Научная статья на тему 'Основы деятельности института адвокатуры'

Основы деятельности института адвокатуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы деятельности института адвокатуры»

7. БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ

7.1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ

Краснобаев С.Е., аспирант

Пензенский Государственный Педагогический Университет

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В соответствии с ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ” под адвокатской деятельностью понимается оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечение доступа к правосудию. Адвокатура оказывает большое влияние на укрепление правосознания и установление гражданского общества, институтом которого и является. Вместе с тем, зачастую, оппонентами адвоката являются органы государственной власти и местного самоуправления, не скрывающие своего раздражения излишне активной, по их мнению, деятельностью адвоката по отстаиванию прав, свобод и интересов своего доверителя. В целях устранения возможности оказания государственными органами деструктивного влияния на адвокатуру, ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре” (далее Закон) предусмотрены нормы, устанавливающие принципы независимости и самоуправления, на которых действует адвокатура, а также закреплены гарантии независимости адвоката. Законом установлены и виды ответственности, применяемые к адвокату, в связи с осуществлением им деятельности, в первую очередь уголовную и граж-данско - правовую. Последняя обеспечивает права и интересы доверителя, в случае нарушения адвокатом обязанностей, взятых на себя при оказании юридической помощи. Вместе с тем, вопросы применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности, относящиеся к исключительному ведению Совета адвокатской палаты субъекта РФ, стали предметом дискуссии представителей государственной власти и адвокатов. Здесь будет нелишним изучить опыт деятельности дореволюционной адвокатуры.

Одним из важнейших нововведений судебной реформы 1864 г. стало создание института присяжных поверенных - адвокатов. Вводившийся принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе предполагал обязательную защиту подсудимому в уголовном процессе и представительство интересов сторон в гражданском.

Дореформенная адвокатура справедливо подвергалась критике со всех сторон, поскольку отсутствие

какого - либо контроля, как со стороны судебной власти, так и со стороны самих адвокатов, давало воз

можность вступать в их ряды лицам плохо знавшим понятия адвокатской этики, но в тоже время прекрасно разбиравшимся “как обойти тот или другой закон”1. Дореформенных адвокатов также часто обвиняли в неуемном стремлении к наживе, для чего они даже “шли и на подкуп свидетелей, и на фабрикацию подложных документов”2.

Но судебная реформа, установившая совершенно новую систему судебных учреждений, создавшая новые институты судебной власти потребовала также серьезного реформирования адвокатуры. Основой деятельности адвоката признавал1 ось оказание юридической помощи лицам. С этой целью реформаторами ставилась задача обеспечения, в первую очередь, самостоятельного и независимого института присяжных поверенных.

По уставам 20 ноября 1864 г. присяжные поверенные представляли собой самостоятельную организацию. Общие собрания или советы, представлявшие собой органы управления адвокатуры, решали вопросы организационного характера, материального обеспечения, а также дисциплинарной ответственности адвокатов. Советы присяжных поверенных избирались ежегодно на общих собраниях адвокатов каждого судебного округа при наличии не менее половины их числа3.

К компетенции совета присяжных относились:

1. рассмотрение прошений лиц, желавших приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания,

2. рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных и надзор за точным исполнением ими законов, установленных правил и взятых на себя обязанностей,

3. назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности,

4. назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет с просьбой о назначении им таковых,

5. определение размера вознаграждения поверенному по таксе в случае разногласий по данному вопросу между ним и тяжущимися и когда не заключено между ними письменного условия,

6. распределение между присяжными поверенными процентного сбора, удерживаемого из полагающегося им по таксе вознаграждения2.

1 Три века. Т.6.-М.,1995.- С.176.

2 Там же.

3 Ст.357,358, 359, 364 Учреждения Судебных Установлений// Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений на коих они основаны.

2 Ст. 367 Учреждения Судебных Установлений.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

4’2007

Присяжные поверенные состояли при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, участвующих в деле, а также по назначению советов присяжных поверенных и председателей судебных мест3. Законодательство в полной мере обеспечивало граждан, в том числе и неимущих, квалифицированной юридической помощью со стороны присяжных поверенных.

Большое внимание было уделено такому важному обстоятельству как оплата труда адвоката. По общему правилу размер вознаграждения адвоката определялся письменным соглашением сторон. В случае отсутствия письменного соглашения о гонораре адвоката, а также участия адвоката в процессе по назначению, размер вознаграждения определялся исходя из “особой таксы”, устанавливаемой каждые три года Министерство Юстиции по представлению судебных палат и советов присяжных поверенных4.

Законодатель также подробно регламентировал права и обязанности адвоката в процессе оказания доверителю юридической помощи. К примеру, предусматривалось требование, запрещающее адвокату одновременно представлять интересы конфликтующих сторон, а также разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе оказания юридической помо-щи5. Реформаторы учитывали, что в процессе оказания юридической помощи между присяжным поверенным и его клиентом складывается особый, доверительный характер отношений, сохраняющийся как во время рассмотрения дела, так и после его завершения. Все указанные меры, позволили институту адвокатуры в кратчайшие сроки завоевать доверие и уважение со стороны населения Российской империи.

Несмотря на постоянно возникавшие трудности, бедность населения, в основном крестьянского, обращавшегося за защитой к адвокатам, присяжные в полной мере отстаивали права и законные интересы граждан. Согласно отчету “о деятельности Консультации поверенных, состоящих при Пензенском окружном суде”6 1906 год был “особенно тяжелый для России вообще и, в частности, для беднейших классов населения, отразился и на деятельности Консультации, приходилось считаться с итогами войны. Ежедневно десятки раненых, вдов погибших солдат обращались с просьбами о даче советов, о написании прошений, выдаче пенсий, пособий. Эта масса была столь значительной, что часто приходилось отказываться от требования регистрации всех случаев помощи”.

Исчерпывающий перечень видов и мер ответственности адвоката, в особенности перед доверителем, также способствовал упрочению независимости присяжного поверенного и защите от преследований со стороны государственных органов, и в тоже время устанавливал материальную ответственность перед

3 Ст. 353 Учреждения Судебных Установлений.

4 Ст.396 Учреждения Судебных Установлений.

5 Ст. 402, 403 Учреждения Судебных Установлений.

6 Отчет о деятельности Консультации поверенных, состоящих при

Пензенском окружном суде, за 1906 год. ГАПО Ф.42, оп.7, д.4.

доверителем. На адвокатов возлагалась обязанность возмещения доверителю убытков, за “пропущение по вине присяжного поверенного узаконенных сроков и всякое другое нарушение установленных травил и форм”7. Тем самым реформаторы стремились обеспечить населению должный уровень оказания квалифицированной юридической помощи. Кроме того, присяжные поверенные могли быть подвергнуты согласно Уложению о наказаниях уголовной ответственности за совершение следующих преступлений: злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношения или сделки с противниками своего доверителя во вред ему; злонамеренную передачу или сообщение противнику своего доверителя документов; злонамеренное истребление или повреждение, присвоение, утайку или растрату документов или имущества доверителей. Кроме того, присяжные поверенные подлежали уголовному наказанию за оскорбление суда или участвующих в деле лиц в судебных речах или бумагах.

За нарушение адвокатом принятых на себя обязанностей Совет присяжных поверенных был вправе применить к адвокату следующие меры дисциплинарной ответственности: предостережение; выговор; запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока, но не долее одного года; исключение из числа присяжных поверенных и предание уголовному суду в случаях, особенно важных. Список был исчерпывающим, и опять же, привлечь адвоката к дисциплинарной ответственности мог только совет присяжных поверенных. Это условие являлось важной гарантией независимости и самоуправляемости адвокатских объединений. Более того, законодатель предусмотрел возможность каждого адвоката обжаловать, в случае несогласия, все постановления совета присяжных о наложении взысканий в судебную палату округа, за исключением предостережения и выговора. Подобное правило было призвано обеспечить судебный контроль над законностью и обоснованностью постановлений совета присяжных о наложении мер дисциплинарной ответственности в отношении адвоката. Учитывалось также и то обстоятельство, что судебная палата округа, включающего в себя несколько губерний, не была связана с советом присяжных, осуществлявшим свою деятельность в конкретной губернии. Обеспечивая гарантии независимости адвоката, в том числе и от необоснованных постановлений совета присяжных поверенных, обеспечивая гарантии независимости и самоуправляемости адвокатских объединений, в том числе и от вмешательства иных государственных органов, законодатель позаботился и об обеспечении прав доверителей указав, что “взыскание, наложенное советом на присяжного поверенного, или оправдание его советом не лишают частное лицо права искать с того поверенного вознаграждения убытков в судеб-

7 Ст. 404 Учреждения Судебных Установлений.

ных местах”8. Совершенно очевидно, для доверителей, пострадавших от недобросовестных действий адвокатов, в первую очередь, важно иметь возможность взыскать убытки, но никак не добиваться привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.

Законодательство, регулировавшее деятельность дореволюционной адвокатуры, обеспечивало адвокатам, адвокатским образованиям и доверителям равные права и возможности их защитить, нормы закона должным образом регулировали возникавшие между указанными лицами правоотношения. Все это позволило адвокатуре в кратчайшие сроки превратиться в самый развитый институт гражданского общества, стоящего на защите прав, свобод и интересов населения царской России.

Многие институты судебной системы подвергались реформированию с момента проведения судебной реформы 1864г. Причем реформы преследовали целью позволить административной власти прямо или косвенно влиять на данные институты, влиять на судебную власть. Особняком в этом процессе была адвокатура, ни один из чиновников не осмелился призвать к внесению каких - либо изменений в деятельность адвокатов и адвокатских образований, несмотря на то, что именно присяжные поверенные играли важнейшую роль в уголовном судопроизводстве, добиваясь оправдательных вердиктов для лиц, обвиняемых в политических преступлениях, изобличая незаконные действия административной власти, нарушающие права, свободы и интересы граждан.

Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре” от 31 мая 2002г., практически полностью перенял все то лучшее, что было заложено дореволюционными реформаторами в основу создания института адвокатуры в России. Вместе с тем, многими представителями государственной власти высказываются мнения о необходимости внесения поправок в ныне действующий Закон. Более того, в основном эти поправки составляют нормы о дисциплинарной ответственности адвокатов. Если в настоящее время решения об отказе в возбуждении дисциплинарного дела в отношении адвоката не подлежат судебному контролю, то предлагаемые нормы предусматривают возможность судебного обжалования как решения президента палаты об отказе в возбуждении дисциплинарного производства, так и последующего коллегиального решения. Доводы в поддержку принятия указанных поправок в основном сводятся к желанию защитить якобы бесправных клиентов, пострадавших от неисполнения адвокатами своих обязанностей. Совершенно не учитываются при этом нормы действующего законодательства, предусматривающие гра-жданско - правовую ответственность адвоката перед своим доверителем. Кроме того, доверители вправе обращаться с жалобами на действия (бездействия) адвоката в совет адвокатской палаты соответствую-

8 Ст. 374 Учреждения Судебных Установлений.

щего субъекта РФ. Указанная жалоба, в случае признания ее допустимой, является предметом рассмотрения коллегиального органа - квалификационной комиссией. Совершенно очевидно, что указанная процедура позволяет осуществлять объективное и беспристрастное исследование всех обстоятельств, изложенных в жалобе, и, в случае признания их обоснованности, принятие к адвокату соответствующих мер дисциплинарного взыскания. Однако же, сторонники принятия поправок высказывают сомнения в том, что заключения квалификационной комиссии могут быть объективными и беспристрастными, мотивируя свою позицию тем, что большинство членов комиссии являются адвокатами и не могут применить жесткие меры взыскания в отношении своих же коллег. Постоянно публикуемая дисциплинарная практика адвокатских палат субъектов РФ наглядно показывает, что квалификационными комиссиями, при рассмотрении жалоб на действия адвоката, досконально изучаются все обстоятельства дела и, соответственно, выносятся обоснованные решения. В случае сомнения в объективности подобных решений, обусловленные, как правило, утверждениями о том, что невозможно добиться принятия к адвокату мер дисциплинарного взыскания в том субъекте, членом адвокатской палаты которой он является, не оспаривая целесообразности рассмотрения вопроса о дисциплинарной ответственности именно адвокатским сообществом, следует обеспечить проверку указанных решений со стороны Адвокатских палат других субъектов.

На наш взгляд, в целях устранения сомнений в обоснованности и законности решений квалификационных комиссий и Советов палат субъектов РФ считаем необходимым рассмотреть возможность установления дополнительной процедуры проведения проверки их решений об отказе в наложении дисциплинарных мер. В случае несогласия с принятым решением о прекращении дисциплинарного производства, лицо, обратившееся с жалобой в совет адвокатской палаты субъекта РФ вправе обратиться с соответствующей жалобой к президенту Адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ в определенный законом срок. После получения указанной жалобы, президент Палаты принимает решение о направлении материалов дисциплинарного производства в Совет адвокатской палаты субъекта РФ, входящего в соответствующий округ, в порядке очередности. Решения Совета адвокатской палаты субъекта РФ, по материалам поступившего дисциплинарного производства, являются окончательными.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.