Научная статья на тему 'Основы качества товародвижения продукции сельхозмашиностроения'

Основы качества товародвижения продукции сельхозмашиностроения Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы качества товародвижения продукции сельхозмашиностроения»

ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2006 г. А.Г. Беляев, В.И. Гиссин

ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ

В рыночных отношениях на предприятиях агропромышленного комплекса (АПК), их инфраструктуре, актуальность управления качеством обусловливается направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции (услуг), который может полностью удовлетворять запросы потребителей. Высокое и стабильное качество продукции является одной из основных составляющих при определении конкурентоспособности.

Отсутствие такого фактора не позволит рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества имеют необратимый характер, поэтому концепция управления качеством продукции (услуг) при достижении всех целей и задач функционирования организации, в том числе и АПК, предполагает её обязательный приоритет среди других направлений управления.

По мере развития экономических реформ в России одной из серьёзных проблем для отечественных товаропроизводителей является создание системы качества, позволяющей обеспечить выпуск на рынок конкурентоспособной продукции. Это имело значение и в плановой экономике (уместно вспомнить многочисленные постановления, включая «Знак качества», «Пятилетку качества»). Ясно, что эту сложную проблему нужно решать не только технически, но и экономически. То есть для достижения необходимого качества требуются большие затраты ресурсов - материальных, финансовых, трудовых. Поэтому уровень его должен быть оправдан для определённых условий изготовления продукции и её эксплуатации. Но мы не должны исходить с позиций «качество любой ценой», так как необходимо соизмерять качество и затраты на его достижение. Иначе говоря, оно должно быть объектом управления, целью которого является достижение уровня, удовлетворяющего требованиям потребителей.

Сейчас во всем мире в том числе и в России применяют последнюю версию стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г.

Данная версия стандартов очень близка принципам всеобщего управления качеством (TQM), которые, по нашему мнению, являются философией управления. Они, как и стандарты ИСО серии 9000, признают, что бизнес и его цели неразделимы с нуждами потребителей.

Глобализация экономики заставляет основное внимание уделять преимуществу в конкурентной борьбе, поэтому организации, предприятия должны быть не только гибкими, динамичными, но и обладать высшим уровнем сервисного обслуживания.

Вышеизложенное относится и к АПК, продукция которого и используемые орудия труда применяются в различных сферах человеческой деятельности.

Во всем цикле деятельности АПК при производстве и распределении, имеются начальная и конечная точки жизненного цикла продукции (ЖЦП), который в соответствии со стандартом ИСО включает 12 этапов: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и хранение; 8) реализация и распределение; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь и обслуживание; 11) послепродажная деятельность; 12) утилизация и переработка в конце полезного срока службы.

Формирование и поддержание качества продукции должно происходить на всех стадиях её жизненного цикла. Представленные процессы ЖЦП - это поток работ внутри предприятия, который связан с продукцией (услугами), представляемых клиенту (потребителю). Он может различаться, например, АПК зерновых культур состоит из восьми этапов (рисунок).

1 Маркетинг и изучение рынка

продукции

Этапы жизненного цикла продукции АПК

Отметим, что каждый из этих этапов оказывает определённое влияние на качество конечного продукта и его экономические характеристики.

Цикл производства зерновых культур связывает не только приведенные этапы ЖЦП, но и риски, которые могут возникнуть в процессе каждого из них.

К оказывающим влияние на скорость товародвижения сельскохозяйственной продукции можно, например, отнести риски маркетинговых ис-

следований; технологические; человеческого фактора; связанные с качеством и надежностью орудий труда; агротехнические и др.

Существенно важны риски, возникающие из-за климатических условий и те, которые связаны с надежностью и качеством орудий труда, участвующих в процессе производства сельхозпродукции.

Значительное влияние на качество продукции оказывает сельскохозяйственная техника, участвующая в процессе производства зерновых культур. Самое главное требование, предъявляемое к сельскохозяйственным орудиям - это их надежность. Чем она выше, тем меньше простоев, возникающих во время технологического цикла, ведь они приводят к недополучению прибыли в связи с частичной потерей урожая.

Доля потерь урожайности сельхозяйственных культур при задержке работы на сутки [1]

Вид работы П (доля потерь) Культура П (доля потерь)

Посев Уборка

Лущение стерни 0,008 Колосовые 0,009 0,03

Вспашка зяби 0,005 Крупяные 0,018 0,015

Безотвальная обработка 0,0006 Кукуруза (на силос) 0,006 0,008

Культивация 0,003 Кукуруза (зерно) 0,007 0,014

Дискование 0,0005 Подсолнечник 0,008 0,036

Боронование 0,012

Наибольшие потери происходят в процессе уборки (таблица). Так потери колосовых при уборке превышают таковые при посеве более чем в три раза, а подсолнечника - в четыре.

На качество товародвижения сельхозтехники оказывают влияние различные факторы, но доминирующим, по нашему мнению, является её бесперебойная, надежная работа.

Можно связать в одну цепь так называемый носитель качества (продукции, услуги) с философским, эксплуатационным, экономическим аспектами [2] и т.д., в следующем виде:

W ^ 0 ^ Я ^ ^ и ^ Е ^ V, где W - носитель качества; 0 - качество; Я - надежность; - показатель качества; И - полезность; Е - ликвидность; V - интенсивность продаж.

Представленная цепь характеризует движение качества от абстракции до конкретной реализации. Его показатели дают возможность отслеживать процесс изменения носителя качества (продукции) от исходного материала до готового продукта. Данный процесс, по мнению автора, соответствует технологическому маршруту.

Орудия труда, используемые в процессе производства зерновых культур, различаются и по конструктивным, и кинематическим параметрам. Самым сложном из них считается зерноуборочный комбайн. Качество и

надежность его напрямую связаны с потерями в процессе уборки урожая. Производство этого вида сельскохозяйственного орудия является наиболее слабым звеном.

Рассмотрим элементы, влияющие на товародвижение сельскохозяйственной техники и, в частности, зерноуборочных комбайнов.

Одним из главных вопросов, который должен быть решён в процессе конструирования и производства сельхозмашин - это достижение заданного уровня надёжности (Я). Далее следуют правовые аспекты, направленные не только на обеспечение качества, но и на экологическую составляющую работы агрегата. Немаловажно и качество эксплуатационного обслуживания ^эк), которое зависит от выбора канала распределения. В этом процессе товаропроизводитель должен учитывать значение ряда важных факторов, таких как потребители, продукция, фирма, конкуренция, каналы товародвижения.

В общем смысле система товародвижения продукции сельхозмашиностроения представляет собой совокупность функций управления обработки заказов, погрузки-разгрузки, создания запасов, хранения и транспортировки. Ее цель - обеспечить доставку самых сложных в производстве -зерноуборочных комбайнов, наиважнейших машин в технологической цепи выращивания зерновых культур. Они должны быть поставлены точно в срок (сезон), требуемого качества, количества и комплектности.

В реализации сельхозмашин большое внимание должно уделяться качеству процесса товародвижения. Последнее во многом определяется выбором каналов реализации и надёжности посредников, которыми фирма-производитель доводит продукцию до конечного потребителя. Совершенствование традиционно существующих и поиск новых каналов сбыта являются постоянной заботой компаний.

Для реализации зерноуборочных комбайнов, по нашему мнению, наилучшим каналом распределения будет оптовый дистрибьютор с известным «именем», развитой торговой, складской сетью, сервисом по техническому обслуживанию и предоставлению дополнительных услуг.

Цена сельскохозяйственных машин как показатель качества оказывает немаловажное влияние на процесс товародвижения.

Основной результат, который достигается в системе товародвижения -это уровень надежности, качества изделия и уровень эксплуатационного обслуживания товара у потребителя.

Таким образом, товародвижение продукции сельхозмашиностроения можно представит в виде

М ^ Я ^ ^ ^ 0ЭК ^ I ^ V, где М - сельскохозяйственное орудие (зерноуборочный комбайн, плуг, культиватор и т.д.); Я - надежность изделия; - правовые характеристики качества (технические регламенты НТД, ТУ, технические требования и т.д.); рк _ качество функционирования канала распределения; рэк -

качество обслуживания изделия в процессе эксплуатации; I - цена изделия; V - интенсивность товародвижения.

Товародвижение продукции сельскохозяйственного машиностроения характеризует движение качества начиная от создания продукта, его соответствия правовым, социальным аспектам до конкретной реализации.

В заключение отметим, что главными факторами интенсивности товародвижения продукции сельхозмашиностроения являются, в первую очередь, надежность, качество выпускаемого товара, а затем качество управленческих решений менеджеров, осуществляющих товародвижение в рамках каналов распределения и качество обслуживания в процессе эксплуатации.

Литература

1. Кушнарев Л.И. Защита прав потребителя при простое техники в гарантийный период // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005. № 2.

2. Гиссин В.И. Проблемы формирования логистической системы управления качеством. Ростов н/Д, 2000. С. 17.

Ростовский государственный экономический университет 12 апреля 2006 г.

© 2006 г. А.И. Гаврилов

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

К началу 80-х гг. прошлого столетия стала ясна необходимость преобразований в сфере естественных монополий (ЕМ). Причины реформирования для общества были очевидны: низкая эффективность функционирования предприятий-монополистов, проявлявшаяся в слишком высоких счетах на электричество, связь, услуги железнодорожного транспорта

Понятие ЕМ, обусловленное экономикой издержек, впервые было применено в середине XIX в. Дж.Ст. Миллем употреблявшим этот термин в противопоставление искусственной монополии, которая устанавливается государством, и статус ее закрепляется законодательными актами. Напротив, ЕМ выступала результатом рыночных сил в экономике и образовывалась естественным образом [1].

Данный термин (ЕМ) К. Марксом применялся в значении сырьевой монополии, т.е. возникающий за счет природного преимущества, полученного тем или иным производством, в связи с обладанием благоприятными природными факторами [2]. Подобная монополия встречается во все времена, но неизменным условием ее существования является частная собственность. Мы полагаем что, эта дефиниция недостаточно корректна, так как диалектика ЕМ и частной собственности заслуживает отдельного пояснения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.