Научная статья на тему 'Основные задачи формирования стратегии инвестиционного развития АПК'

Основные задачи формирования стратегии инвестиционного развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломахин А.Н.

Современный агропромышленный комплекс России представляет собой самые различные формы хозяйствования и организации труда. На сегодняшний день, в мире, пожалуй, нет такого числа разнообразных форм организованного хозяйствования на земле как у нас в стране. Причиной тому является с одной стороны, постоянная «реформистская» деятельность государства в сельском хозяйстве, направленная, на поиск эффективных путей по его управлению, и, с другой стороны, отсутствие системной государственной поддержки сельхозпроизводителя. За последние 10-15 лет предлагались самые различные программные решения проблем АПК, как регионального уровня, так и в масштабах всей страны. Однако реализация этих решений, в целом верных и эффективных, не имела и не имеет под собой общесистемной, государственной основы. Отсутствует целостная стратегия развития сельского хозяйства регионов и страны в целом. Между, тем комплексное социально-экономическое развитие регионального АПК, с достаточно достоверным представлением о его состоянии в среднесрочной и долгосрочной перспективе, не представляется возможным без применения инструментов стратегического прогнозирования и планирования. Система стратегического планирования и управления развитием АПК должна в первую очередь учитывать общие тенденции развития мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи формирования стратегии инвестиционного развития АПК»

Развитие АПК

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК

А.Н. СОЛОМАХИН,

кандидат технических наук, доцент Воронежский экономико-правовой институт

Современный агропромышленный комплекс (АПК) России представляет собой самые различные формы хозяйствования и организации труда. На сегодняшний день в мире, пожалуй, нет такого числа разнообразных форм организованного хозяйствования на земле как у нас в стране. Причинами тому являются с одной стороны, — постоянная «реформистская» деятельность государства в сельском хозяйстве, направленная, на поиск эффективных путей по его управлению, и, с другой стороны, отсутствие системной государственной поддержки сельхозпроизводителя.

При этом в большинстве случаев под государственной поддержкой понимается, как правило, разовое выделение финансовых и материальных средств для различных отраслей сельского хозяйства под реализацию тех или иных программ развития.

За последние 10 — 15 лет предлагались самые различные программные решения проблем АПК как регионального уровня, так и в масштабах всей страны. Однако реализация этих решений, в целом верных и эффективных, не имела и не имеет под собой общесистемной, государственной основы. Отсутствует целостная стратегия развития сельского хозяйства регионов и страны в целом. Эти проблемы явились причинами невысокой экономической эффективности реализации программ развития регионов.

Между тем, комплексное социально-экономическое развитие регионального АПК с достаточно достоверным представлением о его состоянии в среднесрочной и долгосрочной перспективе не представляется возможным без применения инструментов стратегического прогнозирования и планирования. Методологические основы ранее господствовавшей теории управления и планирования развития АПК, опиравшейся только на государственную собственность, перестали соответс-

твовать практике по факту упразднения монополии государственной собственности. В современной России взамен упраздненной тотальной государственной системы планирования не предложено новой системы стратегического планирования и управления развитием АПК, соответствующей новым условиям ведения хозяйственной деятельности на селе. Это является важной, актуальной, практической и теоретической проблемой.

Система стратегического планирования и управления развитием АПК должна в первую очередь учитывать общие тенденции развития мировой экономики. Теоретический анализ трудов ведущих ученых экономистов, к которым можно отнести Питера Друкера, Теодора Шульца, Артура Льюиса и других, позволяет определить основные факторы, влияющие на развитие сельхозпредприятия и стратегию развития АПК в целом (рис. 1) [1].

Оценка сущности развития АПК, а также современной региональной инвестиционной политики либерально-переходного периода в России и ее реализации в Воронежской области в частности привела к пониманию объективной необходимости изменения существующего социально-экономического состояния сельского хозяйства с учетом показанных на рис. 1. факторов путем реализации эффективной инвестиционной политики.

Анализ существующих способов и методов реализации стратегии инвестиционного развития АПК в России и в зарубежных странах показывает, что одним из основных способов инвестиционного развития является поэтапное освоение капитальных средств, а одним из основных методов оценки эффективности инвестиционной деятельности — расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД) [2]:

чдд=£ (д - zt)

1

(1 + Е)

(1)

t=0

Демография

где — результаты (прибыль), получаемые от реализации предложенных мероприятий за некоторый период времени;

Z — затраты (инвестиционные издержки) за соответствующий период с учетом капитальных вложений К;

Е — коэффициент (ставка) дисконтирования;

Т — горизонт расчета;

t — номер текущего периода.

Так как наиболее важным критерием оценки экономической эффективности инвестиций является время окупаемости инвестиционной программы, введем временной показатель — срок окупаемости капитальных вложений. Срок окупаемости равен значению ^ при котором ЧДД > К (величине капитальных вложений).

Это связано с тем, что потенциального инвестора прежде всего интересует срок возврата своих средств.

Очевидно, что получаемая прибыль и инвестиционные издержки реализуются в проекте неравномерно в течение всего инвестиционного периода. Кроме того, комплексное использование показателя (1) для оценки инвестиционной программы возможно только с учетом всех составляющих и Zt.

Анализ цикла разработки и реализации инвестиционного проекта сельхозпредприятия (СХП) по производству продукции растениеводства показывает, что цикл разработки инвестиционного проекта СХП привязан к сезонному циклу работы и от первоначальной идеи до эксплуатации включает в себя три отдельные фазы (рис. 2): предынвестиционную (1 — 2 месяца), инвестиционную (2 — 4 месяца) и эксплуатационную (4 — 6 месяцев). Каждая из этих фаз в свою очередь подразделяется на стадии.

В предынвестиционной фазе существуют следующие стадии:

1) идентификация или определение (исследование) инвестиционных возможностей;

2) анализ альтернативных вариантов проекта и предварительный выбор проекта, а также подготовка предварительного технико-экономического обоснования;

3) разработка окончательного технико-экономического обоснования;

4) подготовка оценочного заключения.

Окончание предынвестиционной фазы наступает в тот момент времени Т , когда все документы

Изменение сущности определения «эффективность»

Распределение дохода

Стратегия развития АПК

Глобализация - конкуренции

Политическая разобщенность

Рис. 1. Факторы, влияющие на стратегию развития АПК

оценочного заключения подготовлены. Как правило, в этот момент, текущий уровень затрат Zt достигает своего минимального значения Z , которые

тт' г

на данную фазу проекта составляют от 0,5 до 3 % от общего уровня инвестиционных затрат.

В инвестиционной фазе выделяют следующие стадии:

1) проведение переговоров и заключение контрактов;

2) инженерно-техническое проектирование (обоснование);

3) строительство (закупка и внедрение технологий и оборудования). Параллельно с этим идет обучение персонала и/или его набор. Как правило, на этой стадии затраты Zt на инвестиционную фазу проекта достигают максимальных значений и составляют от 95 до 99 % от общего уровня инвестиций;

4) пуск (старт) производства. С момента времени старта ТС начинается спад текущего уровня инвестиционных затрат Zt и мониторинг эффективности инвестиционной программы до момента времени ТП, когда уровень текущих инвестиционных затрат становится равным уровню текущей прибыли при котором Z= (точка безубыточности). Начиная с этого момента производство продукции, считается безубыточным, а инвестиционный проект переходит в эксплуатационную фазу. Уровень текущей прибыли достигает минимального значения характерного для эксплуатационной фазы сельскохозяйственного производства.

Эксплуатационная фаза является самой длительной, и в ее течении аграрное предприятие выходит на максимальной уровень текущей прибыли КЕтах. Инвестирование прекращают в эксплуатационной фазе проекта (затраты в эксплуатационной фазе проекта составляют 0,5 — 2 % от общего уровня инвестиций).

Очевидно, что рассмотренные показатели имеют значительное влияние на инвестиционный процесс и развитие регионального АПК в целом.

__

Я„

Предын- 1 вестцион- | ная фаза (1 - 2 месяца)

Инвестиционная

фаза

(2 — 4 месяца)

Эксплуатационная фаза (4 — 6 месяцев)

Рис. 2. Уровень текущей прибыли и инвестиционных затрат за время реализации инвестиционного проекта

Вместе с тем, цели и содержание инвестиционной программы, отражающие стратегию развития регионального АПК в целом, существенно отличаются от целей и задач реализации инвестиционного проекта СХП.

Этот факт означает, что показатели, входящие в состав Zt и Я,, и представляющие собой совокупный денежный поток, также будут отличаться. Соответственно критерии оценки эффективности инвестиционного проекта СХП и стратегии инвестиционного развития АПК региона будут различными, различными будут и механизмы их реализации.

С учетом того, что стратегия инвестиционного развития АПК региона должна иметь не только экономическую, но и социальную направленность (определяемую основополагающими факторами), при формировании критерия эффективности необходимо найти дифференцированный показатель, который мог бы отражать как социальный так и экономический эффект от ее реализации. Совершенно естественно и то, что по мере реализации инвестиционной программы, обеспечивающей поэтапное выполнение стратегии развития регионального АПК, этот показатель будет приобретать не только различные численные значения, но и должен изменяться качественно. Так, например, чем дольше работает программа развития, тем больше ее социальная составляющая и, наоборот, на начальной стадии реализации программы развития экономическая поддержка сельхозпредприятий будет иметь решающее значение.

Исходя из данной предпосылки, этим дифференцированным показателем может являться величина фонда экономического и социального развития АПК

региона, которая будет формироваться за счет оборотного капитала. В этом случае денежные потоки при реализации инвестиционной программы имеют два круга движения (рис. 3).

1. Обеспечение воспроизводства основного капитала. В этом случае основной капитал не направляется на воспроизводство материальных фондов, а обеспечивает финансирование инвестиционной программы развития АПК. Как правило, он складывается из средств самих предприятий (внутренние источники финансирования), средств регионального и федерального бюджетов.

Обеспечение воспроизводства основного капитала составляет внешний круг (контур) денежного потока и является основным.

2. Воспроизводство оборотного капитала. В отличие от инвестиций оборотные средства расходуют в каждом производственном цикле не на сырье и материалы, топливо, энергию, оплату труда и прочее, а на формирование фонда социально-экономического развития, а из него на реинвестирование, страхование от возможных экономических рисков и удовлетворение социальных потребностей субъектов экономических отношений. Затраченный оборотный капитал воспроизводится в каждом инвестиционном цикле за счет части выручки от реализации инвестиционной программы, формируя отчисления в фонд развития.

Несмотря на то, что обеспечение воспроизводства основного капитала составляет внутренний круг денежного инвестиционного потока (рис. 3), он является одним из определяющих для решения стратегических задач, таких как перераспределение доходов, решение демографической проблемы, страхование природных и экономических рисков, в том числе и тех, которые возникают при глобализации конкуренции экономики и политико-экономической разобщенности.

Анализ денежных потоков, представленных на рис. 3, показывает, что затраты на воспроизводство основного капитала Zt1 и затраты на воспроизводство оборотного капитала Za для формирования фонда социально-экономического развития должны быть разнесены.

Исходя из этого, формула для расчета ЧДД от реализации программы инвестиционного развития примет следующий вид:

шах

Развитие АПК

ЧДД =У-Я -+ г>2)

г=0

(3)

(2)

(1 + Е) г

где Zt1 — затраты на формирование основного капитала;

Zt2 — затраты на формирование фонда социально-экономического развития.

Показатель (2) позволяет оценить эффективность стратегии развития не только по экономической составляющей, но дает в руки исследователю инструмент, позволяющий по-новому взглянуть на оценку эффективности инвестиционного процесса в региональном АПК.

Для количественной оценки объема фонда развития в инвестиционном периоде приведем выражение (2) к следующему виду:

¿^ 2 = - чдд£ (1+Е

=0 =0 =0 =0

Если принять 7=1 (годичный цикл программы), то выражение (3) можно свести к виду:

^ = Я - ЧДД(1 + Е) - (4) где Z2 — объем фонда социально-экономического развития в годичном цикле реализации инвестиционной программы с учетом капитальных вложений К.

Очевидно, что чем выше объем фонда социально-экономического развития инвестиционной программы, тем эффективнее решаются стратегические задачи развития АПК в регионе. Между тем, инвестиционная программа может считаться реализованной успешно только тогда, когда ее ЧДД > К. Следовательно, социальные затраты ресурсов фонда развития возможны только на этапе эксплуатации инвестиционной программы, т. е. после ее окупаемости.

Таким образом, проблему формирования новой системы стратегического планирования и управления развитием АПК необходимо решать на основе научно-методического аппарата,

позволяющего обосновать стратегию инвестиционного развития регионального АПК по критерию максимума объема фонда социально-экономического развития, с учетом возможных ограничений по срокам реализации и уровню финансирования.

По своей сути, предлагаемое решение определяет концепцию развития АПК, которая включает в себя систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономического развития АПК региона, а также важнейших направлениях и средствах реализации этих целей. Законодательная база формирования концепции развития АПК включает в себя федеральные законы «О развитии сельского хозяйства» и «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а также региональное законодательство.

Инвестиционная программа развития Внешние источники (на-

АПК региона циональные проекты и пр.)

1 р 1

Фаза 1 (инвестиционная деятельность)

Внутренние источники инвестиций

Капитал

Чистый дисконтированный доход (ЧДД)

Фонд социально-экономического развития

о

I---

Социальная сфера

Страхование рисков

Оборотный капитал

Налоги и отчисления в федеральный бюджет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выручка от реализации

Фаза 2 (эксплуатация)

Рис. 3. Схема денежных потоков инвестиционной и эксплуатационной фаз программы инвестиционного развития АПК региона

я

Исходя из содержания этих документов, а также на основе проведенного выше анализа к основным целям, направлениям и средствам концепции социально-экономического развития АПК можно отнести:

на первом этапе (1 — 2 года), — повышение эффективности производства сельхозпродукции, а также сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов на основе внедрения ресурсосберегающих технологий во всех отраслях АПК;

на втором этапе (3 — 4 года), — обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня

его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве за счет отчислений из средств фонда социально-экономического развития АПК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Друкер Ф. -П. Задачи менеджмента в XXI веке. / П.-Ф. Друкер — М. : Издательство Вильямс; Диалектика. 2002. — 272 с.

2. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: пер. с англ. / В. Беренс, П. М. Хавранек—М. : ИНФРА-М, 1995. — 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.