Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА'

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / биржа труда / трудовые ресурсы / занятость населения / миграция / безработица / кадровый потенциал / Labor market / employment of the population / unemployment / human resources / migration / labor resources / labor exchange

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абасова Заира Улубиевна

В настоящей статье исследуются основополагающие направления регулирования усилиями и полномочиями государства в отношении рынка труда. Выделены преимущественные задачи профильного ведомства — Министерства труда и социальной защиты РФ — в сфере разрешения проблем занятости. Осуществлена оценка качества имеющихся в стране трудовых ресурсов. Изучены существующие инструменты в целях результативного управления рынком труда. Непосредственное участие в оптимизации рынка труда со стороны профильных ведомств предполагает комплекс мер, базирующихся на административных, правовых, экономических, организационных и иных компонентах. Контроль за осуществлением процессов в сфере труда, прогноз их развития, а также приоритеты государства, должны быть направлены преимущественно на устранение вызовов и смягчение напряженности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF THE LABOR MARKET

The presented article discusses the main directions of state regulation of the labor market. The main tasks of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia in regulating the problems of employment and unemployment are highlighted. The assessment of the state of labor resources in the Russian Federation was carried out. The complex of existing measures of direct and indirect regulation of the labor market is analyzed. Modern state regulation of the labor market is a complex of economic, administrative, legislative, organizational and other measures. The orientation of state policy in the field of labor market regulation, monitoring of labor processes, forecasting their development should be aimed primarily at preventing the occurrence of crisis situations and easing tensions in the labor market.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (69), 2023 5 УДК 331.5

Абасова Заира Улубиевна, старший преподаватель (e-mail: Zaira-691@mail.ru)

Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г.Махачкала, Россия

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Аннотация: В настоящей статье исследуются основополагающие направления регулирования усилиями и полномочиями государства в отношении рынка труда. Выделены преимущественные задачи профильного ведомства — Министерства труда и социальной защиты РФ — в сфере разрешения проблем занятости. Осуществлена оценка качества имеющихся в стране трудовых ресурсов. Изучены существующие инструменты в целях результативного управления рынком труда. Непосредственное участие в оптимизации рынка труда со стороны профильных ведомств предполагает комплекс мер, базирующихся на административных, правовых, экономических, организационных и иных компонентах. Контроль за осуществлением процессов в сфере труда, прогноз их развития, а также приоритеты государства, должны быть направлены преимущественно на устранение вызовов и смягчение напряженности на рынке труда.

Ключевые слова: рынок труда, биржа труда, трудовые ресурсы, занятость населения, миграция, безработица, кадровый потенциал.

Участие профильных ведомств в сфере государственного управления рынком труда со временем становится все более ощутимым. Трудовые правоотношения как один из главенствующих компонентов экономического развития затрагивают значительные пласты не только отраслевой нормативной правовой базы, но также сопутствующих документов, действие которых отражает специфику взаимодействия других субъектов права.

Вместе с тем, существующее законодательство учитывает, как меняющийся со временем спрос на рабочую силу во всех секторах, вне зависимости от форм собственности той или иной организации. Исходя из этого, в масштабах государства корректируется кадровая политика, в частности, в отношении приема гражданина на работу. В значительной степени на изменения в сфере занятости влияют различные государственные программы, которые нацелены на существенную поддержку уязвимых групп населения. К ним относятся: малообеспеченные граждане; оказавшиеся в трудной жизненной ситуации люди; граждане, которые оказались без рабочего места по сокращению; пенсионеры и др. Обозначенные меры относятся не только к приоритетным, но также существенно влияют на стабилизацию экономического положения потенциально трудоспособных граждан, которые по тем или иным причинам оказались в зоне повышенного рыночного

риска. Таким образом, образуется особый компонент цены труда, который непосредственно не связан с функционированием рынка труда и зависит от внерыночных принципов [5].

Государство в некоторых случаях может выполнять так называемую посредническую роль путем взаимодействия с потенциальными работодателями, формируя таким образом возможность содействия в выборе и предоставления подходящих рабочих мест. Кроме того, государство постоянно формирует и развивает общенациональную сеть по трудоустройству. В целях ускорения процесса создания рабочего места государство также создает платформу для подготовки соответствующих специалистов. Этому способствуют различные профильные государственные программы обучения и переобучения трудоспособных граждан.

Таблица 1 - Динамика численности рабочей силы в России _(возраст от 15 лет и старше)._

Рабочая сила В том числе

млн человек в % к соответствующему пери- оду предыдущего года занятые безработные

млн человек в % к соот-вет- ствующему периоду предыдущего года млн человек в % к соот-вет- ствующему периоду преды-дуще-го года

2020 г.

Январь 74,8 99,9 71,4 100,2 3,5 95,0

I квартал (в среднем за месяц) 74,8 99,7 71,3 99,8 3,5 95,9

II квартал (в среднем за месяц) 74,6 99,4 70,1 97,9 4,5 130,3

2021 г.

Январь 75,0 100,3 70,7 99,1 4,3 124,0

I квартал (в среднем за месяц) 75,0 100,4 70,8 99,4 4,2 121,4

II квартал (в среднем за месяц) 75,3 100,9 71,5 102,0 3,7 83,3

1) По данным Роструда.

Экономическая ситуация показывает, что данный подход к стимуляции рынка труда в значительной степени оправдывает процесс оптимальной

адаптации работника и результативно отражается на тех или иных показателях конкурентоспособности государства.

В соответствии с информацией Федеральной службы государственной статистики (Росстат), численность рабочей силы на территории государства в возрасте от 15 лет и старше, по состоянию на июнь 2021 г., составила 75,3 млн. человек. Из приведенного общего количества трудоспособных граждан — 71,7 млн. человек были указаны в качестве осуществляющих трудовую деятельность и 3,6 млн человек — в качестве безработных [6]. (табл.1).

По сравнению с январем 2020 г., на момент в январе 2021 г. число трудоспособных граждан увеличилось незначительно, а именно на 0,4 %. Итоги второго квартала 2020 г. показывают, что число занятых в регионах составляет 70,1 млн. человек. Этот показатель в некоторой степени меньше, чем за последующий период, на 1,4 млн. человек. В аналогичном периоде следут отметить, что количество безработных заметно сократилось — с 4,5 до 3,7 млн. человек, что составляет 800 тыс. человек. В результате непрогнозируемой ранее пандемии коронавируса значительное число российских граждан утратили рабочие места.

В среднем длительность поиска новой работы гражданами РФ в июне 2021 г. среди женщин составила 6,7 месяца, а среди мужчин — 6,6 месяца. Почти треть граждан вынуждены были искать новое рабочее место от одного до трех месяцев. Значительное количество из них при этом пребывали в состоянии бесперспективной безработицы. В указанный период 26,8 % безработных обращались за помощью в территориальные службы занятости населения, а 66,6% ищущих работу граждан вынуждены были обратиться к родственникам, друзьям или знакомым.

Вопросы регулирования проблем занятости находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруда России), а также его территориальных центров и служб занятости. Упомянутое федеральное ведомство: разрабатывает компоненты социально-трудовой политики; уделяет внимание социально направленным аспектам деятельности Правительства РФ; организует работу или участвует в профильных отраслях в целом; совершенствует рекомендации в отношении минимальной и оптимальной оплаты труда; участвует в оптимизации профильного законодательства и заключениях генеральных и отраслевых тарифных соглашений; прилагает усилия в сфере управления государственной трудовой политикой [1].

К основополагающим направлениям, в рамках которых подразумевается сфера компетенции Правительства РФ для решения исследуемых проблем, относятся:

- выявление и устранение дефицита непосредственно рабочих мест путем осуществления результативной инвестиционной и налоговой политики в отношении потенциальных работодателей и перспективных экономических направлений;

- поддержка коммерческих структур различного уровня и других форм предпринимательской деятельности, в частности, в регионах с выявленными сложностями местного рынка труда;

- совершенствование имеющихся и новых гибких форм занятости;

- последующее содействие системе непрерывного образования как оптимального инструмента для подготовки подходящих потенциальному работодателю работников;

- оптимизация кадровой политики, в том числе условий труда, уровня вознаграждения и рабочего времени;

- применение знаний и навыков высококвалифицированных работников и целесообразное использование рабочих мест;

- проведение рациональной миграционной политики как компонента экономической безопасности;

- совершенствование услуг ведомственных служб занятости населения и совершенствование имеющихся у данных структур полномочий, способствующих созданию новых и различных рабочих мест.

Обозначенные направления относятся лишь к части комплексных возможностей государства в процессе воздействия на существующий рынок труда. Существуют также инструменты для косвенного управления занятостью граждан, которые относятся к являются главенствующими аспектами финансовой, амортизационной и налоговой политики со стороны профильных ведомств различного уровня [2].

В значительной степени наблюдается влияние социально направленного законодательства, которое предусматривает аспекты реализации элементов социальной защиты, трудовых взаимоотношений, гражданских прав и др. В европейских преимущественно экономически развитых стран на протяжении последних столетий формировалась тенденция к сокращению участия государства в экономические отношения между местными организациями и физическими лицами. Этот подход спровоцировал построению так называемой системы «конкурентного капитализма» или «свободного частного предпринимательства». В то же время с конца XIX в. также наблюдается обратный процесс, расширяющий экономические функции непосредственно государства. Таким образом, сегодня существует, в том числе «смешанная» система свободного предпринимательства, которая контролируется как обществом, так и частными институтами в целом [3],

[4], [7].

Главенствующим направлением политики профильных ведомств непосредственно в сфере устранения безработицы является социальная поддержка тех граждан, которые испытывают определенные трудности в процессе поиска работы (начисление пособия по безработице, профессиональная подготовка и переподготовка за счет средств государства, материальная помощь ищущим работу гражданам, досрочное начисление в некоторых случаях пенсий).

Применение инструментов в отношении решения проблем, связанных с занятостью граждан, в действительности относится к мерам экономического регулирования в целом, в особенности, в сфере управления безработицей посредством конструирования оптимальной конъюнктуры в стране. Таким образом, регулирование государством национального рынка труда образует взаимосвязанную и взаимозависимую систему с сопутствующими предпосылками для возникновения иных общественно-значимых явлений.

Одно из центральных мест в кадровой политике государства занимает биржа труда, которая представляет собой учреждение с посредническими функциями между работниками и их потенциальными работодателями.

Деятельность подобных учреждений имеет не такое существенное влияние на национальный рынок труда отчасти потому, что его направления не являются обязательными предписаниями для оформления того или иного безработного гражданина на работу работодателем. В значительной степени работодатели подбирают необходимый персонал непосредственно через отделы кадров своих организаций, что провоцирует квалифицированных работников не прибегать к услугам бирж труда и предлагать работодателю напрямую свои кандидатуры или пользоваться услугами как коммерческих, так и некоммерческих организаций, специализирующихся на подборе персонала.

В целях управления национальным рынком труда функционирует Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ, которая представляет собой совокупность всех профильных органов различных ветвей власти. К ключевым задачам указанной системы относятся, в частности, разработка нормативной правовой базы и контроль за ее реализацией; повышение эффективности политики в отношении социально-трудовых отношений; осуществление управления занятостью и миграцией как гражданами, так и нерезидентами и др.

На фоне перманентного экономического развития исследуемое направление носит строго ограниченный характер со стороны участия ведомствами и преимущественно затрагивает аспекты профильного законодательства, регулирования рабочих мест, а также анализа качества жизни [5].

В целом, данный подход упорядочивает влияние государства на благополучие отдельного гражданина, предоставляя ему право самостоятельно избирать для себя оптимальную форму занятости. Однако различные обстоятельства, прямо или косвенно влияющие на экономическое положение граждан, указывают на необходимость со стороны ведомств уделять более существенное внимание национальным проблемам занятости.

Список литературы

1. Ахмедова, Ж. А. Использование трудового потенциала в регионе / Ж. А. Ахмедова, А. А. Девришова, А. Г. Магомедов. — Текст: непосредственный // Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции. — Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2018. — С. 127-133.

2. Ахмедова, Ж. А. Проблемы реализации трудового потенциала / Ж. А. Ахмедова, А. А. Девришова. — Текст: непосредственный // Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 27 ноября 2018 года. — Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2018. — С. 134-139.

3. Жусип, Д. Роль государства в создании условий для развития человеческого капитала/ Д. Жусип. — Текст: непосредственный // АльПари. — 2015. — № 3-4. — С. 12-15.

4. Капелюшников, Р. И. Российская модель рынка труда: испытание кризисом/ Р. И. Капелюшников, В. Е. Гимпельсон. — Текст: непосредственный // Журнал новой экономической ассоциации. — 2015. — № 2. — С. 249-254.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 298 "Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения в Российской Федерации до 2024 года". — Текст: электронный // Официальный сайт компании «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162169/ (дата обращения: 02.05.2023).

6. Трудовые ресурсы. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: rosstat.gov.ru (дата обращения: 02.05.2023).

Хетагурова, Т. Г. Государственная политика в сфере труда и занятости / Т. Г. Хетагурова. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — № 7. — С. 129.

Статья поступила в редакцию 12.11.2023; одобрена после рецензирования 12.05.2023; принята к публикации 12.05.2023.

Abasova Zaira Ulubievna, senior lecturer (e-mail: Zaira-691@mail.ru)

State Educational Institution "Dagestan State University of National Economy", Makhachkala, Russia

THE MAIN DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF THE LABOR MARKET

Abstract: The presented article discusses the main directions of state regulation of the labor market. The main tasks of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia in regulating the problems of employment and unemployment are highlighted. The assessment of the state of labor resources in the Russian Federation was carried out. The complex of existing measures of direct and indirect regulation of the labor market is analyzed. Modern state regulation of the labor market is a complex of economic, administrative, legislative, organizational and

other measures. The orientation of state policy in the field of labor market regulation, monitoring of labor processes, forecasting their development should be aimedprimarily at preventing the occurrence of crisis situations and easing tensions in the labor market.

Key words: Labor market, employment of the population, unemployment, human resources, migration, labor resources, labor exchange.

Аль-Улеймат Аднан Амер Ахмед, магистр Бурковский Петр Васильевич, к.э.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар e-mail: burkovsky.p@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ

Аннотация. В научной статье исследуются ключевые аспекты управления в международных корпорациях, с учетом глобализации и специфики различных рынков. Авторами приводится обзор разнообразных организационных форм, принципов и методов управления, которые используются в международном бизнесе, обеспечивая гибкость и адаптивность компаний к быстро меняющимся рыночным условиям.

Ключевые слова: международные компании, глобализация, институциональное сотрудничество, управление

В условиях глобальной конкуренции и быстрого технологического развития управление международными компаниями сталкивается с новыми вызовами и сложностями. Успешное функционирование международных компаний требует разработки и применения эффективных организационных механизмов управления, которые позволят адекватно реагировать на изменения внешней среды, оптимизировать ресурсы и достигать стратегических целей.

Исследование особенностей организационного механизма управления в международных компаниях позволяет выявить наиболее эффективные практики, применяемые в разных организационных формах и культурных контекстах. Такой анализ способствует повышению конкурентоспособности международных компаний, усилению их инновационного потенциала и расширению возможностей для международного сотрудничества.

В целом актуальность изучения особенностей организационного механизма управления в международных компаниях обусловлена важностью поиска оптимальных решений для адаптации компаний к сложным и быстро меняющимся условиям мировой экономики, что в свою очередь повышает их эффективность и стабильность на глобальном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.