Научная статья на тему 'ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Используя полученные значения, найдем эмпирическое значение критерия Крамера - Уэлча по формуле (1):

T = 0,0039

J- эмп 7

Тэмп - Т°,°5, т.к. 0,0039 -1,96, а значит, на уровне значимости 0,05 группы "одинаковые".

Сравнивая описательные статистики групп по таблице 2, мы получили,

что из 13 показателей отличаются 9. И при малом объеме выборки (меньше

2

50) можно воспользоваться критерием % .

2

Результаты эксперимента могут быть проверены по критерию % ,

переведя данные из шкалы отношений в порядковую с 3 градациями.

2

Вычислим эмпирическое значение критерия % и сравним его с табличным.

2 2

%эмп -%о,°5, т.к. 0,207 - 5,99) значит, характеристики сравниваемых выборок совпадают (на уровне значимости 0,05).

Можно сделать вывод, что по обоим критериям экспериментальная и контрольная группы оказались "одинаковыми". Это позволяет использовать портфолио в группе нового набора для повышения качества знаний студентов.

Использованные источники:

1. Клентак Л.С. Снижение грамотности населения как проблема подготовки кадров в вузе// Известия СнЦ РАН, Том 16, № 2(3), 2014, с. 562-564.

2. Форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны». Стенограмма. 15 октября 2014 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46805 (Дата обращения 18.10.2014)

3. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

Ковалёва А.А. старший преподаватель кафедра «Финансы и кредит»

УлГТУ Россия, г. Ульяновск ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия - с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом. Таким образом, единая система

бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет. Выделяют два подхода к пониманию сущности термина «управленческий учет». Первый связан с management accounting, второй - с европейским «контроллинг» (Германия).

В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет - не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.

В соответствии со вторым понятием управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия. В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия. Чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином management accounting) как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации. Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений. Объектами управленческого учета являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений - центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность. Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм организации управленческого учета.

В практике управленческого учета на Западе два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны. Методы, используемые в

управленческом учете, разнообразны: некоторые элементы метода бухгалтерского учета (счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность); приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.); математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)

Цели управленческого учета:

1) оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

2) контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности;

3) обеспечение базы для ценообразования;

4) выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Сущность и основы бюджетирования на предприятии.

Детализация стратегического плана осуществляется на предприятии с

помощью бюджетирования, которое определяет краткосрочные задачи в пределах общей стратегии. Результатом бюджетирования является бюджет. Бюджет - это план будущих операций, выраженный в количественных (преимущественно в денежных) измерителях. Период, для которого подготовлен и используется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетным периодом обычно является год, внутри которого могут быть выделены более короткие периоды (квартал, месяц).

Соответственно, бюджетирование - это процесс планирования будущих операций предприятия и оформления его результатов в виде системы бюджетов.

Подготовка бюджетов начинается с разработки функциональных бюджетов, т.е. бюджетов подразделений предприятия. На основе бюджетов подразделений готовится сводный бюджет предприятий. Сводный бюджет -это совокупность бюджетов, обобщающих будущие операции всех подразделов предприятия. Он включает две группы бюджетов: операционные и финансовые. Операционные бюджеты - это совокупность бюджетов расходов и доходов, обеспечивающих составление бюджетного отчета о прибыли. К операционным принадлежат бюджеты продаж, производства, себестоимости реализованной продукции и др., а обобщающим является бюджетный отчет о прибыли. Финансовые бюджеты - это совокупность бюджетов, отображающих запланированные денежные потоки и финансовое состояние предприятия. Примерами финансовых бюджетов являются: бюджет денежных средств и бюджетный баланс.

Процесс бюджетирования включает такие основные стадии:

1) Доведение основных направлений политики компании до ведома лиц, отвечающих за подготовку бюджетов.

2) Определение ограничительных факторов.

3) Подготовка бюджета продаж.

4) Предварительное составление бюджетов.

5) Обсуждение бюджетов с высшим руководством.

6) Анализ и корректировка обсужденных бюджетов.

7) Утверждение бюджетов.

Ведущим этапом бюджетирования является разработка бюджета продаж. Бюджет продаж - это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции (товаров, услуг). Этот документ соответственно определяет и объем производства продукции и затраты различных видов ресурсов. Предварительное составление всех операционных и финансовых бюджетов осуществляется после разработки проекта бюджета продаж.

Ковалева А.А. ассистент кафедра «Финансы и кредит» Потапова К.М. студент 4 курса Ульяновский государственный технический университет Россия, г. Ульяновск БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные особенности бюджетирования ориентированного на результат.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджетирование ориентированное на результат, БОР.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) - это один из способов организации бюджетного процесса, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Следует сразу оговориться, что, несмотря на длительную историю внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, так и отдельных его элементов ни в России, ни в мире не сформировалось. В российской практике до недавнего времени в качестве синонима термина «бюджетирование, ориентированное на результат» ранее использовался термин «программно-целевое бюджетирование».

В теории управления по целям и результатам БОР одним из самых сложных способов использования информации о целях и результатах, поскольку включает в себя всю совокупность способов и методов использования данной информации для принятия управленческих решений (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.