ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Гэн Чжэ
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Основные угрозы энергетической безопасности Китая в современных условиях
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена проблеме энергетической безопасности Китая. Определены главные факторы, влияющие на энергетическую безопасности Китая, проанализированы угрозы в изучаемой сфере. Показаны необходимые направления энергетической стратегии Китая для улучшения положения в области энергетической безопасности. Данное исследование будет полезно исследователям, которые занимаются изучением вопросов энергетической безопасности, стратегии энергоресурсов и положения энергии Китая.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: энергетическая безопасность, транспортировка нефти, структура потребления энергоресурсов, импорт нефти, энергетическое сотрудничество
JEL: F52, Q43, R10
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Гэн Чжэ. Основные угрозы энергетической безопасности Китая в современных условиях // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 9. — С. 1159-1168. — doi: 10.18334/rp.17.9.35253
Гэн Чжэ, аспирантка 2 курса кафедры экономической теории и экономического образования Института экономики и управления, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 10.05.2 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.05.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.9.35253 (с) Гэн Чжэ / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика" Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В последние годы зависимость Китая от внешних энергоресурсов резко возросла, особенно заметно увеличилась доля импорта иностранной нефти. С начала ХХ столетия она выросла с 32 до 59%, при этом стратегический резерв нефти страны остается довольно низким. В то же время угрозы в области безопасности транспортировки нефти морского шельфа, а также вопросы безопасной эксплуатации трансграничных нефте- и газопроводов постоянно возрастают. Кроме того, отсутствие у Китая права голоса на международном нефтяном рынке весьма значительно влияет на стабильность поставок нефти и газа, зависимых от международной волатильности цен на энергоресурсы.
Нерациональная структура потребления энергоресурсов
Вместе с быстрыми темпами роста экономики, в Китае стремительно развивается потребление энергии начиная с 80-х годов прошлого века. Несмотря на то, что в настоящее время темпы потребления и производства энергии значительно ниже среднего уровня, Китай по-прежнему является самым крупным потребителем, производителем и нетто-импортером энергоресурсов в мире [5, с. 97]. В 2014 году объем потребления первичной энергии КНР вырос на 2,6%, достиг 2972 млн тонн нефтяного эквивалента (23% от общего потребления энергии в мире).
Хотя энергетическая структура Китая продолжает улучшаться, основным источником первичной энергии по-прежнему остается ископаемое топливо. В структуре энергобаланса в Китае всегда доминировал каменный уголь (66%), за ним следовали нефть (17,5%), гидроэлектроэнергия (8,1%) и газ (5, 6%) (рис. 1).
В основе дисбаланса между предложением и спросом на энергоресурсы в Китае лежит нерациональная энергетическая структура. В обозримом будущем дефицит нефти будет главной угрозой для энергетической безопасности Китая.
Рисунок 1. Структура потребления первичной энергии, 2014 г.
Источник: [10]
Растущая зависимость Китая от импорта нефти
В 1993 году импорт нефти в Китае впервые превысил экспорт, и чистый импорт нефти составил 9,88 млн тонн. С тех пор Китай стал нетто-импортером нефти, и чистый импорт нефти в Китай увеличился почти линейно. В 2014 году объем импорта нефти в Китае составил около 6,2 млн баррелей в день, увеличившись на 9% по сравнению с 2013 годом. Сейчас КНР в главным импортирует нефть из Персидского залива и Африки. В настоящие время общий объем чистого импорта нефти (в основным сырой нефти) обгоняет внутренние поставки и степень зависимости Китая от импорта нефти также выросла с 30% (в 2000 г.) до 59% (в 2014г.). Долгосрочная зависимость от импорта нефти для удовлетворения спроса устойчивого экономического развития стала необратимой реальностью перед Китаем.
Рисунок 2. Степень зависимости Китая от иностранной нефти, 2014 г.
Источник: [10]
Стратегические запасы нефти Китая стали создаваться относительно поздно: в 2001 г. в рамках «десятого пятилетнего плана»
впервые было выдвинуто четкое предложение по созданию стратегического нефтяного резерва для обеспечения национальной энергетической безопасности. В марте 2004 года Национальный комитет реформ и развития созвал Комитет, ответственный за первый этап проекта по строительству нефтяного резерва, именно с этого началось официальное создание стратегических запасов нефти. Согласно данным Национального бюро статистики, к середине 2015 г. было в общей сложности построено восемь национальных нефтебаз, общий запас которых составил 28,6 млн куб. метров. Среди этих баз семь наземных резервуаров, расположенных в таких городах и округах, как Чжоушань, Чжэньхай, Далянь, Хуандао, Душаньцзы, Ланьчжоу, Тяньцзинь, запасы которых составляют 5, 5,2, 3, 3,2, 3, 3, 3,2 миллиона кубических метров соответственно. Кроме того, создано одно подземное национальное нефтехранилище в Хуандао, в запасе которого хранится 3,2 миллиона кубических метров нефти.
Международное энергетическое агентство (МЭА) установило «линию безопасности» объема стратегических запасов нефти в размере чистого импорта в течение девяноста дней. По оценкам энергетических компаний, для выполнения данной цели создания стратегического резерва нефти, эквивалентного объему импорта за девяностодневный период, Китаю потребуется от 540 до 600 миллионов баррелей сырой нефти. Национальное бюро статистики Китая сообщило, что по состоянию на середину 2015 г. в распоряжении страны восемь национальных стратегических нефтехранилищ и часть общественных резервуаров, объем которых составляет 26,1 миллиона тонн нефти (около 191 миллиона баррелей). По сравнению с состоянием запасов нефти в развитых странах, в Китае отмечается серьезная нехватка нефтяных запасов. В случае перебоев поставок нефти или резкого роста цен на ресурсы на международном рынке, энергетическая безопасность Китая окажется под значительной угрозой.
Скрытая угроза безопасности морской транспортировки
Маршруты транспортировки нефти выстроены еще более неравномерно по сравнению с распределением мировых нефтяных ресурсов. Исторически сложилось так, что проблемы транзитных транспортировок связаны с политическими факторами [4]. Если рассмотреть глобальный нефтяной транснациональный трафик, то можно обнаружить, что более 60% всего объема нефти доставляется по
морю, в то время как менее 40% - посредством трубопроводов [8, с. 5]. Объем морских транспортировок нефти значительный, пропускная способность высокая, в то время как расходы - низкие, поэтому морские каналы стали наиболее важным способом международной нефтяной торговли. Трубопровод в основном используется для наземных транспортировок, этот способ также отличается большим объемом, безопасностью, удобством и низкой себестоимостью. Трубопроводы представляют собой связующее звено между нефтяными месторождениями, портами и нефтеперерабатывающими центрами разных стран.
Международные транспортировки запасов нефти и газа могут столкнуться с различными рисками, например, военными действиями, антиправительственными волнениями и авариями. Вследствие того, что транзитное государство получает прибыль за оказание услуг по транспортировке энергоресурсов, интересы транзитных стран вступают в противоречие с интересами стран-экспортеров энергоресурсов, особенно в аспекте стоимости транзитных услуг. Кроме того, в области защиты безопасности и свободы перевозок нефти интересы государств-экспортеров и транзитных государств также могут пересекаться, что способно привести к снижению обеспечения энергоресурсами и созданию искусственных преград (например, морская блокада, закрытие порта и т.д.) [3, с. 11].
Китай располагается в восточной части континента Евразия, поэтому основными экспортерами нефти в Китай (посредством сухопутных маршрутов) выступают главным образом Россия и страны Центральной Азии, в связи с чем транзитные вопросы сухопутных перевозок не возникают. В действительности проблемы транзитных перевозок в основном сосредоточены на морских маршрутах. В настоящее время 75% импорта энергоресурсов Китая приходится на страны Ближнего Востока и Африки, около 10 % - на Южную Америку, а остальная часть импортируется из России и стран Центральной Азии.
Большая часть импортируемой Китаем сырой нефти должна пройти через Ормузский и Малаккский проливы, в связи с чем можно заключить, что транзитные перевозки импортируемой Китаем сырой нефти в значительной степени зависят от этих двух проливов. Малаккский пролив находится в весьма чувствительной зоне международной политики, в непосредственной близости к ЮжноКитайскому морю, где в последние годы непрерывно происходят
пиратские нападения, а также регионе, где часто случаются транспортные происшествия [9, с. 20]. В связи с этим вопросы снижения риска транспортировки нефти через Ормузский и Малаккский проливы стали одними из центральных в энергетической стратегии Китая.
Угрозы, возникающие для Китая на международном энергетическом рынке
Глобальные политические игры и конкуренция в сфере нефтегазовых ресурсов становятся все ожесточеннее, в то время как пространство влияния Китая на международном рынке энергоресурсов весьма ограничено. Нефтяные компании страны с точки зрения масштабов бизнеса, маркетинговых методов, опыта управления, конкурентоспособности на рынке определенно уступают международным интегрированным транснациональным нефтяным компаниям. Эти международные нефтяные гиганты держат под контролем огромные запасы нефти, поэтому китайским нефтяным компаниям весьма трудно проводить расширение разработки нефтегазовых ресурсов. В настоящее время районы, в которые Китай в состоянии увеличивать объемы инвестиций, представляют собой территории, куда практически не проникают страны Европы и США. Политическая ситуация в этих областях неустойчива, что повышает риск вложения китайских инвестиций за рубежом.
В последние годы Азиатско-Тихоокеанский регион стал крупнейшим в мире районом потребления энергоресурсов. В 2014 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе запасы нефти достигли 5,7 млрд тонн, что составило всего лишь 2,5% доказанных мировых запасов. Добыча нефти в регионе составляет лишь 9,4% мировой добычи, при этом потребление достигает 33,9% от мировых показателей. Китай, Япония, Индия и Южная Корея являются крупными мировыми потребителями и импортерами нефти. Среди этих государств Индия является второй по численности населения страной в мире, которая в связи с быстрым экономическим ростом в последние годы демонстрирует существенное увеличение объемов потребления нефти. Таким образом, между Китаем и другими странами-потребителями нефти Азиатско-Тихоокеанского региона существует неизбежная конкуренция.
Негативное воздействие обсуждения «энергетической угрозы со стороны Китая»
В последние годы некоторые страны Европы и США выразили «глубокую озабоченность» непрерывно растущими объемами импорта нефти и разработок энергоресурсов за рубежом. В 2002 г. постоянный объединенный совет обороны представил Конгрессу США доклад, в котором указал, что США сталкиваются со все более жесткой конкуренцией со стороны Китая на мировом рынке энергоресурсов. В том же году директор Исследовательского института в области национальной безопасности отметил, что «непрерывное увеличение спроса на энергоресурсы со стороны Китая стало угрозой и вызовом энергетической безопасности США, при этом конкуренция двух стран в борьбе за снабжение энергоресурсами станет еще более ожесточенной». Впоследствии обсуждения «энергетической угрозы со стороны Китая» стали все более интенсивными в западных СМИ. В условиях этого давления Китай хоть и остается вторым по величине в мире потребителем нефти, однако степень его участия и право голоса на мировом рынке остаются незначительными.
Угрозы энергетической безопасности Китая в условиях глобализации
Особенностью глобализации в области энергетики является в настоящее время то обстоятельство, что крупные нефтяные компании приобретают все более интернациональный характер. При этом процессы глобализации нефтяных компаний ускоряются, что приводит к обострению проблемы обеспечения нефтяной безопасности как для развивающихся, так и для развитых стран.
Некоторые крупные нефтяные компании корректируют свои стратегии, реализуя крупномасштабные слияния корпораций, проводя совместные реорганизации [1, с. 36]. Эти процессы привели к формированию сильных нефтяных гигантов, имеющих дополнительные преимущества. Например, в число транснациональных нефтяных корпораций входят компании Exxon Mobil, Chevron-Texaco, BP, Shell, Total Fina Elf и др. [2, с. 96]. Международный капитал сосредоточен вокруг нефтяной сферы, результатом чего стало усиление монополизации. С ускорением экономической глобализации международный нефтяной монополистический капитал получает дальнейшее укрепление, в то время как в политической, экономической, военной и дипломатической борьбе стали более очевидны и заметны
нефтяные факторы. Нефтяная экономическая глобализация, с одной стороны, способствовала стабилизации добычи и поставок нефти, предотвращая локальные колебания цен на нефть. Однако, с другой стороны, она сделала нефтяную безопасность стран, особенно зависимых от энергоресурсов, уязвимой перед влиянием международного рынка и подконтрольной транснациональным корпорациям.
Новые проблемы в области охраны окружающей среды
Активная разработка и широкомасштабное использование Китаем ископаемых энергоносителей, в особенности каменного угля, оказало серьезное воздействие на экологическую среду. Китай входит в число немногих стран мира, полагающихся на угольные ресурсы, при этом объем потребления каменного угля составляет 66% от общего потребления первичных энергоресурсов, что на 36% выше среднего мирового уровня. Структура потребления энергоресурсов, основная доля которой приходится на каменный уголь, а также отсталость Китая в области разработок и использования чистых энергетических технологий, с одной стороны, приводит к довольно низкой эффективности применения энергии в настоящее время, с другой стороны, оказывает значительное давление на экологическое развитие страны. Китай является одной из стран с наивысшими показателями объемов выброса диоксида серы и углерода.
В условиях быстрого экономического роста в Китае продолжает расти потребление угля и нефти. Если в своей структуре потребления Китай будет как прежде полагаться на потребление угля, то это хотя и снизит в определенной степени давление на импорт нефтяных ресурсов, но приведет к более серьезным проблемам загрязнения окружающей среды. Загрязнение и разрушение окружающей среды делает невозможным устойчивое долговременное развитие страны. Увеличив объемы потребления нефти и природного газа, Китай столкнется с проблемами внутренних ресурсов и ограничением производства, в то время как зависимость от импорта энергоресурсов принесет стране новые угрозы энергетической безопасности.
Заключение
В условиях современной экономической глобализации энергетическая безопасность является в действительности серьезной
проблемой. Для решения этой проблемы Китай должен корректировать как свою внутреннюю политику, так и внешнюю.
Во-первых, Китай должен активно содействовать осуществлению диверсификации энергетической структуры, увеличивать долю альтернативных и возобновляемых источников энергии, уменьшая зависимость от ископаемых видов топлива.
Во-вторых, правительству следует ускорить совершенствование системы стратегических запасов нефти, увеличив их, что призвано обеспечить стабильность энергоснабжения.
В-третьих, Китаю необходимо регулировать промышленную структуру, внедрять энергоэффективные технологии и снижать энергозатраты, способствуя проведению фундаментальных изменений в потреблении энергии в различных областях [7, с. 178].
Корректируя внутреннюю политику, Китай должен активно стремиться к расширению использования зарубежных ресурсов для достижения диверсификации импорта энергоносителей.
Стабилизируя морскую и железнодорожную транспортировку нефти, правительству страны следует развивать новые морские маршруты и прокладывать водопроводы, избегая таких опасных зон, как Малаккский пролив, а также укреплять сотрудничество с Россией и странами Центральной Азии в области строительства нефтепроводов [6, с. 105]. Кроме того, являясь важным государством-производителем и потребителем нефти в мире, Китай должен активно участвовать в деятельности международного нефтяного рынка, обеспечивая собственную безопасность в условия колебаний цен на нефть и добиваясь права голоса на глобальном рынке энергоресурсов.
Стране необходимо как можно быстрее наладить международное энергетическое сотрудничество в различных областях, направленное на обмен информацией и поддержание стабильности энергетического рынка, вместе с международным сообществом реализовывать трансформацию глобального использования нефтегазовых ресурсов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Анненков В.И., Лахтовский Н.М. Энергетическая безопасность в условиях глобализации
// Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2010. - № 1. - С. 3647.
2. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. - М.: Издательство «Нефть и газ» РГУ
нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006. - 640 с.
3. Жизнин С.З. Российская энергетическая дипломатия и международная энергетическая
безопасность (геополитика и экономика) // Балтийский регион. - 2010. - № 1. - С. 8-21.
4. Иванов А.С., Матвеев И.Е. Состояние мировой энергетики на рубеже 2013 года //
Бурение и нефть. - 2013. - № 1. - С. 3-10.
5. Матвеева Д.В. Энергетическая безопасность Китая в начале XXI в. // Вестник Томского
государственного университета. - 2011. - № 350. - С. 97-99.
6. Потапов М.А. Газовый рынок Китая и перспективы российско-китайского
сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - № 3. - С. 88-106.
7. Хэнсон Ф. Россия и ЕС: энергетическое сотрудничество неизбежно // Россия в
глобальной политике. - 2008. - Т. 6. - № 1. - С. 174-180.
8. Цинь Сяо Проблемы транспортировки энергоресурса в стратегии энергетической
безопасности Китая // Китайская энергия. - 2004. - № 7. - С.4-7.
9. Чжан Цзе Фактор Малаккского пролива в Энергетической безопасности Китая //
Исследование международной политики. - 2005. - № 3. - С.18-27.
10. BP Statistical Review of World Energy [Electronic resource] // BP. - 2014. - Mode of access:
http://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_de/PDFs/brochures/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
11. World energy outlook 2014. - Organization for Economic, 2014. - 748 p.
Geng Zhe, 2nd year Postgraduate student, Chair of Economic Theory and Economic Education, Institute of Economics and Administration, Herzen State Pedagogical University of Russia
The main threats to the Chinese energy security under the modern
conditions
ABSTRACT:
The article is devoted to the issue of the Chinese energy security. The main factors that affect the Chinese energy security are defined, and the threats in the area under study are analyzed. The author shows the essential directions of the Chinese energy strategy for improvement of China's position in the area of energy security. This study will be useful to researchers studying energy security, strategy of energy sources and the position of the Chinese energy.
KEYWORDS: energy security, transportation of oil, structure of energy source consumption, oil import, energy partnership