ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Салова Л.В.
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Основы государственно-частного партнерства в процессе рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий
АННОТАЦИЯ:
Новая экономическая реальность показала необходимость поиска новых источников и факторов экономического роста. Одним из таких направлений может выступить рациональное вовлечение ресурсов особо охраняемых природных территорий в хозяйственный оборот, их трансформации в товары и услуги. При этом на сегодняшний день практически отсутствуют научные разработки, связанные с рациональным использованием ресурсов особо охраняемых природных территорий, существующий незначительный опыт в данной области разобщен и не систематизирован. В этой связи в исследовании рассмотрена возможность выстраивания таких процессов на основе государственно-частного партнерства, поскольку форма такого взаимодействия уже зарекомендовала себя с положительной стороны в других областях и сферах деятельности. Такая постановка вопроса отличается сравнительной новизной для отечественной науки, имеет особую актуальность и представляет несомненный интерес для теории и практики.
С учетом того, что 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом особо охраняемых природных территорий, возникает уникальный случай на фоне всеобщего внимания повысить актуальность обсуждения научных подходов и выработки инструментария по управлению данными процессами.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: особо охраняемые природные территории, устойчивое развитие, рациональное природопользование, государственно-частное партнерство
JEL: 132, 001, 057
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Салова Л.В. Основы государственно-частного партнерства в процессе рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 16. — С. 1991-2002. — doi: 10.18334/ф.17.16.36487
Салова Любовь Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.08.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.16.36487
(с) Салова Л.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
1992
Введение
В настоящее время, несмотря на активное обсуждение проблем создания предпосылок для устойчивого развития и синергетического взаимоотношения человека и общества с окружающей природной средой, в научной сфере практически отсутствуют четко сформулированные организационно-управленческие механизмы государственно-частного партнерства в этой сфере [1]. На базе концепции устойчивого развития требуют доработки и методы организации работы по вовлечению ресурсов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в экономический оборот на основе их рационального использования. С учетом того, что 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом особо охраняемых природных территорий, возникает уникальный случай на фоне всеобщего внимания повысить актуальность обсуждения научных подходов и выработки инструментария по управлению данными процессами.
Эволюция государственного управления особо охраняемыми природными территориями
История развития особо охраняемых природных территорий началась восемь веков назад. Первые охраняемые территории создавались из утилитарных соображений в основном с целью охраны охотничьих угодий от посягательства простолюдинов. Одной из первых охраняемых территорий стала Беловежская пуща, особый статус которой закрепил князь Даниил Галицкий (1220-1264). В России в период царствования Алексея Михайловича (1645-1676) охраняемые территории были созданы вокруг Москвы, в окрестностях Петербурга, Киева, на Кавказе и в Крыму, где были установлены «государева заповедь» или сезонные ограничения на охоту и на хозяйственную деятельность. Первые в нашем понимании настоящие заповедники стали появляться в России в конце XIX века, их основателями стали дворяне, понимавшие необходимость проведения природоохранных мероприятий [2].
Начало XX века в России стало отправной точкой следующего столетия развития заповедников и других типов охраняемых территорий, характеризующегося цикличностью государственной активности по принятию значимых управленческих решений [3]. В 1958 г. - принятие перспективного плана географической сети заповедников. В 1979 г. - утверждение схемы рационального размещения
1993
государственных заповедников, заказников, спортивных и промысловых охотничьих хозяйств в РСФСР на период до 1990 года. В 1986 г. -одобрена перспективная программа по организации государственных заповедников и национальных парков в СССР на период до 2000 года. В 1990 г. - принята Программа создания общесоюзной системы особо охраняемых природных территорий. В период 1994-1995 гг. принят Перечень государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994-2005 гг., в 1995 г. - принят закон об особо охраняемых природных территориях [4]. В 2001-2002гг. впервые для России было проведено обследование всех особо охраняемых природных территорий. В 2001-2006 гг. принята Экологическая доктрина [5] и определена стратегия развития особо охраняемых природных территорий до 2015 г.[6].
Сегодня в России последовательно реализуется государственная политика развития ООПТ на принципах устойчивого развития. Так, во исполнение Указа Президента РФ [7] в Российской Федерации 2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий, что подразумевает проведение ряда мероприятий [8], направленных на развитие науки и популяризацию знания об особо охраняемых природных территориях, проведение природоохранных акций и др., что открывает новые возможности для совершенствования методов государственно-частного партнерства.
Проблемы и перспективы организации государственно-частного партнерства в процессе трансформации ресурсов особо охраняемых природных территорий в товары и услуги
В настоящее время в России создано порядка 15 тысяч единиц ООПТ различных форм и подчиненности, которые располагаются на площади 134 млн га. (12% от общей территории России). За последние 5 лет площадь федеральных ООПТ увеличилась на 6 млн га, создано 24 ед. ООПТ федерального значения.
В Приморском крае сформирована сеть ООПТ федерального, регионального и местного значения - 292 единиц, которые располагаются на площади 2,315 млн га, что составляет 14% от общей площади Приморского края. Данный показатель говорит о достаточно высоком уровне выделения территории для ведения природоохранной деятельности. При этом международным показателем, характеризующим
1994
высокую степень развития (по занимаемым площадям), считается значение не менее 20% от площади региона, занимаемых ООПТ различных категорий. Спецификой сети ООПТ Приморского края являются: наличие как сухопутных, так и водных (морских) охраняемых территорий, наличие приграничных охраняемых территорий. Все это свидетельствует о высоком потенциале и значимости ООПТ, их важной роли в обеспечении качества окружающей природной среды в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Поставленная задача по разработке механизмов по стимулированию устойчивого развития региона, способствующих вовлечению в экономический оборот ресурсов ООПТ на принципах их рационального использования, требует выделения совокупности основных системных аспектов для создания таких условий на основе государственно-частного партнерства.
Согласно определению Римского клуба, под термином «устойчивое развитие» (англ. sustainable development) понимается «процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идет об обеспечении качества жизни людей». Термин «устойчивое развитие» очень четко вписывается в выражение «сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды». Другими словами, это право граждан на благоприятную окружающую среду, право будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
На основе принципов устойчивого развития сформулирована триединая концепция, которая объединяет экономическую, социальную и экологическую составляющие. Основной предпосылкой обеспечения устойчивого развития является проведение социально-экономической политики, ориентированной на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России, что требует совершенствования методов управления этим развитием. Таким образом, особо охраняемая природная территория, выполняя ресурсосберегающую функцию, является регулируемой
1995
государственными органами управления системой и выступает субъектом социально-экономических отношений на всех уровнях через трансляцию своих ресурсов во внешнюю среду [9]. Можно условно выделить следующие ресурсы, присущие ООПТ (рис. 1).
Биосферный ресурс
сохранение естественных экосистем на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса
Научно-образовательный ресурс
разнообразие экосистем и их компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений; теория российского заповедного дела, разработанная отечественными экологами и получившая мировое признание
Эколого-просветительский ресурс
информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование нации, опыт успешной работы по экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения населения
Рекреационный и туристический ресурс
наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма и организованной, регулируемой рекреации без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов
Эстетический и духовный ресурс
красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой
Рисунок 1. Ресурсы особо охраняемых природных территорий Источник: составлено автором.
Отбор ресурсов ООПТ и их перевод в продукт или услугу может осуществляться методом «воронки» [9], который подразумевает условное выделение всей совокупности ресурсов, их отбор с точки зрения перспектив создания новых продуктов, услуг, процессов. Далее проходит генерация идей новых продуктов, услуг процессов, отбор потенциально перспективных идей, на выходе инновационная идея продукта, услуги, процесса.
В этой связи отбор инноваций для их последующего внедрения должен основываться на определении критериальных значений их эффективности для различных групп потенциальных пользователей: государства, населения, деловых кругов, в том числе: целевая эффективность, социально-общественная эффективность, экономическая эффективность и др. [9].
С учетом необходимости развития производственного потенциала и повышения конкурентоспособности региона, ООПТ необходимо рассматривать также и в качестве системы, направленной на развитие
1996
ресурсов. В этой связи необходимо рассматривать потенциал участия ресурсов ООПТ в обеспечении общественного воспроизводства, росте экономического благосостояния отдельного человека и общества в целом. Для этого необходимо их не только сохранять, но и развивать, только в этом случае ресурсы особо охраняемых природных территорий становятся факторами регионального развития.
В макроэкономике человеческий капитал является главным фактором экономического роста и ресурсом экономического развития государства. С этой точки зрения все затраты и усилия, осуществляемые в области создания и развития ООПТ, необходимо рассматривать как инвестиции в человеческий капитал, поскольку человек неотделим от среды своего обитания и напрямую зависит от ее качественного состояния. На первое место все в большей степени выходят человеческий капитал, факторы, связанные с формированием и развитием интеллектуального потенциала, созданием возможностей и среды для развития творческой и инновационной деятельности. Потребление человеком ресурсов ООПТ ведет к росту общественного воспроизводства, производительности труда и эффективности производства, росту доходов человека, семьи, общества в целом. Таким образом, приобретают особую актуальность вопросы максимального продвижения ресурсов ООПТ к человеку их потребляющему. При этом улучшение качества среды обитания является предпосылкой для роста общественного воспроизводства, производительности труда и эффективности производства, роста доходов человека, семьи, общества в целом, что, в свою очередь, отражается на улучшении качества природной среды как национального достояния. Определенные взаимосвязи позволяют выделить основной, важный момент, требующий детальной проработки - это процесс трансляции ресурсов ООПТ в среду обитания человека для полноценного их использования в повышении экономического благосостояния при безусловном выполнении их основного предназначения - сохранения качества окружающей природной среды как национального достояния.
Значительные перемены в российском обществе, изменения в законодательной базе, реформа административной системы, кризисные явления в экономике и финансовой сфере, усилия по повышению качества жизни, необходимость развития человеческого капитала -определяют необходимость совершенствования системы управления российскими особо охраняемыми природными территориями.
1997
Обеспечение их эффективного функционирования и управления развитием в современных условиях требует разработки качественно новых методов управления этими процессами.
Единственным способом увеличения информации о системе является ее изучение, направленное на уяснение закономерностей и аспектов, важных с практической точки зрения с позиции управления, что ориентирует на разработку методов получения информации об объекте управления на основе развития организационно-методических основ изучения (получения информации) о состоянии управляемой системы. В этой связи автором предложено и реализовано теоретическое и методологическое обеспечение для оценки ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий региона как основы для создания новых товаров и услуг, характеризующихся высокой полезностью и ценностью для человека и общества. Основными свойствами любой системы является измеримость и эффективность. При этом измеримость - это способность системы измерять свои характеристики, а эффективность - это способность решить проблему с помощью данной системы. Для решения данной проблемы автором предложена методика оценки участия ООПТ в социально-экономическом развитии региона, которая была апробирована на примере Приморского края [2].
Развивая подход к управлению устойчивым развитием региональной сети ООПТ как ресурсосберегающей и ресурсоразвивающей системы, рассмотрена возможность организации данного процесса на основе государственно-частного партнерства. Основными предпосылками такого подхода являются выстраивание полного цикла трансляции ресурсов ООПТ в товары и услуги, что выражается в создании новых товаров, услуг, процессов, удовлетворении потенциального спроса и роста общественного воспроизводства как одного из факторов устойчивого развития. Второй предпосылкой является формирование инфраструктуры устойчивого инновационного развития. Объектами этой инфраструктуры являются участники регионального кластера, а также созданная вокруг них среда, в рамках которой произойдет повышение общественной значимости особо охраняемых природных территорий, лояльности потребителей к товарам и услугам, производимых на основе их ресурсов, снизятся риски нарушения экологического баланса, интенсивного освоения природных ресурсов (рис. 2).
1998
Рисунок 2. Стратегическая карта управления факторами устойчивого развития и рационального использования ресурсов ООПТ Источник: составлено автором.
С учетом региональной специфики предложенный подход возможен к использованию и в других регионах Российской Федерации, испытывающих аналогичные сложности в выстраивании стратегии вовлечения ресурсов ООПТ в хозяйственный оборот на принципах устойчивого развития.
Таким образом, удовлетворение существующего запроса на развитие государственно-частного партнерства в этой сфере возможно через реализацию следующих мероприятий:
1. Обобщение передового опыта в области рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий.
2. Выделение совокупности основных системных аспектов для создания условий устойчивого развития и определение возможности их реализации на основе государственно-частного партнерства.
3. Исследование потенциала внешней и внутренней среды особо охраняемых природных территорий, разработка стратегии развития как в масштабах страны, так и контексте регионального и местного развития.
4. Разработка теоретического и методологического обеспечения для оценки ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий как основы для создания новых товаров и услуг, характеризующихся высокой полезностью и ценностью для человека и общества.
1999
5. Создание информационной системы обеспечения функционирования новых организационно-экономических форм организации государственно-частного партнерства в процессе трансляции ресурсов ООПТ в товары и услуги.
Новизна результатов заключается в создании инструментария запуска новых точек роста для устойчивого развития региона на основе вовлечения ресурсов ООПТ в хозяйственный оборот за счет активизации инновационной деятельности и предпринимательских инициатив, проведения мероприятий по повышению качества жизни населения и развития человеческого капитала при безусловном сохранении качества окружающей природной среды.
Год особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации: основные мероприятия и ожидания
Для целей реализации Указа Президента РФ [7] Правительством РФ утвержден перечень мероприятий на 2017 год [8] по проведению в России Года особо охраняемых природных территорий, который охватывает следующие направления:
—форумы, посвященные проблемам заповедного дела, развитию особо ООПТ, охраны природы, эколого-просветительской деятельности и др.;
— выставки, конкурсы и фестивали, направленные на развитие творческих инициатив и профессионального мастерства, знакомство граждан и гостей страны с уникальными экологическими объектами и экосистемами, популяризацию здорового образа жизни, в т.ч. для молодежи, в гармоничном сосуществовании человека с окружающей природной средой и др.;
— природоохранные акции, направленные на развитие волонтерского движения, популяризацию знаний, вовлечение населения в процесс охраны окружающей среды и экологии;
—выпуск полиграфической и сувенирной продукции;
— освещение темы особо охраняемых природных территорий в средствах массовой информации;
— иные тематические мероприятия.
Комплексные мероприятия запланированы к проведению на федеральном уровне, а также в субъектах федерации. Например, в Приморском крае будут проведены такие мероприятия, как: проект «Океан без границ», организация и проведение шествия «День тигра».
2000
При этом, помимо подведения итогов работы Министерства природных ресурсов и прочих профильных государственных и ведомственных организаций, хотелось бы, чтобы на этапе подготовки к событию 100-го юбилея было уделено внимание и таким вопросам, как принятие долгосрочных программ и стратегий развития ООПТ, внесение изменений в законодательство, способствующих улучшению некоммерческого и предпринимательского климата в сфере трансформации уникальных ресурсов ООПТ в товары и услуг, поддержка научных исследований в сфере развития новых форм организации государственно-частного и муниципально-частного партнерства, развитие волонтерского движения, создание и поддержка молодежных общественных организаций, что в целом позволит продолжить и дальше работу по сохранению качества среды обитания, повышению качества жизни и развитию человеческого капитала.
Заключение
Результатом исследования является сформулированный подход к выстраиванию государственно-частного партнерства в процессе вовлечения ресурсов ООПТ в экономический оборот на основе их рационального использования. Его реализация позволит, с одной стороны, повысить качество жизни населения, определить точки роста предпринимательской и инвестиционной активности по созданию новых уникальных товаров и услуг, обладающих высоким уровнем полезности, с другой стороны - обеспечить сохранение качества окружающей природной среды и уникальных объектов экосистемы. Дальнейшим направлением работы в данной области будет являться развитие подходов и инструментария по методическому обеспечению и практической реализации выделенных в исследовании ключевых мероприятий по созданию условий устойчивого развития на принципах государственно-частного партнерства.
2001
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).
2. Горяшко А. История российских заповедников // Биология. - 2000. - № 40. - Режим
доступа: Ийр://Ью.1зер1етЬег.ги/агйс!е.рИр?Ю=200004001
3. Салова Л.В. Особо охраняемые природные территории: управление устойчивым
инновационным развитием: Монография. - М.: Креативная экономика, 2011. - 144 с.
4. Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных
территориях» (ред. от 03.07.2016).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р «Об
Экологической доктрине Российской Федерации».
6. Концепция стратегии развития и управления особо охраняемыми природными
территориями Российской Федерации до 2015 г. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2006.
7. Указ Президента Российской Федерации от 01.08.2015 № 392 «О проведении в
Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2720-р «О плане
основных мероприятий по проведению в 2017 г. в РФ Года особо охраняемых природных территорий».
9. Салова Л.В. Особо охраняемые природные территории: управление переходом к
устойчивому развитию // Российское предпринимательство. - 2009. - № 7-1. - С. 171-176.
10. Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 308 с.
11. Салова Л.В. Основные направления стимулирования инноваций в управлении
региональной сетью особо охраняемых природных территорий // Инновации. -2010. - № 6. - С. 120-125.
Lyobov V. Salova, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Economics and Management, Vladivostok State University of Economics and Service
Fundamentals of public-private partnership in the process of rational resource use in specially protected natural reservations
ABSTRACT
New economic reality has demonstrated the need for new sources and factors of the economic growth. Rational use of the resources of specially protected natural reservations and their translation into goods and services may become one of such directions. At that, there aren't many research works related to rational resource use in specially protected natural reservations at the present time. At the same time, the existing experience is insignificant and not systematized. In this connection the author discusses the possibility to carry out such processes on the basis of public-private partnership, because the form of such interaction has proven to be efficient in other areas and spheres of activity. Such statement of the question is relatively new for the domestic science; it has a particular relevancy and may be useful both in terms of theory and practice.
Given that 2017 was declared the Year of specially protected natural reservations and against the background of general attention to this problem, there is a unique opportunity to increase the topicality of the discussion of the scientific approaches and development of instruments for managing these processes.
KEYWORDS: specially protected natural reservations, sustainable development, rational nature use, public-private partnership