Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ "ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ" ИСОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН С ОВЗ'

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ "ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ" ИСОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ЛЮДИ С ОВЗ / ИНВАЛИДНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ДОСТУПНОСТЬ / ПРЕПЯТСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садикова С.Н., Ахтамова С.У.

В данной статье рассматривается проблемы социальной политики Республики Узбекистан в отношении людей с ОВЗ. Необходимость адаптации функциональной среды жизнедеятельности под потребности людей с инвалидностью; актуальность устранение барьеров для обеспечения равноправных условий жизнедеятельности людей с ОВЗ. Доступная среда способствует полноценному и независимому образу жизни маломобильных групп населения. Анализируется социальная политика, законодательная база РУз, а также концепция «Универсального дизайна», отечественный и зарубежный свод норм и правил проектирования доступной среды для людей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Садикова С.Н., Ахтамова С.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL FACTORS OF CREATING "AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT" AND THE SOCIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN REGARDING CITIZENS WITH DISABILITIES

This article examines the problem of adaptation of the city and region to the needs of people with disabilities and the need to remove barriers to ensure a safe environment for their life. An accessible environment promotes independent lifestyles for people with limited mobility. The social policy of the Republic of Uzbekistan in relation to people with disabilities is analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ "ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ" ИСОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН С ОВЗ»

УДК364.042+711-1

Садикова С.Н. доцент

кафедра "Теория и история архитектуры " Самаркандский архитектурно-строительный институт имени

Мирзо Улугбека Ахтамова С. У. студент 2 курса магистратуры

«ГиЛА»

кафедра "Архитектурное проектирование" Самаркандский архитектурно-строительный институт имени Мирзо

Улугбека

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ "ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ" ИСОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН С ОВЗ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблемы социальной политики Республики Узбекистан в отношении людей с ОВЗ. Необходимость адаптации функциональной среды жизнедеятельности под потребности людей с инвалидностью; актуальность устранение барьеров для обеспечения равноправных условий жизнедеятельности людей с ОВЗ. Доступная среда способствует полноценному и независимому образу жизни маломобильных групп населения. Анализируется социальная политика, законодательная база РУз, а также концепция «Универсального дизайна», отечественный и зарубежный свод норм и правил проектирования доступной среды для людей с ОВЗ.

Sadikova S.N. docent

department "Theory and History of Architecture" Samarkand Institute of Architecture and Construction named after Mirzo

Ulugbek Akhtamova S. U.

2nd year master's student

"Gila"

department "Architectural design" Samarkand Institute of Architecture and Construction named after Mirzo

Ulugbek

FUNDAMENTAL FACTORS OF CREATING "AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT" AND THE SOCIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN REGARDING CITIZENS WITH DISABILITIES

Annotation: This article examines the problem of adaptation of the city and region to the needs of people with disabilities and the need to remove barriers to ensure a safe environment for their life. An accessible environment promotes independent lifestyles for people with limited mobility. The social policy of the Republic of Uzbekistan in relation to people with disabilities is analyzed.

Ключевые слова: безбарьерная среда, люди с ОВЗ, инвалидность, универсальный дизайн, доступность, препятствие, социальная защищенность, маломобильные группы населения.

Key words:barrier-free environment, people with disabilities, disability, universal design, accessibility, obstacle, social security, people with limited mobility.

«Нам жить в новом Узбекистане-свободной и процветающей стране!» [1] — Шавкат Мирзиёев Введение

Мобильность в физическом мире — это то, что многие из нас принимают как должное. Бордюры, пороги, лестницы, решетки на тротуарах, узкие проходы — это препятствия, которые мы обходим и преодолеваем много раз в день! Мы редко задумываемся о знаках, объявлениях через громкоговоритель, светофорах и других источниках, которые направляют нас или дают нам необходимую информацию.

Однако для тех из нас, у кого есть «физические сложности» передвижения в пространстве, бордюр или несколько ступенек могут порой стать непреодолимыми препятствиями. Объявления из громкоговорителей в аэропорту часто трудно понять и людям с идеальным слухом, а глухие или слабослышащие люди могут их вообще не услышать. Знаки, независимо от того, насколько они часто расположены и сколько информации содержат в себе, для слабовидящих и слепых людей не принесут пользы, если они не установлены соответствующим образом, в определённом месте и не могут быть прочитаны наощупь на международном языке Брайля.

Другими словами, обыденная окружающая нас среда, которую люди без физических недостатков принимают как должное, может создавать серьезные проблемы для людей с ограниченными способностями, в основном потому, что их потребности не учитывались при разработке функционирующей вокруг современной городской среды.

Глобальная проблема социальной политики современного Узбекистана заключается в отсутствиидолжного внимания и учёта особенностей жизнедеятельности людей с ОВЗ. Она проявляется и на способах обращения с инвалидами, на безработицу среди их числа, на их право наполучение ими образования и всевозможных услуг, доступных обычным гражданам. В более чем 50 странах эта ситуация была признана и решена, по крайней мере, до некоторой степени, с помощью государственных законов, которые защищают людей с ограниченными возможностями от дискриминации и гарантируют им образование, трудоустройство, занятость,доступ к общественным учреждениям, услугам удобствам.

Основная часть

Более миллиарда человек в мире живут с той или иной формой инвалидности. Люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с физическими, социальными, экономическими барьерами и препятствиями, сталкиваются лицом к лицу с отчуждённостью в отношении к ним основного социума, что не позволяют им полноценно и эффективно участвовать в жизни страны, приносить пользу Государству.

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 1 миллиарда человек, или 15% мирового населения, имеют ту или иную форму инвалидности, 80% из них проживают в развивающихся странах. Однако в Узбекистане в качестве лиц с инвалидностью зарегистрированы лишь 2% населения, около 780 тыс. людей [2].

Каждый год 3 декабря ООН отмечает Международный день людей с ограниченными возможностями, цель которого - способствовать доступности, устранять все виды препятствий и обеспечивать равноправие и обеспечение прав и свобод людям с ОВЗ. Конвенция ООН о правах инвалидов была принята в 13 декабря 2006 году(№61/106), которую к началу 2011 г. подписали 150 стран, 97 из них ее ратифицировали.

Система социальной и правовой поддержки людей с ОВЗ в Республике Узбекистан переживает сложный период совершенствования: у многих из них все еще нет равного доступа к базовым ресурсам, таким как образование, занятость, здравоохранение. Вместе с тем, первые в истории «Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека, что несомненно даёт надежду и является признанием осуществляемых правительством широкомасштабных демократических реформ»[1].

Существует распространенное мнение, что пандус и лифт — это все, что нужно, чтобы построить доступное пространство. Но безбарьерный режим имеет много других аспектов, начиная от ширины двери, и коридора и заканчивая информационными табло с шрифтом Брайля; от тактильных плит на поверхности пола, до высоты стойки до дверных ручек и перил; от электронных сенсорных панелей до звуковых предупреждающих сигналов. Для доступа людей с ограниченными

возможностями необходимо предусмотреть «безбарьерную» среду на улицах и в общественных зданиях.

Безбарьерная среда — это среда, которая позволяет людям с ограниченными возможностями безопасно и свободно передвигаться и пользоваться всеми удобствами в пределах застроенной среды, дорог, парков, садов и других общественных мест. Цель универсального дизайна -создать среду, которая поддерживает независимое функционирование людей, чтобы они могли участвовать во всех видах жизнедеятельности наряду с обычными гражданами РУз без посторонней помощи.

Термин «доступная» или «безбарьерная», «бесприпятственная» среда упоминается во многих законодательных актах: «Санитарные правила и нормы, от 04.06.2009 г. № 0266-09»[3]. Безбарьерная среда (дизайн) - это термин применяется к элементамокружающей среды, в которую могут свободно заходить, использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными дисфункциями. Первоначально это выражение использовалось для описаниязданий и компонентов, которыми могли пользоваться люди, использующиеинвалидную коляску. Однако впоследствии в определение были включеныстандарты, которые подходили людям с другими видами инвалидности.

В широком смысле, безбарьерный, или доступный Universal Design «универсальный дизайн»- это архитектурное проектирование, которое создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни[4].

Концепция «Универсального дизайна» — это сделать здания доступными для всех людей с любым уровнем подготовки на любом этапе жизни. Сюда входят люди, пользующиеся инвалидными колясками или другими средствами передвижения, люди с ослабленным зрением и слухом, а также люди пожилого возраста, тучные люди, мамочки с детьми.

При проектировании зданий и сооружений, к конструктивным особенностям концепции «Универсального дизайна»относятся:

• более широкие подъезды и пороги;

• зоны перехода уровня как внутри, так и снаружи зданий;

• рычажные ручки, вместо распространенных ручек для дверей и

окон;

• использование ящиков вместо шкафов для облегчения доступа;

• удобные ручки для ящиков;

• хорошее рабочее освещение в хозяйственных зонах;

• удобные поручни в ванных комнатах и сан узлах;

• нескользящий пол;

• использование тактильных индикаторов направляющих для слепых и слабовидящих

• правильная маркировка и т.д.

18 мая 2021 года закон Республики Узбекистан "О ратификации Конвенции о правах инвалидов был принят законодательной палатой и одобрен Сенатом 29 мая 2021 года - Закон РУз № ЗРУ-695вступил в силу 08.06.2021 [5]. «В нашей стране инвалидность определяется на основе смешения медицинской и благотворительной моделей: «инвалидом является лицо, которое всвязи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических, умственных, психических или сенсорных (чувственных) нарушений признано в установленном законодательством порядке инвалидом и нуждается всоциальной помощи и защите»[3].

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности.

В Узбекистанеболее 650 тысяч человек страдают той или иной формой инвалидности. Закон 2008 года «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» - о равных возможностях, защите прав и полномасштабном участии людей с ограниченными возможностями ознаменовал новый рассвет в жизни людей с ограниченными возможностями[6].

Впервые в независимом Узбекистане был сформулирован отдельный, полноценный закон, в котором говорится о множественных потребностях людей с ограниченными возможностями. Закон предусматривает, что правительства и местные органы власти обеспечивают создание безбарьерных сооружений во всех новых правительственных зданиях и на коммунальных предприятиях, дорогах и транспорте.

Главная целевая установка государственной бюджетной политики — улучшение жизни населения. Доступность, являясь общественным благом, с одной стороны, способствует росту и развитию общества в целом. Он требует от местных властей обеспечить, в пределах своих экономических возможностей, установку звуковых сигналов на дорогах общего пользования для людей с ОВ по зрению, сделать бордюры и уклоны на тротуарах для облегчения доступа инвалидов-колясочников, разработав соответствующие символы инвалидности. в соответствующих местах.

Что касается недискриминации в застроенной среде, в Законе предусмотрены пандусы в общественных зданиях, приспособление туалетов для инвалидов-колясочников, символы Брайля и звуковые сигналы в лифтах. На тротуарах должны быть сделаны вырезы и откосы

для облегчения доступа инвалидов-колясочников; гравировка на поверхности зебрового перехода для слепых и слабовидящих.

В России федеральная программа «Доступная среда» действует не так долго - с 2011 года. За это время по большей части были адаптированы только самые крупные и значимые объекты в городах, к примеру: Московский Кремль, Третьяковская галерея, объекты в Сочи, аэропорт Шереметьево, некоторые вокзалы и станции метро. Но эти работы далеко не все. В планах - организовать среду максимально доступную для всех[7].

Внесение поправок в подзаконные акты о строительстве является наиболее важным шагом на пути к созданию безбарьерной застроенной среды в разных городах Республики, и на руководящие принципы для безбарьерной среды можно ссылаться на закон РУз «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан»[6] и согласованы с общественными организациями инвалидов.

Положение о доступном проектировании также было включено в Санитарные правила и нормыот 04.06.2009 г. № 0266-09: «Проектирования и строительства жилых и общественных зданий, жилых образований, используемых инвалидами и маломобильными группами детского и взрослого населения» [3].

Заключение

Таким образом, для создания безбарьерной застроенной среды требуется аудит доступа к различным общественным зданиям и городским местам, часто посещаемым населением. Аудит доступа будет включать определение барьеров с точки зрения внешней и внутренней застроенной среды зданий:

a. подход;

b. главные ворота;

c. парковка;

ё. вход в здание;

е. общественные торговые зоны;

£ коридоры и зоны общего доступа.

Сегодня доступность для всех признана экстренной необходимостью, и в нашей стране предпринимаются попытки обеспечить это поэтапно. «За один только нынешний год контингент получателей социальных пособий расширился в два раза - до 1,2 миллиона человек. На их поддержку из бюджета было выделено в 5 раз больше средств по сравнению с 2016 годом»[1].

Рис.1. Нормативная схема доступа к зданию дл людей с ОВЗ[8].

Безбарьерные функции теперь становятся основополагающими для всех концепций архитектурного проектирования. Необходимо обеспечить инклюзию людей с особенностями развития в социальную среду Республики Узбекистан, повысив уровень безбарьерного доступа и осведомленности социума о необходимости терпимого, доброго отношения к людям с ОВЗ.

Существующий Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан»[6] должен быть эффективно реализован, чтобы сломать барьеры и открыть равные возможности для всех слоев общества Узбекистана. Этот новый подход к терпимому сосуществованию и устойчивому развитию узбекского общества обеспечит равноправие и безбарьерную среду для всех слоёв населения.

Использованные источники:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 29.12.2020 г. URL: https://president.uz/ru/lists/view/4057

2. «Анализ ситуации детей и взрослых с инвалидностью в Узбекистане» © Организация Объединенных Наций (Узбекистан) 2019 [Электронный ресурс]: www.undp.uz

3. Закон Республики Узбекистан, от 04.06.2009 г. № 0266-09 URL: https://lex.uz/docs/1764509

4. Сафронов, К. Э. Безбарьерная городская среда: учеб. пособие / К. Э. Сафронов. — Омск: Изд-во «Золотой тираж», 2010. — 167 с.

5. Закон Республики Узбекистан, от 07.06.2021 г. № ЗРУ-695 URL: https://lex.uz/ru/docs/5447430

6. Закон Республики Узбекистан, от 18.11.1991 г. № 422-XII URL: https://www.lex.uz/acts/140860

7. Доступная сред: нормативно-правовая база / [Электронный ресурс]: https://rumc.rgsu.net/rumts/dostupnaya-sreda/

8. Мосейчук, А.В. Основы формирования доступной среды для инвалидов: иллюстрированное справочное пособие / А.В. Мосейчук. — Челябинск, 2014. — 38 с.

9. Ringaert, L., Knutson, B. & Rapson, D. (2001). Is Your Business Open to All? Universal Design Institute. Faculty of Architecture, University of Manitoba.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.