* Инвестиции
MAIN CONDITIONS OF GROWTH OF INVESTMENT APPEAL OF OIL SECTOR OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Limar Anastasia Alekseevna, Student
Skorokhodova Irina Georgiyevna, PhD of Economics, Assistant Professor,
Chairs of Economics and Technology of Management North-Caucasian Federal University, Stavropol
In our country important the branch forming the budget and the main exporter of the country is oil branch. The condition of oil sector of economy influences social and economic position of the country and development of other branches of economy. Competitive advantages of the foreign companies can strengthen deficiency of investments into the national oil companies considerably, therefore it is necessary to form beforehand strategy of growth of investment appeal of the domestic oil companies on long-term prospect.
Keywords: oil branch; investment appeal; foreign investors; oil sector of economy, holding structures, the investment policy; modernisation; deficiency of the investments; competitive advantages; investment activity.
УДК 332.146:[338.45:622.
276]
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РОСТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Лимарь А.А., 2012 © Скороходова И.Г., 2012
ЛИМАРЬ Анастасия Алексеевна,
студентка
СКОРОХОДОВА Ирина Георгиевна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедры Экономики и технологии управления
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
Важной бюджетообразующей отраслью и главным экспортером нашей страны является нефтяная отрасль. Состояние нефтяного сектора экономики влияет на социально-экономическое положение государства и развитие других отраслей экономики. Дефицит инвестиций в национальные нефтяные компании могут значительно усилить конкурентные преимущества иностранных компаний, поэтому необходимо заблаговременно формировать стратегию роста инвестиционной привлекательности отечественных нефтяных компаний на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: нефтяная отрасль; инвестиционная привлекательность; иностранные инвесторы; нефтяной сектор экономики; холдинговые структуры; инвестиционная политика; модернизация; дефицит инвестиций; конкурентные преимущества; инвестиционная активность.
Нефтяная отрасль является важным сектором российской экономики, основой российского фондового рынка, крупнейшим налогоплательщиком, который обеспечивает порядка 43% поступлений в бюджет, она обладает большим мультипликативным эффектом, оказывает сильное влияние на развитие других отраслей российской экономики. Достигнутый в 2008 году объем производства позволил обеспечить рекордные поступления в бюджет в размере 4,4 триллионов рублей [6].
Рост российского нефтяного рынка (увеличение объемов экспорта и расширение рынков сбыта), который не прекращается несколько лет, возрастающий интерес большинства иностранных инвесторов к акциям российских нефтяных компаний (организационная структура которых продолжает подвергаться изменениям), заставляет задуматься о необходимости повышения уровня их инвестиционной привлекательности и формирования стабильной отраслевой структуры на долгосрочную перспективу. В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основанной на принципе самофинансирования развития нефтяной отрасли, резко возрастает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности.
Состояние российских нефтяных компаний в настоящий момент отличается оттого, которое наблюдалось в нефтяной отрасли в переходный период экономики РФ. Процесс разделения единой государственной нефтяной отрасли на отдельные компании достиг своего
промежуточного финиша. В настоящий момент на российском нефтяном рынке можно выделить три основные группы предприятий: крупные нефтяные холдинги с высокой долей государственного участия ("Роснефть", "Славнефть"); крупные частные нефтяные холдинги ("ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Сибнефть"); остальные нефтяные компании. Процесс передела в отрасли будет продолжен: предприятия третьей группы будут постепенно либо объединяться, превращаясь в более крупные производственные формирования, либо будут поглощены крупными игроками из второй группы, в любом случае стабильность нефтяной отрасли на текущем этапе увеличивает ее привлекательность для акционера, который может не опасаться резкого изменения статуса компании [2].
Крупные добывающие компании преврати-лисьв хорошо диверсифицированные нефтяные холдинги, имеющие в своем составе добывающие, перерабатывающие, нефтехимические и нефтесбытовые предприятия, менее подверженные рыночным рискам, что позволяет им оптимизировать расходы и получать стабильную прибыль. Рост диверсификации не мог не найти отражение в ценах акций крупных компаний. Помимо производственной диверсификации, крупные компании проводят политикутеррито-риальной диверсификации. Все большее количество российских компаний приобретают активы в иностранных государствах, позиционируя себя не как чисто российские компании, а как транснациональные структуры. Это дает возможность долгосрочным инвесторам сейчас приобретать акции компаний, которые через несколько лет будут занимать высокие позиции в рейтинге мировых нефтяных компаний.
Следует отметить, что общая эффективность инвестиционной политики нефтяных компаний оценивается путем вычисления эффективности отдельных конкретных инвестиционных проектов, которые можно суммировать или сравнивать. Инвестиционная привлекательность отечественных нефтяных компаний представляет собой относительно обособленную сферу экономико-правовой и организационно-управленческой деятельности.
Современная инвестиционная политика нефтяной отрасли РФ - важный рычаг в осуществлении ее структурных изменений, проведении модернизации нефтяных компаний, освоении новых месторождений, обеспечении занятости населения, развитии науки и техники. Государственная инвестиционная политика нефтяного комплекса представляет собой регламентацию инвестиционной деятельности в отраслевом разрезе с целью возрождения экономики нефтяного комплекса, формирования благоприятной рыночной среды для эффективного функционирования отраслевой экономики с учетом выбранных приоритетов, интеграции
отрасли в единое экономическое пространство в пределах РФ.
Рационализация инвестиционной политики представляет собой различные программы проведения инвестиционных мероприятий в нефтяном комплексе при широком использовании методов прямого и косвенного регулирования, экономического и административного контроля.
В 2009 году министр энергетики РФ Сергей — Шматко на совещании по проблемам развития нефтяной отрасли отметил, что совокупный дефицит инвестиций превысил 200 млрд рублей.
По его заявлению: "...это не позволит приступить к полномасштабному решению поставленных перед отраслью задач. С 2010 года дефицит инвестиционных ресурсов может составить 500-600 млрд руб. Не наблюдается роста инвестиций и в пятилетней перспективе. Согласно пятилетнему плану, предусматривающему бурение более 30 тысяч скважин, решение проблемы утилизации более 60 млрд кубометров попутного газа, строительство установок для первичной переработки нефти в 60 млн тонн и вторичной переработки в более 140 млн тонн, KNTn объем инвестиций должен составить 7,6 трлн \‘ 4
рублей. Этот план уже имеет дефицит в 2,8 трлн рублей. Это без учета затрат на освоение шельфа и реализацию проектов на новых рынках" [7].
Кроме того, в 2009 году инвестиции в нефтепе- 75
реработку в России сократились на 32 млрд рублей, а в 2009-2011 годах еще на 224 млрд рублей.
В октябре 2010 года на совещании по развитию нефтяной отрасли в Самаре Владимир Путин сообщил о том, что инвестиции в нефтяную отрасль РФ до 2020 г. составят 8,6 трлн руб. Он отметил, что ".Министерству финансов и Министерству энергетики РФ необходимо найти баланс между потребностями нефтяных компаний и потребностями бюджета" [5].
По словам В. Путина, примеры такой сбалансированности есть в ряде регионов Российской Федерации. Известно, что проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года предполагает инвестиции в нефтяную отрасль на уровне 7,2 трлн RUR (почти 5,8 трлн RUR- для обустройства и разработки месторождений) [6].
Как ранее сообщало Министерство экономического развития (МЭР) РФ, рост инвестиций в добычу нефти и газа в I полугодии 2010 г. составил 1,4%, переработку нефти -11,7%. Абсолютные цифры ведомство не приводило. Инвестиции в трубопроводный транспорт в январе-июне 2010 г. сократились на 12,7%, однако во II квартале 2011 г. был зафиксирован рост на 5,6% к соответствующему периоду 2009 г.
В энергетическом комплексе рост инвестиций по итогам I полугодия 2010 г. составил 23,5%.
В МЭР отмечали, что инвестиционные планы компаний нефтяной отрасли предполагают рост инвестиций по итогам 2010 г. В частности, инве-
VнЕюстиции
76
стиции ОАО "Газпром" в развитие газопроводного транспорта в 2010 г. ожидаются в объеме 405 млрд руб., что более чем на 30% выше уровня 2009 г. [5].
Дефицит инвестиций может значительно повлиять на инвестиционную привлекательность национальных и усилить конкурентные преимущества иностранных нефтяных компаний [4]. В случае прихода на российский рынок иностранных конкурентов следует ожидать усиления конкуренции, и возможно, изменения "правил игры" на российских рынках:
- будут обновлены национальные стандарты регулирования правоотношений продавца и покупателя, внедрены международные стандарты финансовой отчетности и открытости;
- вступят в силу международные правила стандартизации и сертификации продукции, трудовые и прочие стандарты;
- поэтапно будут исключены меры государственного протекционизма в пользу российского производителя (субсидии, льготы, повышение таможенныхтарифов, установление квот на импорт, введение дополнительных технических регламентов на импортную продукцию);
- будут установлены международные системы предварительной квалификации предпри-ятий-производителей, созданные группами покупателей для защиты от недобросовестных поставщиков.
Для российских предприятий особую опасность в этом случае представят методы, которые применяются крупными иностранными компаниями в странах со слабо развитой экономикой и антимонопольным законодательством. Это, например, временное применение демпинговых цен на товары и услуги с целью устранения с рынка конкурентов; скупка долгов предприятий, являющихся важным звеном в технологических процессах, с целью их банкротства и ликвидации и т.п.[3].
При создании единой долгосрочной государственной стратегии в нефтяном секторе следует сбалансировать в достаточной степени противоречивые интересы сторон инвестиционного процесса (государства, компании-инвестора, поставщиков товаров и услуг, представителей финансово-банковского сообщества). Это будет
способствовать достижению благоприятного инвестиционного климата, который обеспечивает стабильные и разумные правила взаимодействия между государством и хозяйствующими субъектами (необходимое условие поступательного развития воспроизводственных процессов в нефтяном секторе экономики и залог энергетической и финансовой безопасности страны).
Гарантированное обеспечение нефтяной отрасли инвестиционными ресурсами возможно при стабильности и предсказуемости на мировых рынках нефти, при установлении справедливой цены на нефтяное сырье, учитывающей долгосрочные интересы производителей и потребителей нефти.
Для нахождения баланса интересов России и крупнейших мировых энергетических держав и увеличения инвестиционных вливаний в нефтяную отрасль РФ необходимо тесное сотрудничество ОПЕК и РФ, проведение регулярных консультаций с руководством ОПЕК и другими ведущими производителями и потребителями энергетических ресурсов.
В условиях нестабильной экономики наращивание инвестиционной активности в отрасли является наилучшей антикризисной мерой. В этих условиях становится особенно важным выработка окончательных предложений по новой системе налогообложения нефтяной отрасли с конкретными ставками налогов и сроками их введения, согласованными в долгосрочной перспективе.
Примечания:
1. АбрамовС.И. Инвестирование / С.И. Абрамов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
2. Бережной В.И. Вопросы устойчивого развития социоэкологоэкономической системы территории / В.И. Бережной, А.Е. Беляев// Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 6 (29).
3. Иванов И.Д. Нефтегазовый I комплекс России и инвестиционное сотрудничество // Международная жизнь. - 2001. - №5. - С. 74-76.
4. Никольская Е.Г. Экономические аспекты инвестиционного управления / Е.Г.Никольская. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
5. Попков В.П. Организация и финансирование инвестиций / В.П. Попков. - СПб.: Питер, 2001.
6. http://www.ekonomika.by/.
7. http://forexaw.com/.
8. http://portnews.ru/news/.
9. Бережной В.И. Особенности развития экономики территории в условиях рационального природопользования / В.И. Бережной, И.В. Одер//Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 6 (29).
ANALYSIS OF THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF FUEL BASE OF EASTERN SIBERIA AND FAR EAST Manuylova Valerya Vladimirovna, Student
Skorokhodova Irina Georgiyevna, PhD of Economics, Assistant Professor,
Chair of Economics and Technology of Management North-Caucasian Federal University, Stavropol
The main directions of fuel base in Eastern Siberia and the Far East.
Keywords: development; competition; export; realization; investments; directions of perfection of the market; raw materials.