основы экспертной оценки надежности проектных решений линейных (протяженных) объектов строительства
В.А.Харитонов (МГСУ)
1. Введение
Выполнение инженерно-технической, экономической, организационно-строительной, экологической и другой экспертизы протяженных объектов или, как их иногда называют, линейных объектов строительства имеет специфические особенности, которые должны учитываться. К ним относятся автомобильные и железнодорожные линии, магистральные трубопроводы нефти и газа, водоводы, каналы и т.п. объекты, для которых в действующих инструкциях и правилах не отражена необходимости учета фактических условий строительства, особенностей эксплуатации и, как следствие, полноценного проектирования, что подтверждается постановлением правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613.
Отличие линейных объектов, от сосредоточенных заключается в следующем:
- строительные площадки этих объектов имеют значительную длину, протянувшуюся порой на многие километры;
- инженерно-геологическая обстановка вдоль трассы строительства может резко отличаться по основным параметрам (начиная от скальных пород до заболоченных участков и вечномерзлых грунтов);
- трасса строительства может пересекать несколько климатических поясов;
- районы строительства могут проходить по территории необжитых и отдаленных районов, через густонаселенные или ценные земельные участки, в т.ч. пересекая заповедные и охраняемые государством территории.
Эти отличия существенно влияют на организацию и управление строительным процессом, а также на условия эксплуатации линейного объекта. Поэтому в проекте должно быть подробно рассмотрены все экстремальные ситуации и тщательно оценены в экспертном заключении, как это требуется в постановлении правительства РФ от 22.04.97 г. № 462.
2. Особенности и правила проведения экспертизы линейных объектов
Перед выполнением экспертизы необходимо тщательно изучить содержание инвестиционных проработок, техническо-экономические параметры проекта, особенности региона строительства (инженерная геология и гидрология, климат, инфраструктура районов прокладки трассы и т.д.) и оценить полноту и достоверность использованной в проекте информации. Этому вопросу должно быть уделено максимум внимания, так как несоответствие проекта поставленной цели может снизить эффективность проекта, а несоответствие условиям внешних воздействий снизит надежность и долговечность объекта и, порой, создать аварийную ситуацию с соответствующими потерями и убытками. Основные этапы выполнения экспертной оценки представлены на рис.1.
На первом этапе экспертизы оцениваются все возможные региональные потери и ущербы в связи со строительством протяженного объекта, включая социальный, экономический, экологический, производственный и др. риски, а также выявляются наиболее опасные участки трассы и ненадежные инженерные и конструктивные решения.
ВЕСТНИК _МГСУ
На втором этапе рассматривается возможность исключения или снижения уровня риска (обход опасного участка, например, сейсмоопасный район, оползневые и селевые участки, слабые грунты оснований, большие площади акваторий и т.п., применение новых эффективных технологий и рациональных конструктивных решений, повышающих надежность объекта).
При экспертизе проектов строительства линейных объектов проверяется: 1. Хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности результатов функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов. Наличие достаточных и необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора, а также с общественностью региона строительства.
Рис. 1. Основные этапы экспертной оценки проекта протяжённых объектов
2. Соответствие принятых решений инвестиционному предложению и другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами надзора при согласовании основных параметров объекта. Обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспеченности сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, из условий потребности в выпускаемой продукции или представляемых услуг.
3. Обоснованность выбора трассы (площадки) строительства с учетом экономических, климатических, градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов, с учетом согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения объекта.
4. Достаточность и эффективность принятых технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий. Достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
5. Целесообразность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов, состава основного оборудования и т.д. Оценка технического уровня намечаемого к строительству или реконструкции предприятия (производства), его удельных параметров материало- и энергоемкости.
6. Оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с существующими объектами и перспективами нового строительства, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций, по системам энергоснабжения, защиты от коррозии и др. вопросам инвестиционной задачи.
7. Обоснованность принятых направлений трассы, объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Обеспечение архитектурного единства и высокого уровня внешнего облика зданий и сооружений, соответствие их социальным требованиям в увязке с существующей застройкой и ландшафтом территории. Оценка эффективности рациональному использованию земельных территорий.
8. Оценка проектных решений по организации строительства, эффективность условий его реализации. Достоверность определения стоимости строительства. Оценка эффективности инвестиций в строительство всего объекта или отдельных его элементов. Рекомендации по дополнительной детальной проработке неудовлетворительных проектных решений при последующем проектировании. По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации).
9. При выявлении грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации даются предложения о применении в установленном порядке к разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлений (аннулировании) действия выданных им лицензий.
3. Оценка надёжности проектного решения
Определение ущерба и потерь, вызываемых различными техногенными причинами и природными явлениями, с учетом конкретных производственных потребностей определяется для следующих основных случаев:
1. Определение расчетного (ожидаемого) ущерба, т.е. прогнозируемого с учетом вероятности событий, принимаемого в зависимости от инженерного (проектного) решения, фактического исполнения при строительстве и уровня эксплуатационного обслуживания объекта или его элемента (части).
2. Оптимизационный анализ и оценка вариантов технических решений по обеспечению надежности объекта и соответствующих этим решениям определенных (задаваемых) уровней возможных аварийных ситуаций, вызываемых различными ожидаемыми вероятностными событиями, в том числе техно- и гомогенными, которые рас-
сматриваются в сочетании с фактическим и прогнозируемым состоянием объекта. Такой анализ целесообразно выполнять при разработке ТЭО инвестиций, ТЭО проектирования, а также ТЭО строительства.
3. Оперативная оценка ущерба в случае произошедшей аварии, отказа работоспособности или стихийного бедствия.
Для решения таких задач, в том числе для определения параметров риска, используются шкалы аварийных ситуаций по 5-ти и 10-ти балльным оценкам, которые идентифицируются с количественными параметрами состояния конструкций на рассматриваемом объекте либо с величинами возможных потерь производственных мощностей этого объекта. Например, в табл. 1. приведена 5-ти балльная шкала оценки аварийных ситуаций с учетом стоимости объекта в целом или отдельных его частей, а в табл. 1. дана 10-ти балльная шкала для учета потерь и ущербов на объектах добычи, транспортирования и переработки нефти или газа.
Таблица 1. Пятибалльная шкала осредненных значений ущерба в составе основных средств производства на рассматриваемом объекте
Шкала оценки степени аварийной ситуации Средние значения коэффициента ущерба, К; Величина ущерба с учетом оценочной стоимости объекта,
1 0,05 У; < 0,1 С;
2 0,25 У = 0,1...0,4 С1
3 0,50 У= 0,41...0,6 С1
4 0,75 У = 0,61...0,9 С1
5 >0,90 У > 0,91 С1
Примечание. 1. Значение Сг принимается по данным оценочной стоимости на момент аварии или ожидаемого события;
2. Шкала балльности аварийной ситуации может быть дана в обобщенном (универсальном) виде или составлена для рассматриваемого объекта в конкретных условиях его эксплуатации.
Количественные данные и характеристики состояния объекта для определения степени аварийной ситуации на трубопроводном транспорте приведены в разделе 4 настоящей статьи.
Организация и управление процессами предупреждения и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий осуществляется на основе сведений об уровне надежности объекта и оценке экономических последствий при сбоях в технологических процессах, возможных авариях и стихийных бедствиях.
Порядок оценки надежности и безопасности объекта на основе физико-механического состояния объекта и прогноз поведения объекта в условиях конкретных эксплуатационных нагрузок содержит следующие основные расчетные этапы:
- анализ состояния объекта и поиск опасных зон и участков;
- диагностика состояния элементов конструкций и оборудования;
- определение параметров фактических и прогнозируемых нагрузок и воздействий;
- определение напряженно-деформированного состояния объекта исследования;
- определение остаточного ресурса наиболее уязвимых элементов исследуемого объекта с уточненными и конкретизированными значениями коэффициентов условий работы и надежности;
- оценка состояния объекта с учетом заданных критериев надежности и безопасности;
- разработка оптимальных схем и способов вывода объекта или какого либо его участка из экстремальных ситуаций в условиях возможного ремонта или режима безаварийной работы.
Таблица 2. Десятибалльная шкала значений ущерба в основных фондах объекта и потерь ( функции стоимости производимой товарной продукции
Шкала оценки и аварийной ситуации Ущерб в основных фондах и сопутствующие затраты, связанные с аварийно-восстановитель-ными работами, % (К;) Потери в производимой с участием аварийного объекта продукции П , измеряемые в относительной суточной стоимости
1 0,5 0,0000 ... 0,025 П
2 0,51...2,5 0,0251... 0,050 П
3 0,26...5,0 0,0510 ... 0,200 П
4 0,51...10,0 0,2100... 5,000 П
5 10,1...15,0 5,100... 10,000 п
6 15,1...25,0 10,100...25,000 П
7 25,1...40,0 25,100...50,000 П
8 40,1... 60,0 50,100...75,000 П
9 60,1...85,0 75,100...90,000 П
10 85,1...100 и более 90,100...100,000 п
Примечание. 1. Значение Пг принимается по данным среднего объема транспортируемой нефти и за рассматриваемый период;
2. Балльность аварийной ситуации принимается из условий ожидаемых потерь товарной продукции при выходе из строя одного из элементов конструкций или технологического оборудования в составе трубопроводной системы.
Принятие решений о степени опасности рассматриваемого объекта, его части или элемента осуществляется на основе изучения строительно-монтажной и эксплуатационной документации, данных обследований и диагностики, а также информации о проведении ремонтных работ за весь период функционирования объекта.
3.1. Совокупная оценка надёжности объекта строительства
Совокупная оценка надежности исследуемого объекта выполняется в соответствии со следующими зависимостями:
а. По дефектам и порокам в конструкиионном материале исследуемого объекта с учетом соблюдения неравенства
5 ф < § р * Кх * Ку * К4 (1)
где, 8 ф и 8 р - соответственно фактический и расчетный (или нормативный) дефект в конструкциях или изделиях; Кх, Ку - коэффициенты, характеризующие дефекты продольного "х" и поперечного "у" направлений в конструкционном материале; К^ - коэффициент, учитывающий фактор времени. б. По напряженному состоянию
бф < Я1ш * Шь
(2)
6 Ф < Льш * Ш2 (Аь ^ 1„, 1;),
где б ф - фактическое напряженное состояние конструкционного материала; R1m, Rbm -соответственно предел текучести и временное сопротивление материала в продольном и поперечном направлениях; m1, m2 - коэффициенты условий работы материала конструкций и изделий в продольном и поперечном направлениях, соответственно; At - коэффициент, учитывающий температурные воздействия; 4 - коэффициенты конструкционной прочности материала, учитывающие наличие отверстий (ё), сварных швов
(■) различной конфигурации и качества, пульсационных и вибрационных нагружений (п) за период эксплуатации, влияющих на физико-механические характеристики материала; Г; - деструктивные воздействия на прочностные свойства материала (коррозионная агрессия, усталостные временные явления при знакопеременных нагрузках, радиационное воздействие и др.).
в. По нагрузкам и воздействиям
N < N * к„, (3)
где Ыф, - фактическая и расчетная нагрузка, соответственно; Кн - коэффициент перегрузок.
г. По обобщенной оиенке ситуаиии
Фф * Pi < Фр * Кь (4)
где Фф, Фр - соответственно обобщенная фактическая и расчетная функции надежности объекта; Р; - вероятность события (дефект, повреждение, напряжение, нагрузка и т.д.); К; - любой из коэффициентов в зависимостях (1) - (3).
3.2. Оценка ущерба и потерь
Ожидаемый ущерб должен определяться с учетом вероятности возникновения аварийных ситуаций и прогноза их последствий по основным элементам, рассматриваемого нефтегазового комплекса.
В общем виде ожидаемый ущерб У0 определяется согласно зависимости:
Уо = 2 ^(Уг^+Уз+У+Уз) - £ ^ (5)
где р; - вероятность возникновения факторов, влияющих на прочность и устойчивость объекта, в том числе с учетом районирования территории или классификации объектов исследования по показателям риска в условных единицах (балл, степень или уровень воздействия и т.д.); У[ - ущерб от повреждений сооружения в целом или отдельных его элементов и конструкций, влияющих на эксплуатационные параметры объекта; У2 -ущерб от повреждения технологического оборудования и коммуникаций; У3 - ущерб от потерь транспортируемых материалов (нефть, газ и др.); У4 - косвенный ущерб от перерыва в работе на предприятиях, потребляющих нефть или газ; У5 -ущерб от загрязнения окружающей среды, а также потерь от взрывов, пожаров или других сопутствующих этим явлениям потерь; - страховые компенсации, возмещения по договорам и контрактам, различного рода помощь пострадавшим лицам (юридическим и физическим) и другие выплаты. Каждое из значений У[ - У5 имеет конкретные значения и методики определения, которые в настоящей статье не приводятся. Для определения уровня аварийных ситуаций в разделе 4 предлагается один из вариантов оценки аварийной ситуации на линейной части трубопроводного транспорта нефти и газа.
4. Инженерная оценка уровней (степеней) аварийных ситуаций на объектах трубопроводного транспорта
4.1. Характеристики уровней последствий аварийных ситуаций
Последствия аварий (отказов) с учетом повреждений, разрушений и выключение объекта (системы трубопроводного транспорта) из рабочего состояния по 5-ти степеням определяются следующими количественными характеристиками:
1-ая степень аварийной ситуации
а. На линейной части трубопровода при длине рассматриваемого участка 1; не менее 20Б (диаметров):
- отслаивание или повреждение до 5% изоляционного покрытия на рассматриваемом участке площадью не менее 0,5 м2 для трубопроводов Б < 200 мм и соответственно Б; = 1, 5 и 10 м2 для трубопроводов с Б = 200 ....400 мм, Б = 450 ....800 мм и Б > 800 мм;
- коррозия глубиной до 15% толщины стенки ^ трубного элемента на участке трубопровода площадью Б < 0,5 Б;
- трещины 1; длиной до 0,125 Б для труб диаметром Б < 100 мм и соответственно 1; = 0,10 Б; 0,075 Б и 0,05 Б для труб диаметром равным 150...4000 мм, 450...800 мм и более 800 мм;
- свищи диаметром до 0,1 толщины стенки трубы (ё; < 1;);
б. На сосредоточенных объектах трубопроводной системы:
- отказ работы перекачивающих станций (компрессорных или насосных) либо других объектов, участвующих в технологическом процессе по обеспечению бесперебойной подаче нефти, нефтепродуктов или газа в расчетном (проектном) режиме в течение 1-го часа.
11-ая степень аварийной ситуации
а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:
- отслаивание или повреждение до 7,5% изоляционного слоя на участке площа-
дью;
- коррозия глубиной до 0,2 5 ^ на площади Б = 0,5 Б;
- трещины длиной 1; = 0,2; 0,15; 0,1 и 0,75 Б для труб соответствующего диаметра;
- свищи диаметром = 0,1... 0,15 б. На сосредоточенных объектах:
- отказ функционирования объектов в течении 3 рабочих часов в сутки.
Ш- ястепенъ аварийной ситуации
а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:
- отслаивание до 10% изоляционного слоя на площади
- коррозия глубиной до 0,2 5 1 на площади Б < 0,5 Б;
- трещины длиной 1; = 0,25; 0,2; 0,15; 0,1 Б;
- свищи = 0,21... 0,4
б. На сосредоточенных объектах:
- отказ функционирования объектов в течении 5 рабочих часов в сутки.
IV- ая степень аварийной ситуации
а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:
- отслаивание до 20% изоляционного слоя на участке площади
- коррозия глубиной до 0,35 на участке площадью Б < 0,5 Б;
- трещины длиной 1; = 0,4; 0,3; 0,2; 0,15 Б;
- свищи = 0,21... 0,4 V
б. На сосредоточенных объектах:
- отказ функционирования объектов в течении 8 рабочих часов в сутки.
V- аястепень аварийной ситуации
а. На линейной части трубопровода длиной 1; > 20 Б:
- отслаивание до 30% изоляционного слоя на площади
- коррозия глубиной до 0,5 на участке площадью Б < 0,5 Б;
- трещины длиной 1; = 0,6; 0,45; 0,3; 0,2 Б;
- СВИЩИ > 0,4
б. На сосредоточенных объектах:
- отказ функционирования объектов в течении 12 рабочих часов в сутки.
4.2. Значения вероятности возникновения аварийных ситуаций по условиям
эксплуатации
Вероятность аварийных ситуаций Р; для различных видов и состояний трубопроводного транспорта определяется с учетом продолжительности эксплуатации объекта (эффект старения, возможное повреждение и т.д., см. табл. 3.), а также условий его эксплуатации (табл. 4.) и оценочных характеристик специалистов (экспертов), возможные значения которых приведены в табл. 5.
Таблица 3. Вероятность события с учетом продолжительности эксплуатации объекта Р(
Pt < 0,1 При эксплуатации объекта в пределах гарантированного срока надежности по данным сертификатов, проектов, паспортных и других правовых документов
Pt = 0,11 ^ 0,20 При периоде эксплуатации объекта 4 равном от 25 до 35% расчетного (проектного) срока службы объекта ^ (4 = 0,25 ... 0,35 Т„)
Pt - 0,21 ^ 0,35 при 4 = 0,36 ... 0,40 Т„
Pt - 0,36 ^ 0,6 при 4 = 0,41 ... 0,75 Т„
Pt - 0,61 ^ 0,9 при 4 > 0,75 Т„
Таблица 4. Вероятность события по параметрам обеспечения защиты от агрессивного воздействия внешней среды
Рзс = 0,1 В случае полного (комплексного) обеспечения защиты от агрессивного воздействия внешней среды согласно действующим нормам и стандартам
Рзс = 0,2 ^ 0,80 При частичном, не комплексном. обеспечении защиты от агрессивного воздействия внешней среды
Рзс = 0,9 В случае не обеспечения защиты от агрессивного воздействия внешней среды.
Таблица 5. Вероятность события по данным экспертной оценки эксплуатационного состояния
объекта
Р30 < 0,2 Отличное состояние
Р30 = 0,21 ^ 0,50 Хорошее состояние
Р30 = 0,51 ^ 0,75 Удовлетворительное состояние
Р30 = 0,75 плохое состояние.
4.3. Значения вероятности возникновения аварийных ситуаций при природных воздействиях и стихийных бедствиях
К стихийным бедствиям, наносящим ущерб производственным объектам, относятся землетрясения, ураганы, тайфуны, наводнения, оползни, сели, снежные лавины, цунами и др.
Землетрясения. В соответствии с сейсмическим районированием вся территория страны зонирована по интенсивности ожидаемого землетрясения с установленной вероятностью этого события в 7 - 9 балльных зонах, при которых возможны повреждения и разрушения, в пределах Рз1 = 0,5 ... 0,995.
Для конкретного пункта (объекта) вероятность землетрясения Рз1 с интенсивностью I = 7, 8 и 9 баллов и повторяемостью ^ может иметь следующие сочетания значений Р31 и t3i.
Зона с индексом [ = 1: Рз1 = 0,5; 1з1 = 100 лет.
Зона с индексом [ = 2: Рз2 = 0,95; 1з2 = 1000 лет.
Зона с индексом [ = 3: Рз3 = 0,995; 13 = 10000 лет.
Например в зоне 71 землетрясение с интенсивностью 7 баллов может произойти в течение 50 лет с вероятностью Рз1 = 0,5, а в зонах 71 и 73 за указанный период с Рз1 = 0,95, и Рз3 = 0,995.
Следовательно, для каждого конкретного пункта размещения объекта вероятность землетрясения Р1 интенсивностью 7 ... 9 баллов на сейсмоопасной территории может быть принята в интервале 0,1 ... 0,995 (1,0), которая определяется согласно данным таблицы 6.
Таблица 6. Вероятность возникновения землетрясения Р31 интенсивностью 7, 8 и 9 баллов на территориях с тремя уровнями повторяемости.
Характеристики землетрясения Значения вероятности Р1 для трех категорий повторяемости землетрясения
1-ая категория 2-ая категория 3-ая категория
Средняя повторяемость, лет 100 1000 10000
Для возможного 7-ми балльного землетрясения
Сейсмичность территории, балл 7 8 9 0,75 0,90 1,00 0,40 0,75 0,90 0,20 0,40 0,75
Для возможного 8-ми балльного землетрясения
Сейсмичность территории, балл 7 8 9 0,25 0,75 0,90 0,125 0,40 0,75 0,40 0,75
Для возможного 9-ти балльного землетрясения
Сейсмичность территории, балл 7 8 9 0,05 0,25 0,75 0,125 0,40 0,20
Ураганы, тайфуны, бури, смерчи. Эти природные явления, влияющие на прочность инженерных конструкций, связаны с быстрыми перемещениями воздуха имеют воздушные потоки, скорость которых превышает 10 м/с, т.е. начиная с 6 баллов согласно шкалы по определению силы ветра, разработанной Всемирной метеорологической организацией.
В соответствии с данными многолетних наблюдений периоды повторяемости ураганов, интенсивность и вероятность Рв1 их возникновения имеют соотношения, приведенные в таблице7.
Таблица 7. Вероятность Pei возникновения ураганных ветров (тайфунов, бурь и т.д.) различной интенсивности на территории районов 16 —У не менее одного раза в течение 5, 20, 50 и 100 лет.
Интенсив- Значение вероятности возникновения сильных ветровых потоков Рв1 на
ность воздей- те рритории районов 16 - У за период Т лет
ствия ветра в Т = 5 лет Т = 20 лет Т = 50 лет Т = 100 лет
баллах
Район 1 6
7 1,0 1,0 1,0 1,0
8 0,2 0,4 0,8 1,0
9 - 0,2 0,4 0,8
10 - - 0,2 0,4
11 - - - 0,2
12 - - - -
Район 1 а
8 1,0 1,0 1,0 1,0
10 - 0,4 0,8 0,6
12 - 0,2 0,4 0,4
Район 1
8 1,0 1,0 1,0 1,0
10 0,2 0,2 0,4 1,0
12 - - 0,2 0,8
РайонП
8 1,0 1,0 1,0 1,0
10 0,4 0,8 1,0 1,0
12 0,2 0,4 1,0 1,0
РайонШ
8 1,0 1,0 1,0 1,0
10 1,0 1,0 1,0 1,0
12 0,2 0,4 0,8 1,0
Район 1У
8 1,0 1,0 1,0
10 0,8 1,0 1,0
12 0,4 1,0 1,0
Район У
8 1,0 1,0 1,0 1,0
10 1,0 1,0 1,0 1,0
12 0,4 0,8 1,0 1,0
Район У1
8 1,0 1,0 1,0 1,0
10 1,0 1,0 1,0 1,0
12 0,8 1,0 1,0 1,0
Примечание. Для районов 1а — Y интенсивность ветрового воздействия в 9 и 11 баллов мо-
жет приниматься по интерполяции
Оползни и сели, вызываемые нарушением равновесия горных пород при прокладке трубопроводов по косогорам и тальвегам горных долин, могут серьезно повредить и даже уничтожить объект транспортной системы. Обычно эти природные явления происходят из-за увеличения крутизны склонов при подмыве их водяными потоками, при выветривании или переувлажнении пород атмосферными осадками и подземными водами, а также могут быть вызваны сейсмическими и взрывными
воздействиями. Вероятность возникновения селей и оползней Рос определяется особенностями рельефа, климатом района, метереологическими условиями и другими факторами. Величина Рос устанавливается согласно карте районирования, прогнозными данными гидрометереологической и сейсмологической службы. Ориентировочные (прогнозные) значения Рос приведены в таблице 8.
Таблица 8. Коэффициенты вероятности возникновения селей и оползней Рос в районах размещения объектов трубопроводного транспорта
Особенности района Значения Рос для 3-х и 5-ти категорий (степеней) опасности, в районах с возможными селевыми и оползневыми явлениями
1 2 3 4 5
Оползневой участок (сильная, средняя и слабая подверженность) 0,8 0,4 0,1
Селеопасный участок (значительная степень, средняя, слабая, потенциально опасная, в аридной зоне и на окраинах ледяных щитов) 1,0 0,75 0,5 0,25 0,1
4.4. Значения вероятности аварий по общетехническим и социально-экономическим последствиям Пожары, взрывы и другие явления, вызывающие повреждения или разрушения объектов трубопроводного транспорта, могут быть следствием нарушения норм и стандартов при проектировании или строительстве этих объектов, несоблюдения персоналом должностных обязанностей, следствием социальных волнений, умышленных или случайных правонарушений и т.д., определяются согласно данным экспертных оценок или обобщенных показателей опасности для различных районов территории Российской Федерации.
5. Содержание основных выводов и рекомендаций в составе экспертного
заключения
5.1. Подтверждается хозяйственная необходимость и целесообразность строительства рассматриваемого объекта, потребности его продукции или услуг, перспективы его развития и возможность его безопасной ликвидации.
5.2. Оцениваются характеристики выбранной трассы (участка) строительства, в т.ч.:
- варианты размещения (трассирования) объектов строительства на основе анализа недостатков и преимуществ принятых решений;
- информация о полноте и достоверности природно-климатических, инженерно-геологических, сейсмологических, экологических и др. данных, используемых для проектирования надежных и долговечных зданий и сооружений;
- сведения о согласовании принимаемых решений с местными органами власти и надзорными структурами.
_1/2008_МГСС ТНИК
5.3. Проверяется годовая мощность и номенклатура продукции. Оцениваются технологические решения с учетом современного уровня развития науки, техники и технологии, характером возможного загрязнения окружающей среды.
5.4. Рассматриваются условия принятой организации и технологии производственных процессов, в том числе:
- производственно-технологическая структура и состав объекта проектирования;
- мощность основных производств, цехов и участков вдоль трассы;
- решения по вспомогательным объектам, ремонтному, складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;
- структура управления, режим работы предприятия (системы взаимосвязанных объектов) вдоль трассы;
- общая численность работающих и условия обеспечения производства и строительства трудовыми ресурсами.
5.5. Дается развернутая оценка ситуационному плану на отведенной территории строительства, генплану многокилометрового объекта по основным участкам, имеющим спе-цифические особенности, в т.ч.:
- основные решения, технико-экономические показатели и климатические характеристики;
- схемы грузопотоков по участкам (при разветвлении линейного объекта) и решения по внутриплощадочному (участковому) транспорту с учетом климатических характеристик и освоенности района строительства.
5.6. Оценивается уровень инженерного обеспечения:
- источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для производственных и хозяйственно-бытовых нужд;
- использование вторичных энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, применение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).
5.7. Рассматриваются условия обеспечения охраны окружающей среды, защиты населения и производственного персонала, в т.ч.:
- общая экологическая характеристика района;
- воздействие строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду;
- намечаемые мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- оцениваются решения по обеспечению технической безопасности, предупреждению и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций;
- разработанные инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, включая характеристики и условия использования помещений ГО в обычных условиях хозяйственной деятельности.
5.8. Определяется уровень разработки проекта организации строительства:
- объемы основных строительно-монтажных работ;
- потребность в строительных материалах, механизмах и транспортных средствах;
- трудоемкость и сроки строительства объекта;
- очередность строительства, пусковые комплексы.
5.9. Оценивается стоимости строительства и экономической эффективности инвестиций:
- стоимость строительства;
- сопоставление основных технико-экономических показателей с показателями, определенными в обосновании инвестиций в строительство объекта.
5.10. Дается сводная оценка проектных решений, в т.ч.:
- соответствие заданию на проектирование и условиям обоснования инвестиций в намечаемое строительство объекта, техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора и заинтересованными организациями с учетом основных направлений технической политики в соответствующей отрасли;
- оценка состава и комплектности представленных материалов, полноты и качества инженерных изысканий;
- оценка качества всех разделов проектной документации;
- предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности, экологической безопасности за счет совершенствования технических решений;
- оценка и предложения по более рациональному использованию ресурсов и их результативности: изменение (уменьшение, увеличение) стоимости строительства, продолжительности строительства, уменьшение расхода потребляемых топливно-энергети-ческих ресурсов, трудозатрат при строительстве, расхода основных строительных материалов (проката, металла, цемента, лесоматериалов) и др.