Научная статья на тему 'Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода?'

Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7997
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

В данной статье автор анализирует основные затруднения, с которыми сталкиваются работники образования при переходе на ФГОС. Рассматриваются особенности системнодеятельностного подхода, а также особенности функционирования образовательного учреждения в условиях внедрения инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода?»

Обсуждаем ФГОС второго поколения

J

Л

Сиденко Елена Александровна

ст. преподаватель АПК и ППРО

г. Москва

e-mail: [email protected]

з Ч

ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода?

Аннотация. В данной статье автор анализирует основные затруднения, с которыми сталкиваются работники образования при переходе на ФГОС. Рассматриваются особенности системно- деятельностного подхода, а также особенности функционирования образовательного учреждения в условиях внедрения инноваций.

Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, инновации, образовательный процесс, универсальные учебные действия

Самое ценное, что есть у любого профессионала - это опыт. Опыт нарабатывается годами, «набиваются шишки», профессионал (а точнее, работник) растет и развивается, пока наконец не достигает того уровня, когда его действительно можно назвать профессионалом. Теперь он точно знает всю технологию: что именно и как нужно делать, в какой последовательности, каких результатов стоит ожидать. Он может обучать сам - и вдруг сталкивается с тем, что кто-то начинает обучать его, произнося при этом неприятное слово «инновация». Это вызывает протест, отрицание, сопротивление. Ведь лучшее- враг хорошего. Зачем менять что-либо, дающее стабильные результаты, тем более, когда и так все хорошо, когда работает знаток своего дела и все стабильно? Мы и без всяких инноваций даем превосходный результат, да и не инновации это вовсе, что тут нового? Мы всегда так и работали, только называли это по-другому, без новомодных словечек. Все новое - хорошо забытое старое, а в нашем случае - даже не забытое, а активно воплощаемое в жизнь. Заняться вам нечем, инноваторы, вот и выдумываете разные оторванные от практики теории...

Знакомая картина? Приблизительно так происходит внедрение любой инновации в повседневную практику, и сфера образования- не исключение.

Переход на ФГОС поставил педагогическую общественность перед фактом. ФГОС - это факт. А вот то, что вы по-прежнему будете работать в школе, если не будете внедрять ФГОС - совсем не факт. И хочешь - не хочешь, а приходится действовать. Но действия могут быть разные. Можно изображать активность, «внедряя» только по бумагам, отчетам и прочим формальным показателям. И можно действительно «внедрять»- по крайней мере, пытаться.

И вот тут педагог сталкивается с рядом проблем, которые могут помешать перейти на ФГОС даже самому заинтересованному в инновациях работнику образования.

Первая проблема - упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС. Для начала вспомним, что такое системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности ученика и позволяет выделить основные результаты обучения в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся [1,2].

Универсальные учебные действия выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания. Напомним также, что функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе,

4

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

Обсуждаем ФГОС второго поколения

высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания [2, 3, 6, 7].

Итак, в чем же трудность реализации системно- деятельностного подхода в обучении? Системно - деятельностный подход предполагает, что знания обучающихся являются результатом их собственных поисков, а не передаются в готовом виде педагогом [10]. А для того, чтобы знания были добыты самими учащимися, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы развивать познавательную деятельность детей. Но как это сделать?

Сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы - все это затрудняет и без того непростую ситуацию. Как сказал один слушатель наших курсов: «Сейчас, все брошу и побегу ФГОС реализовывать». И его можно понять! Ведь внедрение любой инновационной парадигмы требует в первую очередь времени на ее изучение, а времени как раз у педагогов мало. Опять же, цитируя ученический КВН: «Что делает учитель в свободное время? В свободное время учитель ведет уроки».

Переход к любой инновации сопровождается стрессом, потому что отказ от сложившейся практики в пользу инновационной деятельности неизбежно сопровождается временным падением качества образовательного процесса. Инновацию надо изучить, апробировать, «присвоить». Пока этого не произошло, она будет даваться с трудом и у учителя будет большое искушение вернуться к прежним способам работы, привычным и не раз проверенным.

А ещепомимо затруднений, которые испытывает педагог при переходе на ФГОС, существует ряд трудностей на уровне образовательного учреждения в целом. Например, отсутствие готовности руководителей образовательного учреждения к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Руководителям тоже проще придерживаться старой парадигмы и ничего не менять -ведь и так «работает». Переход на новые требования, связанные со стандартом, предполагает проведение анализа урока и оценку деятельности педагогического коллектива в соответствии с этими требованиями. Но у руководителей образовательных учреждений нет такого опыта. Как оценить, «по стандарту» ведет учитель урок или не «по стандарту»? А если - да, то как узнать, какой урок успешен, а какой нуждается в серьезной доработке? ФГОС предполагает принципиальную новизну вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), и в связи с этим руководителю в случае проведения оценки качества образовательного процесса необходимо разработать критериальную базу, в соответствии с которой он будет эту оценку производить. А поскольку ФГОС - инновация, полностью готовой критериальной базы пока не существует. Точно такие же затруднения

испытывает руководитель, когда дело касается разделов основной образовательной программы (базисного учебного плана (БУПа), части, формируемой участниками образовательного процесса; то есть, самими руководителями образовательных учреждений, а также программы отдельных учебных предметов).

Обычно проблемы, связанные с внедрением инноваций, решаются с помощью курсов повышения квалификации. Но здесь снова можно столкнуться с ограниченностью времени. Объем необходимой для усвоения информации достаточно велик, педагогов, нуждающихся в обучении, много. Курсы нужно правильно организовать и спланировать. При этом не стоит забывать о том, что в образовательном учреждении существуют не только педагоги, но и психологи, завучи, и прочие субъекты образовательного процесса, которые тоже нуждаются в обучении на курсах по ФГОС [8].

Программы повышения квалификации педагогических кадров должны обеспечивать формирование [5]:

- компетентности педагогических кадров в мотивации учебной деятельности ученика (учитель должен уметь заинтересовать учащихся в самом процессе познания, исследования, в формировании «умения учиться»);

- компетентности учителя в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока (учитель должен знать ответ на вопрос «а зачем мы это делаем»?);

- компетентности в целеполаганииучебной деятельности (учителю должен быть известен ответ на вопрос «чего я хочу достигнуть в результате этого урока, прохождения этой темы, в результате организованной мною учебной деятельности в целом»);

- компетентности в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении (как эффективнее всего помочь именно данному учащемуся (группе учащихся) в образовательном процессе);

- компетентности в предмете преподавания (предметная компетентность);

- компетентности в принятии решений, связанных с постановкой и решением педагогических задач (планирование учебной деятельности, как своей в рамках повышения квалификации, так и учеников);

- компетентности в разработке учебных и воспитательных программ (учитель должен уметь сам разрабатывать учебные программы, не полагаясь только на «методички»);

- компетентности в организации учебной деятельности, а именно организации условий учебной деятельности, прежде всегоинформационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентности в достижении понимания учеником учебной задачи испособов ее решения (способов деятельности) и, наконец, компетентности в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности [9].

При этом ожидаемым результатом повышения квалификации можно считать принятие новой парадигмы отечественного образования всеми участниками образовательного процесса, а также профессиональную готовность работников образования к реализации ФГОС.

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

5

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Есть еще один вопрос, который хотелось бы рассмотреть. Мы много говорили о планируемых результатах. Это действительно очень важно - точно знать, чего именно ты хочешь достичь в результате своих усилий, иначе стоит ли вообще их прилагать. А чего же хотели разработчики стандарта? Кто он такой - педагог новой образовательной парадигмы? Прежде всего, он - носитель традиционных ценностей России и гражданского общества. Что это значит?

• патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, знающий и принимающий духовные и культурные традиции многонационального народа России;

• личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;

• профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в своей деятельности;

• педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;

• личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.

Теперь, когда мы понимаем, что от нас ожидают, поговорим как раз о педагогических технологиях, лежащих в основе стандарта. Таким образом, мы вернулись к рассмотрению системно - деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов [4]:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего раз-

вития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности [4].

В заключении хотелось бы сказать, что внедрение ФГОС - это длинный путь, но пусть он не кажется слишком сложным, ведь дорогу осилит идущий!

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. 95 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: про-ект/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Кудрявцева Н. Г Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения/Н. Г. Ку-дрявцева//Справочник заместителя директора.- 2011.-№ 4.-С.13-27.

5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

6. Планируемые результаты начального общего образования/^. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.); под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-изд. -М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).

7. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколе-ния.//Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - № 1.

8. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поко-ления»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 4.

9. Сиденко Е. А., Хачатрян Н. Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к прак-тике//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

6

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.