Научная статья на тему 'Основы экспертной оценки надё жности проектных решений линейных (протяженных) объектов строительства'

Основы экспертной оценки надё жности проектных решений линейных (протяженных) объектов строительства Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Харитонов В.А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы экспертной оценки надё жности проектных решений линейных (протяженных) объектов строительства»

основы экспертной оценки надежности проектных решений линейных (протяженных) объектов строительства

В.А.Харитонов (МГСУ)

1. Введение

Выполнение инженерно-технической, экономической, организационно-строительной, экологической и другой экспертизы протяженных объектов или, как их иногда называют, линейных объектов строительства имеет специфические особенности, которые должны учитываться. К ним относятся автомобильные и железнодорожные линии, магистральные трубопроводы нефти и газа, водоводы, каналы и т.п. объекты, для которых в действующих инструкциях и правилах не отражена необходимости учета фактических условий строительства, особенностей эксплуатации и, как следствие, полноценного проектирования, что подтверждается постановлением правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613.

Отличие линейных объектов, от сосредоточенных заключается в следующем:

- строительные площадки этих объектов имеют значительную длину, протянувшуюся порой на многие километры;

- инженерно-геологическая обстановка вдоль трассы строительства может резко отличаться по основным параметрам (начиная от скальных пород до заболоченных участков и вечномерзлых грунтов);

- трасса строительства может пересекать несколько климатических поясов;

- районы строительства могут проходить по территории необжитых и отдаленных районов, через густонаселенные или ценные земельные участки, в т.ч. пересекая заповедные и охраняемые государством территории.

Эти отличия существенно влияют на организацию и управление строительным процессом, а также на условия эксплуатации линейного объекта. Поэтому в проекте должно быть подробно рассмотрены все экстремальные ситуации и тщательно оценены в экспертном заключении, как это требуется в постановлении правительства РФ от 22.04.97 г. № 462.

2. Особенности и правила проведения экспертизы линейных объектов

Перед выполнением экспертизы необходимо тщательно изучить содержание инвестиционных проработок, техническо-экономические параметры проекта, особенности региона строительства (инженерная геология и гидрология, климат, инфраструктура районов прокладки трассы и т.д.) и оценить полноту и достоверность использованной в проекте информации. Этому вопросу должно быть уделено максимум внимания, так как несоответствие проекта поставленной цели может снизить эффективность проекта, а несоответствие условиям внешних воздействий снизит надежность и долговечность объекта и, порой, создать аварийную ситуацию с соответствующими потерями и убытками. Основные этапы выполнения экспертной оценки представлены на рис.1.

На первом этапе экспертизы оцениваются все возможные региональные потери и ущербы в связи со строительством протяженного объекта, включая социальный, экономический, экологический, производственный и др. риски, а также выявляются наиболее опасные участки трассы и ненадежные инженерные и конструктивные решения.

ВЕСТНИК _МГСУ

На втором этапе рассматривается возможность исключения или снижения уровня риска (обход опасного участка, например, сейсмоопасный район, оползневые и селевые участки, слабые грунты оснований, большие площади акваторий и т.п., применение новых эффективных технологий и рациональных конструктивных решений, повышающих надежность объекта).

При экспертизе проектов строительства линейных объектов проверяется: 1. Хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности результатов функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов. Наличие достаточных и необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора, а также с общественностью региона строительства.

Рис. 1. Основные этапы экспертной оценки проекта протяжённых объектов

2. Соответствие принятых решений инвестиционному предложению и другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами надзора при согласовании основных параметров объекта. Обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспеченности сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, из условий потребности в выпускаемой продукции или представляемых услуг.

3. Обоснованность выбора трассы (площадки) строительства с учетом экономических, климатических, градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов, с учетом согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения объекта.

4. Достаточность и эффективность принятых технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий. Достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

5. Целесообразность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов, состава основного оборудования и т.д. Оценка технического уровня намечаемого к строительству или реконструкции предприятия (производства), его удельных параметров материало- и энергоемкости.

6. Оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с существующими объектами и перспективами нового строительства, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций, по системам энергоснабжения, защиты от коррозии и др. вопросам инвестиционной задачи.

7. Обоснованность принятых направлений трассы, объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Обеспечение архитектурного единства и высокого уровня внешнего облика зданий и сооружений, соответствие их социальным требованиям в увязке с существующей застройкой и ландшафтом территории. Оценка эффективности рациональному использованию земельных территорий.

8. Оценка проектных решений по организации строительства, эффективность условий его реализации. Достоверность определения стоимости строительства. Оценка эффективности инвестиций в строительство всего объекта или отдельных его элементов. Рекомендации по дополнительной детальной проработке неудовлетворительных проектных решений при последующем проектировании. По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации).

9. При выявлении грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации даются предложения о применении в установленном порядке к разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлений (аннулировании) действия выданных им лицензий.

3. Оценка надёжности проектного решения

Определение ущерба и потерь, вызываемых различными техногенными причинами и природными явлениями, с учетом конкретных производственных потребностей определяется для следующих основных случаев:

1. Определение расчетного (ожидаемого) ущерба, т.е. прогнозируемого с учетом вероятности событий, принимаемого в зависимости от инженерного (проектного) решения, фактического исполнения при строительстве и уровня эксплуатационного обслуживания объекта или его элемента (части).

2. Оптимизационный анализ и оценка вариантов технических решений по обеспечению надежности объекта и соответствующих этим решениям определенных (задаваемых) уровней возможных аварийных ситуаций, вызываемых различными ожидаемыми вероятностными событиями, в том числе техно- и гомогенными, которые рас-

сматриваются в сочетании с фактическим и прогнозируемым состоянием объекта. Такой анализ целесообразно выполнять при разработке ТЭО инвестиций, ТЭО проектирования, а также ТЭО строительства.

3. Оперативная оценка ущерба в случае произошедшей аварии, отказа работоспособности или стихийного бедствия.

Для решения таких задач, в том числе для определения параметров риска, используются шкалы аварийных ситуаций по 5-ти и 10-ти балльным оценкам, которые идентифицируются с количественными параметрами состояния конструкций на рассматриваемом объекте либо с величинами возможных потерь производственных мощностей этого объекта. Например, в табл. 1. приведена 5-ти балльная шкала оценки аварийных ситуаций с учетом стоимости объекта в целом или отдельных его частей, а в табл. 1. дана 10-ти балльная шкала для учета потерь и ущербов на объектах добычи, транспортирования и переработки нефти или газа.

Таблица 1. Пятибалльная шкала осредненных значений ущерба в составе основных средств производства на рассматриваемом объекте

Шкала оценки степени аварийной ситуации Средние значения коэффициента ущерба, К; Величина ущерба с учетом оценочной стоимости объекта,

1 0,05 У; < 0,1 С;

2 0,25 У = 0,1...0,4 С1

3 0,50 У= 0,41...0,6 С1

4 0,75 У = 0,61...0,9 С1

5 >0,90 У > 0,91 С1

Примечание. 1. Значение Сг принимается по данным оценочной стоимости на момент аварии или ожидаемого события;

2. Шкала балльности аварийной ситуации может быть дана в обобщенном (универсальном) виде или составлена для рассматриваемого объекта в конкретных условиях его эксплуатации.

Количественные данные и характеристики состояния объекта для определения степени аварийной ситуации на трубопроводном транспорте приведены в разделе 4 настоящей статьи.

Организация и управление процессами предупреждения и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий осуществляется на основе сведений об уровне надежности объекта и оценке экономических последствий при сбоях в технологических процессах, возможных авариях и стихийных бедствиях.

Порядок оценки надежности и безопасности объекта на основе физико-механического состояния объекта и прогноз поведения объекта в условиях конкретных эксплуатационных нагрузок содержит следующие основные расчетные этапы:

- анализ состояния объекта и поиск опасных зон и участков;

- диагностика состояния элементов конструкций и оборудования;

- определение параметров фактических и прогнозируемых нагрузок и воздействий;

- определение напряженно-деформированного состояния объекта исследования;

- определение остаточного ресурса наиболее уязвимых элементов исследуемого объекта с уточненными и конкретизированными значениями коэффициентов условий работы и надежности;

- оценка состояния объекта с учетом заданных критериев надежности и безопасности;

- разработка оптимальных схем и способов вывода объекта или какого либо его участка из экстремальных ситуаций в условиях возможного ремонта или режима безаварийной работы.

Таблица 2. Десятибалльная шкала значений ущерба в основных фондах объекта и потерь ( функции стоимости производимой товарной продукции

Шкала оценки и аварийной ситуации Ущерб в основных фондах и сопутствующие затраты, связанные с аварийно-восстановитель-ными работами, % (К;) Потери в производимой с участием аварийного объекта продукции П , измеряемые в относительной суточной стоимости

1 0,5 0,0000 ... 0,025 П

2 0,51...2,5 0,0251... 0,050 П

3 0,26...5,0 0,0510 ... 0,200 П

4 0,51...10,0 0,2100... 5,000 П

5 10,1...15,0 5,100... 10,000 п

6 15,1...25,0 10,100...25,000 П

7 25,1...40,0 25,100...50,000 П

8 40,1... 60,0 50,100...75,000 П

9 60,1...85,0 75,100...90,000 П

10 85,1...100 и более 90,100...100,000 п

Примечание. 1. Значение Пг принимается по данным среднего объема транспортируемой нефти и за рассматриваемый период;

2. Балльность аварийной ситуации принимается из условий ожидаемых потерь товарной продукции при выходе из строя одного из элементов конструкций или технологического оборудования в составе трубопроводной системы.

Принятие решений о степени опасности рассматриваемого объекта, его части или элемента осуществляется на основе изучения строительно-монтажной и эксплуатационной документации, данных обследований и диагностики, а также информации о проведении ремонтных работ за весь период функционирования объекта.

3.1. Совокупная оценка надёжности объекта строительства

Совокупная оценка надежности исследуемого объекта выполняется в соответствии со следующими зависимостями:

а. По дефектам и порокам в конструкиионном материале исследуемого объекта с учетом соблюдения неравенства

5 ф < § р * Кх * Ку * К4 (1)

где, 8 ф и 8 р - соответственно фактический и расчетный (или нормативный) дефект в конструкциях или изделиях; Кх, Ку - коэффициенты, характеризующие дефекты продольного "х" и поперечного "у" направлений в конструкционном материале; К^ - коэффициент, учитывающий фактор времени. б. По напряженному состоянию

бф < Я1ш * Шь

(2)

6 Ф < Льш * Ш2 (Аь ^ 1„, 1;),

где б ф - фактическое напряженное состояние конструкционного материала; R1m, Rbm -соответственно предел текучести и временное сопротивление материала в продольном и поперечном направлениях; m1, m2 - коэффициенты условий работы материала конструкций и изделий в продольном и поперечном направлениях, соответственно; At - коэффициент, учитывающий температурные воздействия; 4 - коэффициенты конструкционной прочности материала, учитывающие наличие отверстий (ё), сварных швов

(■) различной конфигурации и качества, пульсационных и вибрационных нагружений (п) за период эксплуатации, влияющих на физико-механические характеристики материала; Г; - деструктивные воздействия на прочностные свойства материала (коррозионная агрессия, усталостные временные явления при знакопеременных нагрузках, радиационное воздействие и др.).

в. По нагрузкам и воздействиям

N < N * к„, (3)

где Ыф, - фактическая и расчетная нагрузка, соответственно; Кн - коэффициент перегрузок.

г. По обобщенной оиенке ситуаиии

Фф * Pi < Фр * Кь (4)

где Фф, Фр - соответственно обобщенная фактическая и расчетная функции надежности объекта; Р; - вероятность события (дефект, повреждение, напряжение, нагрузка и т.д.); К; - любой из коэффициентов в зависимостях (1) - (3).

3.2. Оценка ущерба и потерь

Ожидаемый ущерб должен определяться с учетом вероятности возникновения аварийных ситуаций и прогноза их последствий по основным элементам, рассматриваемого нефтегазового комплекса.

В общем виде ожидаемый ущерб У0 определяется согласно зависимости:

Уо = 2 ^(Уг^+Уз+У+Уз) - £ ^ (5)

где р; - вероятность возникновения факторов, влияющих на прочность и устойчивость объекта, в том числе с учетом районирования территории или классификации объектов исследования по показателям риска в условных единицах (балл, степень или уровень воздействия и т.д.); У[ - ущерб от повреждений сооружения в целом или отдельных его элементов и конструкций, влияющих на эксплуатационные параметры объекта; У2 -ущерб от повреждения технологического оборудования и коммуникаций; У3 - ущерб от потерь транспортируемых материалов (нефть, газ и др.); У4 - косвенный ущерб от перерыва в работе на предприятиях, потребляющих нефть или газ; У5 -ущерб от загрязнения окружающей среды, а также потерь от взрывов, пожаров или других сопутствующих этим явлениям потерь; - страховые компенсации, возмещения по договорам и контрактам, различного рода помощь пострадавшим лицам (юридическим и физическим) и другие выплаты. Каждое из значений У[ - У5 имеет конкретные значения и методики определения, которые в настоящей статье не приводятся. Для определения уровня аварийных ситуаций в разделе 4 предлагается один из вариантов оценки аварийной ситуации на линейной части трубопроводного транспорта нефти и газа.

4. Инженерная оценка уровней (степеней) аварийных ситуаций на объектах трубопроводного транспорта

4.1. Характеристики уровней последствий аварийных ситуаций

Последствия аварий (отказов) с учетом повреждений, разрушений и выключение объекта (системы трубопроводного транспорта) из рабочего состояния по 5-ти степеням определяются следующими количественными характеристиками:

1-ая степень аварийной ситуации

а. На линейной части трубопровода при длине рассматриваемого участка 1; не менее 20Б (диаметров):

- отслаивание или повреждение до 5% изоляционного покрытия на рассматриваемом участке площадью не менее 0,5 м2 для трубопроводов Б < 200 мм и соответственно Б; = 1, 5 и 10 м2 для трубопроводов с Б = 200 ....400 мм, Б = 450 ....800 мм и Б > 800 мм;

- коррозия глубиной до 15% толщины стенки ^ трубного элемента на участке трубопровода площадью Б < 0,5 Б;

- трещины 1; длиной до 0,125 Б для труб диаметром Б < 100 мм и соответственно 1; = 0,10 Б; 0,075 Б и 0,05 Б для труб диаметром равным 150...4000 мм, 450...800 мм и более 800 мм;

- свищи диаметром до 0,1 толщины стенки трубы (ё; < 1;);

б. На сосредоточенных объектах трубопроводной системы:

- отказ работы перекачивающих станций (компрессорных или насосных) либо других объектов, участвующих в технологическом процессе по обеспечению бесперебойной подаче нефти, нефтепродуктов или газа в расчетном (проектном) режиме в течение 1-го часа.

11-ая степень аварийной ситуации

а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:

- отслаивание или повреждение до 7,5% изоляционного слоя на участке площа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дью;

- коррозия глубиной до 0,2 5 ^ на площади Б = 0,5 Б;

- трещины длиной 1; = 0,2; 0,15; 0,1 и 0,75 Б для труб соответствующего диаметра;

- свищи диаметром = 0,1... 0,15 б. На сосредоточенных объектах:

- отказ функционирования объектов в течении 3 рабочих часов в сутки.

Ш- ястепенъ аварийной ситуации

а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:

- отслаивание до 10% изоляционного слоя на площади

- коррозия глубиной до 0,2 5 1 на площади Б < 0,5 Б;

- трещины длиной 1; = 0,25; 0,2; 0,15; 0,1 Б;

- свищи = 0,21... 0,4

б. На сосредоточенных объектах:

- отказ функционирования объектов в течении 5 рабочих часов в сутки.

IV- ая степень аварийной ситуации

а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:

- отслаивание до 20% изоляционного слоя на участке площади

- коррозия глубиной до 0,35 на участке площадью Б < 0,5 Б;

- трещины длиной 1; = 0,4; 0,3; 0,2; 0,15 Б;

- свищи = 0,21... 0,4 V

б. На сосредоточенных объектах:

- отказ функционирования объектов в течении 8 рабочих часов в сутки.

V- аястепень аварийной ситуации

а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:

- отслаивание до 30% изоляционного слоя на площади

- коррозия глубиной до 0,5 на участке площадью Б < 0,5 Б;

- трещины длиной 1; = 0,6; 0,45; 0,3; 0,2 Б;

- СВИЩИ > 0,4

б. На сосредоточенных объектах:

- отказ функционирования объектов в течении 12 рабочих часов в сутки.

4.2. Значения вероятности возникновения аварийных ситуаций по условиям

эксплуатации

Вероятность аварийных ситуаций Р; для различных видов и состояний трубопроводного транспорта определяется с учетом продолжительности эксплуатации объекта (эффект старения, возможное повреждение и т.д., см. табл. 3.), а также условий его эксплуатации (табл. 4.) и оценочных характеристик специалистов (экспертов), возможные значения которых приведены в табл. 5.

Таблица 3. Вероятность события с учетом продолжительности эксплуатации объекта Р(

Pt < 0,1 При эксплуатации объекта в пределах гарантированного срока надежности по данным сертификатов, проектов, паспортных и других правовых документов

Pt = 0,11 ^ 0,20 При периоде эксплуатации объекта 4 равном от 25 до 35% расчетного (проектного) срока службы объекта ^ (4 = 0,25 ... 0,35 Т„)

Pt - 0,21 ^ 0,35 при 4 = 0,36 ... 0,40 Т„

Pt - 0,36 ^ 0,6 при 4 = 0,41 ... 0,75 Т„

Pt - 0,61 ^ 0,9 при 4 > 0,75 Т„

Таблица 4. Вероятность события по параметрам обеспечения защиты от агрессивного воздействия внешней среды

Рзс = 0,1 В случае полного (комплексного) обеспечения защиты от агрессивного воздействия внешней среды согласно действующим нормам и стандартам

Рзс = 0,2 ^ 0,80 При частичном, не комплексном. обеспечении защиты от агрессивного воздействия внешней среды

Рзс = 0,9 В случае не обеспечения защиты от агрессивного воздействия внешней среды.

Таблица 5. Вероятность события по данным экспертной оценки эксплуатационного состояния

объекта

Р30 < 0,2 Отличное состояние

Р30 = 0,21 ^ 0,50 Хорошее состояние

Р30 = 0,51 ^ 0,75 Удовлетворительное состояние

Р30 = 0,75 плохое состояние.

4.3. Значения вероятности возникновения аварийных ситуаций при природных воздействиях и стихийных бедствиях

К стихийным бедствиям, наносящим ущерб производственным объектам, относятся землетрясения, ураганы, тайфуны, наводнения, оползни, сели, снежные лавины, цунами и др.

Землетрясения. В соответствии с сейсмическим районированием вся территория страны зонирована по интенсивности ожидаемого землетрясения с установленной вероятностью этого события в 7 - 9 балльных зонах, при которых возможны повреждения и разрушения, в пределах Рз1 = 0,5 ... 0,995.

Для конкретного пункта (объекта) вероятность землетрясения Рз1 с интенсивностью I = 7, 8 и 9 баллов и повторяемостью ^ может иметь следующие сочетания значений Р31 и t3i.

Зона с индексом [ = 1: Рз1 = 0,5; 1з1 = 100 лет.

Зона с индексом [ = 2: Рз2 = 0,95; 1з2 = 1000 лет.

Зона с индексом [ = 3: Рз3 = 0,995; 13 = 10000 лет.

Например в зоне 71 землетрясение с интенсивностью 7 баллов может произойти в течение 50 лет с вероятностью Рз1 = 0,5, а в зонах 71 и 73 за указанный период с Рз1 = 0,95, и Рз3 = 0,995.

Следовательно, для каждого конкретного пункта размещения объекта вероятность землетрясения Р1 интенсивностью 7 ... 9 баллов на сейсмоопасной территории может быть принята в интервале 0,1 ... 0,995 (1,0), которая определяется согласно данным таблицы 6.

Таблица 6. Вероятность возникновения землетрясения Р31 интенсивностью 7, 8 и 9 баллов на территориях с тремя уровнями повторяемости.

Характеристики землетрясения Значения вероятности Р1 для трех категорий повторяемости землетрясения

1-ая категория 2-ая категория 3-ая категория

Средняя повторяемость, лет 100 1000 10000

Для возможного 7-ми балльного землетрясения

Сейсмичность территории, балл 7 8 9 0,75 0,90 1,00 0,40 0,75 0,90 0,20 0,40 0,75

Для возможного 8-ми балльного землетрясения

Сейсмичность территории, балл 7 8 9 0,25 0,75 0,90 0,125 0,40 0,75 0,40 0,75

Для возможного 9-ти балльного землетрясения

Сейсмичность территории, балл 7 8 9 0,05 0,25 0,75 0,125 0,40 0,20

Ураганы, тайфуны, бури, смерчи. Эти природные явления, влияющие на прочность инженерных конструкций, связаны с быстрыми перемещениями воздуха имеют воздушные потоки, скорость которых превышает 10 м/с, т.е. начиная с 6 баллов согласно шкалы по определению силы ветра, разработанной Всемирной метеорологической организацией.

В соответствии с данными многолетних наблюдений периоды повторяемости ураганов, интенсивность и вероятность Рв1 их возникновения имеют соотношения, приведенные в таблице7.

Таблица 7. Вероятность Pei возникновения ураганных ветров (тайфунов, бурь и т.д.) различной интенсивности на территории районов 16 —У не менее одного раза в течение 5, 20, 50 и 100 лет.

Интенсив- Значение вероятности возникновения сильных ветровых потоков Рв1 на

ность воздей- те рритории районов 16 - У за период Т лет

ствия ветра в Т = 5 лет Т = 20 лет Т = 50 лет Т = 100 лет

баллах

Район 1 6

7 1,0 1,0 1,0 1,0

8 0,2 0,4 0,8 1,0

9 - 0,2 0,4 0,8

10 - - 0,2 0,4

11 - - - 0,2

12 - - - -

Район 1 а

8 1,0 1,0 1,0 1,0

10 - 0,4 0,8 0,6

12 - 0,2 0,4 0,4

Район 1

8 1,0 1,0 1,0 1,0

10 0,2 0,2 0,4 1,0

12 - - 0,2 0,8

РайонП

8 1,0 1,0 1,0 1,0

10 0,4 0,8 1,0 1,0

12 0,2 0,4 1,0 1,0

РайонШ

8 1,0 1,0 1,0 1,0

10 1,0 1,0 1,0 1,0

12 0,2 0,4 0,8 1,0

Район 1У

8 1,0 1,0 1,0

10 0,8 1,0 1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 0,4 1,0 1,0

Район У

8 1,0 1,0 1,0 1,0

10 1,0 1,0 1,0 1,0

12 0,4 0,8 1,0 1,0

Район У1

8 1,0 1,0 1,0 1,0

10 1,0 1,0 1,0 1,0

12 0,8 1,0 1,0 1,0

Примечание. Для районов 1а — Y интенсивность ветрового воздействия в 9 и 11 баллов мо-

жет приниматься по интерполяции

Оползни и сели, вызываемые нарушением равновесия горных пород при прокладке трубопроводов по косогорам и тальвегам горных долин, могут серьезно повредить и даже уничтожить объект транспортной системы. Обычно эти природные явления происходят из-за увеличения крутизны склонов при подмыве их водяными потоками, при выветривании или переувлажнении пород атмосферными осадками и подземными водами, а также могут быть вызваны сейсмическими и взрывными

воздействиями. Вероятность возникновения селей и оползней Рос определяется особенностями рельефа, климатом района, метереологическими условиями и другими факторами. Величина Рос устанавливается согласно карте районирования, прогнозными данными гидрометереологической и сейсмологической службы. Ориентировочные (прогнозные) значения Рос приведены в таблице 8.

Таблица 8. Коэффициенты вероятности возникновения селей и оползней Рос в районах размещения объектов трубопроводного транспорта

Особенности района Значения Рос для 3-х и 5-ти категорий (степеней) опасности, в районах с возможными селевыми и оползневыми явлениями

1 2 3 4 5

Оползневой участок (сильная, средняя и слабая подверженность) 0,8 0,4 0,1

Селеопасный участок (значительная степень, средняя, слабая, потенциально опасная, в аридной зоне и на окраинах ледяных щитов) 1,0 0,75 0,5 0,25 0,1

4.4. Значения вероятности аварий по общетехническим и социально-экономическим последствиям Пожары, взрывы и другие явления, вызывающие повреждения или разрушения объектов трубопроводного транспорта, могут быть следствием нарушения норм и стандартов при проектировании или строительстве этих объектов, несоблюдения персоналом должностных обязанностей, следствием социальных волнений, умышленных или случайных правонарушений и т.д., определяются согласно данным экспертных оценок или обобщенных показателей опасности для различных районов территории Российской Федерации.

5. Содержание основных выводов и рекомендаций в составе экспертного

заключения

5.1. Подтверждается хозяйственная необходимость и целесообразность строительства рассматриваемого объекта, потребности его продукции или услуг, перспективы его развития и возможность его безопасной ликвидации.

5.2. Оцениваются характеристики выбранной трассы (участка) строительства, в т.ч.:

- варианты размещения (трассирования) объектов строительства на основе анализа недостатков и преимуществ принятых решений;

- информация о полноте и достоверности природно-климатических, инженерно-геологических, сейсмологических, экологических и др. данных, используемых для проектирования надежных и долговечных зданий и сооружений;

- сведения о согласовании принимаемых решений с местными органами власти и надзорными структурами.

_1/2008_МГСС ТНИК

5.3. Проверяется годовая мощность и номенклатура продукции. Оцениваются технологические решения с учетом современного уровня развития науки, техники и технологии, характером возможного загрязнения окружающей среды.

5.4. Рассматриваются условия принятой организации и технологии производственных процессов, в том числе:

- производственно-технологическая структура и состав объекта проектирования;

- мощность основных производств, цехов и участков вдоль трассы;

- решения по вспомогательным объектам, ремонтному, складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;

- структура управления, режим работы предприятия (системы взаимосвязанных объектов) вдоль трассы;

- общая численность работающих и условия обеспечения производства и строительства трудовыми ресурсами.

5.5. Дается развернутая оценка ситуационному плану на отведенной территории строительства, генплану многокилометрового объекта по основным участкам, имеющим спе-цифические особенности, в т.ч.:

- основные решения, технико-экономические показатели и климатические характеристики;

- схемы грузопотоков по участкам (при разветвлении линейного объекта) и решения по внутриплощадочному (участковому) транспорту с учетом климатических характеристик и освоенности района строительства.

5.6. Оценивается уровень инженерного обеспечения:

- источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для производственных и хозяйственно-бытовых нужд;

- использование вторичных энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, применение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).

5.7. Рассматриваются условия обеспечения охраны окружающей среды, защиты населения и производственного персонала, в т.ч.:

- общая экологическая характеристика района;

- воздействие строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду;

- намечаемые мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

- оцениваются решения по обеспечению технической безопасности, предупреждению и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций;

- разработанные инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, включая характеристики и условия использования помещений ГО в обычных условиях хозяйственной деятельности.

5.8. Определяется уровень разработки проекта организации строительства:

- объемы основных строительно-монтажных работ;

- потребность в строительных материалах, механизмах и транспортных средствах;

- трудоемкость и сроки строительства объекта;

- очередность строительства, пусковые комплексы.

5.9. Оценивается стоимости строительства и экономической эффективности инвестиций:

- стоимость строительства;

- сопоставление основных технико-экономических показателей с показателями, определенными в обосновании инвестиций в строительство объекта.

5.10. Дается сводная оценка проектных решений, в т.ч.:

- соответствие заданию на проектирование и условиям обоснования инвестиций в намечаемое строительство объекта, техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора и заинтересованными организациями с учетом основных направлений технической политики в соответствующей отрасли;

- оценка состава и комплектности представленных материалов, полноты и качества инженерных изысканий;

- оценка качества всех разделов проектной документации;

- предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности, экологической безопасности за счет совершенствования технических решений;

- оценка и предложения по более рациональному использованию ресурсов и их результативности: изменение (уменьшение, увеличение) стоимости строительства, продолжительности строительства, уменьшение расхода потребляемых топливно-энергети-ческих ресурсов, трудозатрат при строительстве, расхода основных строительных материалов (проката, металла, цемента, лесоматериалов) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.