Научная статья на тему 'Основы формирования общественных и культовых зданий Центральной Азии эпохи древности'

Основы формирования общественных и культовых зданий Центральной Азии эпохи древности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мукимова С. Р.

Формирование общественных и культовых зданий базируется прежде всего на историко-содержательном принципе, в основе которого лежит понятие культуры как общественной деятельности, определившей объемно-пространственную структуру первых сооружений, созданных человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of Public and Religious Building Formation of Central Asia of the Antiquity

The article discloses the bases of public and religious building formation on the spacious territory of Cenral Asia the area of the Aryan tribes in the Bronze Age and the Early Iron Age.

Текст научной работы на тему «Основы формирования общественных и культовых зданий Центральной Азии эпохи древности»

Основы формирования общественных и культовых зданий Центральной Азии эпохи древности. С.Р.Мукимова

Формирование общественных и культовых зданий базируется прежде всего на историко-содержательном принципе, в основе которого лежит понятие культуры как общественной деятельности, определившей объемно-пространственную структуру первых сооружений, созданных человеком. Почти все сохранившиеся остатки памятников древности являются объектами официальной архитектуры -храмы, погребальные комплексы, дворцы. Однако конструктивные и планировочные решения, декоративные мотивы были разработаны еще при возведении первых построек, прежде всего жилища.

Действительно, история строительной деятельности человека, послужившей основой для возникновения архитектуры, начинается с того времени, когда неандертальцы, не довольствуясь созданными природой укрытиями - гротами, навесами скал и пещерами, стали приспосабливать их для временного и постоянного обитания, т.е. строить жилища. Такие укрытия, относящиеся к среднему палеолиту (200-35 тысяч лет), археологически вскрыты во многих районах Центральной Азии: в Туркменистане (Центральный Копетдаг), Узбекистане (пещерные стоянки под Ташкентом и Самаркандом), в Таджикистане (многочисленные стоянки в Западной Фергане, в районе Ура-Тюбе-Истравшана, в Гиссарской и Вахшской долинах, в районе Дангары и других местах) [1].

Рис. 1. Дворцово-культовый комплекс Саразма. Аксонометрический рисунок (по А.И.Исакову)

Рис. 3. Раскоп VII. Саразм, илл. 1 (по А.И.Исакову)

Видный советский теоретик архитектуры А.К.Буров писал, что «с жилища начинается архитектура, с жилища начинается город» [2]. Глубокие связи жилой - народной -архитектуры с хозяйственным укладом, климатом, материалами для построек, представлениями о комфорте и защищенности определили относительную устойчивость строительных и художественных традиций, создали бытовую и эстетическую среду, в которой воспитывались и строители, и заказчики.

Созданные человеком формы глиняных жилищ переводились в культовые и дворцовые постройки при значительном увеличении размеров. Количественный переход к грандиозным масштабам - один из главных путей трансформации народных традиций в общественной и культовой архитектуре.

Строительное искусство, начавшееся с устройства простейших укрытий и идолов, постепенно развивалось, отражая культурный и технический прогресс в человеческом сообществе.

Необходимость перекрытия внутреннего пространства привела к формированию стоечно-балочной и сводчато-купольной тектонических систем, на основе которых начали возводиться здания разного назначения.

Развитие абстрактного мышления, усложнение социальных отношений (например, в Саразме, древнейшем оседло-земле-

Рис. 2. Раскоп II. Саразм (по А.И.Исакову)

Рис. 4. Раскоп VII. Саразм, илл. 2 (по А.И.Исакову)

дельческом поселении эпохи позднего неолита на севере Таджикистана) отражаются в поисках форм культовых сооружений, роль которых принимают на себя в том числе общественные хранилища зерна, расположенные обычно в центре поселений, и святилища тотемных предков (рис. 1-4).

Середину III тысячелетия до нашей эры принято считать началом эпохи бронзы, когда древний человек впервые в истории освоил металл - сплав олова с медью. Бронза постепенно распространилась по всему земному шару. Когда во всем Эгейском мире, Египте, Двуречье, Сирии, Китае и Индии наступил расцвет рабовладельческого общества, в большинстве европейских и азиатских стран еще сохранялся первобытнообщинный строй.

Освоение бронзы сопровождалось важными социальноэкономическими событиями в жизни древних земледельческих общин. Во-первых, в этот период начинается разложение первобытного родового строя. Во-вторых, в эпоху бронзы происходит разделение труда между скотоводами и земледельцами, что ведет к различиям в экономике, культуре, организации жилой среды, к появлению особенностей в архитектуре. Благодаря использованию бронзовых орудий при возведении ответственных сооружений - крепостей и храмов - выросла культура строительных работ. Рубящий и режущий инструмент из бронзы открыл широкие возможности обработки дерева, в том числе и для строительства. Обрабатывался и камень, что позволило перейти в ряде районов от глинобитных стен к каменной кладке насухо с точ-

ной подгонкой стандартных тесаных блоков (на Ближнем Востоке, Кавказе, Египте и других территориях) [3].

В земледельческих районах социальные процессы завершаются созданием первых земледельческих государств в Египте, Передней Азии, Индии, Китае, где складываются крупные города, развивается архитектура (например, Мемфис, столица раннего царства в Египте около III тысячелетия до нашей эры) [4].

Вместе с ростом этих древнейших очагов культуры происходит взаимопроникновение традиций на огромной территории Ближнего и Среднего Востока, что ускоряет развитие первобытного общества в Центральной Азии (например, Саразм уже в пору позднего энеолита имел торговые меновые отношения с Юго-Западной Азией, Двуречьем и другими культурными регионами).

В Средней Азии (как срединной части Центральной Азии) эпоха бронзы - это период интенсивного развития производительных сил и производственных отношений. Помимо этого, Средняя Азия тогда являлась ареной взаимных влияний между двумя культурно-хозяйственными зонами: степной (Южное Приаралье -древний Хорезм, Ферганская долина и горные районы Средней Азии) и оседло-земледельческой (Южный Туркменистан, Южный Узбекистан и Северный Афганистан). В долине реки Зеравшан происходило смешение этих зон, и существует предположение о прямом участии культуры Южного Туркменистана в появлении раннеземледельческого оазиса в верховьях Зеравшана [5]. Поэтому

Рис. 5. Алтын-10. Объект I. Общий план раскопок (а), реконструкция (б)

Рис. 6. Алтын-10. Объект II. Общий план раскопок (а), аксонометрия (б), реконструкция (в) (по В.И.Сарианиди)

56 2 2009

культуры Средней Азии, в том числе на территории Таджикистана в эпоху энеолита и бронзы, развивались в тесном взаимодействии друг с другом и с культурами близлежащих регионов (рис. 5-8).

В первой половине I тысячелетия до нашей эры (IX -середина VI века до нашей эры) в Средней Азии распространяются изделия из железа, что явилось началом «железного века», хотя полное вытеснение бронзы происходит лишь в Ш-П веках до нашей эры.

Этот период характеризуется большими социально-экономическими и этническими изменениями, связанными с развитием цивилизации Арианы. По утверждению академика АН Таджикистана Н.Н.Негматова, в ^-Ш тысячелетиях до нашей эры (т.е. 6-5 тысяч лет назад) на территории Центральной Азии существовала цивилизация, где люди вели оседлый образ жизни, было развито земледелие и ирригация, созданы оазисы, поселения и ранние города с жилищами, общественно-духовными и административными центрами, сформирован блок ремесленных профессий с сообществами мастеров, в том числе в сфере строительного искусства [6].

К концу эпохи начинаются миграционные процессы из Арианы в разные регионы Евразии. Миграция ариев из прародины, как отмечает Н.Н.Негматов [6], имела огромное этноязыковое и культурно-историческое значение для всей Евразии, открывшей новый этап своей истории с огромным этническим, производственным и культурным наследием, создав ныне здравствующую большую индоевропейскую группу народов и наций с арийскими корнями.

На появление общественно-культовых зданий и сооружений оказало воздействие организация урбанизированных поселений, т.е. городов. Как отмечено в книге Р.С.Муки-мова «Истоки зодческого искусства ариев Центральной Азии», город - это порождение целой системы явлений в экономической и социальной жизни общества, он появляется только после формирования государства и сложения классов. Города - это центры ремесла и торговли, средоточие политической власти. Археологическими показателями

Рис. 7. Дашлы-3. Круглый храм. Аксонометрия (по В.И.Сарианиди)

существования городов являются общественные сооружения, связанные с административными пунктами города, социальное расслоение, документированное структурой самого поселения и неравенством погребального обряда его обитателей, наконец, письменность [7].

Мы особо акцентируем внимание на вышесказанном потому, что именно в эпоху бронзы и раннежелезного века в Центральной Азии формируются предпосылки для появления протогородских поселений, особенно в Маргиане, где наиболее показательна преемственность традиций ранних урбанизированных поселений, привнесенных иноплеменным населением из более развитых районов Ближнего Востока. Уже в энеолитическом поселении Геоксюрского оазиса Муллали-депе появляются черты поселения «протогородского» типа: совокупность кварталов многокомнатных домов, крепостные стены с башнями, развитие ремесла (керамическое производство), наличие общественных зданий и погребальных сооружений и другие [8]. Следует отметить, что геоксюрцы впервые в Средней Азии начали хоронить умерших в «фамильных склепах» - толосах, круглых в плане купольных постройках из кирпича, и эта традиция, по предположению В.И.Сарианиди, была привнесена иноплеменным пришлым населением из Юго-Западного Ирана [9].

Другой примечательной особенностью «протогородских» поселений Геоксюрского оазиса являются общественные здания со стенами двойной толщины (относительно стен жилых строений). По предположению исследователей, сооружения имеют общинный характер - родовое святилище или «мужской дом» [10].

Одним из интересных поселений Маргианы поры позднего энеолита и развитой бронзы (2100 -1650 годы до нашей эры) является поселение Алтын-депе, которое в эпоху расцвета занимало площадь 46 гектаров с населением 5 тысяч жителей [11]. В эпоху бронзы Алтын был окружен укрепленной линией стен с полукруглыми башнями, где толщина стен была от 0,8 до 6 метров (прототип оборонительных стен и башен). По словам В.М.Массона, в период расцвета посе-

Рис. 8. Дашлы-3. Круглый храм. Реконструкция (по В.И. Сарианиди)

ление имело довольно четкую планировочную структуру, в архитектуре было выражено стремление к монументальности и строгой геометричности [12]. Алтын состоял из четырех различных частей, каждая из которых резко отличалась от других планировкой и архитектурой построек, а также предметами материальной культуры. В частности, в поселении выделяются кварталы ремесленников, состоятельных горожан, знати и культовый комплекс.

Культовый центр существовал в Алтыне на протяжении нескольких поколений и трижды кардинально перестраивался. В конце III тысячелетия до нашей эры культовый комплекс занимал площадь около 1 тыс. кв. м. Его архитектурно-композиционным центром была четырехступенчатая башня, построенная из сырцового кирпича. Соорудили ее следующим способом: небольшой холм, содержащий культурные остатки времени позднего Намазга IV (середина и вторая половина III тысячелетия до нашей эры), облицевали сырцовыми кирпичами и к этому холму пристроили башню. Башня была украшена пилястрами, длина фасада составляла 21 метр, а четыре ступени башни поднимались как минимум на 8 метров. Своей архитектурой она явно напоминает знаменитые зиккураты Месопотамии.

На севере культовый центр отделялся от остального поселения изолированно стоящим домом с примыкающими к нему подсобными постройками. По предположению В.М.Массона, это было жилище главного жреца - здание напоминает дома из квартала знати; дом располагался рядом с культовым комплексом. К югу от него найден большой погребальный комплекс, состоящий из ряда помещений. Тут и святилище со священным огнем, алтарем и предметами культа, и собственно гробница [13].

На основе признаков городской культуры (социальная и имущественная дифференциация населения, производство посуды для меновой торговли, наличие различных типов жилища, культового комплекса, мужских и астральных божеств, зарождение письменности в виде знаков и другие) ученые сделали предположение о том, что Алтын-депе мог быть городом, характеризующим городскую цивилизацию древневосточного типа [14].

Поселение Саразм, как отмечалось выше, также является ранним городом (протогородом) (рис. 1-4). Уже в 30002000 годах до нашей эры, в эпоху ранней бронзы, на Сараз-ме появляются элементы социальной дифференциации, получает развитие культовая идеология, проявившаяся в наличии святилищ с алтарями, связанными с культами небесных светил Солнца и Луны. Более того, А.И.Исаков делает предположение о том, что в культовых воззрениях саразмийских общин зарождаются зороастрийские религиозные концепции, истоки которых связаны с эпохой ранней и развитой бронзы среднеазиатского региона [15].

В III тысячелетии до нашей эры отмечается расширение культурных связей Саразма, простирающегося уже до культур Месопотамии, Хорасана, Белуджистана, Индии и др.

В Саразме появляется ряд зданий, носящих общественный характер: храм, зернохранилище с четкой плановой структурой, возведенные из сырцового кирпича [16].

Раннежелезный век знаменателен и тем, что именно в его недрах зарождались первые крупные объединения племен и формировались первые государственные образования, как, например, Хорезм, объединения восточноиранских племен, Древнебактрийское государство, в состав которого входили Маргиана и Согд. Объединение племен в государственные образования способствовало необходимости укрепления поселений, храмов и отдельных усадеб, появлению фортификационных сооружений для защиты от других воинствующих племен [17].

Литература

1. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., «Наука», 1972, с. 12-13; История таджикского народа. Т. 1. Душанбе, «АН РТ», 1998, с. 61-81.

2. А.К.Буров. Об архитектуре. М., «Стройиздат», 1960, с. 23.

3. ВИА, в 12-ти томах. Том 1. М., «Стройиздат», 1970, с. 30.

4. А.В.Бунин. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Том 1. Изд. д. 2-е. М., «Стройиздат», 1979, с. 13-12.

5. А.И.Исаков. Саразм. Душанбе, «Дониш», 1991, с. 107.

6. Н.Н.Негматов. Прародина ариев. Душанбе, 2005, с. 37-40.

7. Р.С.Мукимов. Истоки зодческого искусства ариев Центральной Азии. Душанбе, «АН РТ», 2005, с. 24.

8. И.Б.Шишкин. У стен Великой Намазги. М., «Наука», 1977, с. 136-137.

9. В.И.Сарианиди, Г.А.Кошеленко. За барханами - прошлое. М., «Наука», 1966, с. 86-87.

10. И.Н.Хлопин. Геоксюрская группа поселений эпохи неолита. М. - Л., «Наука», 1964, с. 141.

11. В.М.Массон. Раскопки на Алтын-депе в 1969 г. Ашхабад, 1970, с. 19.

12. В.М.Массон. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., «Наука», 1976, с. 146-160.

13. И.Б.Шишкин. У стен Великой Намазги, указ. соч., с. 160-163.

14. И. Б.Шишкин. У стен Великой Намазги, указ. соч., с. 173-174.

15. А.И.Исаков. Саразм, указ. соч., с. 126.

16. А.И.Исаков. Саразм - заря цивилизации // Мероси ниегон. Душанбе, 1992. №1, с. 24.

17. История таджикского народа. Т. 1, указ. соч., с. 238-249.

Bases of Public and Religious Building Formation of Central Asia of the Antiquity. By S.R.Mukimova

The article discloses the bases of public and religious building formation on the spacious territory of Cenral Asia - the area of the Aryan tribes in the Bronze Age and the Early Iron Age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.