Научная статья на тему 'Основы культурологии'

Основы культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
747
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы культурологии»

I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

В становлении культурологии выделяют три периода: этнографический (1800-1860); эволюционистский (1860-1895); исторический (1895-1925). В отличие от истории культуры, культурология «стремится понять мир человеческой культуры не как простое скопление разрозненных факторов, а осмысляет их как системное единство» (5, с.6-7). Как теория и философия культуры, культурология изучает подходы к сущности, целям и ценностям культуры, а также условия и сферы ее проявления. Будучи многофункциональной системой, культура имеет главную функцию - формирование человеческой личности, духовное и нравственное ее обогащение, взращивание духа. Базисными формами культуры являются формы - материальная и духовная.

Весьма серьезную проблему, считает Б.Н.Попов, представляет соотношение культуры и цивилизации. Последняя не синхронна культуре, цивилизационный процесс проистекает внутри культуры. Главное в цивилизации - «непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человека при правовом обеспечении этого процесса» (5, с.61).

Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социогуманитарных, естественных, технических и частных наук о культуре. Культурология - это область знания, рожденная на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии и теологии культуры. Впрочем, культурология - это становящаяся область научного знания, еще полностью не вычленившаяся из дисциплин, на стыке которых она возникает и формируется.

Культурология понимает феномен культуры как «сложную гетерогенную систему глубоко взаимосвязанных элементов», представ-

ляющих собой исторически сложившуюся естественную целостность (1, с.5).

Культура системообразуется посредством конкретных организаций, институтов и общественного мнения, между которыми существуют материальные и духовные каналы связи. Культура предстает как взаимозависимость и взаимодействие таких функциональных ее элементов как верования, традиции, нормы, формы производства и распределения.

«Ядро» культуры образуется на основании доминирующих черт каждого из ее элементов. «Ядро» культуры находит свое выражение в философии, религии, искусстве, науке, этике, праве, ведущих формах экономической, политической и социальной организации, а также в менталитете, образе жизни, формах и способах социальной практики. «Периферийные» слои культуры характеризуются меньшей устойчивостью, им присуща склонность к инновациям и больший динамизм (1, с.6).

Культурологическое знание включает в себя не только эмпирическое описание культуры, но и сравнительный анализ культур, проблем межкультурной коммуникации, изучение истоков культуры. Культурологическое знание есть результат теоретической деятельности; это знание отражает общие основы разнообразных фактов культуры, определяет порядок их системообразования и взаимодействия, определяет способы поведения в различных ситуациях социокультурной практики. «Вследствие этого культурология приобретает сегодня подлинно мировоззренческий и воспитывающий характер» (1, с.7).

Вопрос о существовании единой культурологической теории в наши дни, как и ранее, является дискуссионным. Существует множество культурологических концепций, направлений и школ, оригинальных и своеобразных. Это и ставшие уже классическими, и новейшие концепции культуры: эволюционизм, диффузионизм, функционализм, культурный материализм, меметика1, структурализм, психологическая антропология, игровая концепция культуры, культурный релятивизм, семиотическое, методологическое, диалогическое, антропологическое направления и т. д. (1).

Базовая программа по культурологии В.А.Бобахо и

С.И.Левиковой получила первую премию на конкурсе учебных программ, проводившемся «Институтом Открытое Общество» (Фонд Со-

1 Мем - это культурно-наследуемая единица информации, аналогичная гену. Введена в 1975 г. Р.Давкиным в книге «Эгоистичный ген». Меметика - наука, изучающая мемы и их распространение в человеческом обществе (Прим. реф.).

роса) в 1998 г. Программа состоит из двух частей - «Онтология культуры» и «Феноменология культуры». В раздел «Онтология культуры» включены следующие подразделы - предмет и задачи культурологии, сущность культуры, культура и цивилизация, типология культуры, проблемы социокультурной динамики, культура как мир знаков и значений, человек в контексте культуры. Раздел «Феноменология культуры» состоит из следующих подразделов - культурные релятивы (мораль и право), политика и политическая культура, религия как форма культуры, наука, экономика и экономическая культура, искусство и художественная культура, техника и цивилизационнный процесс (1, с.13-32).

Современные исследования в области культурологии предлагают ряд теоретических принципов, на базе которых можно моделировать построение различных политических концепций относительно культуры: принцип единства культур; понимание культуры как искусственного образования; принцип локальности; принцип транслятивности; принцип неоднородности и принцип затратности «в естественных условиях» (2, с.15). Впрочем, каждый из приведенных принципов может быть подвергнут новому осмыслению и даже отрицанию.

В.С. Библер считает, что с точки зрения ценности все культуры выступают «как моменты логики самообновления духа» (цит. по: 2, с.15). Это проявление символов духовности в культуре. Л.Н.Коган считает, что культура как ценное общественное явление связана с такими категориями как деятельность, свобода, сознание, материальное и духовное и т.д. Каждая из культур обладает своими качественными отличиями, которые входят в понятие менталитет, вводящий человека в конкретно-исторический, социальный, духовно-нравственный контекст (2, с. 17).

Усложнение и интенсификация социокультурной жизни, сопровождающиеся ломкой традиций и норм, стремительное, всеохватывающее распространение массовой культуры «обусловливают значительные масштабы современного кризиса личности» (1, с.4). Задача целостного системного понимания социокультурных процессов становится все более насущной в связи с разрастанием объема знаний и интенсивным развитием различных социогуманитарных дисциплин.

Особую значимость представляет феномен культурноисторической памяти, благодаря механизму которого преодолевается «большое время» (термин М.М.Бахтина) текстов культуры прошлого в духовно-нравственном контексте иной эпохи (4, с.20). Творческие мо-

менты культурно-исторической памяти важны при восприятии и интерпретации различный граней социокультурного опыта.

К числу наиболее перспективных понятий в сфере культурологического знания относится понятие «хронотоп культуры», которое было впервые введено в научный оборот А.А.Ухтомским и затем разносторонне «проработано» М.М.Бахтиным (4, с.21). Хронотоп культуры -это единство временных и пространственных параметров, которые обусловливают определенное выражение смысла текста, созданного в ту или иную историческую эпоху, в той или иной стране. В контексте изучения любого элемента культуры особую значимость приобретают временные границы его появления, место его возникновения, а также тот нравственно-психологический климат, в котором рождался и функционировал тот или иной элемент культуры. Или, как сказал М.М. Бахтин, «вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа» (цит. по: 4, с.21).

В начале XXI столетия, когда человечество создало научную картину мира, тем не менее сохраняется мифологическое сознание, особенно в сфере гуманитарных наук и социального познания. Дело в том, что мифы укореняются в общественном сознании и исторической мысли, живут самостоятельной жизнью. Мифологизации подвержены все ключевые события истории. Так, в отечественной истории мифологизации подвержены и призвание варягов, и «оттепель», и рождение новой российской государственности, и многие другие события. Польза мифов состоит в том, что они передают исторический опыт, приобщают народ к историческим знаниям, «но следует отдавать себе отчет, что знания эти далеки от научной картины мира» (4, с.24). Мифологическое сознание возникает еще в период формирования общинно-родовой организации, «когда доминантой, определяющей образ жизни, становятся именно родственные отношения (7, с.4).

Становление человеческого самосознания в дальнейшем происходило посредством осмысления человеком природы и мира. А общая культура индивида, как самого маленького культурного ареала, не является полностью интегрированной в одну причинно-смысловую систему. Как писал Питирим Сорокин, общая культура индивида представляет собой сосуществование множества культурных систем, частично гармонирующих друг с другом, частично нейтральных и часто противоречащих друг другу. Современные исследования культуры пользуются причинно-функциональным и логико-смысловым методами в сочетании с количественным анализом сугубо качественных изменений социокультурного мира.

Ф.Я. Флиер считает, что понятия «история» и «культура» в существенной мере тождественны: «История - это описание динамики того, что в статике описывается как культура» (6, с.9). Можно даже сказать, продолжает А.Я. Флиер, что культура - это также и содержание истории. «В таком случает, заключает исследователь, понятия «общая история» и «история культуры» различаются весьма условно» (6, с.10). Так рассматриваются понятия «история» и «культура» в исторической культурологии ХХ в.

Особенности же развития культуры в ХХ в., считает Б.И.Кононенко, состоят прежде всего в том, что именно в ХХ в. стали отождествляться два способа реализации творческих сил человека -культура и цивилизация (3, с.4), произошел переход от homo sapiens (человека разумного) к homo intelligens (человеку понимающему, сведущему), который возможен с изменением мировосприятия (3, с.5).

Список литературы

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Прогр. базового курса, хрестоматия, сло-

варь терминов. - М, 2000 - 399с.

2. Бородай А.Д. Формирование кадров художественной культуры: Вопросы теории, ис-

ториографии и источниковедения. - М.,1999. - 88 с.

3. Кононенко Б. И Особенности развития культуры ХХ века. - М.,2000 - 60с.

4. Культурологические проблемы музееведения. - M., 1999. - 48 с.

5. Попов Б.Н. Культурология: Курс лекций для студентов вузов. - М., 2000. 125 с.

6. Современные методы исследования культуры. - М., 2000. - 65 с.

7. Человек в культуре обществ древности, средневековья и Возрождения. - Иваново,

1999. - 97 с.

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.