УДК 347(09)
ДОЛГОБОРОДОВА Юлия Юрьевна, соискатель кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, юрист ООО «Архангельская Транснациональная Компания». Автор 6 научных публикаций
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 1961 года (историко-правовой аспект)
В статье рассмотрены историко-правовые аспекты создания Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года. Выявлено, что Гражданский кодекс РСФСР 1922 года по ряду общих положений не совпадал с соответствующими нормами гражданских кодексов иных советских республик, что нарушало единство гражданско-правового регулирования экономики СССР Советское гражданское законодательство развивалось в основном как законодательство общесоюзное, удовлетворяющее требованиям отраслевого принципа управления экономикой, что было следствием общей политики централизации. Общесоюзное законодательство было перегружено множеством излишне детализированных, второстепенных норм, в которых было невозможно учесть и отразить все многообразие и сложность регулируемых отношений. Имущественные отношения между различными социалистическими организациями развивались главным образом в обход гражданских кодексов. Повышение эффективности правового управления в сфере экономики без унификации законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения, было невозможно. Принятие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик стало важным шагом на пути строительства единого гражданско-правового механизма регулирования в сфере экономики страны.
Ключевые слова: история права и государства, история КПСС, отечественная история, гражданско-правовое регулирование, советское законодательство, народное хозяйство СССР, реформы
Н.С. Хрущёва.
Мы исследуем правоотношения в экономической деятельности в СССР для разработки концептуально-теоретических основ правового регулирования, развития и совершенствования механизмов правового регулирования в сфере экономики в соответствии с современными
© Долгобородова Ю.Ю., 2014
требованиями развития общества и государства. Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере государственно-правового регулирования экономической деятельности в СССР Предметом исследования - закономерности возникновения и развития норм советского
права, предопределившие особенности правового регулирования в сфере социалистической экономики. При разработке темы систематизированы и изучены материалы центральных архивов.
Установлено, что в послевоенный период в РСФСР продолжал действовать Гражданский кодекс 1922 года1, который по ряду общих положений не совпадал с соответствующими нормами гражданских кодексов иных советских республик, что, на наш взгляд, нарушало единство гражданско-правового регулирования экономики СССР Развитие отечественного законодательства, регулирующего имущественные отношения между различными социалистическими организациями, шло главным образом помимо ГК РСФСР Возникло разветвленное законодательство о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, о перевозках грузов и т. д.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26 июля 1936 года было установлено, что гражданское законодательство должно быть единым для всей страны2.
Начальным этапом кодификации гражданского законодательства явилось принятие Верховным советом СССР Закона от 11 февраля 1957 года3. Принятие этого закона стало реализацией (применительно к вопросам нормотворчества) решений ХХ съезда КПСС о расширении прав союзных республик во всех областях хозяйственной жизни. В Основах должны были быть закреплены не только общие принципиальные положения советского гражданского законодательства, но и конкретные правовые
нормы, определяющие существо важнейших гражданско-правовых институтов.
Нам представляется, что Основы гражданского законодательства, согласно ст. 14 Конституции СССР, могли получить свое выражение только в одноименном законодательном акте. Подобные Основы в СССР ранее не издавались.
Кодификационная работа по подготовке Основ проводилась в условиях определенной гласности, значительная ее часть была проведена Юридической комиссией при Совете министров СССР В образованную для подготовки проекта комиссию входили видные ученые-цивилисты. Работа была начата в конце марта 1957 года, а к концу июня уже был подготовлен первый вариант проекта, насчитывавший 215 статей4. Позже был подготовлен второй вариант проекта. Начиная со второго варианта все последующие, разрабатывавшиеся Юридической комиссией, носили название Основных начал гражданского законодательства СССР и союзных республик. Работа над законопроектом была завершена в середине сентября 1958 года5. Он был разослан в союзные республики.
Для рассмотрения замечаний по проекту Основ Советом министров СССР была образована комиссия из руководителей ряда министерств и ведомств под руководством председателя Верховного суда СССР А.Ф. Горкина. Одним из основных вопросов, вынесенных на обсуждение комиссии, был вопрос об ограничении содержания Основ нормами, регулирующими лишь отношения с участием граждан. После всестороннего обсуждения эта идея сторонников хозяйственного права была
1 Гражданский Кодекс РСФСР // Собр. узаконений РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.
2 Об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР: постановление ЦИК и СНК СССР от 26 июля 1936 г // Собр. законодательства СССР. 1936. № 40. Ст. 338.
3 Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов: закон СССР от 11 февр. 1957 г. // Вед. Верховного Совета СССР. 1957. № 4. Ст. 63.
4 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 51а. Д. 4656. Л. 9.
5 Там же. Л. 61-65.
единодушно отвергнута всеми членами комиссии6.
Законопроект Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик был представлен в Совет министров СССР и после одобрения правительством направлен в Президиум Верховного совета СССР в мае 1960 года.
Дальнейшая работа над проектом велась в Комиссиях законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей Верховного совета СССР. Она заняла около двух с половиной лет. В соответствии с новой Программой Коммунистической партии Советского Союза, принятой ХХТТ съездом КПСС, в проект Основ были внесены дополнения и уточнения7.
Наиболее существенными чертами законопроекта являются, на наш взгляд, следующие:
1. Проект исходил из начала единства регулирования имущественных отношений в СССР Это единство определялось социалистическим характером всей советской экономики, основу которой составляла социалистическая собственность на орудия и средства производства, значением планирования для всей хозяйственной жизни страны, характером личной собственности граждан как производной от социалистической собственности, а также использованием в коммунистическом строительстве товарно-денежных отношений в соответствии с содержанием, присущим им в социалистическом хозяйстве.
2. Проект Основ исходил из решений правящей партии о расширении прав союзных республик в области законодательства. За Союзом ССР сохранялось обеспечение принципиального единства всего гражданского законодательства и детальное регулирование лишь некоторых видов имущественных отношений, имеющих общее значение для всего народного хозяйства в целом. Однако и по этим видам
6 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 51а. Д. 4786. Л. 5.
7 Там же. Л. 10.
отношений союзные республики в случаях, указанных в законодательстве Союза ССР, могли принимать свои решения. К ведению союзных республик проект полностью относил регулирование таких институтов, как договоры займа, поручения, комиссии и др. По ряду важнейших институтов гражданского законодательства (купля-продажа, наем имущества, наем жилых помещений, подряд, наследственное право) проект содержал лишь принципиальные положения, а детальное регулирование этих отношений относил к гражданскому законодательству союзных республик. Таким образом, проект Основ создавал базу для разработки и принятия гражданских кодексов союзных республик, а также для издания общесоюзных нормативных актов.
3. Проект был направлен на дальнейшее укрепление и охрану социалистической собственности. Он исходил из того, что государство является единым собственником государственного имущества, а закрепленное за государственными организациями имущество состояло в их оперативном управлении (ст. 21). В то же время проект предусматривал, что государство не отвечает по обязательствам государственных организаций, являющихся юридическими лицами, а эти организации не отвечают по обязательствам государства.
В соответствии с п. «х» ст. 14 Конституции СССР Седьмая сессия Верховного совета СССР приняла Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик законом «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик».
Говоря о полноте включенных в Основы институтов, следует иметь в виду, что речь идет не о гражданских кодексах, а о законодательном акте, который призван формулировать только основные положения в области гражданского законодательства. Поэтому нормы, не имеющие
принципиального значения (например, о договорах дарения, мены и др.), здесь не упоминались, а наиболее важные и существенные гражданские правоотношения были отражены лишь в тех пределах, которые необходимы и достаточны для их общей характеристики. Однако в тех случаях, когда по самой своей природе какая-либо конкретная гражданско-право-
вая проблема требовала единого разрешения в масштабе всей страны, Основы прибегали к предельно детальным и исчерпывающе точным нормам, которые в соответствующих частях ни в каких дальнейших уточнениях не нуждались.
В соответствии с Законом СССР от 8 декабря 1961 года Основы были введены в действие с 1 мая 1962 года.
Dolgoborodova Yuliya Yuryevna
Kutafin Moscow State Law University (Moscow, Russia)
THE PRINCIPLES OF CIVIL LEGISLATION OF THE SOVIET UNION AND ITS REPUBLICS OF 1961 (Historical and Legal Aspect)
The paper deals with historical and legal aspects of the Act on Fundamental Principles of Civil Legislation of the Soviet Union and Its Republics of 1961. The Civil Code of the RSFSR of 1922 on a number of points differed from the rules in the civil codes of other Soviet republics, which undermined the unity of civil regulation of the Soviet economy. The Soviet civil law was developed as an all-union legislation that satisfies the requirements of the sectoral management of the economy, being a result of the general policy of centralization. The legislation, valid for the entire Soviet Union, was overloaded with too detailed, secondary standards which could not take into account and reflect the diversity and complexity of the regulated relations. Property relations between the various socialist organizations developed mainly in contravention of the civil codes. The legal management of the economy could only be improved by unifying the civil law. Adoption of the Fundamental Principles of Civil Legislation of the Soviet Union and Its Republics was an important step towards a unified civil law mechanism regulating the national economy.
Keywords: legal history, history of the Communist Party of the Soviet Union, Russian history, civil regulation, Soviet legislation, Soviet economy, Khrushchev’s reforms.
Контактная информация: адрес: 123995, Москва, ул. Садово-Кудринская, д. 9;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Красавцев Л.Б., доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова