Научная статья на тему 'Основные задачи автоматизации управления образовательным процессом'

Основные задачи автоматизации управления образовательным процессом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
127
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи автоматизации управления образовательным процессом»

ных, количество итераций цикла, количество вариантов тестовых заданий.

После запуска данного модуля случайным образом генерируются матрица преобразования переменных, их начальные значения, вектор сдвига, а также логическое условие путем выбора арифметических операций (при построении арифметических выражений) и операций отношения.

Далее формируется фрагмент кода, содержащий циклический алгоритм, удовлетворяющий заданным условиям. После вычисления значений переменных, участвующих в сгенерированном фрагменте, пользователю выдается результат -тестовое задание в виде фрагмента программного кода и конечных значений переменных.

Сгенерированные варианты тестовых заданий могут быть отбракованы вручную через пользовательский интерфейс системы, выгружены на диск в формате системы электронного обучения -Moodle XML в текстовых форматах .doc, .html, .rtf или распечатаны в виде вариантов тестов для бланочного тестирования.

Следует отметить, что «Система автоматизированной генерации тестовых заданий» зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным зна-

кам в реестре программ для ЭВМ (№ 2006613619) и применяется в учебном процессе Югорского физико-математического лицея и Института прикладной математики, информатики и управления Югорского государственного университета.

Данная разработка может эффективно использоваться в курсах по программированию при организации электронного и дистанционного обучения, позволяя значительно упростить процесс подготовки тестовых заданий и обеспечить уникальными вариантами тестов сотни обучающихся.

Разработанный автором статьи подход к автоматизированной генерации тестовых заданий позволяет создавать аналогичные программы для любой предметной области, в которой возможна формализация условий задач, составляющих тестовые задания, обеспечивая тем самым персонализированный образовательный контент для систем электронного обучения.

Литература

1. Алсынбаева Л.Г. Система стартового обучения профессиональной информатике: дис. ... канд. физ.-мат. наук. Новосибирск: НГУ, 1997. 105 с.

2. Вирт Н. Систематическое программирование. Введение. М.: Мир, 1977. 183 с.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

В.И. Анциферова, к.т.н.; В.Э. Меерсон

(Воронежская государственная лесотехническая академия, -wkz@rambler.ru)

В статье рассмотрены целевые задачи и модели автоматизации управления образовательным процессом в образовательном центре.

Ключевые слова: управление, образовательный процесс, моделирование образовательного процесса.

На первом этапе автоматизации управления профессионально-техническим образовательным процессом в образовательном центре (ОЦ) проводятся мониторинг потребностей рынка труда, его анализ, прогнозирование экономического развития и демографической ситуации, тестирование учеников старших классов средних школ с целью определения наиболее целесообразной профессиональной ориентации, формирование групп по профессиям и разрядам, осуществляются предварительная подготовка и конкурсный отбор для поступления в образовательный ресурсный центр (ОРЦ). После этого формируются учебные планы по профессиям и проводятся их дифференциация по разрядам, распределение преподавательского состава по профессиям и формирование расписания занятий. Следующий этап - организация системы оценки качества обучения с учетом индивидуальных знаний и результатов работы выпускников на предприятиях, их непрерывная переподго-

товка, коррекция текущих учебных планов. Кроме этого, необходима переподготовка преподавательского состава с оценкой качества его работы и материального стимулирования.

Определены принципы построения информационной системы управления (ИСУ) учебным процессом (УП): соответствие архитектуры структуре управления ОРЦ; ориентация на комплексное решение задач управления с использованием базовых принципов систем информационной поддержки; обеспечение внешней и внутренней интеграции аппаратной, системной и объектно-ориентированной платформ и их унификации; простота развития, освоения и использования непосредственно на рабочих местах.

В соответствии с данными принципами обоснована архитектура ИСУ УП ОРЦ. Она должна создаваться как многоуровневая система с использованием модели сервер-сервер-клиент и обеспечивать взаимодействие с сетью ОРЦ, профессио-

нальных лицеев и ПТУ, отечественными межрегиональными и региональными системами России и других стран через Интернет. Выбор трехзвен-ной технологии распределенной реализации вычислительного процесса определяется необходимостью решения достаточно большого количества целевых задач. Для этого во всех локальных подсистемах на верхнем иерархическом уровне должны использоваться более производительные серверы для решения достаточно сложных прикладных задач. А нижний уровень может строиться на базе распространенных ПЭВМ (от одной до нескольких однотипных, в зависимости от количества и сложности решаемых задач). Данные подсистемы объединяются в локальные сети и в единую систему с помощью физической магистрали или средств сети Интернет.

Структура построения проблемно-ориентированной программной платформы в соответствии с перечнем целевых задач и их структуризацией должна включать основные прикладные модули для решения целевых задач, управляющие средства, СУБД и БД, ряд дополнительных программ. В состав основных должны входить программные модули поиска информации и ее структуризации, тестирования и формирования групп по профессиям и разрядам, электронной помощи при формировании учебных планов, оптимизации расписаний, многомерной статистической диагностики качества обучения.

Основной задачей инструментальных средств является комплексная автоматизация управления всех этапов жизненного цикла оказания образовательных услуг. Процесс информационной поддержки решения целевых задач первого этапа связан с ведением БД о существующих и создаваемых предприятиях во всех отраслях хозяйства, с прогнозированием направлений их развития, определением на этой основе необходимого количества обучаемых и формированием групп по профессиям и разрядам. Следовательно, математический аппарат поддержки данного этапа должен обеспечивать ведение соответствующей БД, прогнозирование экономического развития, демографической ситуации и структуризации данных.

В соответствии с целевыми задачами [1] предложены математическая модель и алгоритм решения этих задач на основе структуризации данных, отличающихся возможностью определения оптимальных решений на основе формирования однородных множеств.

Пусть Т - множество документов; D - множество терминов документов; V - множество значений связи терминов с документами. Тогда (1(1)=у, (1еО, 1еТ, уе V. то есть термин (1 относится к документу t со значением v. Использован принцип индексации дизъюнктивного типа: Dis[dj(t)=v1, dk=v2], то есть за документом t закреплен либо термин dj, либо dk [2].

Пусть имеется множество D={d1, d2, ...,Дп}. Документ t представляется как сложение дизъюнктивных множеств {(11}, который обозначается А, :1=иЛ,. Доказывается, что множество I является родом, так как, если А|е1. тогда ДгЛ(е1: если (А„) - ряд множеств тогда объединение А-, по I ряда принадлежит по крайней мере, одно из множеств А| пустое. Пусть ц - действительное скалярное измерение на роде ^ то есть аддитивная аппликация множеств рода I на действительной прямой, Я Тогда ц.(и Ап)=Хц(Лп) неза-

п п

висимо от ряда (Ап) дизъюнктивных множеств рода 1, что влечет за собой ц(0)=О. Следовательно, согласно введенному критерию, значение связи между термином (11 и документом 1 является значением меры множества Аь соотнесенным с термином dj. Примером меры является кардинальное число, которое удовлетворяет условию саг(1( ЦА, )=Хсаг(1А1.

Рассмотрим п случайных переменных (I,, (12, ...,(!„ и аппликацию I—>((1,(1), (12(Ч), ..., ((„(Ч)) в Ип. Тогда в п-мерном пространстве каждый документ 1еТ определен вектором х={(1к(х) | к=1,п}, где dk(x)=dk(t), названным вектором записи, координаты которого соответствуют терминам и величина каждой координаты соответствует одному элементу множества V.

Множество X векторов записи х образует матрицу фиксации, Р= (х) , колонки которой соответствуют терминам документа, а строчки - записям. Матрицу можно также представить как

Р= , где vjj - значение термина dj для записи Xj.

Матрица фиксации становится булевой матрицей, если V={0, 1}. В этом случае vjj=0, если запись х не имеет термина dj; vjj=1 в противном случае.

Функция поиска информации устанавливает наложение множества записи X на реальную прямую у:х—»11, то есть соответствие, через которое

к каждому элементу хеХ присоединяется элемент у(х)еЯ Соответствия х—»у(х) представлены упорядоченными парами (х, у(х)).

Для записи х=^к(х) | к= 1,п } функция поиска

у принимает значение у(х)=у((1к(х), с,, с2..., ск). где Сх, с2, ..., ск — параметры функции. В работе рассмотрены три типа задания функции поиска у: линейная, квадратичная и матричная.

Описание параметров с функции поиска означает описание подмножества qeD, которое называем поисковым предписанием: (1^)=у, (1еЭ, уеV. Пусть О - множество поисковых предписаний. Как и в случае записи, поисковое предписание qeQ может быть представлено вектором | к= 1,п}. Тогда стратегией поиска назо-

вем пару ст=^, у). Стратегию поиска документов можно задать функцией а, которая устанавливает аппликацию а: Хх(}—»И. закрепляющую за каждой парой (х, q) элементов из Хх() реальное число так, чтобы [УхеХ] а(х, q)=а(q, х), [УхеХ] х=(|<-»а(х, (|)=1. Данная задача решается с учетом результатов тестирования учеников старших классов школ с целью определения наиболее целесообразной профессиональной ориентации и формирования групп учеников.

На основании тестовой аттестации учеников старших классов определяется предварительный контингент обучаемых Х^ для которых будет проводиться обучение по ^ = 1,11 профессиям и разрядам ¡=1,т данного профиля. Значимость ¡-й профессии в этом случае оценивается следующим

образом: С! = ЦС:Хк , к=1,п.

¡=1

Значение 1-го разряда ]-й профессии определя-

. х) -

ется как С) =——, ¡=1,т .

1 т . ' 7

¡=1

Ограничениями могут быть количество учеников, технические ресурсы (специальное оборудование и вычислительная техника), объем финансирования, время работы преподавательского состава, потребности рынка труда.

Целевая функция оптимального распределения контингента обучаемых по профессиям с учетом ограничений записывается в виде

п п

i=l

i=l n R

2^хк<<3, 2Ь^хк<В, ££^гхк<Ф, где X - коли-

¡=1 ¡=1 j=lr=l

чество обучаемых; qj - время использования технических ресурсов для одного обучаемого j-й профессии; О - время использования вычислительной техники; Ь - затраты на повышение квалификации одного обучаемого j-й профессии;

В - финансирование; Ф - фонд времени работы преподавателей; tjr - норма времени на выполнение r-го вида обучения по j-й профессии; R - количество видов учебной деятельности; x° - потребности рынка труда.

Оптимальное распределение по разрядам

111 ' к

внутри профессии следующее: С]=£с]х —мпах,

i=l

- ill m

p=l,m, 2>;<x\ XJ <x0Ji, xj>0, Iq^<Q\ i=l i=l 111 . , m R .

Xbjx <BJ , ZZtix <Ф', где xJ - количество обу-

i=l i=lr=l

чаемых j-й профессии; q J - время использования технических ресурсов для одного обучаемого по i-му разряду j-й профессии; Qj - время использования вычислительной техники в j-й профессии; b j - затраты на повышение квалификации одного обучаемого по i-му разряду j-й профессии; Bj -финансирование j-й профессии; ФJ - фонд времени работы преподавателей j-й профессии; tj -норма времени на выполнение r-го вида обучения по i-му разряду j-й профессии; R - количество видов учебной деятельности; x°ji - потребности рынка труда в j-й профессии i-го разряда.

Предложенный подход лег в основу построения автоматизированной информационно-аналитической системы, обеспечивающей сбор и ведение соответствующей БД, поиск и анализ информации и формирование групп по профессиям и разрядам.

Литература

1. Анциферова В.И., Зольников В.К., Сербулов Ю.С. Информационная технология моделирования организационного управления и мониторинга учебного процесса // Моделирование систем и информационные технологии: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2006. Вып. Х. С. 78.

2. Фортинский Ю.К., Анциферова В.И. Декомпозиция задач моделирования управления организацией // Информационные технологии моделирования и управления. 2005. № 2 (20). С.171-178.

П

11

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЙТИНГА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

(Работа выполнена в рамках проекта по аналитической ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»)

Андреев В.В. (Рязанский государственный университет им.. С.А. Есенина, v.andreev@jrsu.edu.ru)

В статье рассматриваются проблемы перехода на новую систему оплаты труда преподавателей вузов в соответствии с рейтинговой системой. Описан модуль информационной подсистемы «Рейтинг профессорско-преподавательского состава». Рассматриваются особенности внедрения и работы в информационной подсистеме.

Ключевые слова: информационная подсистема, рейтинговая карта, оплата труда, семантическая модель, база данных.

В современных экономических условиях подготовка высококвалифицированных кадров для

управленческих структур и совершенствование методов управления предполагают развитие при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.