Научная статья на тему 'Основополагающие политические, экономические и правовые идеи межгосударственного сотрудничества БРИКС в валютно-финансовой сфере'

Основополагающие политические, экономические и правовые идеи межгосударственного сотрудничества БРИКС в валютно-финансовой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИРОВАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МВФ / НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ПУЛ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гейвандова М.Я.

Анализируются политические, экономические и юридические решения БРИКС, посвященные основным направлениям, формам и институтам межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой и банковской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL POLITICAL, ECONOMIC AND LEGAL IDEAS OF INTER-STATE COOPERATION BETWEEN BRICS COUNTRIES IN THE MONETARY AND FINANCIAL SPHERE

The article explores the political, economic and legal decisions of BRICS concerning the main directions, forms and institutions of inter-state cooperation in the monetary, financial and banking spheres.

Текст научной работы на тему «Основополагающие политические, экономические и правовые идеи межгосударственного сотрудничества БРИКС в валютно-финансовой сфере»

Право

УДК 327.7; 339.7; 339.9; 341.1

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БРИКС

В ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

© 2018 г. М.Я. Гейвандова

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва

fxxi@pochta.ru

Поступила в редакцию 01.08.2018

Анализируются политические, экономические и юридические решения БРИКС, посвященные основным направлениям, формам и институтам межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой и банковской сфере.

Ключевые слова: БРИКС, международное сотрудничество, мировая валютно-финансовая система, международные финансовые организации, МВФ, Новый банк развития, Пул валютных резервов.

Будущее международных экономических отношений и мировой валютно-финансовой системы формируется уже сегодня, в том числе в политических и правовых решениях, принимаемых в процессе межгосударственного сотрудничества стран - участниц БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки). В связи с этим представляются актуальными и требующими обобщения принятые странами-участницами взаимные международно-правовые обязательства, сформулированные в декларациях, совместных заявлениях, договорах и соглашениях, а также особенности статуса БРИКС как межгосударственного политико-правового явления [1, 2]. Тем более что согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» (ст. 1, 2) [3] международным договором может быть признано международное соглашение, заключенное РФ с иностранными государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от его конкретного наименования. Несмотря на то что часть решений стран - участниц БРИКС оформлена в виде совместных заявлений и деклараций, упомянутые решения не могут рассматриваться лишь как политические декларации. В них сформулированы решения суверенных государств, которые, помимо деклараций о намерениях, политических либо оценочных суждений, содержат положения, имеющие характер взаимных, требующих исполнения межгосударственных обязательств. Причем исполнение обязательств, принятых странами БРИКС на предыдущих саммитах, оценивается и контролируется их руководителями на последующих встречах. В этом смысле решения, оформленные как совместные заявления и декларации стран - участниц БРИКС, конечно же, содержат положения меж-

дународно-правового характера, некоторые из которых будут рассмотрены в настоящей работе.

Этапы своего сотрудничества страны - участницы БРИКС разделяют на два цикла:

1) первый цикл включает, в частности, основные направления межгосударственного антикризисного, финансово-экономического сотрудничества сформулированные в решениях 1-У саммитов БРИКС в 2009-2013 годах (Совместное заявление лидеров стран БРИК, принятое на I саммите БРИК 16 июня 2009 г. в г. Екатеринбурге; Совместное заявление глав государств и правительств стран - участниц

II саммита БРИК (г. Бразилиа, 15 апреля 2010 г.); Декларация, принятая по итогам III саммита БРИКС (г. Санья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 г.); Делийская декларация (принята по итогам IV саммита БРИКС, Нью-Дели, Индия 29 марта 2012 г.); Этеквинская декларация и Этеквинский план действий (27 марта 2013 г., V саммит БРИКС, г. Дурбан, Южная Африка));

2) второй цикл сотрудничества включает решения, принятые на VI-IX саммитах в 20142017 годах.

В нынешнем виде БРИКС оформилась на

III саммите стран-участниц, прошедшем 1314 апреля 2011 г. в г. Санья (Китай), когда к лидерам Бразилии, России, Индии и Китая присоединился глава Южной Африки. С этого момента БРИК именуется - БРИКС (п. 2 Декларации, принятой 14 апреля 2011 года по итогам III саммита БРИКС ).

В ходе первого цикла межгосударственного сотрудничества стран - участниц БРИКС принимались решения, формулирующие цели, основные направления и принципы антикризисного финансово-экономического сотрудничества. В рамках первого цикла сотрудничества страны -

участницы БРИКС впервые признали, что произошедшие в мире кризисные события «сокрушили представления о способности финансовых рынков к саморегулированию»

(п. 13. Совместного заявления глав государств и правительств стран - участниц Второго саммита БРИК от 15 апреля 2010 г.). Поэтому было решено усилить взаимное сотрудничество БРИКС, а также сотрудничество с МВФ, «Группой двадцати», международными финансовыми организациями и органами, в том числе устанавливающими стандарты регулирующей и надзорной деятельности в валютно-финансовой и банковской сферах (например, с Советом финансовой стабильности).

В пункте 2 Форталезской декларации, принятой по итогам VI саммита БРИКС 15 июля 2014 года, зафиксировано, что «по завершении первого цикла из пяти саммитов» сотрудничество между странами БРИКС расширилось, охватывая новые сферы и многосторонние инициативы с широким составом участников.

Второй цикл сотрудничества БРИКС характеризуется развитием и реализацией решений, согласованных в ходе первого цикла, принятием новых решений и их воплощением в конкретных международных правовых и организационных формах, например: в совместных заявлениях и декларациях, а также в международно-правовых документах более высокого уровня (в международных договорах и соглашениях, регулирующих сотрудничество в валютно-финансовой и банковской сферах, и их ратификации в актах национального законодательства); в планах совместных действий, в создании специальных контактных, экспертных и иных рабочих групп; в создании инфраструктуры и институтов БРИКС (Форталезская декларация от 15 июля 2014 года; Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС от 15 июля 2014 г.; Соглашение о Новом банке развития от 15 июля 2014 г.; Уфимская декларация от 9 июля 2015 г.; Декларация Гоа от 16 октября 2016 года; Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС, Сямэнь, Китай, 4 сентября 2017 года).

Начиная второй цикл сотрудничества, страны-участницы столкнулись с некоторыми позитивными и негативными тенденциями. С одной стороны, на VI саммите лидеры БРИКС впервые упомянули о глобальном финансовом кризисе в прошедшем времени, а также признали, что экономики возглавляемых ими государств сообща укрепили свои позиции в качестве основных локомотивов устойчивого развития мировой экономики.

С другой стороны, были выявлены негативные тенденции. По мнению стран БРИКС, выраженному в Форталезской декларации, структуры международного управления, созданные в рамках иной конфигурации сил, демонстрируют все более явные признаки утраты легитимности (п. 5, 8 Форталезской декларации от 15 июля 2014 года).

Кроме того, все шире используются переходные и временные механизмы, зачастую в ущерб принципу многосторонности. По-прежнему сохраняются риски, которым подвержен процесс экономического восстановления в мире, в особенности в некоторых развитых странах. Упомянутые риски обусловлены высоким уровнем безработицы и внешнего долга, низкими темпами экономического роста и даже денежно-кредитной политикой. По мнению стран БРИКС, в отрыве от других элементов экономической политики денежно-кредитная политика не может привести к сбалансированному росту, но может способствовать дополнительным проблемам и рискам, например: чрезмерной волатильности финансовых рынков, плохо контролируемым и вола-тильным крупным трансграничным потокам спекулятивного капитала, с которыми сталкиваются формирующиеся рыночные экономики, и т.п. (п. 5, 6, 10, 11 Делийской декларации; п. 2-8 Форталезской декларации). Лидеры стран -участниц БРИКС также обратили внимание на то, что в долгосрочной перспективе экономики развитых государств «создают неустойчивую среду для глобального роста», а также «порождают негативные последствия для перспектив роста стран с формирующейся рыночной экономикой» (п. 5, 6 Делийской декларации от 29 марта 2012 г.). По мнению лидеров БРИКС, «некоторые из предпринимаемых в Европе, США и Японии действий ведут к «переливу» негативных последствий в другие экономики мира. Сохраняются значительные риски, и функционирование мировой экономики все еще не отвечает нашим ожиданиям. В результате остается высокой степень неопределенности в отношении силы и устойчивости процесса восстановления, а также направленности политики ряда ведущих экономических держав. В ряде ключевых стран безработица остается беспрецедентно большой, в то время как высокие уровни частной и государственной задолженности тормозят рост. В таких обстоятельствах мы подтверждаем наше твердое намерение поддерживать рост и укреплять финансовую стабильность. Мы также подчеркиваем необходимость того, чтобы развитые экономики предприняли соответствующие шаги с целью возвращения доверия,

поощрения роста и обеспечения уверенного восстановления экономики» (п. 6 Этеквинской декларации от 27 марта 2013 г.).

Кроме того, лидеры стран - участниц БРИКС обратили внимание на то, что принятие центральными банками в развитых экономиках «нестандартных мер в области денежно-кредитной политики», возможно и соответствующее их полномочиям в вопросах проведения внутренней денежно-кредитной политики, «привело к наращиванию ликвидных средств в мире». В связи с этим странами БРИКС предложено крупнейшим центральным банкам «избегать непреднамеренных последствий таких мер, выражающихся в увеличении волатильно-сти потоков капитала, валют и цен на сырьевые товары, что может иметь негативные последствия для роста других экономик, в особенности развивающихся стран». Но, наряду с этим, лидеры БРИКС неоднократно подтвердили объективную необходимость в сотрудничестве БРИКС с развитыми государствами в макроэкономической сфере (п. 7 Этеквинской декларации от 27 марта 2013 г.).

На VIII саммите БРИКС от 16 октября 2016 г. (п. 25, 26, 27 Декларации Гоа от 16 октября 2016 г.) вновь подтверждена позиция БРИКС сотрудничать на всех уровнях - национальном и межгосударственном с использованием всех рычагов экономической политики, включающей: денежно-кредитную политику, фискальную политику (механизм налоговой политики, государственных расходов, приемлемого уровня государственного долга по отношению к ВВП), структурные реформы (инновации, индустриализация, меры стимулирования промышленного развития).

Уже на I саммите БРИК 16 июня 2009 года в г. Екатеринбурге лидеры стран-участниц высказались «в пользу более демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами» (п. 12 Совместного заявления лидеров стран БРИК). Тогда же на начальном этапе межгосударственного сотрудничества лидеры стран - участниц БРИК сформулировали наиболее общие идеи (экономические и политико-правовые принципы), на которых должна основываться реформированная международная финансово-экономическая архитектура: демократичность и прозрачность принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях; прочная правовая основа; совместимость деятельности эффективных националь-

ных институтов регулирования и международных органов, устанавливающих стандарты; укрепление управления рисками и надзорной практики (п. 4 Совместного заявления лидеров стран БРИК от 16 июня 2009 года).

С финансово-экономической точки зрения страны БРИКС разделяют современные государства: на развитые, т.е. страны с развитой экономикой; государства с формирующимися рыночными экономиками; развивающиеся страны. Себя страны БРИКС относят к группе государств с формирующимися рыночными экономиками, сотрудничество между которыми имеет «трансконтинентальное измерение», представляющее Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку. При этом особо оговаривается, что взаимодействие БРИКС не направлено против какой-либо третьей стороны, открыто к наращиванию взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, в особенности со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, а также соответствующими международными и региональными организациями. Итак, сотрудничество БРИКС осуществляется в различных сферах, в том числе в сферах экономики, финансов и развития (п. 6 Декларации по итогам саммита БРИКС от 14 апреля 2011, Санья).

Мир, по мнению лидеров БРИКС, нуждается в новой и более стабильной финансовой архитектуре, способной сделать глобальную экономику менее подверженной и более устойчивой к кризисам. Так, в 2011 году на III саммите БРИКС был утвержден План действий, предусматривающий укрепление финансового сотрудничества между банками развития БРИКС. В Делийском плане действий, утвержденном в 2012 году на IV саммите БРИКС, предусмотрено обсуждение экспертами стран БРИКС вопроса о Новом банке развития БРИКС, разработка общей научной оценки и долгосрочной стратегии БРИКС и т.п. Анализ решений, принятых странами - участницами БРИКС, позволяет выделить несколько основных направлений межгосударственного сотрудничества в сфере национальных валют, финансов, банков и торгово-экономических отношений.

Во-первых, важнейшими направлениями сотрудничества стран - участниц БРИКС являются политический диалог, межгосударственная координация и взаимодействие в процессе осуществления совместно с ООН, международными финансовыми организациями и «Группой двадцати» коллективных действий по противодействию мировому финансовому кризису. Именно в рамках инициативного сотрудничества «Группы двадцати», куда входят и страны -

участницы БРИКС, было предложено сформулировать целостную стратегию в кризисный и посткризисный период, учитывая, что в возобновившемся росте экономики «очень важную роль играют страны с формирующейся рыночной экономикой» (п. 1 Совместного заявления лидеров стран БРИК от 16 июня 2009 г.; п. 3, 6 Совместного заявления глав государств и правительств стран - участниц саммита БРИК от 15 апреля 2010 г.).

Второе направление, требующее, по мнению БРИКС, межгосударственного взаимодействия и сотрудничества, было впервые сформулировано в Совместном заявлении глав государств и правительств стран - участниц II саммита БРИК 15 апреля 2010 г. и касается признания недостаточной легитимности международных финансовых организаций.

Активное взаимодействие стран БРИКС в международных финансовых организациях осуществляется при обсуждении проблем их реформирования.

Например, странами БРИКС была признана недостаточная легитимность международных финансовых Бреттон-Вудских институтов (МВФ, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Всемирный банк).

По мнению БРИКС, вышеупомянутые институты перестали отражать изменения в мировой экономике. В связи с этим страны БРИКС выступили с инициативой их масштабной институциональной реформы.

Единая позиция стран БРИКС по поводу назревшей реформы международных финансовых организаций предполагает решительное содействие совершенствованию архитектуры глобального экономического управления, а именно:

- увеличение капитала МВФ и Всемирного банка; существенное перераспределение голосов и изменение квот в пользу стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран. Например, на саммите 2017 г. страны БРИКС признали необходимым выработать новую формулу расчета квот МВФ к весенним совещаниям 2019 г. и не позднее ежегодных совещаний 2019 года. Как отмечает Э.П. Джагитян, по состоянию на апрель 2015 г. США обладали 16.75% голосов в МВФ при доле ВВП 19.3% в общемировом объеме, в то время как суммарная доля голосов стран БРИКС составляла лишь 11.03% при доле ВВП 27.6% [4];

- создание открытого, прозрачного и основанного на заслугах механизма отбора глав и сотрудников руководящего звена международных финансовых организаций вне зависимости

от их национальности, с учетом разнообразия членского состава этих институтов.

Страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны, по мнению БРИКС, должны иметь больший голос и представительство в международных финансовых институтах, а их главы и сотрудники руководящего звена должны назначаться через открытую, прозрачную и основанную на заслугах систему отбора вне зависимости от их национальности, с учетом разнообразия членского состава этих институтов. В противном случае международное сообщество может столкнуться «с угрозой того, что эти структуры устареют» (п. 9, 11 Совместного заявления от 15 апреля 2010 г).

По поводу реформы Всемирного банка в п. 12 Делийской декларации от 29 марта 2012 г. страны БРИКС отметили, что «новое руководство Всемирного банка должно принять обязательства по его трансформации в многосторонний институт, действительно отражающий видение всех его членов, включая формирование структуры управления, учитывающей нынешние экономические и политические реалии». Кроме того, по мнению БРИКС, характер Всемирного банка «должен эволюционировать от института, в основном выполняющего посреднические функции между Севером и Югом, к институту, поощряющему равноправное партнерство со всеми странами в качестве пути решения проблем развития и средства преодоления устаревшего разделения на доноров и реципиентов».

Солидарная озабоченность по поводу медленной реализации реформы МВФ вновь прозвучала 27 марта 2013 г. на V саммите БРИКС в Этеквинской декларации. Там же были приняты решения о создании универсальной международной системы резервных валют, о проведении дискуссии о роли Специальных прав заимствования в существующей международной валютной системе, в том числе о составе валют в корзине СПЗ, а также о реформе системы надзора (п. 13 Этеквинской декларации).

В Декларации Гоа, принятой по результатам VIII саммита БРИКС от 16 октября 2016 г., вновь подтверждена озабоченность по поводу реализации принятых в 2010 году направлений реформы МВФ. Кроме того, сформулировано пожелание к развитым европейским экономикам выполнить свои обязательства и уступить два места в Исполнительном совете МВФ странам с формирующейся рыночной экономикой. Также согласована единая позиция о том, что заимствование средств МВФ должно иметь временный характер (п. 30-32 Декларации Гоа). Последующие встречи стран БРИКС подтвер-

дили их приверженность решительно содействовать совершенствованию архитектуры глобального экономического управления. Например, на саммите 2017 г. подтверждена необходимость завершить 15 -й общий обзор квот МВФ и выработку новой формулы их расчета, к весенним совещаниям 2019 г. и не позднее ежегодных совещаний 2019 г. Применительно к Группе Всемирного банка страны БРИКС выступили не только за пересмотр структуры его акционерного капитала (п. 29 Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС от 4 сентября 2017 года), но и за мобилизацию ресурсов Всемирного банка для удовлетворения потребностей в финансировании государств с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, наряду с уменьшением стоимости заимствований и применением инновационных кредитных инструментов (Делийская декларация от 29 марта 2012 г.).

Третье направление межгосударственного сотрудничества БРИКС предполагает создание стабильной, предсказуемой и более диверсифицированной валютной системы, поддержание относительной стабильности основных резервных валют и устойчивости бюджетной политики. В 2010 г. министрам финансов и управляющим центральными банками впервые было поручено изучить вопрос о возможностях регионального валютного сотрудничества БРИКС, а также обсудить условия региональных валютных договоренностей, включая договоренность об использовании национальных валют стран-участниц во взаимной торговле (п. 12 Совместного заявления глав государств и правительств стран - участниц II саммита БРИК от 15 апреля 2010 г.).

Экспертами БРИКС изучалась возможность создания финансовой «страховочной сетки» путем выработки соглашения между странами БРИКС о валютном резерве для использования в чрезвычайных обстоятельствах. Впервые соответствующее поручение было дано министрам финансов и управляющим центральных банков стран - участниц БРИКС 18 июня 2012 года на встрече «Группы двадцати» в Лос-Кабосе. В результате был сделан вывод, что заключение соглашения о создании самоуправляемого валютного резерва окажет позитивный эффект, поможет странам БРИКС предотвращать нехватку краткосрочной валютной ликвидности в кризисных ситуациях, даст им возможность, при необходимости, поддерживать финансовые системы друг друга, дополнять существующие международные механизмы в качестве «еще одной линии защиты» региональной и глобальной финансовой стабильности.

Упомянутая идея была поддержана в Этеквин-ской декларации, где было дано поручение министрам финансов и управляющим центральными банками продолжить работу в целях создания валютного резерва с первоначальным размером в 100 млрд долл. США для использования в чрезвычайных обстоятельствах. В 2014 году решение о создании Пула условных валютных резервов БРИКС было принято. Пул начал функционировать в 2016 г., а его создание укрепило глобальную сеть финансовой безопасности (п. 3, 4 Декларации Гоа 2016 г.).

Сотрудничество стран БРИКС в валютной сфере осуществляется и в других формах. Например, на IX саммите БРИКС в 2017 году согласована возможность использования национальных валют БРИКС при проведении валютных своп-операций, расчетов в национальной валюте и прямых инвестиций в национальной валюте, если это целесообразно. Были даны поручения изучить возможности использования других форм сотрудничества в валютной сфере (п. 11 Сямэньской декларации руководителей стран БРИКС от 4 сентября 2017 г.).

Четвертое направление межгосударственного сотрудничества БРИКС связано с финансовыми рынками и банковской сферой. Странами БРИКС координируется политика в области развития глобальных финансовых рынков и банковских систем, финансового регулирования и контроля.

Страны БРИКС намерены ограничивать чрезмерные колебания цен на сырьё, на продовольствие и энергоносители. Стабильность физических рынков упомянутых выше товаров предполагается обеспечить совместными усилиями БРИКС: за счет совершенствования регулирования рынка производных финансовых инструментов (деривативов) на эти товары, а также путем предотвращения незаконных манипуляций, способных дестабилизировать рынки, включая манипуляции информацией о спросе и предложении на упомянутые товары на международном, региональном и национальном р ынках (п. 17 Декларации, принятой по итогам саммита БРИКС 14 апреля 2011).

В контексте развития и интеграции финансовых рынков БРИКС решено усилить сотрудничество между регуляторами финансового сектора. Согласовано создание сети финансовых учреждений и распространение финансовых услуг в соответствии с нормативными правилами каждой из стран БРИКС и их обязательствами в ВТО. Причем интеграция финансовых рынков вовсе не исключает, а предполагает сохранение целостности национальных финансовых систем, развитие местных рынков, включая

рынки облигаций в национальных валютах стран БРИКС. Так, страны БРИКС намерены развивать рынок облигаций. Поставлена задача заложить основы для обеспечения взаимосвязанности рынков облигаций стран БРИКС при учете соответствующего национального законодательства и государственных стратегий. Совместными усилиями решено создать Фонд облигаций в национальных валютах стран БРИКС, призванный обеспечить инвестиционную устойчивость в странах БРИКС, стимулировать развитие национальных и региональных рынков облигаций стран БРИКС, в том числе путем расширения участия иностранного частного капитала и повышения финансовой устойчивости стран БРИКС (п. 10, 11 Сямэньской декларации). Так, в 2015 г. выпущены первые «зеленые» облигации в юанях (п. 3, 4 Декларации Гоа 2016 года).

Расширяются формы взаимодействия национальных банковских систем, создается инфраструктура межгосударственного банковского сотрудничества, в том числе через институты развития БРИКС (например, Механизм межбанковского сотрудничества и Новый банк развития).

Основными направлениями деятельности ММС БРИКС являются: а) всестороннее долгосрочное межбанковское сотрудничество в интересах укрепления торгово-экономических отношений стран - участниц БРИКС. Банковское обеспечение торгово-экономических отношений между странами - участницами БРИКС реализуется на основе Многостороннего соглашения о подтверждении аккредитивов между экспортно-импортными банками/банками развития, подписанного в 2011-2012 гг., а также на основе подписанного 15 июля 2014 г. Меморандума о взаимопонимании по вопросу о сотрудничестве между учреждениями по кредитованию экспорта и страхованию экспортных кредитов (п. 14, 15 Форталезской декларации); б) поддержка социально значимых и региональных проектов БРИКС на основе Многосторонних соглашений о сотрудничестве и софинан-сировании проектов в сфере устойчивого развития и Многосторонних соглашений о софинан-сировании инфраструктуры в Африке, заключенных в 2013 г. экспортно-импортными банками и банками содействия развитию БРИКС (п. 10-12 Этеквинской декларации); в) разработка порядка предоставления финансовых и банковских услуг для инвестиционных проектов, способствующих экономическому развитию стран БРИКС (например, Соглашение о сотрудничестве в области инноваций, подписанное 15 июля 2014 г.). Функционированию ММС БРИКС также способствуют Меморандум

о взаимопонимании между национальными банками развития стран БРИКС по вопросам межбанковской линии кредитования в национальной валюте, а также Меморандум о взаимопонимании между национальными банками развития стран БРИКС по вопросам межбанковского сотрудничества по обмену кредитными рейтингами (п. 11 Сямэньской декларации руководителей стран БРИКС от 4 сентября 2017 г.).

В решениях БРИКС сформулированы и другие направления межгосударственного сотрудничества, косвенно влияющие на состояние и перспективы национальной, региональной и глобальной валютно-финансовой системы, например: а) участие в реализации и совершенствовании стандартов ФАТФ по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; б) обеспечение безопасности национальных платежных систем;

в) обеспечение открытой, стабильной, справедливой и недискриминационной среды для международной торговли, противодействие любым формам торгового протекционизма, исключение скрытых и явных ограничений в торговле, включая применение односторонних финансово-экономических ограничений (санкций). Например, в качестве реакции на принятый конгрессом и подписанный президентом США 2 августа 2017 г. антироссийский Countering America's Adversaries Through Sanctions Act [5] страны БРИКС осудили «односторонние военные интервенции, экономические санкции и произвольное использование односторонних принудительных мер в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений. Мы подчеркиваем, что ни одна страна не может укреплять свою безопасность за счет безопасности других» (п. 38 Сямэньской декларации от 4 сентября 2017 г.);

г) борьба с бедностью и помощь беднейшим странам, которые наиболее сильно пострадали от финансово-экономического кризиса. Искоренение крайней нищеты и голода признано странами БРИКС «этическим, социальным, политическим и экономическим императивом человечества» (п. 20 Декларации, принятой по итогам саммита БРИКС 14 апреля 2011 г.).

Таким образом, процессы, связанные с возникновением и развитием межгосударственного сотрудничества Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, имеют не только экономические или политические причины. Они, в определенном смысле, имеют философско-мировоззренческие этические смыслы, характеризующие качественные изменения в развитии современных общественных отношений едино-

го человеческого социума, включая межгосударственные отношения.

Можно предположить, что взаимное стремление стран - участниц БРИКС к более справедливому глобальному мироустройству, не предполагающему блокового мышления и кон-фронтационного противостояния, будет способствовать возникновению новых моделей и международно-правовых форм межгосударственного политического, валютно-финансового и банковского сотрудничества, соответствующих новым условиям уже формирующегося многополярного мира.

Список литературы

1. Официальный сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/.

2. СПС «КонсультантПлюс».

3. Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

4. Джагитян Э.П. Институционализация экономического механизма группы БРИКС: преимущества и риски Нового банка развития // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 29.

5. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act // Официальный сайт Белого дома США. https://www.whitehouse.gov/legislation/hr-3364-counte ring-americas-adversaries-through-sanctio ns-act.

FUNDAMENTAL POLITICAL, ECONOMIC AND LEGAL IDEAS OF INTER-STATE COOPERATION BETWEEN BRICS COUNTRIES IN THE MONETARY AND FINANCIAL SPHERE

M.Ya. Geyvandova

The article explores the political, economic and legal decisions of BRICS concerning the main directions, forms and institutions of inter-state cooperation in the monetary, financial and banking spheres.

Keywords: BRICS, international cooperation, global financial and monetary system, international financial organizations, IMF, New Development Bank of BRICS (NDB), Contingent Reserves Arrangement (CRA).

References

1. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. http://www.kremlin.ru/.

2. SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Sobrame zakonodatel'stva RF. 1995. № 29. St. 2757.

4. Dzhagityan Eh.P. Institucionalizaciya ehkono-

micheskogo mekhanizma gruppy BRIKS: preimushchestva i riski Novogo banka razvitiya // Den'gi i kredit. 2015. № 6. S. 29.

5. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act // Oficial'nyj sajt Belogo doma SShA. https://www.whitehouse.gov/legislation/hr-3364-countering -americas-adversaries-through-sanctio ns-act.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.