Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ИБН КАРРАМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МУСУЛЬМАНСКУЮ ТРАДИЦИЮ'

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ИБН КАРРАМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МУСУЛЬМАНСКУЮ ТРАДИЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЕ ИБН КАРРАМА АС-СИДЖИСТОНЇ / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМА БЫТИЯ БОГА И МИРА / КОРАН И РЕЧЬ АЛЛАХА / TEACHING OF IBN AL- KARRAMASIDZHISTONЇ / THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF THE DOCTRINE / THE PROBLEM OF EXISTENCE OF GOD AND THE WORLD / THE KORAN AND THE SPEECH OF ALLAH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллоев Мирзо Муллоевич

В данной статье рассматриваются основополагающие принципы учения Каррам и его влияния на мусульманскую традицию, в том числе проблемы бытия Бога и мира, Коран и речи Аллаха в период становления каррамитской школы и ее развития в 9-10 веках, критику об сопротивление идейных оппонентов(матуриды и ашъриати). В целом мировоззренческая система в теологии Ибн Каррама, как и в исламе в целом, теоцентрична и высшей реальностью в ней признаётся не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее. В учении каррамитов божественные атрибуты извечны ( азали ) и непрестанны ( абади ) и были присущи Всевышнему уже до акта творения и всегда и останутся вечно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES AND TEACHINGS IBN KARRAMA IMPACT ON MUSLIM TRADITION

This article discusses the fundamental teachings of the princes of curry and its impact on the Muslim tradition, including the problem of the existence of God and the world, the Koran and Allah's speech during the formation karramitskoy school and its development in the 9-10 centuries, criticism and resistance to ideological opponents (and Maturidy, ashriati). On the whole ideological system in theology IbnKarrama as in Islam in general, theocentric and ultimate reality it is recognized not by nature, but God as infinite omnipotence of defining and creating all things. In the doctrine of the divine attributes karramitov Eternal (Azalea ) and incessant (Abadi ) and has been characterized by the Almighty to the act of creation, and always will remain forever.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ИБН КАРРАМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МУСУЛЬМАНСКУЮ ТРАДИЦИЮ»

SOME QUESTIONS ON STUDYING THE MUSLIM LAW TEACHING'S SOURCES AND ITS PHILOSOPHIES IN A SOCIO-CULTURAL CONTEXT

Some aspects of a question regarding the sources of the Muslim law teaching and its philosophy in a socio-cultural context are analyzed in this article. Basic provisions defining a basis of origin of law concepts, and also features of development of Muslim law schools are considered. The key moments, characterizing historical and socio-cultural factors of development of law thinking of Muslims, and also influence and opposition of law schools in focus of ideological disagreements are defined during the analysis.

Key words: law, shari'a, fiqh, sunna, administrative law, musnad, akhbar, Sunnites, Shiitesjurisprudence, ijma', ijtihad, ra'i.

Сведения об авторе: Хамидов Бободжон Абдуахадович, аспирант кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: nshahboz@mail.ru

Information about the author: Khamidov Bobojon Abduakhadovich, post-graduate student of the chair of Philosophy, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ИБН КАРРАМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МУСУЛЬМАНСКУЮ ТРАДИЦИЮ

Абдуллоев М. М.

Институт повышения квалификации таможенной службы, Таджикистан

Проблема бытия всегда стояла в фокусе всех религиозных и философских систем. В эпоху средневекового ислама проблема соотношения Бога и мира имела весьма острый характер, и поэтому теология, как и философия, была призвана дать ответ на вопрос: сотворён ли мир или существует изначально?

Ибн Каррам сумел выстроить довольно оригинальную мыслительную конструкцию, в которой совершенно по-новому рассматриваются некоторые вопросы, а определенные моменты интерпретируются иначе, чем во всех остальных школах.

Мухаммад аш-Шахрастани анализируя учение каррамитов, посчитал его близким к теологии суннитского ислама: «Каррамиты— приверженцы Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Каррама. Мы причислили его к сифатитам (т.е. к признающим ортодоксальный суннитский постулат о наличии у Бога определенных атрибутов - М.А.) именно потому, что он принадлежал к тем, кто признавал божественные атрибуты. Однако при этом он дошел до отелесения (таджсим) и уподобления (ташбих)» [4, а 102].

Ал-Исфараини сообщает, что «Ибн Каррам утверждает в своей книге «'Азаб ал-кабр» (Могильные наказания), что Бог является единственной субстанцией (джавхар) и назвал Его субстанцией, так же как это делают христиане, хотя его последователи (т.е. Ибн Каррама - М.А.) воздерживались от того, чтобы называть Его субстанцией» [7, а 112].

Это сообщение показывает, что Ибн Каррам был знаком с философскими терминами и определял Бога как субстанцию, чем и вызвал критику со стороны ортодоксальных богословов.

Также об использовании Ибн Каррамом термина «субстанция» говорит и аш-Шахрастани: «Абу 'Абдаллах (т.е. Ибн Каррам - М.А.) определенно указал на то, что его Бог пребывает на троне и что в верхней части он является субстанцией, он называл это сущностью (джаухар). В своей книге, названной «'Азаб ал-кабр» (Могильные наказания), он говорил, что бог — единственный [в своей] субстанции, единственный [в своей] сущности и что он касается верхней стороны трона. Он допускал [его] перемещение, превращение, сошествие» [4, а 104].

Из приведенных выше цитат видно, что в целом мировоззренческая система в теологии Ибн Каррама, как и в исламе в целом, теоцентрична и высшей реальностью в

27

ней признаётся не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее.

Бог в теологической системе каррамитов является абсолютной реальностью и началом бытия, он Первый (ал-Аввал) и Последний (ал-Ахир) по отношению ко всем созданиям, как об этом сказано в Коране: «1. Скажи: «Он - Аллах Единый, 2. Аллах Самодостаточный. 3. Он не родил и не был рожден, 4. и нет никого, равного Ему» (Коран: 112).

Как видно из анализа источников, общим для всех каррамитов было учение о допустимости существования множества преходящих свойств в субстанции Создателя всевышнего. Согласно их основному учению, то, что возникает в его субстанции, возникает исключительно благодаря его могуществу, а то, что возникает отдельно от его субстанции, возникает исключительно посредством сотворения. Под сотворением они подразумевают создание и уничтожение, происходящие в его субстанции благодаря его могуществу, [выраженному] словами и волеизъявлением. Под сотворенным они подразумевают те сущности и свойства, которые отличаются от его субстанции.

Согласно их основному учению, - как сообщает ал-Багдади - «возникающее в Его (Бога - М.А.) субстанции повеление делится на повеление создания, а это — действие, под которое подпадает объект, и на то, что не является повелением создания. Последнее может быть либо сообщением, либо предписанием обязанности, запрещением обязанности. Это — действия, которые сами по себе указывают на силу, но под которые не подпадают объекты [6, с. 58].

Аш-Шахрастани сообщает по этому поводу, что «Они (каррамиты - М. А.) различают сотворение и сотворенное, создание, существующее и созданное, а также уничтожение и несуществующее. Сотворенное имеет место исключительно благодаря сотворению, сотворение происходит в его субстанции исключительно благодаря его могуществу, несуществующее становится несуществующим исключительно посредством уничтожения, происходящего в его субстанции благодаря могуществу.

Они утверждали, что в его субстанции — хвала ему! — [существует] множество преходящих свойств, таких, как сообщение о делах минувших и грядущих, Писания, ниспосланные через посланников — мир им! — рассказы [о пророках], обещание, угроза, решения. Сюда же относятся слышимое и видимое в том, что должно быть услышано и увидено. Создание и уничтожение суть слово и желание (Аллаха), это его слово «Будь!», [обращенное] к вещи, бытие которой он пожелал. Его желание, чтобы та вещь существовала, и его слово «Будь!», [обращенное] к вещи, суть два свойства» [4, с. 105].

В данном случае для Ибн Каррама важно истолкование единственности Бога как его абсолютного отличия от мира, а не его единства, что предполагало бы рассмотрение проблемы множественности. Хотелось быть отметить, что хотя учение Ибн Каррама строится на критике му'тазилизма, однако он широко пользуется их методологией и терминологией, что наглядно показывает использование им термина «субстанция» (джавхар) по отношению к Богу.

Важно подчеркнуть, что имам Абу Ханифа, продолжателем учения которого считает себя Ибн Каррам не считает допустимым использования понятия «субстанция» по отношению к Богу, о чем недвусмысленно пишет в «ал-Фикх ал-акбар»:

Вопрос о соотношении понятий "вещь", "бытие" и "утвержденность" был предметом большой дискуссии в му'тазилизме. Как сообщает ал-Аш'ари, «мутакаллимы разошлись во мнениях о том, именуется ли Творец "вещью" или нет.

Интересно, что понятие "вещь" (шай") не ассоциируется в традиции арабской мысли с понятием "сотворенность" (махлук). Оно связывалось еще в му'тазилизме с понятием "существование" (вуджуд), причем проблема тождественности или различия понятий "существование" и "утвержденность" (субут) стала предметом полемики мутазили-тов и аш'аритов: первые придерживались принципа "утвержденность до существования", так что "сущее" (мавджуд) и "не-сущее" (ма'дум) равно именовались "утвержден-

ными", тогда как вторые отождествляли понятия "утвержденность" и "существование" и, соответственно, "утвержденное" и "существующее".

Однако считая Бога первичной субстанцией, Ибн Каррам называл его «телом» (джисм), что послужило причиной для его обвинения в «отелесении Бога» (таджсим). ал-Исфараини пишет по этому поводу: «И из его (т.е. Ибн Каррама) гнусных убеждений было то, что он называл своего Господа «телом» (джисм) и утверждал, что у него есть ограничение со стороны трона и нет ему ограничений с других сторон как об этом говорили дуалисты (ас-санавия) из числа зораострийцев (маджус) и манихеев (манавия) о своем боге, что он есть свет, который ограничен той стороной, где он соприкасается с тьмой и не ограничен другими пятью направлениями» [7, а 112]. Мухаммад аш-Шахрастани также упоминает о наличии у каррамитов идеи отелесивания Бога: «Большинство из них (каррамитов - М. А.) применяло к нему (Богу - М.А) слово «тело».

Приближающиеся из них [к суннитам] говорили: «Он является телом в том смысле, что существует в своей субстанции». И это, по их мнению, есть определение тела. Основываясь на этом, они считали, что две существующие сами по себе (вещи) являются сопредельными или разделенными» [4, а 103]. Из этого сообщения аш-Шахрастани можно сделать вывод, что последователи Ибн Каррама уклоняясь от нападок критиков, пытались по иному аллегорически интерпретировать слова своего наставника, где он называет Бога «телом» (джисм). В действительности именно этот пункт в учении Ибн Каррама из за нападок критиков впоследствии подвергнется ревизии со стороны его последователей, о чем свидетельствует и сам аш-Шахрастани: «Далее, у них (каррамитов - М. А.) [были] расхождения относительно божественных пределов. Одни отелесителиограничивали его с шести сторон, другие ограничивали его [только] с нижней стороны, некоторые из них отрицали его предельность.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что не одно течение в исламе не принимало отелесение, и категорически отрицало какое бы то ни было уподобления Бога созданиям. Однако в своей идейной борьбе представители различных течений, особенно в раннем исламе часто обвиняли своих оппонентов в отелесении (таджсим), антропоморфизме (ташбих) или же наоборот в отрицании божественных атрибутов, о чем очень точно писал Шихабуддин ас-Сухраварди: «Каррамиты по отношению к ханбалитам являются антропоморфистами (мушаббиха), а ханбалиты являются антропоморфистами по отношению к аш'аритам, аш'ариты являются антропоморфистами по отношению по отношению к му'тазилитам, а му'тазилиты являются антропоморфистами по отношению по отношению к философам, а философы являются антропоморфистами по отношению по отношению к тем, кто обладает знанием унаследованным от пророков» [9, а 390-391]. Более точно об этом пишет матуридитскиймутакаллим Абу Муин ан-Насафи, который был современником Ибн Каррама: «Каррамиты были правы когда говорили о «теле» (джисм) ... Они имели ввиду, что Он - самостоятельный (каимбизатихи). Именно это они подразумевают, когда говорят «тело не как тело» (джисм ла ка-л-джисм).

В трактатах приписываемых Ибн Карраму и другим каррамитам уделено мало внимания онтологическому доказательству бытия Бога. Это можно объяснить тем фактом, что в ту эпоху в мусульманском обществе еще не сформировались атеистические учения и даже если они существовали, то не выступали со своими воззрениями открыто, поэтому каррамитские авторы не уделяли этому большего внимание, исходя из того, что бытие Бога - Творца является абсолютной истиной, не требующей доказательств. А также это можно объяснить тем, что подобные моменты в сочинениях каррамитов не цитировались авторами ересиографических сочинений по субъективным причинам.

Более ясно каррамитская теология вырисовывается при анализе их воззрений относительно божественных имен и атрибутов. Вокруг этой темы в ту эпоху велись жаркие баталии, и этой проблематике был посвящен целый ряд сочинений

мусульманских авторов. Они не составляли разработанной теории, но все же были настолько объемными и подробными, что их уже можно собрать в нить единой концепции.

Учение каррамитов о божественных атрибутах часто становилось объектом критики более поздних авторов. ал-Исфараини и ал-Багдади упоминают, что Ибн Каррам рассматривая божественные атрибуты в своей книге «Китаб 'азаб ал-кабр» посвятил этому вопросу отдельные главы [8, с. 134]. Особенно их недовольство вызвало использованная им терминология и понятия, так ал-Исфараини говорит: «Они придумали новые слова такие как «ал-халикия» (^иЛ - ар. быть Творцом) и «ал-'алимия» (АлЛЛ - ар. быть Знающим)» [7]. Как видно ал-Исфараини говорит о неприемлемости этих понятий взамен устоявшихся традиционных атрибутов - творение (ал-халк6^1) и знание (ал-'илм<=^), которые в отличие от предложенных Ибн Каррамом терминов указывают на извечность и непрестанность атрибутов, а также упоминаются в этой форме в Коране и хадисах.

Более подробно воззрения каррамитов относительно божественных атрибутов приводит аш-Шахрастани: «Они сошлись на том, что преходящие свойства не являются необходимыми для описания Аллаха всевышнего, они не являются его качествами. Эти свойства, а именно: слова, волеизъявления, слушание, видение — возникают в его субстанции, но он не становится благодаря им ни говорящим, ни желающим, ни слышащим, ни видящим. Он не становится благодаря сотворению этих свойств ни создателем, ни творцом. Он говорит исключительно благодаря своей способности говорить, он творит исключительно благодаря своей творческой способности, он желает исключительно благодаря своей способности желать. Такова его власть над этими вещами» [4, с. 58]. Это наглядно показывает, что Ибн Каррам вел полемику с му'тазилимами, которые отрицали извечность божественных атрибутов именно исходя из проблемы извечности переходящих атрибутов или так называемых атрибутов действия (ас-сифат ал-фи'лия). Исходя из изложенных выше воззрений, можно сделать вывод, что каррамиты утверждали происхождения божественных деяний из его атрибутов, являющимися частью его самости, а не наоборот как это утверждали му'тазилиты.

Аш-Шахрастани в отличие от других ереси графов достаточно объективно приводит воззрения каррамитов по этому поводу: «Сойдясь на признании божественных атрибутов, они утверждали, что Создатель всевышний — знающий посредством знания, всемогущий посредством могущества, вечно живой посредством вечной жизни, желающий посредством своего желания. Все эти атрибуты суть атрибуты безначальные, предвечные, существующие в его субстанции. Иногда они добавляли слух и зрение, как признавал это ал-Аш'ари, иногда добавляли две руки и лик как предвечные атрибуты, существующие в его субстанции, и говорили: его рука не похожа на [обычные] руки, его лик не похож на [обычные] лица» [5, с. 32-39].

Это дает нам основание полагать, что воззрения каррамитов не так уж были далеки воззрений других суннитских теологов и отражали теологические споры той эпохи направленные на поиски ответов, на вопросы поставленные рационалистами-му'тазилитами. Данные аш-Шахрастани позволяют нам полагать, что каррамиты утверждали извечность божественных атрибутов, как атрибутов самости (ас-сифа аз-затия), так и атрибутов действия (ас-сифаал-фи'лия).

Под "атрибутами самости" (сифат аз-зат) в средневековой арабо-мусульманской мысли понимаются такие атрибуты, противоположность которых не может быть приписана Богу (его нельзя назвать "мертвым", "немощным", "невежественным", т.д.), а под "атрибутами действия" (сифат ал-фи'л) — те, что служат атрибутами Бога наравне со своей противоположностью ("Оживляющий"-"Умерщвляющий", "Создающий"-"Разрушающий", "Наделяющий"-"Отбирающий", т.д.). Хотя количественно атрибуты действия преобладают над атрибутами самости, в философском отношении вторые го-

раздо важнее первых. "Знание", "могущество" и "воля" — наиболее значимые в философских дискуссиях му'тазилитов атрибуты.

В философском плане вопрос о божественных атрибутах — это вопрос о том, каким образом, возможно, такое их понимание, которое не противоречило бы положениям, во-первых, о единстве Бога, а во-вторых, о его вечности. Этот вопрос был одним из центральных, обсуждавшихся в раннем каламе, и в ходе дискуссий было выдвинуто немало теорий, плохо совместимых с догматизированным доктринальным пониманием вопроса.

Уместно сравнить позицию идеологического предшественника каррамитского учения Абу Ханифы в «ал-Фикх ал-акбар, с этими мнениями му'тазилитов. Сохраняя убежденность в необходимости рассматривать "претерпевающее" в контексте обсуждения проблемы божественного "действия", он вместе с тем отказывается от рационального соотнесения и согласования этих понятий. Вместе с тем он отказывается отождествлять атрибуты Бога (знание, могущество, т.д.) с самостью Бога.

Ибн Каррам учился в Балхе, где были сильны позиции ханафитской богословской традиции, поэтому на наш взгляд именно там и сформировались его убеждения относительно божественных атрибутов.

Однако преемственность в учении восточных ханафитов и Ибн Каррама не позволяет нам утверждать то, что он просто повторял идеи своих предшественников. Он пошел дальше и вместо молчаливого утверждения и признания извечности божественных атрибутов сделал попытку логически и по философски обосновать их извечность исходя из свойства божественной субстанции.

Ибн Каррам объясняет извечность божественных атрибутов исходя из того, что в противном случае нужно было признать изменения в божественной субстанции, что на его взгляд является недопустимы: «сотворенное возникает только во втором состоянии нераздельного, постоянного сотворения, сотворенное же не имеет никакого влияния на состояние его долговечности» [5, а 32-39].

Коран и речь Аллаха. Более точно подход Ибн Каррама в интерпретации божественных атрибутов можно проанализировать входе рассмотрения его воззрений относительно отдельных конкретных божественных атрибутов, например речь (калам) Бога.

Отношение между Речью Аллаха и Кораном также было одним из краеугольных вопросов, обсуждаемых в теологических диспутах. Речь (калам), по мнению раннихханафитов, атрибут Бога относящегося к Его сущности как все другие вечные атрибуты, и Бог разговаривает посредством этой вечной речи. В вопросе об отношении между речью Аллаха и Кораном Абу Ханифа опровергал идеи му'тазилитов, отрицавших, что атрибут речи тождественен божественной сущности и объявили Коран сотворенным, а также идеи мушаббихитов и хашавитов, которые полагали, что речь Аллаха подобно человеческой состоит слов и звуков и что шрифт, на котором написан Коран, является вечным Кораном:

Большой шаг в преодолении этой трудности сделал Ибн Каррам. Размышляя над вопросом соотношения извечной речи Бога и Корана, а также слов пророков и других людей в священных писаниях, разработал оригинальную концепцию. ал-Багдади сообщает о воззрениях Ибн Каррама по этому поводу следующее: «Он (Ибн Каррам -М.А.) разделял между речью (калам - и словом (кавл - Бога. Он говорил, что Бог обладает и речью (калам - и словом (кавл - Его речь (калам - является его вечным (кадим - <=^) атрибутом, а его слова (кавл - состоят из букв, звуков и слов и являются возникшим (хадис - Поэтому они (каррамиты-М.А) считают

вечной только божественную речь (калам - но не его слова (кавл - ^)» [8, а 133].

На наш взгляд этим оригинальным и революционным решением Ибн Каррам смог найти «золотую середину» в этом нелегком вопросе, одновременно отстояв суннитский догмат о извечности божественных атрибутов и дать рациональный ответ противникам этого догмата - му'тазилитам. То есть извечным признавалось только речь Бога (калам

- как присущий ему непрестанный атрибут, его слова (кавл - как его действия объявлялись возникшими. Этим Ибн Каррам отвечал на выпад му'тазилитов относительно того как быть с речью пророков и людей в Коране, являются ли к примеру слова Моисея или Фараона в Коране извечны как божественная речь и совечны его самости? Он называл такие места в священных писаниях божественным словом (кавл) и считал его возникшим, в то время как речь (калам) его как его атрибут были всегда присущи его сущности (аз-зат). Однако этот подход не был принят на вооружение суннитской ортодоксией и назван ими заблуждением и ересью (бид'авадалала), а ал-Исфараини даже назвал «редким невежеством различение между речью (калам - и словом (кавл - ^)» [7, с. 115]. К сожалению перспективы этого подхода не были по достоинству оценены мусульманскими богословами, хотя в нем, на наш взгляд, был заложен огромный потенциал в деле примирения сторонников извечности (кидам) и возникновения (ихдас) божественной речи.

Наряду с извечностью и непрестанностью божественных атрибутов другим вопросом, остро обсуждающимся в ту эпоху, была проблема интерпретации божественных атрибутов. В некоторых аятах Корана и в хадисах пророка Мухаммада упоминаются божественные атрибуты как Рука, Лик и.т.д., которые можно истолковать как антропоморфистские.

По мнению исследователя, именно во избежание попыток перетолковать некоторые из упоминаемых в Коране атрибутов, которые явно наводят на мысль об антропоморфизме и был выдвинут принцип би-ла кайф, "без [вопроса] как" (тафвид ал-кайфия). Отрицание уподобления Бога (ташбих) чему-либо из вещей мира, включая человека, является одним из краеугольных камней суннитской доктрины и парадигматическим положением для философского мышления

Претензии по поводу отелесивания Бога в учении Ибн Каррама, скорее всего являются субъективной критикой более поздних авторов, тогда как его современник Макхул ан-Насафи считает его правильным и не находит в нем ничего предосудительного. На наш взгляд, критика Ибн Каррама со стороны поздних авторов строится на оторванном от контекста использовании слова тело (джисм) по отношению к Богу. Тогда как Макхул ан-Насафи подчеркивает, что Ибн Каррам говорил «тело не как тела» (джисм ла ка-л-аджсам), тем самым подчеркивая инаковость Бога от его творений, что на наш взгляд можно сопоставить с похожим заявлением Абу Ханифы «вещ не как вещи» (шай' лайса ка-л-ашйа').

Вторым выпадом против Ибн Каррама было то, что он якобы Ибн Каррам ограничил Бога определенным местом (Троном). Аш-Шахрастани приводит воззрения каррамитов по этому поводу: «У них (каррамитов - М.А) [было] разногласие относительно понятия величие (Аллаха). Одни из них говорили: «Его величие означает, что он, несмотря на свое единство, [пребывает] на всех частях трона. Трон [находится] под ним, а он — над всем троном, так же как над частью его». Другие говорили: «Его величие означает, что он, несмотря на свое единство, касается с одной стороны больше, чем кто-либо, он касается всех частей трона, он — всевышний, великий».

Исходя из вышеизложенного Ибн Каррам выразился по этому поводу в духе своей эпохи и в традициях раннеханафитских авторов, а претензии по этому поводу предъявили уже позже когда это положение было иначе интерпретировано в каламисткой система ал-Матуриди ал-Аш'ари.

Каррамиты были против уподобления Бога человеку и сами недвумысленно высказывались протии антропоморфистов, о чем свидетельствуют приведенные аш-Шахрастани слова известного каррамитского теолога Ибн ал-Хайсама, который утверждал: «То, что мушаббихиты (антропоморфисты - М.А) применяли к Аллаху — велик он и славен! — как-то: форма, облик, полость, округлость, обилие, рукопожатие, объятие и тому подобное,— не походит на все то, что применяли [к нему] каррамиты,— что он сотворил Адама собственноручно, что он восседает на своем троне, что он придет в день воскресения для расчета с людьми.

Также не нужно упускать из виду тот момент, что каррамиты занимались миссионерской деятельностью в основном в новообращенных районах халифата, где ислам еще не прочно укоренился, и их аудитория была далека от богословских диспутов.

На наш взгляд такое отношение Ибн Каррама и его последователей было очень демократичным для своего времени и позволяло сделать веру понятной и доступной более широким массам, а не сделать ее прерогативой философов, теологов-каламистов или мухаддисов-знатоков священных текстов. Ведь большинство простых мусульман той эпохи были далеки, как и от рациональной спекулятивной теологии, так от надлежащего знания Корана и громадного корпуса хадисов.

Из всего изложенного можно сказать, что даже по тей скудной и не всегда объективной информации мусульманских средневековых авторов о каррамитах и основных положениях их учения можно выявить единую концепцию, которая хотя еще не оформилась в философско-теологическое учение, однако в ней излагаются общие принципы веры, учения о Боге и мире.

Общие принципы каррамитской теологии можно резюмировать в следующих тезисах:

- бытие Бога излагается исходя из концепции его единости, однако в то же время подчеркивается инаковость его единости;

- Ибн Каррам считает Бога единственной субстанцией и согласно его основному учению, сотворенное возникает только во втором состоянии нераздельного, постоянного сотворения, сотворенное же не имеет никакого влияния на состояние его долговечности;

- Более поздние обвинили его в отелесении Бога на основе его утверждения, что Он есть «тело не как все тела» и посчитали это его утверждение уподоблением христианам. Однако его современники ханафиты не видели ничего предосудительного или противоречащего их доктрине, так как он на их взгляд использовал выражение, подчеркивающие инаковость Бога. Хотя на наш взгляд в этом его постулате нельзя исключать и христианское влияние, так какИбн Каррам путешествовал и долго проживал в населенной христианами Палестине и Сирии и ознакомился с их специфическим учением о божественной природе тела Христа а также воплощении Бога;

- В учении каррамитов божественные атрибуты извечны (азали) и непрестанны (абади) и были присущи Всевышнему уже до акта творения и всегда и останутся вечно;

- учение о божественной природе и атрибутах изложено в духе борьбы против рационалистов му'тазилитов и защиты суннитского вероучения;

- полемизируя с му'тазилитами относительно извечности божественной речи (калам) и Корана выдвигает компромиссное решение в котором пытается примирить официальную суннитскую доктрину и доводы разума. То есть извечным признавалась только речь Бога (калам - как присущий ему непрестанный атрибут, его слова (кавл - как его действия объявлялись возникшими. Однако найденная Ибн Каррамом «золотая середина» была негативно воспринята другими суннитскими богословами и не получила дальнейшего развития;

- вопросы относительно создания и бытия двух миров в раннеханафитской теологии рассматриваются в духе заявлений из Корана и сунны, и в них нет, сколько либо оригинальной мысли;

- критики обвиняли Ибн Каррама в том, что он ограничил Бога пространством, утверждая, что Он на Троне, однако как показало наше исследование это его утверждение в принципе не отличалось от воззрений раннеханафитских авторитетов;

- некоторые положения его учения были позже реквизированы его последователями и интерпретированы в духе своей эпохи;

- в высказываниях Ибн Каррама и его последователей содержатся элементы полемики со всеми существующими тогда «еретическими течениями»;

- даже краткое сопоставление наглядно показывает, насколько велика была зависимостьИбн Каррама от основного течения ханафитской теологии. Бесспорно, ему он обязан основами своей доктрины,из него с учетом других направлений он развил свои специфические представления.

Литература:

1. Рустам Батыр. Абу Ханифа: жизнь и наследие. Ч. 1. - Нижний Новгород: «Медина», 2007.

- 231 с.

2. Смирнов А. В. Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-акбар Абу Ханифы) // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. -М.: РГГУ, 2000. - С. 52-86.

3. Ульрих Рудольф. Абу Мансур ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. -Алматы: Фонд «XXI век», 1999.

Шахрастани М. Книга о религиях и сектах. - М.: Наука, 1984.

Madelung Wilfred. The early Murji'a in Khurasan and Transoxania and the spread of Hanafism. Der Islam. Volume 59, Issue 1, 1982.

58 - 19 >/'^11 jb jjjj - .jjül jjj jjül .JAIÜI^JC

- .jjj^l :'ijAlill — .^jjjSll JAlj ^JLajj . je Aij^Ull ^jill jjaj j jJjll JJ^OJJII .j'k* jjj ^jjlji^il

. .1950

-133j. " 1367 'J^A 'fi-" Ajalill AäjiJl jljj j <jjill jJj jjall 'jAUlljjc. jj^ia ^jl '^jlji

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ИБН КАРРАМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МУСУЛЬМАНСКУЮ ТРАДИЦИЮ

В данной статье рассматриваются основополагающие принципы учения Каррам и его влияния на мусульманскую традицию, в том числе проблемы бытия Бога и мира, Коран и речи Аллаха в период становления каррамитской школы и ее развития в 9-10 веках, критику об сопротивление идейных оппонентов(матуриды и ашъриати).

В целом мировоззренческая система в теологии Ибн Каррама, как и в исламе в целом, теоцентрична и высшей реальностью в ней признаётся не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее. В учении каррамитов божественные атрибуты извечны (азали) и непрестанны (абади) и были присущи Всевышнему уже до акта творения и всегда и останутся вечно.

Ключевые слова: учение ибн Каррама ас-Сиджистонй,основополагающие принципыучения,проблема бытия Бога и мира, Коран и речь Аллаха.

BASIC PRINCIPLES AND TEACHINGS IBN KARRAMA IMPACT ON MUSLIM TRADITION

This article discusses the fundamental teachings of the princes of curry and its impact on the Muslim tradition , including the problem of the existence of God and the world, the Koran and Allah's speech during the formation karramitskoy school and its development in the 9-10 centuries , criticism and resistance to ideological opponents (and Maturidy, ashriati).

On the whole ideological system in theology IbnKarrama as in Islam in general, theocentric and ultimate reality it is recognized not by nature, but God as infinite omnipotence of defining and creating all things. In the doctrine of the divine attributes karramitov Eternal (Azalea ) and incessant (Abadi ) and has been characterized by the Almighty to the act of creation , and always will remain forever.

Key words: teaching of Ibn al- KarramaSidzhistonй , the fundamental principles of the doctrine , the problem of existence of God and the world , the Koran and the speech of Allah.

Сведения об авторе: Абдуллоев Мирзо Муллоевич, соискатель, заместитель начальника-начальник кафедры «Организации таможенного контроля и информатики» Института повышения квалификации таможенной службы, Таджикистан, e-mail: m-skosm@mail.ru

Information about the author: Abdulloev Mirzo Mulloevich, researcher, the deputy chief of the chair of "Organizations of customs control and computer science», Institute of improvement of professional skill of customs services, Republic of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.