Код УДК: 355/359
Качалков А.Д. магистрант
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, г.Екатеринбург ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Одним из наиважнейших направлений военной политики является разработка и внедрение военной доктрины, соответствующей современным реалиям геополитической ситуации в мире.
Термин «военная доктрина» уже давно вошел в обращение, поэтому обязательно нужно проанализировать мировоззренческие границы, граничащих с ним определений и составные части Военной доктрины Российской Федерации.
В Военной доктрине РФ отмечено, что она «является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации».1
Под Военной доктриной РФ подразумевают догмат официально принятых в стране на данное время аспектов на место и роль военного насилия в желательном достижении поставленных политических целей, защите государственных интересов, на характер любой возможной войны, способы её ведения, на подготовку к ней вооруженных сил и страны в целом. Суть военной доктрины - есть отношение государства к войнам; определению противников и союзников в любой конфликтной ситуации; определение смысла войны, целей и задач государства в этой войне; аргументации численности, качественного состояния, структуры и других характеристик Вооруженных сил.
Военная доктрина воспроизводит происходящие в мире изменения и соответствует характеру политического режима, целям его внутренней и внешней политике.
Необходимо отметить, что все изменения, происходящие в мире, требуют не только от России, но буквально от всех государств понимания сути своей военной политики и военной стратегии. «Венцом взаимодействия военной политики и стратегии является Военная доктрина».2
Характерностью данного документа является нацеленность на актуальные интересы России как великой державы и ее граждан,
1 Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5.02.2010 г. № 146 // Российская газета. 2010. 10 февраля.
2 Военная политология. М.: ИД «Красная звезда», 2006. С. 280.
недопущение гонки вооружений сдерживание и предупреждение военных конфликтов.
Анализируя основные положения Военной доктрины 1993 года, можно установить, что в этом доктринальном акте слово НАТО даже не присутствовало; в разделе, который назывался «Важнейшие внешние военные опасности России», в качестве угрозы было отмечено «расширение военных блоков и союзов». А также было обращено внимание на «наращивание группировок войск у границ России до пределов, нарушающих соотношение сил». Там также было отмечено, что Россия «не
3
относится ни к одному государству как к своему противнику».
Военная доктрина России 2000 года «является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений».
В Военной доктрине России 2000 г. было отмечено увеличение войск других государств вблизи границ РФ «как основная внешняя угроза». Слово НАТО в этом контексте опять не было употреблено, но тогда Россия установила, что расширение на восток привело как к количественному увеличению числа военных баз, так и военной активности вблизи российских границ.
Военная доктрина 2010 года создана на основе выводов из анализа современной военно-политической обстановки в мире. Доктрина является продолжением идеи национальной безопасности, в ней выражается отношение государства к войне и применению военной силы как достижения политических целей. Кроме этого, в военной доктрине отражены основные положения стратегических концепций, принципов строительства Вооруженных сил, подготовки армии и флота, страны в целом к защите Отечества.
Практической стороной Военной доктрины является наличие механизма ее выработки и реализации высшим руководством государства. Центральную роль в РФ играют, прежде всего, субъекты ее формирования -Президент РФ, Совет безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ, Министерство обороны РФ, Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
В Военной доктрине установлено, что «положения Военной доктрины уточняются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут изменяться в рамках стратегического планирования в военной сфере.
3 Балуевский Ю.Н. Новая военная доктрина Российской Федерации. Продолжение разговора в узком кругу// Индекс безопасности № 4 (95), Том 16 . 2010. С. 21. URL: www.pircenter.org/data/publications/sirus4. (дата обращения: 24.06.2013).
Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в военной области и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»4.
Не менее значимой частью этого механизма является нормативно -правовая база, которая выполняет роль внутренней функции. «Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».
Следовательно, ее положения являются обязательными для выполнения на всей территории страны для всех органов исполнительной власти, управления, предприятий, учреждений и организаций, на которые Российским законодательством возложена ответственность за решение задач военной безопасности. Имеет большое значение то, что нормативно -правовая база доктрины позволяет использовать ее положения в качестве исходных данных для реального военного планирования и строительства ВС РФ.
С изменением международной обстановки происходит изменение угроз военной безопасности. А с развитием социально-экономической сферы нашего государства изменяются существующие и формируются новые взгляды на сущность и содержание форм и способов обеспечения военной безопасности Российской Федерации5, которые указывают пути и способы решения проблем войны и мира, сокращения и ликвидации ядерного оружия, значительного уменьшения количества обычного вооружения, создания современных международных отношений в целях предотвращения, а затем и полного исключения войны, обеспечения национальной и всеобщей безопасности народа. В конечном счете, эти взгляды и составляют сущность военной доктрины государства.
В Военной доктрине выделяется, что основным фактором предотвращения крупномасштабных или региональных войн будет оставаться ядерное оружие. Поэтому, «к 2020 году должно быть обеспечено гарантированное решения ядерного сдерживания в различных военно-политических условиях, а также комплексное оснащение формирований новыми образцами вооружений и средствами разведки», - заявил на совещании с командующими военных округов В.В. Путин. «Мы должны
4 Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5.02.2010 г. № 146 // Российская газета. 2010. 10 февраля.
5 Балуевский Ю.Н. Какой быть новой военной доктрине России // Российское Военное Обозрение. 2007.
добиваться превосходства в воздухе, в нанесении высокоточных ударов по наземным и морским целям, в оперативной переброске войск», - добавил президент.
В доктрине отсутствуют даже признаки на осуществление стратегии ядерного сдерживания на передовых рубежах нашей страны. Совершенно противоположная «стратегия принята в Соединенных Штатах, и она действует на сегодняшний день. Суть этой стратегии - размещение ядерного оружия Соединенных Штатов на территории других государств», и что самое интересное на территории сопредельных с Россией государств.
Из всех трех последних военных доктрин России видно, что она не собиралась и не намерена применять ядерное оружие в первом ударе. Это может произойти только в ответ на «агрессию против России и (или) ее союзников с применением ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии с применением обычного оружия, «когда под угрозу поставлено само существование государства».
Военная доктрина Российской Федерации способствует правильному пониманию всеми странами намерений России в области обороны. В комплексе с другими документами доктрина является основой из практических действий по строительству и изменению Вооруженных Сил и подготовки их к выполнению военных задач. Поэтому важную роль в решении этой задачи играет овладение и понимание военными специалистами основ военной теории и практики, знание ими путей разрешения проблем, поддержания безопасности и боевой готовности войск, всесторонней их подготовки к отражению агрессии, обеспечения и воспитания личного состава, развития военного дела.
Главный путь достижения цели создания эффективной военной организации - придание ей нужных характеристик, таких как изменение системы управления, всех видов обеспечения, подготовка военных кадров, изменение организационно-штатной структуры Вооруженных Сил и оснащение их современным оружием, доведение численности до оптимальных норм, решение социальных вопросов военнослужащих.
При выполнении задач по организации объединенного руководства обеспечением национальной и военной безопасности России планируется единое стратегическое и оперативное применения Вооруженных Сил и других войск страны в интересах обороны. Разрабатываются документы военного строительства, предусматривающие подготовку долгосрочных (1020 лет), среднесрочных (5-10 лет) и краткосрочных (3-5 лет) планов.
В разделе военно-экономическое обеспечение обороны определены основные задачи, которые предусматривают: достижение достаточного уровня обеспечения различного уровня (финансового и материально-технического), для выполнения задач военной организацией, «оптимизация расходов на оборону, полное ресурсное обеспечение выполнения планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил...».
Для нормального обеспечения данных задач необходимо выполнения одного из обязательных условий: «оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства».
Военную организацию составляют Вооруженные Силы, которые являются ее ядром и основой обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, органы управления ими.
Она также включает в себя предприятия, учреждения и организации оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК) страны, предназначенные для обеспечения задач военной безопасности.
В ВД РФ определены основные направления военно-политического и военно-технического сотрудничества России с «иностранными государствами международными, в том числе региональными, организациями на основе внешнеполитической и экономической целесообразности».
Приоритет отдается сотрудничеству с Республикой Беларусь, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), другими государствами Содружества Независимых Государств (СНГ), государствами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ООН.
Вместе с тем, укрепление системы общей безопасности в рамках ОДКБ и наращивание его потенциала, углубление взаимодействия в области международной безопасности в рамках СНГ является одной из основных задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов.
Таким образом, Военная доктрины Российской Федерации 2010 года, определяет основные направления военной политики государства на кратко -и среднесрочную перспективу, и сопоставляет ряд намеченных задач с результатами реформирования Вооруженных Сил в 2008-20011 гг., что позволяет сделать ряд выводов о сущности современной военной политики России и о характере ее влияния на уровень военной безопасности страны.
Необходимо отметить, что «военная доктрина включает положения по предотвращению войн и конфликтов, их характеру, противодействию угрозам военной безопасности, подготовке страны и её военной организации к защите государства, рассматривает основы применения Вооруженных Сил и других войск, определяет цели и формы их применения при обеспечении военной безопасности в мирное время, отражении (пресечении) вооруженного нападения (агрессии), в операциях по поддержанию и восстановлению мира в конфликтах», определяет базисные направления
военного строительства, подготовки страны и Вооруженных Сил к возможной войне.
В Военной доктрине сформулированы основные задачи обеспечения военной безопасности для всех уровней государственной власти, всех органов управления - от Федерального уровня до органов местного самоуправления.
Использованные источники:
1.Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5.02.2010 г. № 146 // Российская газета. 2010. 10 февраля.
2.Военная политология. М.: ИД «Красная звезда», 2006. С. 280.
3.Балуевский Ю.Н. Новая военная доктрина Российской Федерации. Продолжение разговора в узком кругу// Индекс безопасности № 4 (95), Том 16 . 2010. С. 21. URL: www.pircenter.org/data/publications/sirus4. (дата обращения: 24.06.2013).
4.Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5.02.2010 г. № 146 // Российская газета. 2010. 10 февраля.
Балуевский Ю.Н. Какой быть новой военной доктрине России // Российское Военное Обозрение. 2007.
Код УДК: 355/359
Качалков А.Д. магистрант
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, г.Екатеринбург ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Продуманная, четкая и взвешенная военная политика государстватная и конкретная Военная доктрина страны, способствуют успешному выполнению задач, стоящих перед Вооруженными Силами, только при наличии эффективной системы руководства и управления военной организацией государства.
При этом следует подчеркнуть, что эффективная управленческая деятельность возможна только на основе общих правил и принципов. Принципы управления служат связующим звеном между теорией и практикой, переводят содержание теоретических положений науки управления на язык практики управления. В них раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм и методов осуществления воздействия, характера взаимодействия субъекта и объекта управления1.
К принципам управления относятся: принцип единоначалия; принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в
1 Черных В.А. Законы и закономерности военного управления // Военная Мысль. 2006. № 6. С. 41.