Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 89-93. УДК 316.422
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТАТАРСТАНА: ОТ СУВЕРЕНИТЕТА К УНИВЕРСИАДЕ И ИННОПОЛИСУ (1990-2015)
MAIN MILESTONES OF SOCIOCULTURAL EVOLUTION OF TATARSTAN: FROM THE SOVEREIGNTY TO UNIVERSIADE AND INNOPOLIS (1990-2015)
С.А. Сергеев
S.A. Sergeev
Казанский национальный исследовательский технологический университет Kazan National Research Technological University
Статья поступила в редакцию 9 июля 2015 г.
Республика Татарстан как один из регионов Российской Федерации на протяжении последней четверти века (1990-2015 гг.) проделала значительную эволюцию: от политики суверенитета 1990-х гг., вызывавшей определенные трения в отношения с федеральным центром, региональная политическая элита в 2000-2010-е гг. перешла к намного менее идеологизированной и конфронтационной политике, которую можно, перефразируя известное изречение, образно назвать политикой «инноваций и зрелищ». Побудительные стимулы к развитию исходили как извне республики, так и изнутри нее. Побудительным стимулом извне стало давление федерального центра, вынуждавшего руководство республики отказываться от политических амбиций, которые выражались в 1990-е гг. в требовании суверенитета республики. Внутренний стимул - стремление региональной элиты Татарстана к лидерству, к тому, чтобы республика «всегда была среди первых», к сохранению и приумножению достигнутого уровня жизни в республике. В совокупности эти стимулы породили политику «инноваций и зрелищ»: проводятся, с одной стороны, масштабные зрелищные мероприятия, которые повышают известность республики, как празднование 1000-летия Казани в 2005 г. и проведение Универсиады в 2013 г., с другой - разворачиваются такие масштабные инновационные проекты, как строительство «города будущего» Иннополиса в 2013-2015 гг. Инновационный тренд был закреплен в программе стратегического развития «Татарстан - 2030», принятой в 2015 г. В то же время эти проекты в значительной мере зависят от финансовой поддержки федерального центра.
The Republic of Tatarstan as one of regions of the Russian Federation for the last quarter of the century (1990-2015) made a considerable evolution: from the policy of the sovereignty of the 1990th causing certain friction in the relations with the federal center, the regional political elite in the 2000-2010th preferred much more less ideologized and confrontational policy, which we can name the policy of «innovations and shows». Incentive to development proceeded both from the outside of the republic, and from within it. Pressure of the federal center compelling the regional leaders to refuse political ambitions which were expressed in the 1990th in the requirement of the sovereignty of the republic became incentive from the outside. Internal incentive is the aspiration of regional elite of Tatarstan to leadership, to that the republic «always was among the first», to preservation and enhancement of the reached standard of living in the republic. In total these incentives generated policy of «innovations and shows»: on the one hand, large-scale spectacular actions as celebration of the 1000 anniversary of Kazan in 2005 and carrying out Universiade in 2013 which increase popularity of the republic are carried out, with another - such large-scale innovative projects as construction of «the city of the future» Innopolis in 20132015 are developed. The innovative trend was fixed in the program of strategic development «Tatarstan - 2030», accepted in 2015. At the same time these projects considerably depend on financial support of the federal center.
Ключевые слова: Республика Татарстан, суверенитет, инновации.
Key words: Republic Tatarstan, sovereignty, innovations.
Введение. Социокультурное развитие, как и другие социальные процессы, - процесс одновременно и стихийный и управляемый. Социокультурная эволюция общества может происходить как стихийно, как сумма усилий индивидов и групп, выбравших определенный образ жизни и стремящихся ему следовать, так и в результате целенаправленных действий, предпринимаемых государственной властью.
Социокультурную эволюцию государства или региона можно проследить по сме-
няющим друг друга кратким определениям, характеризующим суть изменений, происходящих в тот или иной период. Они могут быть даны государственной властью, а могут быть плодом творчества независимых интеллектуалов или общества. Определения эти могут носить политико-экономический характер («новая экономическая политика», «ускорение»), принимать вид литературной метафоры («оттепель») и т. п. При этом необходимо осознавать, что эти краткие определения содержат в себе больше, чем кажется
© С.А. Сергеев, 2015
90
С.А. Сергеев
на первый взгляд, не ограничиваясь непосредственно присутствующими в названии экономическим, политическим или культурным аспектами, но охватывая все из них. Нэп затронул все стороны жизни СССР 1920-х гг., а не только экономику, как и «оттепель» -не только культуру.
Обзор литературы. Общие принципы социокультурного похода к общественному развитию были заложены П. Сорокиным [1] и М. Вебером [2]; в дальнейшем они были развиты Н. Лапиным, предложившем оригинальный антропосоциетальный подход, применяемый в дальнейшем к исследованию развития российских регионов [3]. Среди авторов, изучавших взаимосвязь политики и культуры в российских регионах, следует назвать С. Рыженкова, Г. Михалеву (Люхтерхандт) [4], Р. Туровского [5].
Социокультурное развитие Республики Татарстан (далее РТ) в 1990-е гг. анализировалось в работах С.А. Сергеева и З.Х. Сергеевой [6], В.А. Беляева [7]. Итоги социокультурного развития Татарстана в 1990-2000-е гг., в том числе тренд на инновационное развитие и модернизацию, особенности региональной элиты Татарстана, охарактеризованы в работах А.Л. Салагаева, С.А. Сергеева, Л.В. Луч-шевой [8-10].
Гипотезы и методы исследования.
Что было основной движущей силой социокультурной эволюции Республики Татарстан в 1990-2000-е гг.? По нашему предположению, стимулы к развитию исходили как извне республики, так и изнутри нее. Стимулом извне стало давление федерального центра, вынуждавшего руководство республики отказываться от политических амбиций, которые выражались в 1990-е гг. в требовании суверенитета республики. Внутренним стимулом стало стремление региональной элиты Татарстана к лидерству, к тому, чтобы республика «всегда была среди первых», к сохранению и приумножению достигнутого уровня жизни в республике. В совокупности эти стимулы породили политику «инноваций и зрелищ»: в республике проводятся, с одной стороны, масштабные зрелищные мероприятия, которые повышают ее известность, с другой - разворачиваются масштабные инновационные проекты.
Чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, нами был проанализирован ряд текстовых сообщений печатных и электронных СМИ, стратегическая программа развития «Татарстан-2030» [11], про-
ведено 25 экспертных интервью (подробнее см. [12]), а также использованы результаты двух опросов общественного мнения, проведенных в 2013 и 2014 г. Центром перспективных экономических исследований (ЦПЭИ) Республики Татарстан и социологами Казанского федерального университета (в ноябредекабре 2013 г. и в декабре 2014 г. было опрошено соответственно 1200 и 1150 жителей республики) [13].
Результаты исследования. 30 августа 1990 г. Верховный Совет Республики Татарстан принял Декларацию о государственном суверенитете. Бывшие автономии, провозглашая суверенитет, с ведома и поощрения союзного центра открывали «второй фронт» против тогдашнего руководства России во главе с Б. Ельциным. Примечательно, что в Декларации о государственном суверенитете не указывалась субъектность Татарстана: является ли республика субъектом РСФСР и СССР или входит напрямую в СССР. Провозглашение суверенитета стимулировало рост сепаратизма и открыло череду конфликтов 1991-1993 гг.
Республиканское руководство сорвало в 1991 г. референдум по вопросу о введении поста президента России и выборы российского президента 12 июня 1991 г. Поддержка республиканским руководством ГКЧП и угроза ареста побудили региональную элиту имитировать угрозу этнического конфликта, разыграв, как тогда говорили, «национальную карту» [14, с. 309]. После некоторой нормализации обстановки был проведен референдум по вопросу о статусе республики.
Референдум 21 марта 1992 г. имел запутанную формулировку, включавшую, помимо прочего, упоминание о международной правосубъектности республики (при этом Верховный Совет Республики Татарстан дал разъяснение, что данный вопрос не подразумевает выход из России). С этой формулировкой согласилось 61,4 % принявших участие в голосовании и 50,2 % от имевших право голоса. Ситуацию можно было назвать патовой: федеральный центр не мог восстановить контроль над республикой без применения силы, но и региональная элита столкнулась с существенной оппозицией своим планам.
Длительные переговоры делегаций Татарстана и России завершились компромиссом: в феврале 1994 г. был подписан «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий меж-
Основные вехи социокультурной эволюции Татарстана...
91
ду органами государственной власти РФ и Республики Татарстан». Компромисс основывался на фактическом разделе сфер влияния: руководство Татарстана признавало вхождение Татарстана в Российскую Федерацию, но на особых условиях. Татарстан перечислял федеральному центру налоги (в меньших пропорциях, чем другие регионы), проводил на своей территории общефедеральные выборы, но возможности вмешательства федерального центра во внутреннюю жизнь республики были минимальны. Так, местное самоуправление на уровне городов и районов Татарстана было введено в полном объеме лишь в 2005 г. (до этого оно существовало лишь на уровне сел и деревень, а на уровне городов и районов действовали местные органы государственной власти).
Социокультурная ситуация в Татарстане 1990-х гг. характеризовалась следующими чертами: введение паритетного двуязычия в учреждениях образования (преподавание русского и татарского языков в одинаковых объемах [8, с. 180-194]), преобладание этнических татар в исполнительной власти [8, с. 48-78], резкая диспропорция в количестве православных и мусульманских религиозных организаций [8, с. 195]. На знаковосимволическом уровне отмечалось доминирование республиканской символики (красно-бело-зеленый флаг Татарстана в 1990-е гг. встречался куда чаще российского триколора), старательное подчеркивание особости республики и ее отличии от «остальной России».
Начиная с лета 2000 г., когда Конституционный Суд РФ признал неконституционным положение о суверенитете республик в составе России, ситуация стала меняться. Впрочем, изменения были постепенны, и реакция региональной элиты на эти изменения была далеко не доброжелательной. Сопротивление оказывалось и открытию в Татарстане отделения федерального казначейства, и вручению российских паспортов нового образца [14, с. 321-322]. А принятие новой редакции Конституции Татарстана состоялось лишь в 2002 г.
Политика суверенитета уходила в прошлое. На смену ей в Татарстане шла политика зрелищ. Ее основными чертами были деидеологизированность, развлекательность и консьюмеризм. «Развлекайтесь и забудьте о политике», - такой мессидж посылала региональная элита массам, и массы охотно его приняли. Политика зрелищ способствовала решению одновременно нескольких задач.
Лозунг суверенитета республики имплицитно подразумевал политическую мобилизацию как сторонников суверенитета, так и противников (что наблюдалось в 1991-1993 гг.). Но политическая активность масс была совсем ни к чему региональной элите, наоборот, она всячески убеждала федеральный центр, что ситуация в республике полностью под ее контролем. Для электорального авторитаризма, допускающего выборы (с неизменным результатом в пользу «партии власти»), любой политический активизм потенциально опасен. Во-вторых, посткоммунистические авторитарные режимы, вероятно, по инерции, считают необходимым «указывать путь», давать обществу определенные идейно-мировоззренческие установки. Лозунг суверенитета нужно было чем-то заменить, иначе возникал идеологический вакуум. В-третьих, политика зрелищ дает хороший предлог просить федеральный центр о субсидиях. И, в-четвертых, подобная политика, если праздники и соревнования имеют международный характер, позволяет повысить узнаваемость региона, улучшить его репутацию.
Первой крупной вехой в реализации Татарстаном политики зрелищ стало празднование летом 2005 г. тысячелетия Казани. Оно включало в себя ряд событий, растянувшихся почти на два с половиной месяца: открытие мечети Кул Шариф в казанском Кремле, возвращение в Казань списка Казанской иконы Божьей матери, проведение саммита глав СНГ и Госсовета РФ, открытие казанского метро и др.
В целом опыт празднования казанского миллениума для его организаторов можно признать удачным, несмотря на то, что одним из побочных эффектов празднования стало появление у Казани муниципального долга [15], а общие затраты составили около 90 млрд руб., в том числе 12 млрд руб. из федерального и 38,6 млрд руб. из регионального бюджета. Кроме того, спешная реконструкция исторического центра Казани привела к тому, что этот центр оказался в значительной мере уничтожен [16].
Команда нового мэра Казани, пришедшая к власти в конце 2005 - начале 2006 гг., поставила амбициозную цель - добиться проведения в Казани Универсиады (разумеется, без поддержки руководства республики и России это было невозможно). Кроме соображений престижа, продолжать «политику зрелищ» заставлял вполне прагматичный мотив - городу были необходимы сред-
92
С.А. Сергеев
ства на развитие. После того как Международная федерация студенческого спорта в 2008 г. приняла решение о проведении в Казани летней Универсиады 2013 г., в строительство спортивных сооружений и инфраструктуру города было вложено 228 млрд. руб. [17] Неудивительно, что кредитные рейтинги региона из-за высокого уровня закре-дитованности снизились. Но президент Республики Татарстан Р. Минниханов заявил, что не видит в этом ничего страшного: «Я по этому поводу вообще не переживаю... Рейтинг доверия населения для меня важнее, чем рейтинг закредитованности» [18]. Он также заметил, что Казань за время подготовки к играм преобразилась: без поддержки федерального центра на столь масштабную модернизацию всего города потребовалось бы не менее 15 лет [19]. Впрочем, как только активная фаза строительства закончилась, рейтинги пошли вверх. Впечатляющим шоу в день открытия и итогом соревнований также осталось, по-видимому, довольно и российское руководство. Политика зрелищ продолжается: летом 2015 г. в Казани проведен чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 г. Казань, вероятно, станет одним из городов, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу.
Но, вероятно, уже в ходе подготовки к Универсиаде руководство Татарстана стало понимать ограниченность и односторонность ставки исключительно на спортивные зрелища. После того, как президентом Республики Татарстан в начале 2010 г. стал Р. Минниханов, предпринимаются попытки позиционировать Татарстан не только как спортивный, но и как инновационный регион. С 2010 г. начинается проработка создания в Татарстане IT-деревни - места, где могли бы жить, работать и отдыхать российские и зарубежные IT-специалисты. В конце 2011 г. проект получил название «Иннополис», 9 июня 2012 г. президент Д. Медведев дал ему старт, приняв участие в закладке капсулы с посланием будущим жителям, а 9 июня 2015 г. премьер-министр Д. Медведев официально открыл новый город [20]. Первая очередь Иннополиса рассчитана для жизни и работы 5 тыс. человек. Планируется, что через 15 лет его будут населять около 150 тысяч человек: IT-специалисты, их семьи, студенты и преподаватели IT-университета, обслуживающий персонал.
Интересно, что согласно данным опроса, проведенного Центром перспективных экономических исследований (ЦПЭИ) и социо-
логами Казанского федерального университета, жители республики примерно в равной степени поддерживают инновационные и спортивные амбиции республики: слоган «Татарстан - инновационный центр России» в 2014 г. поддержали 20,9 % опрошенных, а слоган «Татарстан - спортивный центр России» - 18,1 %. Возможно, причина этого в интенсивности пропаганды того или иного лозунга: в 2013 г. (год Универсиады) в пользу «инновационного центра» высказались 14,7 % респондентов, а в пользу «спортивного центра» - 25,8 % опрошенных. При этом в 2013 г. лидировал слоган «Татарстан - спортивный центр России», а в 2014 г. на первое место неожиданно вышел слоган «Татарстан - молодежный центр России» (26,6 %) [13]. Какое содержание вкладывается в понятие «молодежный центр», не совсем понятно, но, скорее всего, оно ближе к «политике зрелищ», чем к инновационной политике.
В конце 2014 - начале 2015 гг. общественности республики была представлена Стратегическая программа развития республики «Татарстан-2030» (далее - Стратегия) [11], разработанная консорциумом из 9 научно-исследовательских организаций во главе с Леонтьевским центром. После обсуждения она 10 июня 2015 г. была утверждена Госсоветом Республики Татарстан.
Если характеризовать Стратегию в целом, то она, скорее, поддерживает инновационный тренд развития, нежели «политику зрелищ». В то же время для нее характерно стремление охватить все направления экономического развития: от авиастроения до сельского хозяйства. Другой ее недостаток -это wishful thinking, принятие желаемого за действительное. Так, говоря о развитии человеческого капитала (раздел 3.1), авторы справедливо утверждают, что в ближайшие 10-15 лет численность родившихся в республике будет сокращаться [15, с. 62]. Но буквально тут же говорится о дальнейшем росте показателей рождаемости! [15, с. 64]. Справедливости ради следует сказать, что в окончательном варианте Стратегии авторы (вероятно, учтя критику в свой адрес) несколько снизили прогнозные показатели рождаемости с 1,96 - 2,05 к 2030 г. до 1,838 [15, с. 64]. Но эта цифра столь же малореалистична.
Авторы Стратегии также не смогли или не захотели рассматривать вопрос о политическом развитии республики. Конечно, можно представить - и не только теоретически -
Основные вехи социокультурной эволюции Татарстана...
93
длительное успешное экономическое развитие в условиях электорального авторитаризма (не случайно лидерам Татарстана так интересен опыт Сингапура). Но повторение сингапурского опыта на Средней Волге, мягко говоря, маловероятно.
Выводы. Траектория социокультурного развития Татарстана в течение 19902015 гг. претерпела значительные изменения. В 1990-е гг. проводилась политика суверенитета. Но претензии Республики Татарстан на «особость» обернулись обособленностью. Испытывая, с одной стороны, давление федерального центра, а с другой - пытаясь реализовать возросшие амбиции, региональная политическая элита в 2000-2010-е гг. перешла к политике «инноваций и зрелищ». Проведение ее помогает решить одновременно несколько задач: повышение известности Республики Татарстан в России и в мире, снижение политической активности (политическая демобилизация) населения и др. Однако зиждется она на основе, которую трудно назвать прочной, - финансовая поддержка федерального центра.
1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М. : Политиздат. - 543 с.
2. Вебер М. Избранные произведения. -М. : Прогресс, 1990. - 808 с.
3. Лапин Н. И. Антропосоциетальный подход // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т. IX. - № 3. -С. 25-42.
4. Политика и культура в российской провинции. Новгородская, Воронежская, Саратовская, Свердловская области / под ред. С. Рыженкова, Г. Люхтерхандт-Михалевой (при участии А. Кузьмина). - М.; СПб. : ИГПИ: Летний сад, 2001. - 267 с.
5. Туровский Р. Центр и регионы, Проблемы политических отношений. - 2-е изд. - М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 399 с.
6. Сергеев С. А., Сергеева З. Х. Этнокультурная политика и этнический национализм в Татарстане // Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследований социокультурных перемен. -Казань : Терра-консалтинг, 1999. - С. 187198.
7. Беляев В. А. Менталитет жителей Татарстана // Россия и мусульманский мир. -2007.- № 2.- С. 33-45.
8. Салагаев А. Л., Сергеев С. А., Лучше-ва Л. В. Новые проблемы и противоречия социокультурного развития Республики Татарстан. - Казань : КНИТУ, 2011. - 252 с.
9. Салагаев А. Л., Сергеев С. А., Лучше-ва Л. В. Республика Татарстан: социокультурный портрет в динамике развития // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 3. - С. 325-333.
10. Салагаев А. Л., Сергеев С. А. Региональная элита Республики Татарстан: структура и эволюция // Полития. - 2013. - № 2. -С. 74-85.
11. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. - URL : http://www.tatarstan2030.ru/content1 (дата обращения: 25.11.2014).
12. Салагаев А. Л., Сергеев С. А., Луч-шева Л. В. Противоречия и конфликты инновационного развития Республики Татарстан // Конфликтология. - 2011. - № 1. -С. 81-95.
13. Ермолаева П., Носкова Е., Шакирова А. Татарстанцы поверили в инновации больше, чем в спорт? - URL : http://www. business-gazeta.ru/article/128686/ (дата обращения: 25.11.2014).
14. Сергеев С. А. Политическая оппозиция в современной России: федеральный и региональный аспекты. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 464 с.
15. Метшин И. Казань - третья столица. И точка. - URL : http://www.metshin.ru/ interview/o32 (дата обращения: 25.11.2014).
16. Сергеев С. А., Сергеева З. Х. Казань: культурные символы и «гений места» // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 24. - С. 166-170.
17. Со студенческим размахом // Ком-мерсантъ-Власть. - 2013. - № 26. - 8 июля.
18. Минниханов Р. Мы же не проели эти деньги // Коммерсантъ-Власть. - 2013. -№ 26. - 8 июля.
19. Дмитрий Медведев и Рустам Минниханов подвели итоги Универсиады. -URL : http://www.business-gazeta.ru/article/8 4196 (дата обращения: 25.11.2014).
20. Платонов О., Вильданова Э. Дмитрий Медведев: «В Иннополисе - вся идея, чем мы занимались несколько лет!». - URL : http://www.business-gazeta.ru/article/134265 (дата обращения: 25.11.2014).