Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛОЖНИК РОССИЙСКОЙ АМЕРИКАНИСТИКИ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ МИЖУЕВ (1861–1931)'

ОСНОВОПОЛОЖНИК РОССИЙСКОЙ АМЕРИКАНИСТИКИ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ МИЖУЕВ (1861–1931) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

583
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мижуев Павел Григорьевич / Российская империя / американистика / история США / историография американской истории / Mizuev Pavel Grigorievich / the Russian Empire / American Studies / the history of the USA / historiography of the American history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чикалова Ирина Ромуальдовна

Статья продолжает серию публикаций автора, посвященных жизни и творчеству рос-сийских ученых и публицистов, стоявших у истоков российской американистики, и посвя-щена рассмотрению вклада Павла Григорьевича Мижуева (1861–1931) в развитие американ-ских исследований в дореволюционной России и в первые годы советской власти. Показана его роль в качестве одного из основоположников изучения Соединенных Штатов Америки в России, написавшего первую политическую историю США, в которой история страны про-слежена от момента знакомства англичан с Америкой и вплоть до начала ХХ в. Рассмотрен его вклад в исследование отношений североамериканских колоний с Англией, Войны за не-зависимость и создания США, проблем падения рабства в Америке, достижений страны в области народного образования, в сфере решения рабочего и женского вопроса и других ак-туальных проблем истории и современной ему американской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDER OF AMERICAN STUDIES IN RUSSIA PAVEL GRIGORIEVICH MIZHUIEV (1861–1931)

The article continues the series of publications by the author dedicated to the life and work of Russian scientists and publicists, who stood at the origins of Russian Americanism, and it com-prehensively demonstrates outstanding place of Pavel Grigorievich Mizhuev (1861–1931) in the field of American Studies in the pre-revolutionary Russia and in the first years of the Soviet regime. It is shown his role as one of the founders of the study of the United States in Russia, who had writ-ten the first political history of the United States, where the country's history is traced from the moment of acquaintance of the Englishmen with America until the early twentieth century. Consid-ered his contribution to the study of the relations of the North American colonies with England, the War of Independence and the founding of the United States, the problems of the fall the of slavery in America, the country's achievements in the field of public education, in the field of solving labor and women's issues, and other topical issues of history and of contemporary American reality.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛОЖНИК РОССИЙСКОЙ АМЕРИКАНИСТИКИ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ МИЖУЕВ (1861–1931)»

И.Р. ЧИКАЛОВА

ОСНОВОПОЛОЖНИК РОССИЙСКОЙ АМЕРИКАНИСТИКИ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ МИЖУЕВ (1861-1931)

I.R. Chikalova

THE FOUNDER OF AMERICAN STUDIES IN RUSSIA PAVEL GRIGORIEVICH MIZHUIEV (1861-1931)

Статья продолжает серию публикаций автора, посвященных жизни и творчеству российских ученых и публицистов, стоявших у истоков российской американистики, и посвящена рассмотрению вклада Павла Григорьевича Мижуева (1861-1931) в развитие американских исследований в дореволюционной России и в первые годы советской власти. Показана его роль в качестве одного из основоположников изучения Соединенных Штатов Америки в России, написавшего первую политическую историю США, в которой история страны прослежена от момента знакомства англичан с Америкой и вплоть до начала ХХ в. Рассмотрен его вклад в исследование отношений североамериканских колоний с Англией, Войны за независимость и создания США, проблем падения рабства в Америке, достижений страны в области народного образования, в сфере решения рабочего и женского вопроса и других актуальных проблем истории и современной ему американской действительности.

Ключевые слова: Мижуев Павел Григорьевич, Российская империя, американистика, история США, историография американской истории.

The article continues the series of publications by the author dedicated to the life and work of Russian scientists and publicists, who stood at the origins of Russian Americanism, and it comprehensively demonstrates outstanding place of Pavel Grigorievich Mizhuev (1861-1931) in the field of American Studies in the pre-revolutionary Russia and in the first years of the Soviet regime. It is shown his role as one of the founders of the study of the United States in Russia, who had written the first political history of the United States, where the country's history is traced from the moment of acquaintance of the Englishmen with America until the early twentieth century. Considered his contribution to the study of the relations of the North American colonies with England, the War of Independence and the founding of the United States, the problems of the fall the of slavery in America, the country's achievements in the field of public education, in the field of solving labor and women's issues, and other topical issues of history and of contemporary American reality.

Keywords: Mizuev Pavel Grigorievich, the Russian Empire, American Studies, the history of the USA, historiography of the American history.

Павел Григорьевич Мижуев (1861-1931) был выдающимся знатоком англосаксонского мира. И если его имя к настоящему времени получило заслуженное признание за выдающийся вклад в развитие российского англоведения, - количественно он выражается в издании порядка 80 работ1, то его труды по

1 См.: ЧикаловаИ.Р. Профессор Павел Григорьевич Мижуев: российский англовед и либерал // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 34. М., 2011. С. 5-30; Чикалова И.Р. Павел Григорьевич Мижуев: англоман, англовед, либерал // Чикалова И.Р.

~ 405 ~

американистике все еще должны быть оценены по достоинству и комплексно. Первую подобную попытку автор данной статьи предприняла в своей публикации 2012 г. Дальнейшие поиски работ Мижуева позволяют сегодня не просто уточнить его вклад в развитие молодой тогда отрасли знаний в российской гу-манистике - удалось обнаружить принадлежащих его перу более 50 книг, статей и очерков в области американистики, - но и отдать ему должное как одному из основоположников российской американистики. Начав с публикаций, посвященных колонизации англичанами Северной Америки, Войне за независимость колоний против метрополии , развитию и падению рабства в Америке и другим актуальным проблемам истории и современной действительности США, Мижуев создал первую в России политическую историю Соединенных Штатов Америки, в которой история страны прослежена от момента знакомства англичан с Америкой и вплоть до начала ХХ в.

При этом Мижуев не готовился к научной карьере. Он закончил Морской кадетский корпус, и, как он пишет в автобиографии, в период учебы там заро-

4

дились многие интересы, «которые я сохранил на всю последующую жизнь» . Отказавшись от карьеры морского офицера и выдержав экзамен на право преподавания, с 1885 г. на протяжении 17 лет Мижуев был учителем французского языка на постоянной основе в Шестой5 и Введенской Девятой мужской гимназиях С.-Петербурга. С 1902 г. новым местом работы Мижуева стала библиотека Императорского технологического института, которую он возглавлял вплоть до

Англоведение в императорской России в именах и публикациях (1801-1917). СПб., 2013. С. 199-233; Чикалова И.Р. Знаток англо-саксонского мира Павел Григорьевич Мижуев // Чи-калова И.Р. Великобритания: изучение в Российской империи (XIX - начало XX в.). СПб., 2017. С. 314-361; Чикалова И.Р. Знаток англо-саксонского мира Павел Григорьевич Мижуев // Чикалова И.Р. Великобритания: осмысление исторического опыта в Российской империи (XIX - начало XX в.). Минск, 2018. С. 230-265.

2 Чикалова И.Р. Русский американист Павел Григорьевич Мижуев // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования. Вып. 4: Памяти В.А. Коленеко / под ред. Т В. Алентьевой, М.А. Филимоновой. Курск, 2012. С. 121-133.

Мижуев П.Г. Литературные факторы американской революции // Русское богатство. 1900. № 5-8; Мижуев П.Г. Великий раскол англосаксонской расы (Американская революция преимущественно с точки зрения литературных факторов). СПб., 1901; Мижуев П.Г. История колониальной империи и колониальной политики Англии. СПб., 1902; Изд. 2-е доп. 1909.

4 Мижуев П.Г. Автобиография // РГАЛИ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 22. Л. 4.

5 Историческая записка, изданная ко дню пятидесятилетия С.-Петербургской шестой гимназии (1862-1912) / сост. преп.: К.Ф. Буткевич и Л.П. Николаев. СПб., 1912. С. 151.

1924 г. Переход на работу в библиотеку стал для Павла Григорьевича, прекрасно владевшего английским и французским языками, поворотом на всю жизнь к научному творчеству: «отвергнув мысль о какой-либо карьере, я намеривался посвятить себя всецело изучению разных наук, которые меня интересовали»6. Регулярно пополнявшийся массив гуманитарной литературы (в том числе зарубежной) в руководимой им библиотеке стал важнейшим источником собственных исследований.

«В течение многих лет, - пишет Мижуев в автобиографии, - я занимался одновременно и последовательно французским языком и литературой с точки зрения применения результата таких занятий к преподаванию в средней школе, вопросами школьной организации и педагогическими, всеобщей истории и в особенности историей Америки и Англии; политической экономией, вопросами государственного права, так наз. социальным вопросом и всеми сторонами жизни англосаксонских стран. <...> Более всего на меня оказали влияние английские писатели и ученые: Джон Стюарт Милль, Адам Смит, Герберт Спенсер, Дарвин, Ляйель, Гексли. Огромное, неизгладимое впечатление произвело на меня сочинение Дж. Брайса "Американская республика" и почти такое же труд Alf. Marshall "Principles of Economics", труды супругов Уэббов, с которыми я познакомился раньше, чем кто-либо из русских. Из американских писателей весьма сильное впечатление произвели на меня сочинения Хиггинсона и историков Тайлера и Бушнеля Харта, самые имена которых совершенно неизвестны в России. Особенно большое влияние на меня имели английская и американская периодическая пресса (еженедельная и ежемесячная), за которой я слежу систематически около 20 лет»7.

Как известно, Мижуев был большим англоманом, настолько, что его чувства к Англии могли выглядеть даже чрезмерными в глазах самих ее симпати-зантов: «Правда, нам кажется, что местами автор слишком уж восторженно относится к Англии. <...> Нужно только не давать этому чувству ослеплять себя», - отметил молодой тогда Е.В. Тарле в рецензии на одну из его книг8. Действительно, в своих работах Мижуев фиксировал внимание на успехах Велико-

6 Мижуев П.Г. Автобиография // РГАЛИ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 22. Л. 9.

7 Там же. Л. 9-10.

Тарле Е.В. [Рецензия]: П.Г. Мижуев. История колониальной империи и колониальной политики Англии. СПб., 1902 г. // Мир Божий. 1903. № 1. С. 74-75.

~ 407 ~

британии в экономике, политике, обеспечении прав человека, в совокупности сформировавших ее облик, говоря его словами, как «величайшей демократии современного мира». Но в представлениях Мижуева была и вторая подобная ей страна - Соединенные Штаты Америки. Обе эти «демократии», пишет он в разгар Первой мировой войны (когда уже были созданы его основные труды по истории обоих государств), «имели гораздо больше общего, чем они подозревали, и гораздо более отличались от всего остального культурного мира, чем они это сознавали; мы разумеем в особенности отличие в основных политических взглядах и в политическом и гражданском развитии, в привычке пользоваться такими благами культуры, все значение и важность которых еще смутно сознавали другие народы. Мы отмечаем все это потому, что здесь же, в указываемых нами обстоятельствах, скрывается та основная причина, которая по истечении сравнительно немногих лет создала между двумя отраслями англосаксонской расы, формально разошедшимися навсегда, сознание указанной нами общности политических и других идеалов и обусловила их в общем мирные и благожелательные отношения, несмотря на массу внешних поводов для серьезных разногласий, которые при других обстоятельствах могли бы привести не раз к открытой войне» .

Область «американских исследований» до революции 1917 г. была представлена не столь большим числом имен профессиональных ученых (А.В. Бабин10, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский, С.Ф. Фортунатов, Л.С. Хольцов, Н.А. Бородин11, И.Х. Озеров, И.И. Янжул, С.И. Гулишамбаров). При этом потребность в знаниях о заокеанской стране, добившейся впечатляющих успехов в разных областях жизни и принимавшей тысячи эмигрантов, была огромной. Запрос на американскую тематику зримо проявлялся в многочисленных публи-

9 Мижуев П.Г. Англия и Соединенные Штаты (Взгляд на историю их взаимных отношений от войны за независимость до наших дней) // Вестник Европы. 1916. № 3. С. 211.

10 См. мою статью: Чикалова И.Р. У истоков российской американистики: Алексей Васильевич Бабин (1866-1930) и его труд «История Северо-Американских Соединенных Штатов» // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 9 / под ред. Т.В. Алентьевой, М.А. Филимоновой. Курск, 2017. С. 271-293.

11 См. мою статью: Чикалова И.Р. «Нам полезны дружественные отношения с заокеанской страной»: о книге Н.А. Бородина «Северо-Американские Соединенные Штаты и Россия» (1915) // История. Электронный научно-образовательный журнал. М., 2019. № 12. URL: https://history.jes.su/s207987840008263-8-1/ (дата обращения: 19.04.2020).

~ 408 ~

кациях личных наблюдений о жизни за океаном в общественно-политических

журналах. Их авторами были российские эмигранты, среди них - А.С. Курб-

12

ский («Вестник Европы»), П.А. Тверской («Вестник Европы») , В.Н. Мак-Гэхан («Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный Вестник», «Русское обозрение»), И.А. Гурвич («Образование», «Правда», «Современный мир»), И.Г. Рубинов («Образование», «Русский мир», «Русская мысль», «Современный

13

мир», «Русское богатство») .

В отличие от них (да и от других авторов работ по США) Мижуев, также печатавший очерки об американской истории и современной ему действительности, на страницах журналов («Русская школа», «Образование», «Русское богатство», «Русская мысль», «Вестник Европы», «Русское экономическое обозрение», «Техническое образование», «Трудовая помощь», Журнал Министерства народного просвещения), никогда не то, что не жил, но и не посещал Америку. Во всяком случае, не сохранилось никаких свидетельств о его поездках в США. В то же время по интенсивности появления публикаций, в которых затрагивалась американская проблематика, с ним могли сравниться только постоянно жившие в США П.А.Тверской и В.Н. Мак-Гэхан. При этом в отличие от них Мижуев основывал свои труды не на личных впечатлениях, а всегда на официальных документальных материалах и оригинальных американских исследованиях, о чем сам обычно сообщал. Ссылки с указанием на источник и мотивы написания труда сопровождают практически каждую его публикацию. Фактически все профессионально выполненные объемные публикации по социально-политической истории США, в том числе и двухтомный труд А.В. Бабина «История Северо-Американских Соединенных Штатов» (1912), появились в дореволюционной России уже после выхода основных работ Мижуева.

12

См. мою статью: Чикалова И.Р. П.А. Тверской: очерки американской жизни в российских общественно-политических журналах // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования. Вып. 8 / под ред. Т.В. Алентьевой, М.А. Филимоновой. Курск, 2016. С. 350-371.

13

См. мою статью: Чикалова И.Р. Исаак Гурвич и Исаак Рубинов: российские иммигранты в США // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 10 / под ред. Т.В. Алентьевой, М.А. Филимоновой. Курск, 2018. С. 143156.

Свои труды по американистике Мижуев опубликовал в период между 1891 и 1929 гг. Соединенные Штаты он считал наиболее интересной страной современного ему мира, занимающей «выдающееся положение во многих и весьма важных отношениях». В фокусе внимания его работ находился широкий круг вопросов, связанных с США: колониальный период и проблема взаимоотношений с Англией, государственный строй, проблема разделения властей, торговая политика, благотворительность, права человека, рабочий и женский вопрос. Одной из доминирующих тем в его творчестве стала история народного образования - от начального до университетского. При этом по каждой из названных проблем Мижуев не ограничивался одной статьей или даже книгой. Исследуемые темы он во многих случаях раскрывал в нескольких публикациях, о которых речь пойдет в дальнейшем. Все книги и статьи Мижуева были обращены к самым широким читательским слоям.

Британские колонии в Северной Америке и Американская революция. Вопросы колонизации Северной Америки, состояния английских колоний, политики британской короны по отношению к ним, наконец, образования США и развития отношений между ними и Великобританией последовательно исследованы в работах Мижуева, которые назову в порядке их появления на свет: книги «Великий раскол англо-саксонской расы» (впервые опубликована под названием «Литературные факторы американской революции» в четырех номерах журнала «Русское богатство»)14, «История колониальной империи и колониальной политики Англии»15, статьи «Зарождение великой республики (Колонизация Америки англичанами)»16, «Развитие и падение рабства негров в Аме-

14 Мижуев П.Г. Литературные факторы американской революции // Русское богатство. 1900. № 5- 8; Мижуев П.Г. Великий раскол англо-саксонской расы. Американская революция. СПб., 1901.

15 Мижуев П.Г. История колониальной империи и колониальной политики Англии. СПб., 1902. 215 с.; Изд. 2-е доп. СПб., 1909.

16 Мижуев П.Г. Зарождение великой республики (Колонизация Америки англичанами) // Русская мысль. 1904. № 4. С. 125-154.

17-

рике» и «Англия и Соединенные Штаты: взгляд на историю их взаимоотно-

18

шений от Войны за независимость до наших дней» .

Мижуев был первопроходцем в области изучения британского колониализма, в том числе освоения Американского континента, о чем не без основания он сам отмечал, представляя книгу «История колониальной империи и колониальной политики Англии»: «в русской исторической литературе первый опыт обзора истории английской колонизации»19.

В книге «История колониальной империи и колониальной политики Англии», определяя причины английской колонизации Америки, Мижуев выделяет в качестве одной из основных «приобретение не занятых и удобных земель

для основания колоний, где бы могла применить свой труд свободная, т.е. не

20

находящая себе заработка часть населения самой Англии» . Первые попытки обосноваться в Америке закончились провалом - «неудачи англичан объясняются неподходящим составом эмигрантов, которые большей частью состояли из любителей быстрой наживы, мечтавших найти в новой стране золото и потому пренебрегавших тяжелым трудом земледельца». Но с изменением целевых установок пришли и позитивные результаты. Как подчеркивает Мижуев, «если бы мы хотели в нескольких словах выразить основную причину столь разительной разницы в конечных итогах английской и испанской колонизации, нам следовало бы сказать, что в то время как испанцы долго оставались не более как неисправимыми искателями золота в открытой ими новой части света и эксплуататорами туземного населения, англичане сравнительно скоро освободились от мечтаний о легкой наживе и стали строить свое благополучие на систематической эксплуатации природных богатств своих колониальных владе-

21

ний, для чего требовался неутомимый труд и несокрушимая энергия» . Именно такими качествами были наделены переселявшиеся в Америку из-за религиозных гонений пуритане. Требование добросовестного труда было одной из акси-

17

Мижуев П.Г. Развитие и падение рабства негров в Америке // Социологические этюды.

СПб., 1904. С. 115-160.

18

Мижуев П.Г. Англия и Соединенные Штаты: взгляд на историю их взаимоотношений от Войны за независимость до наших дней // Вестник Европы. 1916. Кн. 3. С. 201-249.

19 Мижуев П.Г. История колониальной империи и колониальной политики Англии. С. 7.

20 Там же. С.11.

21 Там же. С. 14-15.

ом миропонимания протестантов, его они перенесли и на американскую почву. Определяя общие итоги развития английских колоний в Америке, Мижуев заключает: «Благодаря энергии первых колонистов, общественным условиям жизни их потомков, благодаря либеральным учреждениям, преобладавшим в Америке, благодаря феноменальному материальному развитию колоний, благодаря, наконец, глубокой вере колонистов в свою силу и в слабость Англии,

они оказались к концу XVIII века совершенно подготовленными к разрыву с

22

Англией, как только к тому представился случай» .

Английские колонии в Северной Америке избрали революционный путь образования самостоятельного государства, и Мижуев в работе «Великий раскол англосаксонской расы» тщательно разбирает причины, приведшие к нему. В концепции Мижуева «революция не началась и не могла начаться вследствие какого-либо порабощения колоний Англией <...> великий раскол англосаксонской расы произошел не из-за притеснений и тем более не из-за нестерпимых притеснений, а главным образом из-за принципа: из-за нежелания американцев признать за английским парламентом право облагать их даже самыми

23

малыми налогами без их на то согласия» . Это следует понимать так, что разрыв с Англией был обусловлен высоким уровнем общественно-политической свободы колоний. «В отношении политической свободы большая часть английских колоний в Америке пользовалась почти полной самостоятельностью; все они имели представительные учреждения, везде налоги определялись законодательными собраниями, получавшими свои полномочия путем избрания местным населением... В руках колонистов же была в значительной мере и исполнительная власть, так как лишь немногие должностные лица назначались правительством метрополии»24. Утверждение, что американская революция произошла из-за «принципа», своим истоком имеет концепцию М. Тайлера. Но Мижуев приводит и другой взгляд на причины революции, сформулированный профессором Гарвардского университета А. Хорном: «Истинного оправдания революции надо искать не в списке претензий на действия английского прави-

22 Там же. С. 26.

23

Мижуев П.Г. Великий раскол англо-саксонской расы. С. VI.

24 Там же. С. 8.

тельства, составленном колонистами, <...> в основе ее лежали два великих принципа человеческого прогресса. <...> Во-первых, по мере того, как американские колонии становились значительнее и богаче, колонисты были бы более и более недовольны тем, что развитию их торговли мешают некоторые стеснения, введенные в интересах людей, живущих за океаном. <...> Успех революции открыл для американской промышленности и торговли тысячи путей во всех концах мира. Во-вторых, революция представляла собой протест против попыток подчинить Америку бесконтрольной власти», - пишет он в книге «Великий раскол англосаксонской расы»25.

В «Истории колониальной империи и колониальной политики Англии» Мижуев выделяет экономические основания для назревания конфликта между центром и периферией империи. Колонии должны были вывозить сырые материалы на английских судах и только в Англию и у нее же покупать готовые промышленные изделия; из этих соображений в колониях ограничили развитие обрабатывающей промышленности, а создание железоделательных и сталелитейных заводов вообще запретили. Подобные ограничения означали лишение колоний свободы экономической деятельности в интересах метрополии: «В одном только отношении англичане XVIII века в своей колониальной политике мало отличались от других народов. Подобно другим народам они смотрели на колонии как на средство обогащения метрополии и стесняли их нормальное экономическое развитие для вящего материального преуспевания метропо-лии»26. И только до определенного времени колонии терпели экономическую дискриминацию, ограничиваясь саботированием запретов.

Такова, в интерпретации Мижуева, канва событий, приведших к революции и образованию США. Объективно излагая их фактическую сторону, Ми-жуев далек от нейтральности в оценке исторической неизбежности и обоснованности американской революции, отделения колоний от Англии. Он пишет: «Хотя американцы в своей "Декларации независимости" жаловались на "жестокость и вероломство" английского правительства, "примеры которым едва ли можно найти даже в самые варварские времена", однако в это самое время

25 Там же. С. 228.

26 Мижуев П.Г. История колониальной империи и колониальной политики Англии. С. 31.

~ 413 ~

большинство цивилизованного человечества было юридически и фактически лишено у себя дома большинства, если не всех тех прав, которых американцы требовали для себя у правительства метрополии с оружием в руках. Это обстоятельство не мешало, впрочем, правительствам, а за ними и плохо осведомленным с действительным положением дела народам Европы призывать ежедневно проклятия на голову англичан за возмутительное попрание прав американских колонистов, между тем как эти правонарушения были гораздо меньше тех, которые ежедневно же совершались у всех на глазах в той же Европе»27.

Центральная книга Мижуева в области американистики - «История вели-

28

кой американской демократии» (1906) . В ней он, тщательно отбирая факты, увлекательно повествует о политической истории США от времени колонизации Америки англичанами и до начала ХХ в. Сам Мижуев так писал об этой работе: «В течение последних 15 лет мы напечатали несколько книг и значительное число журнальных статей, в которых старались знакомить русскую публику с разными сторонами жизни и с разными моментами великой американской демократии. Таким образом, настоящий труд представляет собой в некотором смысле свод наших прежних работ, посвященных изучению истории и современного состояния С.-Американской республики. Во многих случаях мы позволяем себе пользоваться этими работами, не всегда находя нужным указывать цитатами свои заимствования, тем более, что почти всегда мы вносим в

29

них более или менее значительные изменения» . Как видим, все предыдущие публикации Мижуева были определенными этапами на пути создания его основного труда по истории США.

Политическая система, прогресс гражданских и политических прав в США. Мижуев был активным популяризатором идеи парламентаризма, разделения законодательной и исполнительной властей, гражданских и политических прав. Опыт Соединенных Штатов был важнейшим в этом отношении. В обстановке острой политической борьбы вокруг созыва Государственной ду-

27 Там же. С. 39.

28

Мижуев П.Г. История великой американской демократии (Северо-Американских Соединенных Штатов). СПб., 1906.

29 Там же. С. 3.

мы Мижуев опубликовал несколько книг: «Главные федерации современного

30

мира» , «Народное представительство и законодательные собрания в главных

31

странах современного мира» , «Глава государства. Организация высшей ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32

полнительной власти в главных странах современного мира» , «О формах и

33

сущности государственного строя» . В совокупности они давали законченное представление о политической системе и политических институтах западных стран, в том числе США.

Мижуев пристальное внимание уделил политическим системам, структурам и назначению законодательных собраний и принципам выборов в представительные органы власти в наиболее развитых странах мира. В наиболее крупной работе по государственной системе - книге «Главные федерации современного мира» - Мижуев отдельный раздел посвятил США, в котором дал подробную характеристику политического строя и конституции страны, остановился на особенностях функционирования органов власти, характеристике системы управления с точки зрения доктрины разделения властей. Само название одного из разделов книги - «Соединенные Штаты, как наиболее грандиозный проект народоправства» - свидетельствует о политических предпочтениях автора и об отношении Мижуева к этой стране.

Тем не менее, чтобы стать демократическим государством, как Мижуев показывает в книге «История великой американской демократии», Соединенным Штатам нужно было пройти длинный путь, прежде всего уничтожить рабство, что позволило распространить демократический строй на южные штаты. И «только после войны С. Штаты стали действительной демократией, так как до освобождения негров и дарования им политических прав Американская республика являлась в известном смысле псевдодемократией»34.

30

Мижуев П.Г. Важнейшие федерации Старого и Нового Света // Образование. 1906. № 4-8; Мижуев П.Г. Главные федерации современного мира. СПб., 1907.

31 Мижуев П.Г. Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира. СПб., 1906.

32

Мижуев П.Г. Глава государства. Организация высшей исполнительной власти в главных странах современного мира. СПб., 1906.

33 Мижуев П.Г. О формах и сущности государственного строя. СПб., 1906.

34 Мижуев П.Г. История великой американской демократии. С. 270.

Вместе с тем Мижуев осознает, что подлинное освобождение черного населения страны представляет собой длительный и болезненный процесс. Он констатирует: «нравы изменить гораздо труднее, чем закон, поэтому, вообще говоря, проходит много времени, прежде чем общество, пережившее крупный переворот и изменившее свое законодательство, оставит свои старые привычки и заживет новой жизнью. Мы видим, что и в Америке взаимные отношения белых и негров изменяются к лучшему лишь понемногу. Трудно сказать, насколько это объясняется расовой ненавистью негров и белых друг к другу и насколько в этом сказывается антагонизм богатых и бедных классов населения... Впрочем, это уже общий вопрос о сытых и голодных - вопрос социальный и экономический, и неграм придется решать его с той частью белых в Америке, которые так же мало обеспечены в своих средствах к жизни, как и сами негры. Во всяком случае, успехи негров во всех направлениях несомненны - между ними можно встретить теперь немало людей очень образованных,

35

богатых и занимающих высокое общественное положение» .

Тема политических прав может быть отнесена к числу одной из ключевых в творчестве Мижуева. Успехи Соединенных Штатов в этой сфере представляются ему замечательными, тем более, что «даже теперь, в начале XX века, всеобщая подача голосов считается в большинстве стран Западной Европы слишком либеральным и даже в известной степени опасным учреждением. да и эти страны, признавая официально принцип всеобщей подачи голосов, ввели в него, однако, значительное число ограничений»36. В Соединенных Штатах уже того времени не так. Гражданская война уничтожила рабство афроамери-канцев, а дальнейшее развитие демократического процесса привело к принятию поправки 1870 г. к федеральной конституции, запретившей лишать кого-либо политических прав по признаку расы, цвета кожи или в связи с предшествующим нахождением в рабстве. Мижуев признает, что реальное утверждение политического равноправия встречало много препятствий: «некоторые из южных

35

Мижуев П.Г. Развитие и падение рабства негров в Америке // Социологические этюды. С.157-158.

36 Мижуев П.Г. Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира. С. 85-86.

штатов в течение последних 10-15 лет сделали попытки обойти указанную статью конституции», они «роняют, конечно, американскую демократию или, вернее, ту ее часть, которая еще не освободилась от своих прежних рабовладельческих замашек и тенденций». Но и в Европе, выдвигает встречный иск Мижуев, в большинстве государств «лишена тех же прав весьма значительная часть

37

народных масс» .

Выход на авансцену общественной жизни европейских стран, в том числе и России, вопроса о политических и гражданских правах женщин, ставших предметом острых дискуссий, побудил Мижуева посвятить этой теме несколько работ. В их числе очерк в журнале «Образование», изданный отдельной бро-

38

шюрой , статья в Новом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и

39

И.А. Ефрона . Лейтмотивом этих работ является идея о необходимости гарантировать законом гражданские и политические права для всех членов общества, включая женщин. Мижуев указывает и на средства, с помощью которых можно достичь «не некоторых прочных результатов», но подлинного социально-политического уравнения женщин: «единственный способ поднять женщину в умственном и нравственном отношениях заключается именно в предоставлении ей всех способов развития ее умственных и всех иных качеств не только путем образования и воспитания в юные годы, но и путем последующего широкого участия в разрешении всех, не исключая в том числе и самых трудных (социальных и политических) вопросов жизни»40.

Обретение английскими колониями в Америке независимости и образование США стало исходным пунктом женского движения в этой стране, которое долго не давало ощутимых результатов. Даже штат Нью-Джерси, первоначально предоставивший женщинам право участия в выборах, вскоре отказал им в этом. Тем не менее высокий политический тонус страны оставлял женщинам определенные возможности, более благоприятные, чем они имели в Европе.

37 Там же. С. 86-88.

38

Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение // Образование. 1904. № 12. С. 1-44; Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение. СПб., 1906; Мижуев П.Г. Равноправие женщин: права женщины и ее обязанности. М., 1917.

39

Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение // Новый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1915. Т. 17. С. 772-783.

40 Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение // Образование. 1904. № 12. С. 4, 5, 6.

~ 417 ~

Женщины играли видную роль в аболиционистском движении, в 1848 г. провели первый общеамериканский съезд, на котором по аналогии с «Декларацией независимости» приняли «Декларацию чувств», утверждавшую - «женщина создана равной мужчине», не остались в стороне от событий Гражданской войны, а после ее окончания обучали в южных штатах освобожденных от рабства аф-роамериканцев.

В 1905 г. буквально накануне начала работы I Государственной думы, в которой с первых дней законодательной деятельности разгорелись дебаты по поводу всеобщего избирательного права, в «Библиотеке Марии Малых» был издан очерк Мижуева «Результаты предоставления политических прав женщинам в штате Колорадо»41, затем вошедший в главу, посвященную политической эмансипации женщин в США, книги «Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира». Колорадо был вторым штатом после Вайоминга и вместе с Новой Зеландией второй в мире территорией, предоставившей женщинам избирательные права. Получив политические права, отмечал Мижуев, женщины и спустя десять лет дорожили ими: составляя меньшую часть населения штата, на последних выборах они численно преобладали в составе избирателей, что разбивало аргументы противников женской эмансипации. Однако пойти до конца в решении проблемы политических прав женщин американская демократия в то время не решилась.

Все это позволило значительно продвинуться в области политических прав женщин, «не сопровождавшееся там никакими гибельными последствиями для общественной или частной жизни, которых ожидали и которые, во всяком случае, предсказывали противники политической эмансипации женщин в Америке». Речь идет здесь о штатах Колорадо, Юта, Вайоминг и Айдахо, где «женщины участвуют не только во всех городских и сельских выборах, но и в таких выборах, которые касаются всего штата (например, выборы губернатора штата, законодательных собраний штата и т. д.), и даже в выборах национальных (выборы президента республики или, точнее, выборы т. наз. "выборщиков", избирающих президента республики). Кроме того, в названных штатах

41 Мижуев П.Г. Результаты предоставления политических прав женщинам в штате Колорадо. СПб., 1905.

женщины могут быть избираемы на разные должности по самоуправлению -

42

городскому, сельскому и всего штата» .

В целом по стране «около половины штатов Американского Союза предоставляют женщинам в той или иной форме право участия в выборах тех или иных должностных лиц и, следовательно, обеспечивают им известное влияние на ход общественных дел - сельских или городских»43. Мы склонны думать, заключает Мижуев, что «результаты предоставления американским женщинам политических прав следует признать в полном смысле слова благотвор-

44

ными» . Но, «опередив значительно европейские государства в доверии к административным и политическим способностям женщин, великая Американская демократия все же не решается круто оборвать с традициями, завещанными старой Европой, чему нельзя удивляться, если вспомнить, как громаден ежегодный прилив в Америку эмигрантов, приносящих с собой целый цикл отсталых понятий, от которых удается вполне освободиться разве лишь второму или даже третьему поколению»45, - пишет Мижуев в книге «Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира».

Политика в области образования, школа, социальные вопросы в США. Условием укрепления государства, роста благосостояния и культуры нации, полагал Мижуев, является народное просвещение. С учетом неудовлетворительного состояния народного образования в России пример образовательной политики зарубежных государств мог послужить ориентиром как для управляющей элиты, так и для рядовых граждан. В этих целях Мижуев познакомил русскую общественность с эволюцией образовательных учреждений тех стран Европы и США, где этот вопрос успешно решался. Мижуев в серии публикаций многосторонне охарактеризовал политику в области образования и его состояние в США46. Эти труды благожелательно воспринимались российской

42

Мижуев П.Г. Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира. С. 89.

43 Там же. С. 93.

44 Там же. С. 88.

45 Там же. С. 93.

46 Мижуев П.Г. Народное образование в Северной Америке // Женское образование. 1891. С. 739-752; Мижуев П.Г. Вопросы текущей жизни американской школы // Русская школа. 1893. № 5-8; Мижуев П.Г. Народное образование в главнейших государствах и его финансо-

~ 419 ~

критикой. В рецензии на книгу «Современная школа в Европе и Америке», например, рецензент журнала «Современный мир» отметил: «П.Г. Мижуев давно известен как один из лучших знатоков жизни и школьного дела в Западной Европе и Америке: ряд его работ в этой области завершился вышедшей на днях книгой. Кроме знания и авторитетности в вопросах о современной школе Европы и Америки, автор проявил в новом труде и благородный тон, и живость из-

47

ложения, и незаурядное умение писать легко, популярно и занимательно» .

По убеждению Мижуева, общий подъем образовательного уровня народа является основой модернизации страны. Школа должна одних - громадное большинство - приобщить к современной культуре, т. е. сделать способными, во-первых, сколько-нибудь ясно и правильно понимать тот мир, в котором придется жить, и, во-вторых, способными действовать в этом мире в роли хотя бы рядовых, но все-таки более или менее сознательных участников общей работы. Других - сравнительно незначительное меньшинство - школа должна подготовить к тому, чтобы они при наличии соответствующих стремлений и способностей могли сохранить для потомков все полученное культурное наследие и содействовать дальнейшему прогрессу материальной и духовной культуры во всех сферах чистого и прикладного знания. Но этими образовательными функциями роль школы не ограничивается. Одна из величайших задач школы, полагает Мижуев, состоит в том, что «школа должна собирать в свои стены детей разных общественных классов, разных исповеданий и религий и воспитывать в этих детях чувство взаимного понимания, взаимного расположения или, по крайней мере, чувства взаимной терпимости, несмотря на те классовые, веро-

вая постановка. СПб., [1896]; Мижуев П.Г. О подготовке учителей для средней школы в Северной Америке // Образование. 1899. № 11-12; Мижуев П.Г. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность и другие стороны общественной жизни. СПб., 1901; Мижуев П.Г. Школа и общество в Америке. СПб., 1902; Мижуев П.Г. Материальное положение народных учителей и учительниц в Западной Европе и Америке // ЖМНП. 1904. № 10-12; Мижуев П.Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1912; Мижуев П.Г. Профессиональные учительские организации в Америке // Профессиональные учительские организации на Западе и в России. Пг., 1916. С. 5-72.

47 Ж-кий И. П.Г. Мижуев. Современная школа в Европе и Америке // Современный мир. 1912. № 12. С. 365.

исповедные и другие перегородки, которые иногда более или менее сильно раз-

48

деляют слои населения один от другого» .

Чтобы обеспечить практическую реализацию этих задач, следует внедрить в сознание как массы людей, так и законодателей три базовых принципа: а) каждый родитель обязан посылать в народную школу всех детей в установленном законом возрасте, а принудить их к выполнению этой обязанности должны центральные власти страны; б) начальное народное образование должно быть бесплатным; в) из его программы должно быть полностью устранено религиозное образование и воспитание «с предоставлением такового исключительно заботам родителей и церкви»49. Признаки реализации этих трех принципов на практике Мижуев видел в школьной системе США. В статье «О подготовке учителей для средней школы в Северной Америке» Мижуев выделяет особенности в организации общественных школ в США. Во-первых, это тесная связь низшей школы со средней, в то время как «у нас, как и в Европе, вообще средняя школа есть по преимуществу учебное заведение для средних классов общества, в котором эти классы получают не только среднее, но и элементарное образование». Во-вторых, бесплатность обучения: «В самом деле, в Америке бесплатно не только низшее образование, но бесплатно и образование среднее, так как в большинстве случаев от учащихся в высших народных школах никакой платы не взимается». В-третьих, «широкое распространение - особенно на западе - совместного обучения учащихся обоих полов в одних и тех же учебных заведениях и даже в одних и тех же классных комнатах»50. При этом Мижуев подчеркивает, что каждый штат был самостоятелен в определении своего подхода к решению стоявших перед школой задач, а «масса населения Америки настолько развита и культурна, что сама понимает блага образования и не нуждается в принуждении,..»51. На таком фоне тем эффективнее были законы об обязательности начального обучения, принятые в большинстве штатов.

48

Мижуев П.Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1912. С. 6-7.

49 Там же. С. 9.

50 Мижуев П.Г. О подготовке учителей для средней школы в Северной Америке // Образование. 1899. № 11. С. 63.

51 Мижуев П.Г. Современная школа в Европе и Америке. С. 34.

Актуальность призывов Мижуева определялась тем, что задача введения в России даже обязательного всеобщего начального обучения, несмотря на всю ее важность, не была решена. Лишь в 1905 г. этот вопрос на государственном уровне выдвинул министр народного просвещения И.И. Толстой. В 1907 г. законопроект о введении всеобщего начального обучения в Российской империи Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу второго созыва. Министр П.М. фон Кауфман в выступлении перед депутатами сообщал о низком уровне грамотности населения, особенно женщин, подчеркивал недопустимость этого, поскольку «женщина - это мать, которая самой природой назначена быть первой учительницей своего ребенка. Очевидно, что откладывать далее если не обязательное, то общедоступное начальное обучение нель-зя»52. Однако законопроект так и не приняли.

На американском примере Мижуев показывает, что поддержка государством и обществом бесплатности школьного обучения обусловливалась не только идейными, но и чисто практическими подходами. Была признана непосредственная связь между продолжительностью обучения и производительностью труда. Проведенное среди американских предпринимателей анкетирование показало, что они «решительным образом признали значительное влияние даже самого элементарного образования на производительность труда рабочих»: «только культурному рабочему можно доверить пользование сколько-нибудь сложными орудиями и механизмами, благодаря чему является возмож-

53

ность придать совершенно иное оборудование фабрикам и заводам» . Мижуев приводит мнение руководителя народного образования штата Массачусетс Ф. Хилла, который заметил: «расходы штата на народное образование возвращаются населению вдвойне или втройне»54. Доступность школ и вообще состояние народного образования в США дали Мижуеву возможность лишь посетовать: «В самом деле, многие ли из русских людей не признают за расточитель-

52

Государственная дума. Второй созыв. Стенографические отчеты. 1907 год. Сессия 2-я. Т. 2. Заседания 31-53 (с 1 мая по 2 июня). СПб.: Гос. тип., 1907. С. 60, 68.

53 Там же. С. 37.

54 Там же. С. 40.

ность предоставление всем желающим бесплатного посещения общественных средних учебных заведений»55.

Мижуев особо отмечает тесную связь между процессами секуляризации государства и школы. Как государство не имеет какой-либо официальной связи с церковью (федеральное правительство и правительства штатов не имеют права касаться религиозных вопросов), так и все общественные школы - светские: в Америке ранее, чем где либо, «совершилось устранение из начальных школ преподавания Закона Божия. <...> Исключить религиозное образование из общественных школ вовсе еще не значит признать Закон Божий менее важным, чем письмо или арифметику. Это значит только то, что общество - единодушно, пока дело идет об обучении детей в школе арифметике или письму, и расходится в мнениях, когда заходит речь о религиозном обучении»56. Объясняя деликатность школьных властей в подходе к религиозному воспитанию в школах, Мижуев призывает видеть в этом «желание сохранить в общественных школах нейтралитет в таких вопросах, которые там признаются делом личной

57

совести каждого» .

Через народную школу проходили все слои населения (заметим, белого населения). Комплектование народных школ детьми из всех классов общества без оглядки на размер семейного дохода делало их «школами для всех». Не было различий и по полу обучавшихся, при этом не только в начальных, но и в

58

высших народных школах . Дети и подростки обоего пола обучались совместно, причем в составе ученических контингентов девочки преобладали, так что в числе выпускников средних школ женщины составляли более двух третей. Вследствие этого, отмечает Мижуев, в Америке женщины более образованы, чем мужчины59. Это стало результатом наделения женского образования статусом приоритетного. Мижуев обращает внимание на стремление обеспечить женщинам такие же широкие пути к образованию, какие открыты для мужчин.

55 Там же. С. 41.

56 Там же. С. 42, 44.

57 Там же. С. 43.

58

См.: Мижуев П.Г. Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных штатах Северной Америки. СПб., 1893.

59 Мижуев П.Г. О подготовке учителей для средней школы в С. А. Соединенных Штатах // Образование. 1899. № 11. С. 65.

Он констатирует: «Вследствие установившегося в во многих штатах обычая совместно обучать детей обоего пола в средней школе, вследствие бесплатности обучения в средней школе и обычая американцев возможно раньше определять своих сыновей к какому-либо практическому делу, вследствие всего этого в Америке в средней школе девочек больше, чем мальчиков»60. Мижуев был горячим сторонником совместного обучения и доступа женщин к образованию всех уровней, он принял самое активное участие в работе Первого Всероссийского съезда по образованию женщин, на котором представил четыре выступления, в том числе «Совместное обучение в Англии и Америке» и «Среднее женское образование в Америке»61.

Привлекательность американских школ для детей всех социальных слоев населения обеспечивалась комфортом, надлежащим качеством учебного оборудования, высоким уровнем знаний и их практической направленностью. Относительно содержания обучения и полученных компетенций в результате завершения полного курса народной школы Мижуев привел фрагмент отчета главы школьного ведомства Чикаго:

Ученики «приобрели способность разумно следить за жизнью и литературой своего времени. В школе они изучили историю открытия и заселения Америки, а также и те факты, которые привели к объявлению независимости американских колоний и принятию конституции С. Штатов. Они ознакомились с развитием существующей в Америке финансовой и банковой системы, равно как и с историей расширения территории республики. Они узнали также, какие великие нравственные вопросы последовательно волновали американский народ и наполняли его истории. Они познакомились в школе с организацией правительственных властей как федеральных, так и властей штата, города, графства и сельского округа; они узнали также, в чем заключаются права и обязанности американского гражданина. Они познакомились с географией всего мира, с данными о климате, о естественных богатствах и населении разных стран, о культурном состоянии разных народов и их коммерческих отношениях.

60 Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение // Образование. 1904. № 12. С. 20.

61 Мижуев П.Г. Совместное обучение в Англии и Америке; Среднее женское образование в Америке // Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин. СПб., 1915. Т. 2. С. 15-17, 105.

Они узнали далее из школьного преподавания, где и в каком количестве добываются уголь, железо, медь, серебро, золото, в каких странах производят особенно много зерновых продуктов, фруктов и овощей, где особенно развито свиноводство и т. п. Они узнали также, как человек пользуется всем этим для удовлетворения своих нужд.

Они выучились, далее, элементам математики и могут применить свои знания ко всем нуждам повседневной жизни. По окончании курса народной школы они понимают, напр., систему налогов своей страны. они понимают также газетные сведения о состоянии рынка и биржи; они понимают основания страхования и кредитных операций; они знают весы и меры, которыми определяются ценности. Уроки рисования развили в них художественный вкус, так что они умеют ценить изящество собственной или чужой работы. Наконец, они выучились логически рассуждать и выражать свои мысли простым и вполне понят-62

ным языком» .

Мижуев осознает, что «всякий русский читатель» мог бы отнестись «с крайним скептицизмом к самой возможности таких результатов занятий в народной школе», и сам допускает возможность того, что «вышеприведенные строки не чужды некоторого оптимизма». Тем не менее он убежден, что «в лучших случаях <...> 14-15-летние подростки, кончающие народную школу в Америке, знают больше, чем те лица, которые в России считаются иногда правоспособными к учительской деятельности в народных школах»63. В подтверждение Мижуев приводит перечень испытаний на получение звания учителя начальных училищ, утвержденных правилами 1894 г.: Закон Божий, церковнославянский и русский языки, чистописание, арифметика и геометрия, история России, география, церковное пение64. Неудивительно, что объем знаний российского учительства не выдерживал сравнения с американским стандартом. Журнал «Русское богатство» в рецензии на книгу вынужден был признать:

65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«поневоле согласишься с заключением автора» .

62 Мижуев П.Г. Современная школа в Европе и Америке. С. 140-141.

63 Там же. С. 144.

64 Мижуев П.Г. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность и другие стороны общественной жизни. С. 136.

65 [Б. авт.] П.Г. Мижуев. Современная школа в Европе и Америке // Русское богатство. 1912. № 5. С. 124-125.

Мижуев обращал пристальное внимание на степень социального благополучия во всех его проявлениях - наличие условий, необходимых для достойной жизни: заработной платы, полноценного отдыха, жилья, для женщин к тому же возможности участвовать в управлении семейным имуществом и воспитании детей. Рассматривает эти проблемы Мижуев в нескольких работах66. Он писал: «Мы не можем оставаться равнодушными к тому, что более или менее значительная часть - иногда даже более или менее значительное большинство -нации остается бедным, невежественным, живет, как говорится, впроголодь, имеет тесное, грязное, антигигиеническое помещение и в то же время работает свыше меры, почти не имеет досуга, а в немногие часы досуга лишено возможности проводить его в здоровых, доступных формах развлечения.Указанные нами отрицательные стороны жизни народной массы недопустимы, невыгодны самому обществу в его целом, невыгодны государству и даже для него опас-

ны»67.

Отклики на работы П.Г. Мижуева. Работы Мижуева с интересом и очень благосклонно принимались критикой, получили рецензии в литературных и общественно-политических журналах. Журнал «Мир Божий» полезность «Великого раскола англосаксонской расы» усмотрел в том, что книга «дает много нового, особенно имея в виду недостаток у нас переводной литературы по истории Америки»68. Крупнейший в будущем российский историк Е.В. Тарле отозвался рецензией на книгу «История колониальной империи и колониальной политики Англии», в которой «не нашел ни одного фактического промаха», с явным удовлетворением отметив «содержательность и обдуманность плана и основных мыслей»69. Журнал «Современный мир» представил Мижуева как

66 Мижуев П.Г. Восьмичасовой рабочий день в Западной Европе, Америке и Австралии // Русская мысль. 1906. № 4. С. 119-129; Мижуев П.Г. Восьмичасовой рабочий день. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича. 1907; Мижуев П.Г. Почему желателен восьмичасовой рабочий день? М., 1917; Мижуев П.Г. Восьмичасовой рабочий день в Америке и в Австралии. Пг:, 1917; Мижуев П.Г. Минимальная заработная плата в Европе, Америке и Австралии. Пг., 1917; Мижуев П.Г. Национальный минимум. Заработная плата. Пг., 1916.

67 Мижуев П.Г. Национальный минимум. Заработная плата. Пг., 1916. С. 6-7.

68 П-в.М. П.Г. Мижуев. Великий раскол англосаксонской расы. Американская революция (преимущественно с точки зрения литературных факторов) // Мир Божий. 1901. № 9. С. 101.

69Тарле Е. П.Г. Мижуев. История колониальной империи и колониальной политики Англии // Мир Божий. 1903. № 1. С.74-75.

«одного из лучших знатоков жизни и школьного дела в Западной Европе и

Америке», который демонстрирует «незаурядное умение писать легко, попу-

70

лярно и занимательно» . В оценке «Русского богатства», Мижуев «дает поучительную картину того, что делается для народного просвещения в культурных 71

странах» . О научной основательности книг «История колониальной империи и колониальной политики Англии», «История великой американской демократии» свидетельствует их издание в серии «История Европы по эпохам и странам в средние века и наше время», редакторами которой были Н.И. Кареев и И.В. Лучицкий, историки непререкаемого научного авторитета.

Роль Мижуева в изучении США чрезвычайно велика и потому, что во многих случаях он первым открывал русскому читателю многие стороны американского мира. О популяризаторском значении творчества Мижуева писали и журналы. «Мир Божий» отметил: «симпатии автора принадлежат англосаксонскому миру, который, к сожалению, так мало известен нам, русским; тем

72

больше значения имеют работы г. Мижуева» . Нельзя не поставить в заслугу Мижуеву, что все его книги и статьи, сочетая научность и популярность, были обращены к самым широким читательским слоям - приобщение к историческим знаниям людей, подчас далеких от науки, составляло привлекательнейшую и благородную сторону научно-просветительской деятельности Мижуева.

На выход работы «Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Северной Америки» откликнулось «Русское богатство»: «Помимо своего теоретического интереса, брошюра г. Мижуева имеет для нас некоторое чисто практическое значение: известно, как у нас любят ссылаться на всяких "практически сведущих людей", противопоставляя их теоретикам; американцы и являются такими "практически сведущими людьми" в деле высшего женского образования, и их практика дает прекрасный ответ на

70

Ж-кий И. П.Г. Мижуев. Современная школа в Европе и Америке // Современный мир. 1912. № 12. С. 365.

71

[Б. авт.] П.Г. Мижуев. Современная школа в Европе и Америке // Русское богатство. 1912. № 5. С. 125.

72

БернацкийМ. П.Г. Мижуев. Социологические этюды // Мир Божий. 1905. № 4. С. 116-117.

-7Г"

все те "жупелы", которыми чреват у нас так называемый женский вопрос» . «Мир Божий» в связи с выходом книги «Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность.» поместил рецензию К. Диксона, усмотревшего в ней «обзор тех соображений и фактов, которые говорят в пользу необходимости самого широкого распространения в народной среде об-

74

разования» . На ту же книгу «Образование» откликнулось рецензией, автор которой подчеркивает ее злободневность: «Мижуеву приходится ломиться в открытую дверь на каждом шагу, он должен доказывать, что образование отражается и на экономических успехах, и на военной готовности, и на санитарных условиях, и на способности народа претворить инородческие элементы. <...> Книга Мижуева очень во время напоминает о нуждах начального образования,

75

интересы к которому стали уже застывать в нашем обществе» . «Вот книга, способная лишний раз всколыхнуть чувство горечи и зависти в душе русского читателя, - пишет эмоционально рецензент в «Русском богатстве» на труд «Современная школа в Европе и Америке»: «Ему, можно сказать, вчера еще пришлось присутствовать при горячих словопрениях в российских законодательных палатах и благонадежных органах печати на хронически затяжную тему: полезно или вредно просвещение народу?.. Не полезнее ли усилить средства, отпускаемые тюремному ведомству и на полицию? И если уж давать деньги на образование, то с тем непременным условием, чтобы просвещение народа носило возможно менее просвещенный характер. А тут, в книге Мижуева, с первых же страниц читатель узнает, что в культурных странах народная школа приобрела значение самого главного из всех учреждений, обслуживающих основные нужды населения, что в таких странах, как Сев.-Ам. Соед. Штаты, Канада, Австралия, при основании новых поселений на еще девственных землях, школа является первым солидным строением, которое воздвигается раньше, чем церковь или иной молитвенный дом, и во всяком случае раньше, чем какое-

73

[Б. авт.] Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Сев. Америки П.Г. Мижуева // Русское богатство. 1893. № 12. С. 41.

74 Диксон К. П.Г. Мижуев. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность. // Мир Божий. 1901. № 6. С. 116.

75 Коробка И. Мижуев. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность // Образование. 1901. № 5-6. С. 117.

~ 428 ~

либо иное общественное учреждение; в частях же давно заселенных школьные здания имеют характер дворцов»76.

Вместо заключения. Драматические события 1917 г., которые Мижуев встретил уже немолодым человеком (ему исполнилось 56 лет), ударили и по его судьбе, хотя на первых порах могло показаться, что в связи с резким оттоком преподавателей с университетских кафедр революция открыла перед ним новые возможности: параллельно с заведованием библиотекой Технологического института он стал преподавать в Петроградском университете. В 1918-1919 гг.

77

в должности приват-доцента он читал лекции на трех факультетах : историко-филологическом («История англосаксонского мира в XIX и ХХ вв.»), юридическом факультетах и восточных языков («История Индии под владычеством англичан»). В 1921-1923 гг. был профессором факультета общественных наук, где читал «Историю внеевропейских стран» и «Историю народного образования».

В первое десятилетие советской власти Мижуев активно продолжал просветительскую деятельность: наступление марксизма пока не исключало относительной терпимости к представителям старой интеллигенции. Несмотря на выход в 1924 г. на пенсию, которую Мижуев получил как «профессор Ленин-

78

градского университета» , он продолжал писать и опубликовал еще несколько работ. Среди них рассчитанная на широкого читателя небольшая книга «Образ-

79

цовые рабочие поселки в Англии и Америке» . Как и прежде, на ее страницах он постоянно проводил аналогии и сравнения с российской действительностью. В его описаниях рабочие поселки в Англии и США выступают тем образцом, который полезно перенять и в России: «идеалы жилищных условий для рабочих были у нас всегда очень низки. То немногое, что было раньше сделано, пришло теперь в совершенную негодность. При таком положении дела нельзя

76 [Б. авт.] [Рецензия]: П.Г. Мижуев. Современная школа в Европе и Америке // Русское богатство. 1912. № 5. С. 124.

77

На этот факт, как не имеющий аналогов в истории российских университетов, указывает сам П.Г. Мижуев в письме академику В.И. Вернадскому от 01.04.1929 г. // Архив РАН. Личный архив академика В.И. Вернадского. Ф. 518. Оп. 3. Д. 1067. Л. 2.

78

Curriculum vitae проф. П.Г. Мижуева. 11 января 1928 г. // РГАЛИ. Ф. 1337 (Коллекция воспоминаний и дневников). Оп. 4. Д. 26. Л. 3.

79

Мижуев П.Г. Образцовые рабочие поселки в Англии и Америке. Л., 1925.

~ 429 ~

не считать в высшей степени важным и своевременным познакомиться с тем,

что делается или что еще недавно делалось в этом отношении в разных стра-

80

нах» . В связи с этим Мижуев ставит в пример США: «Куда бы мы ни приехали, в какой бы город мы ни попали, в город, где уже успели упрочиться те или иные промышленные заведения и образовался некоторый промышленный центр, мы найдем в качестве характерного явления множество рабочих семей, купивших себе участки земли и строящих на них себе дома»81.

Отдельными публикациями вышли работы Мижуева «Вопросы средней

82

школы в Европе и ответы на них Америки» , рецензия на которую вышла в издаваемом в Праге эмигрантском журнале «Русская школа за рубежом» 83, «То-

84 85

мас Эдисон» , «Как другие народы стали грамотными» . Примером для массового читателя должна была стать жизнь великого американского изобретателя Т. Эдисона, который по своему происхождению был «чистейшим пролетарием», всего год проучившимся в начальной школе, но с ним мало кто мог бы «сравниться по способности безраздельно отдаваться какой-либо плодотворной идее»: «Как бы ни были неблагоприятны условия нашей жизни, как бы ни были ограничены знания, с которыми мы иногда вступаем на жизненное поприще, однако, если у нас есть внутренний огонь, если у нас есть неутолимая жажда знания, неудержимое стремление сделать что-либо полезное, не следует смущаться необходимой для этого работой, огромностью труда»86.

Однако «феноменальный успех Эдисона может быть уделом только весь-

87

ма немногих» . Это означает, что важно и нужно учиться. Поэтому в книге «Как другие народы стали грамотными» в момент, когда в СССР развернулась борьба с неграмотностью, Мижуев разъяснял читателю, каково наполнение в разных странах терминов «грамотность» и «неграмотность», как устанавливают

80

Мижуев П.Г. Образцовые рабочие поселки в Англии и Америке. Л., 1925. С. 3.

81 Там же. С. 80.

82

Мижуев П.Г. Вопросы средней школы в Европе и ответы на них Америки. Пг.- М., 1922.

83

Гессен С.И. Г.Г. Мижуев. Вопросы средней школы в Европе и ответы на них Америки // Русская школа за рубежом. 1923. №5/6. С. 178-179.

84

Мижуев П.Г. Томас Эдисон. Его жизнь и достижения. Л., 1926.

85

Мижуев П.Г. Как другие народы стали грамотными. М., 1925.

86 Мижуев П.Г. Томас Эдисон. Его жизнь и достижения. С. 3, 4.

87 Там же. С. 5.

степень грамотности; характеризовал состояние грамотности и законодательство об обязательности начального образования в странах Нового и Старого Света. На примере английского, американского и российского опыта он сравнивал школьный возраст, продолжительность учебного дня и учебного года, показывал осуществление принципа бесплатности начального образования, давал оценку культурного состояния народа и производительности труда в связи с уровнем образования. В вопросах борьбы с неграмотностью Мижуев мог быть союзником советской власти, ведь она стала делать то, за что он на протяжении многих лет горячо ратовал. Однако кадетское прошлое, активное обращение к зарубежному опыту в книге, рассчитанной на самого широкого читателя, привлекли к ней на стадии подготовки ее в печать недоброе внимание.

Издание было снабжено предисловием: «Книжку проф. Мижуева наш просвещенец, особенно работник по ликвидации неграмотности в городе и деревне прочтет, бесспорно, с интересом. В книжке Мижуева есть вообще множество интересных материалов. Впрочем, книжка в целом будет полезна уже потому, что дает картину того, насколько далеко мы отстали в грамотности от Европы, Америки, Японии, Австралии и т.д. ... Однако, изучая опыт буржуазных государств, мы обязаны относиться к нему критически. Чужие образцы мы не можем перенимать целиком и безоговорочно. В этом отношении книжка проф. Мижуева страдает значительными недостатками. Автор, очевидно, не

владеет оружием марксизма - отсюда его ошибки, отсюда неспособность разо-

88

браться в действительных "пружинах" общественного развития» . Написал предисловие к книге Генрих Бергман. Он был лицом официальным - работником отдела печати Московского городского совета. Пришли новые времена, а с ними - не просто новые оценки, но и контроль и цензура со стороны органов новой власти.

Последняя публикация Мижуева - «Система народного образования Североамериканских Соединенных Штатов» - датируется 1929 г. и подготовлена

89

для «Педагогической энциклопедии» . Тогда же он написал академику В.И.

88

Бергман Г. Предисловие // Мижуев П.Г. Как другие народы стали грамотными. С. 3-5.

89

Мижуев П.Г. Система народного образования Сев.-Американских Соединенных Штатов // Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. М., 1929. Т. 3.

~ 431 ~

Вернадскому письмо, в котором просил зачислить его «в IV разряд научных работников» (всего их было пять), что выразилось бы прибавкой к уже получаемой им академической пенсии, и сделать это ввиду исключительно научных заслуг: «мною напечатано более 100 научных трудов в форме книг и брошюр, не считая периодической печати и энциклопедий»90. Неизвестно, была ли удовлетворена просьба Мижуева, скорее всего, нет, но сам он прекрасно осознавал объем проделанной им работы, которая, увы, на долгие годы окажется невостребованной. На его глазах уже начало разворачиваться полномасштабное наступление против старой интеллигенции. Было сфабриковано «Академическое дело». В ходе дискуссий «Буржуазные историки Запада в СССР» подвергли разгрому либеральные взгляды крупнейших ученых. Постановление ЦК ВКП(б) о работе Комакадемии, принятое 15 марта 1931 г., определило направления работы исторических учреждений и историков. Среди них не было тем, связанных с вопросами внутриполитического развития, парламентаризма, эволюции партийно-политических систем, демократического реформизма и даже образа жизни и повседневности жителей зарубежных стран. А именно они были в центре дореволюционного творчества Мижуева. На волне происходящих в стране событий - 4 июля 1931 г. в Ленинграде - Павел Григорьевич ушел из жизни. Эта дата указана рукой его жены на последней странице автобиографии Мижуева, хранящейся в РГАЛИ91.

Пожалуй, самую точную и емкую характеристику Мижуеву дал в свое время Е.В. Тарле, назвав его «знатоком англо-саксонского мира»92. Действительно, Мижуеву удалось создать цельную картину не только разных сторон жизни Великобритании и доминионов в их исторической динамике, а также колониальной политики Англии, но он первым рассмотрел политическую эволюцию переселенческих колоний в Северной Америке, создал однотомную историю США и осветил разнообразные проявления жизни в них в своих многочисленных работах. В этом Павел Григорьевич был безусловным первопроходцем.

90 П.Г. Мижуев - академику В. И. Вернадскому от 01.04.1929 г. // Архив РАН. Личный архив академика В.И. Вернадского. Ф. 518. Оп. 3. Д. 1067. Л. 1-2.

91 Мижуев П.Г. Автобиография // РГАЛИ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 22. Л. 12.

92

Тарле Е.В. [Рецензия]: П.Г. Мижуев. История колониальной империи и колониальной политики Англии. СПб., 1902 г. // Мир Божий. 1903. № 1. С. 74.

~ 432 ~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мижуева без всяких оговорок можно считать не просто одним из тех, кто стоял у истоков российской американистики, а ее важнейшим основоположником, и помещенный ниже список выявленных автором статьи его работ и рецензий на его работы (возможно, он нуждается в пополнении) об этом безоговорочно свидетельствует.

Библиографический список

1. [Б. авт.] [Рецензия]: Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Сев. Америки П. Г. Мижуева // Русское богатство. - 1893. - № 12. - С. 41.

2. [Б. авт.] [Рецензия]: П. Г. Мижуев. Социологические этюды // Русская мысль. 1904. № 7. С. 213-215.

3. [Б. авт.] [Рецензия]: П. Г. Мижуев. Социологические этюды // Русское богатство. 1905. № 6. С. 82-83.

4. [Б. авт.] [Рецензия]: П. Г. Мижуев. Современная школа в Европе и Америке // Русское богатство. 1912. № 5. С. 124-125.

5. Бергман Г. Предисловие // Мижуев П. Г. Как другие народы стали грамотными. М.: Изд. «Долой неграмотность», 1925. С. 3-5.

6. Бернацкий М. [Рецензия]: П. Г. Мижуев. Социологические этюды // Мир Божий. 1905. № 4. С. 116-118.

7. Гессен С.И. Г.Г. Мижуев. Вопросы средней школы в Европе и ответы на них Америки // Русская школа за рубежом. 1923. №5/6. С. 178-179.

8. Диксон К. [Рецензия]: П.Г. Мижуев. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность. // Мир Божий. 1901. № 6. С. 116-117.

9. Диксон К. [Рецензия]: П.Г. Мижуев. Социологические этюды // Мир Божий. 1905. № 4. С. 110-112.

10. Ж-кий И. [Рецензия]: П.Г. Мижуев. Современная школа в Европе и Америке // Современный мир. 1912. № 12. С. 365-366.

11. Коробка И. [Рецензия]: Мижуев. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность // Образование. 1901. № 5-6. С. 117-118.

12. Историческая записка, изданная ко дню пятидесятилетия С.-Петербургской шестой гимназии (1862-1912) / Сост. преп.: К.Ф. Буткевич и Л.П. Николаев. СПб.: Тип. В.Д. Смирнова, 1912.

13. Мижуев П.Г. Народное образование в Северной Америке // Женское образование. Педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников. 1891. С. 739-752.

14. Мижуев П.Г. Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Северной Америки // Русская школа. 1893. № 1-4.

15. Мижуев П.Г. Вопросы текущей жизни американской школы // Русская школа. 1893. № 5-8.

16. Мижуев П.Г. Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных штатах Северной Америки. СПб.: «Русская школа», 1893. 70 с.

17. Мижуев П.Г. Народное образование в главнейших государствах и его финансовая постановка. СПб.: Тип. Киршбаума, [1896]. 148 с.

18. Мижуев П.Г. Народное образование в Северо-Американских Соединенных Штатах // Русское экономическое обозрение. 1897. № 4. С. 1740; № 5. С. 66-117; № 6. С. 53-136.

19. Мижуев П.Г. О подготовке учителей для средней школы в Северной Америке // Образование. 1899. № 11. С. 56-75; № 12. С. 41-55.

20. Мижуев П.Г. Литературные факторы американской революции // Русское богатство. 1900. № 5-8.

21. Мижуев П.Г. Великий раскол англосаксонской расы (Американская революция преимущественно с точки зрения литературных факторов). СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1901. VIII, 252 с.

22. Мижуев П.Г. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье и нравственность и другие стороны общественной жизни. СПб.: «Русская школа», 1901. 148 с.

23. Мижуев П.Г. Очерки благотворительности в Америке // Трудовая помощь. 1901. Октябрь. С. 333-358; Декабрь. С. 707-778.

24. Мижуев П.Г. Очерки благотворительности в Америке. СПб., 1902. 45 с.

25. Мижуев П.Г. Школа и общество в Америке // Техническое образование. 1901. № 5. С. 14-35; № 6. С. 48-59; № 7. С. 41-58; № 8. С. 13-54; 1902. № 1. С. 19-56; № 2. С. 1-32.

26. Мижуев П.Г. Школа и общество в Америке. СПб.: Ред. журн. «Техническое образование», 1902. [4], 160 с.

27. Мижуев П.Г. История колониальной империи и колониальной политики Англии. СПб.: «Брокгауз-Ефрон», 1902. 215 с.; Изд. 2-е доп. СПб.: «Брокгауз-Ефрон», 1909. 216 с.

28. Мижуев П.Г. Зарождение великой республики (Колонизация Америки англичанами) // Русская мысль. 1904. № 4. С. 125-154.

29. Мижуев П.Г. Приемы рациональной филантропии в Америке // Трудовая помощь. 1904. № 2. С. 183-207; № 3. С. 313-338; № 5. С. 572594; № 6. С. 35-51.

30. Мижуев П.Г. Приемы рациональной филантропии в Америке. СПб.: Гос. тип., 1904. 88 с.

31. Мижуев П.Г. Полемики Ритчи со Спенсером по вопросу об отношении личности к государству // Социологические этюды. СПб.: Изд. Ц. Крайз, 1904. С. 95-114.

32. Мижуев П.Г. Развитие и падение рабства негров в Америке // Социологические этюды. СПб.: Изд. Ц. Крайз, 1904. С. 115-160.

33. Мижуев П.Г. Ближайшие причины и следствия бедности // Социологические этюды. СПб.: Изд. Ц. Крайз, 1904. С. 161-238.

34. Мижуев П.Г. Церковь и социальный вопрос в Америке (о состоянии вопросов благотворительности и организации общественного призрения в Америке, равно как и об отношении церкви к тому и другому // Социологические этюды. СПб.: Изд. Ц. Крайз, 1904. С. 239-350.

35. Мижуев П.Г. Таможенная политика Соединенных Штатов с основания до настоящего времени // Русское экономическое обозрение. 1904. № 4. С. 173-216; № 5. С. 47-75.

36. Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение // Образование. 1904. № 12. С. 1-44.

37. Мижуев П.Г. Материальное положение народных учителей и учительниц в Западной Европе и Америке // ЖМНП. 1904. № 10-12.

38. Мижуев П.Г. Результаты предоставления политических прав женщинам в штате Колорадо. [СПб.]: Тов-во «Общественная польза», 1905. 53 с.

39. Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1906. 72 с.

40. Мижуев П.Г. Права человека и гражданина. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1906. 115 с.

41. Мижуев П.Г. Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1906. 162 с.

42. Мижуев П.Г. Важнейшие федерации Старого и Нового Света // Образование. 1906. № 4. С. 151-190; № 5. С. 30-44; № 6. С. 149-181; № 7. С. 263-280; № 8. С. 81-101.

43. Мижуев П.Г. Главные федерации современного мира. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1907. 252 с.

44. Мижуев П.Г. Глава государства. Организация высшей исполнительной власти в главных странах современного мира. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1906. 92 с.

45. Мижуев П.Г. О формах и сущности государственного строя. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1906. 36 с.

46. Мижуев П.Г. История великой американской демократии (СевероАмериканских Соединенных Штатов). СПб.: Изд-во Брокгауз и Ефрон, 1906. 276 с.

47. Мижуев П.Г. Восьмичасовой рабочий день в Западной Европе, Америке и Австралии // Русская мысль. 1906. № 4. С. 119-129.

48. Мижуев П.Г. Восьмичасовой рабочий день. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1907. [4], 130, [2] с.

49. Мижуев П.Г. Документальная история одной стачки: Предметный урок из области политической экономии. СПб.: Изд. Г.Ф. Львовича, 1907. 148 с.

50. Мижуев П.Г. Англия во второй половине XVIII века - Американская революция и влияние ее на порядки государственного управления метрополии // Мижуев П.Г. Политическая история Англии в XIX в. СПб.: «Брокгауз-Ефрон», 1908. С. 10-27.

51. Мижуев П.Г. Современная школа в Европе и Америке / сост. П.Г. Мижуев. М.: «Польза» В. Антик и К, 1912. 247 с.

52. Мижуев П.Г. Совместное обучение в Англии и Америке; Среднее женское образование в Америке; Роль английских университетов в демократизации знаний // Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в г. Петрограде. СПб., 1915. Т. 2. С. 15-17, 105, 400.

53. Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение // Новый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Тип. Акц. О-ва «Брокгауз-Ефрон», 1915. Т. 17. С. 771-783.

54. Мижуев П.Г. Англия и Соединенные Штаты: взгляд на историю их взаимоотношений от Войны за независимость до наших дней // Вестник Европы. 1916. № 3. С. 201-249.

55. Мижуев П.Г. Профессиональные учительские организации в Америке // Профессиональные учительские организации на Западе и в России: сб. ст. Пг.: «Изд-во газеты "Школа и жизнь"», 1916. С. 5-72.

56. Мижуев П.Г. Национальный минимум. Заработная плата. Пг.: тип. «Слава», 1916. 27 с.

57. Мижуев П.Г. Соединенные штаты Америки // Свободный государственный строй. М.: Научное слово, 1917. С. 101-145.

58. Мижуев П.Г. Политическая свобода и народное богатство: (Как отражается демократизация государственного строя на производительности народного труда). М.: Тип. О.Л. Сомовой, [1917]. 51 с.

59. Мижуев П.Г. Равноправие женщин [Права женщин и ее обязанности]. М.: Тип. О.Л. Сомовой, 1917. 54 с.

60. Мижуев П.Г. Почему желателен восьмичасовой рабочий день? М.: Тип. О.Л. Сомовой, 1917. 52 с.

61. Мижуев П.Г. Восьмичасовой рабочий день в Америке и в Австралии. Пг.: Ясный-Попов, 1917. 24 с.

62. Мижуев П.Г. Минимальная заработная плата в Европе, Америке и Австралии. Пг.: Ясный-Попов, 1917. 40 с.

63. Мижуев П.Г. Вопросы средней школы в Европе и ответы на них Америки. Пг.- М.: Книга, 1922. 130 с.

64. Мижуев П.Г. Образцовые рабочие поселки в Англии и Америке. Л.: Время, 1925. 102 с.

65. Мижуев П.Г. Как другие народы стали грамотными. М.: Изд. «Долой неграмотность», 1925. 77 с.

66. Мижуев П.Г. Школа и сельское хозяйство в Америке // Естествознание в школе. 1925. № 1. С. 22-25.

67. Мижуев П.Г. Томас Эдисон. Его жизнь и достижения. Л.: Время, 1926. 132 с.

68. Мижуев П.Г. Новый англо-русский словарь с указанием произношения. М.-Л.: Гос. изд-во, тип. «Печатный двор» в Л., 1928. XXXII, 292 с.

69. Мижуев П.Г. Типичный американский сельскохозяйственный институт // Научный работник. 1929. № 3. С. 76-80.

70. Мижуев П.Г. Система народного образования Сев.-Американских Соединенных Штатов // Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1929. Т. 3. С. 689-742.

71. Мижуев П.Г. Автобиография // РГАЛИ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 22. Л. 1-12.

72. Мижуев П.Г. Curriculum vitae проф. П. Г. Мижуева. 11 января 1928 // РГАЛИ. - Ф. 1337 (Коллекция воспоминаний и дневников). Оп. 4. Д. 26. Л. 1-3.

73. Мижуев П.Г. - академику В.И. Вернадскому. 01.04.1929 г. // Архив РАН. Личный архив академика В.И. Вернадского. Ф. 518. Оп. 3. Д. 1067. Л. 1-2.

74. Мижуев Павел Григорьевич // Русская интеллигенция: автобиографии и биографические документы в собрании С.А. Венгерова: аннотированный указатель / под ред. В.А. Мыслякова. В 2 т. СПб.: Наука, 2001-. Т. 2: М - Я. СПб.: Наука, 2010. С. 50.

75. Мижуев Павел Григорьевич // Новый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1911-1916. Т. 26. 1916.

76. Никольский Д. [Рецензия]: П. Г. Мижуев. Восьмичасовой рабочий день // Образование. 1908. № 5. С. 125-126.

77. П-в. М. [Рецензия]: П.Г. Мижуев. Великий раскол англосаксонской расы. Американская революция (преимущественно с точки зрения литературных факторов) // Мир Божий. 1901. № 9. С. 99-101.

78. Тарле Е. [Рецензия]: П.Г. Мижуев. История колониальной империи и колониальной политики Англии // Мир Божий. 1903. № 1. С.74-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.