Научная статья на тему 'Основные задачи и механизмы повышения эффективности регионального развития в России в условиях внешнеэкономической нестабильности'

Основные задачи и механизмы повышения эффективности регионального развития в России в условиях внешнеэкономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РОССИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев Д. Е.

Цель исследования. Неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация обусловила появление ряда вызовов для экономики России. Особенно сильное влияние новые условия оказали на все аспекты регионального развития. Возникает необходимость переосмысления политики регионального развития и её адаптации к сложившимся условиям. Целью исследования является формулирование комплекса задач регионального развития в новых условиях внешнеэкономической среды. Исследование. В ходе исследования обоснована актуальность выделенной проблематики. В статье раскрыты основные тенденции современного этапа развития, обусловленные негативным влиянием внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. Установлены приоритеты среднесрочного развития регионов в России. Выделены основные проблемы социально-экономического устройства на региональном уровне. Сформулированы основные направления осуществления региональной политики в новых условиях. Обоснованы задачи и механизмы обеспечения эффективности социально-экономического развития регионов в современных условиях. Показаны возможности и потенциал развития инновационных региональных кластеров как механизма реализации политики импортозамещения. Предложены основные меры и инструменты в рамках кластерного развития. С учётом фактических и прогнозных значений основных параметров развития инновационных региональных кластеров в России, требуется дальнейшее продолжение усилий по повышению эффективности их функционирования. Раскрыты возможности и потенциал частногосударственного партнёрства в новых экономических условиях. Определены основные направления в рамках механизмов государственно-частного партнёрства.. Результаты. Высокая значимость вопросов регионального развития требует глубокого изучения происходящих процессов. Возникает необходимость проведения дальнейших исследований, посвященных вопросам развития методологии управления региональным развитием в условиях ограниченности ресурсов. Сформулированные в исследовании группы задач и механизмы повышения эффективности регионального развития становятся приоритетными направлениями региональной политики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаптев Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи и механизмы повышения эффективности регионального развития в России в условиях внешнеэкономической нестабильности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 658.012.1

Лаптев Д.Е.

Соискатель степени кафедры национальной экономики и менеджмента, Тюменская государственная академия мировой экономик, управления и права

laptevdenis@m ail.ru

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация

Цель исследования. Неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация обусловила появление ряда вызовов для экономики России. Особенно сильное влияние новые условия оказали на все аспекты регионального развития. Возникает необходимость переосмысления политики регионального развития и её адаптации к сложившимся условиям. Целью исследования является формулирование комплекса задач регионального развития в новых условиях внешнеэкономической среды.

Исследование. В ходе исследования обоснована актуальность выделенной проблематики. В статье раскрыты основные тенденции современного этапа развития, обусловленные негативным влиянием внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. Установлены приоритеты среднесрочного развития регионов в России. Выделены основные проблемы социально-экономического устройства на региональном уровне. Сформулированы основные направления осуществления региональной политики в новых условиях. Обоснованы задачи и механизмы обеспечения эффективности социально-экономического развития регионов в современных условиях. Показаны возможности и потенциал развития инновационных региональных кластеров как механизма реализации политики импортозамещения. Предложены основные меры и инструменты в рамках кластерного развития. С учётом фактических и прогнозных значений основных параметров развития инновационных региональных кластеров в России, требуется дальнейшее продолжение усилий по повышению эффективности их функционирования. Раскрыты возможности и потенциал частно-государственного партнёрства в новых экономических условиях. Определены основные направления в рамках механизмов государственно-частного партнёрства. .

Результаты. Высокая значимость вопросов регионального развития требует глубокого изучения происходящих процессов. Возникает необходимость проведения дальнейших исследований, посвященных вопросам развития методологии управления региональным развитием в условиях ограниченности ресурсов. Сформулированные в исследовании группы задач и механизмы повышения эффективности регионального развития становятся приоритетными направлениями региональной политики в современных условиях.

Ключевые слова

Региональное развитие, Россия, внешнеэкономическая нестабильность, механизмы

На сегодняшний день перед Россией возник ряд вызовов, обусловленных неблагоприятной ситуации во внешнеполитическом пространстве. Стал более актуальным термин «геоэкономика», как способ достижения зарубежными странами политических целей с использованием экономических инструментов, основанных на финансово-экономической мощи этих государств. Ввод ряда экономических ограничений для страны в разных секторах экономики, значительно осложнил достижение задач, в рамках наметившегося в последние годы курса на стабилизацию социально-экономического устройства. Негативное влияние внешних факторов может, в конечном счёте, оказать особенно сильное воздействие на региональном уровне, поскольку большая часть субъектов России функционирует в условиях низкой экономической самостоятельности, зависимости от центра и распределения им углеводородных доходов, низкой конкурентности промышленных предприятий.

Так, согласно обновлённого макропрогноза развития страны на ближайшие годы, подготовленного Минэкономразвития, снижение эффективности параметров социально-экономического устройства на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

региональном уровне может проявиться в следующем1:

- общее снижение темпов роста (и отрицательная динамика) валовых региональных продуктов по большинству субъектов Федерации;

- ухудшение отдельных параметров состояния уровня жизни населения в регионах, в том числе обусловленных недостатком средств для индексирования заработной платы работников бюджетного сектора и снижения реальных доходов населения, связанных высокой инфляцией (прогнозируемое Минэкономразвития снижение реальных располагаемых доходов населения в 2015 г. составляет 6,3%, среднегодовой уровень инфляции запланирован в размере 15,8 %);

- повышение напряжённости на рынках труда наименее устойчивых в экономическом плане регионов (прогнозируемый уровень безработицы в среднем по стране увеличится в 2015 г. до 6 %, общая численность занятых снизится на 300 тыс. человек);

- ухудшение финансовой платежеспособности регионов, связанных с ростом государственного долга субъектов Российской федерации, повышения дефицитности бюджета, необходимостью осуществлять дополнительные заимствования при ограниченном числе потенциальных кредиторов (так, дефицит региональных бюджетов может составить до 1,3 % от ВВП (рис. 1), что является значительной нагрузкой на бюджеты субъектов Федерации). В результате структура расходов бюджетов субъектов Федерации будет меняться в сторону роста расходов по выплате процентов;

12 000,0

10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0

0,0 -100,0 -200,0 -300,0 -400,0 -500,0 -600,0 -700,0 -800,0 -900,0 -1 000,0

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

| I Доходы по консолидированному бюджету субъектов РФ, млрд. руб. жж Расходы по консолидированному бюджету субъектов РФ, млрд. руб. А Дефицит (-), профицит (+), млрд. руб.

Рисунок 1 - Фактические и прогнозные значения сбалансированности региональных бюджетов в РФ за 2013 - 2017 гг.2

- низкий уровень бюджетной обеспеченности регионов может привести к снижению расходов государства на обновление основных фондов и прочих капиталовложений, направленных на содержание и ремонт региональной инфраструктуры (социальной и экономической значимости);

- качественно новыми вызовами системе обеспечения продовольственной безопасности регионов, обусловленных запретом импорта из ряда стран и недостаточными мощностями в регионах по ряду значимой продукции и др.

В таких условиях осуществление региональной политики должно быть направлено на решение следующих важнейших задач:

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год // Минэкономразвития. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://economy.gov.ru/minec/resources/69429320-a2fe-49ea-9823-bf6ea17ab6b3/Прогноз+2015+-+пояснительная+записка.pdf проверено 15.02.2015

2 Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.minfin.ru/common/ ир^аМШгату^ОЫ^/та^ ONBP_2015-2017.pdf проверено 15.02.2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

- обеспечение условий для сохранения инвестиционной активности субъектов рынка или государства на приемлемом для дальнейшего развития экономики уровне;

- дальнейшее развитие инвестиционно-инновационных механизмов регионального развития;

- создание условий для развития рынка труда, удержания уровня занятости в приемлемых пределах;

- обеспечение условий для повышения доходов широких групп населения;

- обеспечение сбалансированности регионального бюджета и др.

В числе основных направлений решения задач регионального социально-экономического развития на современном этапе видятся:

1. Развитие инновационных региональных кластеров в различных секторах экономики. В рамках этого механизма государством должны реализовываться следующие меры:

- предоставление субсидий регионам для развития инновационных кластеров;

- обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках государственных программ;

- привлечение государственных институтов развития к полноценному внедрению программ развития кластеров;

- обеспечение условий для стимулирования крупнейших государственных компаний (или компаний с государственным участием), реализующим отдельные мероприятия инновационного развития в деятельности региональных кластеров;

- развитие сектора малого и среднего инновационного предпринимательства на территориях функционирования инновационных кластеров;

- создание кластеров в стратегически важных и системообразующих отраслях экономики, в особенности с сельскохозяйственном секторе;

- обеспечение механизмов взаимовыгодного (для государства и участников кластеров) развития инфраструктуры инновационных региональных кластеров;

Стоит отметить, что согласно прогнозам исполнительных органов власти, планируется повысить роль кластеров в региональной экономике (табл. 1).

Таблица 1

Фактические и прогнозные значения основных параметров развития инновационных региональных кластеров в России за 2012 - 2017 гг.3

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Численность работников организаций-участников (тыс. человек) 906,0 913,5 926,6 947,7 968,2

Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных

заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест 35219 39692 44587 51342 55143

(единиц)

Объем инвестиционных затрат организаций-участников 402,9 530,9 655,8 809,9 946,1

кластера (млрд. рублей)

Общий объем инвестиций в развитие кластера, включая

бюджетные средства и средства внебюджетных источников 464,6 514,3 564,4 619,0 643,4

(млрд. рублей)

Объем работ и проектов в сфере научных исследований и

разработок, выполняемых организациями-участниками (млрд. рублей) 89,6 97,8 114,7 129,4 144,0

2. Активизация усилий по развитию инструментов государственно-частного партнёрства на региональном уровне. В рамках данного механизма органами государственной власти на региональном и федеральном уровне должна быть обеспечена реализация следующих мер:

- совершенствование законодательного обеспечения, регулирующего отношения в области реализации

3 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов // Минэкономразвития. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/f8e9a887-19ca-40bd-8c72-54f6í3447f98/prognoz2015-2017.zip?MOD=AJPERES&CACHEID=f8e9a887-19ca-40bd-8c72-54f6f3447f98 проверено 16.02.2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

проектов частно-государственного партнёрства на региональном уровне.

В этом контексте отметим, что принятые сегодня в 67 регионах России законы в сфере регулирования отношений при реализации проектов по государственно-частному партнёрству, как правило, в большей степени не соответствуют требованиям реальных условий данного механизма, являются скорее декларативными и не несут какой-либо реальной практической нагрузки.

- расширение сфер, для которых созданы специальные правовые и организационно-экономические условия по развитию механизма государственно-частного партнёрства.

Так, на сегодняшний день государством в качестве условий по упрощению взаимодействия участников государственно-частного партнёрства предложены типовые формы концессионных соглашений в следующих сферах и видах экономической деятельности:

• сфере объектов здравоохранения и, в частности, санаторно-курортного лечения4;

• в сфере функционирования транспорта общественного пользования5;

• в области функционирования крупных гидротехнических сооружений6;

• в сфере функционирования портов и портовой инфраструктуры7;

• в области судовой деятельности8;

• в сфере функционирования объектов железнодорожного транспорта9;

• в области функционирования автодорожной инфраструктуры10 и др.

Несмотря на расширение в последние годы государством условий в различных сферах и областях экономической деятельности для реализации инструментов государственно-частного партнёрства, как условия повышения инвестиционной активности в регионах, остаётся ещё множество секторов экономики, требующих внимания государства и частного бизнеса (к примеру, сельского хозяйства, в связи с политикой импортозамещения).

Список использованной литературы:

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год // Минэкономразвития. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://economy.gov.ru/minec/resources/69429320-a2fe-49ea-9823-bf6ea17ab6b3/Прогноз+2015+-+пояснительная+записка.pdf проверено 15.02.2015

2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/0NBP_2015-2017.pdf проверено 15.02.2015

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период

4 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения» // "Собрание законодательства РФ", 02.03.2009, N 9, ст. 1106.

5 Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 791 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования» // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (2 ч.), ст. 252.

6 Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 747 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений» // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5351.

7 Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 745 (ред. от 20.01.2015) «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов» // "Собрание законодательства РФ", 11. 12.2006, N 50, ст. 5349.

8 Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 746 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков» // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5350.

9 Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 744 «Об утверждении типового концессионного Соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта» // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5348.

10 Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 № 319 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств» // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2511

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X

2016-2017 годов // Минэкономразвития. [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/f8e9a887-19ca-40bd-8c72-54f6f3447f98/prognoz2015-2017.zip?MOD=AJPERES&CACHEID=f8e9a887- 19ca-40bd-8c72-54f6f3447f98 проверено 16.02.2015

4. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения» // "Собрание законодательства РФ", 02.03.2009, N 9, ст. 1106.

5. Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 791 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования» // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (2 ч.), ст. 252.

6. Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 747 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений» // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5351.

7. Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 745 (ред. от 20.01.2015) «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов» // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5349.

8. Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 746 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков» // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5350.

9. Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 744 «Об утверждении типового концессионного Соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта» // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5348.

10.Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 № 319 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств» // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2511

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Лаптев Д.Е., 2016

УДК 339.986

Ляменков Андрей Константинович

канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики Экономический факультет Московского государственного университета

имени М.В. Ломоносова, г. Москва, РФ E-mail: liamenkov@yandex.ru

УТОЧНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭМБАРГО (САНКЦИЙ) В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрена теоретическая модель введения международных экономических санкций (эмбарго). Предложено уточнение модели в ситуации существования стран - участников мирового хозяйства, не присоединившихся к санкционным мерам. Обоснована применимость модели для анализа не только торговых, но и финансовых и инвестиционных санкций.

Ключевые слова

Экономические санкции, эмбарго, международная торговля, международные финансовые, инвестиционные операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.