ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ THE BASIC METHODOLOGY OF TEACHING SWIMMING
Курганова Екатерина Николаевна
старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Kurganova Ekaterina Nikolaevna senior lecturer Department "Appliedphysical culture»» Orel state University after named . S. Turgenev
Orel, Russia
Мостовая Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «(Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орeл, Россия Mostovaya Tatyana Nikolaevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department ""Appliedphysical culture» Orel state University after named i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Обучение плаванию должно начинаться с теоретических основ, формирования понятийного аппарата по рассматриваемому виду деятельности. Плавучесть человека зависит, прежде всего, от ряда физических показателей, а также от понимания целого ряда различны^/х факторов. Организм человека предрасположен к воде и при методически грамотном, своевременном обучении плаванию, утонуть в воде практически невозможно. Умение находиться в воде без движения и в плавучем состоянии крайне важно. Овладение начальными навыэками удержания тела на воде позволит расслабиться, особенно в минуты/ психогенной напряженности и научиться в дальнейшем плавать.
Abstract. Training in swimming should begin with the theoretical foundations, the formation of the conceptual apparatus for the considered activity. Human buoyancy depends primarily on a number of physical indicators, as well as on the understanding of a number of different factors. The human body is predisposed to water and with methodically competent, timely training in swimming, it is almost impossible to drown in water. The ability to be in the water without movement and floating is extremely important. Mastering the initial skills of keeping the body on the water will allow you to relax, especially in moments of psychogenic tension and learn to swim in the future.
Ключевые слова: вода, брасс, кроль, методика, обучение, плавание, плавучесть.
Keywords: water, breaststroke, rabbit, technique, training, swimming, buoyancy.
Физический потенциал человека определяется множеством факторов биологического и социального характера. Многие годы считалось, что природа человека является воспитуемой. Сегодня хорошо известно, что двигательная сфера человека жестко наследственно предопределена на весь период его индивидуальной жизни. Такое понимание принципиально меняет сущность целевых установок физического воспитания и спортивной тренировки. В этой связи одной из главных задач становится помощь организму в реализации своего наследственного двигательного потенциала.
Для познания сущности физической активности человека необходимо обладать научными знаниями о естественных законах развития физического потенциала человека. Эта история развития движений богата. По сути, с начала жизни на Земле способность к активному передвижению в пространстве стала одним из фундаментальных механизмов приспособления к окружающей внешней среде. По мере усложнения форм жизни усложнялись и двигательные задачи, совершенствовались двигательные аппараты. Усложнение и совершенствование двигательных задач миллионы лет шло параллельно с усложнением и совершенствованием нервной системы [6,7]. Все лучшее наследовалось из поколения в поколение. В настоящем известна многоуровневая система управления движениями, работающая по «вертикальному» принципу. Она представляет собой «многоэтажную постройку», где низлежащие уровни управления движениями не только обеспечивают решение определенного круга двигательных задач, но и служат фоновыми при построении более сложных движений.
Одними из наиболее древних форм движений являются водные локомоции. Информация о них заложена у человека в генотипе, что подтверждается наличием врожденного плавательного рефлекса. В тоже время уровни построения плавательных движений находятся в «низлежащих этажах» центральной нервной системы [6]. Именно поэтому сегодня большая часть школьников не умеет плавать. Это свидетельствует о том, что у них имеются серьезные отклонения в физическом развитии и, возможно, в психическом развитии.
Организовать массовое обучение плаванию можно в условиях открытого плавательного бассейна; в летних спортивно-оздоровительных лагерях, на пляжах рек, озер и морей. Обучение необходимо начать с элементарных законов физики. Согласно им, силы тяжести человека, находящегося в воде направлены вертикально вниз, а силы гидростатического давления -перпендикулярно к поверхности тела во всех его точках. Сила тяжести постоянна по величине и расположена в пределах объема тела [6].
Для того чтобы при движении тело пловца сохраняло положение горизонтальной плавучести, нужно выполнять компенсаторные движения ногами. Практика показывает, что у квалифицированных пловцов хорошая горизонтальная плавучесть. Многие из них могут достаточно долго находиться неподвижно на поверхности воды в горизонтальном положении. Если же взять обычного человека, то в условиях горизонтального положения он долго находиться не может: его ноги тонут, вытянутое горизонтально тело постепенно переходит в вертикальное положение.
Плавучесть зависит от целого ряда различных факторов. Среди них: плотность воды, морфотип человека, поза пловца в воде, особенности
расположения подкожного жира, степень заполнения легких воздухом и др.
Плотность воды зависит от содержания в ней солей. Именно поэтому плавучесть более высокая в морской воде, плотность которой, как правило, выше плотности человеческого тела. Утверждают, что в некоторых местах морского побережья можно свободно, без движений, лежать на воде и даже читать газету.
Средняя плотность тела человека определяется соотношением костной, жировой и мышечной тканей. Плотность жировой несколько ниже мышечной. Самой тяжелой является костная ткань (особенно трубчатых костей). Во многих случаях высокая плотность связана с тяжелым костяком, большой мышечной массой и малой жировой прослойкой. Преобладание в этом соотношении жировой ткани способствует увеличению плавучести.
Жироотложение является для пловцов специфическим признаком, причем интерес представляет не только количественная характеристика подкожного жира, но и тип его распределения. Пловцов отличает пониженное расположение жира на ногах и особый характер его распределения вообще [2,5].
Плавучесть человека зависит от показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ). У мужчин-пловцов высокого класса ЖЕЛ составляет 6,0-7,0 л; у женщин 5,0-5,5 л. Чем больше ЖЕЛ, тем выше плавучесть.
Наиболее простым тестом на плавучесть является следующий. После выполнения испытуемым полного глубокого вдоха его фиксируют в положении вертикальной плавучести, руки вверх. Дается качественная оценка: если кисти рук (возможно, и часть предплечий) выглядывают из воды, плавучесть положительная или относительно хорошая. При отрицательной плавучести человек полностью скрывается под водой. Если кончики пальцев вытянутых вертикально вверх рук едва касаются поверхности воды, плавучесть нейтральная.
Исследования, проведенные на больших выборках, дают все основания сделать вывод о том, что 85 % людей имеют положительную плавучесть. Организм человека предрасположен к воде и при своевременном обучении плаванию, утонуть в воде практически невозможно [3]!
Умение находиться в воде без движения и в плавучем состоянии крайне важно. Именно статическое плавание дает возможность отдыха на воде, особенно в минуты психогенной напряженности. Элементарными упражнениями для овладения подобным навыком являются «поплавок», «медуза», «звезда», «стрела».
Начинать разучивать позу отдыха целесообразно в положении на спине при отсутствии волн. Чтобы обеспечить устойчивое равновесие в воде, достаточно завести прямые руки за голову. При этом центр тяжести переместится чуть ближе к голове и окажется рядом с общим центром давления. Если этого окажется недостаточно (ноги все-таки продолжают опускаться), можно высунуть из воды пальцы или кисти рук. Ноги сразу всплывут и появятся над водой [3,5].
Бывает достаточно раскинуть руки чуть в стороны или широко развести ноги. Наконец, можно просто согнуть ноги в коленях и добиться того же эффекта равновесия.
Таким образом, можно выделить предпосылки наиболее рациональных способов и приемов продвижения в воде. Это существенно облегчит понимание техники плавания.
1. Система условий, в которых происходят движения пловца, имеет свои особенности и специфику.
2. В силу высокой плотности воды движения пловца должны иметь выраженное силовое обеспечение.
3. Поскольку опора в воде подвижная, требуется специальная организация усилий.
4. Движения пловца должны быть экономичными. Для этого необходимо знать и соблюдать правила:
- положение тела должно быть обтекаемым в течение всего цикла движений;
- рабочие движения должны выполняться с ускорением;
- в начатых движениях не должно быть ни одной паузы или остановки;
- наиболее эффективен контакт движителя с неподвижными частицами жидкости;
- должно быть оптимальным положение движителя по отношению к направлению выполняемого пловцом движения;
- при прочих равных условиях значительнее других должна быть «горизонтальная составляющая»;
- для создания большей силы тяги площадь рабочих плоскостей должна быть большей.
Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение, которое включает в себя обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Наряду с общими дидактическими положениями, преподавание и обучение в плавании характеризуются своими особенностями, которые определяются тем, что предметом обучения являются специфические двигательные действия пловца. Они лежат в основе передвижений в воде.
Закономерности передвижений в воде наиболее ярко отражены в технике и способах спортивного плавания. Именно в рамках спорта способы плавания, техника в наибольшей степени совершенствовались и достигли своего наивысшего развития. Достичь высочайшего совершенства в технике спортивного плавания может лишь человек, систематически занимающийся спортивной тренировкой.
Составляющие элементы, последовательность упражнений и цель спортивной тренировки - задачи, решением которых занимается методика обучения и спортивной тренировки.
Наиболее распространенным методом обучения плаванию является целостно-раздельный метод [7]. Для начинающих рекомендуется применять специальные подготовительные упражнения для освоения с водой, а при обучении способам плавания расчленять их на отдельные движения, выполняя каждый элемент сначала на суше, потом в воде.
Методическая схема обучения какому-либо способу плавания или элементу техники выглядит следующим образом:
- демонстрация способа или элемента в целом;
- краткий анализ техники выполнения;
- методические указания с постановкой двигательных задач;
- практическое выполнение на суше и в воде.
Фундаментальной задачей, которую прежде всего нужно решить каждому ученику, является обеспечение оптимального положения тела в воде. Это исходное положение - рабочая поза для плавания. Данное требование обусловлено спецификой системы условий, в которых выполняются движения пловца (подвижная опора, особенности дыхания, высочайшая плотность воды и т. д.). Такая задача успешно решается во многом благодаря движениям ногами (попеременным, одновременным и пр.).
Другой не менее важной является задача обучения правильному, дыханию, согласованному с движениями. Принципиально отличный в водной среде паттерн дыхания требует при обучении большого внимания к этому элементу техники, постоянного изучения и совершенствования дыхания. Не случайно говорят: «Кто научится дышать в воде, тот научится и плавать».
Учитывая это, схему последовательного соединения элементов техники в единое целое рекомендуется строить следующим образом:
- изучение движений ногами;
- изучение движений руками;
- изучение дыхания;
- изучение движений ногами в согласовании с дыханием;
- изучение движений руками в согласовании с дыханием;
- плавание с помощью движений руками и ногами без дыхания;
- плавание в полной координации.
Учитывая специфические особенности плавания (движения производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении), каждое упражнение в процессе изучения следует выполнять в постепенно усложняющихся условиях. Огромный опыт обучения плаванию отражен в продуманном переходе от выполнения упражнений в привычном вертикальном положении на суше к выполнению в непривычном горизонтальном положении в воде при постепенном уменьшении площади опоры и увеличении динамичности выполнения [7]. Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:
- ознакомление с движением в общих чертах (проводится на суше);
- изучение упражнения в воде, с опорой, на месте (у бортика, используя дно, берег и т. д.);
- изучение упражнения в воде, с опорой, в движении (в ходьбе, с поддержкой партнера, с плавательной доской и т. д.);
- изучение упражнения в воде, без опоры, в движении (скольжение, плавание).
Таким образом, плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой (средой, в которой организуются его двигательные действия). Изучение такого взаимодействия обусловлено необходимостью формирования двигательных навыков, которые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эффективными способами без специальных приспособлений и поддерживающих средств.
Цель и задачи, стоящие перед студентом, приступающим к изучению данной дисциплины, предусмотрены программой «Плавание» Министерства
образования Российской Федерации. Ею определено содержание дисциплины, которое включает в себя: общие закономерности движений в водной среде, технику спортивных способов плавания, прикладное плавание, методику обучения плаванию, методику преподавания плавания и многое другое.
В России по-прежнему существует проблема несчастных случаев на воде и в связи с ней - проблема массового обучения детей плаванию. Без сомнения, эти проблемы носят государственный характер и должны решаться на государственном уровне. Поэтому сегодня активно ведется подготовка специалистов высокого уровня по физической культуре и спорту, а также инвестируются вложения в материально-техническую базу спортивных сооружений, пропагандируется здоровый образ жизни и высокий уровень физической культуры.
Литература
1. Абсалямов Т. М., Тимакова Т С. Научное обоснование подготовки пловцов // Педагогические и медикобиологические исследования. М. : Физкультура и спорт, 1985.191 с.
2. Каунсилмен Д. Е. Спортивное плавание / пер. с англ. Л. П Макаренко. М.: Физкультура и спорт, 1982. 208 с.
3. Меньшуткина Т Г Теория и методика оздоровительного плавания женщин разного возраста : дис. ... д-ра пед. н аук / Т.Г. Меньшуткина. СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. 332 с.
4. Меньшуткина Т Г [и др.]. Тренажеры и приспособления в занятиях оздоровительным плаванием : учебное пособие. СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. 44 с.
5. Меньшуткина Т Г [и др.]. Плавание. Теория и методика оздоровительно-спортивных технологий базовых видов спорта : учебно-методическое пособие. СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002.118 с.
6. Оноприенко Б. И. Биомеханика плавания. Киев: Здоров'я, 1981. 192 с.
7. Плавание : учебник для вузов / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой. М. : Физкультура и спорт, 2001. 241 с.
References
1. Absalyamov T. M., Timakova T. S. Nauchnoe obosnovanie podgotovki plovtsov [Scientific rationale for training swimmers]. Pedagogicheskie i medikobiologicheskie issledovaniya [Pedagogical and medical-biological research]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ, 1985,191 p.
2. Kaunsilmen D. Е. Sportivnoe plavanie [Sports swimming]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ, 1982, 208p.
3. Men'shutkina T. G. Teoriya i metodika ozdorovitel'nogo plavaniya zhenshchin raznogo vozrasta. Dis. d-ra ped. nauk [Theory and methods of recreational swimming for women of different ages. Diss. doct. ped.sci.]. St. Petersburg, GAFK im. P. F. Lesgafta Publ,, 2000, 332p.
4. Men'shutkina T. G. [et al.]. Trenazhery i prisposobleniya v zanyatiyakh ozdorovitel'nym plavaniem : uchebnoe posobie. SPb. : GAFK im. P. F. Lesgafta, 2001. 44 s.
5. Men 'shutkina T G. [i dr.]. Plavanie. Teoriya i metodika ozdorovitei'no-sportivnykh tekhnologij bazovykh vidov sporta [Simulators and accessories in swimming swimming lessons]. St. Petersburg, GAFKim. P. F. Lesgafta PubI, 2002,118p.
6. Onoprienko B. i. Biomekhanika plavaniya [Biomechanics of swimming]. Kiev, Zdorov'ya PubI, 1981,192p.
7. Bulgakova N. Zh. (ed.). Plavanie [Swimming]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ, 2001, 241 p.