Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ВЕТЕРИНАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА'

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ВЕТЕРИНАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ВЕТЕРИНАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / RISK / VETERINARY AND ECONOMIC SECURITY / STRATEGY

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Шахмурзова А.В.

Появление новых высокотехнологичных производств неизбежно приводит к изменениям в области рисков. В этих условиях не достаточно проверять только конечный продукт. Необходим контроль на всех этапах производства по принципу «от стойла - к столу», с охватом всей производственной цепочки. Государственная ветеринарная служба должна стать главным исполнителем этой работы. Требования к санитарной безопасности пищевых продуктов значительно возросли, так как резко повысилось внимание к качеству продуктов, что связано с изменением образа жизни людей. Поэтому, качественная и особенно количественная оценка рисков превратилась в постоянно развивающуюся науку, в первую очередь, в ветеринарной области. Именно эта служба выполняет роль санитарной полиции, прежде всего по мониторингу эпизоотической ситуации и состоянию площадок для убоя животных (самое удобное место для диагностики болезней животных, в первую очередь, зоонозов). Считаем необходимым наладить постоянный ветеринарно-санитарный мониторинг лич-ных подсобных хозяйств, а порядок его проведения утвердить приказом Главного госветинспектора региона. Большое внимание надо уделять проведению разъяснительной работы среди населения по профилактике опасных заболеваний животных через средства массовой информации (газеты, телевидение, радио), информационно-коммуни-кационную систему Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THREATS TO THE VETERINARY AND ECONOMIC SECURITY OF THE REGION AND THEIR PREVENTION

The emergence of new high-tech industries inevitably leads to changes in the field of risk. Under these conditions, it is not enough to check only the final product. There is a need for control at all stages of production according to the principle «from the stall - to the table», with coverage of the entire production chain. The State Veterinary Service should be the main executor of this work. The requirements for sanitary safety of food products have significantly increased as attention to the quality of products has sharply increased, which is associated with changes in the lifestyle of people. Therefore, qualitative and especially quantitative risk assessment has transformed into a constantly developing science, primarily in the veterinary field. It is this service that performs the role of sanitary police, primarily in monitoring the epizootic situation and the state of the sites for the slaughter of animals (the most convenient place to diagnose animal diseases, primarily zoonoses). We consider it necessary to establish a permanent veterinary and sanitary monitoring of personal subsidiary farms, and approve the procedure for its conduct by order of the Chief State Inspectorate of the region. Much attention should be paid to conducting explanatory work among the population on the prevention of dangerous animal diseases through the mass media (newspapers, television, radio), the information and communication Internet system.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ВЕТЕРИНАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА»

УДК 332,1:619

Шахмурзова А. В. Shahmurzova A.V.

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ВЕТЕРИНАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

THE MAIN THREATS TO THE VETERINARY AND ECONOMIC SECURITY OF THE REGION AND THEIR PREVENTION

Появление новых высокотехнологичных производств неизбежно приводит к изменениям в области рисков. В этих условиях не достаточно проверять только конечный продукт. Необходим контроль на всех этапах производства по принципу «от стойла - к столу», с охватом всей производственной цепочки. Государственная ветеринарная служба должна стать главным исполнителем этой работы.

Требования к санитарной безопасности пищевых продуктов значительно возросли, так как резко повысилось внимание к качеству продуктов, что связано с изменением образа жизни людей. Поэтому, качественная и особенно количественная оценка рисков превратилась в постоянно развивающуюся науку, в первую очередь, в ветеринарной области. Именно эта служба выполняет роль санитарной полиции, прежде всего по мониторингу эпизоотической ситуации и состоянию площадок для убоя животных (самое удобное место для диагностики болезней животных, в первую очередь, зоонозов).

Считаем необходимым наладить постоянный ветеринарно-санитарный мониторинг личных подсобных хозяйств, а порядок его проведения утвердить приказом Главного госветин-спектора региона.

Большое внимание надо уделять проведению разъяснительной работы среди населения по профилактике опасных заболеваний животных через средства массовой информации (газеты, телевидение, радио), информационно-коммуникационную систему Интернет.

Ключевые слова: риск, ветеринарно-экономи-ческая безопасность, стратегия.

The emergence of new high-tech industries inevitably leads to changes in the field of risk. Under these conditions, it is not enough to check only the final product. There is a need for control at all stages of production according to the principle «from the stall - to the table», with coverage of the entire production chain. The State Veterinary Service should be the main executor of this work.

The requirements for sanitary safety of food products have significantly increased as attention to the quality of products has sharply increased, which is associated with changes in the lifestyle of people. Therefore, qualitative and especially quantitative risk assessment has transformed into a constantly developing science, primarily in the veterinary field. It is this service that performs the role of sanitary police, primarily in monitoring the epizootic situation and the state of the sites for the slaughter of animals (the most convenient place to diagnose animal diseases, primarily zoonoses).

We consider it necessary to establish a permanent veterinary and sanitary monitoring of personal subsidiary farms, and approve the procedure for its conduct by order of the Chief State Inspectorate of the region.

Much attention should be paid to conducting explanatory work among the population on the prevention of dangerous animal diseases through the mass media (newspapers, television, radio), the information and communication Internet system.

Key words: risk, veterinary and economic security, strategy.

Шахмурзова Агнесса Валерьевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 707 01 75 E-mail: ashakhmurzova@mail.ru

Shakhmurzova Agnessa Valerievna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 707 01 75 E-mail: ashakhmurzova@mail.ru

Введение. Организационная структура ветеринарных служб в мире разная, но общей тенденцией для всех является анализ рисков и управления ими по всей цепочке производства и распределения.

Основные угрозы ветеринарно-экономи-ческой безопасности агропромышленного комплекса региона - это такие процессы, которые отрицательно влияют на экономические результаты хозяйственной деятельности основных составляющих продовольственных комплексов (молочного, мясного, птицеводческого, рыбоводческого, кормопроизводя-щего т.д.). Низкая эффективность противо-эпизоотических мероприятий, а также нарушение ветеринарного законодательства снижают продовольственную устойчивость и безопасность целых регионов и муниципальных образований.

Ветеринарно-экономические угрозы - это недостаточная эффективность системы гос-ветслужбы, отсутствие координации деятельности ветеринарных организаций регионов по выполнению государственных заданий, исполняемых районными и муниципальными ветеринарными учреждениями, обслуживающими частный сектор и агропромышленный комплекс, а также низкий уровень мер по оптимизации ветеринарного эпизоотического благополучия региона.

Наличие рисков, а также не выполнение предписаний специалистов ветсаннадзора формирует угрозы ветеринарно-экономичес-кой продовольственной безопасности, которые могут приводить к вспышкам опасных для людей и животных заболеваний.

К наиболее распространенным угрозам можно отнести следующие:

- структурная деформация ветеринарных служб субъектов РФ, которая может привести к возникновению и быстрому распространению опасных болезней животных (ящур, африканская чума свиней, нодулярный дерматит, грипп птиц и др.);

- снижение уровня охраны территории региона или муниципального образования от заноса заразных болезней животных из других субъектов РФ (не достаточный ветеринарный контроль на трассах региона по досмотру автомашин с поднадзорными грузами, не санкционированная уличная торговля продуктами животноводства, не достаточный контроль при организации ярмарочной и рыночной торговли (отсутствие сопроводитель-

ных документов, торговля недоброкачественной продукцией));

- не эффективность защиты населения от болезней общих для человека и животных (бруцеллез, бешенство, туберкулез и др.);

- не своевременный привод или не привод скота на профилактические обработки и прививки;

- не санкционированная реализация продукции животноводческого и растительного происхождения непромышленного изготовления (сыры, копчености и др.).

На особом месте находится уровень государственной поддержки ветеринарных учреждений федеральными и региональными властями.

Известно, что без значительных инвестиций в сферу ветеринарии нельзя обеспечить и укрепить материально-техническую базу государственных учреждений ветеринарии, освоить и внедрить в практику работы новых методов диагностики массовых незаразных болезней животных, снизить ежегодный экономический ущерб от заболеваний животных, обеспечить пищевую безопасность.

Именно эффективная деятельность региональной власти в субъектах Российской Федерации в обеспечении ветеринарно-экономичес-кого благополучия является основной составляющей, обеспечивающей ветеринарно-эконо-мическую продовольственную безопасность.

В целях обеспечения региона безопасными и качественными продуктами питания, эффективного взаимодействия контрольно-надзорных органов и бизнеса необходимо перейти к партнерской риск-ориентированной модели надзорной деятельности, когда федеральные и региональные органы осуществляют, прежде всего, профилактическую работу.

К примеру, в КБР в соответствии с полномочиями, определенными статьей 8 Закона РФ «О ветеринарии» государственный ветеринарный надзор осуществляется Управлением ветеринарии Правительства.

На 1 января 2014 года в структуре Управления ветеринарии функцию госветнадзора в муниципальных образованиях осуществляют 11 инспекторов. Все работы выполняются за счет республиканского бюджета.

Случаи нарушения ветеринарных правил носили массовый характер, создавая угрозу эпизоотической безопасности, что привело к возникновению опасных заболеваний животных.

По данным инспекторов нарушения, как правило, сводятся к следующему: на животноводческих фермах сельхозпредприятий не оборудованы санитарные пропускники, нет дезбарьеров, фермы не огорожены, нарушаются правила профилактических вакцинаций и купок.

Исходя из сложившейся ситуации, в 2015 году было принято решение о регулярном проведении ветеринарно-санитарного мониторинга. Под ветеринарно-санитарным мониторингом понимается систематизация, сбор, обработка, анализ информации о заболеваемости и состоянии здоровья животных, а также производимой в республике пищевой продукции на всех стадиях обработки.

В практику ветеринарной службы были введены:

- обход один раз в квартал ветеринарными специалистами государственных бюджетных учреждений совместно с работниками муниципалитетов и участковым полицейским личных подсобных хозяйств;

- опрос владельцев подсобных хозяйств, а также сверка фактического наличия сельскохозяйственных животных с данными похо-зяйственных книг;

- своевременные вакцинации поголовья животных;

- налажена работа по выявлению нарушений, связанных с неисполнением ранее выданных ветслужбой предписаний.

В целом, указанные мероприятия позволили снизить факторы риска распространения особо опасных заболеваний животных, а также повысить ответственность населения по соблюдению требований ветеринарного законодательства.

Особую важность приобретает вопрос возникновения бешенства среди диких и безнадзорных животных. Законодательная база РФ и КБР не позволяет в жестком режиме проводить отлов диких животных в очагах (отстрел

лис разрешен только в определенное время). Методы регулирования численности бездомных собак также не узаконены.

Выводы. Итоги мониторинга показали, что основная работа должна быть направлена на недопущение заноса возбудителей заболеваний на территорию республики и минимизацию биологических рисков в агропромышленном комплексе.

Появление новых высокотехнологичных производств неизбежно приводит к изменениям в области рисков. В этих условиях не достаточно проверять только конечный продукт. Необходим контроль на всех этапах производства по принципу «от стойла - к столу», с охватом всей производственной цепочки. Государственная ветеринарная служба должна стать главным исполнителем этой работы.

Требования к санитарной безопасности пищевых продуктов значительно возросли так как резко повысилось внимание к качеству продуктов, что связано с изменением образа жизни людей. Поэтому, качественная и особенно количественная оценка рисков превратилась в постоянно развивающуюся науку, в первую очередь, в ветеринарной области. Именно эта служба выполняет роль санитарной полиции, прежде всего по мониторингу эпизоотической ситуации и состоянию площадок для убоя животных (самое удобное место для диагностики болезней животных, в первую очередь зоонозов).

Считаем необходимым наладить постоянный ветеринарно-санитарный мониторинг личных подсобных хозяйств, а порядок его проведения утвердить приказом Главного госветинспектора региона.

Большое внимание надо уделять проведению разъяснительной работы среди населения по профилактике опасных заболеваний животных через средства массовой информации (газеты, телевидение, радио), информационно-коммуникационную систему Интернет.

Литература

1. Пелевина Н.И. Организация государственной ветеринарной службы Ульяновской области и ее роль в обеспечении безопасности продовольствия // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы ветеринарной науки». Ульяновск, 2015. С. 3-6.

References

1. Pelevina N.I. Organizatsiya gosudarstven-noj veterinarnoj sluzhby Ulyanovskoj oblasti i ee rol v obespechenii bezopasnosti prodovolstviya // Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii «Aktualnye voprosy veterinarnoj nauki». Ulyanovsk, 2015. S. 3-6.

2. Ромашин М.С. Система ветеринарно-экономической безопасности АПК РФ: проблемы и пути решения. Москва, 2014. С. 1015.

3. Санитарный кодекс наземных животных. 15 изд. 2006. 658 с.

2. Romashin M.S. Sistema veterinarno-eko-nomicheskoj bezopasnosti APK RF: problemy i puti resheniya. Moskva, 2014. S. 10-15.

3. Sanitarnyj kodeks nazemnykh zhivotnykh. 15 izd. 2006. 658 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.