А. П. Ковалев, Е. Н. Шаповалов, А. И. Вайнтрауб
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК ОБЪЕКТА НОВОЙ ПРИКЛАДНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ
Создание ракетно-космической техники стало одним из наиболее выдающихся научно-технических достижений ХХ века. В настоящее время нет практически ни одной области деятельности человека, в которой не использовались бы космические технологии.
Проблемы теории эксплуатации космических средств (КСр), как и других сложных объектов, относительно недавно стали предметом исследования. Удовлетворение потребностей, характерных для современного этапа развития человеческого общества, предполагает создание и эксплуатацию не отдельных изделий, а сложных систем, или комплексов, имеющих в своем составе большое количество разнообразных элементов, которые объединены в подсистемы нескольких уровней иерархии. Для эксплуатации таких комплексов необходим подготовленный эксплуатирующий персонал, включающий большое количество коллективов исполнителей различных специальностей и разных уровней подготовки. При этом, как свидетельствует накопленный опыт, достаточно часто возникают ситуации, которые в принципе не могут быть учтены при создании комплексов и которые должны решаться непосредственно при их эксплуатации. Это, в частности, проблемы использования комплексов в различных условиях, управления их состоянием, особенно при длительной эксплуатации, научно-методического обеспечения создания и функционирования системы эксплуатации КСр. В настоящее время можно говорить о закономерностях теории и практики эксплуатации КСр. Представление об эксплуатации КСр только как процессе реализации ранее принятых решений, в котором не возникает новых задач, требующих научно-технического решения, осталось в прошлом.
История создания КСр, накопленный опыт их эксплуатации и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже созданы достаточные предпосылки для решения задач проектирования системы эксплуатации (СЭ) КСр в целом, а не создания отдельных функциональных подсистем, важнейшими из которых являются подсистемы применения по назначению, поддержания требуемого состояния и подготовки эксплуатирующего персонала1.
На заре космической эры система эксплуатации КСр складывалась эмпирически. В первую очередь решались задачи опытной отработки средств выведения, создания необходимой инфраструктуры. Вопросы подготовки специалистов по эксплуатации КСр решались в ведущих военных вузах, где был накоплен опыт такой работы. В дальнейшем система подготовки кадров совершенствовалась с учетом потребностей практики и приобрела стройный вид на основе концепции подготовки специалистов по эксплуатации КСр2.
Практически организационная и функциональная структура СЭ КСр начала складываться только к середине 1960-х гг. Прототипами большинства КСр являлись образцы ракетного вооружения, в частности, большинство отечественных
© А. П. Ковалев, Е. Н. Шаповалов, А. И. Вайнтрауб, 2008
ракет-носителей (РН) — «Союз», «Протон», «Космос» — создано на базе боевых ракет. Каждый главный конструктор под проектируемые КСр разрабатывал свою нормативную базу эксплуатации на основе накопленного опыта. В основном это был опыт, приобретенный при эксплуатации КСр в ходе решения задач оборонного назначения, поскольку это направление имело бесспорный приоритет в те годы. Первые стартовые и технические комплексы были предназначены, прежде всего, для подготовки и пуска боевых ракет, способных доставлять боеголовки в любую точку земного шара. Задачи вывода космических аппаратов на околоземные орбиты не рассматривались в качестве первоочередных. Однако после первых успешных запусков космических аппаратов (КА) огромные возможности КСр в решении широкого круга фундаментальных и прикладных проблем стали очевидными. Кроме того, в эксплуатации КСр и ракетного вооружения обнаружились не только общие черты, но и существенные отличия. Поэтому уже с конца 1950-х гг. были развернуты исследования по ракетной и космической тематике, в том числе и по расширению областей их применения3.
Работы по космической тематике можно условно разделить на два направления: во-первых, интенсивное развитие инфраструктуры испытательных полигонов, на которых проводились запуски КА. Вначале активно развивались два полигона (Байконур и Капустин Яр), а с середины 1960-х гг. — и полигон Плесецк; во-вторых, дальнейшее развитие и совершенствование командно-измерительного комплекса, позволявшего осуществлять эксплуатацию КА различного назначения.
Обработка экспериментальных данных, полученных в результате запусков первых КА у нас в стране и в США в 1957-1961 гг., позволила сделать вывод о возможности использования космического пространства в военных целях, а также определить основные направления этого использования: наблюдение за земной поверхностью, связь, метеорология, навигация, геодезическое обеспечение и т. д. Поэтому в 1961 г. было принято постановление правительства СССР о создании КСр военного назначения. Утвержденный на основании этого постановления план был нацелен на решение военных задач в интересах всех видов Вооруженных Сил.
В октябре 1964 г. было создано Центральное управление космических средств Министерства обороны (ЦУКОС) с подчинением его заместителю министра обороны — Главнокомандующему РВСН. В подчинении ЦУКОС находился Центр по руководству разработкой и производством средств космического вооружения, созданный годом ранее.
В марте 1965 г. на базе Государственного комитета по оборонной технике было образовано Министерство общего машиностроения, которое стало головным в развитии ракетно-космической отрасли. С его созданием получила дальнейшее развитие конструкторская и производственная база космической отрасли, были построены новые космические центры.
Большое число различных задач, которые предполагалось решать с помощью КСр, существенно расширило требования к диапазону орбит КА по высоте и наклонению. Кроме того, КА в зависимости от назначения существенно отличались друг от друга и по массе, и по конструкции, и по бортовой аппаратуре. Все это предполагало необходимость использования нескольких типов РН (легкого, среднего и тяжелого классов), которые могли бы обеспечить выведение КА на заданные орбиты. Поскольку все РН создавались на базе боевых ракет, не предназначенных для выведения КА на околоземную орбиту, для них потребовалось разрабатывать дополнительные верхние ступени или разгонные блоки.
В течение десяти лет (1961-1970) было создано космическое вооружение первого поколения, предназначенное для обеспечения деятельности видов и родов войск.
В этот же период были получены существенные результаты в использовании КСр для народнохозяйственных и научных целей: пилотируемые полеты и эксперименты в космосе, осуществление мягкой посадки автоматического аппарата на поверхность Луны, исследование планет Солнечной системы, исследование свойств атмосферы и магнитного поля Земли и т. д.
Одна из основных проблем, возникших уже в те годы, была связана с повышением надежности и увеличением сроков активного существования КА. Такая же проблема была и у американцев, но в США имелась хорошая элементная база, что позволяло устанавливать приемлемые сроки их активного существования (3-5 лет), а на случай отказов — создавать запас резервных КА. Поэтому американцы могли вводить в строй космические системы, заказывая одновременно запас КА на весь период их эксплуатации (5-7 лет), в том числе и для возможных случаев замены КА на орбите. Серийное производство КА при этом прекращалось, а разработчики приступали к созданию систем нового поколения. Однако при этом был существенный минус: запаса КА, как показала практика, не хватало вследствие их недостаточной надежности.
В нашей стране проблему обеспечения надежности КСр решали в основном в двух направлениях: 1) разработка нормативно-технической документации на государственном уровне, 2) совершенствование организации эксплуатации КСр.
В рамках первого направления разрабатывались методы поддержания работоспособности КСр. Для этого принимались инструкции, предусматривавшие действия в случае появления возможных отказов, которые моделировались при создании КСр. Однако это приводило к увеличению продолжительности цикла изготовления КА (он составлял примерно 2 года) и, как следствие, к увеличению соответствующих затрат. Поэтому серийное производство КА сохранялось и в период их летной эксплуатации.
Организация эксплуатации КСр (второе направление) в 1960-е гг. осуществлялась службой вооружения РВСН с использованием объектов, органов, средств и методов, принятых для эксплуатации боевых ракетных комплексов. Большое количество измерительной техники, сложность ее обслуживания и конструктивные особенности КА потребовали создания специальных подразделений для эксплуатации этой техники.
В 1961 г. было введено Временное наставление инженерно-ракетной службы, которое заложило организационные основы эксплуатации средств полигонов и командноизмерительного комплекса4.
На первых порах служба вооружения РВСН обеспечивала решение всех задач эксплуатации КСр по аналогии с ракетным вооружением. Однако КСр все больше отличались по решаемым задачам и особенностям эксплуатации от боевых ракетных комплексов, поэтому разработка собственной системы эксплуатации КСр была насущной необходимо стью.
В середине 1960-х гг. началось формирование органов управления эксплуатацией на всех уровнях: от высшего (ЦУКОС) до низшего (части запуска и управления КА).
В этот период возникают новые задачи: ввод в эксплуатацию не отдельных образцов КСр, а космических комплексов; создание системы технического обслуживания КСр; определение номенклатуры и содержания документации по эксплуатации КСр, порядка ее разработки и приема заказчиком, установление системы технических готовностей КСр, правил рекламационной работы и т. д. В июне 1969 г. для решения этих вопросов
в ЦУКОС разрабатывается специальная программа «Организация и обеспечение боевой эксплуатации космических комплексов».
Возникла и задача создания базы хранения КСр. Для этой цели были выделены два арсенала РВСН. Арсеналы плохо обеспечивались испытательным оборудованием для проведения работ с РН и особенно КА. Поэтому КСр в основном хранились на предприятиях или на полигонах. Чтобы избежать истечения сроков хранения, такие РН и КА включались в план запусков до наступления установленных сроков проведения регламентных работ. Такая практика накладывала жесткие ограничения и часто приводила к переносу сроков запусков.
В марте 1970 г. ЦУКОС было преобразовано в Главное управление космических средств Министерства обороны (ГУКОС), что стало еще одним шагом на пути централизации руководства созданием и эксплуатацией КСр.
Основные направления развития орбитальных средств в 1971-1980 гг. были связаны с максимальным комплексированием задач на многоцелевых КА для совместного решения оборонных, научных и народнохозяйственных задач5. Большое значение придавалось таким вопросам, как совершенствование бортовой аппаратуры, снижение ее веса и габаритов, применение перспективных элементов и материалов. Что касается средств выведения, то в этой области планировалось создание трех перспективных РН вместо имевшихся десяти.
К концу 1970-х гг. основные комплексы второго поколения были созданы. Начала складываться новая структура КСр — единые космические системы связи, телевидения, ретрансляции, навигации, наблюдения, обеспечивающие дальнейшее повышение эффективности использования космического пространства. Создание КСр второго поколения привело к расширению использования КСр в интересах народного хозяйства (космическая связь, телевидение, исследование природных ресурсов Земли, медико-биологические и технологические исследования) и позволило кардинально разрешить ряд крупных военных и общегосударственных проблем, в частности6:
• повысить надежность и оперативность управления Вооруженными Силами страны;
• полностью охватить территорию страны трансляцией программ центрального телевидения (94 % — 1-я программа, 48 % — 2-я программа);
• обеспечить обмен телевизионными программами, телефонной связью с другими странами.
Особенностями КСр второго поколения являются:
1) создание КСр в рамках единых государственных программ;
2) разработка и реализация мероприятий по повышению боевой устойчивости космических систем, предусматривающих обеспечение их живучести в условиях ядерной войны и применения противокосмических средств различного типа;
3) повышение автономности функционирования и сроков активного существования КА путем повышения ресурса и надежности бортовых систем, применения перспективных материалов, а также путем использования бортовых компьютеров с функциями управления, диагностики и контроля;
4) унификация конструкции бортовых систем КА, снижение их веса и габаритов за счет внедрения унифицированных рядов КА;
5) ориентация на появление новых средств выведения и средств управления ими. Новые РН должны были обеспечить вывод полезных нагрузок различной массы на орбиты
широкого диапазона наклонений и высот, а средства управления — автоматизированное управление КА.
В этот период большое внимание уделялось принципам развития средств выведения — РН. Это было обусловлено тем, что практически отсутствовала унификация в вопросах их создания и эксплуатации. Использование различных компонентов ракетного топлива (КРТ), существенно отличавшихся по своим свойствам, создавало немало трудностей эксплуатирующему персоналу. Системы управления (СУ) разных РН значительно отличались друг от друга, что приводило к существенным различиям в их эксплуатации. Разработанные принципы развития средств выведения позволили упорядочить процессы их создания и эксплуатации. Большинство КА выводилось на круговые орбиты с примерно одинаковыми параметрами, поэтому было предложено ограничить число ступеней РН двумя. Для особых случаев (стационарная и высокоэллиптическая орбиты, межпланетные полеты) намечалось создание унифицированных разгонных блоков. Основными КРТ должны быть керосин (горючее) и жидкий кислород (окислитель). СУ должна иметь в своем составе бортовой компьютер для обеспечения движения по гибким траекториям.
Новым стал и подход к эксплуатации КСр (в частности, к полигонным испытаниям):
1) использование макетов РН при их отработке: грузогабаритного — для проверки транспортного, стыковочного (сборочного) и стартового оборудования; электрического — для отработки проверочно-пускового оборудования технического и стартового комплексов; заправочного — для испытаний средств заправки и слива КРТ. Это позволяло решать и задачи подготовки расчетов;
2) летная отработка РН при первых пусках должна была осуществляться с макетами КА, оснащенными телеметрическими и телевизионными средствами измерений.
Расширенное заседание научно-технического совета ГУКОС, состоявшееся в 1973 г., одобрило основные принципы создания ракетно-космических комплексов нового поко-ления7:
1. Все РН должны быть двухступенчатыми, создаваться, по возможности, на основе однотипных базовых элементов (ступеней, двигательных установок, СУ и т. д.) и иметь возможность маневра на активном участке выведения с целью увода отработавшей 1-й ступени в заданный район.
2. На РН должны использоваться высокоэффективные двигательные установки, работающие на нетоксичных КРТ; двигательные установки последних ступеней должны обеспечивать многоразовое включение.
3. СУ РН должна быть терминальной (гибкой), обеспечивать выведение КА на заданные орбиты с повышенной точностью, а прицеливание РН должно осуществляться без использования наземной аппаратуры.
4. Состав эксплуатирующего персонала должен быть минимально необходимым, а наземная аппаратура должна основываться на широком использовании средств вычислительной техники.
5. Должна быть предусмотрена расширенная система наземной отработки ракетнокосмических комплексов и их составных частей, а также разработаны методы оценивания технического состояния КСр.
Эти принципы были включены в «Основные направления развития КСр», утвержденные Правительством СССР в 1976 г.
Претворение в жизнь этих принципов происходило крайне медленно, т. к. отечественная промышленность не была готова к их реализации в полном объеме из-за недостаточности соответствующего научно-технического задела, перегруженности другими заказами, отсутствия необходимой производственной и испытательной базы. Кроме того, не были определены основные исполнители, ответственные за каждый класс перспективных РН, а это позволяло предприятиям и конструкторским бюро развивать имеющиеся заделы по старым разработкам, игнорируя требования заказчика и нарушая привязку КА к классам РН.
Размах деятельности в области создания и эксплуатации КСр в нашей стране в эти годы требовал проведения активных работ по стандартизации и унификации. В системе ГОСТов и ОСТов космическая техника получила самостоятельное направление. Выпускались стандарты, определяющие основные понятия и охватывающие все стороны эксплуатационной деятельности: порядок приема КСр на вооружение, техническое обслуживание, рекламационную работу и т. д. В ГУКОС был создан специальный отдел, который осуществлял надзор за соблюдением стандартов и оказывал помощь военным представительствам на предприятиях.
Многие вопросы были настолько сложны, что требовали предварительной разработки и выпуска отдельных межотраслевых положений, в частности о порядке разработки КСр, приборов, построения системы управления качеством и обеспечения надежности и др.
Большую роль в упорядочении работ по созданию КСр, благодаря единому подходу, высоким требованиям, ясности и однозначности их толкований, сыграло «Положение о порядке создания и серийного производства ракетных и космических комплексов»8. Оно регламентировало порядок проведения и основное содержание работ в процессе создания и серийного производства ракетных комплексов стратегического назначения и космических комплексов, входящих в их состав систем, а также порядок отчетности, контроля и подготовки решений об окончании работ на всех стадиях создания комплексов.
В Положении были определены все вопросы, связанные с созданием ракетных и ракетно-космических комплексов:
• стадии проведения опытно-конструкторских работ и серийного производства ракетных и космических комплексов;
• порядок разработки, согласования и выдачи технических и тактико-технических заданий;
• порядок проведения работ в соответствии с единым сквозным планом создания комплекса (программы обеспечения надежности, порядок разработки проектной и рабочей документации, порядок изготовления опытных изделий и проведения наземной отработки, дополнительные требования при производстве КСр для пилотируемых полетов и т. д.);
• организация проведения летных испытаний;
• порядок подготовки документации и проведения серийного производства изделий.
В дальнейшем Положение неоднократно дорабатывалось и корректировалось с учетом накопленного опыта.
Весьма сложными оказались вопросы, связанные с разработкой и внедрением руководящих документов, определяющих требуемый уровень качества КСр.
На предприятиях создавались группы надежности, в их состав входили военные представители9. Их работа регламентировалась специальным положением о подразделениях надежности (ПН-76). С конца 1970-х гг. по результатам этой работы в ходе создания КСр стали разрабатываться следующие документы: 1) планы повышения надежности, 2) программы обеспечения надежности, 3) комплексные программы экспериментальной отработки, 4) программы обеспечения безопасности.
В 1970-е гг. и позже по подсчетам авторов было разработано более 260 организационнотехнических и 250 методических ГОСТов и ОСТов по управлению качеством и надежностью КСр. К концу 1970-х гг. в нашей стране был достигнут достаточно высокий уровень надежности РН - 0,96 (процент удачных запусков). Достаточной для выполнения целевых задач была и надежность КА.
Важным шагом в становлении и совершенствовании СЭ КСр стало введение в действие в середине 1970-х гг. «Руководства по эксплуатации КСр». В этом документе был не только обобщен накопленный опыт, но и определен порядок проведения всех этапов эксплуатации КСр, указаны задачи органов управления эксплуатацией, конкретизирован порядок решения частных, но крайне важных вопросов: допуск эксплуатирующего персонала к эксплуатации, учет и отчетность, обеспечение технологической дисциплины и т. д.
Накопленный опыт эксплуатации КСр свидетельствовал о существовании насущной потребности в повышении оперативности запусков КА. Для этого были выделены три уровня технических готовностей КСр, определяющие их состояние. В начале 1970-х гг. была начата разработка технологии сокращенной подготовки РН и КА к применению. Для вновь создаваемых КСр разработка сокращенных технологических графиков предусматривалась в тактико-техническом задании. Для решения этих и других эксплуатационных проблем потребовалось создание научного учреждения. В 1977 г. в Центральном научно-исследовательском институте КСр было создано управление эксплуатации КСр.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1980 г. были утверждены «Основные направления развития КСр до 1995 г.» и «Программа вооружения космическими средствами на 1981-90 гг.».
Этими документами предусматривалось:
1) достижение разумной степени универсализации космических систем до уровня обеспечения возможности одновременного массового оперативного обслуживания нескольких потребителей;
2) обеспечение высокой пропускной способности орбитального звена космических систем до уровня непосредственного удовлетворения потребностей отдельных боевых единиц и тактических звеньев армии;
3) создание необходимого научно-технического задела, достаточного для надежного парирования любой военно-технической возможности появления у КСр противника потенциала, базирующегося на широком использовании боевых космических комплексов.
С развитием космического вооружения качественно и количественно росли войсковые формирования. К концу 1970-х гг. объективно сложились условия для центрального подчинения космических частей министру обороны. Подчиненность ГУКОС Главнокомандующему РВСН значительно ограничивала его возможности. Поэтому с начала 1980-х гг.
ГУКОС выводится из состава РВСН и становится головной организацией Министерства обороны, отвечающей за разработку, развитие и эксплуатацию КСр.
СЭ КСр в эти годы продолжала совершенствоваться. В апреле 1982 г. в ГУКОС создается управление эксплуатации КСр. На космодромах (полигонах) были созданы отделы эксплуатации КСр.
В целях совершенствования управления космической деятельностью приказом министра обороны с февраля 1986 г. ГУКОС было реорганизовано в Управление начальника космических средств10. Такое решение обеспечивало более гибкий подход к решению задач эксплуатации КСр в условиях существенно меньшего, чем в США, финансирования. Так, в 1989 г. США на космические программы выделяли 29,6 млрд долларов, СССР — 6,9 млрд руб., из них: на военные программы — 22,8 млрд долларов и 3,9 млрд руб., на народнохозяйственные и научные исследования — 3 и 1,7, на программы развития средств выведения КА многоразового использования — 3,8 и 1,3 соответственно. Уровень наших расходов на космос составлял порядка 1,5 % государственного бюджета11. С конца 1980-х гг. возникли проблемы в организации руководства космическими программами. Предприятия ракетно-космической отрасли были переданы в министерство промышленности РФ, при этом для улучшения управления они стали объединяться в концерны, которые вошли в состав ассоциации «Рособщемаш», учрежденной в октябре 1991 г.
30 декабря 1991 г. главами государств Содружества Независимых Государств было принято соглашение, благодаря которому вся инфраструктура КСр фактически осталась в ведении ВС РФ. Предотвращению катастрофического разрушения наземной космической инфраструктуры и орбитальных группировок КА во многом способствовало создание
в августе 1992 г. Военно-космических сил (ВКС) как рода войск центрального подчине-
12
ния .
Создание и становление ВКС пришлось на период распада СССР, глубокого реформирования экономической и политической системы нашей страны, проявлениями которого явились резкое снижение объемов финансирования космической деятельности и существенное изменение взглядов на возможные формы межгосударственного противодействия13.
Достигнутый к началу 1990-х гг. уровень развития КСр позволил начать их широкое использование для информационной поддержки и обеспечения боевых действий, в первую очередь, в ходе разрешения локальных конфликтов. Поэтому создание ВКС было объективно обосновано необходимостью обеспечения безопасности России. Наличие в структуре Вооруженных Сил Российской Федерации космической компоненты в значительной мере способствовало повышению эффективности решения ими основных задач. В частности, космические системы позволили практически полностью компенсировать утрату ряда наземных станций предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, элементов радионавигационных систем, которые оказались вне территории России.
Принятое в 1997 г. решение о ликвидации ВКС и передаче космических частей в состав РВСН существенно снизило эффективность функционирования космических систем: сократился состав орбитальной группировки КА, значительно (в несколько раз!) были снижены объемы бюджетного финансирования многих космических программ14.
К приоритетным задачам, стоящим перед созданными в 2001 г. Космическими войсками, относятся скорейшее восполнение орбитальной группировки КА и поддержание ее состава, а также поддержание на высоком уровне технического состояния объектов космической инфраструктуры.
Таковы основные вехи становления и развития системы эксплуатации КСр и основные научно-практические проблемы эксплуатации КСр, решение которых обусловило это развитие.
Список используемых аббревиатур
КСр — космические средства;
РН — ракета-носитель;
КА — космический аппарат;
СЭ — система эксплуатации;
СУ — система управления;
КРТ — компоненты ракетного топлива;
ЦУКОС — Центральное управление космических средств;
ГУКОС — Главное управление космических средств;
РВСН — Ракетные войска стратегического назначения;
ВКС — Военно-космические силы.
1 Теория и практика эксплуатации объектов космической инфраструктуры. СПб., 2006. Т. 1. Объекты космической инфраструктуры / Е. Н. Шаповалов, А. П. Ковалев, В. И. Звягин и др. С. 355-365.
2 Звягин В. И. Становление и развитие системы подготовки специалистов по эксплуатации космических средств в ВКА имени А. Ф. Можайского // Труды научно-практической конференции «Военно-космическая деятельность России — истоки, перспективы, состояние». СПб., 2005. С. 78-79; Ковалев А. П., Фатеев В. Ф., Гузенко В. Л., Птуш-кин А. И., Звягин В. И., Шаповалов Е. Н. Реализация концепции сквозной эксплуатационной подготовки в учебном процессе Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского // Материалы 6-й междунар. науч.-практ. конф. «Санкт-Петербург в образовательном пространстве России». СПб., 2003. С. 97-98.
3 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1998. Кн. 2. Становление Военно-космических сил. С. 31-36.
4 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1997. Кн. 1. Космонавтика и Вооруженные Силы. С. 182-186.
5 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1997. Кн. 1. Космонавтика и Вооруженные Силы. С. 204-218.
6 Теория и практика эксплуатации объектов космической инфраструктуры. СПб., 2006. Т. 1. Объекты космической инфраструктуры / Е. Н. Шаповалов, А. П. Ковалев, В. И. Звягин и др. С. 27.
7 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1997. Кн. 1. Космонавтика и Вооруженные Силы. С. 235-240.
8 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1997. Кн. 1. Космонавтика и Вооруженные Силы. С. 254-257.
9 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1997. Кн. 1. Космонавтика и Вооруженные Силы. С. 260-261.
10 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1998. Кн. 2. Становление Военно-космических сил. С. 86-90.
11 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 1998. Кн. 2. Становление Военно-космических сил. С. 121-125.
12 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 2001. Кн. 3. Военно-космические силы в период радикальной перестройки космической деятельности России. С. 6-20.
13 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 2001. Кн. 3. Военно-космические силы в период радикальной перестройки космической деятельности России. С. 46-62.
14 Военно-космические силы (военно-исторический труд): В 3 кн. М., 2001. Кн. 3. Военно-космические силы в период радикальной перестройки космической деятельности России. С. 303-309.