Научная статья на тему 'Основоположники концепций элитизма о взаимоотношении элиты и народа'

Основоположники концепций элитизма о взаимоотношении элиты и народа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2029
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / МАССА / ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВЯЩИЙ КЛАСС / МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО / ELITE / MASS / ELITE CULTURE / MASS CULTURE / RULING CLASS / MASS SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудаярова Марина Константиновна

Анализируется проблема взаимоотношений элитных групп и народных масс в учениях западноевропейских мыслителей конца XIX – начала XX в. (Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс, Макс Вебер и Хосе Ортега-и-Гассет ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDERS OF CONCEPTIONS OF ELITISM DUE TO INTERRELATIONS OF ELITE AND PEOPLE

The article analyses the problem of interrelations of elite groups and people masses in doctrines of the West European thinkers of the end of the 19 th – the beginning of the 20 th centuries (Gaetano Mosca, Vilfredo Pareto, Robert Michels, Max Weber and Jose Ortega y Gasset).

Текст научной работы на тему «Основоположники концепций элитизма о взаимоотношении элиты и народа»

УДК 13

М. К. Кудаярова

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КОНЦЕПЦИЙ ЭЛИТИЗМА О ВЗАИМООТНОШЕНИИ ЭЛИТЫ И НАРОДА

Анализируется проблема взаимоотношений элитных групп и народных масс в учениях западноевропейских мыслителей конца XIX - начала XX в. (Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс, Макс Вебер и Хосе Ортега-и-Гассет).

Ключевые слова: элита, масса, элитарная культура, массовая культура, правящий класс, массовое общество

The article analyses the problem of interrelations of elite groups and people masses in doctrines of the West European thinkers of the end of the 19th - the beginning of the 20th centuries (Gaetano Mosca, Vilfredo Pareto, Robert Michels, Max Weber and Jose Ortega y Gasset).

Keywords: elite, mass, elite culture, mass culture, ruling class, mass society

В современной культуре проблема взаимоотношения элиты и народа актуальна для любого конкретного общества и социума в целом. Общеизвестно, что демократия не может существовать без лидеров и групп, осуществляющих процесс управления государством. В свою очередь элиты для реализации своих интересов нуждаются во взаимодействии с массами. Следовательно, любому цивилизованному обществу свойственно разделение на тех, кто правит, и тех, кем управляют. Поэтому, помимо массовой культуры, большой интерес представляет и элитарная культура. Сегодня элиты обладают определенными ценностями и установками, психологическими и поведенческими характеристиками, которые определяют место элиты в обществе и отношение к ней.

Современные средства массовой информации, художественная и научная мысль в основе своей критически оценивают роль правящей элиты. Чтобы выявить основания такой критики и степень ее обоснованности, необходимо проанализировать учения классиков элитологии конца XIX - начала XX в. Именно в Западной Европе того времени зарождается философско-культурологическая и политологическая мысль, объектом познания которой является элита. Зачастую эти учения рассматриваются как политологические теории с социологическим, культурологическим или философским уклоном. Однако именно философский анализ эли-тистских концепций способствует выявлению оснований элитарного, а также определению причин массовых волнений в ходе истории, что позволяет извлечь то философское ядро, которое является базой для формирования благоприятных отношений элиты и народа. Назовем его «элитарные добродетели» или «свод элитарных правил».

Юрист, социолог и философ Гаэтано Моска (1858-1941) известен как один из основателей теории элит. В своей книге «Правящий класс» (1939 г.) он исследовал культуру, структуру и принципы развития элитных групп.

В этом трактате итальянский мыслитель сформулировал закон социально-политического неравенства общества, сущность которого состоит в том, что во всех типах организаций общества существуют два класса: управляющий и управляемый. Правящий класс всегда немногочислен, он выполняет политические и государственные функции, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым [6, с. 391, 393-394].

Определяя основные характеристики элитарного класса, Моска делает акцент на главной опасности его правления - возможности превратиться в наследственную, обособленную и закрытую группу. Наиболее оптимальной является такая система элитарной культуры, говорит он, которая, с одной стороны, открыта для входа в нее лучших представителей масс, а с другой - сохраняет традиции преемственности, что является одним из гарантов устойчивости социума. Следовательно, Моска выявляет и анализирует одно из главных условий существования правящего класса - возможность появления в нем новых членов. Экстраполируя этот вывод на картину политического пространства современной России, отметим, что эти новые представители не должны дублировать образы и идеи, им необходимо стать движущей силой в ином ее проявлении.

Социолог, политолог и философ Вильфредо Парето (1848-1923) разделял мнение Моска о сущности элитаризма, однако в вопросе о формировании элитных групп и процессе их существования придерживался несколько иных взглядов. Его учение об элите пронизано мыслью об историческом развитии, особенность которого - постоянные циклы подъема и упадка элит, их чередование и смена, что является законом существования общества в целом.

В своем произведении «Трактат по общей социологии» (1911 г.) Парето размышляет о слоях самой элиты, обращая внимание на номинальное

74

присутствие высшей страты - аристократии [3, с. 189]. По его мнению, правящему классу присуща способность восстановления благодаря приходу представителей низших классов, а также в процессе избавления от деградировавших членов.

В этом и состоит сущность равновесия, к которому стремится общество. Итальянский мыслитель отмечает, что вновь образовавшаяся элита удерживает власть на основе уступок обществу, в результате чего возникает иллюзия бесконечности такого правления [10, с. 59-67]. Когда возможности удержания власти исчерпываются, происходит революция. Таким образом, другое главное условие стабильности общества, которое вслед за Мос-ка выделяет Парето, - это своевременная смена элитарных групп. При этом «новая элита» должна быть отличной от прошлых представителей в своем отношении к народу.

Психологическое обоснование процесса возникновения элит дано в трудах философа, политолога и социолога Роберта Михельса (1876-1936).

В своей работе «Социология политической партии в условиях демократии» (1911 г.) он попытался выявить причины разделения общества на элиты и массы. Внутренняя неспособность народных масс брать на себя ответственность и выполнять руководящие функции порождает возникновение элит, что ведет к борьбе элитных групп и народных масс. Как отмечает Михельс, классовая борьба - это условие исторического прогресса [4, с. 42-46].

Концентрация управленческих полномочий в узкой группе часто приводит к злоупотреблению властью, подчеркивает мыслитель. Ощущение независимости и избранности приводит к тому, что бывшие слуги народа превращаются в господ над ним, становятся вождями и властелинами [5, с. 550]. Следовательно, важнейшее правило для правящего класса - это реальная оценка собственных полномочий и следование нормам морали. Современный образ коррумпированных чиновников и деморализованных представителей шоу-бизнеса, безусловно, вызывает массовое негодование, общество не хочет мириться с такой элитой, так как она не удовлетворяет высоким требованиям народа.

Элитарных взглядов придерживался и немецкий философ, социолог и культуролог Макс Вебер (1864-1920). Вопросы о взаимоотношении народа и элит анализируются в его трудах «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905 гг.), «Политика как призвание и профессия» (1918 г.), «Хозяйство и общество» (1921 г.) и др.

В философско-политологической мысли Макса Вебера доминирует концепция господства. Каждому типу общества, считает он, присуще разделение на господствующий и подчиняющийся классы.

В соответствии с этой концепцией Вебер выделяет три типа господства: традиционное, харизматическое и легальное. Немецкий мыслитель подчеркивал, что чистые типы встречаются редко, в реальности же существуют их смешанные комбинации [2, с. 647].

Наряду с учением о господстве Вебер разрабатывает теорию плебисцитарной демократии. Философ отмечает, что класс элит обязан прибегать к помощи народа. Непосредственное обращение к массам, уверял философ, гораздо эффективнее для ведения дальновидной и разумной политики элит, чем получение советов от административной прослойки. Отсюда следует главное правило для элитных групп - учитывать реальные интересы народных масс. Анализируя действительность, мы сталкиваемся с явным несоответствием этой норме. Уровень бедности, социальная незащищенность, культурная безграмотность - эти показатели красноречивы по отношению к такому критерию.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) рассуждал о социальных и нравственных качествах элиты. В своих трудах «Дегуманизация искусства» (1925 г.) и «Восстание масс» (1930 г.) он пишет о взаимоотношении элитарной и массовой культуры. Элита - лучшая часть общества в духовном его воплощении. Если массовый человек не требователен к себе, обладает типизацией сознания и «врожденной неблагодарностью ко всему» [7, с. 56], то представитель элиты постоянно работает над собой и стремится к совершенствованию. Следовательно, полагает мыслитель, призванный к управлению обществом и государством человек должен отвечать высоким морально-этическим требованиям, что также является труднодостижимым в современных условиях.

Но если элита столь необходима для общества, почему же мы сталкиваемся с массовым недовольством, принижением роли элитарного класса, а зачастую и сомнением в его необходимости? Причина этого кроется, с одной стороны, во внутренних свойствах масс, а с другой - в несоблюдении элитами правил «политической игры» во взаимоотношениях с народом, утверждают Моска, Парето, Михельс, Вебер и Ортега-и-Гассет. В условиях кризиса масса постоянно чувствует неудовлетворенность и недовольство. В то же время она получает больше возможностей для трансляции своих идей. Адресаты этих посланий из числа народа не способны уловить их «вторичность и невесомость» [8, с. 251], что ведет к формированию критического понимания элиты.

Сама деятельность элитарных групп также является причиной упадка их авторитета. Основоположники элитизма пишут о необходимости циркуляции правящего класса. Несменяемые

75

представители элиты в сфере политики, образования, искусства на протяжении многих лет будоражат общественное мнение. Люди устают от одних и тех же лиц во власти, осознавая замкнутость правящих кругов, они требуют изменений [9, с. 18].

Кроме того, процесс глобализации вносит в традиционное понятие элиты масштабность, что увеличивает предел досягаемости элит для масс, ставит еще более высокие барьеры для вхождения в нее [1, с. 269].

Таким образом, чтобы преодолеть порог непонимания со стороны народа, элитарному классу необходимо учитывать особенности поведения масс, продлевая тем самым срок своего правления. Элита должна отвечать высоким духовно-

нравственным требованиям, а также соблюдать правила сменяемости, создавая условия для входа в свой состав новых представителей.

Следовательно, элита должна быть лучшей частью общества во всех отношениях. Реализуя в управлении государством интересы народных масс, она способна стать залогом стабильности общества, о чем и пишут основоположники концепций элитизма. Трактаты этих западноевропейских мыслителей должны выступать в качестве практического пособия для представителей элиты, так как в них проанализированы ошибки прошлого и сконструированы поведенческие модели элитарных групп, наиболее благоприятные для восприятия народом.

1. Ашин, Г. К. Элитология: история, теория, современность / Г. К. Ашин. - М.: Изд-во МГИМО(У) МИД России,

2010. - 600 с.

2. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. -805 с.

3. Карабущенко, П. Л. Психологические теории элит / П. Л. Карабущенко, Н. Б. Карабущенко. - М.: Памятники ист. мысли, 2006. - 448 с.

4. Михельс, Р. Социология политических партий в условиях демократии / Р. Михельс // Диалог. - 1991. - № 3. -С. 42-46.

5. Михельс, Р. Социология политических партий в условиях демократии / Р. Михельс // Политология: хрестоматия / сост.: М. А. Василик, М. С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.

6. Моска, Г. Правящий класс / Г. Моска // Политология: хрестоматия / сост.: Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хре-

нов. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.

7. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. - М.: АСТ, 2008. - 347 с.

8. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет // Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. - М.: АСТ, 2008. - 347 с.

9. Осетинская, Е. А. Подвластный бизнес / Е. А. Осетинская // Forbes. - 2012. - № 3. - С. 18.

10. Парето, В. Компендиум по общей социологии / В. Парето // Антология мировой политической мысли: в 5 т. / под

ред. Т. А. Алексеевой. - М.: Мысль, 1997. - Т. 2. - 832 с.

Сдано 21.06.2012

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.