Научная статья на тему 'Основоположник русской политехнической школы (к 200-летию Н. П. Огарёва)'

Основоположник русской политехнической школы (к 200-летию Н. П. Огарёва) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / Н.П. ОГАРЁВ / N.P. OGAREV / AKMEIC PERSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Наталья Викторовна

Начало XIX века отмечено рождением плеяды русских людей, сделавших исторический вклад в развитие страны, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский. Они очевидно -акмические личности, причем с демократическими взглядами, что по определению нашего периода преобразований должно востребовать их труды, но этого не происходит, в связи с чем хочется обратить внимание на их идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDER OF RUSSIAN POLYTECHNIC SCHOOL (ON THE OCCASION OF THE 200-YEARS OF N. OGARIEV)

A beginning of the 20 th century is marked by the burnance of many Russian people, who maked a historical contribution in countries developments such as A.I. Gertsen, N.P. Ogarev, V.G. Belinsky. They are obviously an akmeic persons with democratic views; in accordance with definition of our transformational period, their works must be requested, but it is not happened, that’s why we want to take attention on their ideas.

Текст научной работы на тему «Основоположник русской политехнической школы (к 200-летию Н. П. Огарёва)»

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ AKMEOLOGY OF GREAT PERSONALITIES

УДК 378

ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

(к 200-летию Н.П. Огарёва )

Соловьева Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Начало XIX века отмечено рождением плеяды русских людей, сделавших исторический вклад в развитие страны, - А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский. Они очевидно -акмические личности, причем с демократическими взглядами, что по определению нашего периода преобразований должно востребовать их труды, но этого не происходит, в связи с чем хочется обратить внимание на их идеи. Ключевые слова: акмическая личность, Н.П. Огарёв.

«Жизнь и произведения Огарёва принадлежат истории».

Н.Г. Чернышевский

Одной из причин неблагополучного состояния людей Конфуций считал незнание прошлого. Если относить это к современной школе и вузу, необходимо прочесть достаточно непопулярные для современности (в престижном магазине «Русское зарубежье» в год 200-летия Н.П. Огарёва нет ни одной книги ни о нем, ни его сочинений, а ведь он поэт, публицист, общественный деятель XIX века) произведения революционеров-демократов, таких как В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва и др.

Большая часть выступлений «Колокола» (первой русской революционной газеты, выходившей в Лондоне в 1857-1867 гг.) по вопросам народного образования принадлежит Н.П. Огарёву. Он - создатель более 300 художественных и публицистических произведений. Если говорить об акмеологических факторах его жизни, то самый мощный - идеи декабристов и их последующий жизненный путь, шедший параллельно с судьбой Николая Платоновича. Свое духовное рождение друзья А.И. Герцен и Н.П. Огарев вели с выступления цвета русской нации 14 декабря 1825 года на Сенатской площади: впоследствии они поклялись отомстить за казненных царем Николаем I руководителей движения.

Фактор семьи и детства - достаточно благополучен (Николай Платонович родился в одной из самых богатых и знатных семей России, получил превосходное домашнее воспитание, в эти годы встретил друга и единомышленника всей последующей жизни, внебрачного сына богатого помещика И.А. Яковлева - Герцена), поэт вспоминал: «Акшино (родовое имение) было для меня местом романтической привязанности, не меньше моей религиозной любви к умершей матери».

Николай Огарёв поступил вольнослушателем в Московский университет, в традиции которого было свободомыслие, за что его не любил Николай I, и в 1840 году выступает с первыми поэтическими произведениями, проникнутыми освободительными идеями.

Он принадлежал к тому поколению юношей, которые «видели в себе зачинателей нового строя» (М. Гершензон), переломным моментом судьбы которых было восстание декабристов («декабристы разбудили Герцена»).

В его жизни было несколько серьезных поступков, но самый неординарный для России феодальной, крепостнической - освобождение своих крестьян. «Оказавшись после смерти отца владельцем крестьян, он освободил их и отдал им землю. Этот смелый и решительный шаг в эпоху крепостнической реакции был отмечен дооктябрьской «Правдой», посвятившей Огарёву статью в связи со 100-летием со дня рождения.

Средовой фактор в жизни писателя срабатывает по механизму замещения: неудачливый в личной жизни (практически с детства он не имел модели семьи, атмосферы семейного счастья и уюта), Н.П. Огарёв реализует себя в творчестве полинаправленно - как поэт, автор романсов, продолжатель традиций поэзии декабристов и вместе с тем разработчик протонароднической концепции крестьянской революции модели новой российской школы.

К 40 годам вполне сформировалось материалистическое и атеистическое мировоззрение Огарёва. В это время он живет в своем имении Старое Акшино и, присматриваясь к окрестным крестьянам, убеждается в том, что одной из причин их бедственного материального положения являются не отсталые и рутинные способы земледелия, а «привычка к рабству и вера в фатализм божьего промысла» (упование на силы небесные мешает приводить в порядок дела земные), которая наряду с невежеством объясняет их общественную пассивность и отсутствие готовности» отстоять свое право открыто [1, с. 67-68].

Получив серьезное естественно-научное образование, Н.П. Огарёв уже в 34 года составил подробный проект «школы сельского хозяйства». Его проекты обычно были успешны, благодаря такому значимому фактору, как друзья. Несмотря на то, что в некоторых разделах проект школы аккумулировал популярные идеи утописта Ш. Фурье, его практическая реализация состоялась при участии друга Н.М.Сатина, открывшего в 1849-1850 гг. «пансион» в Старом Акшино. В чем суть предложений по организации политехнической школы? Ведь через 100 лет название каждой школы нашей страны будет включать провозглашенное им образование. Николай Платонович резко критиковал внедряемое классическое образование, отстаивая преподавание опытной науки.

Будучи уверен в способности крестьянских детей овладевать научными знаниями, Огарёв намечает обширный цикл естественно-научных, математических и общественно-политических дисциплин. Обучение идет параллельно с приобретением умений сельскохозяйственного и промышленного труда. Естественным последствием новых взаимоотношений учащихся станет их новый образ жизни, нравственное становление под влиянием учителя («лаборанта») [3]. Практически реализуются педагогические принципы (теория воспитания и обучения К.Д.Ушинского еще не написана и не опубликована, он в это время еще только профессор Демидовского лицея в г. Ярославле и только начинает размышлять над опытом педагогической антропологии) соединения теории и практики; научного подхода (применения науки к жизни и труду), специальное образование на базе общего (перенос идеи парижской Политехнической школы). Почему же политехническая школа должна основываться в сельской местности? Ответ Огарёва: «Россия - государство преимущественно земледельческое» [2, с 178], т.е. все его устремления - на повышение уровня образования и идейного воспитания сельской молодежи, что окажет положительное влияние на подъем сельского хозяйства и в целом на экономическое благосостояние страны.

Выпускники школы (10-15 мальчиков), поступивших в нее в 12-14 лет, освобождались по окончанию от крепостнической зависимости, но должны были 4 года учительствовать, просвещая народ. Но как проводить отбор будущих «лаборантов», составителей «народно-учебной книги»? Носителями нового могут стать «мужики-пропагандисты», образованные, владеющие рациональными формами труда и освобожденные от предрассудков. Их подготовку в народной политехнической школе следует осуществлять из отобранных наиболее способных крестьянских подростков [1, с. 68].

Как теоретик педагогики, Н.П. Огарёв ярко проявился на страницах Вольной печати (цикл «Русские вопросы»). Несмотря на эмиграцию и жизнь в Англии, Швейцарии, в

мыслях своих Николай Платонович постоянно с Россией: в «Колоколе» разоблачает пороки «просветительской» правительственной программы и предлагает новую:

- отмена всех сословных ограничений в образовании;

- бесплатное и равное для детей обоего пола обучение;

- передача всех школ в руки общества;

- обеспечение учителям свободы преподавания;

- светский характер школ;

- коренное изменение содержания и методов обучения.

Личностные особенности писателя проявляются в стиле его произведений - это особый жанр исповеди «Исповедь лишнего человека», «Рассказ этапного офицера» - непосредственный диалог о сакраментальном: о расхождении слова и дела, из которого не является как следствие результат (мечтатели, не верящие мечтам; бунтари, не видящие цели и др.)

Чтение трудов Н.П. Огарёва - интересное, иногда трудное, серьезное, требующее индивидуального размышления, выводов, которые могут быть полезны современному человеку. Многие предпосылки успешной советской школы были заложены малоизвестными, невостребованными ныне трудами революционеров-демократов XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.: ЛГУ,1978

[2]. Огарев Н.П. Избр. социально-политические и философские произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1956.

[3]. Педагогический энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 2002.

THE FOUNDER OF RUSSIAN POLYTECHNIC SCHOOL (ON THE OCCASION OF THE 200-YEARS OF N. OGARIEV)

Natalia V. Solovyeva - Sc.D., Professor, Department of Akmeology and Professional Psychology of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

A beginning of the 20th century is marked by the burnance of many Russian people, who maked a historical contribution in countries developments such as A.I. Gertsen, N.P. Ogarev, V.G. Belinsky. They are obviously an akmeic persons with democratic views; in accordance with definition of our transformational period, their works must be requested, but it is not happened, that's why we want to take attention on their ideas. Key words: akmeic persons, N.P. Ogarev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.