуры и рисунка надетой на фигуру одежды (рис.2).

Рисунок 1 -Одежда из модулей [2]

Рисунок 2 - Фотография модели одежды и её технический рисунок [1]

При выполнении технического рисунка после определения общего силуэта модели, следует последовательно отследить очертания его составных частей на виде спереди, а именно определить:

- положение линии талии в модели одежды относительно ее естественного положения (четвертая горизонталь);

- ширину линии талии в модели одежды;

- положение горловины изделия (расширенная, углубленная, естественная) и воротника;

- положения, длины, кривизны линии плеч. Посмотреть, насколько крайняя точка плеча удалена от плечевого ската, какой характер имеет линия плеча: четко прямая, сильно спущенная, приподнятая и т.д.;

- конфигурацию проймы: округлая, прямая, округлость преимущественно внизу и др.;

- глубину проймы: естественная, углубленная и т.д.;

- конфигурацию боковой линии от проймы до талии и от талии до линии бедер или до линии низа. Эта линия может повторять силуэт "песочные часы", то есть иметь сильное прилегание в области талии и расширение в области бедер, может быть спрямлена и т.д.

- линию низа в случае малого объема изделия внизу следует изображать прямой линией, при расширенном низе - плавной выгнутой линией и др.

Подобно описанию становой части изделия можно дать характеристику рукаву, воротнику, которые тоже могут иметь разные степени прилегания к телу на разных уровнях и характеризоваться конфигурацией краев.

Важным на данном этапе работы является определение конструктивных прибавок на различных уровнях. На рисунках они отражаются в виде зазоров между контурами торса и одежды. Процесс определения прибавок новой модели и их распределение по рисунку является наиболее сложно формализуемым.

Далее начинают детальную проработку внутренних линий на рисунке. Сначала, в соответствии с предложенной ранее схемой показывают горловину и застежку, воротник, затем членения сквозные и несквозные (конструктивные и конструктивно-декоративные линии, участвующие в создании формы). Потом приходит время складок и драпировок. В конце наносят отделочные строчки и детали.

При обрисовке модели одежды на фигуре становится возможным учитывать пластические свойства материалов. Плотные ткани придают четкость силуэту, а толстые и мягкие создают округлые формы. Тяжелые ткани при драпировании образуют более глубокие отвесные складки, а с помощью легких проще получить дополнительный объем.

При выполнении рисунков одежды на других видах не следует забывать о значимости вспомогательных линий, которые могут быть нанесены с целью отслеживания преемственности изображений одних модных деталей другими видами.

Таким образом, технический рисунок должен содержать всю необходимую информацию о модели, он должен отражать сведения о фигуре, материале, содержать все контурные, конструктивные и декоративные линии.

Порядок проектирования новой модельной конструкции может быть таким:

1. Получение задания (исходной информации о модели) в виде:

- модели в виде эскиза, фотографии, зарисовки, готового образца;

- первичной информации о фигуре (размер, рост, полнотная группа);

- сведений о используемом материале.

2. Выполнение технического рисунка модели одежды с использованием каркасного рисунка фигуры.

3. Определение параметров модельных характеристик проектируемого изделия в натуральную величину с использованием приемов масштабирования и пропорционирования [1,3].

4. Выделение отдельных модулей предмета одежды, выполнение которых требует использования приемов конструктивного моделирования.

5. Подготовка подробного анализа модели в виде развернутого описания, описание модулей.

6. Подбор и уточнение базовой конструкции с учетом свойств материалов.

7. Определение принадлежности проектируемых модулей модели к варианту (вариантам) конструктивного моделирования в зависимости от степени изменения базовой конструкции. Построение модулей с использованием приемов технического моделирования.

8. Пристраивание модулей (при необходимости) к чертежу базовой конструкции одежды или наложение.

9. Изготовление образца модели или макета.

Для определения наиболее правильного и короткого пути конструктивного моделирования рекомендуется подготовить "план-схему" [1, 3] преобразования детали в масштабе, например, 1:5 или 1:4. Только потом следует вы-

полнять моделирование на деталях в натуральную величину (1:1).

Опыт проектирования сложных модельных конструкций и их технического представления показал неудобство построения сложных модельных узлов на одном чертеже. Иногда приходится выполнять цикл модельных преобразований, условия отражения их в чертеже являются обязательными, что, конечно ведет к трудностям его прочтения. Поэтому целесообразно выполнения модельного узла -модуля отдельно, оформляя его как фрагмент построения всей конструкции.

Нельзя также не остановиться при рассмотрении модулей на способах их соединения с базовым чертежом. Для этого далее в статье выделим основные их виды.

Нет такого учебника по конструированию одежды, который бы не касался вопросов моделирования одежды. Но наблюдается разрозненность информации, разная терминология и определения, кроме того, данные глубоко устарели. Отметим, что ни один из источников не предлагает проводить отдельное построение модельных узлов, предпочитая давать в качестве примеров проработку сложных модельных конструкций, не анализируя и не классифицируя их. А ведь те предметы одежды, что предлагает современный рынок, намного опередили научные и возможные представления о моделировании одежды (рис.З). Наряду с полученными традиционными приемами моделирования видами одежды, в последнее время появились совершенно новые. Это и изделия с оригами-элементами, и трансформируемые путем драпирования, завязывания, скручивания предметы женской преимущественно одежды на основе разных геометрических фигур, драпировки, полученные перекосом и др. Отдельными модельными модулями могут считаться и традиционные драпировки, и отдельные модельные элементы, складки, воланы, членения, отдельные модули одежды, как рукава, воротники и др. Иными словами, модули возникают, если используются приемы моделирования, видоизменяющие базовую конструкцию одежды, делающие её отличной от других.

Присоединяться к базовой конструкции выделенные модули могут разными способами в зависимости от их вида и положения в одежде. Например, такие модули, как рукава, ворот-

ники, могут присоединяться к контурным линиям базовой конструкции в области проймы и горловины соответственно. При необходимости (при получении, например, других видов рукавов или воротников), они могут объединяться с ними известными, описанными в специальной литературе, способами. Другие же модули, как драпировки, оригами-элементы, следует присоединять по-другому.

Рисунок 3 - Современная одежда с конструктивными модулями [4]

Готовые модельные узлы «накладываются», пристраиваются на подобранную базовую конструкцию одежды с подходящими к конкретному случаю характеристиками. В этих случаях необходимо на детали базовой конструкции нанести вспомогательными линиями простую геометрическую фигуру, в которую бы вписалась проекция рассматриваемого модуля, либо объединить часть проекции с внешним контуром базовой детали, чтобы получилась замкнутая фигура. Внутри данной проекции следует нанести проекционные линии складок и сгибов. Далее целесообразно вынести проекцию за пределы основной детали и вести её изменение отдельно согласно правилам конструктивного моделирования, оставляя как минимум две точки её неизменными. После того, как модуль на проекции проработан, следует «наложить» его на базовую деталь, совмещая по оставленным неизмененными двум точкам. Если определённый ранее модуль соединяется с основными деталями посредством швов (проектируется членение), то после его отдельного построения возвращения на основной чертеж не требуется. Пример получения такого модуля с драпировками для заданной модели показан на рис.4 и 5.

52

СПбГЭУ

При таком модульном выделении отдельных конструктивных и модельных элементов становится возможным следующее:

- простое воспроизведение сложных модельных узлов;

- исследование самих модельных узлов на стабильность и прогнозирование их поведения в изготовлении и эксплуатации с учетом использованных материалов;

Рисунок 5 -Способ получения и оформления драпировки на чертеже [1]

- выделение геометрических характеристик модельных образований, возможность их отдельного изучения;

- легкой формализации построения в САПР сложных модельных узлов в одежде;

- классификация и унификация модельных модулей.

Учитывая огромное многообразие модельных образований, нет необходимости срочно проводить подробный их анализ и систематизировать. Принимая во внимание выше предложенную схему воспроизведения одежды с модулями, становится возможным постепенно собирать базу данных, выводя закономерности и отбрасывая лишнее. Накопленная постепенно таким образом информация даст предпосылки к дальнейшему развитию моделирования в САПР одежды, приведёт к уточнению или разработке методик проектирования модельных узлов, одежды новых видов, а также сделает возможным комплексное исследование свойств модельных образований в одежде с учетом свойств материалов.

Литература

1. Брезгина С.А. Конструктивное моделирование одежды. Определение и обработка исходной информации для моделирования. Учеб.пособие. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. - 139с

2. Теоретические основы дизайна одежды./ Электронный ресурс URL: www.atlanticrus.ru/ Дата обращения 20.08.2014.

3. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР: Учеб.пособие для вузов/ Е.Б. Коблякова, А.И. Мартынова, Г.С.Иевлева и др. - 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. Е.Б. Кобляко-вой. - М.: Легпроибытиздат, 1992,- 320с.: ил.

4. Nakamichi Tomoko Pattern magic. 2005. - 96c../

Электронный ресурс

URL: www.knigka. info/2009/05/05/pattem-magic. html /Дата обращения 20.08.2014.

5. Брезгина С.А. Оценка и прогнозирование драпировок в женских моделях сложных форм. Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование университетских комплексов - путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений». Том 3. Сборник научных трудов,- СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008,- с. 133-137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.