Научная статья на тему 'Основополагающий ресурс для модернизации экономики страны'

Основополагающий ресурс для модернизации экономики страны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фельдштейн Д. И.

Академик Российской академии образования, доктор экономических наук, профессор Л.П. Кураков не впервые обращается к теме масштабных изменений, происходящих в России, их последствий, отражающихся в общественном сознании. Новую книгу «Гуманизация общественного сознания важнейший ресурс социально-экономической модернизации страны» можно отнести к научно-публицистическим произведениям. И хотя она по сути своей носит дискуссионный характер, многие ее положения, несомненно, представляют большой практический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основополагающий ресурс для модернизации экономики страны»

22 (79) - 2010

КНИЖНЫЙ КОМПАС

основополагающий ресурс

для модернизации экономики страны

д. и. фельдштейн,

вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected]

Суть преодоления кризиса экономики лежит через преодоление кризиса человеческих душ. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Академик Российской академии образования, доктор экономических наук, профессор Л. П. Ку-раков не впервые обращается к теме масштабных изменений, происходящих в России, их последствий, отражающихся в общественном сознании. В центре его внимания всегда находится анализ причин, порождающих негативные процессы в экономической и социальной жизни общества. При этом он постоянно подчеркивает решающее влияние духовной сферы на состояние и развитие материального производства.

Эта тема нашла глубокое отражение в его монографии «Россия XXI век: контуры нового мировосприятия», вышедшей в свет в 2003 г. Новую книгу об образовательных и нравственно-духовных проблемах, связанных с гуманизацией общественного сознания, продолжающую ранее начатый автором разговор, можно отнести к научно-публицистическим произведениям1. И хотя она по сути своей носит дискуссионный характер, многие ее положения, несомненно, представляют большой практический интерес.

Прежде чем высказать свое мнение по поводу прочитанного, хотелось бы отметить одно весьма важное обстоятельство: автор—доктор экономических наук, перу которого принадлежат монографии, учебники, учебные пособия, словари, многочисленные статьи, освещающие сложные экономические проблемы, обратился к теме философского, мировоззренческого плана, к вопросу о нравственном

1 Кураков Л. П. Гуманизация общественного сознания — важнейший ресурс социально-экономической модернизации страны / Л. П. Кураков; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. Чебоксары: Изд-во Чуваш., ун-та, 2010.

здоровье общества, воспитании гуманистических взглядов и убеждений, защите традиционных и религиозных ценностей, развитии гуманитарного образования. Это не случайно. В современной системе хозяйствования человек становится главным ресурсом подъема экономики, которая ныне подвержена серьезным испытаниям.

Несколько лет назад Л. П. Кураков в работе «Экономика, политика, нравственность» прозорливо писал, что «золотой век» передовых капиталистических экономик заканчивается. Финансовый капитал, организующий деятельность рынка, — это особый организм, который способен не только оживить, но и разрушить экономику стран и целых континентов. Это предупреждение нашло свое подтверждение в 2008 г., когда разразился мировой финансовый и экономический кризис.

Примечательно, что Л. П. Кураков не только выдающийся ученый-экономист, теоретические разработки которого находят широкое применение в условиях грандиозных социально-экономических преобразований, происходящих в стране, но и крупный организатор народного образования, педагог-воспитатель, почти два десятилетия своей многогранной деятельности отдавший совершенствованию школьного образования, помогающий становлению профессионального и морально-этического облика студентов Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова.

Одним из непременных требований внутренней политики новой России является улучшение организации непрерывного процесса образования и профессиональной подготовки кадров. Это неизбежно требовало коренных, поистине революци-

- 71

онных преобразований. Прежде всего необходимо было существенно модернизировать и «оживить» базовые системы образования детей, подростков и юношества, создать новые современные учебные программы, педагогические технологии.

Большая заслуга Л. П. Куракова состоит в том, что он научно обосновал и внедрил в практику разработанную им новую педагогическую технологию, одобренную Российской академией образования, — «инновационную социально ориентированную интегрированную систему непрерывного образования». За этот инновационный образовательный проект, успешно осуществленный совместно с Российской академией образования, президент РАО Н. Д. Никандров, ректор Чувашского государственного университета Л. П. Кураков, ректор Рязанского государственного педагогического университета А. П. Лиферов, ректор Московского психолого-социального института С. К. Бонды-рева удостоены премии Президента РФ в области образования. Л. П. Кураков избран действительным членом (академиком) Российской академии образования. Несомненно, это высшая форма признания того весомого вклада, который он внес в педагогическую науку и практику.

Л. П. Кураков видит свою жизненную задачу в неутомимом служении делу народного просвещения, значительно преуспел на этом поприще: оказал значительное влияние на развитие общего и профессионального образования в Чувашской Республике, внедрил разработанную им систему повышения уровня знаний в малых городах, селах и деревнях республики. В условиях стагнации 1990-х гг. открыл в малых городах филиалы и представительства университета, а в селениях — дома знаний, довузовские инновационные образовательные структуры, центры образования и воспитания. Здесь молодые люди без отрыва от родных мест получают самые передовые знания, многие затем становятся студентами Чувашского госуниверситета, других вузов, а по их окончании — хорошими специалистами, помогающими преобразованию родного края.

В далеком 1994 г. Л. П. Кураков впервые в российской педагогической практике высказал мысль о необходимости привлечения к воспитанию учащихся школ служителей церкви. По этому поводу он писал, в частности: «Мы обсуждали с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой, как привлечь к воспитанию молодежи представителей православной церкви, других конфессий. Об этом же у меня состоялась беседа с председателем отдела внешних сношений Московской Патриархии, митрополитом

72 -

Смоленским и Калининградским Кириллом... Мы согласились тогда, что наш народ оказался у опасной черты и надо серьезно подумать об укреплении не только государства и экономики, но также семьи, нравственности, особенно среди молодежи. Роль религии здесь трудно переоценить».

Л. П. Кураковым осуществлена коренная реорганизация Чувашского государственного университета и сформирована новая философия университетского образования в Чувашской Республике. Включение в учебные планы дисциплин по истории, социологии, политологии, религиоведению положило начало либерализации учебного процесса, послужило основой для дальнейшего расширения гуманитарного образования.

До начала 1990-х гг. Чувашский государственный университет был, по существу, техническим вузом. В его составе функционировали такие не традиционные для классического университета факультеты, как машиностроительный, электрификации промышленности, электротехнический, строительный, фундаментальной подготовки инженеров, которые до основания в 1967 г. университета входили в состав Волжского филиала Московского государственного энергетического института в Чебоксарах.

Вместе с тем экономическое, социальное, культурное, правозащитное развитие региона, возрождение национальных традиций и ценностей, средств массовой информации требовало хорошо подготовленных специалистов-гуманитариев. Для этого по инициативе Л. П. Куракова в университете один за другим стали открываться гуманитарные факультеты: чувашской филологии и культуры, филологический, исторический, журналистики, юридический, права, управления и повышения квалификации, искусств, географический, иностранных языков, управления, психологии и другие. Выпускники этих факультетов способствуют росту духовного потенциала Чувашской Республики, ее политическим, экономическим, социальным и культурным преобразованиям. Сегодня они составляют ядро высококвалифицированного кадрового состава законодательного, центральных и местных органов исполнительной власти, государственных организаций, ведомств, правоохранительной системы, средств массовой информации, промышленных предприятий, предпринимательских структур, учреждений культуры, здравоохранения и социального обслуживания, учебных заведений. Эффективность гуманитаризации высшего профессионального образования в Чувашской Республике подтверждена вручением Л. П. Куракову почетных

знаков «Ректор 2004 года» и «Ректор 2005 года», награждением медалью основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского и многими другими наградами, в том числе международными: имени Сократа, Святой Софии.

Оксфордским университетом, одним из старейших и крупнейших в Великобритании, Л. П. Куракову вручена медаль «Королева Виктория». Расцвет науки и искусства в Британской империи во второй половине XIX в. связан с именем этой монаршей особы. Эта награда считается одной из самых престижных в международном педагогическом сообществе. Необходимо отметить и следующее обстоятельство: повышенное внимание к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам не отразилось негативно на традиционном для Чувашского государственного университета инженерном образовании. Программа подготовки инженеров включает гуманитарные и социально-экономические дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Это способствует фундаментальности инженерного образования. Все вышесказанное дает основание рассматривать имя Л. П. Куракова в одном ряду с такими выдающимися педагогами-новаторами, как К. Д. Ушинский, К. Н. Ульянов, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и, конечно же, великий чувашский педагог-гуманист И. Я. Яковлев. Идейное наследие И. Я. Яковлева, по сути, было заново открыто для современников, ведь Л. П. Кураков изыскал возможности для опубликования его забытых трудов, много лет пролежавших невостребованными в архивах. Сегодня методики чувашского педагога успешно применяются в педагогической деятельности.

За вклад в развитие науки, культуры и образования

За большие заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовке квалифицированных специалистов Указом Президента Чувашской Республики от 22.03.2010 № 28 президент Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» Лев Пантелеймонович Кураков награжден орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой».

Редакция Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» сердечно поздравляет своего давнего автора с высокой наградой.

Среди произведений И. Я. Яковлева, подготовленных к изданию Чувашским госуниверситетом, следует отметить сборник его педагогических статей «Становление системы образования чувашского народа» и книгу «Моя жизнь: воспоминания», впервые представленную в наиболее полной редакции, созданную лабораторией по исследованию научного наследия И. Я. Яковлева, основанной в университете по инициативе Л. П. Куракова. Ныне лаборатория преобразована в Институт И. Я. Яковлева.

Президент России Д. А. Медведев в своем первом послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. счел необходимым обратить внимание на то, что «основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой — человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было».

Пропагандисты марксизма-ленинизма в свое время объявляли величайшей идейной силой в революционном, социалистическом преобразовании общества диалектический материализм, называя его философской наукой о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, величайшим завоеванием научной мысли, самым передовым и единственно верным научным мировоззрением.

Ныне такое утверждение отвергнуто. «Бессильной оказалась государственная мысль создать это жизненно необходимое единство человечества в форме единой государственной организации», — писал выдающийся русский ученый В. И. Вернадский в своей работе «Научная мысль как планетарное явление», в которой излагал свое ныне всемирно признанное учение о ноосфере — высшей стадии биосферы, в которой аккумулируется единство природы! и общества. Но есть ли другой путь, объединяющий людей, направляющий их энергию, творческий потенциал, трудоспособность на решение общенациональных задач, противостоящий злу, насилию, жестокости, мракобесию и стяжательству? Автор настоящей книги убедительно показывает, что этой цели могут служить гуманизация общественного сознания, развитие в обществе гуманистических убеждений, укрепление веры и возрождение традиций. Для этого, в частности, следует расширять формы гуманитаризации образования, развивать гуманитарные науки, отношение к которым со стороны различных государственных институтов, слоев общества нуждается в определенной корректировке.

- 73

Не случайно третья глава книги Л. П. Куракова начинается с упоминания статьи Н. Ваатьева «Потопаем за топом», опубликованной в июне 2008 г. в газете «Московская среда», в которой автор, явно выражая не только свое мнение, прямо заявляет о переизбытке гуманитариев в современной России и рекомендует уделять внимание «технарям». Действительно, в настоящее время на российском рынке труда востребованы профессии технических специальностей. Студенты вузов получают минимальный объем гуманитарных знаний. Л. П. Кура-ков считает, что необходимо максимально усилить гуманитарную составляющую образования. Во всех вузах должны быть созданы условия для духовно-нравственного развития личности, формирования самосознания, гражданской ответственности, уважения к культурным и религиозным традициям народов мира.

В истории немало примеров, когда люди, освобожденные от багажа гуманитарных знаний, представляли опасность для человечества. В средствах массовой информации появлялись сообщения о планах сокращения части отраслевых научно-исследовательских институтов. Землю, здания, имущество подлежащих ликвидации учреждений предлагалось передать частным лицам, которые якобы будут заниматься организацией научных исследований гораздо эффективнее, чем это делает государство.

Если такое случится, в первую очередь пострадают гуманитарные науки. В Российской академии наук высказали свою, негативную, точку зрения на подобные планы, но защищали естественные и точные науки, заявляя, совершенно обоснованно, что «без наукоемких технологий невозможно построить экономику современного общества. Лишь академик РАН Дмитрий Львов, говоря о выдающихся достижениях России в области новейших технологий, конструктивных материалов, атомной энергетики, напомнил об успехах российских гуманитариев.

Дискуссия о роли и месте гуманитарных наук ведется с незапамятных времен. Один из самых замечательных представителей немецкой классической философии И. Кант обоснованно утверждал, что выводы науки прежде всего основываются на экспериментах и повторяемости результатов в ходе их проведения. Ни первого, ни второго у гуманитариев нет. Поэтому он считал, что гуманитарные дисциплины не могут включаться в систему наук, они относятся ко всем остальным отраслям знаний. Все три умозрительные науки традиционной философии — «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» — науки мнимые.

74 -

Между тем практическая деятельность нуждается в познании не только сущности отдельных явлений, их взаимосвязи в природе и обществе, но и в оценке их значимости для человека, то есть в ценностном познании. Действительно, в естественных и технических науках критериями истины служат опыт, эксперимент, практика. Однако эксперимент как критерий истинности способен подтвердить лишь взаимосвязь отдельных явлений, но не дает оценку самим явлениям и, значит, не может служить критерием истинной ценности суждений. Здесь нельзя не отметить, что с этим не были согласны некоторые русские мыслители. «Социолог номер один», как его называли в США, где он жил в эмиграции, П. А. Сорокин, например, считал, что большая часть идей, излагаемых в гуманитарных дисциплинах, является верованиями. Эту мысль П. А. Сорокина конкретизировал русский философ первой половины XX в. Л. Карсавин, утверждая, в частности, что «философская публицистика ориентируется на будущее. Но будущее, даже ближайшее, в конкретности своей не дано».

Некоторые отечественные ученые по сей день считают философию опасной лженаукой и видят в ней исключительный вред. Лженаука — это конгломерат теорий и утверждений, противоречащих научным знаниям. Примером лженаучной идеи может служить проект механизмов и приборов, якобы работающих вопреки закону сохранения энергии с КПД около 200 %. Это так называемые торсионные генераторы, которые пытаются сконструировать некоторые инженеры. Но можно ли объявлять лженаучными идеи и теории гуманитариев, которые не опровергнуты практическим опытом или строгим математическим анализом? Более того, они подтверждены экспериментом.

Таким образом, необходимость развития гуманитарных наук очевидна: они, несомненно, оказывают положительное воздействие не только на моральное состояние общества, но и на результативность естественных и технических наук.

Высокий уровень естественнонаучного, в том числе математического, физико-химического, а также инженерно-технического образования, позволивший подготовить тысячи высококвалифицированных дипломированных специалистов, гарантировал изменения экономического положения в стране в лучшую сторону. Но воздействие на морально-этическое состояние общества оказалось недостаточным.

В настоящее время в России заметно ослабло влияние художественной литературы, ее морально-пророческого аспекта из-за отсутствия знаковых

имен, мелкотемья, широкой популяризации детективной и так называемой общеупотребляемой прозы, поэтому нельзя не согласиться с Л. П. Кура-ковым, что цементирующую роль в обществе в современных условиях должны играть гуманитарные науки и гуманитарное образование. Россия встала на путь рыночной экономики, демократизации политической и общественной жизни, веротерпимости. Разные слои населения по-разному оценивают это обстоятельство: одни отворачиваются от прошлого, другие считают, что страна потеряла в результате событий начала 1990-х гг. социальные ориентиры, оказывавшие положительное влияние на моральное состояние граждан. Что же дальше?

Воспитанный в традиционной советской системе образования, Л. П. Кураков, естественно, признает материю первичной, а сознание — вторичным. Он материалист. Вместе с тем он не может не признавать значительной воспитательной роли церкви, полагая, что она способна привлечь внимание общества к нравственным ценностям, что является крайне необходимым в той действительности, которая нас окружает. Этой теме в книге посвящена целая глава. Ее основное содержание можно выразить словами выдающегося русского философа В. Соловьева: религия участвует в развитии цивилизации опосредовано, воспитывая человека уважать и любить окружающий мир, творить добро, не причинять зла другим, не глумиться над природой. Религия учит патриотизму, семейственности, трудолюбию, состраданию к обездоленным. Без религии, без веры в ее основополагающие ценности человечество не выжило бы ни в противостоянии с природными катаклизмами, ни в битвах за жизненное пространство.

Автор не берет на себя смелость ответить на все вопросы, волнующие общество, он выражает свое мнение, основанное на тщательном анализе большого объема материалов, из которых складывается его убеждение, что духовная жизнь должна постоянно обогащаться и это, безусловно, будет способствовать формированию оптимистических взглядов на будущее страны. Это будущее — общество, основанное на знаниях, высокодуховное, способное решать сложнейшие проблемы на каждом этапе развития, в том числе и в формировании гуманистических взглядов, повышении интеллектуального уровня населения — главного ресурса этого общества. Власть выполнила постсоветскую программу — разрушила старую и заложила основы иной модели хозяйствования. Следующий этап требует других решений, прежде всего в области воспитания нового поколения в атмосфере кри-

тической массы негативных явлений, которые сформировались в обществе за последние годы.

Об этом было сказано в послании Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. Упомянул он и о ценностях, которые необходимо признавать всем и соизмерять с ними свои поступки. Ценности личные и ценности общественные должны быть тождественными. Они — духовное основание существования народа. Нетрудно предположить, что читатели книги дадут прочитанному разные оценки — и положительные, и критические. Это естественно, ведь о многих проблемах автор высказал неоднозначное суждение. Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, — это весьма своевременно поставленный им вопрос о необходимости гуманизации общественного сознания.

Ученый-экономист Л. П. Кураков, конечно же, не мог обойти молчанием то, что составляет жизненную основу общества—экономику Именно поэтому автор счел необходимым включить в книгу материалы, которые характеризуют процессы, происходящие в экономическом развитии России в так называемый переходный период. Успехи в этом развитии во многом зависят от отношения к ним каждого гражданина страны: поддерживает он их или отрицает. Этим во многом объясняется, почему автор обратился к теме гуманизации общественного сознания.

Новую терминологию — «гуманизация общественного сознания», предложенную впервые Л. П. Кураковым для обозначения одной из важнейших составляющих общественного воспитания, несомненно, можно признать весьма удачной, достойной введения ее в научный оборот и в работы публицистического характера, использования в средствах массовой информации, в произведениях педагогической направленности. Книга Л. П. Кура-кова может представлять интерес для руководителей, специалистов, практиков, посвятивших свою профессиональную деятельность воспитанию и обучению молодого поколения, а также для широкого круга читателей.

Книгу Л. П. Куракова «Гуманизация общественного сознания — важнейший ресурс социально-экономической модернизации страны» можно рекомендовать и в качестве учебного пособия студентам гуманитарных, естественнонаучных и технических факультетов. Она, несомненно, способна помочь им взглянуть по-другому на привычные и понятные жизненные явления — духовное просвещение, воспитание чувства патриотизма, гуманизация общественного сознания, — ведь все это поможет стране избегать различных кризисов, сопутствующих становлению рыночной экономики.

- 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.