Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ПРЕДЕЛАХ ЕАЭС'

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ПРЕДЕЛАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ / НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ / VALUE ADDED TAX / HARMONIZATION OF TAXATION SYSTEMS / UNEVEN DISTRIBUTION OF TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахвердян Давид, Мелкумян Оганнес

Налоговым законодательствам стран-участниц ЕАЭС характерны ряд общих проблем, одной из которых является неравномерное распределение налогового бремени и некоторые различия в налоговых законодательствах. На современном этапе одной из основных задач является гармонизация ставок НДС, поскольку применяемые в странах-участниц ЕАЭС ставки в основном не идентичны. В долгосрочной перспективе гармонизация косвенного налогообложения поспособствует более эффективному распределению труда и капитала, увеличению доходов населения и фирм, улучшению деловой среды и эффективности бизнеса в странах ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN OBJECTIVES OF THE HARMONIZATION OF VALUE-ADDED TAX WITHIN THE EAEU

The tax legislations of the EAEU member countries are characterized by a number of common problems, one of which is the uneven distribution of the tax burden and some differences in tax legislation. At the present stage, one of the main issues is the harmonization of VAT rates, since the rates used in the EAEU member-countries are mostly not identical. In the long run, the harmonization of indirect taxation will contribute to the more efficient distribution of labor and capital, the increase in incomes of the population and firms, the improvement of the business environment and business efficiency in the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ПРЕДЕЛАХ ЕАЭС»

0hSU2QU3h"U SÜSbUUíUÜ KUPUPbnnhBúnhÜÜbP

^UUh© <UÊQbPa3Ub

<äS< 0S< шúp|nù| uppnfibunp, лùлbuшq^^лnLßJШù rnLïnp

<na<UUUbU 0bLßnh03Ub

<äS<0S< «U'|^2шqqш¡|^ú шpànLßШJ|^ù hшpшpbpnLßJnLÙùbp» úшuùшq|лшgúшù úшq|^uлpшлnLpшJ|^ 2-pr ïnLpuÇ nLUШùnq

bUSU CnaUüUÍübnnhU U^bLUS^UD UPdbPh <UP4h übP^UCüUMbSUUü <hUüU4Uü Éü^hPbbPÜ

bUSU шúrшú bpïpùbpÇ hшpLLШJ|^ú opbCiurpnLßjnLÜCibpliü hшлnLLL bù úfr 2шpù рùrhшùnLp h|úùш|uùrlpùbp, npnùgfig bù лùлbuшЦшpnq unLpjbïïùbp! úfipL hшp-LLШJ|ù pbé| шùhшúш¿шф pш2ËnLÚр L hшpLLШ||ù opbùurpnLßJnLÙùbp| npnß лшppb-pnLßjnLÜübpp: dшúшùшLLшLL|g фnL[nLÚ h|úùшLLШù Ëùr!pùbp!g úbQp UU< rppnLj<рш-¿шфbp| ùbprш2ÙшLLbgnLÚù t, дш^ np úbp^jnLÚu bUSUшùrшú bpLpúbpnLÚ Ц^шо-ínq rpnLJùШ¿шфbpÁ h|úùшLLШùnLÚ¿bù hшúрùLLùnLÚ.. bpLLшpшdшúLLbл hbéшùLLшpnLÚ шùnLqqшLL| hшpLLÚшù ú|шuùшLLШÙшgnLÚр LLÙlцшuл| Ш2Ëшлшùù| L Цшщрлшф шг2шф[ шprJnLÙшЦbл Цbpшpш2fuúшù[^, pùшLL¿nLßJШù L рùLLbpnLßJnLÙùbp| bLLШúnLЛ-ùbp! шфlшgúшùp, bUSU шùrшú bpLpúbpnLÚ qnpóшpшp ú|2шЦшJp| L pfiqúbu! шprJnL йшЦbлnLßJШù úшLLшprшLL| pшpápшgúшùp:

<|úùшpшßbp. шЦЬ[Ш0ЦШ0 шpdbù| hшpLL, hшpLLШJ|ù hшúшLLшpqbp| ùbp^2-ùшLLbgnLÚ, hшpLLШ||ùpbnfi шùhшúш¿шфpш2ËnLÚ

JEL: Feg, H71

ÛùrnLÛimô t hmümpb[, np ïmpmôm2p2wûmj|û ú|muúmgúmú фnp-ÓnLÚ шгсшЦЬ[ mpdbpm^np t npnßnLÜübp| QürnLÜümü ^^шй^йр, npní íbp-ç|ùu ^Lmùnpbù Lmppbp^nLÚ t bUS0 úbËшû|qú|g: Gùr npnLÚ, hbùg npn-2áLÚúbp| QúrnLÚúmú ^^шй^М t brçb[ hmçnrç qmpqmgúmú q[Ëшíпp qnpônùQ: Ujr ^^шй^й! oqúmpjmúp °0-|ù hmçn^^nLd t D^rnLÜb[ npnßnLÜ-

LThSUQQ-UShb SbStUUMUb =ШПиРЬПП1ТЭЗПЬЪЪЬП 179

übp, npnüp Ьшйш^шшшиЁшйтй bü hü£^bu übö, rnjü^bu tl фп^р bplpübph шйшЬиш^шй 2шhbp^ü, hul hшüшmb^ рш^шрш^шйт^тй^д ^dqnhn^ pш^шpшghübph ph[P qqшlhnpbü qh2nLÜ t й^штйшйр ^pшlшü ^ш-йш^[ш0 pш^шpшghübph p[hü:

UшlшJÜ 2014 рЦш^шй^д ulubi bü h hшJm •Ш1 ^u^öübp 2P2Ш-C^l|CibpnLÜ pü^mü[n^ npnßrnüübp^ шp^JnLÜшíbmnLpJШü íbpшрbpJШl: 0mu-üшínpшщbu'

• lшulшöübp, pum nph' íbpшqqшJ^ü hümbqpшghnü übËшühqüh qшp-•шдт^ шpп.Jnp lhшüшщшmшuËшüh" шßшüä^ü bplpübph шqqш-Jhü 2шhbp^ü, ШJ^ übËшühqüh dn^n^p^^p ihübinL L шßшüä^ü bplpübph hшplшJhü hшüшlшpqbph фш шq^bgnLpJШü mbuшlbmhg,

• ümшhnqnLpJnLÜübp, 1шщ[ш0 ШJü hшüqшüшüph hbm, np üh2шqqш-Jhü 4шpqшínpnLÜübpnLÜ íbpшqqшJ^ü mшppbph шüpшщü^üшü üh-mmüübph lup^jnLüpnLÜ ^bmnLpJnLüp Inpgümü t шqqшJhü mümbunL-pJШü ülшmüшüр íbpшhu4n^nLpJnLÜp:

UшlшJÜ ш}^ ^u^öübpp ¿bü ^pn^ ¿b^pl^ ühшuüшgüшü ш^ ih^bi^ hш2n^nLpJnLÜübpp, ШJ^ p[nLÜ' hшplшJhü hümbqpüшü ninpmnLÜ:

UünL^^lh hшplüшü ninpmnLÜ hpшlшüшgínLÜ t bü шü^шü bplpübph hшplшJhü hшüш4шpqbph übp^Ш2ÜшlbgnLÜ, hul blшümшqnLJpшJhü nL^^lh hшplüшü ninpmnLÜ' lшpqшínpnLÜ: ^p^Jhü hшüшlшpqbph lшpqшínp-^ü hhüüшlшü üщшmшlübpü bü ^^p^^md ^^ш^ hшplüшü рш-gшßnLÜp, ф^шЬш ^n^pü^nmübph íbpшgnLÜp, ËmpшlшünLpJШü ршgшßnL-üp1:

bplpübph hшplшJhü üшpühüübph In^ühg Ш2Ëшmшüpübp bü mшp-l[nLÜ ÜшL hшp4ШJhÜ Цшp¿ШpШpnLpJШÜ ршpblшíüшü nL^^nLpJШÜр' шünL^дш-lh h^p^h qnLÜшpübph íbpшрbpJШl mb^blшmínLpJШü фnËшüшlnLpJШü üh2ngn[ :

Ш^ш^^ш^ °US0 шü^шü bplpübph hшplшJ|^ü opbüu^pmpJmü-übphü' шpäшüшqpbüß, np [bp2hüübphu hшmnLl bü üh 2шpß pü^hшünLp hhüüшËü^hpübp, npnüp ршgшuшршp bü шq^nLÜ фnË2шhшíbm ШRLmpш-

Jhü hшpшрbpnLpJnLÜübph ш4mhínLpJШü фш: Uj^ hhüüшËü^hpübphg bü

mümbuшíшpn^ unLрJblmübph üh2L hшplшJhü Р»Р|1 шühшüш¿шф рш2Ё^йр L hшp4шJhü opbüu^pnLpJnLüübph npn2 mшpрbpnLpJnLÜübpp, npnüp nL^^lh |шй шünL^дшlh шq^nLÜ bü ühшuüшgüшü qnpöpüpшgh ípш: 0шuüшín-pшщbu' °US0 шü^шü bp|pübpnLÜ hhüüш4шü hшp4шmbuш4übph ^pnLJßш-¿шфbph шüрn^2ш4шü ühшuüш4шüшgnLÜ шßШJdü ¿h ^hmшp4ínLÜ, ßшüh np l^pl^h ^pnLJßш¿шфbpp |шё[ш0 bü ШJ^ bp|pübph mümbuш4шü qшpqшg-üшü йш^^Ц^, hü¿чbu üшL JnLpшßшü¿JnLp bplpnLÜ hpшlшüшgín^ hшp-lшJhü ßш^шßшlшünLpJnLÜhg :

1 Sbu Алисенов А.С., Перспективы налоговой интеграции государств - членов Евразийского экономического союза, Финансовый журнал / Financial Journal, №5, 2017, ¿2 113:

2 Sbu Алисенов А.С., Налоговые аспекты интеграции Евразийского экономического союза // Всероссийский экономический журнал (ЭКО), № 2, 2017, ¿2 90:

3 Sbu Ратушняк Е.С., Об унификации внешнеэкономической политики в сфере налогообложения в странах ЕЭП: проблемы и перспективы; Журнал "Вестник МГИМО-Универси-тета", №1 (34), 2014, ¿2 76. https://cyberleninka.rU/article/n/ob-unifikatsii-vneshneekonomic heskoy-politiki-v-sfere-nalogooblozheniya-v-stranah-eep-problemy-i-perspektivy

ЪЬр1ш]тйи ЬЦви 2р2шЬш|ЬЬртй Й^шЦпрЦЬ t Ьр^йш^шр^ш^ Ишр-Ишйш^шрч (ршдшгстцшйр ПОф, пртЬ^ Ишйш^шрчр

Ьгсшйш|шр^ш4 ¿): ^ищЬи' <ш]шишшЬтй шр|ш ЬЬ 8 ИшйшщЬтш^шй ^ 2 тЬ^ш|шЬ Ишр^Ьр, РЬ[шгспшп1.й, Ьшйш^шшшиЁшЬшршр' 12 ^ 4, Чш-qшËиmшЬnLй' 5 ^ 12, Чр^итшЬтй' 6 ^ 16, ПО-тй' 16 ИшйшщЬтш^шЬ, 7 тшршдш2р2шЬш]^Ь ^ 5 тЬ^ш|шЬ4:

^шйшЬш|ш|^д фnL[nLй И^йЬш^шЬ ЁЬ^рЬЬр^д йЬЦр тшррЬр Ишр^ш-тЬиш|ЬЬр^ ^рт^ш^шфЬр^, шгсш2^Ь ИЬрр^Ь' ЦЦ< ^рnLJgш¿шфЬр^ Ьт^ш-|шЬшдтйЬ ¿, ршЬ^ пр ЬЬр^ш}тйи ЬЦви шЬ^шй ЬрЦрЬЬрnLй ^рт}рш£шфЬрр ¿ЬЬ hшйрЬlЬnLй, рЬ^ nрnLй, шгсшЬЙ^Ь Ишр^штЬиш^ЬЬр^ •шЬЙтйр |штшрЦтй t Ь2шЬш|йшЬ Ьр|р^ и^ртЬр^Ь hшйшщштшиËшЬ: ^ищЬи ор^Ьш|' шртш^ршЬр^ ЬЬрйnLдйшЬ дшйшЬш| t ЬЬр-

йтдп^ ЬрЦрnLй чпрдп^ ШJU^ЬgЬ' ПО ЬЬрйnLдйшЬ ^Ьщртй

ЬЦви ЬрЦрЬЬр^ hшйшр чпрдтй ЬЬ hшйшщштшиËшЬшршр' 10% ^ 18% ^рnLJgш¿шфЬрр, OшqшËитшЬ^ ^Ьщртй' 12%, Р^шгсти^, Чр^итшЬ^ ^ <ШJШитшЬ^ ^Ьщртй' 20%5:

0шиЬшчЬтЬЬр^ |шрд^рпЦ' шqqшJ^Ь hшр4шJ|^Ь hшйшlшрqЬрnLй шр-|ш тшррЬртитЬЬЬрр ¿ЬЬ Ьщшиттй й^шиЬш|шЬ ЬЬр^ртйш}^Ь тшршд-р^' прщЬи ^ЬтЬчрп^ ЬрЦрЬЬр^ ЬЬр^рnLйшJ^Ь чршЦ^тцшЬ ршрЙршдйшЬ h^йЬшlшЬ •прбпЬ^ Й^шЦпрйшЬр: ЦЬрnЬ2JШ[ ЁЬ^рЬ LnLдйшЬ шршЦЬ[ Ьшё-рЬтрЬ[^ тшррЬрш| t ^тшрЩтй ЬЦви ЬрЦрЬЬрnLй шЬт^ш-

hшрlЬр^ ^рnLJgш¿шфЬр^ ЬnLJЬшlшЬшgnLйр' шЬ^шй ЬрЦрЬЬр^ ЦЙшршб hшрlЬр^ чтйшрЬЬр^ hЬтшqш рш2ЁйшЬ йЬ^шЬ^й^

йшйр6:

Ццпшш| 1

ЬЦЭи шйгушй ЬрЦрйЬр^ рп^Ьтшрй Ы^шйпилйЬр/! ЦшпдЦшдрр 2017 р. *

Ппшшитшй РЬ/швти Пшаш/иилшй <шшилшй Пппаилшй

□ Ь^шйЬЬр 100 100 100 100 100

Ы|шйттЬЬр,

ш^ рЦтй'

СшЬ|тршЬ|шр1| ЦЦ< 5.1 34.0 5.2 32.3 15.9 17.2 8.9 33.0 3.2 33.5

ЦЦд^чш^Ь Ь|шр| 6.5 11.8 0.8 6.7 7.1

Ы|шйттЬЬр

шртшр^Ь

тЬтЬиш|шЬ

дпрбтЬЬтцтЬ^д

ЦJL

17.2

37.1

17.9

32.8

12.3

53.8

5.9

45.5

12.3

44.0

<ш2Цшр1|ЦЬ[ Ь рит' Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2017 год. Статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. М., 2018, ¿2 17-18 (124).

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publicatio ns/Pages/default.aspx

*

4 ЭЬ'и Мамбеталиев Н.Т., Лебедева Т.В., Становление налоговых систем в государствах Евразийского экономического сообщества, Журнал "Налоговый вестник", № 5, 2011. http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=24973

5 ЭЬ'и Малис Н., Грундел Л., Горохова Н., Актуальные проблемы налогового администрирования НДС. "Налоговый вестник", № 12, 2015, ¿2 64:

6 ЭЬ'и Трунина Е.В., Правовое регулирование таможенных отношений в Евразийском экономическом союзе // Евразийство: на пути к "Большой Европе": учеб пособие / кол. авт., науч. ред. Ю.Н. Сушкова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015, ¿2 188:

LThSUQQ-UShb SbStUUMUb =ШПиРЬПП1ТЭЗПЬЪЪЬП 1 81

bUSU шЬ^шй bp^pbbp^ hrnp^rnj^b hrndrn^rnpqbp^ ^bmbqpdrnb rnbhprn-db2rnnLpjnLbp щшJйшЬшínpíш6 t Ьши ЬpшЬní, np hшp|шJ|Ь hшйш|шpq| íbpшpш2ËínLй t шJ^ bp^pbbpnLd итЬ^бЦшб <bU йЬд йшир, |и| bUSU шЬ^шй bp^pbbp^ ЩЬШШ|ШЬ b|шйnLmЬbp| |шгстдЦшдртй hшp|ш-j^b b|шйnLmЬbpр 2П2ШФ»[^ mbиш|шpшp |2ln nLbbb (ш^шиш| 1):

^p! t b2b[, np bUSU шЬ^шй bp^pbbp^ hшp|шJ|Ь hшйш|шpqbpЬ, рЬ^-hшЬnLp шгсйшйр, ЬйшЬ ЬЬ, ^шЬд qnp6nLЬbnLpJnLЬЬ тггЦшб t Ьbp^pnLй-Ьbp| ЬbpqpшíйшЬр, йши|Ь í|шJnLй ЬЬ gш6p ^pnLJgш¿шфbpр, иш|шJЬ йш|pnmЬmbиш|шЬ gnLgшЬ|^2Ьbpр |mpnL| mшppbpínLй ЬЬ 2):

ицгаиш^ 2

bUSW шйгушй bpQpCibpfi hjidCiiuLfuiQ huiplibpfi r}pnLJgiutiu<fibpn U <bU grugiuCifcCibpi] 2017 p. *

'нИшЬ hujplbpft ъ \pnL¡EШ¿шфbp L/bQ 2C¿|^ <ии йт

^ттр^Ь Cu/hmpui- UU< ЬЦшйтш! hH2ilnil <bU UUb Wimp)

hu/p! hup! (UUb qnimp)

ПшишитшЬ Pb[OII?nLU 20 0; 10; 18 18 0, 10; 20 13; 15; 30; 35 9; 13; 16 8769 4964 1286.2 47.2

ашяшЁитшй 15 0; 12 5; 10 7509 135.0

<ш|шитшй 20 20 10; 23; 28; 36 3525 10.5

(ЩПпЧП»иЬЦ)

Чп^итшй 10 0; 12 10 1078 6.5

* <ш2Цшп1|Ц»1 Ь сит' Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник. Евразийская экономическая комиссия. М., 2018, 206 ¿2.

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/statpub.aspx

ЬЦви ЬпМп^ЬпЬ тЬтЬит^тМЬп! ЬЬп^пп|-йш]|Ь •пшЦ^т^шЬ йши|Ь ЬЬ Щш^й Ишп^ш^Ь рЬр| ЦЬпшрЬп|ш[ тфш[ЬЬпр, пппЬр, рЬ^ИшЬпф шр-йшйр, Ишйш^пЬф ЬЬ Р<^Ц ^ Б<24 ЬпМп^ЬпЬ тфш[ЬЬп! ИЬт (ш^пшш| 3):

Ц|1|тиш| 3

^pH pbnp bUSU, P<nQU U S<2Q ш^шй bplpfaprnd (hrnplbp/bU)*

nUhn | dшlsшcш|ш2pgшc |

| 2011 | 2012 2013 | 2014 | 2015 | 2017 1

bUSU

ПтишитшЬ 37.26 37.67 36.62 36.64

Р^шпти 38.76 40.53 41.95 41.84

ЧшяшЁитшЬ 27.70 26.92 25.26 25.63

^шитшЬ 22.09 22.31 23.67 23.55

^^иишЬ 31.84 33. 82 33. 94 30. 51

bUSU (й^2ЬЬ) 30. 10 30. 90 31. 21 30. 39

Р<ПЗи (швшЬд П^ишиишЬ!

Pprnq|[|rn 36 Л Q 95 7 Л 38. -1Q 12 Л Q 37. -1Q 87 38. Л о 19 37.86 -1Q КЛ 35,9 Л о л к

<Ь^|шитшЬ 3|ЬшитшЬ 18. 27. 7 1 68 19. 28. 48 36 19. 28. 76 18 19. 27. 47 36 19.54 27.40 19.45 27.47

<шpшЦшJ|Ь 27. 87 28. 30 28. 77 28. 80 28.77 28.71

U$phlirn

P<QQU (й|2|Ь) 27. 80 28. 56 28. 65 28. 45 28.40 27.88

S<QU (й|2|Ь) 33. 27 33. 73 34. 46 34. 64 34.71 35.9

* <m2imp|ib[ t Qurn' Основные направления налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, http://minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/ONNP_2016-2018.pdf, Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник, Евразийская экономическая комиссия. М., 2018, t2 20 (206), OECD (2018), Taxing Wages 2018, OECD Publishing, Paris. http://www.oecd.org/ctp/tax-policy/taxing-wages-20725124.htm; https://countryeconomy.com/countries/groups/brics.

36.61 33,7

42.33 30,1

23.52 21,2

23.71 22,9

30.18 28,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29.93 27.3

Uju^^uni" ш^шишЦ 3-| тфш[ЬЬрр grnjg ЬЬ тшфи, np шгсшЦЬ[ дшдр й|2|Ь рЬрр ршфЬ t рЬ^Ьтй bUSU ЬрЦрЬЬр^Ь, й| фпрр шЦЬф t

P<HQU Ьр^рЬЬртй: ШшЦЬ[ йЬд Ишр^^Ь рЬгср ршфЬ t рЬ^Ьтй S<24 ЬрЦрйЬр^Ь, прр t L Ьшйш^шшшиЁшЬтй t qшpqшgшд ЬрЦрЬЬ-

р| Ишр^йшЬ йш^шр^ш^|Ь: <шйшрЦтй t, пр qшpqшgn^ Ьр^рЬЬртй Ишр-^j^ дшдр ^рпщш^шфЬрр L hшp4шJ|Ь шpmnЬnLpJnLЬЬЬpЬ ш}^ ЬрЦрйЬр^ ЬЬp^pnLйшJ|Ь qpшí¿nLpJшЬ ршрЙршдйшЬ й|2пд ЬЬ7:

°US0 ЬрЦрЬЬр^ hшp4Ьp| ^pnLJgш¿шфЬp| й|шиЬш^шЬшдйшЬ hшйшp прщЬи ор|Ьш^ ^шрп^ t дш^Ь фпрЙр, рит пр|, UU< hшйшЬÍpnщш-^шЬ hшйш4шpq| hpшhшЬq|^Ь hшйшщшmшuËшЬ, шгсш2шрЩтй t uшhйш-ЬЬ[ UU< ЬíшqшqnLJЬ ршлштрЬ1| 2»й 5 тшр|ЬЬр| hшйшp:

Ьфпщш^шЬ й|шиЬшдйшЬ фпрЙр gnLJg t тшфи, пр | и^ршЬЬ ЬЬр-^ш2Ьш^ЬдЦтй t шЬт^шЩ hшp4йшЬ оpЬЬu^pnLpJnLЬр, шршЬд пр| шЬ-hЬшp t шqшm щшJйшЬЬЬp итЬ^дЬ[8: ОЬ^тЬЬ[пЦ шЬшодшЩ

hшp4йшЬ hшйш4шpq| шйрп^ш^шЬ ЬЬр^Ш2Ьш^ЬдйшЬ шЬhpшdЬ2mnLpJnL-Ьр' hшp4 t Ь2»[, пр шгсшЦЬ[ Ьщшmш4шhшpйшp t рЬ^тЬЬ[ й|шиЬш^шЬ hшйшËйрn^ |ршЦш^шЬ ш^т' й|2шqqшJ|Ь hшйшЙШJЬшqp| тЬирпЦ9:

0|шиЬш^шЬ йшguшhшp4шJ|Ь gш^шgш4шЬnLpJшЬ |рш^шЬшдтйр щшhшЬ2nLй t bUSU шЬ^шй Ьр^рЬЬр| hшp4шJ|Ь hшйш4шpqЬp| й|шиЬш-^шЬшдйшЬ L ЬЬр^ш2Ьш^ЬдйшЬ прп2Ш^| ^pnLJpЬЬp| й2Ш^тй, прпЬд|д ш-ршЦЬ[ h|йЬшpшp ЬЬ й|шЙШJЬnLpJшЬ, hшйшйшuЬш4шЬnLpJшЬ L hшйшщшp-mnLpJшЬ, п^ Ëmpш4шЬnLpJшЬ и^ртЬрЬЬрр:

^p^J^ |ЬmЬqpйшЬ hшйшp п^ щш^ши ^шр^пр t bUSU шЬ^шй

ЬрЦрЬЬр^ тЬ^Ь^штЦш^шЬ hшйш4шpqЬp| й|шиЬшдтйр' h|йЬíшд hшp4ш-

10

j^ mЬ^Ь4шmínLpJшЬ фnËшЬш4nLpJшЬ Црш :

^p^J^ й|шиЬшдтйр hшйшpínLй t bUSU-^Ь Ьпр ЬрЦрЬЬр^ |ЬтЬ-•рйшЬ h|йЬш4шЬ щшJйшЬЬЬp|g йЬЦр, hЬmUшршp' ^ш Ьщшиттй t шЬ^шй ЬрЦрЬЬр^ п^ й|шJЬ тЬтЬиш^шЬ, ШJ[L рш^шрш^шЬ hшйш4шpqЬp| йЬрЙЬд-йшЬр11: <Ш2^ шрЬЬ[пЦ ЬрЦрЬЬр^ фпрЙр' hшp4шínp t шрп^ЬшЦЬт ^шрЙЬЬ[ йшguшuш4шqЬшJ|Ь L hшp4шJ|Ь 4шpqшínpйшЬЬ ш^Цшд ^шр^п-pшqnLJЬ hшpgЬp| 2nLp2 прп2^йЬЬр| рЬ^тЬйшЬ рЬpшgш4шpqр: 0шиЬш-ЦпршщЬи' шЬhpшdЬ2m t qшpqшgЬЬ[ bUSU шЬ^шй ЬрЦрЬЬр^ hшp4шJ|Ь йшр-

й|ЬЬЬр| hшйшqnpдш4gnLpJnLЬр' hшp4шJ|Ь ЦЙшртйЬЬр| ощт^йш[шд-

12

йшЬ, hшp4йшЬ L Ëmpш4шЬnLpJшЬ ршдшрйшЬ Ьщштш^ЬЬрпЦ :

hшp4Ьp| hшp4йшЬ hшйш4шpqЬpр ЬЬрш^ш ЬЬ ЬЬр^Ш2Ьш-^ЬдйшЬ шршЦЬ[ йЬд ^шфпЦ, ршЬ| пр qqш[| шq^ЬgnLpJnLЬ ЬЬ pn^ЬnLй qЬшqnJшgйшЬ Црш L °US0 рп[пр ЬрЦрЬЬр| hшp4шJ|Ь Ь^шйттЬЬртй шйЬЬшйЬд ршд|ЬЬ nLЬЬЬ13: Ршд| ^ршЬ|д, шЬ^шй ЬрЦрЬЬр| шЬnL^^ш4|

7 Stu Алисенов А.С., Перспективы налоговой интеграции государств - членов Евразийского экономического союза, Ь2Ц. Ь|ршт., t2 115:

8 Stu Terra B., European Tax Law / B. Terra, P. Wattel. Fifth edition. Netherlands: Kluwer Law International, 2008:

9 Stu Налоговое право Евразийского экономического сообщества: правовой режим налога на добавленную стоимость / под ред. Д. В. Винницкого. М., "Волтерс Клувер", 2010:

10 Stu Алисенов А.С., Ь2Ц. Ш2Ё., t2 117-118:

11 Stu Зиядуллаев Н., ЕАЭС: между политикой и экономикой // Проблемы теории и практики управления, № 9, 2015.

12 Stu Алисенов А.С., Перспективы налоговой интеграции государств - членов Евразийского экономического союза, Ь2Ц. Ь|ршт., t2 119:

13 Stu Ермекбаева Б.Ж., Проблемы гармонизации налоговых систем в рамках ЕврАзЭС // Publishing house Education and science s.r.o. URL: http://www.rusnauka.com/10._ENXXIV_ 2007/Economics/21744. doc. htm

иьаитивьъ зъэьиичиъ =шпцрьпги-гэзпгъъьп 183

hшр4йшЬ тшррЬртцтЬЬЬрр hшЬqЬgЬnLй ЬЬ ЬршЬ, пр ш}^ ЬрЦрЬЬр^ шщ-ршЬрЬЬр^ •ЬЬрЬ шртшдщтй ЬЬ п^ й^ШJЬ шртш^ртцшЬ •прдпЬЬЬр^ очтшчпрдйшЬ шр^тЬшЦЬттцтЬр, ШJL^ Ьр|р^Ь hшmnL4 hшр4йшЬ

hшйш4шрqЬр^ щшршйЬтрЬрр: U^ЬnLJЬ дшйшЬш|, ^ЬтЬчрйшЬ Ёпршд-йшЬр qnLqшhЬR, шртш^рп^ЬЬрЬ ^ЬтЬчршд^пЬ ЁйршЦпрйшЬ й^шиЬш|шЬ 2nL|шJnLй йтЬтй ЬЬ йрдш^дтцшЬ йЬ2: ОршЬпЦ тЬ^ Ь шЬЬЬшй йрдш^дтцшЬ ЁЬ^шцшршй' |шщЦшд hшр4шJ|^Ь hшйш4шрqЬр^ шqqшJ^Ь тшррЬртцтЬЬЬр^ hЬm: БЬ^ Ь nLЬЬЬnLй йрдш^дтцшЬ ЁЬ^шцшршй Ьш^ й^шЦпрЦп^ ф^ЬшЬиш|шЬ 2^4шЬЬртй, ЬрЬ hш2Íh шрЬЬЬр ф^ЬшЬиш|шЬ •прд^рЬЬр^ ^ ш|т^ЦЬЬр|1 11шр|йшЬ тшррЬр hшйш4шрqЬр|^ шр^тцтЬр: □ Ь^шЬшр шрйшйр, ЬЦви ЬрЦрЬЬр^ шЬшодшЦ^ hшр4йшЬ ЬЬр^Ш2-Ьш|Ьдтйр ЬЬрш^ртй Ь шЬgnLй шЬпи^шЦ^ hшр4Ьр^ •шЬЙйшЬ й^шиЬш-|шЬ |шЬпЬЬЬр^' ЬЬршRJШL ЦЦ< ЦЬрш^шрЙ^ |шЬпЬш|шрч|1 ^ дшй|ЬтЬЬр^, ^рnLJgш¿шфЬр^ йЬрЙЬдйшЬ ЁЬ^рЬЬрр: Ршд^ ^ршЬ^д, шЬhршdЬ2m Ь рЬ-^тЬЬ шЬшодшЦ^ hшр4Ьр^ чшЬЙйшЬ Цшр^шршртцшЬ й^шиЬш|шЬ |шрч ЬЦви шЬ^шй ЬрЦрЬЬр^ фп^ш^шрЙ шр^тр^ дшйшЬш| йшgишJ^Ь Й^ш|Ьр-щтйЬЬр^ ¿Ь^шр|йшЬ ^Ьщртй' hш2íh шрЬ^пЦ ЦЦ< чшЬЙйшЬ и^ршЬр-ЬЬр^ ЬnLJЬш4шЬшgnLйр ^ ЦЦ< ЦЙшрп^ЬЬр^ й^шиЬш|шЬ рЬЬитр^ итЬ^д-йшЬ hшрgЬрр: ЬЦви шЬпи^шЦ^ hшр4йшЬ шищшрЬqnLй рш^шрш|шЬт-цшЬр щЬтр Ь hшр4шJ^Ь ^рnLJgш¿шфЬр^ íЬршЬшJйшЬ и^ртЬр-

ЬЬр^ Црш' ЬЬрйтдЦп^ ^ шрmшhшЬín^ шщршЬрЬЬр^ ^рnLJgш¿шфЬр^ ЬnLJ-

14

Ьш|шЬшдйшЬ Ьщштш|пЦ :

^ищЬи' РЬLШPnLиnLй ЦЦ< ^рnLJgш¿шфЬрр ишhйшЬíшд ЬЬ hшйшщш-тшиЁшЬшршр' 20%, 0,5% ^ 0%, aшqшËиmшЬnLй' 12% ^ 0%, Чр^итш-тй' 12% ^ 0%, ПтишитшЬтй' 18%, 10% ^ 0%, ^шитшЬтй' 20% ^ 0%: ЬЦви 2р2шЬш|ЬЬртй hшр4шJ^Ь ^рnLJgш¿шфЬр^ тшррЬртцтЬр Ьщши-ттй Ь шщршЬрЬЬр^ ^ дшршJnLрJnLЬЬЬр^ йштш|шршрйшЬ т^ЬЬр^ Ёш-ршрйшЬр ^ ЁршЬтй Ь, ШJUщЬи |п^шд, hшр4шJ^Ь йрдшЦдшцшЬр: ^^ щштЙшрпЦ hшр4йшЬ ЬЬр^Ш2Ьш|Ьдтйр ЬЬрш^ртй Ь ЬЦви ЬрЦрЬЬр^ hшйшр ЦЦ< й^шиЬш|шЬ ^рnLJgш¿шф^ ишhйшЬnLй 15%-^д п^ дшдр йш-|шр^.ш1|^й ^ шрmшhшЬйшЬ ^Ьщртй «qрnJш4шЬ» ^рnLJgш¿шф^ hшйшр шЬhршdЬ2m фшитшр^рЬр^ ЬnLJЬш4шЬшgnLй15:

<Ш2^Ь шрЬ^пЦ íЬрnЬ2JШLP, ^Ь^щЬи Ьш^ ЦЦ< Ь2шЬш4nLрJnLЬр ЬЦви ЬрЦрЬЬр^ шртшр^Ь шр^тр^ qшрqшgйшЬ hшйшр' шЬhршdЬ2m Ь Ь2ЬL hЬmUJШL шрш2ЬшhЬрр т^т^тЬЬЬрр.

• й^шиЬш|шЬ mЬрй^ЬшршЬnLрJшЬ оqmшqnрдnLй ЦЦ<-пЦ hшр4йшЬ орJЬ4mЬЬр^ прп2йшЬ hшйшр,

• ЦЦ<-пЦ hшр4йшЬ орJЬ4mЬЬр^ ЬnLJЬш4шЬ дшЬ|^ шйршqрnLй, ^Ь^-щЬи Ьш^ ЦЦ< hшр4йшЬ орJЬ4m ¿hшйшрín^ qnрдшрЬnLрJnLЬЬЬр^ дшЬ|^ hшиmшmnLй,

• «шщршЬрЬЬр^, Ш2ЁштшЬрЬЬр^, дшрш!титЬЬЬр^ ^ршgnLй (йш-mш4шршрnLй)» й^шиЬш|шЬ hши4шgnLрJшЬ ишhйшЬnLй, прр mÍJШL

14ЗЬ'и Коротина В.Л., Жверанцева М.С., Каримова Э.Р., Развитие процессов евразийской интеграции под воздействием налоговых механизмов, Известия Саратовского ун-та. Сер. Экономика. Управление. Право. Т. 13, вып. 3(1), 2013, Ь2 296-297:

15ЗЬ'и Каримова Э.Р., Жверанцева М.С., Голубниченко М.В., К вопросу о гармонизации систем косвенного налогообложения в Евразийском экономическом сообществе, Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. Т. 13, вып. 4(1), 2013, Ь2 529-530:

hrnp^^ hrnp^ürnü opjb^m^ h^pü t

• ЦЦ<-ПЦ hrnp^ürnü opJb^rnübp^ рЦшр^йшй pü^hrnümp ünmbgmüübp^ urnhürnürnü L ЬЦБ0 шй^шй bp^pübp^ opbüu^pш4шü ш4mbp^g ШJüщ^u^ hшu4шgnLpJnLййbp^ ^mpupbpnLÜ, npnüp mшppbp ^bp4 bü йЬ^йшршйЦтй шqqшJ^ü йш4шp^ш4nLй,

• шщpшüpübp^ (öшßШJnLpJnLÜübp^) ^pшgйшü ^щршй hшp4шJ^ü opbйu^pnLpJШüp hшp4üшü pшqшJ|^ ШRШüäüшhшm4nLpJnLÜübp^ шй-pшqpйшü hüшpшínpnLpJnLÜ,

• йшpuшJ^ü mшpшöp шщpшüpübp^ (öшßШJnLpJnLÜübp^) übpйnLÖйшü ^щршй hшp4üшü pшqшJ^ npn2йшü ünLJüш4шü b^шüш^ uшhйш-ÜnLÜ,

• йшuhшüйшü büpш4ш ЦЦ< qnLÜшpübp^ hш2íшp4йшü й^шuüш4шü übpn^übp^ Ц^шв^й,

• ЬЦБ0 mümbuш4шü mшpшöpnLй ЦЦ< ^pnLJpш¿шфbp^ шumhÄшüш-^шй übpÖbgnLÜ,

• ЬЦБ0 шй^шй bp^pübp^ hшp4шJ^ü opbüu^pnLpJnLÜübpni ш^шйр-übp^ (öшßШJnLpJnLÜübp^) шpmшhшüйшü шühpшdb2m фшumшp^pb-p^ й^шuüш4шü gшü^ hшumшmnLй,

• hш2íшщшhш4шй hш2íшßйшü L йшpuшJ^ü opbйu^pnLpJшй й|^шuüш-4шüшgnLй:

^p^ t йшЬ йЦшт^, np ЬЦБ0 bp^pübpnLÜ hшp4шJ^й 4шpqшínpйшü h^йüш4шü ^ü^hpp 4шünüш4шpqйшü bйpш4ш h^йüш4шü u^qpmüpübpp übpшßn^ hшйpü^hшünLp фшumшp^pbp^ pшgш4шJnLpJnLÜü t16:

ЬЦБ0 шй^шй bp^pübp^ hшp4шJ^ü opbüu^pnLpJnLÜübp^ ibp[nLÖmpJnLüp pnLJ[ t тш^ 4шmшpb[ npn2Ш^ bqpшhшüqnLйübp.

1. ЦйшодшЦ^ hшp4bp^ hbmшqш übp^Ш2Üш4bgnLйü nL й^шuüш4шüш-gnLÜp üщшmш4шhшpйшp t hpш4шüшgüb[ hшp4йшü pшqшJ^ äLшínpйшü ^pq^ L íйшpйшü büpш4ш hшp^ фшumшp^pшJ^ü hшumшmйшü übp-äbgйшü nL^^nLpJшйp:

2. ЬЦБ0 шй^шй bp^pübp^ hшp4шJ^ü opbüu^pnLpJnLÜübp^ йbpäbgйшü h^pp йшu^ü hшйшäшJüшq|^pü t, nprnb^ 4n^шínpínLй bü йш^^-йтй ^йрЦшд hшйшäшJüшqpbpp, üшL übpйnLÖíшö bü ünp, u^qprnü-pnpbü ^pLnp ünpйbp (Ëmpш4шünLpJШü pшgшßйшü, ф^^ЦшЦшй шйäшйg b4шйnLmübp^ hшp4йшü йшu^ü L ШJ[ü):

3. ЬЦБ0 шй^шй bp^pübp^ hшp4шJ^й opbüu^pnLpJnLüübp^ übp^ш2üш-4bgйшü L й^шuйш4шйшgйшй püpшgpnLй üщшmш4шhшpйшp t й2Ш^[ ЬЦБ0 opbüu^pnLpJШü h^nLüpübpp' hш2ф Ш^Ь^Ц шp^bй ^u^ й2шЩш0

17

hшp4шJ^ü opbйu^pnLpJшй h^nLüpübp^ hшJbgш4шpq^ ^pnLJpübpp :

^u^uni' bp4шpшdшй4bm hbßшü4шpnLй hшp4йшü Ü^U-

üш4шüшgnLйp L hшp4йшü 4шpqшínpйшй шp^JnLÜшíbmnLpJШü

pшpäpшgnLйp

• Ш2Ёштшйр^ L ШРШЦЬ[ шp^JnLÜшíbm íbpшpш2Ëйшüp,

• ^n^pü^nrnübp^ üíшqbgйшüp, npp ^^b^gü^ püш4¿nLpJШü L pü^b-pmpJnLüübp^ b4шйnLmübpp, npnüp 4шщшhníbü ËüшJn^nLpJnLÜübp^ L übp^pnLйübp^ шйp,

16 Sb'u Ратушняк Е.С., Об унификации внешнеэкономической политики в сфере налогообложения в странах ЕЭП: проблемы и перспективы. Журнал "Вестник МГИМО-Универ-ситета", №1 (34), t2 76. https://cyberleninka.ru/article/n/ob-unifikatsii-vneshneekonomicheskoy-politiki-v-sfere-nalogooblozheniya-v-stranah-eep-problemy-i-perspektivy

17 Sb'u Зорина Р.С., Перспективы гармонизации налогового законодательства стран - участниц ЕАЭС, журнал "Законодательство", июль, 2015, t2 76-77:

LThSUQQ-UShb SbStUUMUb =|ЦПЦРЬПП|-ГЭЗПГЪЪЬП 1 85

• bUSU шЬ^шй bpÏpûbpnLÙ qnpôrnprnpnLpjrnû tfÇçwirnjpÇ U pÇqùbuÇ mp^jnLÛrnibmnLpjrnû ш^шИпЦйшЬр йpgшïgnLpJшû ш^т^ЦшдйшЬ U hшpïшJÇû Цшp¿шpшpnLpJшû npшïÇ pшpôpшgйшû

Oqmmqnpô^mô qpmïmûnLpjmû

1. Алисенов А.С., Перспективы налоговой интеграции государств -членов Евразийского экономического союза, Финансовый журнал / Financial Journal , №5, 2017.

2. Алисенов А.С., Налоговые аспекты интеграции Евразийского экономического союза // Всероссийский экономический журнал (ЭКО), № 2, 2017.

3. Ратушняк Е.С., Об унификации внешнеэкономической политики в сфере налогообложения в странах ЕЭП: проблемы и перспективы; Журнал "Вестник МГИМО-Университета", №1 (34), 2014. https://cyberleninka.ru/article/n/ob-unifikatsii-vneshneekonomicheskoy-politiki-v-sfere-nalogooblozheniya-v-stranah-eep-problemy-i-perspektivy

4. Мамбеталиев Н.Т., Лебедева Т.В., Становление налоговых систем в государствах Евразийского экономического сообщества, Журнал "Налоговый вестник", № 5, 2011. http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=24973

5. Малис Н., Грундел Л., Горохова Н., Актуальные проблемы налогового администрирования НДС // "Налоговый вестник", № 12, 2015.

6. Трунина Е.В., Правовое регулирование таможенных отношений в Евразийском экономическом союзе // Евразийство: на пути к "Большой Европе": учеб пособие / кол. авт., науч. ред. Ю.Н. Суш-кова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015.

7. Terra B. European Tax Law / B. Terra, P. Wattel. Fifth edition. Netherlands: Kluwer Law International, 2008.

8. Налоговое право Евразийского экономического сообщества: правовой режим налога на добавленную стоимость / под ред. Д. В. Винницкого. М., "Волтерс Клувер", 2010.

9. Зиядуллаев Н., ЕАЭС: между политикой и экономикой // Проблемы теории и практики управления, № 9, 2015.

10. Ермекбаева Б.Ж., Проблемы гармонизации налоговых систем в рамках ЕврАзЭС // Publishing house Education and science s.r.o. URL: http://www.rusnauka.com/10._ENXXIV_2007/Economics/21744. doc.htm

11. Коротина В.Л., Жверанцева М.С., Каримова Э.Р., Развитие процессов евразийской интеграции под воздействием налоговых механизмов; Известия Саратовского ун-та. Сер. Экономика. Управление. Право. Т. 13, вып. 3(1), 2013.

12. Каримова Э.Р., Жверанцева М.С., Голубниченко М.В., К вопросу о гармонизации систем косвенного налогообложения в Евразийском экономическом сообществе, Известия Саратовского ун-та. Сер. Экономика. Управление. Право. Т. 13, вып. 4(1), 2013.

13. Зорина Р.С., Перспективы гармонизации налогового законодательства стран - участниц ЕАЭС, журнал "Законодательство", июль, № 7, 2015.

ДАВИД АХВЕРДЯН

Профессор кафедры МЭО АГЭУ, доктор экономических наук

ОГАННЕС МЕЛКУМЯН

Студент 2-ого курса магистратуры кафедры международних экономических отношений по специализации "Международные валютные отношения" АГЭУ

Основные задачи гармонизации налога на добавленную стоимость в пределах ЕАЭС. Налоговым законодательствам стран-участниц ЕАЭС характерны ряд общих проблем, одной из которых является неравномерное распределение налогового бремени и некоторые различия в налоговых законодательствах. На современном этапе одной из основных задач является гармонизация ставок НДС, поскольку применяемые в странах-участниц ЕАЭС ставки в основном не идентичны. В долгосрочной перспективе гармонизация косвенного налогообложения поспособствует более эффективному распределению труда и капитала, увеличению доходов населения и фирм, улучшению деловой среды и эффективности бизнеса в странах ЕАЭС.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, гармонизация налоговых систем, неравномерное распределение налогового бремени. JEL: F69, H71

DAVIT HAKHVERDYAN

Professor at the Chair of

IER at ASUE, Doctor of Economics

HOVHANNES MELKUMYAN

Graduate student in IER Master's Degree at ASUE, majoring in International Currency Relations

The Main Objectives of the Harmonization of Value-added Tax wtthin the EAEU.- The tax legislations of the EAEU member countries are characterized by a number of common problems, one of which is the uneven distribution of the tax burden and some differences in tax legislation. At the present stage, one of the main issues is the harmonization of VAT rates, since the rates used in the EAEU member-countries are mostly not identical. In the long run, the harmonization of indirect taxation will contribute to the more efficient distribution of labor and capital, the increase in incomes of the population and firms, the improvement of the business environment and business efficiency in the EAEU countries.

Key words: value added tax, harmonization of taxation systems, uneven distribution of tax burden. JEL: F69, H71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.