УДК 316.023.6-053.81(470+571)
Иванов Олег Иванович
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ВНЕ ЗАНЯТОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ [1]
Ivanov Oleg Ivanovich
D.Phil., Professor, Department of Theory and History of Sociology, Saint Petersburg State University
MAIN CONDITIONS FOR CAPITALIZATION OF THE HUMAN POTENTIAL OF MODERN RUSSIAN YOUTH NEITHER IN EMPLOYMENT NOR EDUCATION AND TRAINING [1]
Аннотация:
В статье дана авторская трактовка человеческого потенциала современной российской молодежи, находящейся вне занятости и образования (NEET-молодежи). В его структуре выделены три основных компонента: потребности молодых людей выполнять общественно необходимую деятельность (прежде всего образовательную и трудовую), способности к ее осуществлению и готовность в случае необходимости сразу приступить к ее реализации. Рассмотрены основные условия капитализации человеческого потенциала этой группы молодежи. К ним отнесены: адекватная трактовка человеческого потенциала молодежи; его достаточная развитость; увеличение «инвестиций» в него, их рациональное распределение и использование; обеспечение респонсив-ности основных социальных институтов на здоровые запросы молодых людей, вменение в обязанности разных должностных лиц формировать системы потребностей, способностей и готовности молодого поколения выполнять общественно необходимую деятельность; создание благоприятной институциональной среды для реализации сформированного человеческого потенциала молодых людей.
Ключевые слова:
человеческий потенциал, компоненты человеческого потенциала, NEET-молодежь, человеческий потенциал NEET-молодежи, капитализация человеческого потенциала NEET-молодежи, условия капитализации человеческого потенциала NEET-молодежи, потребности, способности, готовность, образовательная деятельность, трудовая деятельность.
Summary:
The article provides the author's interpretation of the human potential of modern Russian youth who are neither in employment nor education and training (NEET). The author distinguishes three main components of such potential: desire of young people to carry out socially necessary activities (primarily educational and labor activities), ability to œnduct such activities, and the willingness to start their implementation immediately if necessary. The article considers basic conditions for capitalization of the human potential of modern Russian NEET youth. These conditions include the following: proper interpretation of the human potential of young people; potential's sufficient development; increase of "investments" into such a potential, as well as their rational distribution and use; ensuring that basic social institutions are responsive to valid demands of young people; the responsibility of different officials to develop systems of needs, abilities and willingness of the young generation to carry out socially necessary activities and to create a favourable institutional environment for realization of the developed human potential of the young.
Keywords:
human potential, human potential components, NEET youth, NEET youth human potential, capitalization of NEET youth human potential, conditions for capitalization of NEET youth human potential, needs, abilities, willingness, educational activities, work activities.
К группе NEET-молодежи (Not in Employment, Education or Training) в международной практике с 2000-х гг. относят молодых людей в возрасте 15-24 лет (в отдельных странах 15-29 лет), которые «не вовлечены в работу, учебу или профессиональное обучение» [2]. В течение последнего десятилетия в России каждый 7-8-й молодой человек находился вне сферы образования и/или труда. За период с 2010 по 2018 г. количество не вовлеченных в работу и/или учебу российских подростков и молодых людей увеличилось наполовину [3].
Такая ситуация не может не вызывать озабоченности. И неудивительно, что к этой проблеме обратились как государственные деятели, управленцы, специалисты по молодежной политике, так и представители научного сообщества. Появились статьи по данной теме [4]. Высказываются разные мнения по вопросам работы с этой группой молодежи. Мы не будем рассматривать эти мнения, а сразу обратимся к постановке вопроса о формировании и развитии человеческого потенциала современной российской NEET-молодежи и его капитализации.
Сама постановка вопроса об условиях капитализации человеческого потенциала современной российской молодежи, находящейся вне занятости и образования, на первый взгляд кажется невозможной. Действительно, потенциал различных групп этой молодежи, его главные компоненты (образовательная и трудовая) до конца не сформированы и находятся на стадиях его постепенного развития, а капитализировать его можно только при определенных условиях. Рассмотрению этих условий и посвящена статья.
На наш взгляд, первым условием является адекватная трактовка человеческого потенциала молодежи: от этого зависят не только пути и способы его научного изучения, но и возможности его формирования и развития.
Человеческий потенциал определяют по-разному. Обзор трактовок этой категории в научной литературе содержится, например, в работе [5]. Здесь рассмотрим лишь одну из них. Наш выбор обусловлен тем, что приверженцы этой трактовки используют для определения как самого потенциала, так и его структуры понятия способности и готовности различных субъектов к социальному действию. В.П. Бабинцев и его соавторы определяют человеческий потенциал молодежи как комплекс способностей и одновременную готовность молодых людей действовать и взаимодействовать, сообразуясь с теми или иными паттернами ценностей и смыслов [6, с. 67].
По нашему мнению, понятие «способность» ключевое для характеристики человеческого потенциала. От его трактовки зависит и наше понимание возможностей формирования способностей. Упомянутые авторы полагают, что «способности к социальному действию допустимо рассматривать как комплекс социальных ресурсов». Авторы пишут, что их спектр весьма разнообразен и включает в себя экономические, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, соревновательные, коллективистские (групповые), деятельностные, инновационные, организационные, технологические и иные ресурсы [7]. Если принять это определение, то основным направлением формирования способностей к социальному действию будет обеспечение молодых людей разными комплексами социальных ресурсов. Но предложенное определение способностей и вытекающие из него практические рекомендации находятся в противоречии с традиционной их трактовкой. На самом деле, социальные ресурсы - одна из основ формирования человеческого потенциала.
Мы придерживаемся психологической трактовки способностей как индивидуально-психологических особенностей личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [8, с. 351]. К числу этих особенностей мы относим знания специальных технологий решения традиционных и нетрадиционных задач и умения (навыки) применять эти технологии [9, с. 46].
Второе значимое для понимания человеческого потенциала понятие - «готовность действовать». По мнению упомянутых авторов, готовность к социальному действию как составляющая человеческого потенциала молодежи включает в себя такие компоненты, как интерес, индивидуальные ценности, мотивация [10, с. 69]. Предложенная трактовка готовности к социальному действию как части человеческого потенциала молодежи также вызывает вопросы. На самом деле здесь нет определения понятия готовности, а есть перечисление компонент, которые якобы входят в готовность. Конечно, при формировании готовности к социальному действию нам надо формировать интересы, индивидуальные ценности, мотивацию молодых людей. По нашему мнению, перечисленные компоненты не сама готовность к действию, а ее предпосылки и триггерные механизмы. Готовность выполнять определенные виды деятельности целесообразно трактовать как сформированные устойчивые установки субъекта действия приступить к деятельности без специальной предварительной подготовки.
По нашему мнению, для характеристики человеческого потенциала, кроме понятий «способность» и «готовность», надо использовать понятие «потребность» применительно к осуществлению действия, так как если отсутствует желание действовать, то ни способность, ни готовность его совершить не реализуются. Поэтому в структуре человеческого потенциала мы выделили три основных компонента: потребности индивидов и общностей выполнять общественно необходимую деятельность, способности к ее выполнению и готовность в случае необходимости сразу приступить к ее выполнению [11, с. 38].
Специфика человеческого потенциала молодежи, находящейся вне занятости и образования, по нашему мнению, заключается в назначении человеческого потенциала этой группы, в его основной функции: обеспечить самореализацию молодых людей, создать такую жизненную траекторию, которая обеспечит приемлемый уровень жизни и реализацию основных материальных и духовных интересов.
Вторым условием капитализации человеческого потенциала современной российской молодежи, находящейся вне занятости и образования, является его достаточная развитость. Чтобы создать человеческий капитал российской молодежи, находящейся вне занятости и образования, необходимо сформировать у них системы потребностей, способностей и готовности выполнять
общественно необходимую деятельность (прежде всего образовательную и трудовую). Создавать человеческий капитал российской молодежи, находящейся вне занятости и образования, могут как сами молодые люди, так и взаимодействующие с ними представители разных социальных институтов.
Третьим условием является оказание различной помощи тем представителям NEET-моло-дежи, которые желают и готовы развивать свой потенциал. Основным объектом «инвестиций» должен стать центральный компонент потенциала - способности выполнять общественно необходимую деятельность (прежде всего образовательную и трудовую).
Четвертым условием является обеспечение респонсивности основных социальных институтов на социально значимые запросы молодых людей, вменение в обязанности разных должностных лиц формировать системы потребностей, способностей и готовности молодого поколения выполнять общественно необходимую деятельность. В наибольшей степени на потенциал современной российской молодежи и его отдельные компоненты могут воздействовать институты здравоохранения, образования, культуры, труда и досуга. Сегодня основные институты здравоохранения, образования, культуры, труда и досуга не участвуют в формировании систем потребностей, способностей и готовности молодого поколения выполнять общественно необходимую деятельность. Представляется необходимым задействовать эти институты в работе в указанном направлении.
Пятым условием капитализации человеческого потенциала современной российской молодежи, находящейся вне занятости и образования, является создание благоприятной институциональной среды для реализации человеческого потенциала, так как только реализация сформированных систем потребностей, способностей и готовности может способствовать преобразованию накопленного потенциала и в человеческий капитал.
Мы охарактеризовали основные условия капитализации человеческого потенциала современной российской молодежи, находящейся вне занятости и образования. К ним отнесены: адекватная трактовка человеческого потенциала молодежи, его достаточная развитость, увеличение «инвестиций» в него и их рациональное распределение и использование, обеспечение респонсивности основных социальных институтов на здоровые запросы молодых людей, вменение в обязанности разных должностных лиц формировать системы потребностей, способностей и готовности молодого поколения выполнять общественно необходимую деятельность и создание благоприятной институциональной среды для реализации сформированного человеческого потенциала молодых людей. На наш взгляд, создание комплекса таких взаимосвязанных условий может стать реальной основой процессов капитализации человеческого потенциала современной российской молодежи, находящейся вне занятости и образования.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00404 А.
2. Youth Neither in Employment Nor Education and Training (NEET) [Электронный ресурс] : Presentation of Data for the 27 Member States. 2011. 16 p. URL: https://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=6602&langId=en (дата обращения: 21.11.2019).
3. Шестакова Н.Н., Скворцова М.Б., Кузьмина Л.К. О человеческом капитале молодежи, которой NEET // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 1. С. 565-586. https://doi.org/10.18334/et.6.1.40077.
4. Блинова Т.В., Вяльшина А.А. Молодежь вне сферы образования и занятости: оценка сельско-городских различий // Социологические исследования. 2016. № 9 (389). C. 40-49 ; Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Там же. С. 31-39 ; Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России // Мир России. 2019. Т. 28, № 1. С. 140-160. https://doi.org/10.17323/1811-038x-2019-28-1-140-160.
5. Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). СПб., 2013. 336 с.
6. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф., Ушамирский А.Э. Человеческий потенциал молодежи: противоречия формирования и реализации в российском социуме // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 6. С. 65-74. https://doi. org/10.22394/2071 -2367-2017-12-6-65-74.
7. Там же. С. 67.
8. Психология : словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.
9. Иванов О.И. Указ. соч. С. 46.
10. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф., Ушамирский А.Э. Указ. соч. С. 69.
11. Иванов О.И. Указ. соч. С. 38.
References:
'Youth Neither in Employment Nor Education and Training (NEET)', Presentation of Data for the 27 Member States, 2011, 16 p., viewed 21 November 2019, <https://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=6602&langId=en>.
Babintsev, VP, Ushamirskaya, GF & Ushamirskiy, AE 2017, 'Human Potential of Youth: Contradictions of Formation and Implementation in the Russian Socium', Srednerussky vestnik obshchestvennykh nauk, vol. 12, no. 6, pp. 65-74, <https://doi.org/10.22394/2071 -2367-2017-12-6-65-74>, (in Russian).
Blinova, TV & Vyalshina, AA 2016, 'Youth Neither in Employment Nor Education: Evaluation of Rural-Urban Differences', Sociological Studies, no. 9 (389), pp. 40-49, (in Russian).
Ivanov, OI 2013, Human Potential (Forming, Development, Application), Saint Petersburg, 336 p., (in Russian). Petrovsky, AV & Yaroshevsky MG 1990, Psychology: Dictionary, Moscow, 494 p., (in Russian).
Shestakova, NN, Skvortsova, MB & Kuzmina, LK 2019, 'On the Human Capital of Young People Who Are NEET', Ekonomika Truda, vol. 6, no. 1, pp. 565-586, <https://doi.org/10.18334/et.6.1.40077>, (in Russian).
Varshavskaya, EYa 2016, 'Russian NEET Young People: Features and Types', Sociological Studies, no. 9 (389), pp. 31-39, (in Russian).
Zudina, AA 2019, 'Neither Work Nor Study: NEET Youth in the Russian Labor Market', Mir Rossii, vol. 28, no 1, pp. 140-160, <https://doi .org/10.17323/1811 -038x-2019-28-1 -140-160>, (in Russian).
Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна