Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ИЕРОГЛИФИКИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОСНОВЫ ИЕРОГЛИФИКИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРОГЛИФИКА / ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоусова Татьяна Павловна

Изучение китайского языка процесс не быстрый, но очень увлекательный. А изучение иероглифики - это один из самых интересных и трудоемких аспектов в изучении китайского языка, требующий большого количества времени, внимания, но главное - системного подхода и регулярности. Обучение китайскому языку - непростая задача, к которой необходимо подходить максимально структурированно и системно. На начальном этапе изучения китайского языка можно выделить три основных аспекта: фонетику, грамматику и иероглифику. Иероглифика - один из самых сложных и трудоемких аспектов, о котором и будет рассказано в данной статье.В статье рассказывается об основах китайской иероглифики, строении и типах иероглифов. Предлагается использовать системный подход при обучении иероглифике, основанный на разборе иероглифа на его составляющие и заучивании как отдельных компонентов, так и иероглифа целиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Белоусова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASICS OF HIEROGLYPHICS AS PART OF A SYSTEMATIC APPROACH TO TEACHING CHINESE

Learning Chinese is not a fast process, but it is very exciting. And the study of hieroglyphs is one of the most interesting and time-consuming aspects in learning the Chinese language, requiring a lot of time, attention, but most importantly, a systematic approach and regularity. Learning Chinese is not an easy task, which must be approached as structured and systematic as possible. At the initial stage of learning the Chinese language, three main aspects can be distinguished: phonetics, grammar and hieroglyphics. Hieroglyphics is one of the most complex and time-consuming aspects, which will be discussed in this article.The article tells about the basics of Chinese hieroglyphics, the structure and types of hieroglyphs. It is proposed to use a systematic approach in teaching hieroglyphics, based on the analysis of the hieroglyph into its components and memorization of both individual components and the entire hieroglyph.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ИЕРОГЛИФИКИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Основы иероглифики как часть системного подхода в преподавании китайского языка

о с

CJ

см см

Белоусова Татьяна Павловна,

старший преподаватель кафедры восточных языков Дипломатической Академии Министерства иностранных дел России

E-mail: tp_belousova@mail.ru

Изучение китайского языка процесс не быстрый, но очень увлекательный. А изучение иероглифики - это один из самых интересных и трудоемких аспектов в изучении китайского языка, требующий большого количества времени, внимания, но главное - системного подхода и регулярности. Обучение китайскому языку - непростая задача, к которой необходимо подходить максимально структурированно и системно. На начальном этапе изучения китайского языка можно выделить три основных аспекта: фонетику, грамматику и иероглифику. Иероглифи-ка - один из самых сложных и трудоемких аспектов, о котором и будет рассказано в данной статье.

В статье рассказывается об основах китайской иероглифики, строении и типах иероглифов. Предлагается использовать системный подход при обучении иероглифике, основанный на разборе иероглифа на его составляющие и заучивании как отдельных компонентов, так и иероглифа целиком.

Ключевые слова: иероглифика, обучение, системный подход, структура.

Обучение китайскому языку - непростая задача, к которой необходимо подходить максимально структурированно и системно. На начальном этапе изучения китайского языка можно выделить три основных аспекта: фонетику, грамматику и иероглифику. Иероглифика - один из самых сложных и трудоемких аспектов, о котором и будет рассказано в данной статье.

В современной синологии существуют разные подходы к преподаванию иероглифики, классификации иероглифов и системе их запоминания. Очень часто все обучение иероглифике сводится к изучению таблицы из 214 ключей как базовых компонентов иероглифов и дальнейшему прописыванию иероглифов. Такой подход вызывает у студентов ряд вопросов, так как система изучения иероглифов не может ограничиваться только изучением ключей как составных компонентов сложных иероглифов. Для того, чтобы выстроить наиболее простую и логичную систему запоминания иероглифов, необходимо для начала разобраться в том, что же такое иероглифы, каким образом они появились и из каких частей состоят.

Иероглиф - это письменный знак китайского языка, имеющий написание, чтение и значение. Иероглиф может быть слогом или целым словом. История китайских иероглифов насчитывает более четырех тысяч лет. Иероглифическая письменность - письменность изобразительная, так иероглифы произошли от рисунков. В отличие от письменности европейских и многих других языков, китайцы записывали то, что они видели, а не то, что они слышали. Такой способ формирования письма более простой, так как не было необходимости вычленять из речи звуки и придумывать целую систему записи звуков определенными символами - буквами. Китайцы рисовали картинки, так и появились первые иероглифы - пиктограммы и указательные иероглифы. Пиктограммы - это простые рисунки, изображающие предметы (^ «месяц», ¡Щ «дождь», 0 «солнце»), а указательные иероглифы -рисунки, абстрактно изображающие простые понятия (^ «верх», Т «низ», ф «середина» и т.д.). В настоящее время эти два типа иероглифов можно объединить общим понятием «графема». Графема - это минимальный письменный или графический элемент, который имеет значение. Графему можно разбить только на черты. Из черт состоят все иероглифы и гра-

фемы. Черта - это письменный элемент, который пишется без отрыва ручки от бумаги. Некоторые графемы являются самостоятельными иероглифами и используются в письменной речи, некоторые графемы не используются самостоятельно, а служат только для образования сложных иероглифов. Большая часть графем входит в состав таблицы ключей. В ней насчитывается 214 графем. Ключи - это графемы или сочетания графем, которые условно подсказывают смысл иероглифов. Ключ в иероглифе всегда один, а графем может быть несколько. В соответствии с таблицей ключей иероглифы упорядочены в бумажных словарях. Всего графем около трехсот, из них широко используется порядка двухсот штук.

Из графем также строятся сложные иероглифы. В процессе развития цивилизации и эволюции человечества появилась записывать все более сложные явления и понятия, и простых иероглифов-графем стало уже недостаточно. Так появились еще два типа иероглифов. Наиболее интересные иероглифы - это составные идеограммы или идеографемы. В таких иероглифах чаще всего два элемента, каждый из которых несет свой смысл, и при сложении вместе они дают новый смысл. Примеры таких иероглифов: Щ «кисть» (бамбук и шерсть), Щ «видеть» (рука и глаз). Фоноидеограммы или фоноидографемы -это наиболее часто встречающийся тип сложных иероглифов. В таких иероглифах один элемент отвечает за значение, а второй - фонетик, за чтение. Фоноидографемы появились следующим образом: к уже существующим в письменности графемам, несущим тот или иной смысл решили добавить фонетические элементы, которыми стали либо уже существующие графемы с таким же или похожим звучанием, либо сочетания графем, которым дали определенное звучание. Таким образом в фоноидографемах выделяют смысловые элементы, детерминативы, часто их называют ключами, и фонетические элементы - фонетики. Ключ в иероглифе всегда один, графем может быть несколько. Только правильно выделив в иероглифе ключ его можно найти в бумажном словаре. В настоящее время бумажные словари используются крайне редко, тем не менее, знание и понимание структуры иероглифов помогает их скорейшему запоминанию. Разобравшись с тем, каким образом появилась иероглифическая письменность и из каких частей состоят иероглифы, хотелось бы отметить основные правила, которых следует придерживаться при изучении иероглифики.

К изучению иероглифики следует подходить поэтапно. Начинать следует с изучения черт и их классификации и порядка их написания в иероглифах. Затем уже изучаются иероглифы и параллельно наиболее часто встречающиеся графемы, входящие в состав этих иероглифов. Изучая иероглиф, необходимо понимать к какому типу иероглифов он относится, из какого количества графем состоит, где в иероглифе ключ, есть ли фонетик. Также, важным моментом для запоминания иеро-

глифов является знание их структуры (простая, верх-низ, лево-право, тройная, окружающая). Таким образом, иероглифы являются чем-то наподобие многоступенчатого конструктора, от меньшего мы переходим к большему, то есть от черт к графемам, от графем - к сложным иероглифам, от иероглифов - к словам. Графемы в данном случае играют важнейшую роль и являются «кубиками», из которых складываются иероглифы и в дальнейшем, слова.

Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что при изучении иероглифики необходимо использовать системный подход. Таким образом, чтобы хорошо запомнить новый иероглиф нужно:

1. Определить его структуру

2. Определить к какому типу иероглифов он относится

3. Выделить в иероглифе ключ, и, если есть - фо-нетик

4. Посмотреть информацию об этимологии данного иероглифа

5. Посмотреть, в каком порядке записывается иероглиф

6. Прописать несколько строчек, проговаривая про себя звучание иероглифа

7. Посмотреть в словаре, в каких сочетаниях иероглиф используется и выписать слова с ним

8. Составить несколько предложений с этими словами.

Такой способ заучивания иероглифов является довольно энергозатратным, но гарантированно дает положительный результат. Изучение китайского языка процесс не быстрый, но очень увлекательный. А изучение иероглифики - это один из самых интересных и трудоемких аспектов в изучении китайского языка, требующий большого количества времени, внимания, но, главное - системного подхода и регулярности.

Литература

1. Задоенко Т. П., Хуан Шуин. Основы китайского языка. Вводный курс. М.: Наука, 1983.

2. Дёмина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка. [Текст]: Монография / Н.А. Дёмина - М.: Восточная литература, 2006.

3. Кондрашевский А.Ф., Практический курс китайского языка, Том 1, 2010.

4. Е.Макк Китайский язык. Точки опоры, Шанс, 2020.

5. Шаолань Сюэ, Chineasy каждый день. Знакомство с китайским языком и культурой, Манн, Иванов и Фербер, 2016.

6. Белоусова, Т.П. Особенности преподавания китайского языка на начальных курсах бакалавриата / Т.П. Белоусова // Восточный альманах: Сборник научных статей / Под общей редакцией Т.А. Закаурцевой. Том Выпуск II. - Москва: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2018. - С. 113-118. - EDN UQIPBE.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

7. Белоусова, Т.П. Культурологический аспект в преподавании китайского языка / Т.П. Белоусова // Учитель, ученик, учебник: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 мая 2016 года / Ответственный редактор: И.Л. Лебедева. Том 1. - Москва: ООО «Издательский дом КДУ», 2016. - С. 161-165. - EDN XFBQKJ.

THE BASICS OF HIEROGLYPHICS AS PART OF A SYSTEMATIC APPROACH TO TEACHING CHINESE

Belousova T.P.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

Learning Chinese is not a fast process, but it is very exciting. And the study of hieroglyphs is one of the most interesting and time-consuming aspects in learning the Chinese language, requiring a lot of time, attention, but most importantly, a systematic approach and regularity. Learning Chinese is not an easy task, which must be approached as structured and systematic as possible. At the initial stage of learning the Chinese language, three main aspects can be distinguished: phonetics, grammar and hieroglyphics. Hieroglyphics is one of the most complex and time-consuming aspects, which will be discussed in this article.

The article tells about the basics of Chinese hieroglyphics, the structure and types of hieroglyphs. It is proposed to use a systematic

approach in teaching hieroglyphics, based on the analysis of the

hieroglyph into its components and memorization of both individual

components and the entire hieroglyph.

Keywords: hieroglyphics, learning, systematic approach, structure.

References

1. Zadoenko T. P., Huang Shuying. Fundamentals of the Chinese language. Introductory course. Moscow: Nauka, 1983.

2. Demina N.A. Methods of teaching practical Chinese. [Text]: Monograph / N.A. Demina - M .: Eastern Literature, 2006.

3. Kondrashevsky A.F., Practical course of the Chinese language, Volume 1, 2010.

4. E. Makk Chinese language. Support points., Chance, 2020.

5. Shaolan Xue, Chineasy every day. Introduction to Chinese language and culture, Mann, Ivanov and Ferber, 2016.

6. Belousova, T.P. Peculiarities of teaching Chinese in the initial undergraduate courses / T.P. Belousova // Oriental almanac: Collection of scientific articles / Under the general editorship of T.A. Zakaurtseva. Volume Issue II. - Moscow: Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2018. - P. 113-118. - EDN UQIPBE.

7. Belousova, T.P. Cultural aspect in teaching Chinese / T.P. Bel-ousova // Teacher, student, textbook: materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, May 26-27, 2016 / Managing editor: I.L. Lebedev. Volume 1. - Moscow: KDU Publishing House LLC, 2016. - P. 161-165. -EDN XFBQKJ.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.