Научная статья на тему 'Информационная подсистема оценки рейтинга профессорско-преподавательского состава'

Информационная подсистема оценки рейтинга профессорско-преподавательского состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная подсистема оценки рейтинга профессорско-преподавательского состава»

вем пару ст=^, у). Стратегию поиска документов можно задать функцией а, которая устанавливает аппликацию а: Хх(}—»И. закрепляющую за каждой парой (х, q) элементов из Хх() реальное число так, чтобы [УхеХ] а(х, q)=а(q, х), [УхеХ] х=(|<-»а(х, (|)=1. Данная задача решается с учетом результатов тестирования учеников старших классов школ с целью определения наиболее целесообразной профессиональной ориентации и формирования групп учеников.

На основании тестовой аттестации учеников старших классов определяется предварительный контингент обучаемых Х^ для которых будет проводиться обучение по ^ = 1,11 профессиям и разрядам ¡=1,т данного профиля. Значимость ¡-й профессии в этом случае оценивается следующим

образом: С! = ЦС:Хк , к=1,п. ¡=1

Значение 1-го разряда ]-й профессии определя-

. х) -

ется как С) =——, ¡=1,т .

1 т . ' 7

¡=1

Ограничениями могут быть количество учеников, технические ресурсы (специальное оборудование и вычислительная техника), объем финансирования, время работы преподавательского состава, потребности рынка труда.

Целевая функция оптимального распределения контингента обучаемых по профессиям с учетом ограничений записывается в виде

п п

j=i

j=i n R

2^хк<(3, В^хк<В, ££^гхк<Ф, где х - коли-

¡=1 ¡=1 j=lr=l

чество обучаемых; qj - время использования технических ресурсов для одного обучаемого j-й профессии; О - время использования вычислительной техники; Ь - затраты на повышение квалификации одного обучаемого j-й профессии;

В - финансирование; Ф - фонд времени работы преподавателей; tjr - норма времени на выполнение r-го вида обучения по j-й профессии; R - количество видов учебной деятельности; x° - потребности рынка труда.

Оптимальное распределение по разрядам

111 ' к

внутри профессии следующее: С]=£с]х —мпах,

i=l

- ill m

p=l,m, 2>;<x\ XJ <x0Ji, xj>0, Iq^<Q\ i=l i=l 111 . , m R .

Xbjx <BJ , IXt)x <Ф', где xJ - количество обу-

i=l i=lr=l

чаемых j-й профессии; q J - время использования технических ресурсов для одного обучаемого по i-му разряду j-й профессии; Qj - время использования вычислительной техники в j-й профессии; b j - затраты на повышение квалификации одного обучаемого по i-му разряду j-й профессии; Bj -финансирование j-й профессии; ФJ - фонд времени работы преподавателей j-й профессии; tj -норма времени на выполнение r-го вида обучения по i-му разряду j-й профессии; R - количество видов учебной деятельности; x°ji - потребности рынка труда в j-й профессии i-го разряда.

Предложенный подход лег в основу построения автоматизированной информационно-аналитической системы, обеспечивающей сбор и ведение соответствующей БД, поиск и анализ информации и формирование групп по профессиям и разрядам.

Литература

1. Анциферова В.И., Зольников В.К., Сербулов Ю.С. Информационная технология моделирования организационного управления и мониторинга учебного процесса // Моделирование систем и информационные технологии: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2006. Вып. Х. С. 78.

2. Фортинский Ю.К., Анциферова В.И. Декомпозиция задач моделирования управления организацией // Информационные технологии моделирования и управления. 2005. № 2 (20). С.171-178.

П

11

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЙТИНГА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

(Работа выполнена в рамках проекта по аналитической ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»)

Андреев В.В. (Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, v.andreev@jrsu.edu.ru)

В статье рассматриваются проблемы перехода на новую систему оплаты труда преподавателей вузов в соответствии с рейтинговой системой. Описан модуль информационной подсистемы «Рейтинг профессорско-преподавательского состава». Рассматриваются особенности внедрения и работы в информационной подсистеме.

Ключевые слова: информационная подсистема, рейтинговая карта, оплата труда, семантическая модель, база данных.

В современных экономических условиях подготовка высококвалифицированных кадров для

управленческих структур и совершенствование методов управления предполагают развитие при-

кладных дисциплин, обеспечивающих межпредметные связи в различных областях научных знаний. При исследовании системы управления в условиях неопределенности (когда недостаток информации представляется формализованными знаниями экспертов) используются передовые достижения, поскольку руководителю необходимо осуществлять анализ, планирование и синтез рациональных решений.

В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, по повышению социального статуса и профессионализма педагогов.

Они будут включать в себя следующие основные направления: повышение статуса педагогического работника, усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования, повышение профессионализма педагогических кадров.

В условиях реорганизации системы учреждений высшего профессионального образования, совершенствования финансирования педагогических кадров и введения персонифицированного финансирования в вузах вводится новая система оплаты труда на основе рейтинговых карт профессорско-преподавательского состава.

Целью рейтингового анализа, проводимого в Рязанском государственном университете (РГУ) им. С.А. Есенина, являются стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы, развитие творческой инициативы преподавателей. Результаты рейтингового анализа составляют информационную базу ректората и могут использоваться при избрании преподавателя на повторный срок работы, при решении о материальном и моральном поощрении преподавателей.

Например, выплату стимулирующих надбавок сотрудникам к заработной плате руководство РГУ осуществляет на основании рейтинговых карт профессорско-преподавательского состава. Обработка рейтинговых карт требует больших временных затрат и людских ресурсов, поэтому так актуально создание информационной подсистемы, позволяющей автоматизировать документооборот. Целью работы является создание модуля информационной подсистемы «Рейтинг профессорско-преподавательского состава» на основе Положения о рейтинговой системе оценки деятельности преподавателей РГУ.

Модуль информационной подсистемы должен учитывать все показатели профессиональной деятельности преподавателей вуза на протяжении отчетного периода, в результате складывается конечный рейтинг преподавателя. Принцип ведения

рейтинговой карты предполагает проведение следующих мероприятий: рейтинговая оценка на основании приказа ректора университета (один раз в год - в декабре); определение рейтинга преподавателей за календарный год (каждый показатель подтверждается соответствующей документацией в электронном виде).

Исходные данные для определения рейтинга преподавателей сводятся в одну общую таблицу (рейтинговая карта преподавателя), включающую восемь основных разделов: учебно-методическая работа; организационно-методическая работа; научная работа; повышение квалификации; воспитательная работа; работа по оказанию дополнительных образовательных услуг; спортивно-массовая работа; показатели, дающие дополнительные баллы. Все показатели рейтинговой карты имеют строго однозначную интерпретацию, и преподаватель должен придерживаться их принятого толкования. Контроль достоверности значений показателей осуществляют заведующий кафедрой и директор института (декан факультета). При предоставлении неверных сведений преподаватель не может претендовать на дополнительную надбавку к заработной плате.

Модуль реализован с помощью следующего инструментария: Microsoft Visual Web Developer 2008 Express Edition, Microsoft SQL Server 2005 Express Edition. Основным языком программирования выбран C#. С технической стороны информационная подсистема представляет собой расширения для web -сервера на основе ASP.net. Это позволяет работать с программой практически из любой точки мира, используя систему как в пределах одного здания (одной внутренней сети), так и объединяя с помощью Интернета несколько факультетов, филиалов, что важно для крупных учебных заведений.

Программа не зависит от платформы конечных пользователей. Доступ конечного пользователя к среде осуществляется через любой популярный браузер, например, Microsoft Internet Explorer, Opera и др. При создании модуля «Рейтинг профессорско-преподавательского состава» было проведено тестирование на разных программных платформах для обеспечения наибольшей совместимости. Требования к клиентскому компьютеру ограничены требованиями к операционным системам, способным работать с указанными браузерами.

Другим критерием при создании информационной подсистемы была возможность использования для хранения результатов разных СУБД, что потребовало жесткого следования SQL-стандартам. На данный момент программа способна использовать в качестве хранилища данных СУБД Microsoft SQL Server 2005, MySQL, Microsoft Access.

Логически все хранимые данные разбиваются на несколько БД. При использовании в пределах всего учебного заведения программа создает одну общую БД всех преподавателей, дисциплин, факультетов и дополнительно одну базу на каждый факультет и семестр. Разделение по факультетам и семестрам необходимо для дальнейшего помещения уже прошлых семестров в архив, кроме того, это позволяет создать распределенную БД и снизить нагрузку на локальную вычислительную сеть, разместив эти БД на разных ЭВМ.

Соответственно, требуется выделить хранилище для подобных данных. Хранилищем могут быть один или несколько компьютеров, минимальные требования к которым ограничены выбранной СУБД.

Для работы всей информационной системы необходим отдельный web-сервер. Это может быть Microsoft Internet Information Services, входящий в поставку любой версии Windows, начиная с Windows 2000. Также необходимо установить бесплатно распространяемые библиотеки Micro-soft.NET 2.0. Целевой сервер должен иметь доступ в сеть Интернет (или Интранет). При необходимости сервер информационной системы и сервер БД могут объединяться в одном компьютере. Системные требования следующие: х86-совместимый процессор с желательной частотой 1,6 МГц, оперативная память желательно 2 ГБ, 400 Мб свободного дискового пространства, Windows 2000/ XP/Vista - все версии, кроме Windows XP Home Edition и Windows Vista Home Basic(Premium).

Используемая операционная система должна быть лицензионной. Остальные средства (такие как Microsoft Visual Studio 2005 Express Edition, Microsoft SQL Server 2005 Express Edition и др.) либо распространяются для использования в пределах учебных заведений на бесплатной основе, либо входят в состав операционной системы.

Семантическая сеть - информационная модель предметной области в виде ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (ребра) задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Семантическая сеть является одним из способов представления знаний и отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений.

Рассматривая выбранную предметную область с этой точки зрения, получаем семантическую модель БД, отвечающую за модуль ввода данных о проведенной работе в рейтинговую карту преподавателя (см. рис.).

Любое мероприятие должно быть строго типизированным, то есть входить в список, одобренный администратором системы для проведения. Модуль проведенной работы имеет обязательные поля, такие как название, дата проведе-

ния, подтип мероприятия и количество студентов. Итоговый балл выводится автоматически на основании результатов. При этом необходимо учитывать, что он не может быть отрицательным числом. К любому мероприятию можно сделать текстовый комментарий.

БД информационной подсистемы содержит три таблицы.

Таблица Lec (данные преподавателя): id (идентификационный номер), name (имя преподавателя), login (логин), pas (пароль), rnms (комментарии), caf (идентификатор кафедры), fullname (полное имя).

Таблица Res (таблица результатов): id (идентификационный номер), date (дата проведения), count (количество студентов), ball (возможный балл), comms (комментарии), pos (текущий статус), parent (подтип), mark (результат участия), dir (показатель), result (результат участия), lec (идентификатор преподавателя).

Таблица Arts (данные о мероприятии): id (идентификационный номер), name (название), ball (итоговый балл), parent (подтип), isroot (редактируется администратором), min (минимальный балл).

Каждому преподавателю, находящемуся в БД, присваиваются индивидуальный логин и пароль для входа в систему. После аутентификации ему предлагается ввести данные о проведенной работе. Все записи разделены на логические блоки: учебно-методическая работа, организационно-методическая работа, научная работа, повышение квалификации, воспитательная работа.

Для успешного выполнения поставленных задач необходим удобный и дружественный интерфейс. В основе программных средств для реализации интерфейса лежат технологии HTML (необходим для создания первоначальной страницы без программного кода, то есть представляет собой полотно для дальнейшего выполнения задач) и ASP.NET (в сочетании с C# предоставляет возможность, используя одну страницу, решать множество задач).

Доступ к рейтинговой карте конкретного пользователя есть только у него в режиме про-

смотра и редактирования, а также у представителя деканата в том же режиме. Некоторые данные по мероприятиям могут вводиться только сотрудником деканата.

При заполнении или редактировании любого типа работы необходимо ввести следующие данные: подтип, указывающий количество часов в семестре, полное название работы, дата проведения. Данные параметры являются обязательными для внесения.

При разработке пользовательского интерфейса преследовалась главная цель - упростить работу с информационной системой, снабдив ее разнообразными подсказками и описаниями.

Литература

Андреев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Гордеев А.Д., Тебенькова Т.В. Рейтинговая система профессорско-преподавательского состава / Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2009614422 (зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 20 августа 2009 г.).

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

(Работа выполнена в рамках проекта по аналитической ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»)

Н.В. Герова, к.пед.н.

(Рязанский государственный университет им.. С.А. Есенина, n.gerova@rsu.edu.ru)

В статье рассматриваются особенности создания информационной подсистемы для рейтингового оценивания успеваемости студентов при модульном построении учебного процесса в рамках Болонской системы. Описана автоматизированная система рейтингового контроля качества знаний студентов вуза. Рассмотрены особенности реализации основных функций в информационной системе.

Ключевые слова: Болонский процесс, рейтинговая система оценки успеваемости, ER-модель, информационная система.

В условиях реформирования системы высшего образования изменяются подходы к оценке знаний и учету успеваемости студентов. Цель работы -создание информационной подсистемы, предназначенной для автоматизированного учета успеваемости студентов с использованием рейтингового метода оценивания. Анализ информационных систем управления учебным процессом показал, что в различных вузах России информационные системы разрабатываются с учетом специфики конкретного учебного заведения. Однако модернизация высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую систему требует разработки новых подходов к автоматизации учебного процесса, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынка труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в Болон-ский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, в комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года. В рамках этой программы предусматривается создание внутрен-

них механизмов контроля качества в образовательных учреждениях. Одной из задач, стоящей перед Рязанским государственным университетом (РГУ) им. С.А. Есенина в процессе перехода на Болонскую систему образования, является создание информационной подсистемы рейтингового контроля знаний студентов вуза. Использование этой системы обусловлено нормативными документами учебно-методической деятельности РГУ.

Целями создания и внедрения автоматизированной информационной подсистемы рейтингового контроля успеваемости студентов являются:

- повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

- усиление регулярного контроля над работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению);

- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ;

- усиление учебной дисциплины студентов, улучшение показателей посещаемости студентами занятий;

- активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.